Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Василиск в мифологии — какие тайны скрывает древний змей? История происхождения василиска Василиск красный хохолок 2 змеи

В древних трактатах есть существа, любимые фантастами за образность и невероятные качества. К таковым относится, без сомнения, василиск. Мифология Средневековья считает, что это создание является плодом скрещивания жабы и петуха. А вот в более ранние периоды авторы уверяли своих читателей, что василиск - змея. Кто из них прав, что представляет собой это неземное создание? Давайте разберемся.

Откуда появился василиск

Мифология Древней Греции содержит множество персонажей. Но нашего вы среди них не встретите. Ведь в те времена василиск считался реальным существом. Его описывает ученый Плиний Старший. По его словам, василиск - змея небольшого размера. Рептилия считалась невероятно опасной. Яд василиска мог убить, дыхание вредило человеку так же, как и взгляд. То есть встреча с ним означает смерть любому человеку. Древнегреческий ученый ничего мифологического или сверхъестественного в этой змейке не усматривал. Единственной несостыковкой в его теории было происхождение василиска. Он считал, что появляется он из яйца ибиса - местной птицы. Вероятно, Плиний-старший действительно описывал вполне реальную змею, к примеру, рогатую гадюку или кобру. И в Древнем Египте встречается василиск. Мифология этой страны утверждает, что на головном уборе фараонов иногда изображали именно этих монстров. Они якобы наделяли невероятной силой правителей.

Почему назвали «василиск»?

Интересно, с чем связано имя существа. В Древнем мире считали, что василиск - животное реальное. Его изображали с белым пятном на голове. Оно имело форму короны. Слово «василевс» в переводе с древнегреческого означает «царь». То есть существо сразу причисляли к обладателям огромной, неограниченной власти. Цари тогда действительно обладали просто невозможным по нынешним временам могуществом. Они дарили и лишали жизни, поднимали на вершину благополучия и славы или ввергали в нищету и забвение. Поэтому василиск, мифология которого с течением времени изменялась и запутывалась все сильнее, прочно занял место царя змей. Интересно, почему упомянутый Плиний считал родителем этого существа ибиса. Дело в том, что василиска описывали крылатым змеем.

Встречается описание василиска и в Библии

В Святом Писании много внимания уделяется борьбе человека с соблазнами, с которыми он встречается в нашем мире. Дьявольские сущности хитры, они способны принимать облик обычных земных существ. Но душа праведника обязана отличать их от Божиих созданий. В библейских текстах соблазнителей обычно представляют в образе змей. В перечислении врагов встречается и василиск. Это существо является, по мнению авторов, солдатом дьявола. Оно стремится столкнуть человека с праведной дороги. К примеру, упоминается он в 90-м псалме. Текст этот посвящен конкретно борьбе с дьявольским влиянием. Отвага там описывается как действие против змей и василисков. Тот, кто сумеет справиться с соблазнами, распознать их, обретает невероятную мощь. «…На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», - написано в 90-м псалме. При этом имеются в виду обычные рептилии. Василиск - это очковая змея.

Средневековая мифология

Много фантастических существ породило европейское воображение. В ряду мантикор, кентавров, грифонов особое место занимает василиск. Средневековые писатели уже не считали его естественным, природным созданием. Если другие мифические существа по роду происходили от себе подобных, то василиск - это жуткое существо, которое появляется из яйца старого черного петуха. Процесс его появления на свет детально описан. С уверенностью, достойной иного применения, средневековые авторы утверждали, что яйцо указанной птицы мужского пола высиживала жаба. Через некоторое время вылупился из него василиск. К счастью, происходило таковое событие крайне редко, только потому Европа не обезлюдела в те далекие времена. Ведь василиск был страшно, невероятно ядовит! Кроме того, в трактатах описывается его агрессивность и злоба. Пощады от василиска добиться невозможно. Встретишься с ним - прощайся с жизнью!

Средневековые истории

В одном трактате описан случай столкновения отважного рыцаря с этим существом. Воин не испугался крылатого змея с петушиной головой. Он смело вступил в битву и, что интересно, убил василиска. Но и сам пал жертвой поверженного врага. Капля яда монстра попала на его копье. Воин не заметил подвоха, отчего и погиб в страшных муках.

В особенно ужасных произведениях средневековых авторов описывается взгляд василиска. Монстр глазами мог не просто убить, а поработить любого, кто неосмотрительно встретится с ним очами. Человек терял душу, становился рабом страшного существа, рожденного петухом и жабой. Доли ужаснее невозможно себе представить. Бороться с этой особенностью твари предлагалось посредством зеркала. Глаза василиска не действовали в отраженном свете. Смог ли кто-то сразиться с монстром через зеркало, неведомо. Достоверных сведений на этот счет до нас не дошло.

Василиск в славянской мифологии

На Руси немного иначе представляли себе такое змееподобное существо. Упоминание о нем встречается у всех славянских народов. Однако, по сути, они разнятся. В мифологии восточных славян василиск ничем не отличается от западноевропейского. Вероятно, легенды переходили от одного народа к другому. Иногда василиска описывали как змея с головой индюка. Но в основном восточные славяне, так же как и западноевропейские народы, считали его редким произведением петуха и жабы. На Руси все было иначе. В старинных легендах есть описание этого монстра, но не такое пессимистичное. Василиск - ящерица с крыльями, появляющаяся из яйца все того же черного петуха. Умеет эта странная тварь исполнять любое желание. Она не только убивает, но и влияет на мысли и чувства иных людей.

Ручной василиск

На Руси верили, что любая девица при желании может завести себе магического помощника. Надобно только найти яйцо семилетнего петуха. Согласно методике его следует носить под мышкой ровнехонько шесть недель. Вынимать нельзя ни под каким предлогом. По прошествии указанного срока вылупится из яйца василиск - ящерица с крыльями. Девицу странное существо сочтет своей родительницей, потому станет верно и преданно ей служить. А сделать для хозяйки василиск может многое. Как правило, девицы поручали своему питомцу изводить соперниц, привораживать парней, добывать злато и каменья драгоценные.

Интересно, что мужчинам такого помощника вывести не предлагалось. Только девственницы вынашивали яйцо петуха и заполучали себе магического друга. Далеко не у всех славянских народов василиска представляли ящерицей. Иногда его рисовали в виде жабы с петушиной головой и крыльями летучей мыши. Другие народы представляли его змеем пернатым. Важное отличие славянской от западноевропейской мифологии состоит в том, что на Руси не считали нужным создавать ужасные образы, являющиеся злом в чистом виде. С любой тварью можно подружиться и применить ее странные таланты с пользой для себя или всего народа. Оптимистичнее тогда люди были.

Продолжение мифов или создание новых?

Такое колоритное существо, как василиск, не оставили без внимания писатели-фантасты. Змей с убийственным взглядом быстро перекочевал из мифов на страницы романов в стиле фэнтези. Им он показался достойным соперником супергероев, рыцарей и спасителей миров. Зачастую василиск выступает в роли убийцы и монстра. Так, Гарри Поттер сталкивается с подобным существом, когда пытается проникнуть в тайную комнату. Василиск охраняет это помещение. Герою приходится изобретать свой метод борьбы с убийственным взглядом.

Ева Никольская на страницах романа «Достать василиска!» несколько видоизменила мифологический образ. Ее монстр более симпатичен. Он умеет очаровывать и завораживать глазами. А Энн Маккефри в знаменитой серии романов «Всадники Перна» использовала только сам образ летающей змейки. Ее добрые василиски зовутся файрами и помогают людям спасти планету от страшного нашествия космических червей. Образ умного существа, наделенного уникальными способностями, встречается у многих авторов. По большей части существо это мерзкое и злобное, строящее козни героям. Мрачность западноевропейского василиска воспроизводится авторами намного чаще, чем озорство славянской мифологии.

Заключение

На самом деле существует на земле ящерица - василиск. Безобиднейшее существо. Но суть мифов не в этом. Напоследок предлагаем задуматься о том, как по-разному древние народы воспринимали один и тот же образ. Вероятно, люди делились информацией, происходил культурный обмен. Но то, что западные народы воспринимали как ужасное, непобедимое создание, обретало иные черты у славян. На Руси не было столь мрачных мифов и сказаний. Человек, а не монстр, становился героем любого повествования. А и суть вся сводилась к тому, что любые обстоятельства можно подчинить себе ловкостью и умом, а с каждым существом, какова бы ни была его природа, найти общий язык. То есть мир воспринимался оптимистичнее, светлее, даже радостнее. Не оттого ли и ныне мы никак не можем примириться? Веками длится противостояние Запада и России, как бы ни назывались государства. Не следует ли поискать причину такого положения вещей в старинной мифологии? Как считаете?

Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства.

Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности.

Как узнать, что пред очами Василиск

Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону. Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок. Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.

Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это:

  • голова петуха, покрытая чешуей;
  • глаза жабы;
  • драконоподобное туловище;
  • крылья, напоминающие крылья птероящера;
  • желтые, змеиные глаза;
  • рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону;
  • белое окаймление на голове в виде диадемы;
  • желтый или каменистый окрас;
  • оглушающее шипение;
  • чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.

Главная угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень.

Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.

Античные представления о василисках

О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.

Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство.

Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.

Славянские мифы и легенды

Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.

Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо. Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы. Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.

Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для:

  1. Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды.
  2. Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом.

До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.

Роль василисков в Библии

О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска».

Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.

Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть.

Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.

Кто же родил чудовище?

Легенд происхождения змей-василисков несколько:

  1. Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.
  2. Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами.
  3. Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.

Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты.

Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.

Которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .

Успехи естествознания изгнали из нашего сознания монстра, мало похожего на существо, рожденное человеческим воображением две тысячи лет назад. «Сегодняшний» зверь, который уходит из нашей памяти на двух лапах, вполз в предание на брюхе: в античном мире василиск был всего лишь самой зловредной змейкой ливийской пустыни.
Картинно появлялся василиск у Плиния Старшего. По его рассказу, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым - Яд вошел в его тело через древко копья! Более сметливый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч. Но смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два века до Плиния и Лукана его упоминал Элий Стилон - как всем хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси».
В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск - фантазия «локальная», творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни - «басилискосом», то есть «царьком» (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного «басилевс» - «царь», ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом «регулюс» - калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками.
Ну, а все-таки - кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись - с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой - символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.
Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него.
Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку - единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика.
Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике).
Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не «везение»: совершенно случайно он попал в Священное писание. С легкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты - латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи произвольно перевел как «василиск». В современных переводах недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством.
Правда, на заре средневековья произошло и другое приметное для василиска событие - его временно... «потеряли»!
Ливийский монстр не попал в «Физиолог» - энциклопедию живых существ, из которой черпали информацию все позднейшие средневековые бестиарии. Забвение, однако, не стало роковым - оставаясь временно в тени, василиск сумел перестроиться и явиться в новом, более отвечающем потребе дня облике.
Для успешной акклиматизации на европейской земле воображение скрестило его с петухом. В этом есть железная логика непоследовательности: извечные враги так тесно сплелись в схватке, что, наконец, срослись телами. Почему петух и василиск считались исконными врагами? Возможно, то была случайная прихоть фантазии. Но, во-первых, змею и птицу в одно тело воображение сращивало не раз. Во-вторых, еще в эллинистическом Египте верили, что ибисы питаются исключительно змеями и потому изредка из их яиц рождаются змееныши. Этим же птицам приписывали и некоторые физиологические странности: яйца-де они кладут из клюва. Такие рассказы - благодатная почва для последующей обработки. То, что мог далекий ибис, способен был совершить и соседский петух.
Достаточно частый и вполне объясненный современной биологией феномен перерождения петуха в курицу дал пищу для мрачной фантазии о василиске как «петушином отродье». Уже в эпоху Возрождения несколько петухов в разных европейских странах были подвергнуты пристрастному суду и, несмотря на все словесные ухищрения защитников, приговорены к котлу за злостное производство на свет василисков.
Начиная с XII века василиск стал расселяться по городам и весям Европы. И, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким чудовищем, зверь пугал все меньше и меньше: даже к самому отвратительному соседу со временем привыкают... Насчет «зверя» (а не «гада») - это не оговорка. Теперь василиск предстает в образе крылатого змея с головой петуха. Появляется он из яйца, снесенного петухом (об этом подробно рассказывает Пьер из Бовэ). У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, как правило, тоже от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии фантазии у василиска осталась лишь одна смертоносная способность - его убивающий взгляд и дыхание.
Преображение василиска в петуха вызвало и филологическое смятение: монстра стали все чаще называть кокатрис». Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» - петух, на самом деле «кокатрис» - результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в средние века не только (не столько) крокодила, как вообще любго чудища. Чосер в своих описаниях василиска пробовал применить гибрид-словечкачко «васили-кок», чтобы точнее определить природу чудища и отмежевано " с" разговорного значения слова «кокатрис» которое к тому времени приобрело иное значение. Это был специфический «термин». клеймящий гулящих женщин (ибо взгляды их убийственны для добродетели мужчин!).
Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало - и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,- вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков - чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален - откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!
Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность. «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике - как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием- там василиск был ко двору. автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

Василиск знаком большинству людей по вселенной «Гарри Поттера», где он исполнил роль хранителя Секретной комнаты и был представлен в облике ужасающего змея со взглядом, способным парализовать человека.

Однако, на самом деле образ василиска несколько отличается в мифологии разных народов. Где-то он не крупнее собаки, в других легендах называется химерой или же выступает все тем же змеем.

В зависимости от точки зрения, меняется и отношение к василиску. Одни народы считают его мелким пакостником, способным только на кражу яиц из курятника, другие боятся, поскольку он является предвестником конца времен, исполняя роль из скандинавской мифологии. Кем же является василиск на самом деле?

Первые упоминания о василиске

В Ливийской пустыне обитает змея с белым пятном на голове, яд которой способен убить человека после единственного укуса. Кроме того, василиск был способен передвигаться с высоко поднятой головой, опираясь на хвост, что придавало ему чуть большие размеры, чем есть на самом деле. Хохолок на голове играл роль короны, как и его «возвышение» над землей, что в итоге и стало причиной такого названия, буквально – «царь змей».

Именно так василиск вошел в средневековый бестиарий. Его описывали как существо жуткое, чуждое нашему миру и способное убить одним лишь только взглядом.

Реально существующие аналоги

Согласно Библии, к которой стоит вернуться позднее, василиском называли ядовитую змею, однако уточнений по виду нет. Ею вполне может быть гадюка или кобра.

Одно время за василиска принимали рогатую гадюку, а позднее ее белоголового собрата. Также василиск – это название подвида рогатых ящериц, которые получили такое прозвище из-за схожести со средневековым представлением о василиске, как о химере, в которой сочетаются черты курицы и змея.

Подвид безобиден для человека. Такой василиск питается в основном насекомыми и его укус может вызвать разве что воспаление из-за бактерий на зубах рептилии.

Упоминание в Библии

Египетский аспид или «змея Клеопатры»

Единого мнения на счет того, что обозначает василиск в Библии, а именно переводе Ветхого Завета на греческий, нет.

По одним данным, образ василиска был взят с восточной гадюки, а непосредственно само слово, на еврейском звучащее как «цефа», значит просто ядовитую змею.

Впрочем, точной трактовки этого термина нет. В целом, библеисты сходятся во мнении, что василиском следует считать любую ядовитую змею, преимущественно семейства «аспид», то есть гадюк и кобр.

В таком случае, василиск имеет схожую трактовку со словом «ехидна» и означает буквально «яд, ядовитая змея». Никакого точного упоминания о царственном положении василиска в Библии нет.

Тождество с дьяволом

Иоанн Богослов держит в руках чашу с василиском. Таким образом показана попытка отравления Иоанна

В Библии великий змей является прямой аналогией на падшего ангела, искушающего людей.

На ряду с драконом, василиск перенял черты своего «предка» и нередко используется в качестве образа нечистой силы.

Очень часто, василиска изображают гипертрофированным, с крыльями и очень большим гребнем в христианской иконописи и росписи.

В мифологии народов Европы василиск также является олицетворение зла, однако не ассоциируются напрямую с нечистой силой.

Однако, с учетом того, что змея в целом имеет отрицательную ассоциативную картину, образ василиска в целом полностью негативен и даже лишен таких положительных черт как перерождение или врачевание.

Геральдическое значение

Василиск находится в категории геральдических символов, очень распространённых среди западного дворянства.

Буквально, он означает царственность, могущество и свирепость.

Его использовали для устрашения, намекая тем самым на могущество выбравшего его в качестве своего символа дворянина.

Однако, вместе с тем, василиск используется и для обозначения лживости, двуличия, беспричинной агрессии и злобы. Как и другие змеи, он редко появлялся на гербах значимых семей, тяготевших к более благородным символам.

Эволюция образа и трансформация в чудовище

Своим пугающим образом василиск в первую очередь обязан писателю Плинию, который в 1 веке нашей эры выпустил своеобразное описание пустынной змеи.

С его слов, в появлении песков есть прямая вина василиска, поскольку «трава пред ним сохнет, а камни рушатся», кроме того, змея была чрезвычайно агрессивной поскольку «собратья его обращались в бегство», «человека же василиск убивал одним только взглядом».

Когда история дошла до средневековой Европы, то довольно быстро обросла подробностями и ужасающими эпитетами.

Вместо «диадемы» на голове василиска появился петушиный гребень, крылья и лапы.

При небольшой длине в 30 сантиметров, василиск между тем был крайне агрессивен и злобен, что тоже сыграло против него в мифологии.

Скисшее молоко, украденные яйца и даже болезни списывали именно на василиска, поскольку он пакостен и злобен.

Однако, его гибридная форма с головой в виде курицы так и осталась основным образом. В мифологии василиск закрепил за собой такой внешний вид: голова курицы с гребнем петуха, змееподобное тело с крыльями, покрытыми перьями, когтистые лапы.

Бестиарий Пьера де Бове

В демонизации василиска немалую роль сыграл Пьер де Бове, согласно мнения которого, василиск произошел от старого петуха, в теле которого он «созревал».

Петух откладывает яйцо на кучу навоза, после чего его высиживает жаба. Скорлупу пробивает описанное выше существо, после чего вредит остальным курам и подолгу скрывается.

Оно очень юркое и быстрое, а потому заметить василиска трудно.

Вместе с тем, от василиска произошли также куролиск и кокатрис.

В отличие от своего предка, они утратили способность подчинять змей, но также агрессивны, а их дыхание способно вредить как человеку, так и окружающей природе.

Существовало также мнение в Средние века о том, что василиска убил Александр Македонский. Змей сидел на крепостной стене, по другой версии – на горе, и убивал всех воинов взглядом. Тогда Александр приказал отполировать зеркало и дать змею взглянуть на самого себя, что и убило василиска.

Вполне возможно, что легенда имеет сугубо греческие корни, поскольку в мифологии Эллады греческий воин Персей отполировал свой щит для того, чтобы расправиться с Горгоной.

В то же время, Альберт Великий в 13-м веке отказывался верить в существование василиска с головой курицы, что положило начало скептическим комментариям в сторону основной легенды.

Криптозоологические теории

В эпоху Возрождения, упоминаний о василиске становится все меньше, поскольку документальных подтверждений его существования не было.

Ящерица василиск или «ящерица Иисуса Христа»

Сперва его признавали, как живое существо, но без атрибутики нечистых сил и уж тем более сочетания с чертами петуха. Затем от идеи отказались вовсе, и в научном мире появилась теория о том, что легенда с африканскими корнями является попыткой объяснить происхождение ибиса, играющего довольно важную роль в мифологии Древнего Египта.

Позднее происхождение василиска пытались объяснить скудными познаниями в зоологии и ассоциативным рядом. Так, к примеру, за него принимали ящериц, варанов и даже некоторые виды змей.

На текущий момент василиск остается одним из центральных образов в библеистике и мифологии, в том числе славянской. Где он известен как «дворовик» и также владел довольно отрицательной репутацией.

На территории Коста-Рики есть ящерица под названием «Христовая», ее внешний вид практически полностью повторяет образ василиска, за исключением наличия крыльев. Во многом, эта рептилия и собственно говоря подвид «василиски» остаются единственными реально существующими прототипами упомянутого криптида на сегодняшний день.

Одним из самых удивительных и интересных демонических существ языческого мира славян является василиск, чей образ глубоко уходит в архаичное время. Василиска боялись и им восхищались, ведь своим внешним видом он и привлекает и пугает. Так кто же такой василиск?

Василиск в славянской мифологии является, так называемым, нечистым духом. Название этого демонического существа происходит от греческого «базилевс» - «царь», что указывает на его высокий статус среди темной потусторонней силы. Иногда василиск еще называют царем змеев.

Василиск был широко известен не только славянским народам, но и в западной Европе.




Как выглядит василиск

Чаще всего василиск предстает в образе полуптицы полузмеи. Хотя иногда его описывают и как просто змею. Но все же чаще, в его изображения присутствуют птичьи мотивы – похожесть на петуха или индюка. Также в описания василиск встречаются и такие зоологические мотивы как глаза жабы, крылья летучей мыши и тому подобное.

В некоторых местах говорят, что василиск похож на большую ящерицу, либо обладает туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха, увенчанной гребнем в виде диадемы или украшенной сияющим драгоценным камнем.

Легенды о происхождении василиска

Практически все версии происхождения василиска, так или иначе, связаны с высиживанием или вынашиванием куриного или петушиного яйца.

На Руси существовало поверье, что петух старше семи лет может снести яйцо, из которого вылупится огненный змей или василиск.

В некоторых местах поверье о василиске звучит иначе: петуху раз в сто лет разрешено снести маленькое уродливое яичко-спорышок (в нем один желток и нет белка), и если такое яйцо девка шесть недель будет носить под мышкой, то из него вылупится василиск.

Иногда считалось также, что василиск может родиться из петушиного яйца, высиженного жабой.

В британских преданиях встречаются упоминания о василиске, вылупившемся из утиного яйца. Жители той местности впоследствии еще очень долго не употребляли утиные яйца в пищу


Где живет василиск?

Обитает василиск, по народному убеждению, в расщелинах скал или в пещерах, в пустынных и заброшенных местах. Помимо этого, он может также жить на чердаке или во дворе того дома, где живут его хозяева. В этом случае он может обитать там же, где обычно обитают домовые духи, - под печью, в подвале и так далее.

Особенности жизни василиска

К одной из интересных особенностей василиска является то, что он практически не нуждается в пище, ведь чтобы утолить голод ему вполне достаточно просто полизать камень. Но, в некоторых европейских источниках упоминается, что василиски питаются человеческим мясом и способны опустошить всю местность, где обитают.


Опасность василиска

Самой распространенной опасностью, которую василиск несет человеку – это его смертельный взгляд. Согласно поверьям, от его взгляда и дыхания сохнет трава и посевы, трескаются скалы, гибнут животные и люди.

Кстати, интересно отметить, что некоторые мифы говорят, что смертельный взгляд василиска смертелен и для него самого - он умирает, увидев свое отражение в зеркале. Поэтому избавиться от этого опасного существа можно, поместив у места его обитания зеркало. Либо следует постоянно носить с собой маленькое зеркало.

Также люди верили, что василиск может соединиться с колдуном и невидимо жить в нем, даруя ему колдовскую силу, либо исполнять все приказания своей «мачехи», выносившей его под мышкой (мстит за нее обидчикам, таскает ей серебро и золото и тому подобное).

По некоторым поверьям, василиск также может сожительствовать с женщинами, и от такой связи родятся особенно сильные ведьмы и колдуны.

© Алексей Корнеев

Загрузка...