Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Первобытная религия, анимизм, магия, тотемизм, фетишизм. Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей Когда и почему возник анимизм

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima - дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia - волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно, одно - «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное». Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других - имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым - метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии - охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии - в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов - это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви. Многие виды магии используются и в наше время. Например один из самых устойчивых видов магии - половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме. Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Фетишизм. Разновидность магии - фетишизм (от франц. fetiche - талисман, амулет, идол) - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма - могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу. Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб. Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем - его род). Тотемизм - это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже - явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

Литература:

1. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

2. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

3. Лурье С.А История Греции СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

4. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

31Янв

Что такое Анимизм

Анимизм – это концепция верований, которая предполагает наличие души у всех живых существ или у определенных предметов.

Роль Анимизма в становлении современных религий.

Данная концепция играет важнейшую роль во многих «примитивных» духовных практиках, таких как шаманизм. Следует понимать, что анимизм является корнем большинства современных религий. Христианство не является исключением, так как понятие наличия бессмертной души, которая в свою очередь направляется высшей силой, занимает центральное место в самой концепции верований.

Большинство «истинных» анимистов предполагают наличие души во всех природных объектах. К примеру, горы или реки, содержат в себе души различных божеств. Эти верования находят отражение во многих древних легендах, где различные стихии или природные явления трактовались как изъявления воли богов.

Многие анимистические верования включают в себя идею, что душа не привязана к телу. В соответствии с этими убеждениями предполагается возможность переселения души или в том или ином виде. Некоторые шаманы утверждают, что во время ритуальных их дух покидает физическое тело и путешествует в другие места.

В культурах, которые практикуют анимизм, существует огромное количество праздников и торжеств посвященных удовлетворению воли духов. Лучшим примером могут послужить различные языческие праздники наших предков.

Анимизм представляет собой совокупность верований, характерную для племенных сообществ. Анимизм включает в себя веру в духов , одушевление явлений живой и неживой природы.

В науку термин анимизм (от латинских слов anima — душа и animus — дух) ввел немецкий ученый Г . Шталь в начале восемнадцатого века. Дальнейшее научное развитие идеи анимизма связано с именем английского этнолога и культуролога Э.Тэйлора (вторая половина девятнадцатого века). Он понимал под анимизмом некую начальную стадию развития религии , характерную для первобытных обществ. Одним из ключевых взглядов Тэйлора была идея о том, что все современные религии мира — от примитивных до самых высокоразвитых — имеют в качестве своего источника анимистические воззрения .

В качестве научной доктрины анимизм просуществовал недолго, так как был быстро развенчан научным сообществом как несостоятельный. Основным аргументом, направленным против анимизма, была узость его взглядов — ведь как показывают исследования, ни одна из религий мира, даже самая примитивная, не исчерпывается верой в души и духов. Поэтому в современной науке под анимизмом понимают верования первобытных народов, которые до сих пор имеют место в различных местах земного шара.

Например, на территории России есть множество малых народов, которые придерживаются анимистических воззрений — это нанайцы, негидальцы, орочи, тофалары, удегейцы, ульчи, хакасы, ханты, шорцы, эвенки и др. Как видно из перечня, большинство их населяют север европейской части России, Сибирь и Дальний Восток.

Анимизм является достаточно стройной системой , которая включает ряд основополагающих идей. Анимисты считают, что жизнь человека продолжается и после физической смерти , а наряду с физическим миром существует и потусторонний . Души после смерти могут отправляться в загробный мир , либо активно действовать в физическом мире, например, вселяясь в людей , животных, предметы. С этим связано такое явление как одержимость . Если дух вселяется в какой-либо предмет (фетиш ), то данный предмет становится сакральным, магическим .

Многочисленные ритуалы анимистов направлены на задабривание духов , ведь в противном случае те могут всячески навредить как отдельному человеку, так и всему племени. Одна из ключевых идей анимизма — это возможность перевоплощения , согласно которой душа, покинув тело, может воплотиться в родившемся ребёнке или животном. Система верований, касающаяся связи людей и животных , называется тотемизмом . Согласно ей, человек может иметь дух-тотем , воплощённый в определённом животном. Этот дух всячески помогает человеку, спасает его от невзгод.

Важно отметить, что многие взгляды, характерные для анимизма, получили широкое распространение в различных эзотерических теориях , существующих в современном мире. Действительно, не только мировые религии, но и различные практики признают существование духов , возможность общения с ними , а также их влияния на материальный мир. Ключевым постулатом является деление мира на физический и духовный , который, наряду с первобытным анимизмом, признаётся практически всеми эзотерическими школами (понятие астрала, информационного поля и т.д.).

Изучение анимистических воззрений позволяет лучше понять современные эзотерические практики , увидеть их истоки и механизмы . Одной из особенностей анимизма является его широкое распространение среди племён, разбросанных по всему земному шару и не имеющих контактов друг с другом. При этом их системы верований крайне схожи , что, разумеется, не является случайностью. На основе этого некоторые исследователи делают вывод, что распространение анимизма связано с тем, что его видение окружающего мира является истинным и объективным , независимо от конкретного места происхождения практик.

Из самых далеких архаичных глубин, когда люди только начали познавать мироздание, возник анимизм, как ранняя форма религии. Природа живая и все содержат дух или душу: предмет, камень, животное, человек. Так полагали древние люди во всех уголках планеты Земля.

Анимизм - что это?

Английский этнограф Э. Тайлер предполагал, что все существующие на сегодняшний день религии вышли из анимистических воззрений человека. В переводе с латинского анимизм это - «анима», «анимус» - душа или дух. Вера в одухотворенное начало или сверхъестественного двойника у всего живого и неживого в природе. Душа и дух - субстанции, не видимые человеческому глазу, и если душа связана с материальной субстанцией в которой находится, то дух - это самостоятельная энергия, свободная в своем пребывании где и когда угодно.

Когда и почему возник анимизм?

Когда возник анимизм - историкам сложно отследить данный процесс, но с большей вероятностью это произошло на переходной стадии развития неандертальцев в человека разумного, около 40 тыс. лет назад. Ранними предшественниками анимизма являлись магия, аниматизм и тотемизм. Люди мало знали о природе, и не могли объяснить многие явления существовавшие в ней, поэтому все наделяли и верили в родство с тотемным животным своей общины.

Анимизм, пришедший на смену тотемизму, основывался на многовековом опыте наблюдения:

  • сновидений (дух путешествует по мирам);
  • за состоянием во время ритуального применения психотропных растений;
  • погребальных обрядов (душа ушла из тела).

Анимизм в философии

Философские школы, возникшие в Древней Греции, были разнонаправленными по мышлению, пропагандируемым ценностям и учениям. Школа анимизма, возглавляемая математиком и философом Пифагором, проповедовала учение, направленное на бережное взаимодействие с природой, в которой куда не коснись - повсюду запечатлен дух. Анимизм в философии - это знание о бессмертности души любого существа: будь то растение, животное или человек. Все содержит души одного порядка из огня и воздуха, и в последующих воплощениях душа неизменно следует за новым данным ей телом.


Анимизм в психологии

Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии - это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет . Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:

  1. Оценивание детьми неживых объектов как одушевленных.
  2. Движущийся предмет усиливает анимистическое представление ребенка, тогда как лежащий может восприниматься как неживой.
  3. Пик анимистического мышления приходится на 5 лет (угасание к 7-летнему возрасту).

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм - это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Анимизм в современном мире

В разных уголках Земли сохранились племена, которые остались приверженцами анимизма – это малочисленные народы, с древним укладом жизни. На Севере и в Сибири это - эвенки, ханты, нанайцы, удегейцы. Современный анимизм основывается на пережитках древних верований:

  • традиции и обряды почитания и поминовения предков;
  • задабривание Домового (сущность дома);
  • шаманские техники по возвращению души в тело (при заболеваниях психического толка).

Анимизм - интересные факты

Анимизм - вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор - первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.
Загрузка...