Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Презентация на тему "земная поверхность нашего края". Поверхность нашего края Основные сведения о поверхности нашего края 4

  • По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы - разной высоты.

Ты уже знаешь, что на равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений.

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка - это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

  • Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.
  • Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю - на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Надо ли охранять... поверхность?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воздуха и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную землю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств испытываешь горечь и обиду. Например, у заброшенного карьера. Когда-то здесь добывали песок, глину или уголь. Теперь карьер - рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и битые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой стройке, нарушили закон, который запрещает выбрасывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды - вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву. Поперёк небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.

Вы тоже можете участвовать в охране поверхности своего края. Обследуйте вместе со взрослыми окрестности города, села. Если обнаружите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в общество охраны природы. Примите участие в уборке мусора, в борьбе с оврагами.

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воздух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый природе в этих случаях? Как это сделать?

Проверь себя

  1. Расскажи о поверхности своего края.
  2. Как используют поверхность в вашем крае?
  3. Что значит «охранять поверхность»?
  4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: овраг, балка.
  2. Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участка (холма, оврага, горного хребта).
  3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

БОЛЬ ПРИРОДЫ

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных ископаемых, выросли горы - терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добывая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы - пустую породу - в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что люди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пыли, которая загрязняет воздух. Бывает, что терриконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их выравнивают, привозят почву и высаживают растения. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно исчезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

На следующем уроке

Узнаем подробнее о водных богатствах родного края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или составленному самостоятельно плану.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в России. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

1. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

2. Среднесибирское... Ответ: Плоскогорье
4. Искусственная гора, созданная человеком из отходов промышленных разработок. Ответ: Террикон
7. Один из природных факторов, разрушительно влияющий на горные породы и почву. Ответ: Ветер
8. Возвышение, поднимающееся над поверхностью земли на высоту более 200 метров. Ответ: Гора

По вертикали:

1. Большой ровный участок земли, распаханный под посевы. Ответ: Поле
3. Место добычи неглубоко залегающих полезных ископаемых. Ответ: Карьер
5. Большая промоина, образующаяся в почве в результате сильных ливней. Ответ: Овраг
6. Углубление в земле с пологими, поросшими растениями склонами. Ответ: Балка

2. Заполни таблицу. Напиши, какими способами можно охранять и восстанавливать поверхность родного края.

Причины разрушения поверхности

Способы восстановления поверхности
Образование оврагов и балок Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву. Поперёк небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.
Неправильная распашка земель Проводить распашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.
Свалки Сортировка и переработка мусора на специальных заводах. Буртование, высаживание растениями. Если обнаружите свалку необходимо сообщить об этом в общество охраны природы. Необходимо принимать участие в уборке мусора.
Заброшенные карьеры Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Тема: Поверхность нашего края.

(учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.

    Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.

    Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

    Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир»;

    Презентация «Поверхность нашего края»;

    Раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, ребята. Закройте все свои глазки и послушайте меня:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне!

Открыли глазки, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

Почему в целом свете нет родней страны? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить )

2. Актуализация знаний

Предлагаю вам сегодня отправиться в экспедицию. Вы не против такого предложения? Что необходимо взять с собой в экспедицию? (Ответы детей.)

Теперь вы готовы. Цель нашей экспедиции вы попробуете определить сами. А для начала вспомните то, что вы уже знаете, чтобы применить эти знания во время экспедиции. Подумайте, что должны внимательно изучить участники экспедиции, прежде чем отправиться в путь? (Свой маршрут.)

Слайд 2

Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы здесь видите? (На территории России есть горы и равнины. Среди равнин встречаются низменности, возвышенности, или холмы, и плоскогорья.)

Как все это можно определить по карте? (По условным обозначениям – по цвету.)

Каким цветом эти объекты обозначены на карте? (Равнины – зеленым, холмы – желтым, плоскогорья – светло-коричневым.)

Участники нашей экспедиции сейчас разделятся на три группы, чтобы исследовать равнины России. Каждый из вас берет карточку, на которой указан исследуемый географический объект, и присоединяется к своей группе.

(На карточках указаны названия равнин: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье .)

Обсудите в группах, где находится ваш объект, что вы можете о нем сообщить, пользуясь физической картой.

А теперь представитель от каждой группы показывает свой объект на карте, называет его и сообщает подготовленную информацию.

(На карте появляются названия равнин, проверяется правильность ответов.)

Где расположена территория нашего края? (Территория Московской области расположена на Восточно-Европейской равнине.)

Слайд 3

- Участники экспедиции молодцы, сообщили нам точные сведения. Значит, каждый из вас сможет помочь одному незадачливому иностранному туристу, который, путешествуя по России, сделал много интересных фотографий, а теперь никак не может в них разобраться. Как вы думаете, какие фотографии мог сделать турист на территории нашего края?

(1, 3, 5.)

Почему вы так решили? (На этих фотографиях изображена холмистая равнина. Это рельеф нашей местности.)

Слайд 4

Продолжим наше исследование. Обсудите в группах ответ на вопрос слайда: «В чём сходство и различие этих географических объектов?» Подготовьтесь сделать сообщение. (У холмов и гор есть подошва, склон, вершина. Гора и холм различаются высотой.)

Слайд 5

Если говорить точнее, высота низменностей до 200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м, высота гор – свыше 800 м.

Слайд 6

Какое условное обозначение поможет найти на карте горы? (Горы обозначаются на карте коричневым цветом. Чем выше горы, тем темнее цвет.)

Вспомните и обсудите в группах, какие горы находятся на территории России.

Экспедиционные группы отправляются по своему маршруту и готовят сообщения о своих объектах: 1 группа отправляется в экспедицию на Кавказские горы, 2 группа – на Уральские горы, 3 группа – на горы Саяны и Алтай.

Обсудите в группах, где находится ваш объект, что вы о нем можете сообщить, пользуясь физической картой.

(На карте по щелчку появляются названия гор, проверяется правильность ответов.)

Слайд 7

Что вы почувствовали, рассматривая эти фотографии? (Как красива наша страна.)

3. Целеполагание

Слайд 8

Обсудите в группах ответ на вопрос слайда: как используется людьми территория нашего края?

Кто готов высказаться? (На территории нашего края строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)

Слайд 9

Рассмотрите внимательно эти фотографии. Что вы на них видите? (Заброшенный карьер, свалка мусора, овраг, какие-то уродливые горы).

Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть, возмущение тем, что натворили люди на земле.)

Ребята, такие места на Земле - это боль планеты, это ее раны. Мы с вами часто говорим о важности охраны редких растений и животных, воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли?

А почему это так важно для нас? (Ответы детей)

Какова же будет главная цель нашей экспедиции?

А что вас заинтересовало, когда вы изучали фотографии на этом слайде? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Как на поверхности земли появляются такие раны? Можно ли все это исправить?)

4. Открытие нового знания

Слайд 10

Следующее исследование мы проведем на холмистой равнине. Здесь кроме холмов мы можем встретить овраг и балку . Предлагаю исследовать эти объекты с помощью слайда и сравнить их.

( Овраг и балка схожи тем, что имеют склоны. Но склоны оврага - крутые, осыпающиеся. А склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками . )

Попробуйте объяснить, каким образом они появляются на поверхности земли.

(Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.)

Предлагаю проверить правильность ваших версий.

Слайд 11

В музее-заповеднике Коломенское есть Голосов овраг. Посмотрите фотографию.

Слайд 12

Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.)

- Нaзвaниe «Гoлocoв» – пpoизвoднoe oт Boлocoв. To ecть, нaзвaнный пo имeни Boлoca (Beлeca) – язычecкoгo cлaвянcкoгo бoгa пoдзeмнoгo цapcтвa и пoтycтopoннeгo миpa. Kaмни в Koлoмeнcкoм, лeжaщиe нa днe, cлyжили местом жepтвоприношения этoмy бoжecтвy.

Слайд 13

Посмотрите на эти иллюстрации и попробуйте определить, что еще является одной из причин образования оврага?

Какая группа готова рассказать нам об этом?

Кто желает дополнить ответ своих товарищей или высказать другую точку зрения?

( Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель.)

Подумайте, почему неправильная распашка может привести к появлению оврага? (По бороздам с вершины холма стекает дождевая и талая вода и размывает почву.)

Что вы могли бы посоветовать трактористу, который пашет землю на холмистой равнине?

( Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, в этом случае борозды будут задерживать воду, и вода не размоет почву. )

Слайд 14

Обсудите в группах, что такое карьер и как он образуется?

Какая группа готова рассказать нам об этом?

Кто желает дополнить ответ своих товарищей или высказать другую точку зрения?

(Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.)

Слайд 15

Обсудите в группах, что такое свалка и как она образуется?

Какая группа готова рассказать нам об этом?

Кто желает высказать другую точку зрения или дополнить ответ своих товарищей?

(Свалка – места земли, занятые строительным мусором: битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др. Свалки возникают возле строек. Строители сваливают туда остатки строительных материалов.)

Вы исследовали объекты, которые становятся ранами земли. Кто напомнит нам главную цель нашей экспедиции? (Внимательно изучить проблемы, возникшие на поверхности нашего края, и обсудить меры по ее охране.)

Обсудить меры по охране поверхности нашего края я предлагаю в группах. Задания для групп вы увидите на слайде.

Слайд 16

(После обсуждения учащиеся высказываются и сверяются с информацией со слайдов 17, 18, 19 .)

Слайд 20

Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называются терриконы . Как вы думаете, как они образовались?

(Ответы детей.)

В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? (В учебнике.)

Воспользуйтесь этим источником для проверки.

(Ответы детей.)

Образовались терриконы действительно из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее. К тому же они наносят вред окружающей среде. Подумайте, каким образом?

(Учитель задает наводящие вопросы: что произойдет, если подует сильный ветер, если террикон загорится, если пойдет сильный дождь?)

Как вы думаете, можно ли бороться с этим? Что вы могли бы предложить для решения этой проблемы?

Слайд 21

5. Первичное закрепление

Слайд 22

Игра «Узнай меня» (по группам). Каждый правильный ответ – один балл.

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался я от неправильного распахивания земли. (Овраг)

6. Рефлексия

Какие важные вопросы мы с вами сегодня обсуждали?

Удалось ли вам получить ответы на них?

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу.

Слайд 23

У вас на парте лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, зелёные смайлики те, у кого всё получилось на уроке, желтые – были ошибки, но я всё исправил, красные – у меня плохо получилось.

Ребята, я уверена, что когда вы вырастите, вы постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Также я предлагаю вам выполнить творческое задание : написать обращение к жителям о том, как они должны использовать поверхность нашего края, чтобы сохранить его для будущих поколений.

Вид урока: изучение новых знаний.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о поверхности Московского края.

Задачи урока.

Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка.

Рассказать о причинах их появления и мерах борьбы с ними.

Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, работать с картой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и методические приемы: беседа, карточки с индивидуальным заданием и для работы в парах, вопросы, наглядный материал, рассказ по результатам наблюдения.

Оборудование: проектор, экран, презентация “Поверхность нашего края”, учебник “Окружающий мир” А.А. Плешаков, тесты по теме “Мой край”, рабочая тетрадь “Окружающий мир” А.А. Плешаков, карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Раз, два, три (дети хлопают в ладоши )
Слушай и смотри (прикладывают руки к ушам и глазам )
Три, два, раз (дети хлопают в ладоши )
Начинаем мы сейчас (кладут руки на парты ).
Будем все запоминать,
Чтоб пятерки получать!

II. Повторение изученного ранее материала.

Какой большой раздел начали изучать? (Наш край )

Как называется наш край? (Московский край)

Что входит в состав нашего края? (Москва и Московская область)

Работа с картой. Слайд. (Приложение 1)

Каким цветом обозначен наш край на административной карте России? Покажите его на карте. (Ученик у доски показывает территорию края).

III. Проверка домашнего задания.

Что нужно было подготовить к сегодняшнему уроку по теме “Мой край”? (Написать письмо другу за границу о своем крае)

Чтение писем друзьям за границу.

Часть учащихся работают с тестами по теме “Наш край”. (Приложение 2)

IV. Введение в тему урока.

Сегодня мы продолжим разговор о Московском крае, но прежде давайте вспомним:

Какие формы земной поверхности вы знаете? (Равнины, холмы, горы, низменности, плоскогорье)

Как они обозначаются на физической карте России? (Равнины – зеленым цветом, возвышенности – желтым, плоскогорья и горы – светло-коричневым и коричневым цветом)

Работа с физической картой России. Слайд.

Покажите на карте равнины и плоскогорье России.

Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

А где расположена территория нашего края на физической карте России? (На Восточно-Европейской равнине)

Вспомните, какая это равнина? (Холмисто-равнинная)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

V. Сообщение темы урока. Слайд.

Сегодня на уроке мы поговорим о рельефе или поверхности нашего края, экологических проблемах и охраной поверхности Московского края.

Что поможет нам лучше узнать рельеф нашего края? (Карта )

VI. Работа по теме урока. Знакомство с физической картой Московского края. Слайд.

Перед вами физическая карта Московского края. Внимательно рассмотрите ее.

Что можете сказать о поверхности нашего края, глядя на карту? (Ответы учащихся).

Обобщение ответов с показом на карте: рельеф Московского края преимущественно равнинный: западную часть занимают холмистые возвышенности (высотой больше 160 м) – Клинско-Дмитровская гряда и Смоленско-Московская возвышенность, а восточную часть занимает обширная Мещерская низменность.

Работа над рельефом города Москвы.

А где мы с вами живем?

Что знаете о Москве? (Расположен на Восточно-Европейской равнине, столица России)

Как вы думаете, какой рельеф будет в Москве? (Ответы учащихся)

В городе Москве также есть холмы и низменности. По старинному преданию Москва стоит на семи холмах:Боровицком, Сретенском, Тверском, Трехгорном, Швивой горке, Лефортовском и Воробьевском.

Самая высокая точка в Москве находится недалеко от метро Теплый стан, где пересекаются Профсоюзная улица и Новоясеневский проспект. Высота над уровнем моря здесь составляет 255 метров. На разделительном газоне Новоясеневского проспекта, лежит большой валун. Это символический знак самой высокой точки города.

А вот самая низкая точка в Москве находится вблизи Бесединского моста, где река Москва покидает город, и устремляется в загородные просторы Мещерской низменности. Высота над уровнем моря здесь 114 м и также символически обозначена большим валуном.

Посчитайте разницу высот в городе Москве. (Она составляет около 140 м)

Какие же формы земной поверхности встречаются в нашем крае? (Холмы и равнины )

Физминутка.

Продолжение работы по теме урока. Знакомство с формами поверхности овраг и балка.

Но кроме холмов и низменностей в нашем крае можно встретить и другие формы поверхности такие как - овраг и балка. Слайд.

Кто из вас видел овраг или балку? Что можете о них рассказать? (Ответы учащихся)

Самый большой овраг в Москве расположен в музее-заповеднике Коломенское. Он называется Голосовой овраг. Слайд

Где-то его склоны относительно пологие, а где-то более крутые. Местами там даже установлены противооползневые заграждения – подпорные стенки. В некоторых местах на склонах установлены лестницы – без них даже по сухой земле подняться ой как непросто.

Внизу в овраге протекает ручей. Вода в ручье обжигающе-холодная. Ее температура одинаковая весь год. По поверью, вода из родников и ручья – целебная.

Слайд. Работа по учебнику.

А сейчас давайте поработаем с учебником, чтобы лучше познакомиться с такими формами поверхности как овраг и балка. (Чтение учащимися текста по овраг и балку)

Работа в парах по карточкам.

Теперь, используя материала учебника, найдите сходства и различия между оврагом и балкой и заполните карточки с таблицей, которые лежат у вас на партах. (Приложение 3) (Проверка задания на слайде)

Как вы думаете, пользу или вред наносят овраги поверхности нашего края? (Ответы учащихся)

Овраги губят большие участки плодородной земли. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами.

Маленькие рытвины закапывают и на их месте сеют траву.

По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники, чтобы овраг не разрастался.

Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

Какие еще формы поверхности встречаются на территории нашего края? (овраги и балки)

Слайд. Работа в тетрадях. Закрепление материала.

А теперь запишем в тетрадях все, что узнали о поверхности нашего Московского края.

(Поверхность нашего края равнинно-холмистая. На поверхности есть овраги и балки).

Физминутка.

Продолжение работы по теме урока. Экологические проблемы Московского края.

А как люди используют поверхность нашего края? (Ответы учащихся)

Слайд. Обобщение ответов: люди строят города, дороги, обрабатывают почву под посевы, добывают полезные ископаемые в карьерах.

В результате использования земной поверхности возникают серьезные экологические проблемы. Что это за проблемы и как они решаются в нашем крае?

Проблема №1. Слайд.

Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк. После окончания разработок карьер остался заброшенным, а со временем он может превратиться в овраг.

Как можно его использовать? (Ответы учащихся ).

Обобщение: засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу.

Проблема №2. Слайд

Строительные свалки – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки занимают огромные пространства земли, загрязняют воздух и почву, загораются.

Меры по борьбе со свалками:

Проводится сортировка мусора и переработка его на специальных заводах;

Свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают на их местах растения.

Проблема №3. Слайд

Неправильная распашка земель на склонах холмов. Если борозды будут спускаться вдоль склона, то по ним будет спускаться дождевая и талая вода, а это может привести к образованию оврага. Поэтому земли на холмистой равнине распахивают только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.

Проблема №4. Слайд.

Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы . Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.

Подумайте, чем опасны терриконы? (Ответы учащихся )

Обобщение ответов: они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду, загораются.

Как люди борются с терриконами? Слайд.

Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.

VII. Закрепление материала. Игра “Узнай меня!”. Слайд.

А теперь проверим, как вы хорошо знаете формы земной поверхности и какие из них есть в нашем Московском крае?

VIII. Итог урока.

О чем говорили на уроке?

Какие формы земной поверхности есть в нашем Московском крае?

Как люди используют поверхность в нашем крае?

Нужно ли охранять поверхность нашего края?

(Да, чтобы не нарушать красоту земли, не допускать появления оврагов и свалок Я надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш Московский край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду).

Выставление оценок за работу на уроке.

IX. Домашнее задание. Слайд.

Загрузка...