Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Сколько жен было у халифа умара. Умар аль-Фарук: жизненный путь и достоинства второго праведного халифа. Что говорил Пророк Мух аммад об Умаре

второй халиф

Родился в Мекке . Являлся вторым праведным халифом.

Даты

  • 636 - Битва при Кадисии, разгром персов.
  • 637 - захват Иерусалима.
  • 634-644 - время правления.
  • 636 - Битва при Ярмуке близ Дамаска: разгром византийцев.
  • 644 - убит персидским рабом в Медине .
  • 585 - рождение Умара .
  • 639-641 - завоевание Египта.

Жизнеописание

Умар ибн аль-Хаттаб вначале (вплодь до 6-го года от начала пророчества) был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран, и изъявил желание встретиться с Мухаммадом . После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос наследования. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб . Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакр у, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умар ом и остальные пожали руку первому халифу.

Наследником по завещанию Абу Бакр а стал Умар . Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию . При нём произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на покорённых мусульманами землях. Правителем города становился мусульманин. Но, тем не менее, персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись.

Апогеем его правления стала знаменательная победа над Персидской империей.

Скончался Умар ибн аль-Хаттаб от удара ножом перса Абу Лула Фируза (персидского раба) за неудовлетворение жалобы на куфского наместника. Его смерть вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолён. При Умар е была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом, а немусульмане - налогом каждый год на место службы в армии), но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637-638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умар у, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и прелюбодеяние.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».

В числе наиболее почитаемых и авторитетных мусульман в истории ислама часто упоминается Умар аль-Фарук ибн аль-Хаттаб (р.а.). Он является вторым праведным халифом (после Абу Бакра), и вся его жизнь после принятия религии Аллаха была направлена на её укрепление.

Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) появился на свет в Мекке в 585 году (по Милади). Он имел два прозвища. Первое - аль-Фарук, которое ему дал сам Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда Умар (р.а.) принял ислам. Это прозвище можно перевести как «различающий верное от ложного». Второе имя - Абу Хафс - представляет собой традиционное для арабов использование имён своих старших детей. Имя Хафс носила дочь Умара, она впоследствии стала женой Мухаммада (с.г.в.).

Биография Умара

Умар (р.а.) не был из числа первых мусульман. Ещё до того, как стать праведным верующим, он обладал большим авторитетом среди жителей Мекки, который, в том числе, был основан на его весьма крутом и суровом нраве. Вместе с тем Милость миров Мухаммад (с.г.в.) часто произносил специальную молитву, в которой просил Всевышнего обогатить общину верующих столь сильным духом человеком, как Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.). В итоге тот на шестой год с начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.).

К этому времени мусульманами стали около сорока мужчин и более десятка женщин. Но прежде Умар (р.а.) часто выступал против правоверных. Более того, он как-то задумался убить Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) из-за того, что тот своей деятельностью способствовал отречению мекканцев от религии предков. Собственно, именно тогда, когда Умар (р.а.) вознамерился совершить страшное преступление, ему на встречу попался человек по имени Нуайм ибн Абдулла, который сообщил ему, что его сестра Фатима и её супруг Зейд приняли ислам. Разозлившись не на шутку, он пошёл к ним в дом и застал их за заучиванием суры «Та Ха», после чего жестоко избил обоих. Как только гнев спал, Умар (р.а.) решил поинтересоваться, что именно изучают его родственники. Взяв свиток с текстом суры «Та Ха», он начал вчитываться в него, пока не дошёл до 14-го аята:

«Воистину, Я - Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (20:14)

Этот аят произвёл на Умара (р.а.) большое впечатление, он тут же пошёл в дом Пророка Мухаммада (с.г.в.). Увидев того, Умар (р.а.) упал на колени и произнёс слова шахады. Эта сцена поразила мусульман. Они начали произносить такбир настолько громко, что его было слышно у мечети аль-Харам, на территории которой тогда стояли истуканы, воспринимаемые мекканцами за божеств.

Достоинства 2-го праведного халифа

Приведём несколько примеров того, как высоко оценивается статус Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) мусульманами.

1. В сборниках хадисов Бухари и Муслима имеется изречение, принадлежащее сыну Али ибн Абу Талиба (р.а.) - Мухаммада ибн аль-Ханафийи. В нём приводится следующая история: «Как-то я спросил у отца - кто является лучшим из верующих после Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.)? Он ответил, что таким человеком является . Потом я спросил о том, кто вслед за ним занимает этот статус. Отец сказал, что это Умар (р.а.). Потом я спросил, идёт ли вслед за Умаром (р.а.) он сам - мой отец. Он же заявил, что просто является одним из верующих».

2. В сборнике имама Ахмада имеется похожий по содержанию хадис. От Абу Джухайфы ас-Сави приводятся слова Али ибн Абу Талиба (р.а.). Он спросил у людей о том, кто является самым лучшим мусульманином после Пророка Мухаммада (с.г.в.). Когда никто не смог ответить на этот вопрос, Али (р.а.) назвал таковым Абу Бакра (р.а.). После этого он произнёс: «Не сказать ли вам, кто является лучшим представителем мусульманской уммы после Абу Бакра? Им является Умар».

3. Факт того, что сам Заключительный Божий посланник (с.г.в.) совершал молитву с просьбой укрепить общину мусульман Умаром (р.а.) говорит об очень многом. Имеется, в частности, такой весьма примечательный хадис: «После того, как Умар стал мусульманином, исламская умма никогда не теряла своего величественного положения» (ат-Тирмизи).

4. Благодаря тому, что членом мусульманской общины стал такой авторитетный мекканец, как Умар (р.а.), мусульмане вышли из подполья и стали более активно вести призыв (дагват).

5. Сборщики хадисов Ахмад и ат-Тирмизи приводят такое изречение Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Если бы после меня в этот мир был направлен ещё один посланник, то им непременно оказался бы Умар».

Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) умер в 23 году по Хиджре (644 год по Милади). Ему тогда было 63 года. Причиной смерти стали ножевые удары, нанесённые Абу Лулуой аль-Маджуси. Убийство второго праведного халифа связано, вероятно, с проводимой им политикой в отношении Персидской империи (государства Сасанидов). Его похоронили в Медине, неподалёку от могил самого Мухаммада (с.г.в.) и первого халифа Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.).

Период правления Умара (р.а.) длился больше десяти лет и считается одним из самых результативных в плане реализации государственных и общественных интересов.

ас саламу алейкум ва рахматуЛлах.
Насколько достоверен этот хадис?
Слышал его от одного брата, который сказал, что он достоверен, но я засомневался в этом. после этого решил посмотреть в Гугле и там вышла ссылка на сайт одного известного в интернете даг-суфия, где приводится данный хадис, но источник не написан (что и неудивительно).
О общем, текст хадиса:

Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) находился среди других сподвижников, и читал им проповедь. Тут одна неизвестная женщина вошла в мечеть и поприветствовала сидящих. Ответив на ее приветствие, Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к ней и спросил, что привело ее к ним. В ответ та подала ему ребенка, которого держала на руках со словами, на мол, возьмите вашего ребенка. Умар (да будет доволен им Аллах) ответил, что не знает этого ребенка и как такое может быть. Женщина погрустнела и добавила, что это ребенок его сына, которого зовут Абу Шахмат. По никяху родился или по греху? – спросил Умар (да будет доволен им Аллах).
– С моей стороны дозволенно, с его стороны греховно, – ответила та.
– Как может быть дозволенно и недозволенно, говори правду, – обратился к ней Умар (да будет доволен им Аллах).
– О, повелитель правоверных, – начала рассказывать женщина, – в один день я шла по улице Бану наджаров, и мне встретился ваш сын, пьяный, идущий из дома иудея, Насикатан. Я помню только то, что он поволок меня за стену, тут я потеряла сознание и упала. Потом, когда появились признаки беременности, я скрыла от родни и родила этого сына. Думала даже убить его, потом пожалела и решила обратиться к вам. Женщина завершила свой рассказ и попросила вынести решение согласно шариату.
Умар (да будет доволен им Аллах) велел собрать всех в мечети и оставаться там до его возвращения, и отправился вместе с Ибн Аббасом в дом сына. Застав его за трапезой, он обратился к побледневшему от страха Абу Шахмату:
– О мой сын, кто я?
– Ты повелитель правоверных и отец мой, – ответил сын.
– Нужно ли мне повиноваться? – спросил Умар (да будет доволен им Аллах).
– Я двукратно должен повиноваться тебе, так как ты повелитель правоверных и мой отец, – ответил сын.
Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к сыну, и сказал ради почета Пророка (мир ему и благословение) и отца скажика мне, пил ли ты спиртное в доме иудея Насикатан. Сын признался, что пил и покаялся в этом. Потом Умар (да будет доволен им Аллах) велел рассказать подробно о встрече с женщиной, шедшей по улице. Абу Шахмат все понял и заплакал. Умар (да будет доволен им Аллах) успокоил его и сказал, что Аллах любит тех, кто говорит правду, и попросил рассказать без слез. Абу Шахмат повиновался Умару (да будет доволен им Аллах) и рассказал, что случилось с ним такое дело, и он покаялся в этом. Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) взял сына за плечо и поволок в мечеть.
Сын просил отца не позорить его перед людьми и своим же мечом разрубить на месте. Отец же предпочел исполнение воли Аллаха. Он прочитал сыну аят из Корана, в котором говорилось о том, чтобы наказание за прелюбодеяние производилось публично при мусульманах и привел его к сподвижникам.
Он велел своему рабу по имени Афлах, нанести сто ударов плетью. Афлах плакал, но не исполнить приказ он не мог, т. к. повиновение ему является повиновением Аллаху и Посланнику (мир ему и благословение).
Сын просил отца о пощаде, но Умар (да будет доволен им Аллах) был не умолим. Так отец вершил справедливый суд. Когда число ударов достигло семидесяти, сын от жажды попросил глоток воды. Отец отверг и эту просьбу сына, сказав, что если Аллах очистит его от грехов, то Пророк (мир ему и благословение) из своего водопоя даст ему выпить. Удары достигли семидесяти, сын уже ослабевал, и обратился к отцу «Ассаламу алайка, я абати» (мир тебе, о мой отец). «Ва алайка салам», – (и тебе тоже мира) ответил Умар и поручил сыну: если тот увидит Пророка (мир ему и благословение) передать ему салам, и рассказать, что Умар (да будет доволен им Аллах) вершает справедливый суд и читает Коран. После 90 ударов Абу Шахмат совсем ослаб и не мог уже говорить, сподвижники попросили перенести оставшиеся 10 ударов на другое время. Умар (да будет доволен им Аллах) не внял и их просьбе и сказал, что подобно тому, как он не отложил совершение греха и наказание не будет отложено.
Тут услышав о наказании сына, прибежала мать, которая рыдая просила отменить наказание, и еще надеялась, что сын останется жив. За каждый удар она готова была по десять раз совершить хадж пешком и, сверх того, за каждый удар раздать столько-то дирхемов в садака. Ее просьба была отвергнута Умаром (да будет доволен им Аллах), сказав, что хаджем и садакой наказание плетью не отменяются. После последнего удара сын издал последний вздох. «О мой сын, да очистит тебя Аллах от грехов», – просил Умар (да будет доволен им Аллах) и положив голову сына к себе на подол горько заплакал. Вся Медина в то время заполнилась плачем. Все жалели сына Умара (да будет доволен им Аллах), который исполнил повеление Создателя и сохранил шариат Пророка (мир ему и благословение).
После того как умер Абу Шахмат прошло сорок суток, и сподвижнику по имени Хузайфат приснился Пророк (мир ему и благословение), вместе с ним был и Абу Шахмат в райском одеянии. Пророк (мир ему и благословение) поручил Хузайфе передать салам Умару от него, и пояснил свое довольство. После того как Посланник (мир ему и благословение) закончил говорить Абу Шахмат тоже передал салам отцу, и сказал, что тот читает дуа за отца, чтобы Аллах очистил его от грехов подобно тому, как отец очистил и его.
Наказание Умара не называйте притеснением, ибо нет его в шариате Аллаха. Если ты не совершишь притеснение к другим, и к тебе его не применят. Нельзя противиться законам шариата, ибо можешь впасть в неверие. Следуй Корану, что ниспослан к Пророку (мир ему и благословение), получишь непреходящий ахират. Шариат тоже не закон, который можно переделать по нашему желанию – это точный порядок Создателя нашего. Нарушивший порядок является плохим рабом, а плохого раба господин наказывает. А нарушивший порядок не будет винить за наказание своего господина, если он разумен. Не пристало оспаривать закон Создателя, которому нет сотоварища. Вот в такой богобоязненности и строгости Умар (да будет доволен им Аллах) укрепил и сохранил шариат. Передают, что он правил халифатом десять лет и десять месяцев без одного дня.

Данную историю приводит ас-Самаркъанди в книге «Танбих аль-гъафилин».

Это выдумали лжецы из числа шиитов и им подобных, чтобы тем самым порочить сподвижников, приписывая им прелюбодеяние, убийство собственного сына и проявление жестокости к нему в этот момент, или же это выдумали къуссасы, чтобы вызывать слезы этим рассказом у женщин и несведущих мусульман, прикрывая это якобы ревностью за шариат, и т.п.
В этой истории множество проблем, как со стороны ее иснада, т.е. достоверности, так и со стороны ее смысла (матн).
Во-первых, иснад этой истории является прерванным, так как Са’ид ибн Масрукъ не застал Умара, и более того, как сказал имам аль-Миззи, он не передавал хадисов ни от одного сподвижника.
Во-вторых, в иснаде этой истории есть неизвестный передатчик (маджхуль).
В-третьих, в иснаде этой истории есть лжец по имени Абдуль-Макъсуд, о котором имам Ибн Хиббан говорил: «Он выдумывал хадисы и приписывал их правдивым передатчикам. Не дозволено записывать его хадисы!»
По этой причине хафиз Ибн Хаджар, в биографии упоминаемого в рассказе сына Умара, писал: «Абу Шахма — сын Умара ибн аль-Хаттаба. В отношении него передается недостоверный рассказ, что его отец подверг его наказанию за прелюбодеяние». См. «аль-Исаба» 7/210.
А имам Ибн аль-Джаузи поместил этот рассказ в свою книгу о ложных хадисах «аль-Мауду’ат» под главой о том, что ложно приписывали сподвижникам, и сказал: «Этот рассказ ложный, который выдумали невежды, чтобы он стал причиной слез простого люда и женщин! Они приписали в нем различную скверну и то, что не подобает Умару и другим сподвижникам!»См. «аль-Мауду’ат» 3/274.
Это что касается данной истории со стороны ее достоверности.
Что же касается ее содержания, то в ней множество «ляпов», которые указывают на то, что у выдумавших данную историю нет знаний о религии и о сподвижниках. Например, приписывание сыну Умара, что он пил вино с иудеем по имени Насика. Упоминание того, что Умар отказался дать выпить воду сыну при наказании, которого томила жажда. Упоминание его матерью о том, что она сделает за каждый удар Хадж, и т.п.
Что касается того, что на самом деле произошло с сыном Умара, то на это указывает совершенно иная и достоверная история, в отличии от упомянутой:
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды мой брат ‘Абдуррахман ибн ‘Умар и Абу Сару’а ибн Харис выпили и опьянели, когда они были в Египте во время правления ‘Умара. Когда же рассвело, они отправились к ‘Амру ибн аль-‘Асу, который был наместником в Египте и сказали: «Отчисти нас, поистине, мы опьянели от того, что выпили!» Когда мой брат рассказал мне о том, что он опьянел, я сказал ему: «Зайди в дом, я очищу тебя», и я не знал, что они были у ‘Амра. Он сообщил мне о том, что был у Амра и рассказал ему о случившемся. Я сказал ему: «Не следует брить голову перед людьми, зайди в дом, я побрею тебя», ибо когда совершали наказание, то люди брились перед этим. После того, как я побрил его, ‘Амр высек их. Когда об этом услышал ‘Умар, он написал ‘Амру, чтобы тот направил к нему ‘Абдуррахмана. Когда ‘Амр сделал это, ‘Умар побил и наказал ‘Абдуррахмана за его положение перед ним (т.е. наказал как сына), а затем отправил назад. Он был здоровым месяц, после чего пришло его время, он заболел и умер. Многие люди считали, что он умер по причине наказания ‘Умара, тогда как он умер не по этой причине!” ‘Абдур-Раззакъ 9/232, аль-Байхакъи 8/312. Имам аль-Къасталяни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “Иршад ас-сарий” 9/439, “аль-Исаба” 3/72.
Вот что на самом деле произошло, и отличие данной истории от вышеупомянутой, очевидно!
Во-первых, сын Умара не совершал прелюбодеяние, а выпил, что безусловно не одно и то же. Более того, выпили они не вино, и не сознательно, а выпили набиз из винограда, не ожидая того, что они опьянеют. Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Не является странным тот факт, что они выпили набиз, будучи истолковывающими и не ожидая того, что они опьянеют. И ‘Умар побил его в качестве воспитания, а не наказания, и умер он уже после этого”. См. “аль-Мауду’ат» 3/275.
Во-вторых, ‘Абдуррахман сам пришел для того, чтобы над ним применили наказание, дабы не отвечать за это перед Аллахом в мире ином, несмотря на то, что он не желал опьянения.
В-третьих, как говорит Ибн аль-Джаузи, ‘Умар ибн аль-Хаттаб не бил его в качестве наказания (хадд), а бил его как отец бьет сына за проступок, так как в качестве наказания их высек уже аль-‘Амр.
В-четвертых, ‘Абдуррахман не умер во время наказания ‘Умара, а умер по причине болезни, когда пришел его срок, о чем свидетельствует его родной брат ‘Абдуллах ибн ‘Умар. А имам ан-Науауи говорил: “Иракцы говорят, что сын ‘Умара умер под ударами его плети, однако это заблуждение!” См. “Тахзиб аль-асма” 1/300.
Однако, как мы видим, так ошибочно к сожалению уже полагают не только иракцы).
Никто не утверждает и не пытается выставить сподвижников безгрешными и безошибочными. Нет. Все люди ошибаются и грешат, как об этом говорится в хадисах. Однако это не дает право никому приписывать сподвижникам — величайшим людям этой общины — то, к чему они непричастны, и обвинять их в тех мерзостях и грехах, которые они не совершали!

Иерусалим. Жемчужина городов и кибла пророков. Место, дорогое сердцу множества людей, первая кибла мусульман. Здесь был возведён второй на земле, после благородной Каабы, храм для поклонения Аллаху, третий по значимости из заповедных храмов. Сюда наш Пророк (мир ему и благословение) совершил Исра (ночное путешествие из Мекки в Иерусалим) и отсюда он совершил ми"радж (вознесение на небеса). Это место побед и охраны до Судного дня. Ни один из халифов не отправлялся лично для завоевания какого-либо города, кроме Иерусалима. Речь идёт о втором праведном халифе Умаре ибн аль-Хаттабе. Именно он в 16 году хиджры направился из Медины в Байт-уль-Муккадас и, заключив первый мирный договор с христианами и подтвердив их права, скромно вошёл в город. Завоевание Иерусалима стало венцом походов, начавшихся при Абу Бакре Сиддыке и продолжившихся в эпоху Умара (да будет доволен ими Аллах).

Гаиз Карни – исламский проповедник

В период правления Умара исламское государство значительно расширилось, а численность войска возросла настолько, что его пришлось разделить на армии, командование которыми было поручено выдающимся сподвижникам: Халиду ибн Валиду, Абу Убайде, Шурахбилу ибн Хасану, Амру ибн Асу и другим.

Армия мусульман под общим командованием Абу Убайды провела целый ряд успешных сражений с византийцами, разгромив их войско и захватив практически всю территорию восточно-римской империи. Под властью византийцев оставался лишь Иерусалим, задача по захвату которого была возложена на армию под командованием Амра ибн аль-Аса. Он окружил город и держал его в осаде 4 месяца, пока византийцы не запросили мира. Они согласились вручить ключи города с условием, что их примет сам халиф. Амр, обсудив это с Абу Убайдой, отправил халифу письмо, и тот, посовещавшись со старшими сподвижниками, начал свой путь в Иерусалим.

Доктор Абдула ибн Байх

Осаждённые сказали, что в их древних книгах есть описание того, кто завоюет город. Посовещались, сподвижники показали им Халида, который был похож на Умара.

Христиане ответили, что тот похож на халифа, но не является им. Тогда и было написано письмо Умару, который посоветовался со сподвижниками и, в конце концов, решил отправиться в путь.

До прибытия в Иерусалим Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) направился на север, в район Тель аль-Джадия, находящийся на пути в Дамаск, чтобы посоветоваться с Абу Убайдой, главнокомандующим армией мусульман в Шаме и узнать о раскладе сил. Особенно его интересовали рассказы о битве при Ярмуке и последовавшем после этого завоевании Дамаска и других городов.

Шейх Мути Бамин, имам-хатыб мечети Мусы ибн Нуайра в Дирге

Они не соглашались сдаться никому, кроме человека, описанного в их древних книгах, поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) и совершил этот долгий путь. Вот по этой дороге, по захваченным мусульманами землями, он прошёл дальше к северу, в местность Джабию, где остановился и выступил с проповедью.

После этого Умар (да будет доволен им Аллах) направился в Иерусалим, название которого по-византийски звучало как «Илия», и заключил мир с его жителями, подписав договор, известный как «Договор Умара». Свидетелями при его подписании были командующие армиями.

Шейх Саид Шабан (специалист по Исламу)

Он подписал документ, получивший название «Договор Умара», который до сих пор хранится в церкви Воскресения. Согласно этому договору Умар (да будет доволен им Аллах) предоставил христианам полную гарантию безопасности их жизни, имущества и всего, что их касается, а также того, что никто не имеет права причинять им зло.

Это письмо считают началом новой эпохи, никогда в истории не было ничего подобного: существовали лишь победитель и побеждённый.

Говорят, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) вошёл в Иерусалим как победитель, он отправился в церковь Воскресения. В это время муэдзин прокричал азан, и патриарх Софроний предложил халифу помолиться здесь же. Но тот отказался, боясь, что в дальнейшем мусульмане последуют его примеру и превратят церковь в мечеть. Умар (да будет доволен им Аллах) вышел за пределы церкви и совершил намаз на том месте, где впоследствии построили мечеть, известную как мечеть Умара (да будет доволен им Аллах).

Умар (да будет доволен им Аллах) боялся, что со временем, последовав его примеру, люди захотят молиться здесь и причинят зло служителям церкви, совершающим привычное поклонение.

Этот великий предводитель не обманулся, подобно многим победителям, войдя в Иерусалим в результате длинной цепи побед, позволивших расширить границы исламской державы в его правление от юга Аравии до Малой Азии на севере, стран Синда на востоке, включая Персию, Ирак и Шам, и до Египта и Триполитании на западе.

Доктор Ахмад Азб

Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) после падения Византии и Персии основал сильнейшую империю в истории человечества. В правление Умара (да будет доволен им Аллах) происходило много сражений, в том числе сражение при Кадисии; было одержано множество побед, завоёваны Персия, Шам и Египет. Эти и другие победы подготовили почву для распространения Ислама на четверти территории земли. В Иерусалиме имеется множество свидетельств величия тех завоеваний. В этом городе похоронено много сподвижников. Умар (да будет доволен им Аллах) начал подготовительные работы для строительства мечети Аль Акса, очистив это место от сбрасывавшихся туда нечистот. Там же он возвёл маленькую мечеть, расширенную омейядами в правление Абдульмалика ибн Марвана, который в 70 году хиджры возвёл и золотой купол в центре иерусалимского храма.

Он устроил место для молитв мусульман перед Куббат Сахра, теперь его называют Масжид Аль Акса. В течение нескольких месяцев была построена мечеть ниже Куббат Сахрат, известная как Куббат Нухасия. Что касается Аль Аксы, то учёные называют так мечеть, построенную Умаром (да будет доволен им Аллах) перед Куббат Сахра после взятия Иерусалима.

Али Умари

Пророк (мир ему и благословение) делал дуа: «О Аллах! Наставь любимого Тобой Абу Джахля Амра или же Умара ибн аль-Хаттаба». Более любимый значит лучший сердцем – тот, кто будет лучше служить людям.

Он был известен жестокостью и силой, боролся с другими юношами на ярмарках. Умар также прославился как превосходный наездник и воин.

Всевышний принял мольбу Пророка (мир ему и благословение), и на шестом году Хиджры обстоятельства для этого могучего человека сложились таким образом, что он влился в ряды мусульман.

Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, когда Пророк (мир ему и благословение) проповедовал в доме Аркама ибн Абу Аркама после того, как Ислам приняли его сестра и зять. Узнав, что его сестра Фатима приняла Ислам, Умар отправился к ней, и произошла известная история. Он прочитал слова Всевышнего: «Та ха. Мы ниспослали Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» и после этого попросил отвести его к Пророку (мир ему и благословение). Когда он вошёл в дом Аркама, его стены содрогнулись от такбира мусульман.

Доктор Мухаммад Муса Шариф – исламский мыслитель

После этого мусульмане вышли двумя рядами во главе с Хамзой и Умаром (да будет доволен ими Аллах). Принятие Ислама ими обоими, обладавшими силой и высоким положением, дало возможность мусульманам открыто исповедовать свою религию.

Последствия принятия Ислама Умаром (да будет доволен им Аллах) не ограничились лишь воздействием на отношения с курайшитами; оно выявилось во всех аспектах жизни мусульман.

Доктор Садоват Хиджази

Одной из самых ярких личностных характеристик Умара (да будет доволен им Аллах) была его необыкновенная способность судить, различая истинное и ложное в своём сердце, поэтому люди в то время говорили: «Истина идёт туда же, куда и Умар».

Ещё одним проявлением силы и непреклонности Умара (да будет доволен им Аллах) в Исламе является и совершение им хиджры. Все мусульмане переселялись в Медину тайно, за исключением Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Он совершил хиджру открыто.

Мухаммад ИмараВсе пробирались в Медину тайком. Он же явился к ним и бросил вызов, сказав: «Кто хочет, чтобы мать его потеряла, а дети – осиротели, пусть идёт за мной».

Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Медину с семьюдесятью сподвижниками из своей семьи и племени и поселился в Куба, затем переселился в другой дом в одном из районов города.

В Медине есть место под названием Эль-Джурф, оно связано с жизнью сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Исследуя подробности его жизни, мы обнаружили, что Умар (да будет доволен им Аллах) владел имуществом и домом в районе Эль-Джурф и время от времени посещал его. Опросив многих людей, мы установили, что связанным с жизнью Умара (да будет доволен им Аллах) местом, о котором сохранилось наибольшее количество сведений, является именно район Эль-Джурф, который мы сейчас видим. Скорее всего, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) владел в этом районе садами, а также пашней и верблюдами.

Умар (да будет доволен им Аллах) был близок к Пророку (мир ему и благословение) и участвовал с ним во всех сражениях. Он пожертвовал своим имуществом, увечьями и кровью на пути Аллаха.

Шейх Абд аль-Азиз Увайд, исламский проповедник

Умар (да будет доволен им Аллах) не пропустил ни одного сражения Пророка (мир ему и благословение), и так продолжалось до самой его смерти. Он соперничал с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) даже в трате имущества и говорил: «Всякий раз, когда я хотел опередить Абу Бакра, он опережал меня…»

Он участвовал во всех сражениях, заботился о защите мусульман и вселял ужас в сердца многобожников.

Когда объединившиеся племена многобожников готовились напасть на Медину, Умар (да будет доволен им Аллах) сыграл ведущую роль в подготовке к их отражению.

Спускаясь от мечети Фатх, одной из семи мечетей, мы направляемся в мечеть или место молитвы Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который был руководителем в битве Ахзат. В то время это место не было мечетью, а служило командным пунктом сподвижников.

После смерти Пророка (мир ему и благословение) Умар (да будет доволен им Аллах) стал играть ещё более важную роль в жизни мусульманской общины. Это произошло на том Совете, который прошёл в Сакифе Бану Саид.

Абу Бакр Сиддык и Умар (да будет доволен ими Аллах) пришли к ансарам в эту Сакифу Бану Саид. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) хотел заговорить, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) попросил его не делать этого и начал говорить сам. При этом он не оставил невысказанным ни одного слова из того, что хотел сказать Умар (да будет доволен им Аллах). Некоторые ансары сказали: «Пусть будет амир из нас, и пусть будет амир из вас», на что Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Мы – амиры, а вы – визири». Протяни руку, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), я присягаю тебе». И как только он присягнул, за ним последовали остальные. Таким образом Всевышний сохранил исламскую умму.

Мухаммад Имара

Он был соратником Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) во всём, в том числе в собрании Корана и решении других вопросов.

Положение было серьёзным, войска мусульман распространились на очень больших территориях. В это время болезнь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) усилилась, и он хотел поручить халифат такому человеку, как Умар (да будет доволен им Аллах), но не навязывать его остальным. Лишь после Шуры (совещание) все сошлись во мнениях на нём.

Абу Бакр Сиддык (да будет доволен им Аллах) беспокоился о том, кто будет халифом после него. Он боялся, что мусульмане могут начать враждовать друг с другом, и это отразится на состоянии действующей армии и т. д. И он нашёл решение: написал договор, по которому халифат после него поручается Умару (да будет доволен им Аллах). Этот договор записал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и после смерти Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) он прочитал его всем мусульманам. Тем самым проблема была решена.

Перед Умаром (да будет доволен им Аллах) стояло много задач и, в первую очередь, – управление действующими мусульманскими армиями, воевавшими с византийцами в Шаме и персами в Иране.

Умар (да будет доволен им Аллах) начал новый этап построения исламского государства. В период Пророка (мир ему и благословение) и Абу Бакра Ислам распространился лишь в пределах Аравийского полуострова, и государственное устройство было относительно простым. Умар (да будет доволен им Аллах) же организовал учреждения – диваны и регулярную армию, воины которой получали плату из казны. Именно при нём были возведены пограничные укрепления. Умар (да будет доволен им Аллах) первым начал строительство городов: Басры, Куфы и египетского Фустата.

Мабрук Атия, декан фак-та арабского языка университета Аль-Азхар

Умар был проницателен и знал, каким должен быть государственный деятель. Он основал диваны-канцелярии, провёл перепись, охватив ею всех поданных. Он основал совет – Шуру и диван войска.

Все эти величайшие достижения Умар (да будет доволен им Аллах) оплатил большой ценой. Враги исламского государства и его руководителей постоянно строили козни. Они вынашивали планы вероломного убийства халифа.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершил утренний намаз в мечети Пророка (мир ему и благословение), рядом с зелёным куполом. Когда он закончил молиться и начал читать азкары, люди услышали шум – какой-то неизвестный напал на халифа. Это был огнепоклонник Абу Лю`лю, он пронёс в мечеть отравленный кинжал с двумя лезвиями и напал на молившегося Умара (да будет доволен им Аллах). В этом месте, в этой мечети он ударил его и убежал, а убегая, убил ещё нескольких мусульман. Затем, когда на него набросили плащ, заколол самого себя. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил, кто его ударил, и услышал в ответ, что это был огнепоклонник Абу Лю`лю, он воскликнул: «Хвала Аллаху, который предписал мне принять смерть от рук того, кто ни разу не совершил поклон Всевышнему». Он был похоронен рядом с Пророком (мир ему и благословение) и Абу Бакром Сиддыком под зелёным куполом.

Но Умар (да будет доволен им Аллах) скончался не сразу и, несмотря на страшные раны и боль, его мысли были заняты заботой о людях и выбором сподвижников, из которых следовало избрать следующего халифа.

Эти шестеро были членами маджлиса-Шуры, и после смерти Умара (да будет доволен им Аллах) из их среды выбрали халифа.

После этого Умар аль-Фарук умер и был похоронен рядом с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) в той же комнате, что и Пророк (мир ему и благословение).

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был выдающейся личностью общемирового масштаба.

Умар (да будет доволен им Аллах) олицетворял собой силу духа, он ни перед чем не отступал. В истории Ислама он остался выдающимся военноначальником и правителем. Он был основателем важнейшей стадии в образовании и развитии исламского государства. Образ этого выдающегося мусульманина сохранится в сердцах мусульман вплоть до Судного дня. Сын аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) был великим полководцем, скромным и аскетичным правоверным. Да будет Аллах доволен аль-Фаруком и да накроет Он его Своей великой милостью.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Смерть хазрати Усмана (р.г.)

После Умара (р.г.) халифом стал достопочтенный Усман (р.г.). Посланник прочел за него дуа:

Эй, Усман! Да простит Аллах твои прошлые и будущие грехи!

Всевышний принял эту молитву и простил хазрати Усману (р.г.) грехи.

Расулюллах (с.г.в.) поведал:

В Раю увидели молнию. Обитатели Рая спросили: «Что это за молния?» Аллах Всевышний ответил: «Это не молния. Это вы видели луч, который сверкнул от сандалий хазрати Усмана, когда он проходил из одной комнаты в другую. Когда он ходит по земле, лучи света от его сандалий освещают Рай».

Хорошо известно, что за одну ночь, стоя на намазе в два ракаата, хазрати Усман (р.г.) мог полностью прочитать Коран. Ангелы стеснялись его. И он был третьим другом Посланника (с.г.в.). Он собрал Коран в единый свод, сделал его книгой. Он был одним из тех, кто хорошо разбирался в тафсире и смыслах Корана. Он дважды становился зятем Пророка (с.г.в.), поэтому получил прозвище Зиннурайн (два луча). Он был женат на двух дочерях Пророка (с.г.в.). Все свое добро он также истратил на пути Аллаха и ислама. Однажды он подарил Расулюллаху (с.г.в.) триста верблюдов.

После хазрати Умара (р.г.), он двенадцать лет был халифом. Его убили в месяце зульхиджа, когда он читал намаз в своем доме. Достопочтенный Усман (р.г.) умер в возрасте девяноста лет или же восьмидесяти шести лет.

Да будет Аллах им доволен!

Смерть хазрати Али (р.г.)

Са"д ибн Абу Ваккас передал, что Расулюллах (с.г.в.) говорил:

Али рядом со мной подобен Харуну рядом с Мусой. Вплоть до того, что после меня не будет пророков.

Али - от меня. И я - от Али. Всевышний Аллах завершит на Али цепочку халифов, как на мне завершил цепь пророков.

Среди ученых ислама имелось единое мнение относительно того, что Али (р.г.) был львом ислама и великим ученым среди асхабов.

Хазрати Али (р.г.) передал такие слова Посланника (с.г.в.):

Кто хочет посмотреть на Адама и его знания, на Шита и его долготерпение, на Идриса и его достоинство, на Нуха и его призыв, на Ибрахима и его великодушие, на Мусу и его непреклонность, на Давуда и его великолепие, на Ису и его смирение, на Закарию и его мученичество, на Яхью и его безгрешность, тот пусть знает, что все эти свойства проявились в Али.

По поводу халифов Расулюллах (с.г.в.) говорил так:

Власть халифов продлится тридцать лет. После этого придут тираны.

Абу Бакр ас-Сыддик (р.г.) и Умар Фарук (р.г.) в совокупности правили тринадцать лет. Усман (р.г.) двенадцать лет был халифом. Али был халифом в течение пяти лет. Всего вместе получается тридцать лет. Да будет Аллах ими доволен!

Однажды хазрати Али заболел, и навестить его пришли Абу Бакр, Умар и Усман (мир им). Для угощения в доме Али нашлась всего одна чаша с медом, и Али поставил эту чашу перед гостями. Из чаши пролился красный мед. Внутри меда показался черный волосок.

Абу Бакр (р.г.) сказал, что не следует есть этот мед, пока каждый из них не найдет для него три хороших сравнения.

Первым высказался сам Абу Бакр (р.г.):

Религия ислам блестит ярче, чем эта чаша. Иман слаще меда. Установления шариата тоньше волоска.

После него хазрати Умар (р.г.) произнес:

Рай светлее белого камня. Чтение Корана более сладостно, чем питаться медом. Толкование Корана - очень тонкое дело, тоньше волоска.

Последним высказался хазрати Али (р.г.):

Гость более ценим, чем драгоценный камень. Слова гостя слаще, чем мед. Довольство гостя тоньше волоска.

Так каждый из них высказался, исходя из собственного опыта.

Досточтимый Али (р.г.) был близким другом Посланника (с.г.в.). Он - Зульфикар, владелец меча. Это был благоразумный человек, любящий истину и достигший совершенства во всем. В ахирате он будет старшим среди мучеников за веру и станет подавать верующим вино из Кавсара. Он был жемчужиной среди асхабов и возлюбленным праведной Фатимы (р.а.).

Хазрати Али (р.г.) прожил на свете шестьдесят три года. Однажды в месяц рамазан, в пятничный день, в городе Куфе он пошел в мечеть на намаз. И там человек по имени Ибн Мулджам ударил его ножом и убил. Заупокойную молитву по усопшему Али (р.г.) провел его сын Хасан (р.г.). И похоронили его рядом с мечетью. Он покинул этот мир пятнадцатого числа месяца рамазан.

Да будет Аллах им доволен!

Из книги "Анваруль-ашикын"

Загрузка...