Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Рисунки игральных карт выпускаемых в ссср. Как игральные карты стали "оружием" советской пропаганды

Самые узнаваемые и популярные в России и СССР были "атласные" карты.
Поэтому мне захотелось именно о них сделать первый пост в этом сообществе.
Они были созданы в 1860 году академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем.
Ещё дизайн этих карт называется русским шаблоном (pattern).
У каждой страны или региона есть свой шаблон
http://www.altacarta.com/russkij/overview.html
Сейчас самые исторически достоверные, те самые "атласные" печатает фабрика Piatnik (Австрия) под названием Great Russia.
От карт советского периода они отличаются тем, что на бубновом тузе и червовом вальте находится двуглавый орёл.

Из статьи Евгения Николаевича Григоренко про атласные карты.
Хорошо всем известные Атласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что всякие другие карты кажутся нам необычными и уж точно какими-то "нерусскими". Действительно, Атласные карты уже много десятилетий являются самыми распространенными и популярными игральными картами в России. Кажется, что они существуют изначально, как русские народные песни или русские сказки. Но это не так - у этих карт есть автор, и появились они в России в середине 19 века.

Непосредственное производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика.

После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошел директор А.Я. Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

За решение этого вопроса взялись достаточно серьезно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

Можно объяснить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. Рисунки академика Бейдемана, как и другие эскизы Шарлеманя были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подходящими для такого массового производства, как печатание игральных карт. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски - черную, желтую, синюю и красную. Однако не только "технологичность" сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.

А.И.Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, "старые" рисунки имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие "атласные" в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт "Экстра" уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя.

Карты второго сорта, конец 19-го века. Эти карты с упрощённым дизайном стоили дешевле и пользовались спросом у низших сословий.

Карты первого сорта, конец 19-го века.

У атласных сорта "экстра" кроме клечатой рубашки была ещё такая.

А вот тузы послереволюционного периода.

1925 год.

И ещё джокер, напоследок:)

Продолжение следует...

Для сравнения изменения атласных карт разных периодов в СССР и России на примере червонного валета.
Слева направо: 1911 год, 1930 год, 1959 год, 1989 год, 1996 год.
Итак, основные изменения.
После революции/переворота 1917 года на картах исчезли символы империи – двуглавые орлы.
Примерно после 30-х до 80-х на старших картах отсутствует рамка и сложная тонировка на лицах.
80-е пик качества отечественного картпрома. Возвращаются рамки на старших картах и сложная тонировка на лицах.
С 95 года изменены индексы – они увеличиваются, так же появляется другой логотип на тузе бубён. Джокер становится цветным.



В первой половине 20-го века так же изменяется силуэт на значках мастей, особенно это заметно на пиках и червах.


Мне кажется, в 1995 году индексы увеличили не совсем удачно, шрифт не в духе атласных карт получился. Единственный раз издание с удачным шрифтом было у колоды отечественного неизвестного издателя в 2003 году


По мнению некоторых коллекционеров, например, Александра Сухорукова, джокер появился в атласной колоде после первой мировой войны.
Вот для примера, несколько джокеров разных периодов справа налево сверху вниз: джокер из колод 50-х годов, джокер из колод 80-х годов, джокер из экспортной колоды, два джокера в цвете из колоды 1995 года.


В 2004 году атласные карты перестали производить в России в связи с закрытием фабрики.

Карты китайского картпрома делаются из мягкого ламинированного картона и продаются в ларьках за 20 рублей.





Другие посты про атласные карты.


Игральная карта из колоды "Атласные"

Карты игральные известны с давних времен. А популярны они были всегда, во все времена, даже сейчас. В советские времена в карты умели играть, наверное, все. И стар и млад. Игра в карты была просто народной.


Игральная карта из колоды "Лубочные". Художник В.М.Свешников.

Знакомство с картами начиналось с изучения названий карт. Король - старый дядька, Дама - женщина, Валет - молодой дядька, Туз, шестерка, семерка, восьмерка, девятка, десятка. Буби - ромбик, красное сердечко - вини или черви, черное сердечко - пики, крест - крести. Так постепенно узнавали названия карт и их масти, главное не перепутать. Так, впрочем, учили и цифры. Помните первые детские игры в карты? «Зассыха», «Кулак», «Пьяница» и другие. С восторгом вспоминаются карточные фокусы и просто обманы с картами.


Игральная карта из колоды "Майя". Художник В.М.Свешников.

Если вспомнить, то в карты играли везде. Играли в основном в знаменитые повсеместно карточные игры: «Дурак», «Преферанс», «Подкидной и переводной дурак», «Покер», «Очко» и другие. Для игры в карты необходима была компания. Три человека, колода игральных карт и уже есть чем заняться.


Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Русский стиль"

А помните, карты брали с собой в любое место: в дорогу, в поход, на турбазу, просто на отдых и пляж, в больницу. За игрой в карты быстрее проходило время. Во дворах мужики забивали не только «козла» в домино, но и играли в карты. В карты играли целыми семьями, проводили так вечерний досуг. Помню бабушку с дедушкой, которые проводили свободное время за игрой в карты. К ним приходили играть и соседи, которым было скучно в одиночестве. Когда приезжали родственники, с ними нужно было непременно сыграть в карты и навесить погоны. Даже на днях рождениях иногда играли в карты на поедание оставшихся блюд со стола.


Игральная карта из колоды "Палех" . Художник П. Баженов

Были и злостные картежники, которые без игры в карты и жить не могли. Для кого-то карты были средством заработка и профессиональной деятельностью. Кто-то играл в них ради развлечения в свободное время.


Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Славянские"

А мы, будучи детьми, умудрялись тоже везде ходить с колодой карт. Носили их в школу, играли в карты на переменах или после уроков, просто от нечего делать. В летних лагерях основным развлечением тоже были карты. Разумеется, детям приходилось скрываться от взрослых. Играли мы, конечно просто так, ради самой игры. Иногда, бывало, играли на желания, и даже на деньги. Сколько колод карт было отобрано взрослыми и не сосчитать.


Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Рококо"

В карты не только можно было играть. Девочки, девушки и женщины на картах еще и гадали. Это целая наука – гадание на картах. Каждой карте обычно приписано свое значение, а суть гадания складывалось исходя из того, как выпадут карты. Способов гадания на картах была масса. Гадали на судьбу, на желание, на суженого, на дорогу. Каждая девушка знала какой-то способ гадания и гадала и себе и другим. Для гадания на картах есть свои правила, свои обычаи. Были и гадалки к которым ходили, чтобы погадать на картах. Что-то сбывалось, что-то не сбывалось. Но часто гадать было нельзя, говорили, что якобы всю жизнь прогадаешь. А престарелые дамы, которые не играли в карты и не гадали на них, в свободное время раскладывали из карт пасьянс. Видов пасьянса тоже есть великое множество. Главное в пасьянсе, что вся колода карт должна разложиться по каким-то определенным условиям.


Игральная карта из колоды "На мотивы оперных сжетов". Художник В.М.Свешников.

И никуда мы от карт не денемся. Они шагают с нами в ногу. Только сейчас они немного усовершенствовались и модифицировались. Игральные карты сейчас ушли в казино, в игровые автоматы, в компьютерные и телефонные игры. В компьютерных играх карточные игры и пасьянсы занимают не последнее место. Даже гадают сейчас не простыми картами, а специальными гадальными картами, или картами «таро». Ну, а в массах, люди все равно играют в карты, в обычного «дурака».

Наиболее популярным видом карт в СССР были «Атласные карты», рисунок которых в России не изменялся вот уже более 150 лет. Сам рисунок был создан в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. Само понятие «атласные» относится к способу изготовления — печать на «атласной» бумаге, натёртой тальком. Карты, напечатанные на такой бумаге, хорошо тасовались, не боялись влаги, в отличие от простой бумаги, не обладавшей такими достоинствами. Со временем перестали изготавливать карты более низкого качества, а название «атласные» закрепилось именно за рисунком карт академика Шарлеманя. Производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. Во второй половине 19 века Атласная колода получила широкое распространение в Российской Империи.

А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались ещё в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, которые также основаны на так называемой «северо-немецкой картинке», которая происходила из древней народной французской карточной колоды.

Успех Атласных карт можно объяснить 2 причинами: 1) «технологичность» — эскизы в четыре краски — чёрную, жёлтую, синюю и красную. 2) Рисунки карточных фигур лаконичны и просты, но при это обладают своим неповторимым стилем, и кажется, что по рисунку карты можно понять характер изображённого персонажа.

Подлинники эскизов А. И. Шарлеманя хранились в архиве Государственной карточной монополии — советском учреждении, ведавшем продажей игральных карт в СССР. После её ликвидации они находились в собрании Александра Семёновича Перельмана, ленинградского коллекционера и историка игральных карт, обладавшего крупнейшей в СССР коллекцией карт и карточных атрибутов. Затем коллекцию Перельмана приобрел музей Петергоф, где открыт единственный в России Музей игральных карт.

Кстати говоря, самым массовым производителем игральных карт в СССР, а затем в СНГ был — Ленинградский комбинат цветной печати (ЛКЦП; проспект Обуховской обороны, 110), до 1970-х годов называвшийся 3-й Ленинградской фабрикой офсетной печати Главполиграфпрома.

Художник Виктор Михайлович Свешников создал серию рисунков, которыестали основой для разных игральных карт, например «Лубочных». Издавалась на КЦП с 1981 года. Первоначально задумывалась колода из 54 карт, однако в продажу поступила колода из 36. Хотя в 1982 году и была выпущена полная колода в 54 карты, но она была издана маленьким тиражом и в настоящее время встречается очень редко.

Вообще лубок — это вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение. Лубок являлся видом народного творчества. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств.

Майя

Игральные карты, разработанные художником В. М. Свешниковым, на тему древней культуры майя. Карты игральные. Атласные, 54 карты. Ленинградский комбинат цветной печати Союзполиграфпрома.

Палех

Игральные карты «Палех» 1937 год. Художник П. Баженов. Перепечатывались много раз в советский период. Сейчас в отличном качестве их печатает фабрика Piatnik (Австрия).

Издатель: Алексей Орлеанский, Рыбинск. Работу над карточной колодой художник начал в 1985 году, во время учебы в Палехском художественном училище, и продолжал ее в течение десяти лет. Большую помощь ему оказал известный палехский искусствовед В. Т. Котов. Ему приносил молодой мастер свои эскизы и получал ценные советы и замечания. Так, В. Т. Котов обратил внимание художника на необходимость больше работать с натуры, ведь нечисть нередко имеет человеческий облик. Друзья и знакомые художника охотно вызвались позировать для столь необычных персонажей. Затем работа над карточной колодой прервалась, т.к. реальной возможности в то время издать ее у автора не было. Однако петербургский коллекционер игральных карт А. С. Перельман, который увидел эти эскизы, убедил художника продолжить начатое дело. Таким образом, летом 1994 года колода из 56 карт была закончена. Впоследствии вносились лишь некоторые поправки.

Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Вероятнее всего почти вся обитающая на земле нечисть — это поверженные с небес падшие ангелы, кто из них где упал, тот там и остался. Демонических существ, представляющих собой нижнюю ступень восточнославянского пантеона, принято называть в народе нежитью. К нежити принадлежат все вредоносные духи, не имеющие души и плоти, но живущие в виде человека. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй, игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т.д. и т.п. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках.

Переходное звено от нежити к нечисти, имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т.е. умерших неестественной смертью, и тоже определённо причисляются к нежити. К заложным покойникам, имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. А вот такие представители нечистой силы, как двоедушники и волкодлаки — это и не духи, и не мертвяки, они имеют и душу, и тело, у двоедушника даже две души.

Несколько особняком стоят Кащей, баба Яга и одноглазое лихо, персонажи изначально не сказочные, но ставшие героями многих народных сказок, этих следовало бы отнести скорее к мертвякам. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей, и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни.

Загрузка...