Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Методическая разработка на тему "обучение чтению на английском языке в начальной школе"

Переход на обучение английскому языку со второго класса для многих учителей английского сопряжен с рядом трудностей. Ведь психологические и возрастные особенности второклассников и пятиклассников существенно отличаются. Возраст младших школьников еще не позволяет им самостоятельно решать многие задачи, возникающие в процессе их деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.). Поэтому, не смотря на обилие различных методик, учебников, пособий, многие учителя задаются вопросом- как же научить второклассников читать по-английски. Не последним фактором является еще и то, что современные второклассники очень отличаются от своих сверстников 10, 20, 30-летней давности. Огромный выбор красочной литературы с развивающими играми, телевизионные программы, компьютерные игры, с одной стороны, перенасыщают наших детей информацией, а, с другой стороны, призывают наших современных учителей более творчески подходить к, казалось бы, самым простым темам, как например, изучение алфавита и правил чтения.

При работе над этой темой следует обратить внимание на следующие особенности:

  1. Важно, чтобы ребенок 8–9 лет стал на уроке активным участником, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно.
  2. В этом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость для учащегося.
  3. Ребенок этого возраста живет в особом мире - мире игры, волшебства и сказки.

На основе всего перечисленного, можно сделать вывод - обучение через игру, сказку, где ребенок является активным участником- вот способ эффективной работы.

В ходе своей профессиональной деятельности я нашла много приемов позволяющих сделать процесс овладения алфавитом и правилами чтения более увлекательным и эффективным. Представляю свои материалы.

Изучение алфавита английского языка начинается с первых уроков во 2-м классе. К этому времени учащиеся начальной школы уже изучили алфавит родного языка, научились читать и писать. Поэтому при изучении английского языка следует опираться на уже имеющиеся у детей, используя сопоставления и сравнения.

Начнем со сказки.

“В королевстве английского языка живут разные подданные – это и слова, и предложения, и существительные, и глаголы, и точки, и запятые, и, конечно же, буквы.

Прежде чем мы начнем знакомиться с нашими новыми друзьями, я хочу вам напомнить, что у каждого из нас есть полное и краткое имя. Полное имя, как в свидетельстве о рождении, например, Владимир или Екатерина, а краткое – как нас называют родители или знакомые: Вова, Катя. Также и у английских букв будут полные имена: этим именем буква будет называться только в алфавите, и краткое – так она будет читаться в разных словах. Мы с вами будем учить и полное и краткое имя. А помогать нам будут в этом звуки. Что такое звук? (Ответ учащихся). Правильно: звук мы произносим, а букву – пишем. Но звук еще можно записать так же, как и букву, только в особом домике , это специальный домик-скобка для звука. Ну, а теперь мы готовы к знакомству с первыми буквами!”

Начинать следует с изучения согласных букв. На первых трех уроках вводятся 15 “послушных” букв- согласных. (Например на первом уроке изучаем буквы- B, K, M, P, T - так как их написание схоже с написанием русских букв - на это следует обратить внимание, на следующем уроке X, D, F, J, L и N, Q, S, V, Z ) На уроке каждая буква вводится вместе с транскрипцией, например: B – [b]. При этом каждый раз напоминаем, что полное имя буква использует, только в алфавите, а на работе- в слове, ее называют кратко. Например: буква B - на работе в слове, читается [b].

При изучении буквы X, что бы легче запомнить,можно сказать, что эту букву очень любят кошки, так как в слове она читается .

При изучении буквы Q рассказ о том, что эта буква - трусишка и никуда не ходит одна, без мамы- буквы U. И вместе они квакают как лягушки .

Один урок отводится на изучение букв C, G и один на изучение букв H, W, R.

При изучении букв C, G - можно воспользоваться следующим рассказом. Эти буквы хуликанки и любят пугать маленьких и беззащитных - I, Y, E. Когда после них стоит одна из этих букв буква C начинает шипеть как змея [s], а буква G произносить непонятный клич- . Когда же после них становятся другие буквы, они их сами боятся и буква C претворяется больной и старой- [k], а буква G произносит только[g].

H, R, W - эти ребята вообще не любят сознаваться во всех своих проделках и никогда честно не признаются, как их зовут. Вот поэтому в словах они читаются так, что вы никогда не догадаетесь, как их полное имя в алфавите.

H – [h], W– [w]

Третью букву R называют “шпионкой”. Ведь если на нее посмотреть внимательно, то она очень похожа на букву Я из нашего алфавита. Только в нашем алфавите это буква гласная, а в королевстве английского языка буква R – согласная. Она, как шпионка, маскируется: в алфавите называется , а в словах читается как звук [r].

Затем идет изучение английских гласных.

При изучении гласных можно рассазать традиционную сказку про открытые и закрытые домики, но мне пришла в голову другая мысль. Младшие школьники любят чудеса, волшебников и победу добра над злом. Вот, что получилось:

“Жили-были маленькие принцессы- наши английские гласные - Aa, Ee, Ii, Oo, Yy, Uu. Каждая из них любила петь, а что больше всего на свете любят петь гласные - конечно свое имя.

Aa- - каждое утро она вставала раньше всех и громко приветствовала своих подружек: “Эй! Наступило утро! Пора вставать! Скорее все просыпайтесь и на работу!”

Ee-[i] - эта была тихая и спокойная буковка, она никогда не возражала, всегда соглашалась с буквой своими подружками. Только каждый раз перед тем, как согласится, тихо вздыхала и говорила: “И-и, давайте сделаем так”

Ii и Yy - - Эти две девчонки были большими проказницами. Они постоянно затевали какие-нибудь игры, поэтому из окон их домика всегда доносились веселые возгласы: “Ай! Ты опять меня обыграла!” или “Wай! Ты снова играешь не честно!”.

Oo - - много читала. Во время чтения буква О с удовольствием ела свои любимые пончики и скоро сама стала кругленькая, как пончик. Прочитав что-нибудь интересное, она всегда делала себе закладки и говорила: “Оу, про это надо рассказать всем девчонкам!”.

Uu- - Ей всегда во всем сопутствовала удача. Чтобы удача никогда ее не покидала, буковка U повесила на крыше своего домика подкову счастья, а этотак похоже на нашу букву U .

Но согласные не умеют петь и стало им завидно - вот они и решили - пусть гласные тоже не поют! Взяли и закрыли их собой теперь гласные не могут петь свое имя, а лишь жалобно плакать…

Aa - теперь произносит только

Ee- теперь произносит только [e]

Ii и Yy - [i]

Но всегда спокойная и тихая буква Ee решила спасти своих подружек она встала в конце словаи…произошло чудо - гласные снова могут петь свою любимую песенку! Правда сама буква Ее при этом теряет голос и не может ничего произнести. Но она пожертвовала собой ради подруг!”

При закреплении гласных и правил чтения использую следующие стихи. Приложение 1

Надо помнить о том, что изучение букв (знакомство с буквой и прописывание ее) на уроке составляет не более 15 минут от урока, т.е.1/4 урока. Остальная часть урока – это фонетическая, лексическая работа, а также зарядка, песни, стихи и игры, в том числе и игры с буквами. Надеюсь, что предложенная сказка поможет вам сделать ваши уроки интересными и запоминающимися. Желаю всем своим коллегам успехов и творчества!

Закрепление изученных букв

Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у первоклассников возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Поэтому так важно на каждом уроке играть с младшими школьниками. Игра – основная деятельность ребенка. “Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры” (Краткий психологический словарь/под общей ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского, М., 1985)

Для закрепления и повторения букв можно в начале каждого урока играть в игру “Найди мое имя” (на доске учитель заранее пишет буквы и транскрипционные значки, дети должны соединить букву с транскрипцией и прочитать транскрипцию):

Игру можно усложнить и ввести 4-м столбике слова знакомой лексики, которые начинаются с данной буквы, например:

H [r] white

W [w] rabbit

Игра “ Найди пару”: учащийся должен найти пару букв – заглавную и маленькую (“маму и дочку” или “папу и сыночка”). Например:

S R T B P L K
t b s r k p l

Задание можно разнообразить:

  • раздать подготовленное задание на листочках и провести соревнование “Кто первый”, которое состоит в следующем:
  • один учащийся работает у доски, а остальные записывают пары у себя в тетрадях в той последовательности, которая на доске: Ss, Rr, Tt ect.;
  • учащиеся по очереди работают у доски, а потом “Кто быстрее и лучше” записывают у себя в тетрадях;
  • когда алфавит пройден можно усложнить задание, предложив расставить буквы парами в алфавитном порядке: Bb, Kk, Ll, Pp, Rr, Ss, Tt.

При изучении и закреплении букв можно воспользоваться следующими стихотворениями. Приложение 2

Литература

  1. Вакс Э., Е.Афонина. Teach, play, enjoy. For Smart teachers and Curious students. Игры на уроках английского языка. СПб: Институт непрерывного образования, 2001.
  2. Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка. М.: АСТ, Астрель. 2006.
  3. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. СПб: Специальная литература, 1999.
  4. Краткий психологический словарь/под общей ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. М.: 1985.
  5. Рона Роуз. Английский для малышей и родителей. Харьков: Прапор, 1993.
  6. www.englishforkids.ru – стихотворения про алфавит.

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе

«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении.

Моя профессия и моя страсть…вы даже не представляете,

как интересно взять человека, наделить его новой речью и с

помощью этой речи сделать его совершенно иным».

Бернард Шоу

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.
Д.С. Лихачев

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.

Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.

Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило . Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

Однако время от времени мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения. Исходя из этого, хотелось бы предложить вам ряд дополнительных упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).

Примеры таких упражнений:

1. Odd one out (Убери лишнее слово):

a) Pet, red, pen, Pete, hen.

b) And, take, Ann, bad, fat.

2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):

Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.

3. Choose and write type of reading: I, II, III, IV. (Выбери и запиши тип чтения гласных букв):

sk a te -

sk i p -

p ar k -

h er -

p e n -

fl y -

c or n -

h are -

В 4 классе можно использовать таблички-памятки, например:

Буквосочетание

Примеры

cheese

watch

clock

the, mother

thank you

what

sing

think

write

know

phone

4. Flashing a card . (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобиться индивидуальные комплекты карточек.

5. Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары").

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".

6. Three in a row! ("Три подряд!").

Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее, приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: "Three in a row". Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.

Можно использовать подвижные игры, которые также развивают технику чтения.

7. Whispers. ("Испорченный телефон").

Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.

8. Pass the ball. ("Передай мяч").

Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках. Выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.

9. Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).

Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Дети, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".

Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.

Кроме того, в процессе формирования навыков чтения перед младшими школьниками стоит задача преодолеть массу трудностей.

Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Важно скорее подвести к этапу целостного восприятия блоков слов, иначе пословное чтение будет тормозить понимание содержания. Этому способствует чтение по синтагмам, расширяющее "поле чтения", т.е. единицу восприятия. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны.

Некоторые примеры упражнений по обучению технике чтения

Мне бы хотелось несколько слов сказать также о некоторых примерах коммуникативно-направленных проблемных заданий и упражнений по обучению технике чтения, которые позволяют детям действовать в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения. А это, в свою очередь, способствует повышению мотивации учения и его эффективности.

1. “Повторюшка” - упражнение, направленное на перевод информации из кратковременной в долговременную память.
Карлсон решил проверить у кого лучше память.
На демонстрационной доске написаны 3 предложения, состоящие из 3-4 слов. Дети читают первое предложение, и оно закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на доске меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке.
2. “Прочитайка”- чтение текстов, заученных наизусть. Идея использования таких упражнений была предложена Л.Н. Толстым, который считал, что, зная слово, ребенок постепенно осваивает не только звуко - буквенные соответствия, но и сам “открывает” правила чтения.
Например:- Вначале разучивается рифмовка. Bill, Bill, sit still!
- Затем, выделяются отдельные слова и производится анализ:
из каких букв они состоят;
какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание.
- В заключении рифмовка прочитывается целиком.

От звука к букве, от буквы к слову или об обучении младших школьников чтению на английском языке.

На форумах учителей английского языка часто встречаются такие ситуации, когда учитель сталкивается с такой проблемой. Во многих УМК обучение чтению на английском языке в начальной школе ведётся по такому принципу: сначала дети учат буквы, потом в учебниках даются правила чтения открытого и закрытого слогов и подразумевается, что ученики сразу же начнут читать быстро, бегло и без ошибок.

С опытом приходит понимание того, что это просто невозможно сделать. При таком обучении теряется главное – ученики плохо знают звуки. Им трудно читать по транскрипции. К тому же в английском языке так много исключений, что, порой, даже старшеклассникам трудно обойтись без хорошего словаря. Поэтому пришла к выводу, что обучение чтению нужно начинать со знакомства с английскими звуками. Как же сделать обучение не только интересным, но и эффективным?

Сначала мы знакомимся с английскими звуками. Каждый звук вводится в стихотворной форме. Например, показываю детям картинку с изображением змеи и звук [∫]. Далее рассказываю стихотворение:

[∫] – изогнулись в ростик голова и хвостик

Она в кроватке не лежит,

А извивается, шипит.

«Кто это? - Правильно, змея, а змея у нас шипит, это звук [∫].

Таким образом, в течение урока можно вводить до 7-10 звуков, и дети легко, с интересом будут знакомиться с каждым из них, т.к. стихотворная форма, принцип ассоциативности помогут довольно быстро запомнить и усвоить данный звук. Стихи учить не обязательно – это всего лишь помощь для лучшего освоения и запоминания.

Если какая-либо стихотворная строка очень понравится, она и сама невольно запомнится и поможет ученикам вспомнить тот или иной звук. Так, постепенно, шаг за шагом в непринужденной игровой форме они осваивают сложную систему английских звуков и прочно запоминают их.

Теперь рассмотрим некоторые методы и приёмы по формированию умения осмысленного чтения. В одном из учебных пособий издательства MACMILLAN предлагается два уровня обучения чтению . Сначала дети учатся читать слова и короткие предложения во время их презентации. Слушают аудиозапись, следят по книге, читают про себя и вслух. На втором уровне предлагаются короткие тексты, на основе которых дети отвечают на вопросы на общее понимание текста и находят запрашиваемую информацию. Рассмотрим подробно каждый уровень.
Первый уровень обучения чтению.
Чтение отдельных слов и предложений.

На первом уровне нужно научить детей звукобуквенным соответствиям: Look! / k/-cat, /b/-ball и т.д. С этой целью, эффективно, на мой взгляд, проводить игру « Lettersintheair ». Для этого необходимы картинки с изображением изучаемой лексики.
1. Продемонстрировать детям картинки со знакомой лексикой, задать вопрос к каждой картинке What is this?
2. Отработать звукобуквенные соответствия. Например, Ball starts with “b”. It’s “b” /b/ for ball. Can you draw a “b” like this? Прописать букву в воздухе, повторить с детьми. Таким образом поработать с остальной лексикой.
3. Затем прикрепить все картинки на доске и предложить детям угадать нарисованную букву в воздухе и назвать слово, с которой оно начинается. Повторить два или три раза.
4. Затем пригласить некоторых детей рисовать в воздухе буквы для остальных детей с тем, чтобы они отгадывали буквы и называли слово.
5. Написать на доске начальные буквы слов, попросить детей соединить их с картинками
6. Попросить детей назвать другие слова, которые они знают, начинающиеся с этих букв.
Игру можно проводить в парах, когда дети друг у друга рисуют на спине буквы и отгадывают. Игра вызывает активный интерес и повышает мотивацию обучающихся к изучению букв и звуков английского алфавита.
1. Необходимо при чтении заботиться о том, чтобы дети правильно произносили звуки в словах и читали предложения с правильной интонацией. Справиться с этой задачей хорошо помогут рифмовки или чанты. Например,
Where is the queen? Q, q, queen.
Where is the rabbit? R, r, rabbit.
Where is the sofa? S, s, sofa.
Where is the teddy? T, t, teddy.
Where is the umbrella? U, u, umbrella.

I’ve got a pig, p, p, pig.
I’ve got a goat, g, g, goat.
I’ve got a hat, h, h, hat.
I’ve got an egg, e, e, egg.

Ken’s got a pen,
Pen, pen, pen
Ken’s pen is red,
Red, red, red,
Where’s Ken’s pen?
It’s on Ken’s bed, bed, bed, bed.

При изучении новых слов дети знакомятся с транскрипционными значками звуков, которые вызывают наибольшую трудность при произнесении. Во-первых, это помогает им лучше различать звуки, знаки служат напоминанием об их правильной артикуляции при произнесении. Во-вторых, знание транскрипции пригодится им позже при работе со словарём.
Чтобы дети лучше запоминали образы слов, я считаю эффективно использовать упражнение «Alphabet cards». Цель этой игры, проходящей в виде соревнования, – учить составлять слова. Оно позволяет вовлечь в активную учебную деятельность весь класс.
1. Разделить класс на пары.
2. Раздать конверты с буквами.
3. Попросить детей составить как можно больше слов на определённую тему, например, «Игрушки». Ограничить время (5минут).
4. Затем попросить каждую пару назвать слова по буквам по очереди.
5. Если другие пары имеют такие же слова, то они переворачивают карточки с буквами, для того чтобы не прочитать это слово ещё раз.
6. В конце, подсчитать, сколько слов было коллективно собрано. Напомнить детям слова, которые они забыли по этой теме.
Карточки с буквами можно использовать в конце урока, например, How many words can you make that we have used in today’s lesson? и для игры Bingo.
Детям очень нравится упражнение на соотнесение слов и картинок фронтально у доски. Каждый ребёнок получает карточку со словом, выходит к доске и прикрепляет её к соответствующей картинке. Таким образом, контролируется их умение читать отдельные слова, а дети лучше запоминают образы слов и их значение.

Второй уровень обучения чтению.
Чтение текста.

На первой ступени обучения работы с текстом необходимым является чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение « Share dreading» . Цель этого упражнения -учить читать вслух текст, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл.
1. Обсудить тему, попросить детей догадаться, о чём текст, ввести необходимую незнакомую лексику.
2. Учитель читает вслух текст, дети следят внимательно за каждым словом в тексте.
3. Задается несколько вопросов направленных на понимание текста.
4. Попросить детей высказать свое мнение о прочитанном тексте.
5. Нежелательно просить ребенка читать текст остальным в классе, так как другие дети могут потерять интерес к чтению или просто не понять и не услышать чтение одноклассника. Лучше организовать чтение вслух, как парную работу или попросить отдельных детей читать текст в тот момент, когда остальные заняты другими заданиями.
Постепенно обучение детей чтению в начальной школе должно становиться разнообразным. Детям необходимо знакомиться с разными видами текстов: стихи, считалочки, рассказы, сказки и т.д.
Стратегия работы с тексом состоит из трех этапов:
1. Предтекстовый этап.
2. Чтение текста.
3. Послетекстовый этап
.
Если дети еще плохо читают, то необходимо заинтересовать их перед чтением, ввести незнакомые ключевые слова, так как они легко могут испугаться сложного на их взгляд текста.
Например,
Guess and find out
Цель: мотивировать детей к чтению, учить предсказывать и догадываться о верности утверждений, находить в тексте необходимую информацию.

Предтекстовый этап
1. Разделить класс на пары.
2. Ввести детей в тему и раздать утверждения.

The blue whale is the largest animal in the world.
A baby wale is five metres long when it is born.
An adult blue whale can weigh more than 100 tones.
The blue whale can stay under water for an hour.
The blue whale has sharp teeth.
The blue whale eats big fish.

3. Дети в парах решают, какие из утверждений верные, а какие нет. Затем высказывают своё мнение: We think number one is false because the elephant is the largest animal in the world. Правильные ответы пока не сообщаются.

Текстовый этап (чтение текста)
4. После дискуссии об утверждениях, дети читают текст и выясняют, на сколько вопросов они ответили правильно.
The blue whale is the largest mammal in the world. When it is born, a baby whale is about seven metres long and weighs nearly two tons. For about six months it feeds on its mother’s milk. By the time it is fully grown, the blue whale can be thirty metres long and weigh 130 tons.
It can stay under water for about an hour before it comes to the surface to breathe.
The blue whale has no teeth and is harmless to other fish. It eats very small sea creatures. In spring and summer it eats four tons of food a day.

Послетекстовый этап
5. В конце, дети проверяют ответы (1T, 2F, 3T, 4T, 5F, 6F) и сообщают, какие факты из текста о синем ките их удивили.
Данное упражнение стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует развитию межпредметных связей.

И в заключении хотелось бы сказать о том, что н а любом из этапов обучения чтение должно быть интересно и понятно для ребёнка, а также преследовать цель, направленную на формирование основных умений чтения: декодировать письменный язык, выделять общий смысл текста, находить запрашиваемую информацию, делать выводы о скрытом контексте текста и понимать намерения автора.


Для хорошего чтения на английском языке важны две составляющих:

  • Знание .
  • Периодическое чтение.

Периодичность в тренировка очень важна, только практика поможет вам ускорить чтение, улучшить понимание, а так же .

Фонетический метод

Данная методика обучения чтения на английском очень хорошо подходит как для взрослых, так и для детей. Принцип данной методики заключается в поэтапном обучении. Сначала усваивается правильное произношение букв, далее звуков. Когда данный этап пройдет и ребенок или взрослый хорошо может выговаривать различные звуки, стоит переходить к слогам, а уже после и к словам.

Фонетический метод имеет два направления обучения чтению, а именно систематический и внутренний. Суть первого заключается в обучении с соединении букв и звуков, после чего идет переход к словам. Вторая методика, внутренняя, заключается в изучении различных слов используя рисунки и различные иллюстрации. После чего уже разбирать данные слова на звуки и учиться правильно их произносить.

Лингвистический метод

Данный метод заключается в чтении слов которые и пишутся, и читаются одинаково. Таким способом человеку проще определить соответствие между различными звуками и буквами. Обучаясь чтению лингвистическим путем как ребенок, так и взрослый, постепенно учиться правильно произносить различные звуки, даже в тех словах которые имеют различие в письме и чтении.

Методика целых слов

Методика обучения чтению на английском «look-say» или методика целых слов, заключается в распознавании слов как одно целое, без первоначального деления на звуки. Данная методика лучше всего подходит для детей, так как им легче запоминать и правильно произносить цельные слова.

Как только ребенок запоминает свои первые 50 или более слов, он переходит к несложным текстам где данные слова часто встречаются. Таким образом обучение чтению проходит намного быстрее и ребенок гораздо быстрее видит результат своих стараний, а это уже является хорошим мотивирующим аргументом для дальнейшего обучения. Стоит отметить что в английском языке существует множество лексических правил и некоторые слова запоминаться только данным путем.

Однако у методики целых слов есть серьезный недостаток, который заключается в том что ребенку трудно разбирать слова которые он раньше не встречал и все зависит напрямую от его словарного запаса. Ребенку который обучался чтению по данному методу довольно трудно читать новые слова без чьей либо помощи. Поэтому очень часто, для успешного изучения английского языка, знания фонетики просто необходимы.

Методика целого текста

Данный метод отталкивается от уже имеющегося языкового опыта, поэтому является весьма полезным для людей различных возрастных категорий. Его суть заключается в чтении текстов сопровождаемых различными картинками и иллюстрациями. По мере чтения и распознавания незнакомых слов человек должен догадаться о их значении исходя из приложенных к тексту изображений.

Главная задача данной методики состоит в достижении главной цели, которая заключается в заинтересованности ребенка или взрослого к чтению. При обучении по принципу целого текста не объясняться какие-либо правила и не исправляться лексические ошибки. Так как его суть заключается в самостоятельном усвоении и постижении правильного произношения.

Как правило данный метод показывает на практике что у людей с хорошими изначальными знаниями английского языка, весьма успешно получается самостоятельно читать. В итоге усвоение новых слов проходит быстро, а их правильное произношение усваивается легко. Однако, методика целого текста бесполезна для людей с минимальными знаниями, так как начиная читать текст они теряются по смыслу и сталкиваться с различными трудностями.

Метод Зайцева

Данная методика схожа с фонетическим методом, однако здесь сделан уклон на усвоение звуков и букв используя технику визуального и слухового восприятия.

Николай Зайцев разделил звуки на пары в которые входят гласные и согласные. Данные пары он расписал на различных кубиках, которые различимы по форме, цвету и издаваемому звуку. Таким образом дети запоминают звуки легче и довольно легко находят между ними разницу. К примеру для согласных выбраны кубики с приглушенным звуком и темной окраской, у гласных же наоборот звук звонкий и цвет более яркий. Таким образом запоминая буквы и звуки ребенок слаживает из кубиков слова. На некоторых кубиках написаны буквы по отдельности, для того что бы ребенок мог разбирать не только звуковые пары, но и слаживать их с отдельными буквами, создавая и усваивая буквенно-звуковые соответствия.

Данный способ весьма хорошо подходит для маленьких детей, так как обучение чтению выглядит как игра, однако здесь присутствует сильный уклон на изучение фонетики и возможность запоминать и создавать различные слова, что в раннем возрасте весьма полезно и хорошо усваивается.

Как улучшить скорость чтения на английском языке

КПД чтения текстов на английском языке крайне низок у большинства современных людей. Вот пара основных советов и методик, которые помогут значительно повысить скорость при чтении англоязычных текстов. Хочется отметить, что любой из методов, сперва будет вам казаться странным и неудобным, однако следует обзавестись терпением, так как именно постоянная практика — ключевой фактор увеличения скорости чтения.

Методы улучшения скорости чтения на английком языке:

Не стоит недооценивать периферическое зрение. Многие читают английские текста, если не по буквам, то максимум под одному или нескольким словам. Это происходит за счёт того, что при чтении не обращается никакого внимания на боковое зрение, а значит, границ поля нашего зрения хватает максимум на 25-30 символов. А если как следует натренировать периферию, одновременно можно будет видеть целую строку, а это около 90 символов. Таким образом скорость чтения возрастет больше чем в два раза. Для тренировок вам понадобится таблица Шульте. Это поле, разделенное на 25 одинаковых квадратов, с занесённым в каждый из них числом от одного до двадцати пяти. Суть упражнения заключается в том, что необходимо найти прямую или обратную последовательность всех этих чисел, глядя исключительно в центральный квадрат. Подобные таблицы можно скачать и распечатать, или загрузить генерирующую числа Шульте программу.

Забудьте про субвокализацию. Никогда не задумывались, почему совпадает примерное количество проговариваемых слов в минуту и прочитанных? Дело в том, что мы привыкли повторять внутренним голосом каждое прочитанное слово. Это ужасно замедляет общую скорость чтения. Чтоб избавиться от данной вредной привычки необходимо знать пару хитростей.

Например, прижмите, во время чтения, язык к нёбу, или зажмите во рту карандаш. Можно также читать под неримичную музыку, которая будет сбивать ваш внутренний голос с такта и мешать ему «говорить». Также, крайне важно не читать по одному английскому слову, а обрабатывать целые кластеры, таким образом, из-за большого объема текста, вы не сможете проговаривать его в мыслях.

В статье рассматриваются разные виды чтения, даётся их классификация. Определяется роль чтения при обучении английскому языку. Даются методические разработки для разных видов чтения и упражнения по развитию навыков чтения на этих этапах. Рассматриваются рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по чтению.

Изучение английского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавате-льной: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  2. социокультурная компетенция-приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
  3. компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
  4. учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  5. развитие и воспитание у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры .

В 5-7 классах школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особен-ностям и интересам учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5-7 классах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объём текстов для чтения 400-500 слов. Умения чтения, подлежащие формированию: 1) определять тему, содержание текста по заголовку; 2) выделять основную мысль; 3) выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; 4) устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

Чтение с полным понимание текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5-7 классах. Формируются и отрабатываются умения: 1) полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря); 2) выражать своё мнение по прочитанному. Объём текстов для чтения до 250 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предлагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

В 8-9 классах школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): ознакомительное, изучающее, просмотровое. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с полным пониманием основного содержания осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Умения чтения, подлежащие формированию: 1) определять тему, содержание текста по заголовку; 2) выделять основную мысль; 3) выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; 4) устанавливать логическую последовательность основных фактов/событий в тексте. Объём текста до 500 слов.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегчённых аутентичных текстах разных жанров. Умения чтения, подлежащие формированию: 1) полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использование страноведческого комментария); 2) оценивать полученную информацию, выразить своё мнение; 3) прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте. Объём текста до 600 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

В 10-11 классах учащиеся должны ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод, оценивать полученную информацию, выражать своё мнение); читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.

Перед учителем на уроке стоят две задачи: 1) что значит уметь читать, 2) с помощью каких средств можно развивать это умение. Итак, в обучении чтению на уроке перед учителем стоят следующие задачи:

  1. увеличивать оперативную единицу восприятия текста;
  2. учить воспринимать текст с однократного восприятия;
  3. учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц;
  4. развивать скорость чтения (про себя);
  5. развивать структурную антиципацию;
  6. развивать содержательную антиципацию;
  7. развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц;
  8. учить мгновенно соотносить форму воспринимаемого с его значением;
  9. развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера;
  10. развивать умение игнорировать неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом .

В отечественной методике различают следующие виды чтения:

  1. аналитическое;
  2. изучающее;
  3. просмотровое;
  4. поисковое;
  5. ознакомительное .

В зарубежной методике также выделяют несколько видов и умений чтения:

Our reasons for reading influence how we read, which reading subskill we use. For example, if we read a text just to find a specific piece or pieces of information in it, we usually use a subskill called reading for specific information or scanning. When we scan, we don’t read the whole text. We hurry over most of it until we find the information we are interested in. Another reading subskill is reading for gist or skimming, i.e. reading quickly through a text to get a general idea of what it is about. For example, you skim when you look quickly through a book in a bookshop to decide if you want to buy it, or when you go quickly through a reference book to decide which part will help you write an essay. A third reading subskill is reading for detail. If you read a letter from someone you love who you haven’t heard for a long time, you probably read like this, getting the meaning out of every word.

Another way of reading is extensive reading. Extensive reading involves reading long pieces of text, for example a story or an article. As you read, your attention and interest vary-you may read some parts of the text in detail while you may skim through others. Sometimes, especially in language classroom, we use texts to examine language. For example, we might ask learners to look for all the words in a text related to a particular topic, or work out the grammar of a particular sentence. The aim of these activities is to make learners more aware of how language is used. These activities are sometimes called intensive reading. They are not a reading skill, but a language learning activity.

If learners know how to read in their own language, they can transfer their skills to reading in English. Sometimes though, they find this difficult, especially when their language level is not high, and they need help to transfer these skills. Teachers need to check which reading subskills their learners are good at, then focus on practicing the subskills they are not yet using well, and , if necessary, on teaching them language which will help them do this.

Giving learners lots of opportunities for extensive reading, in or out of class, helps them to develop their fluency in reading. We need to choose the right texts for our learners. Texts should be interesting for learners in order to motivate them. Texts should be at the right level of difficulty. A text may be difficult because it contains complex language and because it is about a topic that learners don’t know much about

We can make a difficult text easier for learners to read by giving them an easy comprehension task. Similarly, we can make an easier text more difficult by giving a hard comprehension task. This means that the difficulty of a text depends partly on the level of the comprehension task that we give to learners. Sometimes we may ask learners to read texts that are specially written or simplified for language learners. At other times they may read articles, brochures, story books, etc. that are what a first language speaker would read. This is called authentic material. The language in authentic material is sometimes more varied and richer than the language in simplified texts. The activities in a reading lesson often follow this pattern:

  1. Introductory activities in reading: an introduction to the topic of the text and activities focusing on the language of the text.
  2. Main activities: a series of comprehensive activities developing different reading subskills.
  3. Post-activities: activities which ask learners to talk about how a topic in the text relates to their own lives or give their opinions on parts of the text. These activities also require learners to use some of the language they have met in the text .

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо формировать навыки: игнорировать неизвестное, вычленять смысловую интонацию, читать по ключевым словам, работать со словарём, использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте, интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

Рассмотрим, как проверяется чтение на ЕГЭ. Раздел чтение содержит три задания. Одно задание базового уровня с кратким ответом (на соответствие). Одно задание повышенного уровня с кратким ответом (на соответствие). Одно задание высокого уровня с выбором ответа из четырёх предложенных. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела – 20 баллов. Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела – 30 минут .

В первом задании (B2) надо установить соответствие между заголовком (темой) и небольшим текстом. Даётся семь коротких текстов и восемь заголовков (тем), один заголовок (тема) – лишний. За каждое правильное установленное соответствие даётся один балл, максимум за успешное выполнение задания – 7 баллов.

Во втором задании (В3) надо установить соответствие между частью текста и фрагментом предложения. Даётся текст с 6 пропусками и семь фрагментов предложений для вставок, один фрагмент – лишний. За каждое правильно установленное соответствие выставляется 1 балл, максимум за успешное выполнение этого задания – 6 баллов.

В третьем задании (A15 – A21) вам надо выбрать правильный ответ из четырёх предложенных. Даётся семь вопросов и к каждому – четыре варианта ответа, из которых только один является правильным. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, максимум за успешное выполнение этого задания – 7 баллов.

Для того чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ не обязательно знать все слова, которые используются в предлагаемых устных и письменных текстах. Первое и второе задания не требуют внимательного, вдумчивого чтения с полным пониманием текста. Используйте приёмы просмотрового и поискового чтения, чтобы найти правильный ответ. Не впадайте в панику, если вам кажется, что в тексте много незнакомых слов. Игнорируйте трудные слова и незнакомые вам выражения. Не застревайте на трудном для вас вопросе. Выполняйте задания дальше, вернитесь к этому вопросу, когда ответите на другие вопросы этого задания. Завершив задания, проверьте свои ответы и перенесите их в бланк ответов. Отметьте верный ответ, а затем вновь проверьте его правильность. Для этого необходимо найти и подчеркнуть то место в тексте, которое подтверждает ответ. Вопросы обычно перефразируют текст, так что, отвечая на них, ищите в тексте не точное повторение слов и фраз из вопросов, а их синонимы. Намерения автора не всегда выражены прямо и открыто. Поэтому надо не только проанализировать использованные в тексте выражения, но и понять скрытый смысл, который может содержаться в тексте. Следите за временем. Постарайтесь уложиться в рекомендованные 30 минут.

Задание В2 – найти соответствие между заголовком и небольшим текстом. В этом задании проверяется умение понимать основное содержание текста. Сначала надо прочитать все заголовки. Нужно подумать какое содержание должно быть у текста, соответствующего тому или иному заголовку.

Прочитайте первый текст и подберите к нему заголовок. Возможно, что к нему подойдут два или три заголовка из предложенного списка. По мере чтения станет ясно, какой из заголовков подходит больше.

Прочитайте следующий текст и подберите к нему заголовок. По мере чтения каждого последующего текста соответствия будут становиться яснее.

Если остаются нерешённые вопросы, попробуйте отвлечься от предложенных заголовков и сосредоточиться на самом тексте. Прочтите его ещё раз и придумайте к нему заголовок, потом найдите похожий в списке.

Задание В3 – найти соответствие между частью и пропущенным фрагментом предложения. Здесь проверяется ваше умение понимать структурно-смысловые связи текста.

Сначала просмотрите текст, чтобы понять его общее содержание. Затем внимательно прочитайте предложенные фрагменты предложений. Помните, что один из них – лишний, он вам не понадобится. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждый фрагмент (придаточное определительное, группа сказуемого и т.п.). Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него. Прочитайте текст до первого пропуска. Определите, какая структура (часть предложения) вырезана. Обращайте особое внимание на слова непосредственно перед пропуском и после него. Найдите нужную структуру в списке фрагментов. Проверьте, соответствует ли выбранный фрагмент смыслу предложения в целом. Проработайте таким образом весь текст.

Проверяя свои ответы, помните, что фрагмент предложения должен соответствовать предложению в целом и по структуре и по содержанию. Проверяя свои ответы, проследите также, не нарушается ли связь существительного и заменяющего его местоимения или не нарушается ли согласование подлежащего и сказуемого. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и придающие тексту логическую завершённость.

Задания А15 – А21 – выбрать правильный ответ из четырёх предложенных ответов.

Алгоритм выполнения заданий по «Чтению» близок к алгоритму выполнения заданий множественного выбора раздела «Аудирование». Здесь проверяется полное и детальное понимание текста. Некоторые текстовые вопросы могут проверять понимание деталей - они связаны с конкретным отрезком текста. Другие вопросы могут проверять понимание всего текста, понимание мыслей и намерений автора.

Эти задания – наиболее сложные в разделе «Чтение», поэтому если сам текст или задания кажутся вам слишком трудными, а время приближается к 30 минутам, отложите выполнение этих заданий и перейдите к следующему разделу «Грамматика и лексика». Когда вы выполните остальные задания, можете вернуться к пропущенным вопросам А15 – А21. Даже если вы не успеете к ним вернуться, вы потеряете только 7 баллов. Если вы не выполните остальные задания, вы потеряете гораздо больше.

Ознакомьтесь с общим содержанием текста, постарайтесь уловить развитие сюжета или развитие мысли автора. Не пугайтесь незнакомых слов и длинных сложных предложений. Не читайте текст ещё раз, сначала изучите тестовые вопросы. Потом прочитайте текст ещё раз. Просмотрите все тестовые вопросы А15 – А21 (т.е. начала предложений, концовки которых вам надо выбрать) к данному тексту. При этом не читайте варианты ответов. Читайте только начала предложений. Просмотрев таким образом все тестовые вопросы и составив о них представления, начинайте работать с ними по порядку. Прочитав первый тестовый вопрос (т.е. начало первого предложения), подумайте, как бы вы исходя из прочитанного, закончили предложение.

Откройте и прочитайте первый предложенный вариант ответа, это то о чём вы подумали? Перечитайте начало предложения, откройте и прочитайте второй вариант ответа, затем – третий и четвёртый. Если вы явно отдаёте предпочтение одному из вариантов, определите, к какой части текста относится текстовый вопрос, и найдите там подтверждение своему выбору. Если вы не можете сделать выбор, перейдите ко второму этапу.

Сосредоточьтесь на вариантах ответов. Определите, что роднит и что отличает четыре варианта ответа: они могут быть очень похожи с одним различием. Эту деталь и надо найти в тексте, что поможет вам уверенно выбрать правильный вариант ответа. Помните, что если два варианта ответа совпадают по смыслу (синонимичны), ни один из них может быть правильным. Обращаясь к тексту для проверки своего ответа, читайте только тот отрезок текста, который вам для этого необходим.

Прочитайте выбранные вами ответы – все подряд. Проверьте, складываются ли они в логическую картинку и не противоречат ли содержанию текста.

Обобщая все выше написанное можно дать такие рекомендации:

  1. Использовать смысловую и языковую догадку при предварительном ознакомлении с вариантами ответов.
  2. Стараться понять смысл текста, не обращая внимание на отдельные незнакомые слова.
  3. Быть особенно внимательным к сходным формам в тексте и варианте ответа, поскольку варианты ответов зачастую содержат ложные подсказки.
  4. Обращать внимание на синонимы в тексте и в варианте ответа.
  5. Быть особенно внимательным к видовременным формам, так как лексически наполнение варианта ответа может соответствовать тексту, но имеется в виду другой период времени или характер действия.
  6. Быть внимательным к отрицательным формам, поскольку они меняют значение на противоположное.
  7. Использовать легко вычленяемые единицы в ответах (имена собственные, числительные) для быстрого поиска соответствующей информации в тексте.
  1. Пытаться понять каждое слово в тексте.
  2. Руководствоваться формальным сходством форм в ответе и тексте.
  3. При выполнении задания В2 опираться на первое встретившееся подтверждение, следует найти несколько подтверждений правильному ответу.
  4. Выводить значения словосочетаний, стоящих в кавычках, их значения отдельных слов, поскольку они могут быть идиомами и приобретать иное значение.
  5. При выполнении задания В3 опираться либо на лексические, либо на грамматические соответствия, следует использовать комплексный лексико-грамматический подход.
  6. Руководствоваться общими представлениями и логикой при выборе варианта ответа, следует найти в тексте соответствующее подтверждение.
  7. Оставлять задания без ответа.

Литература :

  1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Глосса-Пресс М. 2010. С.503-504
  2. Программы по иностранным языкам // Иностранные языки в школе 2005, №5. С.11-15
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам // АСТ Астрель М. 2008. С.146-149
  4. Spratt M., Pulverness A. The TKT Course // Cambridge University Press 2005. P.21-23
  5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. ЕГЭ по иностранным языкам на все 100! // Macmillan 2009. С. 9-11

Эффективные приёмы обучения чтению на уроках английского языка

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников довольно низок. Данный вид речевой деятельности не всегда является для школьников основным средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью - получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использования чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.

Виды чтения.

Различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Этапы работы с текстом.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Дотекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. Дотекстовый этап предполагает - создание необходимого уровня мотивации - определение речевой задачи для первого прочтения - сокращение уровня языковых и речевых трудностей Возможные упражнения: 1. Определить по заголовку тематику текста (перечень поднимаемых в нем проблем) 2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. 3. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику (проблематику) текста на основе языковой догадки. 4. Просмотреть 1 абзац и определить о чем этот текст. 5. Прочесть вопросы к тексту и определить тематику текста. 6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста.

В текстовых заданиях ученикам предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

Они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде; - ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста; - вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Целями текстового этапа являются: - контроль степени сформированности различных языковых навыков и умений. - продолжение формирования соответствующих навыков и умений. - проверка совпадения предположений дотекстового этапа с информацией в тексте.

В заданиях к текстам по чтению про себя отражается их языковая сложность. При обучении чтению учащимся предъявляются тексты, как со снятыми, так и с неснятыми трудностями, при этом главным остается решение смысловых задач. Ниже предлагаются задания к текстам.

I. Задания, связанные с контролем понимания текста. - Прочитайте текст и покажите соответствующие предметы на картинке. - Прочитайте текст. Выберите из данных здесь картинок ту, которая соответствует содержанию текста; назовите ее номер (поднимите сигнальную карту с соответствующим номером). - Прочитайте текст и предложения под чертой. Укажите с помощью сигнальной карты номер предложения, которое не соответствует содержанию текста. - Прочитайте текст и предложения под чертой. На листке бумаги с номерами предложений поставьте знак +, если предложение соответствует содержанию текста, и знак - если не соответствует. - Прочитайте предложения и поставьте на листе рядом с номером предложения знак +, если то, о чем вы читаете, соответствует действительности, и вы можете это отнести к себе. Если нет, ставьте знак. - Прочитайте текст и пронумеруйте картинки в соответствии с последовательностью разворачивающегося содержания.

В настоящее время чаще при обучении чтению используются тестовые задания, в которых применяется символика, т. е. цифры и буквы для проявления понимания. Чаще всего в связи с чтением используются тесты множественного выбора и тесты на сопоставление.

II. Задания, предполагающие цитирование из текста. Точное цитирование - убедительное доказательство понимания без использования продуктивных форм работы; цитируя, читатель использует готовый материал текста, выбрав его в соответствии со смысловой задачей. При цитировании чтение про себя сочетается с чтением вслух (а иногда и с письмом). Упражнения в цитировании занимают большое место в работе над чтением. Иногда цитирование служит только средством выявления, насколько внимательно был прочитан текст. В этом случае задание направлено на то, чтобы отыскать в тексте предложение, подсказанное русским эквивалентом. Например: «Найдите в тексте предложения, соответствующие следующим русским предложениям». Цитаты могут приводиться для подтверждения/опровержения явлений фактического характера и для решения проблемных вопросов. Цитирование имеет место на всех этапах обучения.

III. Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями. Они занимают большое место среди упражнений, стимулирующих и контролирующих понимание текста. Например, в вопросе к тексту: «Зачем туристы поехали в Лондон?» - подсказаны конкретные факты: действующие лица (туристы), куда они поехали (Лондон), кроме того, в вопросе сообщается также, что в тексте названа цель поездки туристов. Таким образом, вопрос уменьшает меру неопределенности, он жестко управляет вниманием читающего.

Существует много разновидностей вопросов, направленных на выявление понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т. е. готовый материал. Довольно типичны в этой связи задания: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы». Выполнение задания такого рода может достаточно надежно показать понимание.

Возможны вопросы, вводящие текст-загадку. Ответ на вопрос обычно лаконичен: просто отгадка, за которой, однако, стоит внимательное и заинтересованное чтение, учет всех подробностей. Примеры заданий такого типа: - Определите, из какой сказки взят этот отрывок. - Выясните, почему текст так называется. - Прочитайте и скажите, о ком эта статья.

Существуют вопросы, предполагающие свободный ответ, хотя и вытекающий из содержания текста, но в самом тексте не имеющийся.

На этом этапе выполняются следующие упражнения: 1. Найти ответы на предложенные вопросы. 2. Подобрать заголовок к каждому из абзацев. 3. Вставить пропущенное в тексте предложение, подходящее по смыслу. 4. Прочесть описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо. 5. Расставить по порядку иллюстрации к тексту. 6. Догадаться о значении незнакомых слов.

Послетекстовый этап очень важен, т.к. он дает ученикам чувство достижения цели. Упражнения: 1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними. 2. Доказать, что… 3. Составить план текста. 4. Рассказать текст от лица главного героя. 5. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию, дать рецензию на текст. 6. Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту. 7. Придумать новое название для текста.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Заключение.

Чтение – это · самый легкий навык, с которым можно работать в классе и вне класса; · чтение является более легким видом деятельности, чем речь; · дает возможность получать знания и расширять кругозор; · чтение и книги открывают другую культуру и другой мир; · тихий и спокойный вид деятельности.

На начальном этапе преобладает чтение вслух, но оно является средством обучения чтению про себя. Приобщение к чтению про себя начинается уже на начальном этапе, являясь подчиненной формой чтению вслух.

Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.

В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.

Чтение необходимо рассматривать не только как цель, но и как средство обучения. Обучение иностранному языку тождественно овладению родным, чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, независимо от цели обучения, начинать обучение нужно с чтения.


Загрузка...