Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Сущность и явление как философские категории. Суть, сущность, явление. Философия добра и зла Определение понятия «явление»

Еще около двухсот лет назад Ганс Христиан Эрстед заметил, что протекающий в цепи ток вызывает отклонение магнитной стрелки, лежащей неподалеку. Отсюда и пошло развитие идеи о том, что электричество и магнетизм взаимосвязаны. Особенно сильно эта мысль заняла М. Фарадея, который и положил начало опытам, приведшим к открытию закона электромагнитной индукции. В одном из своих опытов он обнаружил, что при выдвигании полосового магнита из катушки, подключенной к гальванометру, в катушке наводится некоторая электродвижущая сила. В чем же тут секрет?

Собственно явление электромагнитной индукции

Начнем с того, что любой магнит порождает вокруг себя магнитное поле. Если это полосовой магнит, как в опыте Фарадея, то важно заметить, что поле вблизи магнита отличается от того, что вдали от него. Если вы подносите магнит к катушке, то магнитное поле пронизывает ее. Причем в зависимости от того, как глубоко вы задвинули магнит в катушку, катушку будет пронзать разное магнитное поле.

Но каким же образом возникает Э.Д.С.? Возникновение напряжения в катушке обусловлено перемещением зарядов (электронов) в какую-либо одну сторону, то есть возникают полярно противоположные концы с избытком зарядов одного знака. Значит, переменное магнитное поле фактически перемещает заряды.

Строгое объяснение явления электромагнитной индукции

Изначально предполагалось, что магнитное и электрическое поле взаимосвязаны таким образом, что переменное магнитное поле оказывается способным перемещать электрические заряды, а переменное электрическое – так называемые магнитные. Однако на самом деле это оказалось не совсем так.

Дело в том, что переменное магнитное поле порождает вокруг себя переменное электрическое поле и наоборот. И именно это электрическое поле и перемещает заряды в катушке Фарадея. Этот факт о такой взаимосвязи полей отражен в уравнениях Джеймса Клерка Максвелла. А само явление электромагнитной индукции, проявляющееся в появлении Э.Д.С. в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него – это частный случай, вытекающий из этих уравнений.

Не стоит также забывать о том, что электромагнитная индукция предполагает изменение магнитного потока не только посредством изменения магнитного поля. Другой способ изменить поток – это менять площадь контура. В этом случае напряжение также появляется, то есть заряды также перемещаются по той причине, что само изменение площади означает перемещение контура, что фактически подразумевает собой макроскопическое перемещение зарядов внутри него. Движущиеся таким образом электрические заряды становятся магнитными, что и обуславливает их взаимодействие с внешним магнитным полем.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

филос. , отражающие всеобщие формы предметного мира и его человеком. Сущность - это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; - то или обнаружение (выражение) предмета, внеш. формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

В антич. философии мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление - как видимый, иллюзорный вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность (« ») несводима к телесно-чувств. бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств. нематериальный , вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность (« вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из которой строится . В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь , а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени С. и я. приобретает гно-сеологич. характер и находит своё в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая сущности («вещи в себе») , считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней представление. Преодолевая метафизич. противопоставление С. и я., Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение «абс. идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

В бурж. философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистич. истолкование: отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувств. данные»; рассматривает явление как самообнаруживающееся , а сущность - как чисто образование; в экзистенциализме сущности вытесняется понятием существования, явление же трактуется в субъективистском духе.

Подлинное содержание взаимоотношений С. и я. впервые было раскрыто марксистской философией. С. и я,- универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако С. и я. не означает их совпадения, тождества: «...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая вауна была бы излишня...» (Маркс К., см. Маркс К, и Энгельс Ф, Соч., т. 25, ч. 2, о. 384) .

Явление богаче сущности, ибо включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существ. связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то как сущность образует сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: «...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...» (Ленин В, И., ПСС , т. 29, с. 227) . Теоретич. познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: «... и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...» (там же, с. 136) . Характеризуя человеч. познания, В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, с. 227) .

Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного, в «Капитале» К. Маркса, М., I960; Богданов Ю.A С. и я., р. , 1963 ; Науменко Л. К., Монизм как диалектич. логики, А.-А. , 1968 ; История марксистской , М., 1971 , разд. 2, гл. 9; Материалистич. . Краткий очерк теории, М., 1980 ; Основы марксистско-ленинской философии, ?., 19805.

А. А. Сорокин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕ́НИЕ

всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком. Сущностью называют действит. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явлением называют то или иное обнаружение (выражение) предмета – его эмпирически констатируемые, внешние формы существования. В мышлении категории С. и я. выражают перехода и переход от многообразия наличных форм бытия предмета к его внутр. содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Четкое разделение категории С. и я. характерно уже для антич. философии (за исключением софистов). Сущность толкуется здесь как "начало" понимания вещей и вместе с тем как исходный пункт их реального генезиса. Антич. философы показали, что непосредственно, в созерцании вещи часто предстают не в своем сущностном (истинном) виде, а в одеянии вводящих в призраков; поэтому задача состоит в том, чтобы путем размышления проникнуть в подлинную суть вещей, в то, что они есть "по истине". Согласно Демокриту, сущность ("идея") вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. При этом совершенно необъяснимой остается вещь как . Порядок (образ , форма, "идея") сцепления атомов в нек-рое единство – вещь – фактически предстает чем-то случайным, лишенным самостоятельности. В этому Платон развивает о приоритете целого (сущности) над составляющими его элементами. "Идея", сущность вещи стала пониматься как изначально самостоятельная, не сводимая к телесно-чувств. бытию, к наличной совокупности конкретных явлений; она всегда остается чем-то большим, чем ее чувств. воплощений, т.к. за ней сохраняется выражаться во все новых образах. Это отличие резко подчеркивается утверждением сверхчувственного, имматериального характера сущности, ее вечности, бесконечности, неизменности. Проблема С. и я. занимает центр. в системе Аристотеля, пытавшегося преодолеть антиномичность взглядов Демокрита и Платона.

Отказываясь от признания сущности как самостоят. реальности, ее отделенности от конкретно-чувств. вещей, Аристотель в противоположность Платону исходит из того, что невозможно, "... чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность" (Met. I, 9, 991 в 5; рус. пер., М., 1934). Сущность, "форма вещи" есть родо-видовое вещи: всеобщее не существует отдельно, помимо единичных вещей. Вместе с тем Аристотель выступает и против демокритовского сведéния сущности вещи к составляющим ее элементам, утверждая, что идея, форма вещи не выводится из той "материи", из к-рой строится вещь (напр., форма дома не выводится из кирпичей). Это направление приводит Аристотеля к выводу о конечном, преходящем характере вещей, переживающих возникновение и гибель, и об отсутствии этих характеристик у форм вещей (т.е. у видов сущностей): "... форму никто не создает и не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи" (там, же, VIII 4, 1043 в 16). Т.о., Аристотель в ряде пунктов оказывается вынужденным возвращаться к т. зр. Платона.

Ср.-век. , развиваясь под прямым влиянием христианства, связывает проблематику С. и я. с резким противопоставлением мира горнего и мира земного. Носителем сущности выступает здесь бог, а мирское существование рассматривается как неистинное, иллюзорное.

Философия нового времени, порывая со схоластич. традицией, вместе с тем воспринимает и проводит заложенное в ср. века расщепление С. и я., перенося его на почву гносеологии. Одним из выражений такого расщепления явилась первичных и вторичных качеств (см. Первичные качества). Осн. расхождения в понимании сущности и ее отношения к явлениям, к человеч. опыту выявились в проблеме природы общих понятий, лежащих в основе теоретич. объяснения действительности и выражающих самую глубокую сущность вещей. По этой проблеме противоборствовали позиции рационализма и эмпиризма.

Попытку преодолеть возникшие трудности предпринял Кант. Признавая , объективность "вещи в себе", сущности, Кант утверждает, что эта сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление есть не выражение объективной сущности ("вещи в себе"), а лишь аффицированное "вещью в себе" субъективное представление (см., напр., И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 240). Решая об отношении знания к чувственности, Кант ставит проблему объективности воспроизведения чувственно данного многообразия явления в сознании (см. тамже, с. 262), т.е. проблему единства, тождества субъективного и объективного, но это требование совпадения субъективного (последовательности воспроизведения явления в знании, в понятии) с объективным остается у него еще в рамках субъективности. Утверждая в учении о разуме наличие в составе знания особых идей, выполняющих функцию организации знания в целостную теоретич. систему и доказывая их , плодотворность, Кант в то же время отказывает этим безусловным идеям в "конститутивном" (т.е. объективном) значении, не считает их внутр. единством самого чувств. многообразия (см. тамже, с. 367 и др.).

Преодолевая кантовский субъективного и объективного, Гегель строит диалектич. С. и я. на основе концепции "объективности понятия", тождества мышления и бытия. То, что у Канта было непреодолеваемой противоположностью субъективного и объективного, у Гегеля выступило лишь формой выражения внутр. противоречивости самой действительности – ее чувств.-эмпирич. облика и ее внутр. содержания. Противоречие (неравенство) субъекта, его знаний об объекте и самого объекта есть лишь форма выражения противоречия объекта, действительности. Поэтому всякое явление вещи сознанию, не соответствующее самой вещи, есть не искажение вещи сознанием, а выражение ее собственной, из самой вещи вытекающей ложной видимости. Гегель преодолевает характерное для Канта метафизич. противопоставление С. и я. Для него сущность "не находится з а явлением или п о т у с т о р о н у я в л е н и я, а именно потому, что сущность есть то, что существует, существующее есть явление" (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 221). Эта Гегеля получила высокую оценку Ленина. Явление есть не субъективное выражение непостижимой "вещи в себе", а ее собств. выражение и . Вместе с тем в явлении сущность не только выражается, но и маскируется, представая часто в чуждом, "лишенном сущности" виде. Поэтому задача теоретич. познания состоит в том, чтобы критически осмыслить непосредств. вещей ("чувств. ") и проникнуть в подлинное содержание действительности, постигнуть ее "идею", под к-рой Гегель понимает всеобщие определения действительности в их связи и единстве. Явление есть лишь , чувственно-конкретное выражение идеи, представляющей собой самостоятельную, саморазвивающуюся субстанцию. Развитие этого противопоставления при подчеркивании приоритета абс. идеи привело гегелевскую концепцию С. и я. к противоречиям, к-рые Фейербах и Маркс охарактеризовали как "дуализм" этой концепции.

Критикуя Гегеля за раздвоение и под именем идеи действит. мира от него самого, за сущности мышления, природы, человека в нечто , Фейербах рассматривает как единственную и подлинную реальность , предметный (см. Л. Фейербах, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 115). Но отбрасывая идеалистич. извращение проблемы как плод субъективной абстракции, оп отбрасывает и то реальное содержание, к-рое получило выражение в этом извращении. В результате он приходит к характерному для эмпиризма отождествлению сущности с бытием со всеми вытекающими отсюда слабостями и противоречиями.

В отличие от Фейербаха, Маркс в работах 40-х гг. указывает действит. гегелевского извращения отношения С. и я. Для Маркса это "извращение" – не только теоретич. сознания, но и историч. . Отсюда возникает задача раскрытия механизма обособления сущности от существования, от форм наличного бытия и приобретения этими формами мнимой, призрачной сущности. Исследование этого механизма привело Маркса к формулированию концепции формы превращенной. В "Капитале" Маркс показывает, что сущность вещи не есть некая реализующаяся в вещи и принципиально отличная от нее "идея" или какое-то иное, гетерогенное самому предмету "начало", а представляет собой внутр. , единство всех эмпирич. проявлений вещи. Сущность – это место данного предмета в системе др. предметов, определяющее все его специфич. особенности. Рассматривая всякую вещь и в целом как историч. процесс, Маркс показывает, каким образом в этом процессе складывается предмета – единство внутр. содержания (внутр. законов движения) и внешних, поверхностных явлений, непосредственно не совпадающих и часто противоположных сущности. Простейшие формы бытия предмета в процессе своего превращения в более развитые формы не только сохраняются (часто в преобразованном виде) рядом с этими более развитыми формами, но и содержатся в них как их основание, как их внутр. содержание и основа, на к-рой они вырастают – исторически и логически. По мере формирования предмета как развитого конкретного целого сущность – всеобщее основание и закон его бытия – начинает выступать как нечто отличное и от каждой "частной" формы проявления предмета, как нечто им всем противостоящее. Кажется, что все формы конкретно-чувств. бытия предмета вытекают (полагаются) из сущности. В действительности же "от сущности к бытию" и его наличным формам есть движение от одних – более простых и ранних, исходных – форм бытия предмета к другим, в конечном счете – к непосредственно наличным, чувственно- конкретным формам бытия предмета через их развитие. Поэтому на деле "непосредственные", эмпирически данные формы существования предмета оказываются самыми опосредованными, "конечными" формами. Явление поэтому может быть научно понято не само по себе, а только из сущности и на основе ее. Явление само раскрывает свою несамостоятельность, неистинность через др. явлению того же предмета. Поэтому-то и не может ограничиться лишь систематизацией, простым "обобщением" явлений и их видимой связи, а должна критически проанализировать их, проникнуть в их сущностное содержание. Расхождение, отделение форм проявления от внутр. содержания, от сущности есть истории противоречий самой сущности. Совпадение, С. и я. достигается лишь через опосредование сущностного содержания, через промежуточных звеньев (см. К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 316). Противоречие сущности, внутр. закона и выражающей его теории с явлением, с видимым положением вещей разрешается в контексте восхождения от абстрактного к конкретному. При этом предшествующие представления не отбрасываются при формировании нового значения, а сохраняются в критически переосмысленном виде как выражение "поверхности явлений". С этой т. зр. эмпиристски-позитивистская есть выражение некритич. отношения к эмпирии, отношения к вещам "как они нам кажутся", а не как они есть на самом деле.

В большинстве направлений совр. бурж. философии С. и я. не рассматривается в ее традиц. виде, либо толкуется нигилистически. Последнее наиболее резко выражено в неопозитивизме, к-рый признает реальными только явления, "чувственные данные", а сущности отказывает в объективном существовании. Напр., Рассел считает вопрос о сущности чисто лингвистическим, т.к., по его мнению, сущность может иметь , а не вещь (см. Б. Рассел, История зап. философии, пер. с англ., М., 1959, с. 221–22). В субъективистском духе толкует сущности и Ф. Франк (см., напр., Ф. Франк, Философия науки, пер. с англ., М., 1960, с. 65). В экзистенциализме проблема Сия. отодвинута в связи с выдвижением на передний план проблемы существования. В духе докантовской метафизики толкуются категории С. и я. в неотомизме.

Лит.: Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса, М., 1960; Богданов Ю. Α., Сущность и явление, К., 1962; Вахтомин Н. К., О роли категорий С. и я. в познании, М., 1963; Никитченко B.C., Соотношение категорий С. и я. в марксистско-ленинской философии, Таш., 1966; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектич. логики, Α.-Α., 1968.

А. Сорокин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Сущность - это содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.

В античной философии сущность мыслилась как “начало” понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление - как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь “по мнению”. Согласно Демокриту, сущность веши неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность (“идея”) несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей (Метафизика , VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии (Мет, VII 4, ЮЗОаЬ). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность (“форма вещей”) не существует отдельно, помимо единичных вещей. В средневековой схоластике проводится между сущностью (essentia) и существованием (existentia). Каждая вещь - это существо сущности и существования. Сущность характеризует (что есть) самой вещи. Так, согласно Фоме Аквинекому, сущность - то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summatheol., I, q.29). Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем аристотелевское различе

ние формы и материи приобретает у него иной , поскольку сущность определяется через и через лицо, т. е. наполняется теологическо-креационистским содержанием.

В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное (Гоббс Т. Избр. произв., т. 1. M., 1964, с. 148). Б. Спиноза рассматривал сущность как “то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено” (Этика , II, определение 2). Д. Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Лейбниц называет сущностью того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые , III, 3 § 15). Для X. Вольфа сущность - то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление. Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как , выразимое в существовании.

Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, “чувственно данные”; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность - как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. В марксистской философии сущность и явление - универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях. Однако их единство не означает их тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К. Маркс, см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2. с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В. И. Ленин писал: “Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца” (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227).

Любой предмет или явление представляет собой многоуровневое образование. Так, в нем всегда имеют место, с одной стороны , поверхностные, внешние очертания, а с другой , глубинные, внутренние, сущностные характеристики. Поэтому, для обозначения этих противоположных параметров в философии выделяются диалектические категории « сущность» и «явление».

Когда это несовпадение приобретает ярко выраженный характер, то предмет или явление отражает форму видимости или кажимости , т.е. не - адекватного, искаженного проявления сущности. Например, видимостью является искривление карандаша в стакане воды или вращение Солнца вокруг Земли и. т. д. В конечном счете, видимость не является продуктом нашего сознания, ибо она объективна и возникает в силу объективных условий наблюдений.

Но рассматриваемые нами категории диалектики тесно связны между собой: явление есть проявление сущности, его внешнего обнаружения (например, простудная инфекция проявляется в повышенной температуре тела, в насморке и т.д.) Но, так или иначе, познавательный процесс всегда начинается с познания явлений, а затем осуществляется переход к познанию сущности 1 (первого), 2 (второго) и. т.д. порядка. Другими словами, сущность является, а явление существенно.

Если бы явление и сущность, с одной стороны, не были связаны между собой диалектической связью, то познание сущности мира было бы просто невозможно, а значит – отпала бы необходимость в самой науке. С другой стороны, если бы они абсолютно совпадали, то, как утверждал К. Маркс, «всякая наука была бы излишня». Но ведь наука ставит перед собой задачу: за внешним множеством различных предметов или явлений отыскивать, выявлять внутренние, существенные закономерности познаваемого мира. Такова объективная история и логика познавательной деятельности.

В истории философии мы обнаруживаем, что ряд философов – субъективных идеалистов (например, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) полагали, что, помимо явлений, никакой сущности не существует.

Так, для Э. Маха, «мир есть совокупность индивидуальных человеческих ощущений» и не более того.



Ряд других философов – объективных идеалистов (Платон, Гегель, А. Уайтхед и др.) признают объективное существование сущности, но которое носит идеальный характер. Например, немецкий философ И. Кант полагал, что явления вызываются сущностью, но они не совпадают друг с другом никоим образом, ибо предмет есть так называемая «вещь – в - себе», которая не познаваема.

Надо заметить, что рассматриваемые нами данные категории носят весьма подвижный и относительный характер. Само понятие «сущности» не предполагает какого – либо жестко фиксированного уровня реальности или некоего предела в познании. Я выше отмечал, что познавательный процесс «идет» от явления и сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца.

Относительный характер категории «сущность» и «явление» заключается в том, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность более низкого порядка по отношению к его собственным проявлениям.

Эти категории указывают нам на то, что процесс познания – это процесс вечного и бесконечного углубления познающим субъектом в сущность познаваемого мира и его отдельных элементов через осмысления изначально его внешних проявлений.

Среди категорий материалистической диалектики "сущность" и "явление" занимают особое место. Это объясняется тем, что процесс познания действительности начинается именно с изучения явлений и дальше идет к раскрытию их сущности. Под явлением понимаем внешнюю сторону объективной реальности, которая непосредственно дается нашим органам чувств. Объективная действительность имеет и внутреннюю сторону, недоступную для ее прямого восприятия органами чувств. Эта сторона действительности называется сущностью. Она выступает как внутренний, повторяющийся и относительно прочную связь вещей и явлений. Это внутренняя основа явлений, общее и повторяющееся в них. Явление же является выявлением (проявлением) сущности.

Итак, сущность - это внутренняя природа, внутренний образ существования предметов и явлений действительности, основное отношение, шо существует в предмете и между предметами, внутреннее противоречие - то есть то, что представляет собой источник движения и развития предмета или предметов. Явление - это внешняя, более изменчива сторона объективной действительности, которая является формой выражения сущности.

Данные категории - это взаимно проникающие стороны процесса развития, где сущность составляет основу, а явление - его конкретную реализацию через перерывы постепенности. В этом плане сфера сущности - это сфера общего, а сфера явления - проявление единичного. Вместе эти категории составляют диалектику воплощение в вещах взаимно проникающих сторон единого процесса их развития.

Идеалисты и метафизики часто неправильно объясняют содержание этих категорий. Например, Б.Рассел считал, что вопрос о сущности вопрос только о том, как употреблять слова1. Метафизики же, в основном, неоправданно противопоставляют эти категории.

Научная философия раскрывает истинную природу этих категорий, их противоречивого связи. В.И.Ленин выразил эту связь в формуле: "Сущность является. Явление существенное" 2. Это единство выражается прежде всего в том, что сущность как нечто внутреннее, оказывается, прорывается на поверхность в форме тех или иных явлений. Например, сущностью жизнедеятельности живых организмов является обмен веществ. Он проявляется в таких явлениях, как рост и размножение организмов. Растение по своей внутренней природе выступает как сущность, В ней происходит обмен веществ с почвой и атмосферой, Явлением будут разные виды растения. Другой пример. Сущность литературного процесса выражается в отображении жизни средствами художественного обобщения, в создании образов, в типизации. Творчество же выступает в явлениях поэзии, прозы, критики. Это же можно сказать и об искусстве в целом.

Сущность и явление объективны. Они представляют собой неразрывное единство, хотя имеют противоречивый характер. Эта противоречивость проявляется во взаимодействии двух сторон действительности. Сущность, выражает внутреннюю сторону действительности, стабильнее, более общая. Явление выражает сущность, оно единичное, внешнее, подвижнее от первой.

Противоречия между сущностью и явлением выглядят противоречий между общим и единичным. Они набирают разных форм, одной из которых является их внешняя противоположность, шо фиксируется понятием "видимость". Будучи формой явления, она не представляет собой призраки, порожденной фантазией субъекта. Это реальное явление, которое имеет свою объективную основу. Этой основой является противоречие самой сущности процесса, а также противоречивый взаимосвязь сущностей различных систем. Понятие "видимость" может выражать и субъективную иллюзию, что является результатом непосредственного соотношения между "эмпирическим явлением" и абстрактной сути. В.И Ленин подчеркивал, что "мнимое есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов" 1. Он обращал внимание на внутреннюю связь видимости и сущности.

Абсолютизация видимости как сущности "в одном из ее моментов" является гносеологическим источником искаженного отражения действительности. Игнорирование этого «момента» приводит к отрыву сущности от явления, исключает возможность его естественного объяснения.

Объяснить видимость - значит раскрыть ее объективную основу. Это имеет особое значение в познании общественных явлений, в которых процесс выражения сущности имеет слишком сложный характер, поскольку общественная деятельность реализуется через целевозлагающей деятельность определенных социальных сил.

Выявление сущности в форме видимости имеет свою основу в природе самой сущности. Как форма явления видимость объективная, выражает сущность. Однако выражая сущность специфически (в единстве с другими факторами), она может выступать источником субъективных иллюзий в познании, поскольку оно останавливается на степени непосредственной фиксации видимости. Только глубокий теоретический анализ, основанный на научных методологических принципах, раскрывает истинную сущность явлений, в какой бы форме они не выступали.

В.И Ленин раскрывал сущность как процесс. Он подчеркивал, что "признание каких-либо неизменных элементов," неизменной сущности вещей "и проч. Не является материализм, а есть метафизический, т.е. антидиалектичний материализм" 1. Обобщая историю наук, он пришел к выводу, что ".,. Суть вещей или" субстанция "тоже относительны, они выражают только углубление человеческого познания объектов" 2.

Сущность не является чем-то навсегда данным как с точки зрения ее объективной неисчерпаемости, так и с точки зрения ее изменений в процессе развития. ее изменчивость обусловлена ее внутренней противоречивостью. Поэтому и сама диалектика является учением о визчення противоречий в самой сущности вещей. В процессе развития сущность разворачивает свое содержание (выступает и как основа, и как развитый содержание). Развертывание сущности осуществляется по объективным законам, которые выступают регуляторами, "организующими принципами" развития, осуществляют свое действие при определенных условиях. В единстве с этими условиями объективные законы определяют процесс становления сущности.

Сущность и закон явления равно порядку, поскольку выражают углубленное познание человеком мира. Эти категории выражают отношение одной и той же сферы - сущности. Однако эта однопорядковисть не означает их полного тождества. Отношение сущности и явления - это своеобразное отношение процесса и его регуляторов. Познание закона является познание сущности в аспекте тенденций ее саморазвертывания. Закон соотносится и с явлением как отражением устойчивого в нем, то есть того, что делает явление существенным, не оговаривая его в целом. Отсюда В.И. Ленин делал вывод о том, что любой закон является узким, неполным, приблизним3. Он, как определенная тенденция, действует при определенных условиях, хотя его полностью не совпадают с тенденцией. Закон "формирует" явление не непосредственно, а через сложную взаимосвязь с конкретными условиями. Это говорит о том, что на формирование явления влияют еще и другие факторы. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы найти общее, выделить основу явлений. К.Маркс по этому поводу подчеркивал: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы зайвою4. Диалектико-материалистическая философия, отстаивая научное толкование этих категорий, подвергает резкой критике различные идеалистические и агностические учения по этому вопросу.

Если наука не хочет отставать от жизни, она должна постоянно стремиться к глубинному проникновению познания в закономерности предметов и процессов. Задача науки заключается в том, чтобы понять сущность. В этой связи следует помнить мудрый совет И.П.Павлова, который, обращаясь к молодежи говорил, что изучая, экспериментируя, наблюдая, нужно стараться не оставаться на поверхности фактов, стремиться проникнуть в тайну их возникновения, настойчиво искать законы, которые ими управляют.

Знание законов развития мира, понимания сущности явлений природы и общества будут способствовать уменьшению зависимости человека от природы, становлению ее действительной свободы.

Как было показано в предшествующем параграфе, содержание составляют все элементы, образующие вещь, их взаимодействия и изменения, форму - вся совокупность устойчивых связей и отношений элементов, образующих структуру вещи. Часть элементов, взаимодействий и изменений, составляющих содержание, является необходимым, другая часть - случайным. Аналогичное свойственно и форме. Некоторые образующие ее связи и отношения представляют собой необходимое, другие - случайное. Необходимое в содержании и форме составляет сущность вещи, случайное - составляет явление.

Говоря о сущности как совокупности всего необходимого в вещи, нельзя думать, что это - механическая совокупность. Она является диалектическим единством всего необходимого, органически связанным целым.

Сущность представляет собой совокупность всех необходимых сторон и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости; явление есть проявление этих сторон и связей на поверхности через всю массу случайных отклонений.

Например, сущностью того или иного общества является совокупность всех свойственных ему необходимых сторон и связей, включающая в себя все законы его функционирования и развития.

К области же явления относятся проявления всех этих сторон и связей (законов) через взаимодействия людей в их повседневной жизни, через деятельность общественных учреждений и организаций и т. п. Сущность атома того или иного химического элемента составляют все необходимые "элементарные" частицы, его образующие, и законы взаимосвязи между ними. Совокупность же свойств, через которые на поверхности проявляются законы взаимосвязи и взаимозависимости этих частиц в атоме, составляет явление.

КРИТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Идеалисты или вообще отрицают реальное существование сущности, или отрицают ее материальность. Не признавал существование сущности, например, Беркли. Это же характерно и для воззрений Маха и Авенариуса. Отрицают реальное существование сущности и некоторые современные буржуазные философы, в частности, Рассел, Шиллер и др.

Рассел, например, так рассуждает по поводу того, имеет человек сущность или не имеет. "Что собой представляет мистер Смит?" спрашивает он. И отвечает: "Когда мы смотрим на него, мы видим ряд красок, когда мы слушаем его, мы слышим серию звуков и полагаем, что, подобно нам, он имеет мысли и чувства. Но что такое мистер Смит, помимо этих явлений? Просто воображаемый крючок, на который, как предполагается, навешаны явления. Фактически явления не нуждаются в этом крючке".

Ряд идеалистов, например Платон, Гегель, Сантаяна, Уайтхед, признают объективное реальное существование сущностей, но считают их идеальными. У Платона и Сантаяны эти сущности образуют особый мир, являющийся истинной реальностью, составляющей высшее Бытие. У Гегеля сущность является понятием того или иного предмета, сохраняющим себя при всех его изменениях.

Диалектический материализм не отрицает существования идеальных сущностей, но считает, что областью их существования является не окружающая действительность, не внешний мир, а сознание. Существуя в сознании, они не только не составляют никакого высшего по отношению к внешнему миру бытия, но являются подчиненными этому миру, зависимыми от него, ибо их содержание почерпнуто из этого мира, является снимком, копией с тех или иных сторон или связей объективной действительности.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУЩНОСТИ И ЯВЛЕНИЯ

Согласно диалектическому материализму, сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Явление же, в свою очередь, тоже неразрывно связано с сущностью, не может существовать без нее. "...Сущность, - писал В. И. Ленин, подчеркивая неразрывную связь сущности с явлением, - является. Явление существенно" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 227.

Явление, представляя собой форму проявления сущности, отличается от нее: сущность в нем выражается в искаженном виде. Например, в капиталистическом обществе явления свидетельствуют о том, что судьба людей, их материальное положение зависят от отношений вещей, игры цен на товары, участвующие в обменных операциях на рынке. В действительности же все это зависит от отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Или другой пример.

Сущность стоимости товара, представляющая собой совокупность общественно-необходимого труда, затраченного на его производство, проявляется через цену этого товара, которая, как правило, не соответствует сущности, не совпадает с ней, а отклоняется в ту или иную сторону.

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, которые обусловлены не сущностью, а внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, обусловлены взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление всегда богаче сущности. Это нетрудно увидеть на приведенном выше примере соотношения стоимости товаров с их ценами. Цены того или иного товара всегда разнообразнее (и в этом смысле богаче), чем его стоимость, ибо в них выражается не только зависимость от количества общественного труда, необходимого для производства единицы данного товара, но и от целого ряда внешних факторов, в частности, от соотношения спроса и предложения этого товара на рынке.

Поскольку сущность проявляется лишь через явление и последнее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, то в познании нельзя ограничиваться фиксацией того, что лежит на поверхности материальных образований, необходимо проникать внутрь вещей и воспроизводить в сознании в форме идеальных образов их сущность. Учитывая указанное обстоятельство, на практике нельзя исходить из того,что лежит на поверхности, т. е. из явления нужно всегда опираться лишь на сущность, на знание необходимых свойств и связей законов функционирования и развития материального образования.

Далее, если содержание явления определяется не только сущностью - совокупностью внутренних необходимых сторон и связей вещи, - но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с другими вещами, а последние постоянно меняются, то содержание явлений должно быть текучим, изменчивым, в то время как сущность составляет нечто устойчивое сохраняющее себя во всех этих изменениях. Например, цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определенное время остается неизменной. Аналогичным образом обстоит дело и с материальным положением людей, в частности, рабочих в капиталистическом обществе. Оно изменяется от одного рабочего к другому, от одного периода (или фазы) развития производства к другому, например, от оживления к подъему, кризису и депрессии. Однако совокупность производственных отношений людей (сущность), определяющая материальное положение людей, остается относительно неизменной, устойчивой.

Выражая данную закономерность соотношения сущности и явления, В. И. Ленин писал: "...Несущественное, кажущееся, поверхностное чаще исчезает, не так "плотно" держится, не так "крепко сидит", как "сущность" 1.

Будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается совершенно неизменной. Она изменяется, но медленнее, чем явление.

Изменение ее обусловливается тем, что в процессе развития материального образования одни необходимые стороны и связи начинают усиливаться и играть большую роль, другие отодвигаться на второй план или исчезают совсем. Примером изменения сущности в ходе развития материального образования может служить переход капитализма с домонополистической стадии на стадию империализма. Если в домонополистический период существования капитализма господствовали свободная конкуренция, вывоз товаров и монополии не играли какой-либо существенной роли, то в период империализма свободная конкуренция, хотя и продолжает существовать, но существенным образом ограничивается монополией, которая здесь становится всеобщим явлением и начинает играть определяющую роль в жизни общества; вывоз товаров оттесняется на второй план, а господствует уже вывоз капитала и т. д. Все это указывает на то, что с вступлением капитализма в стадию империализма сущность его претерпела определенные изменения, хотя природа его осталась той же самой.

Итак, "не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей также" 2.

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 116.

2 Там же, стр. 227.

Если сущность не остается одной и той же, а в процессе развития изменяется, то не могут оставаться неизменными и методы воздействия на ту или иную область действительности. Например, с переходом капитализма на стадию империализма не могли оставаться неизменными и старые методы осуществления социалистической революции. В новых условиях В. И. Ленин обосновал невозможность одновременной победы социалистической революции во всех или в большинстве капиталистических стран, что вытекало из особенностей империалистической стадии капитализма, в частности, из резкого проявления на этой стадии закона неравномерности экономического и политического развития различных капиталистических стран. Отсюда следовали и новые методы осуществления социалистической революции и построения социализма.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЗНАНИЯ К СУЩНОСТИ

Движение к сущности начинается с выявления основы - основных (определяющих) сторон, отношений. Основные стороны, отношения определяют формирование, функционирование, направление изменения и развития всех других сторон материального образования. Поэтому, приняв их за исходное начало, мы сможем шаг за шагом воспроизвести в сознании существующую взаимосвязь и других сторон, сможем определить место, роль и значение каждой из них.

Основа относится к области внутреннего, является самым глубоким моментом сущности. Однако, начиная исследование объекта с восприятия внешних его сторон, с описания явления, люди ищут ее (основу) среди свойств и связей, лежащих на поверхности явления. Выделенные познающим субъектом в качестве основы внешние стороны и связи выступают в виде формального основания. Содержание формального основания тождественно обоснованному. Оно в иной форме выражает то, что характерно для обоснованного. Например, на первых, начальных ступенях познания электричества в качестве основы электрических явлений выступала "электрическая сила", в качестве основы теплоты - "теплород" и т. д.

Формальное основание не имеет сколько-нибудь значительной познавательной ценности, оно ничего не добавляет к тому содержанию, которое известно под видом обоснованного, оставляя познающего в рамках явления, фиксации единичного и общего, качественных и количественных характеристик. Через формальное основание познающий субъект не способен осмыслить имеющуюся необходимую связь и зависимость между выявленными им единичными и общими, качественными и количественными характеристиками, он их представляет как сосуществующие.

Но в ходе дальнейшего развития познания человек переходит от внешнего к внутреннему, от описания наблюдаемых на поверхности явления единичных и общих, качественных и количественных характеристик к объяснению их из внутренних взаимодействий сторон исследуемого предмета, от фиксации следствия к выявлению порождающей его причины. В ходе этого движения познания существенным образом меняется представление об основе, она теперь выступает в виде реального основания.

Реальное основание выражает действительную причину, порождающую те или иные моменты содержания обоснованного. Опираясь на них, можно объяснить соответствующие свойства и связи обоснованного. Но все содержание обоснованного, все его стороны и связи вывести из реального основания нельзя, поскольку ряд сторон и связей, свойственных ему, порожден не данной, выявленной причиной, а другими причинами. Получается, что обоснованное имеет множество различных и даже прямо противоположных реальных оснований. И это обусловливает то, что каждому конкретному явлению можно дать множество различных определений, которые являются равноценными, поскольку объясняют его известным образом.

Поэтому предпочтение тому или другому из них не имеет под собой никакого реального основания, а, как правило, обусловлено теми или иными случайными обстоятельствами, субъективными устремлениями познающего.

В результате всего этого возникает необходимость объединения множества имеющихся у исследуемого явления реальных оснований и обусловливаемых ими свойств в единое целое, объяснения их из единого принципа, т, е. перехода к новому, более глубокому основанию, которым является так называемое полное основание.

Полное основание составляют основные стороны, отношения исследуемого объекта. Как уже было отмечено, основные стороны, отношения определяют формирование, изменение и взаимосвязь всех других сторон материального образования, поэтому, исходя из них, мы сможем объяснить все его стороны, выявить взаимосвязь между ними и определить место, роль и значение каждой из них.

Для химического элемента, например, полным основанием будет заряд атомного ядра, ибо, опираясь на него, мы можем объяснить все имеющиеся у него более или мене существенные свойства и связи, в том числе и те, которые являются "реальными основаниями" для других свойств, для электрических явлений; таким реальным основанием будет взаимодействие между электронами н протонами, на основе которого объясняются все другие свойства и связи, характерные для электричества.

Применительно к империалистической стадии капитализма полным основанием является господство монополии в экономической области. Исходя из этого обстоятельства, можно объяснить всю специфику империалистической сущности капитализма.

Достигнув основы, выступающей в форме полного основания, познающий субъект, опираясь на нее, начинает объяснять все другие необходимые стороны и связи, составляющие сущность исследуемого объекта, воспроизводить в сознании в системе абстрактных понятий существующую между ними необходимую взаимосвязь.

Загрузка...