Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Воспитываем ребенка как всесторонне развитую личность. Благоприятные условия для гармоничного развития ребенка Чтобы ребенок рос психически развитым необходимо

Текст записи:

Известный психолог Анатолий Гармаев делит жизнь человека на 12-летние периоды развития:

От 0 до 12 лет - период запечатления моделей поведения и окружающего мира. Воспитание определяется семьёй: действиями родителей и их выбором педагога детского сада, школы, круга друзей ребёнка - детского сообщества. В это время формируются все базовые структуры личности ребенка.

От 12 до 24 лет - период преобладания внесемейного воспитания. Растет авторитет подростковой и молодёжной среды. Это период самостоятельного эксперимента с различными моделями поведения. От того, что видел, слышал, делал ребёнок первые 12 лет, зависит проявление его положительных или отрицательных свойств характера, унаследованных от родителей и соответствующих его конституции. Подросток не случайно попадает в плохую компанию. Он выбирает наиболее созвучную его внутреннему состоянию. Он не случайно становится зависимым от наркотиков, компьютера и т. п. Этому предшествует длительный период депрессивного состояния, пустоты, наполняемой виртуальными агрессивными образами фильмов, рекламы, компьютерных игр. В 2000 году в Санкт-Петербурге 40-60% старшеклассников имели опыт употребления наркотиков, 10% постоянно употребляли героин, 31% - постоянно употребляли алкоголь.

В 2004 году при обследовании малышей детского сада в группу психологического риска специалисты отнесли от 50 до 95% детей. 50% детей плохо эмоционально дифференцировали свои чувства и ценности. Наблюдается так называемая амбивалентность: негативные и позитивные эмоции они рисуют одним цветом. У 40% малышей наблюдалась психологическая инверсия, то есть страх, болезнь окрашены в позитивные тона, радость, любовь - в тёмные и даже чёрные. На первое место у таких детей выходят такие эмоции, как скука, тоска, обида, ссора, злоба, равнодушие. Воспитатели, отработавшие в детском саду 20-30 лет, отмечают просто взрыв необычных форм агрессивного детского поведения. Конечно, родителям тяжело с такими детьми. Родители жалуются на неуправляемость малышей, невозможность уложить их спать. Они обеспокоены присоединением к уже привычным диагнозам энцефалопатии таких диагнозов, как агрессия неясной этиологии, дизритмия, нарушение основного альфа-ритма биоэлектрической активности мозга, вплоть до его исчезновения. Они экспериментируют с моделями поведения виртуальных героев и своего реального детства. Иногда эти эксперименты заканчиваются трагически.

Петербургский психолог М. А. Куртышева выделяет три основных условия обеспечения психической устойчивости детей и выработки доминанты процессов торможения нервной системы ребенка:

1) организация чёткого режима дня, особенно сна и бодрствования;

2) дисциплина;

3) гармоничное окружение и деятельность ребенка на всех этапах формирования его личности в семье.

Но прежде чем приступить к психологической реабилитации семьи - следует остановить информационно поражающий поток, бомбардирующий сознание наших детей ежедневно и ежечасно. Участники международной программы из 13 европейских стран под патронажем Европейского парламента вручили Почётную Грамоту создателям фильма "Виртуальная агрессия" "...за огромный позитивный вклад в дело воспитания нового поколения...". Этот фильм вскрыл страшную правду об информационном поражении психики детей современным телевидением, компьютерными технологиями.

Следующий этап - гармонизация окружения и деятельности ребенка вместе с родителями, наполнение радостью жизни семьи.

Первое психическое состояние человека по Карлу Юнгу - слитность с психикой родителей. Нервные и психические нарушения у детей вплоть до 12 лет вызваны исключительно нарушениями психической сферы родителей. Только вместе с родителями, помогая и родителям и детям выйти из депрессии, сегодня можно воспитать психологически здорового ребенка.

Для удобства родителей, желающих иметь психологически здоровых детей, создана таблица, в которой чётко перечислены все этапы формирования личности ребёнка и необходимые действия родителей (табл. 33).

Таблица 32

Отражение периода запечатления в течение жизни

(Каждая колонка читается отдельно, сверху вниз:

например, проблемы в возрасте от 3 до 5 лет отражаются в возрасте от 19 до 21 года, от 26 до 28 лет, от 40 до 42 лет и т. д.)

Внутриутробный период 0-3 года 3-5 лет 5-7 лет 7-10 лет 10-12 лет

Проявление проблемы возможно в любой период жизни

30–32 года

В период запечатления от 0 до 12 лет (и особенно от 0 до 3 лет) каждое Ваше действие, состояние и всё окружение ребёнка "запечатлевается" в его сознании и подсознании - от этого зависят основные успехи и неуспехи его взрослой жизни.

1. От 0 до 3 лет обеспечьте гармоничное окружение ребенку и информационную безопасность:

Исключите просмотр телепередач и нахождение ребёнка в комнате, где работает телевизор. В дальнейшем допустимы по Вашему строгому выбору развивающие передачи 15-30 минут в день, обязательно с чёткой грамотной речью, а не с междометиями. Предпочтение отдавайте фильмам с идеальной моделью поведения детей в реальных условиях жизни. Так, например, документальные фильмы, иллюстрирующие данное "Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка". По нашему опыту, младенцы 2-7 лет с удовольствием смотрят эти фильмы. С их помощью можно подготовить ребенка к поступлению в детский сад, школе, практической жизни. Список фильмов "Домашней детской фильмотеки" представлен в конце книги.

Исключите использование ребёнком компьютера до 6 лет (игры, обучение). Специалисты допускают пользование компьютером для детей после 6 лет - 10 минут, младших школьников -15 минут, учащихся 5-6 классов - 20 минут, 8-9 классов - 25 минут в день.

С учебными целями допустимо использовать компьютер после шести лет, когда при правильном воспитании ребёнка закончено формирование основных структур личности, когда ребёнок уже познакомился с самим собой - чувствует свой самообраз (психолог А. М. Куртышева), уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, уже развил свои реальные способности и таланты, имеет опыт сопереживания, сострадания, сорадости, только в этом случае компьютерные виртуальные образы (тщательно отобранные родителями) не принесут вреда физическому и психическому здоровью детей, а могут быть использованы им для развития творческих способностей.

Использование виртуальных образов ребёнком (даже взрослым) в отсутствие фундамента телесного, душевного и духовного здоровья приводят к:

а) нарушению восприятия живого образа, нарастанию неумелости в деятельности в обычных условиях, восприятию мира в "искусственном" масштабе вне связи с реальным временем и пространством.

б) путанию реального и виртуального мира. До 6-7 лет у детей отсутствует механизм различия обыденной и виртуальной реальности, ребёнок продолжает виртуальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспособиться к своему реальному "Я".

Кроме того, до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии. Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично научиться разделять реальности - виртуальную и действительную.

в) заражению сознания "информационной инфекцией", то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному "отравлению". Виртуально убивая и подавляя, ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности. Привычная человеческая шкала ценностей переворачивается, извращается восприятие ребёнком окружающего мира.

г) задержке психического различия за счёт длительного восприятия жёстких, негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании роботизированных игрушек).

д) затруднению восприятия ребёнком себя: изменению сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодвижений). У ребёнка развивается невнимательность, неусидчивость, "витание в облаках"; нарастает, как снежный ком, неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мышления.

е) включению ребёнком в свой образ чужого образа, отождествление себя с ним.

Виртуальные образы привлекают внимание ребёнка и создают психологическую зависимость за счёт искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов и гипервозбудимости детей.

Компьютерные игры психиатры всего мира считают наркотиком нового поколения, уводящим ребёнка из мира настоящего в мир иллюзий. Вырастая, он будет тратить своё свободное время на компьютерные игры в ущерб своей настоящей жизни.

Для защиты от информационно поражающих детское сознание факторов:

исключите прослушивание дисгармоничной музыки, неконтролированный просмотр телевизора (до 2-х лет японцы вообще не рекомендуют смотреть детям телевизор), информационно-поражающему потоку средств массовой информации, который бомбардирует сознание детей ежедневно и ежечасно, противопоставьте образы жизни и радости, т. е. свою любовь, теплоту и внимание к ребенку. Делайте это постоянно;

окружите ребёнка природными материалами;

широко используйте пение без инструментального сопровождения (колыбельные и т. п.); обязательно давайте возможность ребёнку побыть в тишине (без музыки и т. д.); используйте любые средства традиционной культуры (музыка, танцы, рисование, лепка, особенно традиционные народные праздники). Любой стресс, перенесённый ребёнком, можно устранить, дав ему краски и попросив нарисовать, что ему хочется, - выплеснуть красками негатив. Почаще предоставляйте ребёнку такую возможность. Восстанавливает равновесие нервной системы и раскрашивание древних узоров и картинок в традиционном народном стиле. С колыбели читайте писателей-классиков (А. С. Пушкина и др.), что окажет особое влияние на будущую грамотность; используйте книги, картинки, слайды, диафильмы, кукольный театр, игрушки.

2. Не позволяйте ребёнку смотреть и слушать то, что по Вашему мнению не является образцом для подражания.

Обращайтесь с ребёнком и окружающим миром так, как Вы хотели бы, чтобы обращались с Вами - терпеливо и доброжелательно. Главное в педагогике - любить детей и подавать личный пример. Ребёнок запечатлевает не внешность педагога, который может говорить с улыбкой и спокойно, а состояние его души - гнев, зависть, эгоизм, поэтому постоянно работайте над собой.

3. Ежедневно уделяйте внимание ребёнку, не забывайте о его существовании.

В те минуты, когда Вы концентрируетесь только на нём, он развивается. Вы - его здоровье, его "питание". Все проблемы ребёнка до 7 лет - это проблемы матери. До семи лет ребёнок не может развиваться без Вас, ему никто и ничто (никакие технологии или произведения искусства) не может заменить внимание, тепло и любовь матери.

Дети африканских женщин, от рождения не разлучающиеся с матерью, так как сидят у неё за спиной, значительно обгоняют до двухлетнего возраста своих европейских сверстников в развитии. Вероятность дальнейшего их отставания может быть обусловлена отсутствием обучающих методик. Как показали исследования М. Н. Поповой, именно телесный и эмоциональный контакт с матерью оказывает развивающий и оздоравливающий эффект на детей. Так что обнимайте своих детей, берите их на руки - это питает их и телесно, и психо-эмоционально. До 7 лет интенсивно формируется привязанность ребёнка и тёплое чувство любви к родителям. Не упустите это драгоценное время, потом Вы не сможете его вернуть. Научитесь любить ребёнка, и он научится любви к Вам.

4. Научитесь играть с ребёнком.

(Подробно о методике обучения ребёнка через игру можно узнать в книге Л. Чистович и Е. Кожевниковой "Разум, чувства и способности младенца".)

а) Всегда следуйте за вниманием ребёнка, но не подавляйте его своей активностью.

Например:

В 0-3 мес. ребёнок гулит (инициатива ребенка) - подойдите, установите контакт и повторите его гуление, поддержите разговор;

В 4-6 мес. пошумите игрушкой сбоку от лица, подождите, пока ребёнок не заинтересуется, проявит инициативу - повернёт голову, протянет ручки к игрушке и попытается схватить её - дайте её ему; если он не сможет схватить, вложите ему в руки;

В 7-9 мес. ребёнок посмотрел на мяч; обыграйте то, что его заинтересовало, спрашивая: "Что это там? - Это мяч. Хочешь его взять?" и т. д.;

Показывайте действия с каждой новой игрушкой, например:

машину возите за верёвочку, грузите в неё груз, затем ждите проявления внимания ребёнка к Вашим действиям, пусть повторит;

игра с пелёнкой с целью обучения игре в прятки (подготовка к разлучению с мамой - детский сад, школа). Мама кладёт пелёнку на лицо ребёнка и спрашивает: "Где Миша?" - убирает с его лица. - "Вот он, Миша!". Мама ждёт, когда ребёнок проявит инициативу и сам уберёт со своего лица пелёнку, затем делает удивлённое лицо: "Откуда ты взялся?". Второй этап - мама закрывает своё лицо пелёнкой: "Где мама?". Ждите, пока ребёнок сам не сдёрнет пелёнку: "Вот мама!". Третий этап - начинайте обучение его настоящим пряткам с членами семьи и игрушками.б) Обеспечьте условия для свободной игры ребенка: приготовьте материалы, прочитайте накануне сказку, выбрав какой-то развивающий сюжет. В игре ребёнок ищет смысл своей будущей взрослой жизни, поэтому изображает все виды взрослой деятельности; хорошо, когда его знакомят со многими из них.

Не тормозите познавательную активность ребенка. Например, ребёнок в 6 месяцев громко стучит крышкой о кастрюлю. Активный интерес к окружающему миру и исследование его - основа дальнейшего желания учиться.

Подбирайте гармоничные игрушки (а не безобразных роботов), стимулирующие познавательную активность ребёнка, из природных материалов, естественных цветов, самодельные игрушки, предметы взрослого быта. Игрушки должны давать простор для творчества ребенка. Ограничьте использование игрушек типа Барби, в которых завершённое творчество взрослых застывает в формах, тормозящих воображение ребёнка и стимулирующих эгоцентричность.

Обязательно играйте с ребёнком на воздухе, лучше с несколькими детьми.

По методике В. А. Куца "Традиционная пластика" поставьте их в круг. Начните с разминки: потягивание с зеванием, потряхивание руками и ногами, пение в хороводе, ладушки, шлепки, притопы со скороговорками и разнообразные подвижные игры: чехарда, пятнашки, Али-баба и др.

5. Ежедневно разговаривайте с ребенком, чётко произнося слова и грамотно строя обороты речи; не коверкайте слова, имитируя речь детей. Общаясь с ребёнком, старайтесь, чтобы его глаза и Ваши находились на одном уровне (в дальнейшем при общении ребёнок будет смотреть в глаза собеседнику).

Повторяйте любимые произведения ребёнку много раз. Чем лучше он их знает, тем чаще просит читать. В дальнейшем это может стать основой удивительной грамотности и прекрасно поставленной речи. Использование картинок для развития речи рекомендуется начинать в 2-6-месячном возрасте (один крупный предмет на листе размером обычной тетради).

6. В воспитании придерживайтесь принципа "табу-редки".

Табу (запрет) должно быть обязательным, но редким, в соответствии с нормами традиционного воспитания. Запрещается только то, что запрещено кодексом общественного поведения и Божьими заповедями, что опасно для жизни. Например, ребёнок, ударивший бабушку, должен быть наказан. Это - табу. В других случаях, например, если он стучит молотком по кастрюле, нужно переключить внимание ребенка и дипломатично решить проблему так, чтобы не затормозить его познавательную активность (см. статью психолога И. И. Мамайчук "Младенец приходит в мир").

7. Никогда не наказывайте ребенка, находясь в злобе.

Народная мудрость гласит: "Учитель, наказывающий ребёнка в раздражении, тешит свою плоть". Когда родитель хочет поправить своего ребёнка, он обязан полностью владеть собой. Ребёнок должен понять, что родители печалятся его поведением и вынуждены его наказать, так как плохое поведение ребёнка - это "болезнь", наказание - "лечебное воздействие", а родители - "врачи". Одна мудрая мать перед тем как наказать ребёнка говорила: "Придется нам выгнать эти капризы! Надо же, как они мучают моего любимого сына, что он даже сам на себя не похож!"

Христианская мудрость гласит: "Возлюби грешника, но возненавидь грех". Дайте понять ребёнку, что Вы его любите всегда, но Вы ненавидите его плохие дела. Никогда не говорите ребёнку, что Вы его не любите или что он идиот и т. п. Подчеркивайте, "запечатлейте" в ребёнке его лучшие поступки, и Вы поборете вместе с ним слабости и страсти, которые суть болезни души и есть у каждого человека.

До трёх лет телесные наказания запрещены. После трёх лет, любя, спокойно можно наказывать ребёнка при нарушении им табу, но не ладонью, которая ласкает и кормит. Детские психоневрологи рекомендуют прутик, который висит на стене. Прутик используется очень редко, как действенное лечебное средство, только по ягодицам и обязательно кратко, но ощутимо. В дальнейшем ребёнок обычно исправляется только при упоминании и указании на прутик. Ребёнок должен почитать родителей и наставников. В Библии написано: "Нагибай шею сыну в молодости, иначе он нагнёт тебе шею в старости".

Почитание и уважение - разные понятия. При правильном воспитании дети почитают родителей, нуждаются в их мудром совете в различных своих проблемах. Уважение - это внешнее благопристойное отношение без нужды в советах и возможное забвение родителей при появлении материальной независимости от них. Главный возраст воспитания почитания и послушания - от 5 до 7 лет. В семье с традиционным православным воспитанием в этом возрасте дети учатся высшему искусству послушания - послушанию родителям с радостью и пониманием.

8. Ответственность в вопросах духовно-нравственного воспитания детей целиком лежит на родителях.

Ребёнок должен быть обучен пользоваться уже заложенным в нём природой стремлением к чистоте, нравственному совершенствованию, постоянному и жизнеутверждающему творчеству, постоянному чувствованию самообраза, умению различать события и самого себя в этих событиях ("Психологическая культура восприятия и понимания самого себя", психолог М. А. Курташова), правильной оценке добра и зла.

Ребёнок уже в дошкольном возрасте должен быть ознакомлен с опасностями для его психического здоровья со стороны современных религиозных сект и с принципами поведения при попытке завербовать его членами сект. Наиболее опасны, с точки зрения врачей-психиатров, последователи "Рейки" - универсальной энергии, сайентологии (дианетики), секты сатанистов, "Белого братства", "Свидетели Иеговы", Муна и др.).

9. Не закрепляйте в сознании ребёнка эпизоды плохого поведения положительными стимулами.

Например, ребёнок требует от Вас включить телевизор, при этом падает на диван, кричит, дёргает ногами. Если Вы дадите ему конфету (или другое поощрение) для того, чтобы его успокоить, то он с удовольствием будет повторять свои требования. В таком случае необходимо переключить его внимание или дать ему возможность успокоиться самому, но ни в коем случае не выполнять требование, предъявляемое Вам ребёнком в такой форме.

10. Относитесь к ребёнку с учётом его пола и его роли в будущей семейной жизни.

Ребёнок - будущий родитель. Петербургский психолог А. И. Захаров в своей статье "Инстинкт материнства" отметил следующее влияние детства на становление материнства:

а) Если у будущей матери нет опыта общения с братьями и сестрами, то инстинкт материнства проявляется у неё в более позднем возрасте или не способен проявиться вообще.

б) Сила любви матери к дочери - насколько мать любила свою дочь, настолько и она будет способна любить своих детей.

в) Подчеркивание матерью женских качеств любви к потомству: произнесение ласковых слов, поглаживание, разговоры невзначай - какие хорошие будут дети, как они будут любить маму, и мама будет любить их.

До периода возраста зрелости человека можно выделить 7 периодов, способствующих естественным образом инстинктам материнства и отцовства:

Первый период, от 0 до 1 года. Закладываются основы эмоционального контакта со всеми людьми. Ухудшает этот контакт нежеланная беременность, малый срок кормления грудью, в результате которого не реализуется инстинкт сосания ребёнка и он трудно расстается с соской, и далее невротически зависит от матери: мальчик - маменькин-сынок; девочка - сверхопекание своего потомства; эгоизм матери (любовь к себе, предпочтение своих эмоций всем другим).

Второй период, от 1 года до 3 лет. Для девочки важно не допускать испуга от мужчины, например, от врача-мужчины или запугивание плохим дядей, который заберет в мешок. В дальнейшем может осложняться нормальный контакт с лицами мужского пола.

Третий период, от 3 до 5 лет - возраст любви к матери. Если девочка и мальчик реализуют себя в любви к матери, то в следующем возрасте они принимают роли своего пола: девочка принимает роль матери, мальчик принимает роль отца.

Четвёртый период, от 5 до 7 лет - возраст положительной поло-ролевой идентификации с родителем того же пола: мальчик принимает роль отца, девочка принимает роль матери.

Пятый период, от 7 до 10 лет - формирование чувства ответственности, долга.

Шестой период, от 10 до 15 лет - возраст полового созревания. Положительное восприятие своих возрастных изменений: девочкой - женственности, мальчиком - мужественности. Плохо, если девочка агрессивна, резко маскулинизирована. В дальнейшем такая девочка будет презирать мальчиков, далее искать недостатки у мужа.

Седьмой период, от 15 до 21 года - юношеский возраст до периода зрелости. Так же, как и в возрасте от 3 до 5 лет, главная тема возраста - любовь и проблемы, связанные с ней, романтические и сексуальные чувства. Со способами преодоления проблем, связанных с юношеским возрастом, Вы можете ознакомиться в разделе "Духовное воспитание в трудах св. Феофана Затворника, XIX век".

11. Внимательно относитесь к выбору учителей и друзей.

Так, например, если в период ученичества с 7 до 10 лет ребёнку не встретился учитель, способный развить желание и умение учиться, то всю жизнь, и особенно в периоды 14-17 лет, 30-32 года, 36-38 лет и т. д., человек будет испытывать нежелание учиться.

С 10-летнего возраста, особенно в 12-14 лет, особое значение приобретает выбор друзей, авторитет которых в этот период особенно возрастает и превалирует над авторитетом семьи. Следует заблаговременно помочь найти ребёнку молодежную организацию, принципы воспитания в которой совпадают с Вашими, в которой ребёнку интересно, где он учится преодолевать трудности и развивается. Например, Российская организация юных разведчиков использует принцип воспитания в походных условиях в рамках православного мировоззрения.

12. Только принимая и одновременно отдавая, ребёнок находится в гармонии.

Ребёнок принимает (потребляет) от родителей заботу о нем. Его кормят, с ним гуляют и играют. Он получает информацию от них и через них (обучение, театр, цирк, концерт, музей и т. п.) и все проявления родительской любви, прежде всего посев добродетелей. Ребёнок отдает (не отдавать нельзя, так как возникают проблемы в психо-эмоциональной сфере) - в виде благодарности, извинения, помощи и внимания к родителям, ласки. Обязателен посильный труд из трёх компонентов: самообеспечение, отклик на нужду ближнего, домашний, сельскохозяйственный труд, а также работа по способностям - учёба, музыка, спорт, изучение иностранного языка и т. д. Если в период с 5 до 7 лет (период послушания и труда, период, определяющий работоспособность человека в течение жизни), ребёнок не трудился, то есть не отдавал, а только потреблял, причём много, то силы его

души натренированы на потребление. Он сможет, будучи взрослым, не уставая,

часами смотреть телевизор, вести праздные беседы, слушать музыку и т. д., но у него не будет сил трудиться ни дома (не сможет заставить себя что-то починить, позаниматься с ребёнком и т. п.), ни на работе.

С самого раннего детства следует "ловить" каждое желание ребёнка потрудиться. Конечно, гораздо легче самому вымыть пол, посуду, чем терпеливо делать это вместе с ребёнком, который больше мешает, чем помогает. Необходимо выработать у ребёнка привычку трудиться, помогать ближнему, и тогда всю жизнь это будет доставлять ему радость. "Тяжело в ученье, легко в бою", - знаменитая фраза полководца Суворова. Готовьте детей к трудностям жизни и физически, и духовно, и они будут благодарны Вам, когда вступят во взрослую жизнь.

13. Обсуждайте с ребёнком все события, происходящие с ним.

Давайте им оценку. Ребёнку полезно столкнуться с плохим, если он сделал из этого правильный вывод и не повредился сам. "Всё тебе возможно, но не всё полезно", - говорил Апостол Павел. Неправильно ограждать ребёнка от реалий жизни, правильнее - разумно использовать их в воспитательных целях, учитывая душевные и физические силы ребёнка.

Древние говорили:

от года до 5 лет ребёнок - царь: все служат ему, управляют ребёнком незаметно, дипломатично, исключая случаи табу (см. выше пункты 6, 9);

от 7 до 15 лет ребёнок - раб. Хозяин печётся о своём рабе, заботится о нём, любит его, и раб платит ему любовью, трудом и послушанием. В этом возрасте воспитывается послушание и трудолюбие. В 7 лет в Спарте мальчика отдавали на воспитание в военное поселение, девочки профессионально нянчили своих младших сестрёнок и братишек. Период с 5 до 7 лет - переходный, с постепенной выработкой навыков послушания. Без послушания ребёнок не сможет реализовать свои деловые качества во взрослом состоянии и не сможет уважать Вашу старость;

от 15 и старше ребёнок - друг. Вы можете только советовать ему как поступить, а выбор остаётся за ним. Руководство им вновь строится на Вашей дипломатии и том почитании родителей, которое Вы сумели воспитать.

Составитель: Апажев В.Б.

Каждые родители, в будущем, желают видеть своего ребенка, как всесторонне развитую личность, с собственной жизненной позицией, социально адаптированную, легко устанавливающую контакт с окружающими людьми и миром. А для достижения всего этого, необходимо начать заниматься развитие ребенка еще с самого раннего возраста. Буквально уже с первых дней рождения, родителям стоит начать развивать ребенка, общаться с ним и постепенно знакомить с окружающим миром. Не стоит при этом пренебрегать достижениями современной педагогики и психологии. Поэтому, лучше всего, кроме тщательного домашнего воспитания своего чада, доверить эту работу и профессионалам.

Чтобы уделить надлежащие внимание и расставить правильные акценты в процессе развития ребенка, как умственного, так и физического, существует школа раннего развития Clever Kids, которая практикует современные методики образования и развития детей разных возрастов, начиная от 1 года, а также глубоко внедряет в процессе обучения индивидуальный поход к каждому ребенку. С более детальной информацией о методиках, используемых в развитии малышей, а также работой данного учреждения, можно ознакомиться на сайте http://cleverkids.com.ua/.

В целом, детский садик и его посещение малышом, занимает очень важное в общем развитии ребенка. Ведь, кроме того, что с ребенком занимаются профессиональные воспитатели и психологи, малыш постоянно находится в коллективе сверстников, что несомненно, положительно влияет на его социализацию и умение устанавливать контакты с окружающими людьми. Он учится дружить, общаться, развиваются его коммуникативные навыки и жить в обществе. Кроме этого, посещение ребенком детского сада помогает избежать "замыкания в себе", боязни людей.

Популярной в наши дни стало использование в детских дошкольных учреждениях методики обучения Марии Монтессори. Данный метод обучения базируется на особом внимание на психологическом и физическом развитии ребенка, его приспособлению к жизни, развитии его самостоятельности и индивидуальности. Центр Монессори - это место, где все соответствует ребенку, начиная от специально подобранных дидактических материалов, до размеров мебели в помещении, все стульчики, полочки и прочее должно быть не большим и удобным для малышей.

Всегда важно помнить, чтобы ребенок вырос умным, с крепким физическим и психологичным здоровьем, был социально адаптирован и гармонично развитым во всех направлениях, его воспитанием следует заняться с самого раннего возраста. Правильное воспитание и любовь родителей - залог будущего успеха, пока еще такого маленького человека.

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.


Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.


Что такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.


Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.


Детский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании — когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей — самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

На психическое здоровье ребенка большое влияние оказывает эмоциональная обстановка в семье. Поэтому для того чтобы ребенок вырос психически и эмоционально здоровым следует помнить несколько важных правил:

1. Любите своего ребенка безусловно.

Это значит, что ваша любовь не должна зависеть от каких-либо обстоятельств, недостатков или достоинств, успехов или провалов ребенка. Безусловная любовь не зависит от ваших ожиданий, и даже от поведения ребенка.

Самое сложное как раз и заключается в том, чтобы уметь отделять личность ребенка от его поступков. Ругая ребенка, важно акцентировать внимание на его плохом поведении, а не на нем самом. Нельзя говорить: «Ты глупый» или «Ты плохой», следует говорить: «Твои успехи по учебе неважные» или «Твое поведение отвратительно». Не оценивайте ребенка, оценивайте его поведение и поступки.

2. Поддерживайте своего ребенка.

Самая лучшая поддержка - это вера в своего ребенка. Не стоит помнить прошлые неудачи малыша, помните только его успехи и победы. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах. Вселяйте ребенку веру в то, что он справится с теми задачами, которые вы на него возлагаете. Помогайте малышу обрести уверенность в себе. Демонстрируйте свою любовь ребенку. Проводите с ним больше времени, чаще обнимайте и целуйте его, шутите с ним, жалейте его.

3. Умейте быть требовательным.

Следите за тем, чтобы ребенок выполнял те требования и правила, которые вы поставили перед ним. Однако, выставляя требования, важно соблюдать несколько условий:

  • не говорите зло, раздраженно, не кричите и не упрашивайте;
  • не требуйте выполнения слишком трудных задач, они должны быть посильными для ребенка;
  • распоряжения обоих родителей не должны противоречить друг другу.
Загрузка...