Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Положение в семье ильиничны. Сочинение на тему «Женские судьбы в романе Тихий Дон. Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 76»

г. Ульяновска

« Развитие коммуникативных компетенций на современном уроке русского языка и литературы »

Учитель русского языка и литературы

Трунина Елена Александровна

2016

Единственная настоящая роскошь-

это роскошь человеческого общения

Антуан Экзюпери.

Литература – специфическая учебная дисциплина, рассматриваемая как средство формирования ключевых компетенций, необходимых современному человеку, чтобы быть успешным в различных сферах жизни.

Уроки литературы являются также первоосновой для развития языка учащихся, образного мышления, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства.

Урок осуществляет в первую очередь задачу совершенствования коммуникативной компетентности в ходе работы по изучению произведения путём вовлечения каждого ученика в процесс активной речевой деятельности: беседу, диалог, монолог. В ходе обсуждения прочитанного, понятого они формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием, отвечают на проблемные вопросы, участвуют в дискуссии с одноклассниками, делают выводы в ходе обсуждения вопросов в группе.

Урок литературы в 11 классе

«Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Цель урока : совершенствование в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного анализа путём проникновения в художественную «ткань» произведения.

Задачи:

1.Образовательная: ближе познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить проблемы текстов 25 задания ЕГЭ, которые можно проиллюстрировать изучаемым произведением;

2.Развивающая:

совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение,

совершенствовать умение проводить сопоставительный анализ путём проникновения в художественную «ткань» произведения,

совершенствовать правильное говорение, умение излагать собственные мысли в свободной интерпретации,

совершенствовать умение выражать свои чувства и эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру, совершенствовать навыка вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению,

совершенствовать аналитическое мышление, совершенствовать монологическую речь;

3. Воспитывающая: воспитывать осознанное и бережное отношение к слову, воспитывать понимание важности человеческих отношений, воспитывать чувства долга, ответственности, взаимопонимании, воспитывать должное отношение и уважение к женщине в любой её ипостаси.

Тип урока : урок-диалог

Методы работы на уроке:

Словесный;

Наглядный;

Демонстрационный;

Частично-поисковый;

Исследовательский;

Проблемный.

Форма учебной деятельности :

- фронтальная;

Индивидуальная;

Групповая.

Оборудование:

Презентация;

Эпизод из фильма;

Тексты;

Карточки-задания;

Карточки – помощники.

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся знают содержание романа;

Имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа;

Формулируют проблемы, поднятые автором в романе;

Анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Ход урока:

1.Организация класса.

2. Сообщение темы урока: Звучит песня…

Лариса Кошмина

Святая женская судьба,

Сердечных мук тебе не минуть,

И сердца твоего мольба –

Сумеет до небес достигнуть.

А нежных рук твоих тепло,

Согреет в лютые морозы.

Поддержишь, если тяжело,

Прольёшь любви святые слёзы.

Святая женская судьба,

На всё твоей хватает силы.

Если б вместила, коль смогла Всю землю на руках носила.

слайд 1)

Ефим Соломонович Роговер, один из исследователей творчества Шолохова, утверждает: «Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб героев романа. Показывая их, писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет полнокровный, зримый, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности».

На предыдущем уроке мы имели возможность познакомиться с индивидуальной судьбой, с неповторимым, наделённым противоречиями характером главного героя Григория Мелехова. Но представление о нём не будет полным, если мы не поговорим с вами о героинях романа, чьи судьбы переплетаются с судьбой Григория Мелехова. (слайд 2) Поэтому тема нашего урока: «Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».(слайд 3)

Отсюда и задача нашего урока:

Познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, и выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать то, о чём мы говорили сегодня на уроке.

3.Работа по теме урока:

Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. Вашему вниманию предлагается небольшой тест:

«Установите соответствие: портретная характеристика – героиня романа».

Переверните белые листы для выполнения теста. Пожалуйста, кто зачитает первую характеристику? (В процессе ответов – слайд №4):

1)Ильинична; 2)Аксинья; 3)Наталья; 4)Дуняша; 5)Дарья;

Вывод о том, насколько хорошо знают текст.

В романе эпопее Шолохов создает яркие женские образы Аксиньи, Дарьи, Натальи, Дуняшки, Ильиничны. При всей индивидуализации описания их объединяет щемящая душу острота страданий и трагическая судьба. (на слайде пропадают Дарья и Дуняшка, остаются Аксинья, Наталья и Ильинична).

Попробуем разобраться:

Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Каковы их переживания, поступки?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

Не случайно у вас тесты на листах разного цвета –цвет распределит вас по группам, потому что именно в группах вы будете выполнять следующее задание.

Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:

«Воплощением каких черт характера является героини романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»- Ильинична?- Наталья?- Аксинья»? Определите, какие из этих качеств наиболее близки вам? Ответ аргументируйте текстом. Опорные слова характеристики выпишите на отдельные листы. Определите выступающего от группы. Время на подготовку – 5 минут. Время на представление результатов – 3 минуты.

При подготовке вы можете воспользоваться алгоритмом, который представлен на листах голубого цвета. Обратите внимания на критерии, по которым будет оцениваться ваш ответ (листы жёлтого цвета).

Ι группа

Аксинья.

1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).

2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.

3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье?

4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.

5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?

II группа

Наталья.

1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория?

2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме.

3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему?

4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния.

5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех?

6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?

ΙΙΙ группа

Образ Ильиничны.

1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.

2. Какие черты характера Ильини

чны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?

3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?

4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?

5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

(Идёт работа в группах, затем выступления).

Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:

- Что объединяет таких разных шолоховских женщин?

- Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.

Просмотр эпизода художественного фильма С.Герасимова «Тихий Дон».

Давайте обратимся к кадрам трагического ухода из жизни одной из этих героинь (смерть Аксиньи).

Анализ эпизода.

Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Символично, что так и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху».

Смерть Аксиньи - важный эпизод в романе. В нем завершается «череда потерь» главного героя - мы понимаем, что из-за братоубийственной войны он лишился всего, что держит человека на этой земле. И мы окончательно осознаем все глубину трагедии Григория Мелехова, а также глупость людей, которые, преследуя непонятные цели, лишают себя самого дорогого - семьи, родины, жизни.

- Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?

Живо встают перед глазами женщины, изображённые Шолоховым, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними мы смеёмся и грустим, живём их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин.

Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле.

Героинь романа можно осуждать или оправдывать, принимать или не принимать, но важно помнить, что сам автор не был столь категоричен, он полагал, что ни один из героев не является носителем абсолютной правды, все герои имеют право на свою правду, как и вы сами. Но при этом нужно помнить, что каждый из нас несёт ответственность за свои поступки.

- Можно ли сказать, что эти черты определяют судьбу героинь?

Докажите.

-Но только ли черты характера определяют судьбу человеческую?

(историческое и личное переплетаются)

4. Подготовка к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку:

- Определите, какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать наш сегодняшний разговор на уроке.

Проблема материнства, заботы о близких:

В романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло. «Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

Ильинична - это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

Проблема женской любви, женской верности и страсти:

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек.

Чувство любви в Аксинье необыкновенно сильно, страстно. Оно выражается в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра жизни с себя на другого человека, которому она отдает всю себя без остатка. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Проблема извечного человеческого стремления к счастью :

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

5. Итог урока:

Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но мы нашли в них нечто общее: все они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить. Вернёмся к задаче нашего урока (слайд №5).

-Как вы считаете, выполнена ли она?

Оценки за урок (исходя из критериев).

Приложение 1

Характеристика литературного героя

Примерный план характеристики героя:

1.Определение места героя среди других персонажей.

2 .Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4.Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6.Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11.Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13.Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Приложение 2

При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии

ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой;

свободно владеть монологической речью.

«4»

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошо владеть монологической литературной речью;

однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

«2»

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Библиографический список и электронные ресурсы:

    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО»,2007г.

    Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское словоРС»,2008г.
    М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ростов- на- Дону, Ростовское книжное издательство, 1998г.

    Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред. Кременцовой Л.П. Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий.

    Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.

    Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.

    Чалмаев В. Открытый мир Шолохова: «Тихий Дон» – невостребованные идеи и образы

    Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова.

    Эпизоды фильма С.Герасимова «Тихий Дон»

Василиса Ильинична – жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория и Петра Мелеховых , донская казачка из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Она стала воплощением национального образа русской женщины. На момент событий, описанных в романе, Ильинична была уже в преклонном возрасте, но имела величавую походку и «дородный стан». Из сыновей на нее был похож старший – Петро. Ильинична – сильная женщина, настоящая хранительница домашнего очага. Автор ее называет «мудрой и мужественной старухой», которая за жизнь многого натерпелась. Как она позже признавалась снохе Наталье , муж ей часто изменял и избивал до полусмерти, а она все терпела ради семьи и детей.

Материнство для нее было важнее всего. Она до последнего дня ждала сына Григория, но умерла, так и не повидав его. Даже мужа дочери Мишку Кошевого , жестоко убившего её сына и многих односельчан, она по-матерински жалела, штопала ему одежду, кормила. Именно это материнское чувство делало ее умнее и мудрее всех воюющих. Она понимала всю бесполезность войны. Для нее, как «белые», так и «красные» были чьими-то детьми. Сына своего Григория она осуждает за жестокость, просит быть милостивым и не забывать о Боге.

Казачка Ильинична является второстепенной героиней великого романа Шолохова «Тихий дон». Она мать центрального персонажа произведения - Григория Мелехова и супруга Пантелея Прокофьевича. Образ Ильиничны - олицетворение простой русской женщины, которая является прежде всего хранительницей очага, верной супругой и любящей матерью.

Внешность героини

Ильинична - пожилая женщина, которая несмотря на преклонный возраст сохранила величественную походку. «Словно гусыня, она плавает по двору» - описывает её автор. Она небольшого роста, курносая, кареглазая. Всю жизнь Ильинична усердно трудилась, поэтому руки у нее грубые, «раздавленные многолетней работой», ладони шершавые.

Характер героини

Героиня является потомственной казачкой, а значит хранительницей казацких традиций. Автор описывает героиню храброй и мужественной. Ильиничне пришлось терпеть побои от мужа, но она стойко переносила все тяготы ради своих детей. Не каждая женщина, которую муж порой забивает чуть ли не до смерти и систематически ей изменяет, способна хранить семейный очаг и воспитывать детей.

Ильинична - редкостная труженица. Даже состарившись она продолжает хлопотать с утра до вечера. Она, как и положенно русской женщине «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». Смысл всей её жизни - это работа во благо своих родных и близких людей.

Главное достоинством Ильиничны заключается в её материнских чувствах. Героиня очень любит своих детей. Любит искренне и безкорыстно. Она ждет своих детей, готовит им еду, выходит встречать у околицы, ласково называет: «кровинушка моя», «родненький мой».

Ильинична мудрая женщина, материнское сердце которой противится насилию. Она сама мать, поэтому понимает, что значит потерять родного ребенка. Для неё нет разницы на «белой» стороне человек, или «на красной», потому как каждый из воюющих солдат является чьим-то сыном, у которого есть любящая мать. Героиня осуждает любое проявление жестокости. Она верующий человек и гуманист. Часто она ругает своего сына Григория, который убивает вражеских солдат и призывает его опомниться и перестать творить столь ужасные дела. Героиня проявляет милосердие даже к Мишке Кошевому, своему зятю, который жестоким образом убил её родного сына. Ильинична искренне переживает за него, проявляет заботу и поддерживает. Война для героини - самая бестолковая и бесполезная вещь на свете.

Судьба героини трагична. Потеряв практически всех родных людей, она до последнего ждала своего сына Григория с фронта, но умерла, так его и не увидев.

Сочинение на тему Василиса Ильинична (Тихий Дон)

Одним из второстепенных персонажей произведения является Василиса Ильинична Мелехова, мать главного героя романа Григория Мелехова.

Писатель представляет Ильиничну в образе простой донской пожилой казачки, сохранившей величественную походку и дородную осанку.

Ильинична характеризуется автором в виде экономной и расчетливой хозяйски, неугомонной и хлопотливой, занятой ежедневными хозяйственными проблемами, поддерживающей в доме Мелеховых не только внешний уют и порядок, но и следящей за моральной семейной атмосферой. Главной чертой Ильиничны является ее женская мудрость и спокойствие, позволяющие вести домашнее хозяйство, заботиться об эмоциональном и вспыльчивом муже, беспокойных и темпераментных детях и многочисленных внуках.

Любые жизненные неприятности Ильинична воспринимает терпеливо, с пониманием, проявляя глубокую порядочность и душевную теплоту, стараясь оградить домочадцев от жизненных невзгод и проблем. Поддерживает Ильинична и несчастную сноху свою Наталью, натерпевшуюся от неверного мужа и чуть не покинувшую, однако, осуждая младшего сына за жестокость и бессердечие, надеется до последних дней своих жизни увидеть и обнять любимца.

Она осознает жестокое горе начавшейся кровавой войны в результате революционных событий, понимает все бессмысленность войны между родными и близкими людьми, воспринимая каждого солдата как обычного ребенка, которого где-то ждет такая же, как и она, мать. Всю свою долгую жизнь Ильинична жила ради семьи, детей, работая с раннего утра и до позднего вечера. Когда ее убеждает бросить дом и нажитое имущество, Ильинична не желает оставить родной хутор, где ее корни и который она считает смыслом человеческого существования.

Как и у любой русской женщины, сердце Ильиничны всепрощающее и отходчивое, даже к убийце своего сына она временами испытывает материнское начало, жалея и заботясь о Кошевом.

Повествуя о событиях, произошедших с донским казачеством в начале двадцатого века, писатель использует образ Ильиничны в качестве изображения истинных материнских чувств, светлой и искренней любви к своему ребенку, независимо от ситуаций и обстоятельств, не принимающих гибели родного человечка, не скрывающих чистых и откровенных слез, тоскующей боли, раскрывающих сущность женского начала и доказывающих жизненное предназначение женщины на этом свете.

Вариант 3

Автор в своем произведении с особым проникновенным чувством показал образ матери Гришки Мелехова - Ильиничны. Перечитывая строки, где она рассказывает о своей несчастной жизни, невольно задумываешься о том, как жили простые женщины в те времена. Когда Наталья ей пожаловалась на Григория, то старушка поведала ей о том, что прожила она с мужем, как в неволе. Радости не видела, работала с утра до вечера, да еще супругом была бита без причины. Ильинична много трудилась, но в меру своих лет была мудра.

Несмотря на то, что жизнь ее прошла в суровых условиях, с вечными побоями мужа, она осталась с чистой душой, всегда могла дать мудрый совет своим снохам и дочери. Своим детям она с детства говорила, что нужно к людям относиться с добром и открытым сердцем, быть честными. И хоть Пантелей Прокофьевич частенько ее избивал, то все равно она для него была большим моральным авторитетом. И хотя она была неграмотной, то всей душой понимала, что ее сын идет не той дорогой. Когда она провожала Григория на войну, она пыталась его образумить, говоря о том, что надо думать о детях, о семье, о будущем. Никакое кровопролитие добром ни для кого не закончится. Для своих детей она желает только счастья.

Василиса Мелехова соглашается, чтобы Дуняша вышла замуж за Митьку Коршунова, но и в то же время она относится к нему сурово, считая его душегубом. С осуждением относится к поступкам Дарьи. Лишившись за короткий промежуток времени близких людей, Ильинична жила надеждами лишь на возвращение Григория с войны. Однако, не дождавшись своего младшенького и любимого сына, женщина умирает. Смерть она приняла мужественно, ведь столько страданий она вынесла, что теперь имела право спокойно умереть.

Образ Ильиничны - это образ простой русской крестьянки, матери с огромным сердцем и женщины кристальной чистоты и душевности. С такой сердечной любовью мог нарисовать этот образ, лишь человек, который был сам из народа.

Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон»

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб -- мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Судьбы женщин-казачек наиболее трагичны. Нельзя назвать ни одну героиню, которая бы была всегда счастлива. Зависимые от мужской силы и прихоти, они безропотно принимают все лишения, однако души их не черствеют, а наоборот, именно женщины пытаются сгладить те ситуации, которые возникают в связи со страшными временами воин и революции. Незыблемость в среде казачества дома, семьи М. Шолохов раскрывает в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья красавица с независимым смелым характером, бурным темпераментом дополняет женский образ казачки, делая его более ярким.

Исполнен обаяния в романе образ старой Ильиничны, олицетворяющей трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова Василиса Ильинична коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой, порой, вспылив, он тяжело избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Судьба не баловала эту женщину, но любовь к детям была её единственной отрадой. С беспрекословным пониманием принимала она все жизненные мытарства своих детей.

Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств.

Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется только повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Но судьба лишила её даже этой радости.

Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. Мать Григория, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет она какие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну Григория Мишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, проснулась в сердце Ильиничны.

Великая, искупительная жалость к заблудшим детям этого жестокого мира - судьба материнского сердца. А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, «пусть носит, а то его сопрела уже от пота». Это высший жест прощения и примирения.

Наталья, безропотная, верная своему мужу, представляет собой образ идеальной женщины, чью судьбу всегда решает кто-то другой, но чья жизнь и смерть всегда в её руках. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но она может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и покоряющая нравственная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, подвижничеством Натальи в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, которая может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства. Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина, оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) - на себя руки наложить, да еще в пасхальную ночь, а позднее - пусть и в жгучей обиде на мужа за его неверность - убить собственный плод, их возможное будущее дитя.

До невозможности нести в себе и выносить его ребенка - мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертью прощает Григория, умирая примиренной.

Судьбы Ильиничны и Натальи - яркие примеры судеб большей части женщин-казачек. Их судьбы ломаются не столько великими историческими событиями, сколько личными трагическими переживаниями, связанными с гибелью любимых людей, личной обидой, нанесённой кем-то, предательством. Здесь нельзя говорить о том, что внешние общественные обстоятельства никак не отражаются на судьбах женщин. Великие исторические события оставляют свой след в жизни героинь, но, в отличие от мужчин, всё это они переживают не умом, а душой, что и истощает их силы. Происходит логическая цепочка: войны, революция, восстание по-своему решило судьбы многих казаков, в свою очередь это отразилось на судьбах их родных женщин.

Сдержанной, скромной в чувствах труженице Наталье противопоставлена пылкая, страстная Аксинья, с ее «порочной красотой». Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они обе знали и настоящее человеческое счастье, которого добивались и удерживали, как могли. Через весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замечательным мастерством. Мировая литература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир крестьянки, простои женщины из народа. Аксинья -- натура сложная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами.

Судьба Аксиньи тоже трагична. Не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ни разу, никак об этом не вспоминает. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испытывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок Мелехова. Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория. Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце концов и привела Аксинью к гибели.

Любовь Аксиньи к Григорию граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Однако, в отличие от многих других женщин, Аксинья свою судьбу решает сама: он самостоятельно и осознанно выбирает между нелюбимым мужем и Григорием второго, хотя знает, что это станет позором на всю жизнь. Но это все-таки не позволило отгородить её счастье от внешних обстоятельств. Смерть единственной дочери ведет к измене любимому человеку, а его уход к последующему разочарованию в жизни.

Любовь - это та сила, которая возвращает Аксинью к жизни. Она переживает за Григория, любит его детей после смерти их матери, думает о том, как обустроить их жизнь в будущем. Борьба за счастье придаёт сил для судьбоносных решений в её жизни: она уходит с Григорием и казаками из станицы в первый раз, и трагически погибает от пули при отъезде с Гришей во второй. Судьбу Аксиньи, а в свою очередь и Григория решил незнакомый человек. Здесь снова следует говорить о том, что единственное, что влияет на судьбы женщин-казачек - это только любовь, вечное чувство.

Судьбы женщин-казачек во многом схожи. Наперекор всем горестям они стараются сделать жизнь лучше. Их судьба часто зависит от чужих решений, внешних обстоятельств, но умение принять это и наполнить свою жизнь любовью к окружающим, отличают их от мужских образов. Ни политика, ни новая власть не заставят их изменить свои стремлениям познать счастье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Гуково

11 классе" width="573" height="35"/>

https://pandia.ru/text/78/018/images/image003_168.gif" alt="М.А.Шолохова " width="491" height="110 src=">

Украшен – то наш тихий Дон

молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон

сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону

Материнскими слезами.

Старинная казачья песня

Цели урока:

· Продолжить знакомство с романом «Тихий Дон»;

· Развивать навыки выразительного чтения, самостоятельной работы на уроке, умение характеризовать героев (индивидуальная характеристика образов Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дарьи), выявляя в них индивидуальное и общее;

· Определить роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира женских характеров;

· Воспитывать интерес к родному краю, его истории.

Оборудование: роман «Тихий Дон» (любое издание), иллюстрации к роману; стенд, посвященный творчеству, карточки для групповой работы с вопросами по тексту.

Ход урока

Запись темы, эпиграфа, постановка целей урока.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с Вами будем работать с очень интересной темой. Хочу обратить внимание на эпиграф, который в полной мере выражает идейно – художественный замысел писателя в целом к роману и к данной теме.

Грустная казачья песня напоминает плач народа о своей родине, о родной Донской земле, которую так любят герои Шолохова, о горькой жизни женщин и сирот, их слезах.

Давайте подумаем о судьбах таких женщин, героинь романа «Тихий Дон» и ответим вот на такие вопросы:

Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?

Самостоятельная работа с текстом «Тихий Дон».

Ι группа

Образ женщины, которая была далека от гражданской войны, но судьба которой зависела от ее исхода.

Аксинья.

1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).

2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.

3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье?

4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.

5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?

II группа

Наталья и Ильинична – две шолоховские богоматери в споре с «веком – волкодавом»

Наталья.

1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория?

2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме.

3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему?

4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния.

5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех?

6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?

ΙΙΙ группа

Образ Ильиничны.

1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.

2. Какие черты характера Ильиничны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?

3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?

4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?

5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

ΙV группа

Образ Дарьи.

2. Как и почему относится к Дарье в семье Мелеховых?

3. Что стало причиной душевных метаний и поисков, вульгарного поведения Дарьи?

4. Какую дорогу в жизни избрала героиня после смерти Петра? Какие ее поступки вы назвали бы грешными?

5. Как вы считаете, в чем причины трагического конца Дарьи? Какие художественные приемы помогают читателю это осознать?

Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:

Что объединяет таких разных шолоховских женщин? (Предполагаемый ответ: Стремление создать свой Дом; это образы женщин – казачек со свойственными им чертами характера, такими, как любовь к жизни, сознание собственного достоинства, внутренняя чистота, трудолюбие, стойкость в беде и т. д.).

Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?

Какими приемами Шолохов раскрывает силу природы и глубину внутреннего мира своих героинь?

Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?

Коллективная итоговая работа заканчивается индивидуальной работой по составлению плана к темам сочинений (по выбору):

1. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

2. Моя любимая героиня в создании женских образов (на примере одного образа).

Материалы для учителя.

Цель работы – рассмотреть женские характеры и судьбы в связи с домом, семьей, определить авторскую позицию в изображении героинь романа, тесно связанных с судьбой Григория Мелехова.

Само слово «казачка» говорит о женщине, обладающей ярким, сильным, гордым характере, женщине, имеющей особое чувство жизни, любви, несущей в душе особое достоинство, женщине, прославленной своей внешней, а главное – внутренней чистотой и красотой. Казачка являлась негласной главой семьи. Казакам приходилось по долгу службы надолго отлучаться из дома и, таким образом, женщина становилась главным центром семьи. Она должна была проявлять силу, ловкость, стойкость. Слабые физически не выживали.

Одной из первых, кого мы встречаем на страницах романа, - жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория – Ильинична. Эта женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы, красоты. Ее жизнь протекает размеренно, четко, в ежедневном, нередко тяжком труде. Она любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье. не даст подробного портрета героини. Лишь по отдельным фразам мы можем представить себе ее облик. Вот что она вспоминает о своей молодости: «Она увидела и себя – молодую, рослую, красивую…Вот она идет, спешит к стану. Лицо ее полыхает румянцем, от прилива крови тонко звенит в ушах. Она придерживает согнутой рукой тяжелые, тугие, налитые молоком груди, и, на ходу расстегивает ворот рубахи…

- Милый ты мой, сыночек! Расхорош ты мой! Уморила тебя с голоду мать…»

А в конце жизни – это «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная жена» с «сухой материнской рукой» и «тонкими губами», которые «каменно застыли» «на водянисто – пухлом лице», сохранившем «усталость и боль» (кн. 1, ч. 1 – 2).

Штрихи к портрету Ильиничны дают богатый материал для размышлений: несмотря на усталость, боль во всем теле, боль от переполненной молоком, разрывающейся на части груди, она находит самые ласковые, теплые, трогательные и нежные слова, обращенные к своему ребенку. В ее немногих простых словах выражена безграничная любовь и ласка, свойственная ее натуре.

Ильинична – мудрая женщина – обычно тиха и скромна, не участвует в спорах в семье, а больше слушает, но к ее советам все прислушиваются:

- Ты бы сенца сухого взял, Гришунька, - советовала мать. – Под сердце подложить, а то нутро застудишь.

- Григорий, мотай за сеном. Старуха верное слово сказала.

И так всегда. В словах Ильиничны не звучит приказной тон, а проявляется истинная забота. Следует отметить, что сердце Ильиничны не было закрыто и для других. Так, ежедневно наблюдая за Мишкой Кошевым, женщина проникается жалостью к «душегубу». Она испытывала чувство раздвоенности по отношению к нему: с одной стороны – душевная боль, обида, горечь смерть за сына Петра, с другой – материнская жалость, теплота, проснувшаяся в ее сердце.

Перед смертью, чувствуя, что не дождется возвращения Григория, Ильин6ична принимает в семью, в сердце Кошевого как сына:

Ильинична достала из – под подушки аккуратно свернутую рубаху Григория, молча протянула ее Дуняшке.

- что это? – удивленно спросила Дуняшка.

- Гришина рубаха…отдай мужу, нехай носит, на нем его старая – то, небось, сопрела от пота.., - чуть слышно проговорила Ильинична.

Несмотря на возраст, усталость, скопленную за долгую жизнь, на то, что у нее две невестки и взрослая дочь, Ильинична все время в работе, продолжает заниматься хозяйством:

«Каждый день Ильинична просыпалась чуть свет, доила корову и начинала стряпать» - то есть заботилась о своем доме, семье. Она не нагружает работой молодых, знает, что их ждет трудная жизнь, за которую они еще успеют поработать. Эта женщина не могла передать дом, она не может сидеть без дела. Даже во время болезни Ильинична старается быть полезной: «довольная, положила на пухлый свой живот чулок со спицами и недовязанной пяткой» (кн. 1 – 2).

Чем больше размышляешь о жизни Ильиничны, тем сложнее ответить на вопрос, почему в конце жизни она чувствует себя лишней. Те, к кому она тянулась, ради кого жила, огорчали ее день за днем. Главное же – Ильинична мучается, так как нарушен привычный уклад ее жизни, разрушена ее семья: «А Ильинична с каждым днем все резче и больше ощущала подступавшее к ней одиночество. Она стала лишней в доме, в котором прожила почти всю свою жизнь…Сама жизнь стала ей в тягость…» (кн. 1, гл. 2).

Тяжелым испытанием стала для нее свадьба Дуняшки с Михаилом Кошевым. Это был последний удар, после которого Ильинична так и не смогла прийти в себя и встать на ноги. И дело не в характере героини, умевшей по – христиански терпеть, а в том море горя, что затопило все казачество, всю страну. Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь.

Последней, с кем разговаривала перед смертью Ильинична, была ее дочь Дуняша. По ходу развития романа из «длиннорукого, большеглазого подростка» (кн. 1, ч. 1, гл. 1), она вырастает в красивую, добрую, нежную девушку. Мать передала ей свою мудрость, терпение, широту и доброту сердца: «Несмотря на молодость, Дуняшка была уже умудрена житейским опытом» (кн. 2, ч. 2). Она стала хозяйкой мелеховского двора. Девушка старалась никогда не сидеть без дела, всем помочь: «Наташа, вы с Гришкой езжайте! А я вот пополаскаю одежду, развешу и живо направлюсь к вам в степь». Этим она была в родителей, не зря Пантелей Прокофьевич называете «стрекотуха». Вероятно, это не только из – за ее заразительной веселости, оптимизма, но и из-за бесперестанного движения. Выйдя замуж, Дуняшка делает все, чтобы дом был уютным и в него хотелось всегда возвращаться. Она стала достойной преемницей своей матери в доме Мелеховых.

В конце романа автор упоминает, что Кошевого в хуторе Татарском нет полтора месяца: он в Вешках, служит в такой-то части. А Дуняшка создает уют, строит Дом. Она так была воспитана. В ее устои входило осознание того, что женщина-это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо.

Сложна в романе судьба Дарьи. Кто она? Почему-то читатель не всегда задумывается над тем, как относятся к ней в семье Мелеховых: «Слышь, баба, Наташку не буди…Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная… Румянится, да брови чернит, мать ее суку» (кн. 1, ч. 1).

Дарья молода, красива, весела. Но в казачьем дворе снохе положено знать свое место: в спор не вступать, поменьше говорить, быть незаметной, учиться, пока не обретает своего Дома. В жизни Дарьи этого не случилось. Но думается, к ней не всегда справедливы. В семье Дарья постоянно занята, приветлива. Когда Мелеховы собирались на порубк3 леса, именно она встала за два часа до рассвета, «в одной рубахе кинулась к печи. В конуре нашла спички, зажгла огонь…», «бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами…» (кн. 1, ч. 1). А вот Ильинична укоряет, что с вечера не положили в печь кизяки, чтобы они подсохли, и Дарья уважительно отвечает:

Забыла, мамаша. Наша беда.

Едет Дарья на покос не в рабочей грязной одежде, а чисто и опрятно одетая, подкрашенная. Многим это не нравилось. Но нам кажется, что таким поведением она хотела вызвать внимание к себе, что осуждению не подлежит, тем более внимания от мужа она видела немного.

Вот сцена отъезда Петра на службу…Он попрощался на крыльце со всеми родными, а Дарье не сказал ни слова. Почему? Дарья «с ребенком на руках пошла следом», «из-под ладони следила, за белой, занавешенной пылью рубахой мужа» (кн. 1, ч. 1). Что чувствовала она? Невостребованная любовь тоской ложилась на сердце, сжимая, иссушая его. Дни жены Петра протекали однообразно, монотонно, скучно: одна лишь работа по дому.

Жаль, что в семье не поняли, не приняли богатый душевный потенциал женщины, стремящейся создать уют. Отсюда ее метания, поиски недозволенных радостей, вульгарность в поведении.

В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе. Но как же все вокруг красиво: и Дон, и поля, и леса. Как ей не хочется их покидать, почему она раньше их не замечала? Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела.

Наложила на себя руки Наталья. В момент смерти, судя по всему, ей было двадцать пять лет. Мелеховы засватали Наталью в возрасте восемнадцати. Семья Коршуновых считалась «первыми богачами в хуторе Татарском» и «для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать». Не раз отец, мать, дедушка, разговаривая с ней, советовали не торопиться со свадьбой, подумать, ведь о связи Григория и Аксиньи уже было известно. Но Наталья считала, что ее любовь сможет вытерпеть все и поможет повернуть сердце мужа.

Разочарование Григория подчеркивается автором в упоминании о безвкусных губах Натальи, которые он ощутил при поцелуе. После свадьбы Григорий говорит: «Чужая ты какая-то …Ты - как этот месяц не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя Наташка, ты не гневайся…И жалко тебя - кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего…пусто…» (кн.1, ч.1). Но Наталья дала клятву перед богом, став женой Мелехова, жить в мире с мужем в здравии и горести, в богатстве и бедности. Однако он мечется между Натальей и Аксиньей. Не привязывают к дому Григория и дети. Их он любит, нежит, но ради них не оставляет Аксинью.

Погибая, Наталья убивает и неродившегося ребенка, совершая, таким образом, двойной грех. Наверное, в этом поступке проявилось слабость героини.

Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась создать свой Дом, была трудолюбива и вынослива.

не раз обращает внимание читателей на «большие, раздавленные работой руки» Натальи. Вместе с Ильиничной, Дуняшей, Дарьей Наталья трудится, создавая условия для жизни нескольких семей в одном доме. От нее не слышно ропота, жалоб, упреков. Она тиха и покорна.

Величие этой героини Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми.

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.

Литература.

1. По страницам «Тихого Дона». М.,1974.

2. Никулин над страницами «Тихого Дона». Ростов н/Д., 1982.

3. Русская литература XX в.: Учебник для XI класса / Под ред. . Ч. 2. М.: Просвещение, 2002.

4. Русская литература XX в.: Учебник для XI класса / Под ред. . Ч. 2. М.: Издательский дом «Дрофа», 2002.

Загрузка...