Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Откуда пошел праздник день татьяны. Татьянин день: откуда взялся праздник и как принято его отмечать. Как современные студенты отмечают свой праздник

День студента(Татьянин день) отмечают 25 января. В этот день традиционно устраивают народные гуляния, проводят крестный ход, окропляют святой водой зачетные книжки и т.д. Рассказываем, кто такая Татьяна и как принято отмечать праздник.

Олег Богданов

01 Кто такая Татьяна?

Великомученица Татьяна родилась и жила в III веке в Риме. Ее отец был богатым человеком, дал ей хорошие знания по Священному Писанию и многим наукам. Татьяна решила не выходить замуж, а посвятить себя служению богу. В итоге она стала первой среди женщин, которая была удостоена рукоположения и возведена в сан диаконисы.

В это время Римом правил император Александр, но фактически политику выстраивал Ульпиан - яростный гонитель христиан. Татьяну схватили и стали мучить. Ее били по лицу, выкалывали глаза, а на ночь запирали в темнице, где она молилась. Мучители сняли с нее одежды и начали резать тело девушки острыми бритвами.

Потом Татьяну распростерли на земле и стали терзать железными пиками. На третий день ее заставили выйти на арену, куда вывели огромного льва. Но он только облизывал ее руки. В итоге девушке отрубили голову. Позже она была канонизирована как святая великомученица.

Олег Богданов

02 Как Татьяна стала покровительницей студентов?

23 января 1755 года императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении Московского государственного университета.

Церковь, устроенную при университете, освятили в честь великомученицы Татьяны, а в сам праздник там совершались богослужения.

01 Почему День студента не отмечали в СССР?

В советское время храм при историческом здании МГУ(на Моховой улице в Москве) был закрыт. В его помещениях располагался сначала клуб, а с 1958 года по 1994 год - студенческий театр МГУ. В январе 1995 года здание вернули церкви.

Только в 2005 году появился федеральный закон об учреждении 25 января Дня российского студенчества(он же Татьянин день).

А в октябре 2007 года был подписан федеральный закон, согласно которому День российского студенчества стал одной из памятных дат России.

Олег Богданов

01 Как отмечали Татьянин день на Руси?

На Руси Татьянин день считался женским праздником. Этот день именовали Бабий кут. 25 января сельчанки пекли ритуальные ковриги в виде солнца и проводили специальные обряды, которые могли помочь приворожить любимого.

Девушки прятали в жилищах возлюбленных самодельные метелочки из перьев и тряпочек. Если молодой человек находил такую вещь, он сразу влюблялся в красавицу, которая подбросила ему этот амулет.

На Татьянин день в деревнях было принято стирать половики. Девушки надевали лучшую одежду, мыли и чистили половики на реке на виду у всей деревни. Чистые половики потом гордо несли домой. Если парень вызывался помочь красавице донести до дома половики, считалось, что он скоро зашлет сватов.

01 Какие народные приметы связывают с этим праздником?

Считается, что святая великомученица Татьяна помогает школьникам и студентам. Но это происходит только тогда, когда учащийся хотя бы немного готов к предмету.

Татьянин день - это веселый праздник студенчества или день поминовения святых мучениц? Читайте наш материал о святых с именем Татиана.

Сила веры и воли. Приношение святым мученицам, исповедницам и страстотерпицам Татианам

Что объединяет людей, носящих одно имя? По сложившемуся и имеющему определенное основание народному мнению, все тезки имеют что-то общее во внешности, характере, поведении, поэтому, памятуя о свойствах определенного имени, можно многое заранее знать и о человеке, который его носит. В современном мире популярно искать скрытый смысл имен. В основе этого подхода лежит уверенность в том, что человек может управлять собственной судьбой и, например, судьбой своих детей, если будет совершать правильные действия в правильном порядке. Конечно, такое отношение к жизни никак нельзя назвать христианским. Христианин живет в уверенности, что его жизнь находится не во власти стихий, планет, добрых или злых духов, а в руках Божиих.

Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения.

С древности люди старались больше узнать о «своем» святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его.

Татьянин день — святая Татьяна Римская

Интересно, что имя Татиана, Татьяна , несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире сравнительно до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.

Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Говорят, до появления этого литературного произведения имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.

В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, ее смелое признание в любви своему избраннику, то православным важнее линия поведения ее в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан ее ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но благородной дамы, княгини: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность тому, что представляется ей самым важным. Эта черта характера Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью, которой наделены носительницы этого имени. Находят свое применение волевые качества Татьян и на светском поприще. Листая страницы прессы, мы удивимся, как много певиц, актрис и спортсменок в Отечестве нашем носит именно это имя. Но пора обратиться к церковной истории, к тем именам, которые священны для каждого христианина.

Первой по старшинству должно вспомнить . Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь. Открыты двери Свято-Татианинского храма при МГУ, и все студенты знают, что , потому что именно 12 января (по новому стилю 25) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании . Радостно узнавать, что при университетах в самых разных городах России открываются свои храмы, и все они называются во имя святой мученицы Татианы Римской.

Татьянин день — сила веры и воли

Житие святой Татианы исполнено различных чудес, удивляющих и устрашающих, однако, оставляя их в стороне, обратимся к двум главным моментам ее жизни: к ее мученическому свидетельству о вере во Христа и к ее земному подвигу.

Родившись в знатной римской семье тайных христиан, Татиана с детства выбрала тот путь, по которому последовательно шла всю дальнейшую жизнь. Отказавшись от замужества, она отдала все силы церковному служению, была поставлена диаконисой в одном из римских храмов, постилась, молилась, ухаживала за больными, помогала нуждающимся и так служила Богу.

Диакониса Татиана была схвачена и, после долгих мучений, умерщвлена во время правления императора Александра Севера (222–235 годы).

Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую. Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна , дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.

Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей. Знавшие ее люди отмечали в ней «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга». Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: «В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у нее и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чем ее просили».

Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Так она выступила инициатором создания в России «Комитета Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий», который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.

Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургической сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои , ездила в лазарет.

Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.

На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах. Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.

Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы Татьяны (Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы Татьяны (Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.

Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.

(1879-1937), чья память празднуется в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов. В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только «занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла», но и принимает много народу, в том числе «монашескую публику», «имеет хорошие знакомства с высшим духовенством», и, уж совсем фантастическое обвинение, «у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю». Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу именно за «антисоветскую агитацию». Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.

Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.

О ) нам известно гораздо больше. В 2007 году наш сайт опубликовал , посвященную подвигу этой удивительной женщины.

Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи».

Уже в этот момент будущая мученица проявила себя как подлинная Татиана, с самого начала жизни полагающая свой жизненный путь как подвиг помощи другим. Она осознанно выбрала самоотречение, посвятив себя исполнению заповедей Господних.

В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.

За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все больше и больше раздражала карателей и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.

Постановив, что она «имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства», ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, где стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично.

Когда Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку. Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку. «В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно», – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).

В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове – Татиана Николаевна ушла в тюрьму, не успев дописать еще одно письмо.

Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся ее жизнь, стал ее ответ на допросе: «Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них».

Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Татиана Прокопьевна Егорова , мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза. Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.

Татьяну Прокопьевну арестовали как «активную церковницу» в ноябре 1937 года.

Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств. 58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом и произнесла удивительные слова: «Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».

«Тройка» УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.

Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована, приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин ее расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.

Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.

В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.

В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись, Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Там и закончилась ее земная жизнь.

Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.

Святые Татианы, молите Бога о нас!

История праздника «Татьянин день»

Александра Обущак

Согласно преданию в 3 веке н.э. настоятельница христианского храма Татьяна подверглась гонениям за христианскую веру. Когда ее заставили молиться языческому божеству, Татьяна не отказалась от своей веры и молитва ее Иисусу Христосу была столь сильна, что языческое божество упало с пьедестала и разбилось. После многочисленных пыток Татьяну казнили. С 235 года отмечается праздник Татьянин день, а мученица Татьяна причислена к лику святых.

Особое значение праздник принимает в 18 веке, когда 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении Московского университета». Идея создания и проект Университета принадлежат М.В. Ломоносову и И.И. Шувалову, которые понимали, насколько значимым для Российской Империи является создание такого научного учреждения.

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Указ об Университете Елизавете именно 25 января для того, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы 19 века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Излюбленными местами были: Никитский и Тверской бульвары, а также Трубная площадь. Одной из интересных традиций праздника являлись кошачие концерты под окнами редакции газеты «Московские ведомости», поскольку эта газета была основана представителями Московского Университета. Часто студенты в веселом настроении разбивали окна редакции.

Самые богатые студенты и выпускники могли позволить себе отметить этот праздник в одном из самых дорогих ресторанов Москвы - «Эрмитаже». Работники ресторана, зная с каким весельем отмечается этот праздник, заранее убирали дорогую мебель и ковры и заменяли их на более простые вещи.

Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их под домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники Университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

Праздник был такой веселый, что все кто мог присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник Университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: В этот день «выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли и в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. Но годы шли, значение Московского Университета росло, а день основания также чтили и уважали, как и прежде.

В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования

Как известно, первым из этих двух праздников появился день памяти святой мученицы Татьяны. И только в 18 веке к этой дате присоединился еще и «профессиональный» праздник студентов. Но поговорим обо всем по порядку.

Татьянин день — история возникновения праздника

По преданию, святая мученица Татиана жила в 3 веке нашей эры. Девушка родилась в римской семье и воспитывалась в христианской вере, была доброй и заботливой, помогала всем, кто в этом нуждался. В те времена процветало язычество и все, кто придерживался христианства, жестоко преследовались и наказывались властями. Однажды Татьяна была уличена за молитвой, за что немедленно была арестована и приговорена к смертной казни. В ожидании казни девушка продолжала усердно молиться, и Господь услышал ее. Рим постигло сильное землетрясение, при котором погиб правитель города и все его помощники и жрецы. Причем, во время смерти из правителя выскочил бес и с душераздирающими криками убежал.

Все, кто стал свидетелем этой сцены, обвинили во всем Татиану, считая ее ведьмой. Над девушкой учинили страшный самосуд, ее пытали и избивали, но она продолжала лишь молиться и просить Господа вразумить ее обидчиков. И вновь произошло чудо — в одно мгновение все, кто издевался над ней, вдруг упали к ее ногам и обрели веру в Господа. Но и на этом история не закончилась. Власти продолжали ненавидеть Татьяну и попытались казнить ее другим способом — бросив в клетку с тигром. Девушка продолжала упорно молиться, и тигр не тронул ее. Вместо того, чтобы разорвать ее, как добычу, он подошел к Татьяне и стал зализывать ее раны.

В конце концов, власти избавились от девушки, приказав отрубить ей голову. Но до самой смерти Татьяна продолжала верить в Бога, старательно молилась и проповедовала христианство. Именно поэтому она была позже возведена в лик святых и пополнила ряды великомучеников, которые пострадали за веру в Господа. 25 января по новому стилю стал днем святой Татьяны.

День студента (Татьянин день) — история праздника и его традиции

Намного позже, в 18 веке, а именно в 1755 году государственный деятель Иван Шувалов принес на подпись императрице Елизавете Петровне документ об открытии университета, современного МГУ. Так получилось, что это произошло опять же 25 января и это был день именин Татьяны, матери самого Шувалова. Документ был подписан, университет открыт, а российское студенчество получило свой собственный праздник, который пришелся как раз на Татьянин день. С этого момента День основания Московского университета оказался привязан к религиозному празднику, и стало считаться, что Татьяна оказывает покровительство студентам.

Как гласит история праздника Татьянин день, первые годы это мероприятие носило исключительно московский характер. В этот день проводился молебен в церкви при университете, после чего устраивалось небольшое застолье. И только во второй половине 19 века этот праздник становится масштабным. Официальная торжественная часть проходила в университете, после чего объявлялись шумные народные гуляния молодежи. Студенты пели песни, гуляли по улицам. Причем, веселились все, кто имел отношение к студенческой жизни. Даже полиция лояльно относилась к подвыпившим и лишь интересовалась: «Не нуждается ли господин студент в помощи?».

Позже, во времена советской власти церковь при университете закрыли, а масштаб самого праздника резко уменьшился. И лишь в 1995 году храм при МГУ был реконструирован, забытые традиции возвращены, восстановлена история праздника Татьянин день для детей и взрослых. Именно с этого момента День студенчества вновь обрел прежние формы и до сих пор остается самым любимым праздником российской молодежи.

25 января студенты и преподаватели университетов отмечают свой «профессиональный» праздник. Для многих учащихся это повод отпраздновать конец сессии и начало каникул. АиФ.ru рассказывает, когда в России начали отмечать День студента, и как этот праздник связан с Татьяниным днем.

Когда появился День студента?

25 января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета.

День был выбран не случайно. Основатель университета граф И. И. Шувалов приурочил открытие учебного заведения к именинам своей матери Татьяны Ростиславской .

Почему Татьянин день называют Днём студентов?

Именно в этот день, 25 января, православная Церковь вспоминает святую Татиану Римскую. Она приняла мученическую смерть за веру в Христа.

В 1791 году в одном из флигелей главного здания университета на Моховой улице была создана домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая была объявлена покровительницей всего российского студенчества.

Традиции празднования студенческого дня

В 60-70-е годы XIX века Татьянин день превратился в неофициальный студенческий праздник. Сначала его отмечали только в Москве, затем традиция распространилась и в других городах России, где были высшие учебные заведения.

Официальным праздником считалось 12 января. И только указом императора Николая I празднование Дня студентов было перенесено на 25 января — день подписания указа об основании Московского университета.

До революции у праздника были свои традиции и ритуалы. В Татьянин день устраивали гуляния. На улицы выходили преподаватели и профессура, студенты и выпускники высших учебных заведений — юристы, врачи, учителя и другие представители интеллигенции.

Схема празднования была универсальна: обедня, молебен с акафистом святой мученице Татиане, торжественное мероприятие при университете, затем развлечения.

Праздник отмечался достаточно шумно и весело. Полиции не рекомендовалось в этот день арестовывать и даже задерживать выпивших студентов, им наоборот оказывали помощь.

Студенты прогуливались по Большой Никитской и распевали гимн «Gaudeamus igitur». После толпа перемещалась к Тверскому бульвару, в излюбленные кабаки. Еще с семидесятых годов XIX века хозяин «Эрмитажа» француз Оливье отдавал студентам на этот день свой ресторан для празднования. На этом пиру за одним столом могли оказаться бедные студенты и именитые профессора — на один день учёное сообщество забывало про чины и становилось единым братством.

После 1917 года о Татьянином дне забыли на долгие десятилетия, однако в 1990-е годы праздник снова вернулся. Многие традиции, к сожалению, не сохранились.

День студента официально признали только в 2005 году: 25 января президент Владимир Путин подписал указ о дате праздника и присвоении ему высокого статуса общегосударственного.

Традиции празднования Дня студенчества для каждого города, каждого университета или колледжа иногда в значительной степени отличаются. Например, в Волгограде к этому дню открывается выставка работ, выполненных исключительно Татьянами. А в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова ежегодный Татьянин бал открывается танцем со свечами — эта традиция восходит к дореволюционным торжественным шествиям со свечами в Московском университете. На другом конце страны, во Владивостоке ведут Большую книгу студенческих рекордов.

Почему на Татьянин день студенты пьют медовуху?

На Татьянин пили разные горячительные напитки. Дети из богатых семей могли позволить себе вино или шампанское. Для обычных студентов самым доступным напитком была медовуха. 25 января ее выкатывали на улицу прямо в бочках.

Приготовить медовуху на Татьянин день самостоятельно вы можете

Загрузка...