Слайд 2
План урока: 1. Проверка д./ з. 2. Творческий диктант «Кто такой?». 3. Тест по теме. 4. Повторение пройденного материала в парах.. 5. Объяснение новой темы. 6. Решение тренировочных заданий: а) задание по вариантам, б) оттачивание орфографической зоркости, в) работа по группам. 7. Вывод. 8. Домашнее задание.
Слайд 3
Проверка домашнего задания:
Рычажок, камешек, жёлудь, подстережёт, плюшевый, скворчонок, отсечёт, бельчонок, черешенка, грибочек, свежо, лишённый, свечой, чужой, алычой, кашей, пережжёт, шорох, вовлечёт, ландышевый, глянцевый, сучок, снежочек, крыжовник, горячо, обнажённый, дачей, на свежем, рубашонка, чёрный, стосвечовый. Какие части речи встретились, какими правилами пользовались?
Слайд 4
Творческий диктант «Кто такой?»
1. Сотрудник газеты, радио, телевидения, посылающий материалы с места событий. (Корреспондент). 2. Человек, совершающий поездку. (Пассажир.) 3. Работник умственного труда. (Интеллигент) Запомни: настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: “ Ел ли?” 4. Тот, кто любит трудиться. (Труженик.) 5. Тот, кто занимается мошенничеством. (Мошенник.) Запомни: труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы - н -, а мошенник себе их запросто наворовал. 6. Взрослый человек, лицо, противоположное женщине по полу. (Мужчина.) Запомни: настоящий мужчина состоит из мужа и чина. 7. Время и события, следующие за настоящим. (Будущее.) Пример: Счастливое будущее. Запомни: пишем без ю! Проверь: я буду, а не будую! 8. Наступающий непосредственно вслед за чем – нибудь, ближайший после кого – чего – нибудь. (Следующий.) Пример: На следующий день. Запомни: пишем с ю! Проверь: я следую, а не следу! 9. Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей. (Горизонт) Запомни путём дробления слова на части: гора+зонт. Правильно написанные слова проецируются на экран. Оценку в оценочный лист выставляет сам ученик.
Слайд 5
Слова для проверки:
Корреспондент, пассажир, интеллигент, труженик, мошенник, мужчина, будущее, следующий, горизонт.
Слайд 6
Повторение пройденного материала в парах.
1. Что такое наречие? 2. Степени сравнения наречий. 3. Не с наречиями на – о и – е. 4. Приставки не и ни в отрицательных наречиях. 5. Одна и две – н – в наречиях на – о и – е. 6. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. (Оценка выставляется в оценочный лист друг другу.)
Слайд 7
Объяснение нового материала. Буквы -о и -а на конце наречий с приставками из –, до – , с –.
Суффикс а Искоса косой. Бесприставочные Снова новый. прилагательные. Справа правый Суффикс о Доходчиво доходчивый - с приставкой Доверчиво доверчивый - с приставкой Способ образования слов – приставочно- суффиксальный.
Слайд 8
Буква -о и на конце наречий с приставками в –, на –, за –.
Затемн… тёмный, светлый; Влев… левый, правый; Наскор… скорый, глухой. Какой способ образования?
Слайд 9
Задание по вариантам:
Выполнение упр. 245. 1 вариант выписывает наречия с суффиксами – А (- Я) 2 вариант выписывает наречия с суффиксом – О. Поменялись, выставили друг другу оценки.
Слайд 10
Оттачивание орфографической зоркости.
Издавна мы сгоряча, но изредка могли написать” у-чав-ство-вать”. Задание: Составьте своё предложение с противоположным смыслом этому, с употреблением правильного написания слова.
Слайд 11
Работа по группам.
1 группа – Произведите морфемный разбор слов: бесполезно, сначала, начисто, беспристрастно. Назовите способ образования слов. 2 группа – Из упр. 248 выпишите наречия со словами, от которых они зависят и подчеркните их как члены предложения. 3 группа - Подберите синоним к слову беспристрастно. Сделайте морфемный разбор. Объясните лексическое значение слова пристрастие Назовите способ образования следующих слов: издалека, докрасна, издавна. 4 группа – Придумайте 4 простых предложения с наречиями на изученную орфограмму. Обозначьте её. Результат зафиксировать в оценочный лист.
Слайд 12
Подведение итогов.
Сформулируйте суть нового правила, приведите примеры.
Слайд 13
Домашнее задание:
Выучить параграф 41и запишите его в памятки. Выполните упр. № 249.
Посмотреть все слайды
1 слайд
2 слайд
Стр. 43 дотемна доверчиво дочиста но доходчиво досыта досрочно Почему? «Правило окна» распространяется на наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом. в-,на-,за- -о из-,до-,с- -а
3 слайд
№575 1.Напилась земля воды досыта. 2.Хата эта была заново покрыта камышом, подправлена. 3.Издавна умысел ужасный взлелеял тайно злой старик. 4.Направо и налево по длинным скатам тихо зыблется(см колеблется) зелёная рожь. 5.Вышла хозяйка в каком-то чепце, одетом наскоро. 6.Лишь изредка телега стучит по мостовой. 7.Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала.
4 слайд
№576 Справа лежат ножи, они обращены лезвием к тарелке; слева- вилки, зубцами книзу. Суповую ложку кладут вправо от внешнего ножа, а если десерта нет, то перед тарелкой. Тарелку для десерта ставят слева- наискосок от основной тарелки. На другой стороне, впереди справа, расставляют бокалы. Суп, а также кофе и чай наливают и подают справа от гостя. Остальное, напротив, подают слева.
5 слайд
№577 Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. «Сделай по-моему, Господи, - в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем - и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия»
6 слайд
Тест 1. В каком наречии пропущена буква О? 1) вправ... 2) издавн... 3) дополн... 4) донаг... 2. В каком наречии пропущена буква А? 1) безнадёжн... 2) изначальн... 3) набел... 4) сначал... 3. В каком наречии пропущена буква О? 1) дотемн... 2) изредк... 3) нередк... 4) справ... 1. В каком наречии пропущена буква О? 1) насух... 2) досух... 3) досыт... 4) искос… 2. В каком наречии пропущена буква О? 1) сызнов... 2) занов... 3) снов... 4) сызмал… 3. В каком наречии пропущена буква А? 1) дословн... 2) задолг... 3) дочерн... 4) досрочн...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Двадцать первое декабря. Классная работ а.
Блиц-опрос «Я знаю про наречие всё!»
Орфографическая пятиминутка Аквалангист погрузился совсем (не)глубоко. Решение найде(н, нн)о. (Не)крепко затянул узел моряк. 4. Девочки сегодня болтали (без)умолку. 5. Роза смотрелась в вазе сегодня ещ… свеж… 6. Конферансье торжестве(н,нн)о объявил начало концерта.
Проверка домашнего задани я Буквы О и Е после шипящих на конце наречий выглядеть свеж… идти неуклюж… попросить ещ… чувствовать себя хорош… говорить волнующ… смотреться могуч… спорить горяч…
Самопроверка 0 ош. – «5», 1 ош. – «4», 2 ош.- «3», 3 ош. и более - «2» выглядеть свежо идти неуклюже попросить ещё чувствовать себя хорошо говорить волнующе смотреться могуче спорить горячо
Прочитайте предложения, найдите в них наречия 1. И навечно совпало с нами это время в календаре. 2. Печку мать докрасна протопила. 3. Подарю тебе чудо я запросто. 4. Снова над бескрайнею землёю зашумят и закружат ветра. 5. Изредка письма приходят ко мне. 6.Вправо дорога уходит, а жизнь… Р. Рождественский
Наречия: навечно докрасна запросто снова изредка вправо
Что их объединяет? навечно докрасна запросто снова изредка вправо
Наречия: навечно запросто вправо докрасна снова изредка
Буквы (суффиксы) О и А на конце наречий (орфограмма) Цели: - познакомиться с правилом написания букв О и А на конце наречий; - научиться, применяя правило, писать буквы О и А на конце наречий.
В наречиях, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом В-… НА- … О ЗА- … ИЗ- (ис -) … ДО- … А С- …
Наречия навечно запросто вправо засветло влево надолго докрасна снова изредка слева издавна досыта
Проверка – приём подстановки. В О НА О ЗА О ИЗ А ДО А С А
Закрепляем Комментированное письмо Употребите суффиксы О или А Докрасн …раскалённый, обойти слев …, пойти направ …, начать сначал …, закончить засветл …, отмыть добел …, поссориться сгоряч …, свернуть влев …
Образуйте от данных слов все возможные наречия с суффиксами - О- и – А- и с приставками - в, -на, -за, -из, -до, -с. Запишите эти наречия в составе словосочетаний или предложений Чёрный, лёгкий, косой, правый
Тестовое задание. 1.В каком наречии пропущена буква О? а) дотемн... б) изредк... в) влев... г) справ...
Тестовое задание 2 . В каком наречии пропущена буква а? а) насух... б) досух... в) замертв... г) нагол...
Тестовое задание 3.В каком наречии пропущена буква О? а) дочерн...... б) искос … в) снов... г) занов...
Взаимопроверка В Б Г
Подумай! Почему в данном наречии пишется на конце О, а не А? и звилисто (Дорога шла извилисто)
Делаем выводы… С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А? Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?
Домашнее задание § 20 (или грамматический справочник), упражнение № 277
У нас всё получилось! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Цели урока:знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образовани...
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли
Л.Н. Толстой
Буквы о и а на конце наречий
Известн ..
Буквы о и а на конце наречий
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль и тип речи.
- Озаглавьте.
- Вставьте пропущенные буквы и запятые. Объясните правописание.
Сначал.. послышался стук и шум обваливш..йся штукатурки. Что-то взволнован..о зав..зилось вверху, справ.. тряхнуло, и б..льшая птица взмахнув крыльями поднялась к дыре в крыше. Ч..совня на мгновенье как будто пот..мнела. Огромная старая с..ва издавн.. жившая в подземелье выпорхнула из тёмного угла и выл..тела вон.
Сначал а послышался стук и шум обваливш е йся штукатурки. Что-то взволнован н о зав о зилось вверху, справ а тряхнуло, и б о льшая птица , взмахнув крыльями , поднялась к дыре в крыше. Ч а совня на мгновенье как будто пот е мнела. Огромная старая с о ва , издавн а жившая в подземелье , выпорхнула из тёмного угла и выл е тела вон.
Тестовое задание 1
О ?
А) дотемн..
Б) изредк..
В) влев..
Г) справ..
Тестовое задание 1
В каком наречии пропущена буква О ?
А) дотемна
Б) изредка
В) влево
Г) справа
Тестовое задание 2
В каком наречии пропущена буква а ?
А) насух..
Б) досух..
В) затемн..
Г) нагол..
Тестовое задание 2
В каком наречии пропущена буква а ?
А) насухо
Б) досуха
В) затемно
Г) наголо
Тестовое задание 3
В каком наречии пропущена буква о ?
А) дочерн..
Б) искос..
В) снов..
Г) занов..
Тестовое задание 3
В каком наречии пропущена буква о ?
А) дочерна
Б) искоса
В) снова
Г) заново
1. Какую тему мы сегодня закрепили?
2. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс а ?
3. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс о ?
Домашняя работа
Пар. 43 Придумать 7 предложений со словосочетаниями из упр. 271
У нас все получилось!
Спасибо за урок!