Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Прощенное воскресенье в 17 году. Прощеное воскресенье — праздник с глубоким смыслом. Почему именно «прощеное» воскресенье

архим.
  • прот.
  • прот.
  • архим. Мелхиседек (Артюхин)
  • схиархим.
  • сщмч.
  • прот. Александр Геронимус
  • Ю. Рубан
  • Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

    При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной и принимают . Также и все прихожане просят друг у друга прощение.

    В Прощёное воскресенье принято испрашивать и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя ), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя) » – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

    Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

    История чина прощения

    Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

    С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

    Богослужение

    Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.

    Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю ().
    Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого пос­та.

    Прослушать Великий прокимен:

    Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

    После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.

    После отпуста вечерни совершается Чин прощения :

    На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас ». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу ем святы я и честны я ико ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На река х Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И та ко возопии м».

    Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным?

    Основа чина прощения связана с древней традицией египетского . Согласно этой традиции, на время поста перед ) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и , ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.

    Однако прежде чем покидать стены , братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.

    Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (), хранении мира, любви ().

    Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже - вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

    Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди . Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.

    Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после . Общие его черты таковы.

    Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый».

    Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения.

    Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого.

    Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.

    Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные невольно или сознательно за прошедший год.

    И чтобы с чистой душой встретить светлый праздник Воскресения Христова, нужно в Прощеное воскресение искренне покаяться, и простить, и освободиться от груза обид перед началом Великого поста.

    В Прощеное воскресение во всех православных храмах, после вечернего богослужения, принято совершать особый чин прощения, во время которого священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения за все осознанные и неосознанные обиды, возможно причиненные за последний год.

    Прощеное воскресение

    Одна из самых древних традиций — просить прощения перед началом Великого поста, появилась в Палестине или в Египте.

    Монахи, по преданию, перед началом Великого поста уходили по одному в пустыню, где, следуя примеру Иисуса Христа, проводили 40 дней практически без пищи и воды.

    За день до расставания они примирялись друг с другом — просили прощения за все, понимая, что они могут умереть от жажды, голода, зноя или диких зверей и пустыня может стать их последним пристанищем. Отсюда и пошло название Прощеное воскресение.

    Прощеное воскресение, как поясняют священнослужители, это время, когда мы просим прощения у других людей, но, чтобы получить прощение, в котором мы нуждаемся, нужно научиться прощать самим. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

    А начало этой древней церковной традиции положил Иисус Христос со словами о необходимости прощать обиды своим ближним, которые произнес во время Нагорной проповеди.

    "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших", так учил Иисус Христос.

    Смысл слов в том, что прощать обиды своим ближним необходимо, потому что, прощая прегрешения окружающих нас людей, мы проявляем к ним снисходительность, милосердие, сочувствие и любовь, как проявляет Свою любовь к нам Отец Небесный.

    Традиции и обычаи

    В Прощеное Воскресенье в православных храмах читается Евангелие с разделом о Нагорной Проповеди, в которой говорится о прощении обид.

    В этот день вспоминают также изгнание Адама из Рая, показывая тем самым, что человек, отдалившись своевольно от церкви, как Адам, теряет связь с духовным миром.

    Особый чин прощения совершается после окончания вечернего богослужения, во время которого настоятель с земным поклоном испрашивает прощения у своего духовенства и прихожан, те кланяются в ответ, а затем просят настоятеля простить их тоже. А потом служители церкви и миряне взаимно просят прощения друг у друга.

    По традиции, люди в Прощеное воскресенье посещали могилы родных, приносили дары им и просили прощения, а также молили оберегать живых от бед и напастей.

    Перед тем, как начать просить прощения, нужно сначала пойти в храм, исповедаться, покаяться в грехах и причаститься.

    По обычаю, люди, прося обоюдно прощения, целовались три раза. Отсюда и второе название Прощеного воскресения — "целовальник".

    В этот важный для каждого верующего человека день, согласно традиции, именно старшие просили прощения первыми у тех, кто младше.

    На Руси существовал обычай, согласно которому государь испрашивал прощения у своих подданных. Для этого царь объезжал войска, посещал монастыри и просил прощения у всех, в том числе солдат и братии.

    После того, как всем родным и знакомым людям будут сказаны слова прощения и покаяния, православные христиане собираются в храме для того, чтобы послушать вечернюю службу, приуроченную к Прощеному воскресению.

    По традиции, вся родня собирается за праздничным столом и угощается вкусными блинами. Завершив трапезу, многие по сей день ходят в баньку, чтобы символически смыть с себя грехи и начать Великий пост, предшествующий Пасхе, очищенными духовно и физически.

    Приметы

    Не простить кого-то или сквернословить в Прощеное воскресение считалось большим грехом и могло принести много бед, поэтому люди должны найти в себе силы, чтобы простить тех, кто их обидел.

    Трапезничали в Прощеное воскресение семь раз (столько недель входит в Великий пост), а после последней трапезы остатки еды оставляли на столе до следующего дня. Такой обряд, по мнению людей, обеспечивал весь следующий год достаток и благополучие в доме.

    Блины, испеченные в Прощенное воскресенье, нужно было съесть все, что позволяло семье сплотиться и увеличиться в численности.

    © photo: Sputnik / Evgenina Novozhenina

    По погоде на Прощеное воскресенье могли предсказать какой будет осень — ясная и солнечная погода предвещала теплую осень и богатый урожай.

    По Священному Писанию, Господь Бог простит все грехи, если в Прощеное воскресение просить прощения и самому прощать. При этом нужно произносить следующие слова: "Я прощаю Вам, прости, Господь, и меня, грешного".

    Материал подготовлен на основе открытых источников

    Прощеное воскресенье 2020 отмечается 1 марта. Дата каждый год меняется, в зависимости от проведения Пасхи. Праздник приходится на последнее воскресенье перед Великим постом (седьмое воскресенье перед Пасхой). В Православной Церкви это торжество имеет название «Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье».

    Чтобы войти в Великий пост в состоянии мира, в этот праздник люди просят друг у друга прощения за умышленные или случайные обиды.

    История праздника

    Название «Неделя сыропустная» произошло от словосочетания «сыр отпускаю». В этот день последний раз перед Великим постом можно употреблять скоромную пищу (молочные продукты и яйца). Вторую часть названия («Воспоминание Адамова изгнания») церковный праздник получил за то, что этого числа вспоминается изгнание Адама из рая за грехопадение и невоздержание.

    Название «Прощеное воскресенье» связано с обычаем, который существовал у древних монахов в Египте. Перед Великим постом они покидали храмы, чтобы уединиться в пустыне на 40 дней и в молитве подготовиться к празднику Пасхи. Жизнь в пустыне была полна опасностей, и многие монахи уже не возвращались. Они понимали, что их встреча могла быть последней. Поэтому искренне прощались и просили прощения друг у друга. Спустя время эта традиция распространилась в христианстве.

    Традиции и обряды праздника

    В Прощеное воскресенье в храмах проводятся богослужения. После повечерия совершается Чин прощения. Церковный настоятель зачитывает молитву и просит прощения у всех христиан. Подобный ритуал проводят прихожане. После окончания службы принято подавать милостыню нуждающимся. Дома близкие и родные люди просят друг у друга прощения и отпускают обиды.

    Сыропустная неделя завершает Масленицу. В этот день заканчиваются гуляния по поводу проводов зимы и подготовка к Великому посту. Люди устраивают народные забавы: игры, катания на санках и каруселях, танцы. Молодые девушки гадают, используя рождественские обряды. В конце праздника существует традиция сжигать чучело. Такой обряд символизирует встречу весны.

    В Прощеное воскресенье, как и на всей масленичной неделе, популярен ритуал выпекания блинов. Во многих регионах в этот день устраиваются ярмарки и базары с народными развлечениями.

    В этот праздник принято чтить память умерших родственников и посещать их могилы на кладбище.

    Существует традиция в этот день ходить в баню, чтобы очистить мысли и тело.

    Как просить прощения

    Просить прощения за осознанные и неосознанные обиды необходимо у близких людей, родственников, друзей, малознакомых людей. Слова нужно произносить искренне и от чистого сердца. Прощать следует открыто и осознанно. Совершая этот обряд, необходимо поцеловать собеседника в щеку и произнести слова: «Бог простит!».

    Ритуал прощения необходим для того, чтобы сделать отношения с окружающими людьми и Богом проще, признать собственную вину и отпустить вину окружающим людям. В Евангелие от Матвея переданы слова Христа, согласно которым Господь прощает грехи тех людей, которые сами прощают других.

    Что можно кушать в Прощеное воскресенье

    Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Это последний день, когда можно употреблять в пищу яйца, молоко, сыр, масло, сметану. Мясные продукты запрещены.

    В этот праздник хозяйки выпекают блины с сырными начинками, которые подают со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда: вареники, пироги с творогом, сырники.

    Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выкинуть или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду.

    Что нельзя делать в Прощеное воскресенье

    В Прощеное воскресенье запрещается совершать дела, которые могут нарушить мир и душевное состояние человека. В этот день нельзя неискренне прощать или просить прощения не от чистого сердца. Не рекомендуется ругаться с близкими людьми и членами семьи, думать о плохом, желать зла окружающим, отказывать в помощи или милостыне. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, стирать.

    Приметы и поверья

    • Какая погода на Прощеное воскресенье, такой она будет и на Пасху.
    • Вечером в Сыропустную неделю следует хорошо наесться молочной пищи, чтобы не скучать по ней во время Великого поста.
    • В Прощеное воскресенье необходимо уснуть до полуночи, чтобы весь год легко просыпаться.
    • Если у молодой девушки, которая печет блины, они получаются румяными с ровными краями, то ее ожидает счастливое замужество.
    • Если за праздничным столом съедят все блины, то семью ждет счастливый год.

    Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом. На праздник принято ходить в храм, молиться, совершать добрые дела, просить прощения у близких и знакомых и прощать обиды.

    Прощеное воскресенье 2017 — число и дата

    Прощеным воскресеньем всегда считался последний завершающий день масленичной недели. В этом году выпадает на 26 февраля. По прошествии этого дня все верующие должны будут начать придерживаться строжайшего поста, который будет длиться целых сорок дней.

    История прощеного воскресенья

    Согласно церковным верованиям, монахи, в преддверии приближения сорокадневного поста, который предшествовал в свою очередь наступлению самого светлого христианского праздника Пасхи просили друг у друга прощения и сами искренне прощали от всей души всех тех, кому это нужно было. После этого все монахи расходились и отправлялись в путешествие по пустыне на все сорок дней поста. Никто тогда не знал кому суждено вернуться в добром здравии домой, поэтому именно этот обряд стал обязательной традицией на масленичной неделе. Отсюда же лежит корень в названии этого дня: быть прощеным не только перед своими близкими или знакомыми, но и перед богом.


    Приметы на прощенное воскресенье

    Одна из примет прощеного воскресенья гласила следующее: сесть за стол во время прощенного воскресенья нужно было не менее семи раз. Эта цифра соответствовала количеству недель в предшествующем посту.

    Также люди верили, что если во время принятия самой последней трапезы перед сном не убирать со стола, то семья в течение года не будет испытывать бед и дом будет полная чаша. Стол после еды нужно было лишь прикрыть чистой скатертью или любой другой тканевым покрывалом, поверх которого укладывались овечьи шкуры.


    Как правильно проводить этот праздник

    Просить прошение в последний день масленичной (сыропустной) недели нужно в первую очередь для того, чтобы очистить душу перед предстоящим великим постом. Просить прощение именно в этот день было очень важно для многих людей. Многие старались соединиться со своими близкими и простить им все грехи и обиды, совершенные ранее только для очищения человеческой души перед господом.

    В воскресенье, перед тем, как просить прощение у всех окружающих и близких в первую очередь нужно покаяться перед богом. Сделать это можно посетив воскресную службу. Во время нее сам батюшка после молитвы просит прощения у всех прихожан, которые в свою очередь кланяются и произносят слова, означающие прощение.

    Как просить прощения на прощеное воскресенье

    Для всех тех, кто захочет также попросить прощения нужно знать, что говорить для того, чтобы получить заветное прощение от всей души. Человек, который хочет попросить прощение должен сказать: «Прости меня грешного.» В ответ человеку должна быть отвечена следующая фраза: « Бог простит и я прощаю».

    Раньше, во время проведения прощенного воскресенья, после проведения ритуала прощения люди кланялись друг другу и целовались. Сейчас же, это стало не столь важным для большинства.

    Самым главным условием прощеного воскресенья станет само прощение. Оно должно исходить из глубин человеческой души. Пусть даже человек, у которого вы просите прощения или прощаете совершил слишком много обид, грехов и прочего плохого, простить его нужно в обязательном порядке и от чистого сердца. Таким образом мы лишь будем ближе к богу и очистим свою душу.


    Всем людям, встречающим прощеное воскресенье следует знать о том, что просить прощение и прощать нужно не только живых, но и мертвых. Сделать это можно только на кладбище. Все желающие могут без труда прийти к могилам усопших, принести им любые угощения и попросить прощения у незримых слушателей и знать, что в ответ прозвучало то самое: «Бог простит и я прощаю»…

    Прощеное воскресенье — что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

    Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

    В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

    Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

    Об этом мы расскажем в нашей статье.

    У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

    Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

    Как перед смертью…

    — Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

    — Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

    Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

    — Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

    — Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

    Простить, а не извинить

    — А что значит — простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

    — Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова .

    Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

    А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

    Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

    — Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

    — Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

    Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

    За что просить прощения?

    — Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

    — Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

    Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

    Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

    Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

    Как простить?

    — А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…

    — Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

    — Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

    — Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

    Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

    К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.

    Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

    — Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

    — Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

    В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

    А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

    Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

    Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

    В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

    Беседовала Валерия Посашко

    Загрузка...