Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.
Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!
Сегодняшний день - торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
Слово Святейшего Патриарха Пимена на Вход Господень в Иерусалим
"Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь празднует сразу два события: воскрешение праведного Лазаря и торжественный Вход Господа и Спасителя нашего в Иерусалим. Эти два события тесно связаны между собой. Святая Церковь в нынешний праздник поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...» . Христово Воскресение и воскрешение Лазаря являются указанием на будущее всеобщее воскресение всех людей. Потому эти два события и воспоминаются за Богослужением.
Во время сегодняшнего Богослужения Святая Церковь поет: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...» (стихира на «Господи, воззвах»), - это очень утешительные для каждого из нас слова. Они говорят, что на это торжество, на этот праздник собрал нас Дух Святой для того, чтобы, взяв Крест Спасителя нашего и Господа, воспевать: «Благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
После этого праздника, как вы знаете, начинается Страстная седмица, в Богослужениях которой постоянно воспоминается святой Крест, страдания Спасителя и Господа «нас ради человек и нашего ради спасения», Его крестные муки, Его смерть и затем Его преславное Воскресение.
В нынешний праздник Святая Церковь готовит нас к тому, чтобы мы соответствующим образом провели Страстную седмицу. Послушайте еще раз эти глубоконазидательные слова церковного песнопения: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
Святая Церковь зовет нас к повторению торжественной хвалы, которая воспевалась отроками, с вайями (ветвями) встречавшими Спасителя Господа при входе Его в Иерусалим. Но, говорит Святая Церковь, эти песнопения надо воспевать, взяв Крест Господень, а не только держа в руках ветви.
Что это значит - взять Крест Господень? И как это можно сделать?
Это сделал во время земной жизни Спасителя, когда Господь шел на Голгофские страдания, Симон Киринейский (Мф. 27, 31-32). Он поднял тяжелый деревянный Крест, который сначала нес Сам Спаситель и изнемог под его тяжестью, и помог донести этот Крест до Голгофы.
Если бы мы, дорогие братья и сестры, могли взять Крест Господень на себя, то, как говорят святые отцы, на земле был бы рай. Взять на себя Крест Господень - это значит следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа. Если Он страдал за нас, то и мы должны страдать друг за друга. Если Он свои страдания предпринимал для нашего спасения, то и мы должны предпринимать посильные труды для спасения наших ближних, совершать дела христианской любви.
Святая Церковь без Креста существовать не может. Свое основание она имеет на Кресте, с Крестом она совершает свой путь и Крестом венчается. Точно таков должен быть путь жизни человека-христианина.
Церковь Святая дает своим чадам крест, который и является для них Крестом Господним. Так, например, при рукоположении священнослужителя на него возлагается крест, который должен напоминать ему, что в продолжении всей своей жизни пастырь должен быть носителем Креста Христова, но не только носителем, а и исполнителем тех дел, которые совершал Господь наш для рода человеческого. Возлагается Крест Христов на христиан и при пострижении в монашество. На плате, который называется параман, написаны слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». И на каждого из нас, дорогие братья и сестры, Крест Христов обязательно возлагается при святом Крещении, возлагается на нашу грудь. И еще дается Крест Христов Церковью в руки человеку усопшему. Это возложение Креста бывает часто помимо воли самого человека. Случаи, когда в предсмертный час человек сам бы взял в руки крест, очень редки. Обыкновенно крест влагают в в руки почившего, когда душа уже покинет его тело.
Во всех вышеперечисленных случаях возложение креста означает крестоношение.
Но вот что, дорогие братья и сестры, прискорбно , ...бывают случаи, когда мы сами, в самых ответственных моментах нашей жизни, отказываемся от крестоношения. И тогда то, что мы стоим ныне с вайями, обесценивается, потому что хороши ветви тогда, когда они в руках, а на нашей груди находится Крест Христов (и мы идем за Христом - прим. ).
Так, накануне Страстной седмицы, когда почти ежедневно вспоминается Животворящий Крест Христов, Святая Церковь подготавливает нас к тому, чтобы мы Крест Христов взяли на себя и не роняли его, а подняли и несли, как это сделал Симон Киринейский. Только тогда мы должным образом сможем провести Страстную Седмицу и в радостном общении со Христом встретить Его Светлое Воскресение.
Вайи - это символ жизни. Отрадно видеть при наступлении весны как зацветают цветы, как появляются листочки на деревьях, как пробуждается, оживает природа. Мне сейчас невольно вспомнились слова одного святителя нашей Церкви, который восхвалял Господа такими словами: «Как Ты прекрасен в торжестве весны, когда восклицает вся тварь и на тысячу ладов радостно взывает к Тебе: Ты - Источник Жизни, Ты - Повелитель смерти. При лунном свете стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах, вся земля - Невеста Твоя. Она ждет Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души?!»
Такое душевное настроение может переживать каждый из нас. И вот еще одно изречение того же архипастыря: «Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздника, отчего тогда в сердце развивается дивная легкость, ни с чем другим не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это - веяние благодати Твоей».
Мы с вами, братья и сестры, чувствуем веяние благодати Божией не только в дни великих праздников, но и за каждым Богослужением в святом храме. В сегодняшний праздничный день желаю вам быть безропотными носителями Креста Христова, чтобы Крест Христов помог нам богоугодно подвизаться и радостно встретить светлый праздник Воскресения Христова. Аминь".
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) является одним из главных праздников, установленных Русской Православной Церковью.
Впервые упоминание о его праздновании встречается в письменных источниках III в. Эта дата очень важна для христианского учения в целом, т. к. факт прихода Спасителя в город, где люди, облеченные властью, были особенно враждебно к нему настроены, указывает на то, что крестные страдания и смерть Иисуса были вольными. О событиях, связанных с этим праздником, повествуют все без исключения евангелисты, что также указывает на его особую значимость.
Время празднования Входа Господня в Иерусалим напрямую зависит от даты наступления Пасхи и приходится на день ровно за неделю до нее. Так как Пасха наступает каждый год в разные дни, то и Вербное Воскресенье не имеет постоянной даты, т.е. это переходящий праздник.
Значение праздника Входа Господня в Иерусалим
О событиях, связанных с этим праздником, нам рассказывает Евангелие. Чтобы утвердить веру народа в то, что Иисус и есть Спаситель мира, за неделю до событий Страстной седмицы и Своего воскресения, Он в сопровождении учеников отправился в Иерусалим. По дороге Иисус послал Петра и Иоанна в селение, наказав им привести молодого осла. При этом Спаситель точно указал место, где его можно будет найти. Вскоре Иисусу привели осленка, которого ученики покрыли своими одеждами. Сын Божий сел на него и в сопровождении большого количества людей торжественно въехал в столицу.
Одни люди стали расстилать на его пути одежды, другие же срезали пальмовые ветви и, размахивая ими, кричали: «Осанна (т.е. спаси, слава) в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как уверовали, что Иисус и есть предсказанный пророками Царь-Спаситель народа Израиля.
Когда Иисус вошел в храм, то опрокинул лавки торговцев и меновщиков, после чего выгнал их из храма, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» ( . 21,13). Народ Иерусалима с восхищением слушал слова Учителя, к Иисусу подошли больные, хромые и увечные. Он исцелил их, а дети воспели Ему хвалу. Затем Иисус покинул Иерусалимский храм и вернулся с учениками в Вифанию.
Богословы сосредотачиваются на сверхъестественно явленном царском достоинстве Спасителя: сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал Христа. Вступив в Святой город с величайшим смирением Сына Божия, Он, между тем, оказывается равночестным Отцу.
С пальмовыми ветвями, или вайями, в древности встречали победителей, от этого обычая произошло второе название праздника Входа Господня во Иерусалим – Неделя ваий. Но в России верующие называют этот праздник Вербным воскресеньем, т. к. вместо пальмовых ветвей верующие ежегодно приветствуют Спасителя ветвями вербы – единственного растения, которое расцветает в эту пору в условиях российского климата.
Мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляем Спасителя как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка вербы служит для нас знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Освященные веточки цветущей вербы православные христиане хранят дома у икон в течение всего года.
Как отмечают Вербное воскресенье?
В этот светлый день православные верующие поздравляют друг друга с праздником и спешат в церковь на службу. Утром во всех храмах совершается праздничная литургия и освящение вербы – символа праздника. Церковь напоминает нам о торжественном Входе Господня в Иерусалим и воспевает:
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». (Кондак, глас 6-й)
За утреней присутствующим раздают зеленеющие ветви вербы со свечами в память того, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Вербным воскресеньем заканчиваются труды Великого поста и начинаются события Страстной седмицы. Уже через неделю верующие отпразднуют главный христианский праздник — Святую .
Перед Пасхой, в воскресный день шестой седмицы Великого Поста, отмечается светлый двунадесятый праздник, особенно любимый православными Христианами. Называется он Святым Вербным Воскресеньем .
Названий у этого праздника несколько. В православной Христианской традиции его также называют Входом Господним в Иерусалим, реже – Пальмовым Воскресеньем . Посвящен праздник знаменательному событию, которое случилось незадолго до Тайной Вечери, казни на кресте и воскресения Господа нашего, Иисуса Христа.
В Евангелиях повествуется о том, что Господь за шесть дней до Пасхи решил идти в Иерусалим. Многие из тех, кто слышал о чудесах, которые сотворил Христос, выразили твёрдое намерение идти вместе с ним. Эта народная любовь и почтение рассердили фарисеев, которые положили убить Господа, а вместе с ним и воскрешенного из мёртвых Лазаря. Воскрешению Лазаря посвящается Лазарева суббота, которая в православном Христианском календаре предшествует Вербному Воскресенью .
Перед тем, как войти в Иерусалим, Христос посылает своих учеников в селение, называемое Вифания, чтобы они взяли там ослицу и ослёнка и привели к нему. Сделано это было для того, чтобы показать евреям, что Мессия явился к ним с миром, с вестью благой, и Бог не желает войны и кровопролития. На Востоке въезд в город на осле – символ расположения к этому городу и его народу, мирный символ.
Господа Иисуса Христа население Иерусалима встретило чрезвычайно торжественно, словно законного царя. Люди ликовали, радостно восклицали и пели, простирая одежды свои и свежие пальмовые ветви под копыта осла, на котором ехал Господь. Восторг объял всех, и взрослых, и детей. Так пишет об этом событии евангелист Иоанн, любимый ученик Христа: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»
Вспоминая о ликовании евреев во время въезда Христа в Иерусалим, верующие украшают дома свои пальмовыми ветвями до сих пор. В православной традиции пальму заменила верба. Верба одной из первых просыпается после зимы, свидетельствует торжество жизни. Именно поэтому она и была выбрана Православной Христианской Церковью.
Во время празднования Входа Господня в Иерусалим в Христианских храмах, церквях и монастырях проводится всенощная служба. Все молящиеся, и миряне, и священнослужители, душой встречают Господа со светлой и чистой радостью. В руках своих они держат горящие свечи и распустившиеся веточки вербы. Во время второй части всенощного бдения читается молитва, в которой верующие просят благословить «ваий», то есть вербные ветви. После прочтения этой молитвы веточки окропляются святой водой.
В православной Христианской традиции принято бережно хранить освящённые ветви вербы в течение целого года, вплоть до следующего Вербного Воскресенья , украшать ими домашний иконостас. Порой небольшие букетики из освящённой вербы вкладываются в руки усопшим как символ будущего воскресения из мёртвых, победы Христа над смертью, грехом и всем воинством ада.
Вход Господень в Иерусалим – праздник великопостный. Это означает, что действуют определенные ограничения, не все продукты верующие могут вкушать. В воскресный день шестой седмицы разрешается православным, которые решили поститься, есть пищу растительную варёную, с маслом и виноградным вином. Вкушать рекомендуется её дважды в день. В честь великого двунадесятого праздника, Вербного Воскресенья, православным верующим разрешается также есть блюда из рыбы. В Лазареву субботу, преддверие светлого праздника, рыбу вкушать нельзя, но можно кушать икру
Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье -переходящий Великий церковный праздник. Празднуется за неделю до Пасхи.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВХОДА ГОСПОДНЕГО В ИЕРУСАЛИМ
Вход Господень в Иерусалим – так начинается последняя неделя земной жизни Иисуса Христа. Это один из Великих православных праздников, который открывает Страстную неделю.
После воскрешения Лазаря, Спаситель отправился в Иерусалим для празднования Пасхи. Много людей уверовало в Него после этого чуда и поэтому с торжеством, достойным правителей, народ сопровождал Иисуса Христа на праздник. Господь не первый раз был в Иерусалиме, но до этого Он запрещал рассказывать своим ученикам о том, что именно Он и есть всеми ожидаемый Мессия. В этот раз Господь знал, что это Его последний (при земной жизни) приход в священный город Иерусалим и поэтому Иисус Христос вступал в него, как Царь Иудейский. Подобно Своему предку, царю Давиду, который делал это также на осле — символе мира.
В этот день жители священного города ликовали, увидев Его, бросали Ему под ноги пальмовые ветви и кричали: «Осанна!
», что означает — «Хвала!
».
Иудея в то время была под властью Рима и евреи знали от пророков о том, что скоро придет тот, кто освободит их от 90-летнего римского гнета и станет царем Израиля. Иисус Христос действительно пришел освободить человечество, но не от гнета, а от грехов, ненависти и неправды, чтобы человек смог обрести вечную жизнь в Царствии Небесном. Люди сначала приняли Его с великими почестями, а вскоре стали требовать казни Иисуса: «Распни Его!
».
А в этот день Иисус верхом на молодой ослице въезжал в Иерусалим, и все люди вышли встречать Его. Господь воссел на осла для того, чтобы исполнилось пророчество Захарии: «Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле
». Таким образом, Иисус показывал свое смирение и кротость (ехал не на лошади, а скромно на осленке). Это было Первое пришествие Христа. Шел Он кротко, потому, что в это пришествие явился спасти мир, а не судить его.
На входе в священный город Его путь народ устилал своими одеждами и пальмовыми ветвями, что означало высшую степень почитания, которая оказывалась только правителям и царям. Чужестранцы и те, кто ничего не слышали об Иисусе, спрашивали: «Кто это?». Им все отвечали: » Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского… Это Он воскресил из мертвых Лазаря».
В этот же день Иисус Христос выгнал из иерусалимского храма “всех продающих и меняющих” и сказал: “ дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников ”. Этим своим поступком он запретил использовать храмы для дел, которые не связаны с почитанием Бога. Изгнав из храма продающих быков и голубей, Он тем самым обозначил, что теперь в Новом Завете отменяет кровавое жертвоприношение, сейчас Богу нужна не жертва, а только искренняя молитва.
Такое поведение вызвало сильное недовольство иудейских первосвященников. Они уже поняли, что скоро вообще могут потерять власть над народом и задумали помешать Иисусу Христу.
Синедрион (верховный совет Иерусалима) , который состоял из первосвященников, законников и старейшин, объявил Иисуса Христа опасным для общества человеком: «все мы из-за Него погибнем … Придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом… лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб
» (Ин. 11, 48-50)
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Праздник Входа
Господня в Иерусалим, в переводе с еврейского языка, называется Неделей (воскресением) Ваий (ветвей).
У нас, в северной стране, этот праздник называют еще Вербным воскресеньем. В наших краях, вместо пальмовых ветвей люди приносят для освящения в храм веточки вербы. Верба первой распускается после долгой зимы.
Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу на вечерней службе. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют веточки святой водой. Освящение вербы проводится и в праздничный день после литургии, на которой воспеваются воскрешение Лазаря и торжественное вхождение Иисуса Христа в Иерусалим.
С веточками и зажженными свечами верующие, подобно древним жителям Иерусалима, которые вышли встречать Господа, стоят при чтении праздничного канона. Свечи в руках верующих символизируют светлость праздника Воскресения Господа и воскресения для вечной жизни.
Освященные веточки вербы дома ставят в вазочку и хранят до следующего Вербного воскресенья.