Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Обряды и обычаи на петров день. Что можно и нельзя делать в Петров день? Народные приметы на Петров день

Петров день, который отмечают 12 июля, это обиходное, народное название православного праздника в честь святых апостолов Петра и Павла. Этот церковный праздник совпадает с славянским языческим праздником - Ярилиным днем, - серединой лета, после которого в природе начинается поворот к осени.

День Петра и Павла считался срединой, или как говорили “макушкой” лета. 12 июля заканчивался Петров Пост и игрались последние в летнем сезоне свадьбы. Кроме того апостол Петр сбыл покровителем рыболовов и все, чей промысел был связан с рыбалкой в этот день молились ему об удачном улове.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый летний праздничный цикл, призванный почтить расцвет природы и вымолить у высших сил богатый урожай.

Считалось, что на Петров день Солнце “играет”, как на Светлое Христово Воскресение: какими-то особенными цветами, которые искрятся и переливаются как радуга. Рано утром, еще до восхода Солнца, молодежь ходила в поле «караулить солнце». Этот обычай первоначально был установлен с целью отогнать от села русалок, которые в Петров день своими шалостями причиняли немало вреда посевам. Всплывет из-за горы небесное светило, заиграет разноцветными лучами – радуются собравшиеся караульщики. Встретив солнышко, молодежь обыкновенно еще не расходилась по домам, а заплетала венки на ветках деревьев, преимущественно на березах, – с теми же символами, какие придавались венкам на Троицын день. А после с веселыми песнями расходились по дворам, Ладу вспоминали, Петров день величали. Этими песнями начинались Петровки – петровские гулянья, хороводы, проходившие вплоть до первого Спаса. В день Петра и Павла никогда не работали в поле, по поверьям колосья ржи, пшеницы и других злаков набирают сегодня вес и если их потревожить, зерно будет мелкое.

Икона Петра и Павла

Праздник Петра и Павла был своеобразным рубежом, разделяющим летние работы на две половины. После Петрова дня начиналась подготовка к сенокосу и жатве, а до этого дня все силы крестьян направлялись на рост и увеличение урожая.

12 июля (29 июня по старому стилю) в каждом доме готовили сытные мясные блюда, пекли пироги, готовили различные деликатесы. Вечером Петрова дня устраивались грандиозные застолья, на которых праздновались после Петрова поста. В каждом городе и во многих деревнях обязательно проводились большие ярмарки, которые называли “петровскими”.

Гадания в Петров День

Молодые девушки в день Петра и Павла также как и на Троицу «завивали березку». Для этого на молодой березе выбирали три ветки, сплетали их в косичку, и загадывали желание, повторяя при этом: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!». Завивали веточки обычно красной лентой и крепкой травой. Через три дня девушки снова приходили к берёзе и смотрели - если коса не завяла и не распустилась, то желание сбудется. “Березовую косу” после гадания обязательно распускали.

Празднование церковного праздника Петра и Павла

В Петров день девушки собирали 12 цветков с 12 полей и клали под голову, крепко зажмуривали глаза, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди». Эти же травы можно положить на ночь под подушку, чтобы увидеть вещие сны: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Также под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».

Приметы в Петров день

К приметам в день Петра и Павла люди относились с особым вниманием, ведь после этого дня начиналась пора сенокоса и предугодать дождливые или пасмурные дни было очень важно.

  • Готовь серпы на Петров день – после этого дня начинался покос трав.
  • На Петров день кукушки замолкают. Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то зима будет ранняя, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима наступит поздно.
  • Если на Петров день дождь, сено будет жестким, но урожай обильным.
  • Если на Петра и Павла дождь – жито уродится.
  • На Петров день дождь-урожай не худой, два дождя - хороший, а три - богатый.
  • Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.
  • На Петров день - колос, на Ильин - колоб.
  • Если натерто просо с ложку, то будет и в ложке.
  • Петр и Павел день убавил, говорили в народе, потому что продолжительность дня к этому времени заметно уменьшалась.
  • Петр и Павел жару прибавил – начинались самые жаркие летние дни.
  • День убывает, жара прибывает.
  • Как придет Петро, так и будет тепло.
  • Придет Петрок – сорвет листок. С Петра и Павла начинали падать листья с деревьев.

12 июля 2017 года, в среду, Русская православная церковь празднует день святых апостолов Петра и Павла, завершение Петровского поста.

Святых апостолов Петра и Павла называют Первоверховными, потому что они были теми светильниками, которые освещали путь веры первых христиан и послужили основанием для всей Церкви Христовой.

На Руси святых начали почитать сразу после принятия крещения при князе Владимире. По церковному преданию, икона Петра и Павла была в числе тех, которые привез равноапостольный Владимир из Корсуни после того, как сам принял христианство. Эта икона позже находилась в Софийском соборе Великого Новгорода, где и по сей день сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра.

Первый монастырь на Руси был посвящен Петру и Павлу в Новгороде в 1185 году. Имена Петр и Павел носили многие русские святые, эти имена были очень распространены в то время среди народа. Практически во всех православных храмах Руси с древних времен на алтарных преградах были изображены Петр и Павел, как самые почитаемые святые и угодники Божии.

В народе данный праздник называли по-разному: Петр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Петры-рыболовы, Петров день, Петровки.

Этот день также считали днем рыболовов, потому что Петр до момента призвания Христом зарабатывал на жизнь ловлей рыбы. Так как на большой части Руси рыболовство было очень популярно, а часто бывало и важной частью хозяйствования, то 12 июля проводили сбор пожертвования на большую «мирскую свечу Петру-рыболову», которую ставили в храме перед иконой апостола.

Существует интересное мнение относительно установления поста перед праздником Петра и Павла на Руси. Предшествующий посту период очень богат травами, соответственно коровы дают много молока. По некоторой информации, русские бабы выпросили этот пост с той целью, что бы иметь возможность сделать запас масла и сыра из накопленного в пост молока. Однако данное предположение не является серьезно обоснованным. Хотя в Петровский пост и разрешено употребление рыбы, он считался одним из самых сложных для держания, потому что в этот период времени зимние запасы были уже во многом подъедены, а овощей нового сезона еще не выросло.

В южно-русских деревнях очень любили данный праздник, накануне юноши и девушки ходили в поле, гуляли там всю ночь — «караулили солнышко», а также встречали рассвет. Верили, что в этот день солнце играло — переливалось, словно радуга. Водились последние хороводы, существовало мнение, что если девушка не нашла себе жениха до Петрова-дня, значит ждать ей суженого предстоит еще целый год.

Также народ замечал, что «Петр-и-Павел час убавил», то есть день уже начинал становится короче. А на севере Руси люди считали, что лето начинается только с этого дня, так как наконец устанавливалась теплая погода.

К этому празднику начинали подкашивать озимые зерновые культуры и пекли хлеб, пироги или делали вареники из муки нового урожая. Помимо этого, начинали подготавливать землю под посев озимой ржи, пшеницы и ячменя.

После Петровков сеяли репу, которая была одним из самых популярных на Руси овощей.

Петров день

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью

И. М. Тонков. Сельский праздник. 1790-е гг.
Тип христианский и народный
иначе Петры и Павлы, Мирская свеча
также День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (христ.)
Значение проводы пролетья
Отмечается восточными и южными славянами, христианами
Дата 29 июня (12 июля)
Празднование гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет»
Традиции братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии .

Народные обычаи

Петров день - проводы весны (пролетья). Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон: «Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры - хоць твар ёй падатры» (белорус.) - До Петра девка хитра, а на Петры - хоть лицо ей подотри (от слёз, что не вышла замуж). Кое-где в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился на июнь по пасхальному циклу) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника - хранителя ключей от небесного царства.

На Петров день солнышко играет (на Петра-поворота?). С Петрова дня - красное лето, зелёный покос. В Воронежской области начинается уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до Ильина дня .

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век

На Всесвятской неделе, перед Петром или в первое воскресенье после Петрова дня были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы . Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губ. совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины , где «всем миром» варили пиво, закалывали быка (на севере - оленя). Древнерусские братчины - общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.

Кукушка кукует до Петрова дня. На Петра «давится сыром » и не кукует. В Белоруссии, когда варили на праздничный стол вареники - приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)».

В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В Вельской округе тёщи приносят в Петров день на второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает тёщу при сборе всех родных.

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми весёлыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья . Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего - Ярилы) языческого бога.

Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы, соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».

По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником Рая - он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары и наводнения.

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой , на реке Ваге , выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах - на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом - пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям… Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, - начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

В Орловской области праздник сохранился до наших дней как обычай «караулить солнце». В ночь с 11 на 12 июля молодёжь устраивает ночные гульбища с позднего вечера и до восхода солнца с весёлыми хулиганскими выходками, шумом и жжением костров. Взрослое же население охраняет свои дома и хозяйство. Считается, что если не спать в эту ночь и дождаться рассвета, то можно увидеть как солнце «играет».

Поговорки и приметы

Петровка (Петровский пост) - голодовка, Спасовка (Успенский пост) - лакомка. Петровка - на хлеб голодовка (укр.). Утешили бабу петровские жары голодухой. «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.). Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет.

Петро-Павел жару прибавил. На Петров день солнышко играет. Пётр и Павел день убавил. Петр и Павел два прибавил. «Петро святкуют два дни: Петро и Полупетро» (полесье). «Проти десятой пятницы ў Петровку не работали: гроза бывае большая [если нарушить запрет]» (полесье). «Кажный год святили криницу у девятую пятницу на Петровку» (полесье).

«Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры - хоць твар ёй падатры» (белорус.) - До Петра девка хитра, а на Петра - хоть лицо ей подотри (от слёз). Петровские качели - на Летопроводца обрученье.

В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши на сенокос ! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню! Женское лето - до Петра, с Петрова дни - страдная пора. Не хвались бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до Петрова дня! С Петрова дня зарница хлеб зарит. В Петра зарница хлеб зорит. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять (озимые). Пётр - с колоском, Илья - с колобком.

С Петра соловей затихает. Когда ячмень колосится, соловей замолкает. Коли дождь на Петра - сенокос мокрый. На Петров день дождь - сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато - урожай не худой; два дождя - хороший, три дождя - богатый. Если просо на Петров день в ложку - будет и на ложку. Прошли Петровки - опало (с деревьев) по листу, пройдёт Илья - опадёт и два. На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь). Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.). «На Пятрок - кинуў лёду градок» (белорус.) - На Петра град кинул льда. С Петрова дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду (в иных местах после Купалы - см. «Давид-земляничник»). С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего - рябину. Петровка навозница. Межипарье, междупарье.

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9

Ссылки

  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла // Pravoslavie.ru
  • Петров день // Российский этнографический музей
  • Петров день // Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Халилович, Мирсад
  • Мирский, Марк Борисович

Смотреть что такое "Петров день" в других словарях:

    ПЕТРОВ ДЕНЬ - ПЕТРОВ ДЕНЬ, Петра рыболова, праздник св. апостолов Петра и Павла, 29 июня. На Петров день солнышко играет (тул.). Второй, поздний покос (южн.; первый 24). С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. Петров день… … Толковый словарь Даля

Народный праздник Петров день отмечается 12 июля 2019 года (по старому стилю - 29 июня). В православном церковном календаре это дата перенесения мощей святых апостолов Петра и Павла.

Праздник в народе называют «разговеньем», поскольку днем ранее, 11 июля, завершается Петров пост. Название «Рыболов» он получил за то, что апостол Петр занимался таким промыслом.

История

Симон (так звали апостола Петра до крещения) родился в семье рыбака. Он занимался промыслом до той поры, пока брат Андрей не познакомил его с Иисусом. После этого Симон принял крещение. Он провел жизнь в наставлении людей на истинный путь. В 67 году Петр пришел в Рим, где его приговорили к смерти через распятие за распространение учения, отличного от языческого. Не считая возможным принять смерть так же, как и Учитель, апостол попросил повесить его головой вниз.

Савл (так звали апостола Павла до крещения) изначально был язычником. Он выступал против христианской религии, пока сам Бог не обратился к нему. По пути в Дамаск его ослепил яркий свет. Савл услышал голос, который спросил, почему тот отвергает Бога. Он не нашел ответа, раскаялся и поверил в Иисуса Христа. В городе ослепленный мужчина стал изучать веру, и во время крещения новоявленный христианин чудесным образом обрел зрение. Иудеи преследовали Павла, и когда он в 67 году прибыл в Рим, казнили его усекновением головы.

Традиции и обряды

В этот народный праздник рыбаки молятся святому Петру об успехе в рыбной ловле.

На Петров день люди устраивают ярмарки с торгами, народные гуляния с танцами и песнями.

В этот день принято встречаться с родственниками. Крестные родители обязательно навещают крестников.

Приметы и поверья

Трижды идущий в этот день дождь - признак богатого урожая, дважды - хорошего, единожды - недурного.

По кукованию кукушки в эту пору люди определяют, когда ждать зиму. Если оно смолкло 4-5 июля, то мороз придет 19-20 ноября. Если продолжается до 12 июля, то зима наступит в последних числах ноября.

Если в этот день умыться в трех родниках, то можно поправить здоровье и обрести благополучие. А речная или озерная вода смывает грех супружеской неверности.

Поздравления

    С Петровым днем тебя я поздравляю,
    Здоровья крепкого тебя я в этот день желаю.
    Сегодня прямо с утренним рассветом
    Пришло уж окончательно к нам лето.
    Желаю, чтобы этой летнею порой
    Удача всегда была рядом с тобой.

Петров день

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью

И. М. Тонков. Сельский праздник. 1790-е гг.
Тип христианский и народный
иначе Петры и Павлы, Мирская свеча
также День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (христ.)
Значение проводы пролетья
Отмечается восточными и южными славянами, христианами
Дата 29 июня (12 июля)
Празднование гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет»
Традиции братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии .

Народные обычаи

Петров день - проводы весны (пролетья). Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон: «Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры - хоць твар ёй падатры» (белорус.) - До Петра девка хитра, а на Петры - хоть лицо ей подотри (от слёз, что не вышла замуж). Кое-где в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился на июнь по пасхальному циклу) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника - хранителя ключей от небесного царства.

На Петров день солнышко играет (на Петра-поворота?). С Петрова дня - красное лето, зелёный покос. В Воронежской области начинается уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до Ильина дня .

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век

На Всесвятской неделе, перед Петром или в первое воскресенье после Петрова дня были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы . Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губ. совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины , где «всем миром» варили пиво, закалывали быка (на севере - оленя). Древнерусские братчины - общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.

Кукушка кукует до Петрова дня. На Петра «давится сыром » и не кукует. В Белоруссии, когда варили на праздничный стол вареники - приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)».

В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В Вельской округе тёщи приносят в Петров день на второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает тёщу при сборе всех родных.

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми весёлыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья . Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего - Ярилы) языческого бога.

Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы, соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».

По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником Рая - он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары и наводнения.

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой , на реке Ваге , выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах - на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом - пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям… Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, - начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

В Орловской области праздник сохранился до наших дней как обычай «караулить солнце». В ночь с 11 на 12 июля молодёжь устраивает ночные гульбища с позднего вечера и до восхода солнца с весёлыми хулиганскими выходками, шумом и жжением костров. Взрослое же население охраняет свои дома и хозяйство. Считается, что если не спать в эту ночь и дождаться рассвета, то можно увидеть как солнце «играет».

Поговорки и приметы

Петровка (Петровский пост) - голодовка, Спасовка (Успенский пост) - лакомка. Петровка - на хлеб голодовка (укр.). Утешили бабу петровские жары голодухой. «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.). Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет.

Петро-Павел жару прибавил. На Петров день солнышко играет. Пётр и Павел день убавил. Петр и Павел два прибавил. «Петро святкуют два дни: Петро и Полупетро» (полесье). «Проти десятой пятницы ў Петровку не работали: гроза бывае большая [если нарушить запрет]» (полесье). «Кажный год святили криницу у девятую пятницу на Петровку» (полесье).

«Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры - хоць твар ёй падатры» (белорус.) - До Петра девка хитра, а на Петра - хоть лицо ей подотри (от слёз). Петровские качели - на Летопроводца обрученье.

В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши на сенокос ! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню! Женское лето - до Петра, с Петрова дни - страдная пора. Не хвались бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до Петрова дня! С Петрова дня зарница хлеб зарит. В Петра зарница хлеб зорит. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять (озимые). Пётр - с колоском, Илья - с колобком.

С Петра соловей затихает. Когда ячмень колосится, соловей замолкает. Коли дождь на Петра - сенокос мокрый. На Петров день дождь - сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато - урожай не худой; два дождя - хороший, три дождя - богатый. Если просо на Петров день в ложку - будет и на ложку. Прошли Петровки - опало (с деревьев) по листу, пройдёт Илья - опадёт и два. На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь). Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.). «На Пятрок - кинуў лёду градок» (белорус.) - На Петра град кинул льда. С Петрова дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду (в иных местах после Купалы - см. «Давид-земляничник»). С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего - рябину. Петровка навозница. Межипарье, междупарье.

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9

Ссылки

  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла // Pravoslavie.ru
  • Петров день // Российский этнографический музей
  • Петров день // Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Петров день" в других словарях:

    ПЕТРОВ ДЕНЬ, Петра рыболова, праздник св. апостолов Петра и Павла, 29 июня. На Петров день солнышко играет (тул.). Второй, поздний покос (южн.; первый 24). С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. Петров день… … Толковый словарь Даля

Загрузка...