Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Вечернее богослужение в православной церкви, что входит. Последование малого повечерия

Устав совершения малого повечерия находится в Часослове и в Октоихе «в субботу на повечерии». Краткие замечания о нем сделаны в 7 и 9 главах Типикона. Последование малого повечерия полностью содержится только в Следованной Псалтири и Каноннике, а в Часослове дано неполное последование со ссылками на молитвословия из Великого повечерия и вседневной полунощницы.

По указанию 7 главы Типикона малое повечерие должно совершаться в притворе. В настоящее же время малое повечерие в большинстве случаев читается священнослужителями келейно или же входит в состав вечернего монашеского правила (малое повечерие с 3-мя канонами и вечерние молитвы) и совершается в храме, а не в притворе.

Перед началоммалого повечерия священник облачается в епитрахиль и поручи (согласно установившейся повсеместной практике), крестится, целует край святого престола и Евангелие и снова крестится. Затем при закрытой завесе царских врат, он выходит северной дверью на солею. Сотворив три поклона перед царскими вратами, священник возглашает: «Благословен Бог наш...».

Примечание. Такое начало малого повечерия положено в том случае, если оно совершается после великой вечерни или же отдельно, в своё время, но не сразу же за вечерней. Если же перед малым повечерием совершалась вседневная вечерня, то священник после произнесения отпуста вечерни в алтарь не уходит, а сразу же на солее полагает начало малого повечерия: «Благословен Бог наш...». После трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» он уходит северной дверью в алтарь, где, закрыв завесу, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, покрывает престол покрывалом и снимает фелонь.

Чтец: «Аминь», «Приидите поклонимся…» (трижды) и три псалма: 50 псалом –«Помилуй мя, Боже...» (находится в последовании вседневной полунощницы), 69 псалом – «Боже, в помощь мою вонми...» (находится в последованиивеликого повечерия) и 142 псалом –«Господи, услыши молитву мою...» (находится в последовании великого повечерия).

Священник после трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» уходит северной дверью в алтарь, становится перед престолом и стоит здесь до конца малого повечерия, произнося положенные возгласы.

Примечание. Если малое повечерие совершается отдельно от вечерни, то начало обычное: «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…». Далее : «Господи, помилуй» (12 раз) и «Приидите поклонимся…» (трижды).

Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» (находится в последованиивеликого повечерия), которое читается и на утрене. После славословия читается «Символ веры» (находится в последованиивседневной полунощницы) и далее читается канон. О каноне в Часослове умалчивается, но 9 гл. Типикона указывает молебный канон Божией Матери из Октоиха рядового гласа, да и в самом Октоихе на каждый день седмицы, в том числе и накануне воскресенья, помещается канон Пресвятой Богородицес указанием припева к нему: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Дни, когда канон на малом повечерии читать не поло­жено:

1) Пасхальная седмица;

2) седмичные дни периода Пятидесят­ницы;

3) начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых;

5) вечер недели сыропустной, если совершалось бдение;

6) седмичные дни мясопустной и сыропустной недели, кроме сыропустной среды и пятка. Но если в сыропустную седмицу случиться Сретение, то на повечерие переносится трипеснец Триоди утрени того дня на который выпал праздник.

Дни, когда на малом повечерии вместоканона БогородицыизОктоихаположены другие каноны:

1) в дни предпразднства праздников Рождества Христова, Богоявления и Преображения, а именно: с 20 по 24 декабря, с 2 по 5 января и 5 августа (если выпадает в воскресенье). В эти дни канон БогородицыОктоихазаменяется трипеснцами иканонами Минеи;

2) в первое воскресенье Великого поста читается канон пророкам из Триоди;

3) в пятницы сырной седмицы и седмиц Пятидесятницы (исключение: пасхальная седмица), когда читаются заупокойные каноны гласа из Октоиха, положенные в субботу на утрени и каноны святых, прилучившихся в субботы и воскресенья;

4) от пятницы седмицы Ваий до дня Пасхи, когда читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной;

5) в день праздника Пятидесятницы читается канон Святому Духу из Триоди.

Дни, когда на малом повечерии положеныдваканона:

1) во все воскресные дни Великого поста, когда поются каноны святых, память которых случится в период от субботы Лазаревой до Антипасхи, а также в 2-ое, 3-ье, 4-ое и 5-ое воскресенье, в среду 4-ой и четверг 5-ой седмиц Великого поста. Сначала поётся канон Богородицы, а потом канон Минеи;

2) от вечера Антипасхи до субботы перед Пятидесятницей, когда к канону Богородицы добавляются трипеснцы Триоди(причём трипеснцы заменяют те песни, на которых они добавляются, например, в понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни канона опускаются, а вместо них поются трипеснцы).

3) в те дни, на которые по Типикону и Минее переносятся службы святых (главным образом каноны): св. Евдоксия 9 сентября, св. Андрея Юродивого 2 октября, преп. Палладия 27 ноября и другие.

Каноны исполняются следующим образом. После окончания вседневного славословия и прочтения Символа Веры поётся канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов ) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с припевами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек),моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце каждой песни: «Слава» тропарь, «И ныне» Богородичен. Таким образом, исполняются все песни канона.

По 3-й песни кондак и седален Минеи.

По 6-й песни седален Богородицы (см.: Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»).

По 9-й песни стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» Богородичен или Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов нет, то они заимствуются из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (2-е приложение).

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым , находим полный и, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поётся канон Богородицы (Октоиха), потом святого(Минеи). По 3-й песни седален Минеи, «Слава, и ныне» Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни седален святого, «Слава, и ныне» седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см.выше), «Слава» святого (если есть), «И ныне» Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» третья стихира святого, «И ныне» Богородичен или Крестобогородичен.

Если же малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то к положенным Уставом канонам (а иногда и вместо них) добавляются каноны изКанонника, которые входят в правило при подготовкек Причащению.

Затем поётся «Достойно есть…». В Страстную седмицу вместо «Достойно есть…» поётся ирмос 9-й песни канона. В вечерже двунадесятых праздников и в дни попразднства пение задостойника Уставом не полагается. Только в вечер недели Пятидесятницы, т. е. в навечерие понедельника Святого Духа поётся ирмос 9-й песни канона Святому Духу. Но в последовании недели Антипасхи и Самаряныне указывается «Достойно есть…», а о«Светися, светися…» ничего не говорится.

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и тропари по Уставу (см.:Типикон, гл. 52). Сначала тропарь дню седмицы, затем святому, храму и рядовые тропари по Часослову: тропарь всем святым – «Боже отец наших...», тропарь мученикам –«Иже во всем мире мученик Твой...», «Слава» – – «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам...».

Порядок пения или чтения тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы.

В среду и пятницу в течение всего года в храме, посвящённом Господу, не читается тропарь храма, а читается тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на Крест...» (см.:Типикон, гл. 52).

В субботу сначала читается тропарь храма, затем дневной тропарь: «Апостоли, мученицы…», «Слава» кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» кондак: «Яко начатки естества…». Если же храм освящён в честь святого, то тропарь храма не поётся «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые (см.:Типикон, гл. 52). Если же в субботу отправляется заупокойная служба, то после дневного тропаря: «Апостоли, мученицы…» добавляетсязаупокойный тропарь: «Помяни, Господи, яко благ…». Затем«Слава» кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» кондак: «Яко начатки естества…».

Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящён храм, а также «Боже отец наших...» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В празд­ничные дни, или же если совершалась славословная или полиелейная служба, а также в период предпразднства и попразднства, вместо них читается только кондак праздникаилисвятого. Если же совершалась славословная или полиелейная служба в период предпразднства и попразднства, то читается кондак святому, «Слава, и ныне» кондак праздника.В седмичные и воскресные дни периода Пятидесятницы от Пасхидо недели Всех Святых читаются кондаки Цветной Триоди. В воскресные дни (если совершается великая вечерня отдельно от утрени, тогда совершается и малое повечерие) читается воскресный кондак гласа, но от недели Мытаря и фарисея и во всю Четыредесятницу читаются кондаки Триоди Постной.

После пения тропарей и кондаковчтец произносит: «Господи, помилуй» 40 раз и молитву: «Иже на всякое время и на вся­кий час...» (находится в последовании вседневной полунощницы). Далее:«Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче» (находится в последованиивседневной полунощницы).

Священник в алтаре произносит возглас: «Молитвами святых отец…».

Чтец: «Аминь» и молитву к Пресвятой Деве: «Нескверная, неблазная…» (находится в последованиивеликого повечерия). Затем следует молитва к Господу: (находится в последованиивеликого повечерия). За этими молитвамичтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...» (находится в последованиималого повечерия). И наконец, воссылает сла­вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (находится в последованиималого повечерия).

Примечание. Если малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то после молитвы: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...» читаются тропари: «Помилуй нас, Господи…», «Слава» «Господи, помилуй нас…», «И ныне» «Милосердия двери…» и далее последование «Молитв на сон грядущим» которое заканчивается краткой сугубой ектенией и малым отпустом.

Священник во время чтения молитвы: «Упование мое Отец…» выходит из алтаря северной дверью и перед царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды).«Благослови».

Священник произноситмалый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Затем священник творит земной поклон в сторону народа, приклоняет колена и испрашивает себе про­щение у молящихся в храме: «Благословите, отцы святии (в приходском храме«братия и сестры»), простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и все­ми моими чувствы».

Молящиесяотвечают: «Бог простит тя, отче святый».

Священник, став прямо лицом к алтарю произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем...» (см.:Часослов, Последование вседневной полунощницы и Служебник, Приложения, Триодь Постная).

Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй» (единожды).

После последнего прошения священника: «Рцем и о них» хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник произносит конечный возглас: «Молитвами святых отец наших...».

Хор: «Аминь».

После этого священник совершает три поясных поклона перед царскими вратами, входит в алтарь южной дверью, делает поклон перед престолом, целует край его и разоблачается совершенно. Сотворив поклоны святому престолу, он выходит из алтаря, полагает малый поклон пред царскими вратами и оставляет храм.

III. УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ

ПОЛУНОЩНИЦА

В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три от­дельных последования полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, в Типиконе есть устав вседневной (Понедельник 1-ой седмицы Великого поста), и воскресной (см.Типикон, гл.7) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообраз­но с днём седмицы и указанием Устава.

Вседневная полунощница совершается во все дни седмицы кроме субботы.

Субботняя полунощница совершается только по субботам.

Воскресная полунощница совершается только по воскресеньям и только в том случае, если по каким-либо причинам не служится бдение, а совершаются отдельно великая вечерня и полиелейная утреня.

Полунощница, как и малое повечерие, не совершается в том случае, если служится всенощное бдение , а также в некоторых других случаях (см.:Типикон, гл.2, 7; пятница и суббота 5 седмица Великого поста, среда Страстной седмицы).

Иногда полунощницу положено совершать не в храме, а в келлиях: пятница 5 седмицы Великого Поста и период от Великого четверга и до Фоминой недели.


О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное .

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».


НАГЛЯДНАЯ СХЕМА СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЯ


Вечер
1. Девятый час - (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие

Утро
1. Полунощница - (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час - (7 часов утра)

День
1. Третий час - (9 часов утра)
2. Шестой час - (12 часов дня)
3. Литургия

9. Малое повечерие

После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5–ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

«Благословен Бог наш …»

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Царю Небесный.

Трисвятое по «Отче наш ».

«Господи, помилуй », 12 раз.

Слава, и ныне .

Приидите поклонимся , трижды.

Псалом 50–ый: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей …»

Псалом 69–ый: «Боже, в помощь мою вонми …»

Псалом 142–ый: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое …»

«Слава в вышних Богу …» славословие, которое на будничной утрени.

Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя …»

Канон Пресвятой Богородице из Октоиха (см. Типикон гл. 9).

«Достойно есть …»

Трисвятое по «Отче наш »

Тропари дневному святому, храму или предпразднству.

Тропарь: «Боже отец наших …», «Иже во всем мiре …»

Слава: «Со святыми упокой …»

И ныне: «Молитвами, Господи, всех святых …»

«Господи, помилуй » 40 раз.

Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час …»

«Господи, помилyй » трижды, Слава и ныне , «Честнейшую Херувим ».

«Именем Господним благослови, отче

Возглас иерея: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас

Молитва «Нескверная, неблазная …»

Молитва «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим …»

«Преславная Приснодево …»

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын …»

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе

Слава и Ныне , «Господи, помилуй » трижды, «Благослови

Отпуст малый.

Прощение обычное и особая ектения повечерия.

Значение повечерия указано в так называемом «Известии Учительном», помещаемом в конце Служебника. Там говорится: «Иерей, повечерие и ко сну идя молитвы совершая, благоговейно да размышляет: Како пресвятая душа Спасителева, Божеству совокупленная, во ад сошедши, державно князя тьмы связа, того царство плени, и души от века всех сущих тамо праведных от мучительства его освободи, с Собою возведе, и в рай даже до Своего преславного вознесения всели. Тем, благодаря Его за вся благодеяния, яже спасительною страстью и животворною Своею смертью роду человечеству сотвори, прилежно молит, да и его вся согрешения тех ради очистив, от вечные муки избавит его и Царствия Своего сподобит, Пречистую же Богородицу, сообщницу страстем и смерти Сына Своего бывшую, и сия зрящи сболезновавшую, прилежно молит, еже в житии сем предстательницею и ко всем добродетелем помощницею быти, и в день исхода от тела душу от всех диавольских навождений крепким Своим предстательством избавивши, в царствии Сына Своего вселит». Повечерие, как видим, и составлено сообразно с этими мыслями.

В дни предпразднества Рождества Христова с 20 по 24 декабря, а также предпразднства Богоявления с 2 по 5 января канон Богородице на повечерии заменяется особыми трипеснцами и канонами из Минеи. Также и 5 августа, если оно случится в неделю. В дни попразднства Рождества Христова и Богоявления повечерия бывают совсем без канона. На Страстной седмице на повечерии также положены особые трипеснцы из Триоди Постной. В день Пятидесятницы, вместо канона Богородице, особый канон Святому Духу из Триоди Цветной. От недели св. Фомы до субботы пред Пятидесятницей на повечерии к канону Пресвятой Богородице присоединяется еще трипеснец Триоди Цветной (напечатаны в конце Триоди все подряд), причем «идеже глаголем трипеснец, Богородицы песнь канона оставляется». В некоторых случаях указывается читать на повечерии не только канон, но и стихиры.

После отпуста в конце повечерия совершается так называемое «Обычное прощение», которое состоит в том, что служащий иерей творит поклон в землю, прося прощения у стоящих в храме, со словами: «Благословите, отцы святи и братие, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы », а потом, поднявшись, благословляет, говоря: «Благодатью своею Бог да простит и помилует всех нас! » После этого говорится особая ектения с краткими прошениями.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Повечерие Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно также особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Трехчастное повечерие Таким образом «Чин 12 ночных псалмов» увеличил число псалмов повечерия от первоначальных 6 до 12, и внес в него утренний гимн «Слава в вышних Богу», так как, благодаря слиянию этого чина с повечерием, последнее, по идее, должно было продолжаться до утра;

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Малое повечерие Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в часословах Синайской библиотеки № 868 XIII–XIV в. и Афоно-Ватопедской библ. № 350 XII в. В первом повечерие, в

Из книги Проповеди. Том 3. автора

Великое повечерие с каноном Андрея Критского В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает

автора Комаров Виктор

«Не бойся, малое стадо!» «Господь - Пастырь мой!.. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды имени ради Своего» (Пс. 22:1–3). Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих - миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе,

Из книги Атеизм и научная картина мира автора Комаров Виктор

НЕ БОЙСЯ, МАЛОЕ СТАДО! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги ВЕЛЕС автора Черкасов Илья Геннадьевич

Большое и малое Изучение «черных дыр» приводит нас к еще одному несколько неожиданному и экзотическому выводу о возможной связи микро- и мегаявлений.Как и всякий объект, имеющий некоторую массу, «черная дыра» обладает определенным полем тяготения. Но поскольку из

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Еще о волхвах слово малое. ВОЛХОВЕ СВЕТЕ ВЛЕСОВЕ ДЕТЕ ГОРАЗДО ВОЗРАДЕ БОЖЕСКА РАДИ СЛОВОМ А ДЕЛОМ А ДОБРЫМ ПРИМЕРОМ ЧЕСТНЫМ ОГНЕМ ДА СВЯТЫМ ЖИТИЕМ! ГОЙ! Речено Вещими: «Много сметливых, да мало Мудрых». Поистине, так! Спросишь иного о чём-то – ответит словесами лепыми да

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Это малое тело содержит все Однажды Возвышенный пребывал вблизи Саваттхи, в роще Джета, в парке Анатхапиндики, благотворителя бедных.И вот в то время некий Рохитасса, сын дэва, когда ночь уже клонилась к концу, осветил чудесным сиянием всю окружность рощи Джета; он

Из книги автора

Малое повечерие Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю небесный…Святый Боже… (трижды).Слава… и ныне…Пресвятая Троице…Господи помилуй (трижды).Слава… и ныне…Отче наш…Господи, помилуй (12раз).Слава…

Из книги автора

«Малое оглашение» 36. Первая его книга есть так называемое «Малое оглашение», состоящее из 134 поучений. Оно было изложено братьям в устных беседах и в нем превосходными рассуждениями и божественнейшими словами искусно начертано то, что прилично каждому дню, именно:

Из книги автора

Не бойся, малое стадо! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в

Повседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни каждого христианина. С первых веков христианства в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи. О повечерии — последовании, с которым не очень хорошо знакомы многие наши современники, — нашим ученикам расскажет настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса) иеромонах Спиридон (Савин).

В византийской традиции, которой на протяжении нескольких веков следует Православная Церковь, к суточным службам относятся четыре больших последования (вечерня и утреня, Литургия, Изобразительны) и семь малых (четыре дневных часа — первый, третий, шестой и девятый, к которым присоединяются Изобразительны, и две ночные службы — повечерие и полунощница).

Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общественный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и Литургии, а могут быть прочитаны и дома.

Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по восстании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила: на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются не чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

Урок литургики

Келейное правило

Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ Церковного Предания. Но все же они — лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, — традиции ежедневного совершения (келейно или в храме) повечерия и полунощницы (как и других суточных служб).

Вот как о том, что всякий человек, обученный грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга, говорится в одном из рукописных сборников XVI века из собрания Троице-Сергиевой Лавры: «Всякому бо ученому словеси Божию реченно: правити дневное и нощное пение, а священником же — всегда… Правя бо всегда пение, с Богом и со святыми беседует; должни бо есми без порока по вся дни его приносити».

В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы. Согласно многим современным изданиям молитвослова и служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это многими соблюдается на практике.

Великое повечерие

В настоящее время в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия — великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

В нем три части. Первая из них начинается чтением шести псалмов: 4, 6, 12, 24, 30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, пока смерть не постигла человека, чтобы Господь научил нас жить праведно. Первая часть великого повечерия включает в себя также библейскую песнь «С нами Бог» из книги пророка Исаии — песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя. В Символе веры Церковь предлагает нам краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Чтением молитвы ко Господу Иисусу Христу «Иже на всякое время…» христиане укрепляют себя, просят, чтобы Он избавил их от всякого зла и оградил святыми Своими Ангелами; потом с молитвой «Нескверная, неблазная…» обращаемся к Божией Матери как первой Ходатаице за грешных, прося Ее заступления во все дни жизни и в самый час нашей смерти. Молитвою «И даждь нам на сон грядущим…» просим Бога, чтобы даровал нам, ко сну отходящим, вместе с покоем душевным и покой телесный и сохранил нас от всякого темного и ночного сладострастия. Наконец, краткой молитвой преподобного

Иоанникия «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе!» совершенно предаем себя в руки отеческого Промысла Божия.

Слушая или читая повечерие, трудно не заметить, как всякая молитва и стих повечерия верно отражают мысли и чувства, которые добрый христианин находит сам в себе, отходя ко сну. Действительно, смерть может постигнуть нас неготовыми. Рязанский епископ Иустин (Полянский) писал об этом: «Мысль, что с наступлением ночи наступает в природе некая всеобщая безжизненность, образ повсюдной могилы, и что человек, как бы на огромном кладбище, остается одиноким, — эта мысль сама по себе всегда разительна и всегда наводит на душу тяжелое и вместе сладостное уныние. Псалом повечерний изображает это глубокое чувство одиночества и заставляет человека вопиять к Богу с молитвою: “Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет… Уподобихся нея/сыти пустынней (сове в пустыне); бых яко нощный вран на ны/рище (стал, как филин на развалинах). Бдех и бых, яко птица, осо/бящаяся на зде (не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле)”».

Для того чтобы, вспоминая о возможной смерти, очистить душу свою покаянием, во второй части великого повечерия предлагаются нам покаянные псалмы Давида и молитва царя Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…».

Третья часть более торжественная, она, главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го (в первые четыре дня Великого поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие, в котором мы прославляем Бога за различные Его благодеяния. В этом прославлении одушевление молящихся, сила и теплота их чувства достигают зенита, при котором мысль уже не может останавливаться на частностях, на тех или других милостях Божиих, даже на таких великих, как спасение нас Смертью и Воскресением Сына Божия, а всецело погружается в благодарное созерцание всей высоты Божией и всего ничтожества и недостоинства нашего пред Ним.

Далее обычно поется тропарь «Господи сил, с нами буди иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его…». Во вторник и четверг Сырной седмицы вместо этого поются тропари дня и храма, всем святым, «Со святыми упокой…», «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы…». В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак великомученику Феодору Тирону, в пятницу второй, третьей, четвертой седмиц — кондак «Со святыми упокой», в пятницу шестой седмицы — кондак праведному Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На Страстной седмице — кондак Триоди и затем «Господи сил, с нами буди…».

Заканчивается великое повечерие отпустом — благословением священника молящихся на выход из храма и взаимным испрашиванием благословения и прощения настоятеля у братии и братии у настоятеля. На приходе настоятель испрашивает прощения у прихожан.

Малое повечерие

Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого. По сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служения утрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей. Иногда малое повечерие совершается как братская служба после вечерней трапезы.

Канон на повечерии

Яркая особенность, выделяющая повечерие среди прочих служб, — чтение гимнографического канона. Канон — один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия?

Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис — особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в VII-IX веках. На паннихис, как и на утрене, пелся канон — тем самым ночь в богослужении малоазийских монастырей начиналась (на паннихис) и заканчивалась (на утрене) пением канонов. С распространением в XIII-XIV веках повсюду в православном мире Иерусалимского устава паннихис перестала считаться обязательной составляющей суточного круга, а ее канон вошел в состав повечерия.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике чтения перед Причащением нескольких канонов, в том числе — канона Божией Матери. Однако в благоустроенных монастырях повечерие с каноном читается неопустительно. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Сыну Своему и нашему Спасителю имеет великую силу.

Итак, несмотря на то, что повечерие почти вышло из богослужебного обихода, мы все равно можем и должны вникать в его содержание и смысл, хотя бы когда оно поется и читается в храме, благодаря при этом Господа за все Его благодеяния.

Иеромонах Спиридон (Савин)

Или в келлиях в дни, определённые Типиконом . Повечерие может быть или великим или малым , у старообрядцев также сохранилось среднее . Последование, и Великого , и Малого , повечeрий находится в самом конце современного Часослова , который чаще издаётся отдельной книжицей, но также является Второй частью Следованной Псалтири .

В латинском обряде аналогом повечерия является служба Completorium (российские римокатолики называют её так же: «повечерие»; у медиевистов также называется термином «комплеторий»), которая включает определённый гимн, несколько псалмов (варьируются в зависимости от дня недели), Песнь Симеона («Ныне отпускаешь») и завершающую молитву.

Великое повечерие

Порядок совершения Великого повечерия

Первая часть

  1. Господи, помилуй (12 раз)
  2. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  3. Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  4. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  5. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  6. С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста , в этом месте Великого повечерия, читается Псалом 69: Боже, в помощь мою вонми́,.. с пением Великого покаянного канона преподобного Андрея критского . В остальных случаях следуют:
  7. Псалом 4: Внегда́ призвати ми, услыша мя Бог правды моея:..
  8. Псалом 6: Господи, да не яростию твоею обличиши мене,..
  9. Псалом 12: Доко́ле, Господи, забудеши мя до конца;..
  10. Слава.., И ныне.., Аллилуйя
  11. Псалом 24: К Тебе, Господи, воздвиго́х душу мою,..
  12. Псалом 30: На Тя, Господи, упова́х, да не постыжу́ся во век,..
  13. Псалом 90: Живы́й в Помощи Вышняго, в кро́ве Бога Небеснаго водворится...
  14. Слава.., И ныне.., Аллилуйя (трижды), Господи, помилуй (трижды), Слава.., И ныне..,
  15. С нами Бог (Ис. )
  16. Тропари День преше́д,..
  17. Безплотное естество херувимское,..
  18. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя,.. (Никео-Цареградский Символ веры)
  19. В Великий пост священник выходит на амвон и творит запевы с земными поклонами, а хор повторяет их: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных - в праздники опускаются
  20. «Первое» Трисвятое по Отче наш . Возглас священника: Яко Твое есть Царство,..
  21. Хор: Аминь и тропари : в понедельник и в среду вечера: Просвети очи мои Христе Боже,.. Слава.., Заступник души моея буди Боже,.. И ныне.., Яко не имамы дерзновения.., , во вторник и четверг вечера: Невидимых враг моих неусыпание ве́си Господи,.. Призри и услышим я Господи Боже мой. Яко страшен Суд Твой Господи,.. Слава.., Слезы ми даждь Боже,.. И ныне.., Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея,.. В Рождество и Богоявление вместо этих тропарей зажигается свет во всём храме , отверзаются Царские врата и поётся тропарь праздника , после чего врата затворяются
  22. Господи, помилуй (40 раз)
  23. Слава.., И ныне.., Честнейшую херувим,.. Именем Господним благослови, отче
  24. Иерей : Молитвами святых отец наших,..
  25. Господи Господи, избавле́й нас от всякия стрелы, летящия во дни,..

Вторая часть

Третья часть

  1. Приидите, поклонимся.., (трижды)
  2. Псалом 69: Боже, в помощь мою вонми́,..
  3. Псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во Истине Твоей,..
  4. Сподо́би Господи в нощь сию́ без греха сохранитися нам...
  5. На всенощном бдении праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения в этом месте Великое повечерие может оканчиваться, после чего следовать Лития . В дни Великого поста в этом же месте Великого повечерия могут вставляться каноны Богородице (или заупокойный) из Октоиха и святому (чаще с другого дня) из Минеи со стихирами и тропарём, после которых - Достойно есть
  6. «Третье» Трисвятое по Отче наш . Возглас священника: Яко Твое есть Царство,..
  7. Хор поёт велегласно и косно (громко и медленно): Аминь. Господи сил, с нами буди,.. , повторяя после каждого стиха псалма 150-го , далее: Слава.., Господи, аще не бы́хом святыя твоя имели молитвенники,.. И ныне.., Многая множества моих Богородице прегрешений,.. Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене,.. Все упова́ние мое на Тя возлагаю,.. В случае полиелейного праздника вместо этих песнопений читается Кондак святому
  8. Чтец: Господи, помилуй (40 раз), далее: Иже на всякое время и на всякий час,.. Господи помилуй (трижды) Слава.., И ныне.., Честнейшую херувим.., Именем Господним благослови, отче
  9. Священник: Боже, ущедри ны,.. и Молитву Ефрема Сирина с четырьмя земными и двенадцатью поясными поклонами
  10. Чтец: Аминь . Трисвятое - по Отче наш , Господи помилуй -12 раз, Нескверная, небла́зная, нетленная, Пречистая,.. И даждь нам Владыко на сон грядущим покой тела и души,.. Преславная Приснодева, Мати Христа Бога,.. Упование мое Отец,.. .
  11. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше слава Тебе.
  12. Хор: Слава.., И ныне.., Господи помилуй –трижды, Благослови
  13. Священник становится на амвоне на колени лицом к народу и читает первую молитву-прошение Литии : Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш,..
  14. Продолжая стоять на коленях, священник испрашивает прощение: Благослови́те, отцы́ святи́и, бра́тья и се́стры и прости́те ми гре́шному вся, ели́ка согреши́х в сей день: де́лом, сло́вом и помышле́нием.
  15. Народ отвечает: Бог да прости́т тя, о́тче честны́й, помоли́сь и о нас гре́шных.
  16. Священник: Благода́тию и человеколю́бием свои́ми Бог прости́т и поми́лует всех нас , и повернувшись к алтарю на амвоне произносит Заключительную ектению и отпуст
  17. Краткое наставление

Изначально Великое повечерие совершалось отдельно от других служб. И теперь может совершаться отдельно - в установленные Типиконом дни Сырной седмицы и в дни Великого поста . За первые четыре дня Великого поста на великом повечерии прочитывается весь великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Может быть в составе праздничного всенощного бдения , где соединяется с литиёй : на праздники Рождества Христова и Богоявления - в какой бы день они ни прилучились; на Благовещение , если оно случится в те дни Великого поста , когда положено совершать великое повечерие (в седмичные дни, в

Загрузка...