В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата труда; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.
Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений
Содержание
Предисловие
Грузовые автомобильные перевозки
Основные понятия о транспорте и транспортном процессе
Значение и роль автотранспорта
Структура управления перевозками
Функции и задачи основных служб АТП
Принципы работы автомобильного транспорта в рыночных условиях
Классификация автоперевозок
Лицензирование
Подвижной состав автомобильного транспорта
Классификация автомобильного транспорта
Классификации подвижного состава
Условия эксплуатации подвижного состава
Основные эксплуатационные качества подвижного состава
Выбор подвижного состава для конкретных условий эксплуатации
Грузы и грузопотоки
Классификация грузов по отдельным признакам
Тара, ее назначение и характеристика
Объем перевозок грузов, грузооборот, грузопотоки
Технико-экономические показатели работы подвижного состава при перевозках грузов
Транспортный процесс перевозки грузов и его составные элементы
Грузоподъемность подвижного состава
Автомобильный парк подвижного состава
Пробег подвижного состава, виды пробегов
Способы повышения использования грузоподъемности подвижного состава
Влияние транспортно-эксплуатационных показателей на производительность(графическая зависимость)
Организация перевозок грузов
Маршрутизация грузовых перевозок
Устав автомобильного транспорта
Документация при перевозке грузов
Договор на перевозку грузов, его содержание и значение
Договор транспортной экспедиции
Разовый заказ
Централизованные перевозки грузов
Организация перевозов грузов в междугородном и международном сообщении
Организация перевозок грузов в международном сообщении
Системы организации движения подвижного состава
Контейнерные и пакетные перевозки грузов
Тарифы на перевозку грузов, их виды и правила применения
Организация погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте
Составные элементы времени на погрузочно-разгрузочные работы
Способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные пункты, их характеристика и оборудование
Погрузочно-разгрузочные средства
Машины и механизмы для погрузки и выгрузки
Автопоезда с устройствами для самопогрузки
Технология перевозок основных видов грузов
Перевозка строительных грузов
Перевозка грузов горнодобывающей промышленности
Перевозка длинномерных грузов
Перевозки промышленных грузов
Перевозка продовольственных грузов
Перевозка хлебобулочных изделий, муки и сыпучих продуктов
Перевозка скоропортящихся продуктов
Организация работы подвижного состава в период уборки урожая
Перевозки опасных грузов
Перевозка грузов большой массы и негабаритных грузов
Перевозка баллонов с техническими газами
Перевозка жидкого топлива и нефтепродуктов
Пассажирские автомобильные перевозки
Организация перевозок пассажиров
Общие сведения
Перевозки пассажиров автобусами и автомобилями-такси
Пассажиропотоки
Таксомоторные перевозки
Транспортная сеть и автобусная маршрутная система
Виды автобусных перевозок
Расчет таксомоторных перевозок
Тарифные системы на автобусном транспорте
Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на перевозках пассажиров
Основные понятия
Автобусный парк и его использование
Использование вместимости автобуса и автомобиля-такси
Производительность рабочего парка автобусов
Оперативное управление перевозками грузов и пассажиров автотранспортом
Общие положения
Структура службы эксплуатации грузового автотранспортного предприятия, ее задачи
Сущность и функции диспетчерского руководства работой подвижного состава
Технические средства связи
Оперативный контроль за работой автобусов и автомобилей-такси на линии и диспетчерское управление их движением
Список литературы
Приложение Перечень нормативных актов, регламентирующих автоперевозки
Приложение Формы, журнал регистрации и порядок ведения путевых листов
Приложение Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями
Приложение Конвенции и соглашения, определяющие условия выполнения международных автомобильных перевозок
Скачать файл
- 1.27 МБ
- добавлен 04.12.2011
рефераты
2010. 16 слайдов.
Дисциплины - Экономическая география. Региональная экономика.
Задача транспорта, его значение.
Транспортная система.
Виды транспорта, их характеристика:
Железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт.
Авиационный.
Морской транспорт.
Речной транспорт.
Тру...
- 15.02 МБ
- добавлен 17.12.2010
Минск: УП «Технопринт», 2005. – 140 с.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Экономика автомобильного транспорта" для студентов специальности F 27 01 01-02 "Экономика и организация производства (Автомобильный транспорт). Пособие также будет полезно для студентов технических специальностей авт...
- 5.72 МБ
- добавлен 30.08.2011
М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011, 288с.
В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйст...
- 39.16 КБ
- добавлен 15.10.2009
Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 –«Экономика и управление народным хозяйством. Область исследования: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт)». Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» Московско...
- 9.44 МБ
- добавлен 28.08.2010
Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 222 c.
Учебное пособие соответствует государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сфере управления автомобильным транспортом. Анализируется экономическая деятельность автотранспортных предприятий и станций техническо...
- 57.5 КБ
- добавлен 12.01.2012
шпаргалки
СамГУПС, 2011.
Содержит тестовые вопросы и правильные ответы на них.
Транспорт как отрасль национальной экономики. Значение и особенности транспорта как базы материальной инфраструктуры народного хозяйства. Понятие отрасли. Структура отрасли.
Понятие и сущность качества. Качество транспортного обслуживания. Кач...
- 5.8 МБ
- добавлен 25.06.2010
Рецензенты:
Генеральные директор УПК МОСАВТОТРАНС, заслуженный работник РФ А.С. Несов;
директор отраслевого атомобильного колледжа Б.Д. Колубаев
Туревский И.С.
Т86 Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. - М.:
ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с. - (Профессиональное образование).
I8ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)
В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика;
основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата труда; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.
Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.
УДК 658(075.32) ББК 65.29я723
^
15ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)
© И.С. Туревский, 2006 © ИД «ФОРУМ», 2006
Введение
В конце XX столетия и в начале третьего тысячелетия в нашей стране были радикально преобразованы социальные и экономические устои общества. Изменились фундаментальные принципы хозяйственной деятельности, поистине революционным образом преобразованы отношения собственности. Реформирована система управления экономикой, изменились ее структуры и функции, возникли принципиально новые направления экономической деятельности в отрасли.
В начале 1990-х гг., когда в стране начались масштабные рыночные преобразования, специаалисты уже имели определенный опыт работы в рыночных условиях. Поэтому не случайно, что процессы разгосударствления и приватизации на автомобильном транспорте не только инициировались «сверху», но и активно поддерживались «снизу» многими руководителями предприятий, готовыми к самостоятельной деятельности на рынке и видевшими большие потенциальные возможности, которые она могла принести.
Учебная дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» является важной составной частью обшепрофессио-нальной и специальной экономической подготовки специалистов автомобильного транспорта. В курсе предмета изучается экономическая деятельность автотранспортных предприятий (АТП и др.) и основы управления ими в условиях перехода к рыночным отношениям.
В современных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию.
На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, снижения издержек производства, применения современной высокопроизводительной техники. Специфика автомобильного транспорта, обусловленная высокой ресурсоем-костью транспортной продукции, усугубляет важность решения выше перечисленных вопросов.
Введение
Все это требует глубоких экономических знаний, опираясь на которые специалист сумеет верно оценить реальную экономическую ситуацию и, в конечном счете, обеспечить высокую эффективность производства в условиях перехода на новые методы хозяйствования и рыночную экономику, когда расширился спектр экономических методов управления, изменился экономический механизм деятельности предприятий.
Дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» связана с рядом других изучаемых предметов.
Теоретические положения рыночной экономики рассматриваются в учебном курсе «Основы экономики»; необходимые знания о производственной деятельности АТП, технологии основных процессов студенты получают при изучении курсов «Организация грузовых перевозок и транспортно-экспедици-онной деятельности на автомобильном транспорте», «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» (специальность 2401), «Технического обслуживания автомобилей и двигателей» (специальность 1705). Некоторые вопросы курса «Экономика и управление предприятием» более углубленно изучаются в таких дисциплинах, как «Учет, финансирование и кредитование» (специальность 2401).
Автомобильный транспорт не только меняется сам по себе в результате структурных преобразований внутри отрасли. Он испытывает также и сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятельность которых обеспечивается автомобильным транспортом.
Несомненно, наиболее сложным и быстро меняющимся в ходе реформ компонентом работы АТП является их экономическая деятельность - комплекс функций, которые облегчают реализацию принципов предпринимательства в автотранспортной отрасли.
Развитие автомобильного транспорта напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.
В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у студентов вырабатываются навыки, которые позволяют им устанавливать, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, как эти процессы могут нарушаться, каким образом они
Введение
регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики была достаточно высокой.
Изучив дисциплину «Экономика отрасли» и получив представление о структуре отрасли, студент должен:
1) знать экономику размещения предприятий отрасли и уметь использовать теорию олигополистического ценообразования;
2) знать продуктивность отрасли и влияние свойств перевозочных процессов на ее технико-экономические показатели;
3) владеть профессиональными навыками в области организационно-экономических проблем, отражающих специфику автотранспортного предприятия;
4) уметь применять полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы по специальности.
Именно в сфере экономического руководства автотранспортных предприятий совершается наибольшее количество ошибок и промахов, а попытки опереться на «дореформенные» опыт, навыки и знания нередко приводят если не к полному провалу, то к значительным экономическим потерям.
С другой стороны, грамотно организованная деятельность на основе знаний экономических законов может позволить автотранспортному предприятию добиться замечательных успехов на рынке при достаточно скромных производственных возможностях.
Стратегический курс на переход к рыночной экономике вынудил государство и общество преобразовать формы и отношения собственности. Попытки внедрить рыночный механизм без вмешательства в сложившиеся базисные отношения собственности представляются экономически наивными, поскольку рынок - это прежде всего взаимодействие многообразных собственников, равных в реализации своих экономических прав.
Предисловие
Условия создания рыночной экономики
Рынок без развитых рыночных отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.
Во-первых, потому, что на рынке развиваются взаимоотношения именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без собственников нет рынка.
Во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования. Его соблюдение позволяет обеспечить высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом.
В-третьих, необходим экономичный механизм, придающий динамизм развитию экономики. Таким экономическим механизмом является конкуренция. А конкуренция зарождается естественным образом там, где есть многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.
В-четвертых, согласно принципам рыночной экономики, определяющим из них является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов. В этом случае формы и отношения собственности в рыночной экономике становятся ее органичной частью, проявляясь в товарно-денежных, рыночных отношениях.
Интерес собственника подчинен одному важному закону:
объект его собственности должен использоваться эффективным образом.
В условиях рыночной экономики субъект собственности предлагает свою собственность как товар на рынке. В связи с отсутствием гарантий реализации товара он рискует денежной суммой в размере стоимости продаваемого им объекта. Но, с другой стороны, в случае успеха он получает возможность нарастить свою собственность на величину остаточной прибыли.
Предисловие
Т. е. у собственника проявляется интерес к экономическому выживанию.
Степень риска собственника и величина его дохода обычно пропорциональны доле его вклада и участия в формировании объекта собственности.
Наиболее высокая степень мотивации возникает в сфере индивидуальной собственности, где собственник рискует всем своим имуществом, тогда как участие в совместной собственности снижает степень мотивации.
Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы рационального хозяйствования. Подлинный собственник не руководствуется сиюминутными интересами: он прекрасно понимает, что если объект будет принадлежать ему и в будущем, то надо думать о его перспективе, износе ценностей.
Для перехода к рыночным отношениям необходимо пробудить в людях чувство хозяина или обновить его, инициировав собственнический интерес.
Достижение этой цели возможно только при условии формирования новых видов собственности в России. Данный процесс сопровождается переделом собственности, т. е. ее разгосударствлением и приватизацией.
^ Формирование новых видов собственности в России
Прежде чем разбираться в задачах, целях и необходимости приватизации и разгосударствления собственности в России, нужно рассмотреть, что означают эти два понятия.
Под разгосударствлением понимают переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Иными словами - это выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного административного управления.
Под приватизацией понимают развитие негосударственных форм собственности. Приватизация государственных и муниципальных предприятий - это приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами в частную собственность объектов государственной собственности (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий).
Предисловие
«Частная собственность» в данном контексте означает всякую форму негосударственной собственности, в том числе акционерную, паевую и др.
Приватизационная кампания 1990-х г. в России явилась одним из условий формирования и установления рынка. Приватизация позволила перейти к многоукладной экономике, что, в свою очередь, предусматривало преобразование государственной собственности в России.
Вследствие этого появились и развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т. д. В условиях образовавшегося рынка стали реально выполняться его функции, что позволило решить широкий круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении.
Приватизация в естественном смысле этого слова - т. е. нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся тогда условиях невозможна по трем основным причинам.
Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.
Во-вторых, приватизация «классического» типа - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.
Наконец, в-третьих - и это препятствие оказалось неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств. Даже если бы хватило времени и экспертов, чтобы нормально продавать государственное имущество, никто не мог бы его в сколько-нибудь значимых количествах купить.
Деньги, правда можно было бы привлечь с Запада.
Однако, страны Западной Европы и США не решились на это, потому что там были хорошо осведомлены об экономической и политической обстановке в России. Да и вряд ли таким уж удачным решением было бы в одночасье продать огромную долю национального богатства иностранным инвесторам.
Три перечисленные выше препятствия и продиктовали стратегию разгосударствления российской экономики. А в условиях
Предисловие
нехватки времени это означало проведение приватизации по команде или «строем».
Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям и увеличив поступления в его доходную часть. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра. В-третьих, воспользоваться изменением формы собственности и провести предварительную рационализацию структуры крупных государственных корпораций до их превращения в частные. В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального «распыления» акций среди рабочих и мелких служащих. Последняя мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей участие трудящихся в капитале предприятия или в управлении производством.
Проблема приватизации субъекта - пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого - получить, в конечном счете, компетентного «хозяина», способного взять на себя ответственность за поддержание производства и повышение его эффективности. Одна только смена собственников, замена государства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника - не производство, а прибыльность, рентабельность.
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности отечественного народного хозяйства становятся уже не отдельные достижения науки и техники, какими бы выдающимися они ни были, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Этот уровень определяется в первую очередь состоянием автомобильного парка и ремонтного производства как отрасли, которая удовлетворяет потребности предприятий в доставке сырья и оборудования в сроки, обеспечивающие непрерывность производственных процессов.
10 Предисловие
В условиях перехода к рыночной экономике были осуществлены реформы, которые заставили отраслевых специалистов коренным образом пересмотреть представления об основах организации деятельности предприятий любого профиля и, в частности, на предприятиях автомобильного транспорта. Стало ясно, что необходимо учитывать и их специфическую роль как связующих звеньев между сферами производства и потребления.
Раздел 1
Предприятие и предпринимательство
на автомобильном транспорте
Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта
^ Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей.
Они действуют в течение определенного исторического периода, уступая свое место новым законам. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь некоторым способам производства; специфические - присущие одному способу производства.
Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения труда называется экономической системой. Существуют три основных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную экономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее название смешанной экономики.
Традиционная экономика доминировала в течение длительного периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед экономической системой (что, как и для кого производить), решались исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось поступать так же, как раньше.
Многовековая традиция позволяла достичь высокого уровня мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по-
12 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство
этому производительность труда ремесленника оставалась неизменной.
При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятельности различных производителей при централизованной экономике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчинены тому или иному государственному чиновнику.
Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрьской революции и существовавшая до последнего времени, представляла собой ярко выраженную командную модель.
Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.
Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для обмена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государственным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.
Экономическая система, которая состоит из свободных товаропроизводителей, связанных между собой отношениями купли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-
Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 13
траты, поэтому и технология производства выбирается самая эффективная.
Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.
Основные принципы рыночной экономики:
1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.
2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.
3. Саморегулирование деятельности.
4. Принцип договорных отношений.
5. Свобода ценообразования.
6. Децентрализация управления и самостоятельность.
7. Экономическая ответственность.
8. Государственное регулирование.
9. Конкуренция и механизм социальной защиты.
Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно централизованной (командной) экономике.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Предоставление лицам, группам, коллективам права образования но-
14 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство
вых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подразделений действующих предприятий, активизирует процесс демократизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преимущество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики.
Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
^ При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.
Цена никем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.
Именно такие цены принято называть рыночными.
Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.
^ 1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики
АТП - это хозяйственная единица, которая, как самостоятельный экономический субъект, представляющий собой юридическое лицо и имеющий собственный счет в банке, обязана осуществлять финансовое самообеспечение, т. е. самофинансирование.
Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии государственного плана, который устанавливается центром и подлежит обязательному выполнению. Его заменил индикативный, рекомендательный, советующий план-прогноз (бизнес-план). При децентрали-
Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 15
зации управления происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необходима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности экономических субъектов.
При рыночной экономике действует принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономные способы, меры и средства, побуждающие нести ответственность, а также возмещение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.
По своим обязательствам хозяйственный субъект отвечает принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и по существу лишается статуса полноценного надежного партнера, участника делового предпринимательства.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле над соблюдением;
в изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых правительством нормативных актов, через государственное планирование.
Одним из важных принципов развития современной экономики является конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. В западной экономической литературе конкуренция рассматривается как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции.
Для рыночной экономики характерен принцип социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Социальная защита осуществляется через систему государственного регулирования посредством ограничений, не позволяющих рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, и компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, пре-
16
Отрасль экономики, включающая все аспекты функционирования и развития транспорта как части сферы материального производства.
Базовые элементы экономической эффективности транспортной логистики
Как известно, даже из задач по математике начальной школы, основная модель эффективности любого транспорта строится на том, насколько быстро будет доставлен товар в ту или иную точку страны или отдельно взятого города.Однако это лишь самое общее представление об экономике транспорта. На самом деле она (т.е. экономическая эффективность) является синтезом достаточно сложных элементов, которые можно представить следующим образом:
- подготовка груза к перевозке, его упаковка, хранение, страхование;
- производство погрузочных — разгрузочных работ, включая транспортные экспедиторские услуги — таможенное оформление, подготовка документации;
- непосредствено сам процесс перевозки, включая использование разных видов транспорта на одном плече доставки — мультимодальные перевозки;
- доставка товара или груза до конечного получателя (от двери до двери) или поступление его на складские помещения, распределение товара через сеть коммерческой дистрибьюции;
Основные типы транспортной логистики с точки зрения экономики
Если конкретизировать понятие экономика транспорта, то не обойтись без анализа каждого из существующих типов логистических средств доставки. Приведем самые главные группы таких транспортных моделей.Морской и речной транспорт
Основная линия экономической эффективности строится на том, что:- осуществляется массовая перевозка грузов, что снижает общую долю затрат на перевозку единицы груза;
- возможность доставки в любую точку планеты;
- относительно низкие эксплуатационные расходы;
- всесезнность и всепогодность.
Железнодорожный транспорт
Экономика этого логистического элемента определяется тем, что производится перевозка массовых грузов при относительно высокой скорости. Главный недостаток — это необходимость создания и поддержания дорогостоящей транспортной инфраструктуры — жд. пути, станции, необходимость постоянного обновления подвижного состава. Однако этот вид транспорта занимает второе место в обеспечении, как внутренних, так и трансграничных перевозок во всем мире.Трубопроводный транспорт
Этот вид логистики имеет одно преимущество — массовая доставка грузов (как правило, это природное сырье) на большие расстояния и его работа не зависит от множества природных и техногенных факторов. Однако экономика этого транспортного бизнеса ограничена только определенными районами и достаточно высокими затратами на содержание инфраструктуры (насосные и перекачивающие станции, нефте или газохранилища).Автомобильный транспорт
Его роль, как фактора логистики в рамках отдельных локальных регионов и даже целых стран, не может быть переоценена. Так, например, более 70% всех внутренних перевозок в США и Канаде осуществляется именно автотранспортом (автопоездами или трейлерами). Основное достоинство этого вида транспорта — в его возможности доставить груз непосредственно к потребителю, практически в любую точку сухопутной части планеты (за исключением труднопроходимых и горных районов). Главный недостаток состоит в том, что автотранспорт требует дорогостоящей сети автомобильных дорог и мостов.Авиационный транспорт
Этот вид логистики трудно заменим в скоростной доставке ценных грузов и пассажиров на дальние расстояния. Главная его составляющая экономической эффективности — это скорость и регулярность трафика. Однако на этом все достоинства этого вида транспорта заканчиваются. Авиатранспорт — дорог в эксплуатации, особенно на фоне постоянно дорожающего авиатоплива. К тому же, для обслуживания самолетов требуется строительство сложных портовых мощностей и терминалов. Основная экономика этого логистического бизнеса строится на обслуживании массовых транспортных потоков пассажиров, как например, на направлениях мировых курортных зон.В лекционном материале по ПМ.02. Основы экономики отрасли (автотранспорт)» освещены основные понятия и вопросы первого раздела учебной программы: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства и др.
Материал составлен в полном соответствии с требованиями действующего ФГОС по специальности 190631.
Для студентов и преподавателей техникумов, колледжей, руководителей и специалистов предприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.
Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы
Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....
Экзаменационный билет по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специ...
АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах
Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...
Методические рекомендации обучающимся по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02.Организация деятельности коллектива исполнителей. МДК.02.01.Управлениеколлективом исполнителей для специальности 190631
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ПМ. 02.Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений. МДК. 02.01. Основы строительного производства. Тема 1.1. Технология и организация строительного производства. «Проектирование стройгенпланов»
Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительно...
Занятие № 2
Тема лекции: Экономика транспорта и ее особенности.
План лекции
Предмет экономики автомобильного транспорта.
3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.
4. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.
Теоретическая часть
1. Предмет экономики автомобильного транспорта.
Общественное производство, т.е. единство производительных сил и производственных отношений, изучается с двух сторон. Естественные и технические науки изучают производство как процесс, совершаемый между человеком и природой. Объектом их изучения являются преимущественно вещественные отношения. Общественные и социально-экономические науки изучают отношения между людьми в процессе производства и объектом изучения являются производственные отношения.
Транспорт, как часть общественного производства, изучается с технической стороны и со стороны общественных отношений. Экономика транспорта изучает общественные отношения на транспорте и закономерности их развития.
Экономика транспорта изучает:
действия и формы проявления на транспорте объективных экономических законов;
условия и факторы, обеспечивающие достижение в интересах общества наилучших результатов при наименьших (минимальных) затратах живого и овеществленного труда;
методологию и методику планирования транспорта;
роль транспорта в расширенном воспроизводстве;
экономические методы повышения эффективности работы транспорта;
взаимоотношения транспорта с другими отраслями материального производства.
Экономика автомобильного транспорта является одним из важных разделов экономики транспорта. Она изучает условия работы транспорта и разрабатывает рекомендации для обеспечения наиболее полного и высококачественного удовлетворения потребностей народного хозяйства, частных предпринимателей и населения в автомобильных перевозках с минимальными затратами общественного труда.
Материальной основой обращения продукции машиностроения, сельского хозяйства, строительства и т.д., является транспорт, при помощи которого осуществляются многосторонние внутрирайонные и межрайонные связи.
Экономические и исторические условия развития народного хозяйства, неравномерность размещения промышленного производства обуславливают важное значение транспорта в расширенном воспроизводстве.
2. Задачи экономики автомобильного транспорта.
Основными задачами экономики автомобильного транспорта являются:
− изучение комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.);
− изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований;
− изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий;
− исследование и распространение методов, способствующих экономическому развитию страны;
− использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг для улучшения обслуживания населения при условии снижения транспортных затрат в цене готовой продукции;
− выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров;
− определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомобильную отрасль для формирования её современной материально-технической базы.
3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.
Транспорт осуществляет перемещение грузов народного хозяйства из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда можно считать готовым, когда он доставлен потребителю. Осуществляя перемещение продуктов, транспорт обеспечивает их доставку в места назначения и делает возможным фактическое их использование. Это объективно-необходимый процесс, благодаря которому происходит реализация потребительной стоимости.
В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесса.
Особенностью транспорта является то, что его продукция – это само перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создается транспортом.
В промышленности или сельском хозяйстве процесс производства продукта и процесс его реализации и потребления разделены между собой в пространстве и времени, т.е. вначале производят продукт, затем его реализуют и потребляют.
На транспорте эти процессы слиты воедино и совпадают во времени, т. к. перевозка грузов и пассажиров, само перемещение и является продукцией транспорта.
Продукция транспорта – это перемещение людей и натурально-вещественных продуктов во времени и пространстве без изменения физических и химических свойств продуктов.
Транспорт необходим для осуществления перевозок как внутри предприятий, так и между предприятиями, районами и странами.
Перемещение требует дополнительных затрат труда, в результате этого возрастает стоимость перевозимого продукта на величину общественных издержек на транспорт. В результате перемещения продукции в сфере обращения изменяется потребительная стоимость продукции, т.е. ее полезность, ее способность удовлетворять потребности людей.
Пространственное перемещение продуктов от места производства к месту потребления или пространственное перемещение людей и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.
Например: картофель на полях является для общества лишь потенциальной потребительной стоимостью. Для того, чтобы она стала реальной потребительной стоимостью, необходимо его доставить к потребителю, т.е. кроме труда картофелеводов, затратить еще и труд работников автомобильного или железнодорожного транспорта. Стоимость перевозимых продуктов растет на величину общественных издержек на транспорт.
Транспортная продукция возникает и потребляется в самом процессе перевозок. Поэтому отпадает необходимость создания запасов транспортной продукции. Эта важная особенность транспортной продукции определяет необходимость иметь резервы наличия подвижного состава, в целях бесперебойного удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и частных предпринимателей в перевозках грузов и пассажиров. Это основная отличительная черта продукции транспорта от продукции других отраслей материального производства.
Транспорт не создает нового продукта. Поэтому в его издержках на производство готового продукта не содержится такого главного элемента как сырье. Это вторая отличительная черта.
Процесс перемещения грузов или пассажиров состоит из трех элементов:
погрузка грузов или посадка пассажиров;
перемещение;
выгрузка грузов или высадка пассажиров.
Продукция транспорта, не имея вещественной формы, измеряется количеством груза или пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.
Измерителями транспортной продукции по грузовым перевозкам являются объем перевозок (Q ) в тоннах и грузооборот (Р) в тонно-километрах.
По пассажирским перевозкам измерителями транспортной продукции являются количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот.
3. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.
Транспорт является отраслью материального производства с особым характером трудовых процессов и специфической формой продукта производства.
Степень участия отдельных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров не одинакова. Она зависит от множества факторов, определяемых технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта: организации перевозочного процесса, условий работы, размещения относительно предприятий и населенных пунктов и т.д.
Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы.
К народнохозяйственным факторам относятся:
размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного со става, ритмичность работы;
состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее требования к транспорту по срочности доставки грузов и т.д.
К специфическим транспортным факторам относятся:
сезонность и ритмичность работы;
наличие пропускной и провозной способности;
техническая вооруженность;
система организации перевозочного процесса.
размещение сети путей сообщения;
условия эксплуатационной работы, в том числе:
Все перечисленные факторы оказывают решающее влияние на технико-экономические показатели каждого вида транспорта. Однако, для выбора оптимальных решений требуется проведение технико-экономических расчетов.
При сравнении вариантов экономической эффективности перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:
уровень эксплуатационных расходов (себестоимости перевозок);
инвестиции;
скорости движения и сроки доставки грузов;
наличие провозной и пропускной способности;
маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в массовые размерах;
гарантия сохранности перевозимых грузов;
условия для высокоэффективного использования подвижного состава и технических средств, возможности применения новых средств для перевозок (поддоны, контейнеры и т.д.), механизация погрузочно-разгрузочных работ.
Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна и во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, материально-технической базы, вида транспорта и других факторов.
Железнодорожный транспорт.
Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:
неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами, а также другими организациями всех отраслей народного хозяйства;
возможность сооружения железных дорог практически на любой сухопутной территории страны (а посредством паромов могут создаваться связи сухопутных районов и территорий, тяготеющих к рекам и морям) и обеспечение устойчивых связей между районами;
высокая провозная и пропускная способность железных дорог;
возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании со сравнительной дешевизной;
возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозки во все времена года и периоды суток;
сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов;
более короткий путь следования грузов;
высокие экономические показатели и совершенная технология перевозок.
Большая провозная способность, сравнительно низкая себестоимость перевозок и высокий уровень производительности труда являются важнейшими преимуществами железнодорожного транспорта.
Недостатком является то, что строительство железных дорог требует больших инвестиций, особенно в трудных топографических условиях районов Крайнего Севера, Востока страны, в болотистых, горных и пустынных районах страны.
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются:
большая маневренность и подвижность (перевозка грузов из пункта (места) производства (погрузки) до склада потребителя (получателя) без перегрузочных работ, т.е. «от двери до двери»);
высокая скорость доставки грузов;
По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту, значительно превышает речной и морской, а иногда и железнодорожный. Это преимущество особенно ощутимо при перевозке грузов на короткие расстояния.
более короткий путь движения грузов.
Особенно эффективно доставлять грузы и перевозить пассажиров автотранспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам.
Недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Резервами снижения себестоимости перевозок являются сокращение порожнего пробега автомобилей и повышение коммерческих скоростей. Все еще велика стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей (гаражи, станции технического обслуживания). Низок еще удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием.
Высокие показатели работы автомобильного транспорта могут быть получены только при наличии достаточно развитой сети автомобильных дорог. Несмотря на значительное увеличение объемов дорожного строительства, автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием еще недостаточно.
Рост грузовых и пассажирских перевозок автомобилями в качестве одной из важнейших задач ставит строительство автомобильных дорог, связывающих все населенные пункты страны между собой и с магистральными видами транспорта.
Крупнейшей задачей является совершенствование структуры автомобильного парка, т.е. приведение его в соответствии со структурой грузооборота.
Важными задачами эффективности работы автомобильного транспорта являются:
увеличение времени в наряде;
совершенствование организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
совершенствование механизации погрузочно-разгрузочных работ;
широкое внедрение автоматизированных систем управления и т.д.
Морской транспорт.
По сравнению с другими видами транспорта, в частности с железнодорожным и речным, морские пути имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих их преимущества. Ими являются:
возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;
сравнительно небольшие капиталовложения (морские пути являются естественными путями и поэтому не требуют затрат по их сооружению или поддержанию в эксплуатационном состоянии, кроме каналов);
практически неограниченная пропускная способность;
незначительный расход топлива и затраты энергии, (морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности, поэтому не требуют затрат энергии для их преодоления силы тяжести, которая возникает на железных дорогах и автотранспорте);
при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.
К недостаткам морского транспорта относятся:
зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха);
необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства;
ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях,
Речной транспорт.
Меры, проводимые по техническому перевооружению речного транспорта, систематическое его совершенствование позволили значительно увеличить объем работы и улучшить использование технических средств.
Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:
большая провозная способность на глубоководных реках;
сравнительно невысокая себестоимость перевозок (средняя себестоимость грузовых перевозок близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 1,5 - 2 раза);
сравнительно меньшие капиталовложения (затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т. в год в несколько раз меньше, чем на сооружение железной дороги широкой колеи (с подвижным составом), в 3 – 4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием.
К существенным недостаткам речного транспорта относятся:
извилистость пути, неравномерность глубин на всем его протяжении;
ограничение в использовании подвижного со става, связанное с сезонностью работы;
удлинение маршрутов следования грузов;
небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов.
Одним из основных направлений дальнейшей технической реконструкции речного транспорта явится повышение грузоподъемности флота, его специализация, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, применение крупных несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов, увеличение толкаемых составов.
Для повышения эффективности речного транспорта важным Фактором является продление навигационного периода и пополнение для этого речного транспорта мощными ледоколами.
Воздушный транспорт.
Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:
высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда;
маневренность в организации пассажирских перевозок;
большая беспосадочная дальность полета;
кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;
экономия времени пассажиров;
высокая культура обслуживания пассажиров;
небольшая потребность в капитальных вложениях на строительство комплексов технических сооружений в аэропортах. В расчете на 1 км воздушной линии, обслуживаемой реактивными самолетами, капитальные вложения примерно в 35 – 45 раз меньше, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте.
К недостаткам воздушного транспорта следует отнести все еще высокую стоимость перевозок.
Улучшение экономических показателей воздушного транспорта будет достигаться за счет повышения моторесурсов двигателей, улучшения использования самолетного парка, совершенствования аэродромного хозяйства, улучшения обслуживания самолетов и широкого внедрения автоматизации.
Трубопроводный транспорт.
Он представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на другие виды транспорта.
Трубопроводы строятся – магистральные, промысловые, подводящие.
Нефтепроводы транспортирующие нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие предприятия, а также на перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции на территории добывающего нефтяного промысла называются магистральными .
Промысловые , заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.
Подводящие нефтепроводы служат для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы.
Преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта заключаются в следующем:
возможность повсеместной прокладки труб и перекачки нефтегрузов в массовых размерах;
большое расстояние перекачки нефтегрузов;
низкая себестоимость транспортирования нефти (в 2 раза меньше, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем по железным дорогам);
сохранность нефтепродуктов (благодаря полной герметизации процесса транспортировки);
полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;
меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, расход металла;
отсутствие, при соответствующей изоляции, отрицательного воздействия на окружающую среду.
Так же важными преимуществами нефтепроводного транспорта является непрерывность процесса перекачки, малая зависимость от климатических условий, малочисленность обслуживающего персонала и т.д.
К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация и то, что для его рационального использования требуется устойчивый поток нефти.
Комплексное развитие всех видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними позволяют значительно повысить эффективность инвестиций в транспорт и снизить народнохозяйственные издержки на перевозки грузов.
Под транспортными издержками народного хозяйства в целом следует понимать все расходы, связанные с транспортировкой сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции от предприятий-поставщиков до потребителей, а также расходы на перевозки грузов снабженческо-сбытовых и торговых организаций.
Наибольший удельный вес транспортных расходов приходится на автомобильный транспорт. Весьма высокая себестоимость автомобильных перевозок объясняется большим количеством мелких отправок грузов, сравнительно малой грузоподъемностью автомобилей, некруглосуточной работой, коротким расстоянием перевозок и т.д.
На всех видах транспорта велики затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые связаны с тем, что значительное количество погрузочно-разгрузочных операций выполняется немеханизированным способом и недостаточно используются мощности имеющихся погрузочно-разгрузочных машин.
Экономия транспортных расходов является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Сокращение транспортных расходов только на 1% может дать экономию в народном хозяйстве 650-700 млн. руб., на которые можно построить 2000 км железных дорог, или 2600 магистральных электровозов, или более 200 тыс. автомашин.
Основными факторами снижения транспортных расходов являются:
повышение производительности труда;
снижение себестоимости перевозок;
повышение фондоотдачи.
Контрольные вопросы
Что изучает экономика транспорта.
Что является продукцией транспорта.
Преимущества и недостатки деятельности различных видов транспорта.
Особенности автомобильного транспорта.
Задачи экономики автомобильного транспорта.