Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Пасхальное Богослужение — аудио. Текст. Пасхальное богослужение: «Миру спасение

На Пасху вечером, т.е. накануне Светлого понедельника совершается первый раз году вечерня пасхальным чином. Хотя в целом вечерня, совершаемая в дни Светлой седмицы, имеет один и тот же чин, вечерня в день Пасхи занимает исключительное положение и имеет несколько индивидуальных особенностей:

1) Перед служением этой вечерни настоятель облачается во все свои одежды (тогда как в следующие дни он служит вечерню только в епитрахили и фелони).

2) На этой вечерне читается Евангелие.

3) Обычно в приходской практике эта вечерня служится отдельно, без присоединения к ней последующей утрени.

Рассмотрим теперь последование вечерни пасхальным чином.

«Благословенно Бог наш…» .

Пасхальное начало (по тому же чину, что на утрене и литургии; священник здесь совершает каждение алтаря, иконостаса и верующих с амвона).

Мирная ектения.

«Господи воззвах…» . По Уставу следует петь псалмы полностью, но в приходской практике обычно поют два начальных стиха, а затем сразу стихиры на 6.

Стихиры воскресные рядового гласа на 6. «Слава»: 7-я воскресная стихира, «И ныне»: догматик гласа (все тексты имеются в Триоди).

Совершается вход с кадилом (в Неделю Пасхи вечером – вход с Евангелием).

«Свете тихий…» .

Великий прокимен (каждый день седмицы поется особый великий прокимен).

В Неделю Пасхи вечером после прокимена сразу же читается Евангелие (перед которым диакон возглашает «И о сподобитися нам…» и т.д.). В другие дни седмицы евангелия нет, сразу же произносится

Сугубая ектения, «Сподоби, Господи…» , просительная ектения с молитвой главопреклонения.

Стихиры на стиховне: 1-я воскресная стихира гласа и стихиры Пасхи со стихами.

3 раза (вместе с заключительной фразой последней стихиры будет 4 раза).

И сразу переход на отпуст (так же, как на утрене):

Диакон : «Премудрость»

Хор : «Благослови».

Священник : «Сый благословен Христос, Бог наш…».

Хор : «Аминь. Утверди, Боже…».

Духовенство : «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» (тропарь до половины)

Хор : «И сущим во гробех живот даровав» .

Настоятель говорит краткий праздничный отпуст (держа в руке Крест с трисвечником): «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» .

Настоятель : Христос воскресе ! Народ: Воистину воскресе ! 3 раза

Хор : «Христос воскресе из мертвых…» «конечное» (трижды ). «И нам дарова живот вечный…» .

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Пасха и светлая седмица. История праздника

История праздника.. идейное содержание пасхальных песнопений..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Богослужение в Неделю Пасхи
Пасхальное богослужение – уникальное и самое торжественное в Православной Церкви. Это и понятно, ведь раз Пасха – «праздников праздник», по степени важности превосходящий двунадесятые праздники, то

Общие особенности богослужений пасхальным чином
Службы пасхальным чином имеют уникальные, только им присущие особенности. Причем лишь меньшая часть этих особенностей имеет основание в Уставе, тогда как большинство – порождение богослужебной прак

Крестный ход
Перед началом утрени в ночь Святой Пасхи совершается крестный ход. Сразу отметим, что относительно времени начала крестного хода существуют две практики. Или крестный ход начинается ровно в полночь

Последование пасхальной утрени
Пасхальная утреня – самая короткая и самая торжественная утреня в году. Эта утреня начинается сразу после крестного хода, причем начало совершается на паперти, и только после так называемого «пасха

Пасхальные часы
Пасхальный час - краткое богослужение, которое на Пасху и во все дни Светлой седмицы совершается не только вместо каждого часа, но и вместо повечерия, полунощницы, утренних и вечерних молитв. Все м

Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови»
Священник (с амвона): «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко

Литургия
Литургия среди пасхальных богослужений в наименьшей степени претерпела изменения по сравнению с «обычным» чином. Проще говоря, на Пасху и в дни Светлой седмицы литургия совершается почти так же, ка

Общие и частные особенности служб Светлой седмицы
Сначала перечислим общие особенности всех дней Светлой седмицы, а потом – частные особенности отдельных дней. 1) Каждый день имеет свой глас воскресных песнопений Октоиха (стихиры на «Госп

Чин Крестного хода на Светлой седмице и в период от Антипасхи до отдания Пасхи
На практике крестный ход пасхальным чином совершается в следующие дни: - во всю Светлую седмицу; - воскресные дни (от Антипасхи до Недели о слепом); - Преполовение Пятиде

Общая характеристика воскресных дней периода Цветной Триоди
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению более узкого периода от Антипасхи до отдания Пасхи, сделаем обзор воскресных дней периода Цветной Триоди. Прежде всего, обратим внимание, что для Цветной Триод

Общие особенности богослужений периода от антипасхи до отдания пасхи
Период от Антипасхи до отдания Пасхи охватывает 32 дня. В это время богослужения совершаются по чину, близкому к служению в период попразднства двунадесятых праздников. Вместе с тем богослужение им

Пасхальные песнопения и особенности в последовании
Отличительной чертой периода от Антипасхи до отдания Пасхи является употребление некоторых пасхальных и воскресных молитвословий в седмичные дни. Кроме того, некоторые изменения происходят в послед

Особенности богослужений в седмичные дни от антипасхи до отдания пасхи
Период от Антипасхи до отдания Пасхи занимает особое место в годичном круге богослужения и является уникальным во многих отношениях. В седмичные дни служба совершается по чину, во многом сходному с

Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака
Служение одному святому без знака – наиболее распространенный случай в период пения Цветной Триоди. В Месяцеслове Типикона в апреле и мае (т.е. в те месяцы, на которые приходится данный период)

Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого
Службы, имеющие знак «на 6», в апреле и мае встречаются достаточно редко - всего 5 случаев, из которых один Господский праздник (7 мая) и 4 памяти святых (27 апреля, 2, 15, 24 мая). Сразу скажем, ч

Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых
Сразу отметим, что когда мы говорим о службе двум святым, то подразумеваем вседневную службу двум святым. В Типиконе представлен только один случай возможного соединения службы великому святому со

Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого
В апреле и мае мы имеем 6 полиелейных праздников: 25 и 30 апреля, 9, 10, 21 и 25 мая. Данный случай близко варианту празднования полиелейному святому в периоды попразднства двунадесятых праздников.

Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого
На данный период приходится три уставных бденных праздника – великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и святых равноапостольных Мефодия и Кири

Особенности богослужения в субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю по Пасхе
В субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю по Пасхе богослужение имеет ряд индивидуальных особенностей, связанных с двумя факторами. Во-первых, в эти субботы совершается отдание гласа, причем удельный вес воскр

Особенности в случае вседневной службы в субботу
В этой рубрике мы объединили три возможных варианта: службы одному святому без знака, шестеричному святому и двум святым. Для всех указанных случаев в субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю или 5-ю по Пасхе характе

Особенности в случае праздничной службы в субботу
В этой рубрике объединены два случая: службы святым бденным и полиелейным. Какие индивидуальные черты имеет праздничная служба в одну из указанных суббот и в чем ее отличие от праздничной службы в

Антипасха
2-я Неделя по Пасхе имеет несколько наименований в Уставе: Антипасха, Неделя Фомина (также Неделя о Фоме), Новая неделя. Термин «Антипасха» в данном контексте можно перевести «вместо Пасхи», так ка


Праздник Антипасхи занимает особое место в годичном круге богослужения. С одной стороны, по своему уставу он максимально близок к двунадесятым праздникам, имеет немало особенностей, присущих именно

Сходство Антипасхи с двунадесятыми Господскими праздниками
1. Отмена воскресной службы Октоиха. Действительно, почти все воскресные песнопения отменяются, все изменяемые песнопения поются как на двунадесятый праздник. Это – самый важный признак, сбл

Отличия Антипасхи от двунадесятых Господских праздников
Этот аспект представим в виде таблицы, в левой колонке которой будут сами отличительные признаки, а в правой – комментарии, имеющие цель показать, что отсутствие того или иного элемента, характерно

Попразднство Антипасхи. радоница
Попразднство Антипасхи длится 6 дней и богослужение совершается в целом по тому чину, который рассмотрен нами в §1 данной главы. Единственная достойная внимания уставная индивидуал

Панихида на Радоницу в СПбПДА
В этом варианте схема панихиды сохраняется, в нее вставляется минимум пасхальных песнопений: «Христос воскресе из мертвых…», ирмосы Пасхи, кондак «Аще и во гроб…» «Благословен Бог наш…».

Панихида на Радоницу в МДА
В московском варианте, который заимствован нами из книги архимандрита Иоанна (Маслова), за основу берется сокращенное последование пасхальной утрени, в которое в свою очередь вставляются заупокойны

Особенности богослужения в воскресный день
Неделя жен мироносиц открывает собой последовательность 4-х воскресных дней, которые в узком смысле можно назвать «попразднством Святой Пасхи», ибо именно в Недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе на б

Особенности пения тропарей на 3-й седмице по Пасхе
3-я седмица по Пасхе (попразднство Недели жен мироносиц) отличается особым уставом пения и чтения тропарей на службах суточного круга (других индивидуальных особенностей она не имеет и служба в цел

Неделя о расслабленном
В этот день воспоминается чудо исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного при купальне Вифезда, описанное в Ин. 5:1–15 (этот евангельский фрагмент читается на литургии). Почему это евангельс

Идейный смысл богослужения
В Неделю о расслабленном Церковь в первую очередь продолжает славить Воскресение Христово. Интересно, что подавляющее большинство песнопений богослужения данного дня связан с темой Воскресения и ли

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о расслабленном
Соединяются три вида песнопений: воскресные 3-го гласа, пасхальные и праздника Триоди. Служба совершается по той же схеме, что и в Неделю жен мироносиц, разве что настоящий праздник Триоди имеет ме

Преполовение Пятидесятницы
Удивительный во многих отношениях праздник приходится на среду 4-й седмицы по Пасхе. Его название в первую очередь указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й сед

Особенности богослужения в среду 4-й седмицы по Пасхе
Преполовение Пятидесятницы в богослужебном отношении – уникальный праздник. По сути, это - недвунадесятый Господский праздник без литии и полиелея, но по многим особенностям он близок праздникам дв

Попразднство и отдание Преполовения
Преполовение Пятидесятницы среди недвунадесятых праздников Триоди имеет самый длительный период попразднства – 7 дней. В принципе, попразднство Преполовения в уставном отношении во многом сходно с

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о самаряныне
Неделя о самаряныне стоит особняком среди недель попразднства Святой Пасхи, так как она попадает в попразднство Преполовения, в результате чего соединяются 4 вида песнопений: воскресные 4-го гласа,

Отдание Пасхи
В среду 6-й седмицы по Пасхе совершается отдание праздника Пасхи. Пасха как самый важный праздник в церковном году имеет наибольший период празднования – 39 дней, из которых первые 7 дней празднует

Богослужебные особенности праздника
Все богослужения на практике совершаются в ризах белого цвета. Служба совершается по чину двунадесятого Господского праздника, разве что можно отметить следующие особенности (наиболее значимые выде

Попразднство Вознесения Господня
Вознесение Господне имеет максимальный для двунадесятых праздников период попразднства – 8 дней. Начинается попразднство в пятницу 6-й седмицы по Пасхе, отдание совершается в пятницу 7-й седмицы (н

Неделя 7-я по Пасхе
В неделю 7-ю по Пасхе совершается память отцов I Вселенского собора. Устав данного дня предусматривает соединение 3-х служб: воскресной 6-го гласа, попразднства Вознесения Господня и святых отцов.

Служба Троицкой субботы
Пятидесятница не имеет предпразднства, но накануне совершается заупокойная служба по тому же чину, как и в субботу Мясопустную. Троицкая суббота – вторая суббота, именуемая «вселенской родительской

Пятидесятница
В неделю 8-ю по Пасхе Церковь празднует последний подвижный двунадесятый праздник – Пятидесятницу или День Святой Троицы (другое название праздника). Таким образом, завершается большой семинедельны

Особенности богослужения в сам праздник
В целом богослужение совершается по схеме двунадесятого Господского праздника, причем воскресные песнопения, как это свойственно только Господским праздникам, опускаются совершенно (так что для удо

Попразднство Пятидесятницы. День святого духа
Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней и 1-й день этого попразднства имеет собственное название – День Святого Духа или Понедельник Святого Духа. Служба этого дня аналогична службе в праздник Соб

Великая вечерня в Неделю Пятидесятницы
Среди богослужений подвижного круга много служб уникальных, имеющих такие богослужебные особенности, которые встречаются или крайне редко, или вообще раз в году. Последним таким уникальным богослуж

Особенности малого повечерия, полунощницы, утрени и литургии в понедельник святого духа
На всех этих службах употребляются песнопения самой Пятидесятницы, хотя есть и несколько отдельных молитвословий. Мы подробно остановимся лишь на отличиях от службы праздника, а совпадающие фрагмен

Другие дни Попразднства Пятидесятницы
Попразднство Пятидесятницы (вместе с Днем Святого Духа) длится 6 дней и отдание праздника совершается в субботу по Пятидесятнице. Служба совершается по общему чину богослужения в попразднство, разв

Неделя всех святых
Первый воскресный день после праздника Пятидесятницы посвящен памяти всех святых. Символический смысл выбора именно такого воспоминания для данного дня очевиден. В Пятидесятницу мы праздновали день

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших
В 1-ю неделю поста святых апостолов (она же 2-я неделя по Пятидесятнице) Русская Церковь, подобно тому как она в прошлое воскресенье прославляла вместе с другими Поместными Церквами память всех свя

Последование артоса, в день Святыя Пасхи:

По отпусте Божественныя Литургии, вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос царскими враты, аще во олтаре будет. [В неких же обителех на аналогии, во храме на сие устроенном, купно со образом Воскресения Господня поставляется, и ко анафоре идуще целуют первее праздник, таже артос.]

И диакон вземлет его из места, с панагиаром, и в руках несет, предыдущей лампаде, или двема. Настоятель же и братия вся по чину своему исходят со артосом, [сиесть хлебом, просфорою всецелою на се со Крестом на ней изображенным уготованною] из церкве в трапезу, вместо псалма, Вознесу Тя Боже мой: Христос воскресе: поюще. Параекклисиарху же, и прочей братии во вся звоны ударяющим.

И вшедше в трапезу поставляют праздник и артос на местех их. И глаголет настоятель: Христос воскресе: трижды. И Отче наш: Слава и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Христе Боже, благослови ястие: И прочее. Мы же: Аминь. Седаем кийждо на месте своем, со всяким безмолвием и благоговеинством. И бывает утешение велие на вся. И чтение по обычаю. По обычной трапезе востающе братия, поставляют артос на трапезе, поюще: Христос воскресе: трижды. И Господи помилуй, трижды. Благослови. Таже келарь прием обычное прощение от настоятеля и братии: Благословите мя отцы святии, и простите мя грешнаго. Мы же речем: Бог да простит и благословит. Таже снем камилавхий, возгласит, вместо, Велико имя Святыя Троицы: Христос воскресе, единожды. Нам же отвещающим: Воистинну воскресе: Тойжде назнаменав крестообразно артосом, глаголет: Покланяемся Его тридневному воскресению: полагает и на панагиаре. Потом приносит келарь артос с панагиаром к настоятелю, и целует артос и вся по нем братия, поюще песнь 9-ю. Ирмос: Светися светися: И прочая, оба тропаря тоя песни. И паки ирмос: Светися, светися: По целовании же просфоры от всех, возвратився келарь, поставляет ю пред настоятелем, и речет стих: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. И мы: Аминь. И поем: Христос воскресе: трижды. Слава: ипакои глаголем: Предварившия утро: И ныне: кондак: Аще и во гроб: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Благословен Бог милуяй, и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Таже настоятель: Бог да простит и помилует послуживших нам. И абие исходит из трапезы в церковь, и братия вся по чину своему, предыдущу иерею со иконою Воскресения Христова, и диакону со артосом, и клириком поющим: Христос воскресе: Тогда параекклисиарх и прочая братия ударяют во вся звоны. Вшедшу же настоятелю и братии в церковь, иерей и диакон поставляют на своих им местех икону и артос: мы же поем: И нам дарова живот вечный: И идем в келлии своя.

Сице же возследуется целование о просфоре, яже есть артос, чрез всю седмицу святыя Светлыя Недели, даже до субботы.

Подобает ведати, яко аще случится брату коему отыти ко Господу в сию святую седмицу Пасхи: и о сем зри всего последования сих дней о усопших в Требнике.

Д орогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

П еред Вами аудиозапись Пасхального Богослужения, записанная в Сретенском монастыре в Пасхальную ночь.

Т ем из Вас, кто не может посетить сию торжественную и благодатную службу, предлагаем приобщиться к молящимся прихожанам Сретенского монастыря:

Ниже приведен весь текст Пасхальной службы

СВЕТЛАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ

О часе утреннем параекклисиарх, взем благословение у настоятеля, исходит и ударяет в великое, и клеплет довольно. И, вшед во храм, вжигает свещи вся и кандила: устрояет же сосуды два со углием горящим и влагает в них фимиама много благовоннаго, и поставляет един сосуд среди церкве, другий же во святом алтаре, яко да исполнится церковь вся благовония. Таже настоятель, вшед во святый алтарь со иереи и диаконы, облачатся в весь светлейший сан. И раздает свещи братии, и вземлет Честный Крест: кадило же вземлет диакон: иерей же святое Евангелие, ин иерей образ Воскресения Христова: и ставятся лицем на запад. И затворят врата церковная, яже к западу. Исходит настоятель со иереи в притвор, северными дверьми, предыдущим пред ним диаконом со двема свещами, и оба лика поюще стихиру, глас 6:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Т аже ударяют во вся кампаны и тяжкая, и клеплют довольно. И, вшедше в притвор, станут со Евангелием и со образом, лицем на запад, якоже указася прежде. Таже настоятель вземлет у диакона кадило в правую руку, Крест же в левую и кадит образы и клиросы, и братию по обычаю. Диакону же предносящу пред ним свещу горящу. Братия же вси стоят держаще свещи своя, со вниманием молящеся в себе, и благодаряще нас ради пострадавшаго и воскресшаго Христа Бога нашего. По скончании же каждения, приходит настоятель пред великия врата церкве и покадит диакона, предстояшаго ему со свещею. Тогда взем кадило диакон от руку настоятеля, и покадит самого настоятеля. И паки восприим настоятель кадило, став пред церковными дверьми, зря на восток, и назнаменает великия врата церкве, (затвореная суща), кадилом крестообразно, трижды, держа в левой руце Честный Крест, и светильником стоящим со обою страну.

И велегласно возгласит:

Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице: всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И нам отвещающим: Аминь.

Н ачинает настоятель, с прочими служители, велегласно настоящий тропарь, во глас 5:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

И мы тойжде поем подобне, со сладкопением. Поется же сей тропарь трижды от настоятеля, и трижды от нас.

Т аже настоятель глаголет стихи:

Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его.

И на кийждо стих мы поем тропарь : Христос воскресе: весь по единожды.

В торый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе: единожды.

Т ретий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Христос воскресе: единожды.

Ч етвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Христос воскресе: единожды.

Слава: Христос воскресе: единожды.

И ныне: Христос воскресе: единожды.

Т аже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И отверзает врата.

Входит настоятель с Честным Крестом, предыдущим ему со двема лампадами, и братиям поющим: И сущим во гробех живот даровав. Таже ударяют во вся кампаны и клеплют довольно, три звоны.

Вшед же настоятель со иереи во святый алтарь. И диакон глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава:

И начинает предстоятель канон, творение господина Иоанна Дамаскина. Глас 1. Ирмос: Воскресения день: Ирмосы на 4: и тропари на 12, с припевы: Христос воскресе из мертвых. И паки последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе катавасиа, ирмос тойже: Воскресения день: И по нем Xристос воскресе: весь трижды. Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель, десной или левой стране случившейся начати. И кадит в начале канона святыя иконы и оба лики, и братию по чину. И по коейждо песни бывает ектениа малая вне олтаря, якоже рехом, во святый сей день. Возглас внутрь олтаря от иереа. По 1-й песни поет десная страна. По 3-й же поет левая. Сице поем и по прочих песнех.

КАНОН, Глас 1

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышим, победную поюще.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

Таже ектениа, и возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 3

Ирмос : Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается.

Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера. Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Таже ектениа, и возглас: Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Ипакои, глас 4:

П редварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

И чтение в Григории Богослове, егоже начало: На стражи моей стану:
По чтении же паки вжигают свещи братия.

Песнь 4.

Ирмос: На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

Ектениа, и возглас: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 5

Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко жениху, и спразднуем любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Ектениа, и возглас: Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 6

Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привел Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Ектениа, и возглас: Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Таже кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Икос: Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. [Трижды.]

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. [Трижды.]

Песнь 7

Ирмос: Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже, яко мертва, со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечнаго, начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Яко воистинну священная и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Ектениа, и возглас: Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославленна, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 8

Ирмос: Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.

Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки.

Троичен: Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во Ипостасех Естество, Пресущественне и Пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.

Таже ектениа, и возглас: Яко благословися имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Припевы на 9-й песни

Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца.

И ирмос: Светися: И вторый лик поет тойже припев и ирмос. Таже первый лик поет вторый припев:

Величит душа моя волею страдавша и погребена, и воскресшаго тридневно от гроба.

И ирмос: Светися: И вторый лик поет тойже припев, и ирмос. Таже первый лик поет третий припев:

Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

И стих. И вторый лик поет тойже припев и стих. Таже первый лик поет четвертый припев:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дева, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

И стих. И вторый лик поет тойже припев и стих.

И прочих осмь припевов припевают по единожды ко стихом:

Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый яко от Иуды лев.

Магдалина Мариа притече ко гробу и, Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше.

Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе.

Христос воскресе, смерть поправый и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

Днесь всяка тварь веселится и радуется: яко Христос воскресе и ад пленися.

Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя.

Величит душа моя Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу.

Радуйся, Дево, радуйся, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная: Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба.

Последи же первый лик поет паки первый припев и ирмос.

Таже оба лика, сошедшеся вкупе, поют ирмос и тропарь: Христос воскресе: трижды.

Песнь 9

Ирмос: С ветися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Егоже, вернии, утверждение надежди имуще, радуемся.

О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего.

Ектениа, и возглас: Яко Тя хвалят вся силы небесныя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Тебе славу возсылают, ныне и присно, и во веки веков.

Ексапостиларий

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. [Трижды.]

На хвалитех, Всякое дыхание: на глас 1. Поставим стихи 4, и поем стихиры воскресны, глас 1:

Стих: Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

Поем Твою, Христе, спасительную страсть и славим Твое Воскресение.

Стих: Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

Крест претерпевый и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко Един Всесилен.

Стих: Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

Ада пленивый и человека воскресивый Воскресением Твоим, Христе, сподоби ны чистым сердцем Тебе пети и славити.

Стих: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания, всякое дыхание да хвалит Господа.

Боголепное Твое снизхождение славяще, поем Тя, Христе: родился еси от Девы и неразлучен был еси от Отца: пострадал еси яко человек и волею претерпел еси Крест, воскресл еси от гроба, яко от чертога произшед, да спасеши мир, Господи, слава Тебе.

Стихиры Пасхи. Глас 5

Стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха, двери райския нам отверзающая: Пасха, всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения, жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Слава, и ныне, глас 5:

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Таже Христос воскресе: трижды. И поем сие многажды, дондеже целуют братия друг друга.

Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

А ще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый, плени ада, Сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле: огорчися, ибо упразднися: огорчися, ибо поруган бысть: огорчися, ибо умертвися: огорчися, ибо низложися: огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися: прият землю, и срете небо: прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

Таже глаголется тропарь святаго. Глас 8:

У ст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиреномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Посем диакон глаголет ектении: Помилуй нас, Боже: и Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.

И по возгласе, диакон: Премудрость. Мы же: Благослови. Настоятель: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Утверди, Боже: Посем настоятель, держа Крест, вместо: Слава Тебе, Христе Боже: поет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И мы поем: И сущим во гробех живот даровав. И абие настоятель глаголет отпуст: Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый: истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Таже, Крест возвышая, глаголет: Христос воскресе. Трижды. Мы же отвещаем: Воистину воскресе. Трижды. Таже поем конечное: Христос воскресе: трижды, весь тропарь. И по нем пением кончим: И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению. Посем многолетны, и целуем Честный Крест, держимый в руку настоятеля.

О часех Святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы.

Подобает ведати, яко от сего дне святыя и великия Недели Пасхи даже до субботы, часы сице поются.

Наченшу иерею: Благословен Бог наш: Лик: Аминь. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. трижды.

Таже глаголем трижды:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Таже ипакои, глас 4, единощи:

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть: яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Таже кондак, глас 8, единощи:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Таже и сей тропарь единощи:

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.

Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне, Богородичен:

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся. Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Таже Господи, помилуй, 40. Слава, и ныне: Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец наших: Мы же речем: Аминь. И паки глаголем подобне: Христос воскресе: трижды. Слава, и ныне: Господи, помилуй. Трижды. Благослови. И отпуст перваго часа.

Последование Литургии, бывает порану.

Наченшу диакону: Благослови владыко. Настоятелю же возгласившу: Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Настоятель поет с прочими служители во святом олтаре: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Трижды. И лики тойжде, трижды.

Настоятель глаголет припевы: 1-й. Да воскреснет Бог: Лик: Христос воскресе: единожды. 2-й. Яко исчезает дым: Христос воскресе: единожды. 3-й. Тако да погибнут грешницы: Христос воскресе: единожды. 4-й. Сей день: Христос воскресе: единожды. Слава: Христос воскресе: единожды. И ныне: Христос воскресе: единожды. Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Мы же: И сущим во гробех живот даровав.

Посем глаголет диакон ектению великую.

По ектении же и по возгласе

Антифон 1, псалом 65, глас 2.

Стих 1: Воскликните Господеви вся земля. Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

И другий лик тойжде стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 2: Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Купно оба лика вышшим гласом: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Таже, ектениа малая.

Антифон вторый, псалом 66, глас тойже.

Стих 1: Боже ущедри ны и благослови ны. Припев: Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа. единожды.

Другая страна, тойже стих: Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 2: Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 3: Да исповедятся Тебе людие Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Спаси ны Сыне Божий:

Слава, и ныне: вкупе два лика: Единородный Сыне:

Таже, ектениа.

Антифон 3-й, псалом 67, глас 5.

Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Тропарь: Христос воскресе из мертвых:

Другая страна, той же стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Христос воскресе:

Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе:

Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом. Христос воскресе:

И бывает вход. И возглашает диакон, аще есть, аще же ни, иерей: Премудрость, прости. Мы же входное: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. И поем тропарь: Христос воскресе: ипакои: Предварившия утро: Слава, и ныне: кондак: Аще и во гроб снизшел еси:

Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: аллилуиа.

Подобает ведати, яко сие начало Литургии, и антифоны, и Елицы во Христа крестистеся: поем во всю седмицу Светлую, даже до Недели новыя: такожде и причастный.

Прокимен, глас 8: Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Апостол, Деяний чтение, зачало 1. [Деян. 1, 1 – 8.]

Первое убо слово сотворих о всех, о, Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
Даже до дне, в оньже, заповедав Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся: До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о Царствии Божии: Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
С нимиже и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево? Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти: Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Аллилуиа, глас 4: Ты воскрес ущедриши Сиона. Стих: Господь с Небесе на землю призре.

Евангелие от Иоанна, зачало 1. [Ин. 1, 1 – 17.]

В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Сей бе искони к Богу: Оно было в начале у Бога.
Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. Все чрез Него на’чало быть, и без Него ничто не на’чало быть, что на’чало быть.
В Том живот бе, и живот бе свет человеком: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тме светится, и тма его не объят. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Сей прииде во свидетелство, да свидетелствует о Свете, да вси веру имут ему. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Не бе той свет, но да свидетелствует о Свете: Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна: В мире был, и мир чрез Него на’чал быть, и мир Его не познал.
Во своя прииде, и свои Его не прияша. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Иоанн свидетелствует о Нем и воззва глагола: Сей бе, Егоже рех, Иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать воз благодать: И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
Яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Времене же приспевшу чтения святаго Евангелиа, начальный диакон, хотяй Евангелие чести, глаголет: Благослови владыко благовестителя: Таже настоятель глаголет: Бог молитвами святаго славнаго: и прочая, якоже указася в литургиарии. И исходит диакон, и на обычном месте прямо царских врат, на восток лицем станет, настоятелю прежде возгласившу пред престолом: Премудрость прости услышим святаго Евангелиа. Тожде и вси иереи, елицы суть служащии, по сих же и диакони глаголют, на различных местех ставше, от святаго престола, и до западных врат церковных, един по единому. Посреди же всех стоит архидиакон, и чтут вси по настоятели, един по единому по статиям, якоже настоятель расположит. И предначинает настоятель: От Иоанна святаго Евангелиа чтение. Прочии тожде. Настоятель: Вонмем. Прочии тожде. Настоятель стоя пред престолом на восток лицем, чтет: В начале бе Слово: и прочая. Прочии тожде. И на всяком возгласе, или статии Евангелиа, ударяют в церкви по единощи в кандию. Параекклисиарх же вне церкве в великое било, и в великий кампан: на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны, и в великое било, и бывает по чину Божественная Литургиа Златоустаго.

Вместо же Достойно: поем:

Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

Таже ирмос: Светися, светися новый Иерусалиме:

Причастный: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите, аллилуиа. трижды.

Егда же настоятель глаголет: Со страхом Божиим и верою приступите. Мы вместо, Благословен грядый во имя Господне: поем: Христос воскресе: единожды. Настоятель глаголет: Спаси Боже люди Твоя: И мы: Христос воскресе: единожды. Егда же изглаголет иерей: Всегда ныне и присно: И мы: Христос воскресе: единожды. Посем ектениа. Вместо же, Буди имя Господне: и вместо псалма, Благословлю Господа: поем: Христос воскресе: дванадесять, и множае: дондеже анафора от игумена раздастся. Таже настоятель, Благословение Господне на вас: Лик: Аминь. Посем настоятель вместо, Слава Тебе Христе Боже: поет: Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ. И лик: И сущим во гробех живот даровав. Посем настоятель глаголет отпуст со Крестом по обычаю, якоже указася на Утрени .

Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

“Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи”.

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы “Волною морскою…” По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как “праздников праздник”, и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано “мы”, ведь лик - это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи “Да воскреснет Бог…” и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле - пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю “Христос воскресе из мертвых”. Кроме того, наше богослужение - певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение “поскору” или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится “со сладкопением…” В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: “Петь ирмосы на четыре (антифонно - 1 лик и 2 лик), а тропари - на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)”. Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) - это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни - ипакои Пасхи, а по 6 - кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не “воззвашные”, а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи - 1 гласа, на Понедельник - 2 и т.д. Это своеобразный “парад гласов”, но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами “Да воскреснет Бог…” и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование - христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: “Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?” (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать “вместочасием”, потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием “О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы”.

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование - это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон - это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи - Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева “Ангел вопияше…” и ирмоса 9 песни канона “Светися, светися, Новый Иерусалиме…” Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа “Святая Святым” и ответа хора “Един Свят…” поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

“Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите”.

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды - это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: “Христос воскресе!”, на что все отвечают: “Воистину воскресе!”. Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен “Кто бог велий, яко Бог наш…” О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий - пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Загрузка...