Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Люди которые были одержимы своей идеей. Одержимость идеями — психическое заболевание или норма? Как этот «недуг» попадает в человека? В какой момент

Словосочетанием «идея фикс» фехтуют многие, ввертывая его в разговор как в положительном, так и в отрицательном значении. А ведь изначально это медицинский термин. Его определил в 1892 году немецкий психиатр Карл Вернике. Талантливый врач отнес идею фикс к категории психических расстройств, которые возникают в результате реальных обстоятельств, но сопровождаются чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладают в сознании над всеми остальными суждениями. То есть человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели, и исход этого состояния непредсказуем. Если ему сопутствует депрессия, вполне возможно, что идея фикс может сопроводить своего хозяина в клинику для психически нездоровых людей. И все же, если бы многие ученые, математики, историки, художники в свое время не были одержимы, без скольких открытий, изобретений и произведений искусства осталось бы человечество! Белл изобрел телефон, будучи одержимым поисками средства от глухоты. Впрочем, если бы Адольфом Гитлером не завладела идея создания нового мирового порядка, основанного на расовых признаках, человечество избежало бы ужасов Второй мировой войны. Можно и менее прозаично: достаточно вспомнить одного широко известного в узких кругах российского криптозоолога, одержимого идеей встретить снежного человека. Регулярно отправляясь в экспедиции в Казахстан, захламляя подмосковную квартирку сомнительными находками, доказывающими существование «большенога», ему удалось-таки пару раз запечатлеть йети, при этом лишившись жены… Супруга не выдержала детской одержимости любимого.

Упираясь ногами в реальность

«Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях», - умничал герой картины «Начало». Доминирующие идеи есть и у здоровых людей, когда они усиленно к чему-то стремятся, сосредоточены только на результате, кладут ему все на алтарь, критически относятся к своим поступкам. Ведь каждому человеку присущи свои сверхценности: для кого-то важен порядок на рабочем месте, кто-то сверх меры озабочен внешним видом, а кто-то зациклен на собственной персоне и болезненно реагирует на шутки друзей в свой адрес.

Все - яд, дело только в дозе, сказал когда-то Парацельс. Все люди имеют сверхценные идеи, но не все умеют с ними жить. Пациентка американского доктора Фишера была замужем в течение десяти лет, она мечтала о ребенке, но ничего не получалось. Желание стать матерью стало у Джин навязчивой идеей. Однажды у нее случилась «задержка», Джин обрадовалась, что наконец-то ей удалось забеременеть. Все последующие месяцы женщина ощущала все признаки беременности: слабость по утрам, прибавление в весе, временами ей даже казалось, что ребенок шевелится у нее в утробе. Но когда она обратилась к гинекологу и тот сообщил ей, что она ошиблась, Джин была просто потрясена. Однако через короткое время после этого симптомы беременности исчезли сами собой. История Джин - пример того, как эмоциональный стресс (навязчивая идея родить ребенка) оказал влияние на функции эндокринных желез. Ее безмерное желание забеременеть повлияло на яичники, подавило их деятельность. Похожий случай был зафиксирован в истории, когда отчаявшаяся королева Англии Мэри, снедаемая желанием подарить престолу наследника, также оказалась жертвой ложной беременности.

Даем установку

Сегодня, в эру господства коммуникаций, идеи фикс попадают в головы прямо с экранов телевизоров, компьютерных мониторов, радио и газет. Именно с помощью средств массовой информации с их расширенным арсеналом приемов и способов подобного воздействия удается задействовать значительный по масштабам охват аудитории. Воздействие на коллективное психическое сознание оказывается в итоге самым результативным фактором управления массами. Эмоциональное нагнетание необходимо как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову. Привычки и желания потребителей информации в настоящее время являются объектами пристального изучения, затем через подконтрольные государству СМИ населению внедряются необходимые «знания» - психологические установки, социальные стереотипы , политические симпатии и антипатии, превращающиеся в массовые идеи фикс. Обычно в качестве глашатаев выбираются лица, подкупающие своей искренностью.

Похвальное стремление улучшить свою физическую форму, приблизившись к картинке с рекламных плакатов и из телевизора, сегодня для многих превратилось в настоящую навязчивую идею. В качестве примера можно приводить бесконечные истории о женщинах, которые с помощью диеты и/или упражнений отправили себя на тот свет, будучи убежденными, что им нужно «похудеть».

Не менее коварно желание «стать больше». Историей бодибилдера Стива Михалика родители пугают подростков. Стив больше всего в жизни хотел выйти на ринг Beacon Theatre в Нью-Йорке на состязаниях Night of Champions, чтобы своим телом из рельефных мышц заставить публику ахнуть. Идея фикс засела в голове Михалика, когда ему было всего 11 лет. Парень решил, что он слишком маленький, и вознамерился стать больше. В своем деле он доходил до крайностей: покупал обезьяньи головы и раскраивал черепа, чтобы выпить богатую гормонами жидкость, вытекающую из гипоталамуса. Следующим этапом стали стероиды. Парень лакомился коктейлем, который подчас включал 14 разных химических соединений. «Я принимал все больше новых лекарственных препаратов, что вело к появлению новых побочных эффектов, из-за которых мне приходилось принимать новые препараты, у которых были новые побочные эффекты », - вспоминает Стив.

И все же при всей своей опасности и болезненности одержимость идеей может питать творчество или стать основой жизни человека. Удостоенный Нобелевской премии ирландский поэт Уильям Батлер Йетс пятьдесят лет страдал любовной одержимостью. Однажды он увидел прекрасную девушку, ирландскую революционерку Мод Гонн, стоящую в дверном проеме среди цветущих яблонь. Позже он сказал, что с этого началось величайшее несчастье в его жизни. Спустя полвека, находясь на смертном одре, он все еще продолжал о ней писать. Йетс везде следовал за ней. Неоднократно предлагал ей руку и сердце, всякий раз получая отказ. Изведенный своей одержимостью, Йетс предложил выйти за него замуж юной дочери Гонн. Отвергнутый матерью и дочерью поэт таки женился на некоей англичанке, но его мысли по-прежнему оставались с Мод. Идея фикс, мучившая Йетса, подарила миру прекрасные строки его поэзии.

Великий английский астроном Уильям Гершель-старший (это он открыл планету Уран, двойные звезды, обнаружил инфракрасное солнечное излучение) был одержим своим делом, довел себя до истощения, поскольку не желал отрываться на такое низменное занятие, как еда. Сестра кормила его, вкладывая кусочки пищи в раскрытый рот… Античный философ Платон признал одержимость идеями источником и причиной творчества в искусстве, а многие современные психологи считают ее неотъемлемой составляющей рецепта успеха.

Наполеон Хилл , автор книги «Думай и богатей», настаивает на том, что именно одержимость - верная тропа к успеху, и рекомендует написать идею фикс на листке бумаги, изъясняясь как можно проще, а потом развесить сие послание в разных местах, чтобы оно было всегда на глазах и, таким образом, навсегда застряло в ваших мыслях. «Если вы регулярно думаете о своей цели, если она становится вашей идеей фикс, вся ваша внутренняя энергия направляется на то, чтобы помочь вам преуспеть. Идея фикс не только поможет вам повысить уровень энергии и успеха, но и убережет вас от очень серьезной ошибки - разбазаривания энергии », - рекомендует философ успеха.

Во имя своей мечты мы часто пренебрегаем собственным здоровьем, семьей, друзьями, и даже теряем чувство времени . Однажды тот же Наполеон Хилл признался, что настолько заработался, что принял отблеск восходящего солнца в стеклах стоящего напротив небоскреба за отражение лунного света…

С одной стороны, благодаря чудовищной сосредоточенности мы можем отключиться от внешнего мира, с другой - подобная одержимость в работе, и возникающий на ее почве трудоголизм , могут принести не только успех, но и разочарование, и даже болезни. Одержимость может стать как созидательным, так и разрушительным началом. Главное, чтобы целью успеха не был сам успех, потому что в таком случае теряется его смысл. А еще важно помнить, что, даже открыв космос, человек продолжает нуждаться прежде всего в человеке, с которым можно разделить радость своего открытия, успеха, победы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Древнегреческий математик, физик, изобретатель и инженер-самоучка из Сиракуз сделал массу открытий в геометрии и гидростатике. За отсутствием во времена Архимеда желтой прессы и журнала «Популярная механика» про него не писали статьи, а слагали легенды, с переменным успехом причисляя то к богам, то к сумасшедшим. Его современников можно понять. Мужчина, который с помощью солнечных зайчиков воспламеняет вражеские корабли, открывает закон объема, лежа в ванной, и голым бегает по улице с криком «Эврика!», наводит на мысли о состоянии психического здоровья. В то время как другие сходили с ума по женщинам в тогах, войнушкам и Олимпийским играм, Архимед фанател от математики, забывая про еду и сон из-за уравнений. Одной из одержимостей грека было число пи (если назовешь первые двадцать цифр после 3,14, можешь считать себя гением и перестать здороваться с глупцами). Он был настолько увлечен расчетами формулы на песке, что не заметил, как римские солдаты взяли его родной город Сиракузы. Когда легионер подошел к нему и наступил на чертеж, Архимед закричал: «Не трогай моих кругов!» В ответ на это враг заколол его мечом.

Достаточно вспомнить тот факт, что Ньютону на голову упало яблоко, чтобы начать сомневаться в адекватности гения и понять тех людей, которые при жизни считали его одержимым. Человека было опасно звать в гости: он тут же начинал разбирать вокруг себя мебель, сверлить дырки в стене, чтобы понаблюдать за лучами солнца, и рассматривал под лупой хозяйский обед и передник жены. Неудивительно, что друзей у него было немного. В 1665 году в Англии свирепствовала эпидемия чумы, и Ньютон решил укрыться от нее в родном Вулсторпе. Перед отъездом в деревню он приобрел стеклянные призмы, чтобы «произвести опыты со знаменитыми явлениями цветов» (видимо, вполне заурядное хобби). Вооружившись ломом и стеклянной призмой, он проделал дыру в ставне темной комнаты и первым в истории получил изображение в виде полоски семи чередующихся цветов - радугу. Опустим историю о том, что позднее он хотел наложить на свет музыку, и просто поаплодируем одержимости.

Человек, чье имя стало синонимом рок-музыки. И этот титул звучит покруче президентского. В 2009 году журнал Time назвал Хендрикса величайшим гитаристом всех времен: на музыкальном олимпе у него не меньше заслуг, чем у Моцарта. В 15 лет, после смерти матери, Джими купил себе первую акустическую гитару и перестроил ее под левую руку, так как был левшой. Он не знал нотной грамоты и подбирал мелодии на слух, но именно в этого развязного самоучку вселился «бес струн», и его больше нельзя было остановить. Гитара и женщины (именно такая последовательность) - единственное, что волновало Джими. И если вторыми он время от времени наслаждался без разбора, первой доставалась самая дикая страсть: он играл на гитаре зубами и локтями, забрасывал ее за спину и даже не раз поджигал во время выступления. Несмотря на вакханалию, которую одержимый рокер творил на сцене, именно его называют первым музыкантом в истории, «открывшим феномен электрогитары как самостоятельного инструмента». Мастерски исполнять рок-баллады он умел даже на расстроенных моделях, постоянно экспериментируя со звуком.

Основоположник современной космонавтики, гений аэродинамики и ракетостроения и один из самых продвинутых и крутых ученых своего времени был абсолютно глухим. В десять лет, будучи обычным сельским пацаном, Костя переболел скарлатиной и почти полностью потерял слух. Когда закрывается одна дверь, обязательно открывается другая. Как писал сам Циолковский, в этот момент он почувствовал «проблески серьезного умственного сознания», начал самостоятельно учиться и растить в себе гения. Переехав в Москву, он еле сводил концы с концами: «Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал трубки, ртуть, серную кислоту и химические реактивы для опытов». (Ты еще жалуешься на кризис, мизерную зарплату и старый «бумер»?) Даже жену Циолковский выбирал из практических соображений: «Чуть старше шестнадцати лет, и лишь бы не мешала работать». О свадьбе вспоминал радужно: «В день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекла для электрических машин. Напился только венчавший поп». Единственное, от чего фанател ученый, так это от космоса. Он грезил полетами на звездолетах к далеким планетам, расселением человечества в Солнечной системе и превращением людей в разумные «животно-растения». Одним словом, Рэй Брэдбери и Джордж Лукас отдыхают!

Пока ты собираешься с духом, чтобы вкрутить лампочку, вспоминаешь «Отче наш», когда на горизонте шарашат молнии, и с видом доки поднимаешь рычажок на пробках типа «автомат» - ученые вроде Николы Теслы вставляют пальцы в розетку. Живи Тесла в наше время, эксцентричные выходки миллионера, живущего на Манхэттене, не сходили бы с первых полос передовиц. «Мистер Мозг», как называли его друзья, слыл настоящим фриком: больше всего на свете он боялся микробов (поэтому всегда ходил в белоснежных перчатках), был одержим личной гигиеной, ненавидел жемчуг (мог попросить выйти из комнаты женщину, которая имела неосторожность надеть подобное ожерелье) и спал только два часа в сутки (все остальное время занимали опыты с молниями и током).

Еще один гений-самоучка с обостренным чувством прекрасного и травмированной психикой. Художник родился через год после того, как на свет появился и почти сразу умер его брат, которого изначально и назвали Винсентом. «Добрые родители» каждую неделю водили Винсента второго на кладбище - к надгробной плите с его собственным именем! Исследователи жизни Ван Гога считают этот факт одной из главных причин проявления в будущем безумия. Всего за семь одержимых живописью лет он создал около тысячи рисунков и почти столько же картин, обожал рисовать ночью при свете свечи, сходил с ума по желтому цвету и соломенной шляпе, был большим оригиналом по части подарков (отрезал мочку уха в качестве презента любимой проститутке) и в порыве безумия пару раз съедал самое дорогое - все свои краски.

Любите ли вы животных так, как любил их Дарвин? Ученый, помешанный на поисках механизма эволюции, не обделил трепетным вниманием ни одну тварь дрожащую и с одинаковым обожанием относился к повадкам «мимимими котиков» и червяков. За последними Дарвин следил особенно тщательно, пытаясь выяснить, какие чувства «дождевые» сохранили в процессе эволюции. Он играл на рояле, чтобы выяснить, есть ли у них слух; брызгал духами, чтобы проверить обоняние; демонстративно жевал табак, чтобы уловить искорки червивого сознания. Ничего! Червяки оставались глухи, немы, слепы и непреклонны. Единственное, что обнаружил ученый, - признаки социальности: «подопечные» частенько ложились рядом друг с другом.

Одно имя Эдгара По наводит на нас благоговейный трепет, а перед глазами тут же пролетают ворон, маятник, толпа голов и все ужасы школьной программы по литературе… Кажется, что на этом месте ты должен проснуться в холодном поту, как вдруг понимаешь, что давно не спишь. А-а-а-а! Основоположник жанра детектива и прародитель научной фантастики - самая мрачная душа в мировой литературе. Трагические события и неудачи рифмуются в его биографии, как строчки из «Мореллы», «Лигейи» и «Падения дома Ашеров»: богатство и нищета, любовь и смерть, семейный особняк и ночлежки, баснословные заработки и кончина в канаве. Даже в самые счастливые моменты По никогда не писал «светлой» прозы и был насквозь пропитан человеческими страданиями, конфликтами, бреднями и муками. Он обожал ставить психологические опыты над собой и другими и истязать душу. Кажется, что, открывая любое его произведение, мы до сих пор чувствуем себя частью этого эксперимента длиной в жизнь.

Сложнее сказать, кем этот гений не был и что он не изобрел. Пулемет? Он! Акваланг? Тоже он! Автомобиль? Точно не он! Нет, он! А еще танк и золотое сечение. Всю свою жизнь да Винчи сокрушался, что у него нет крыльев, и был буквально одержим идеей полета, причем настолько, что не мог уснуть по нескольку суток, пока ему на ум ни приходило новое воздушное изобретение. Например, средневековый вертолет изо льна, пропитанного крахмалом, который приводили в движение четыре человека и пружина. Или крыло летучей мыши, оказавшееся прототипом дельтаплана; воздушный корабль - прообраз дирижабля. Или как тебе такое пророчество во славу парашютистов: «Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела»?

«Великая битва за динозавров». Название на заметку Спилбергу в качестве сиквела очередного «Парка юрского периода» или братьям Запашным для новой программы. В реальности за блокбастерским именем скрывается война двух великих палеонтологов: Эдварда Копа (из Академии естественных наук в Филадельфии) и Отниела Чарлза Марша (из Йельского университета). Кто бы мог подумать, что дотошные любители старины, профессора и интеллектуалы устроят настоящую «костяную войну», полную интриг и заговоров, покруче, чем в фильмах Финчера. Одержимые динозаврами палеонтологи с 1877-го по 1892-й конкурировали друг с другом в поиске ископаемых, прибегая для этого к взяточничеству, кражам и даже уничтожению ценных костей, лишь бы те не достались конкуренту. В попытке достичь палеонтологического превосходства некогда состоятельные «охотники» обанкротились в пух и прах, но нездоровый азарт и одержимость принесли свои плоды: Коп и Марш открыли не менее 142 новых видов динозавров.

Одержимый художник, писатель и ученый, который в укромной каморке возомнил себя богом на земле (звучит грозный смех), - образ, на который не раз покушались в кино и литературе. Главное действующее лицо фантастического романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» затесалось в эту нескромную компанию реальных гениев неслучайно. Вряд ли в истории можно вспомнить более сумасшедшего и талантливого естествоиспытателя, который решил излечить мир от его главной «болезни» - смерти. Для тех, кто в танке: Франкенштейн - не имя монстра, собранного, как лоскутное одеяло, из фрагментов тел, а фамилия его творца. Старая экранизация ленты про одержимого социопата с амбициями уже порядком набила оскомину, но тут подоспел новый триллер - «Виктор Франкенштейн». Одним театром ужасов создатели не ограничились. (Спойлер! Монстр в картине далеко не один.) Под покровом ночи в черном-черном городе поднимают куда более фундаментальные вопросы: кто мы вообще такие? Откуда мы пришли? Куда идем, когда умираем? Можно ли предотвратить или обратить вспять смерть? К слову, отличная возможность сходить в кино (с 26 ноября) вместе с лучшим другом. Главным «сообщником» Франкенштейна становится его друг и помощник Игорь, который не только поддерживает ученого, но и, когда нужно, вставляет ему мозги на место.

Если обычного человека спросить, кого он знает из родоначальников эпохи электрического тока, света и ламп накаливания, то подавляющее большинство вспомнит (из тех, кто знает) знаменитого Томаса Эдисона, и мало кто - Николу Тесла, ученого-физика, в честь которого названа единица магнитной индукции и фамилия которого сейчас на слуху только в связи с названием марки дорогого электромобиля. Почему-то Теслу не очень вспоминают на страницах школьных учебников физики, хотя без его работ, открытий и изобретений трудно представить себе существование обыденных вещей, таких как, например, электроток в наших квартирах. Подобно Ломоносову, Никола Тесла опередил свое время и не получил заслуженного признания при жизни, впрочем, и до сих пор его работы не оценены должным образом.

А началось все в 1856 году в небольшом селе Смилян (ныне - территория Хорватии): в семье сербского православного священника родился четвертый сын, которого окрестили Никола. Научившись читать, мальчик буквально «проглатывал» книги одну за другой, часто читая ночами. Являясь студентом Пражского университета, уже на втором курсе молодой Тесла выдвигает идею индукционного генератора переменного тока. Однако университетские профессора сочли эту идею сумасшествием и бредом. Но этот отрицательный вердикт ученых мужей только подохотил изобретателя, и уже в 1882 году была построена действующая модель.

Тесла горел желанием воплотить своё детище в реальной промышленной установке. Он уезжает в США и просто с корабля направляется к знаменитому уже тогда Томасу Эдисону - изобретателю электрической лампочки, угольного микрофона, фонографа и динамо-машины. Благодаря полученным на них патентам Эдисон в то время уже успел прославиться и разбогатеть. Знаменитый изобретатель выслушал молодого эмигранта и, хотя отнесся к его идее довольно прохладно, все же предложил ему работу в своей лаборатории. Прохладное отношение к идее генератора переменного тока объяснялось просто: все изобретения и все научные разработки Эдисона базировались на использовании постоянного тока, о переменном он и слышать не хотел. Но уже в октябре 1887 года, не переставая работать на Эдисона, Никола Тесла смог получить патент на свое изобретение. Эдисон «почувствовал» опасного конкурента и публично стал его критиковать. Также он пообещал Тесле $50 000 за сложную и очень важную для компании работу, а когда последний успешно с ней справился, просто отказался платить, заявив, что эмигрант, видимо, плохо понимает английский язык и американский юмор. Ученые расстались врагами, Тесла оказался на улице без работы и без денег.

Но таланту повезло. Сумев заинтересовать некоторых бизнесменов, Тесла вскоре открывает свою собственную фирму Tesla Electrіc Lіght Company, заключает контракт с фирмой миллионера Вестингауза Westіnghouse Electrіc и даже участвует в сооружении ГЭС на Ниагарском водопаде.

90-е годы XIX века отметились непримиримой борьбой двух компаний. С одной стороны это была General Electric, что отстаивала интересы Эдисона, который являлся сторонником использования постоянного тока. Ей противостояла Westinghouse Electric, которая создавала свою продукцию на основе многих патентов Николы Теслы в области переменного тока. Это время вошло в историю промышленности, как «Период трансформаторных битв». Нанятые General Electric журналисты в прессе распространяли о переменном токе всякие небылицы. В 1887 году в Нью-Джерси Эдисон долго выступал перед публикой, клеймил своих конкурентов Теслу и Вестингауза, а потом подключил к генератору производства Westinghouse Electric, вырабатывающие ток в 1000 вольт, металлическую пластину, на которую предварительно поместил с дюжину животных. Те погибли. В 1888 году, когда нью-йоркские власти искали более гуманный вид смертной казни, Эдисон выступал за то, чтобы был выбран электрический стул «на переменном токе». Он считал, что нормальный человек не захочет пользоваться прибором, «выполненным по технологии электрического стула».

Но неутомимый Тесла придумал эффектный ответный ход. Его представление, которое произошло на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, потрясла весь мир. С невозмутимым видом он пропускал через себя переменный ток напряжением в миллионы вольт - молнии плясали на поверхности его кожи, но сам он оставался невредимым. А когда охваченный электрическими разрядами «сумасшедший» с улыбкой брал в руки не подключенные ни к каким проводов лампы накаливания (между прочим - Эдисона!), Они послушно загорались в его руках. Это казалось настоящим волшебством. И это при том, что ранее в многочисленных выступлениях Эдисон заявлял, что переменный ток высокого напряжения убьет любого, кто прикоснется к проводам!

Тесла продолжал научные изыскания с маниакальным упорством. Часть его идей воплотилась в виде многочисленных патентов на изобретения. В лекции, состоявшейся в 1893 году во Франклиновском университете (Филадельфия), Тесла высказался о возможности практического применения электромагнитных волн. «Я хотел бы сказать несколько слов о предмете, который все время у меня в голове, который затрагивает благосостояние всех нас. Я имею в виду передачу осмысленных сигналов, быть может, даже энергии на любое расстояние вовсе без проводов. С каждым днем ​​я все больше убеждаюсь в практической осуществимости этой схемы». Такие утверждения не были голословны. Еще в 1891 году во время экспериментов с колебаниями высокой частоты ученый создает один из самых оригинальных приборов своего времени. Тесле удалось соединить в одном устройстве свойства трансформатора и явление резонанса. Так был создан знаменитый резонанс-трансформатор, сыгравший большую роль в развитии многих отраслей электротехники, радиотехники и широко известный под названием «трансформатора Теслы». Изобретатель предлагал использовать резонанс-трансформатор с целью возбуждения излучателя, поднятого высоко над землей и способного передавать энергию высокой частоты без проводов. Если говорить современной терминологией, речь шла об антенне! Таким образом, за несколько лет до Попова и Маркони уже была реализована идея беспроводной связи.

В 1899 году в горном районе Колорадо при финансовой поддержке друзей Тесла организовал научную лабораторию. Там, находясь на высоте двух тысяч метров над уровнем моря, он занялся изучением грозовых разрядов и определения наличия электрического заряда земли. Им была создана оригинальная конструкция "усилительного передатчика", напоминающего трансформатор и позволяющего получать напряжение до нескольких миллионов вольт при частоте до 150 тысяч периодов в секунду. К этому передатчику была подключена 60-метровая мачта. Включение передатчика вызывало в атмосфере грозовые разряды с молниями длиной до 135 футов. В одном из экспериментов Тесла прикрепил некий прибор к железной балке на чердаке здания, в котором находилась его лаборатория. Через некоторое время стены домов за несколько миль от лаборатории начали вибрировал, и люди в панике выбежали на улицу. Из-за огромных молний, ​​которые часто возникали над мачтой, местные жители окрестили ученого "безумным изобретателем". И когда начались странные вибрации домов, люди сразу же заподозрили в этом Теслу. Была вызвана полиция и репортеры. Ученый успел выключить и уничтожить свой прибор, вовремя осознав, что он может стать причиной серьезного бедствия. "Я мог бы обрушить Бруклинский мост за час", - признавался он впоследствии. Эксперименты пришлось прекратить.

Потом Тесла получил финансовую поддержку Джона Пирпонта Моргана - одного из миллионеров того времени, который заинтересовался его разработками. На выделенные деньги в Нью-Йорке на острове Лонг-Айленд была построена лаборатория по передаче сигналов в Европу и рядом с ней возведена башня высотой 57 метров со стальной шахтой, заглубленной в землю на 36 метров. Башню венчал 55-тонный металлический купол диаметром 20 метров. Научный проект получил название Уордэнклиф (Wardenclyffe). Тесла лелеял мечту помимо передачи сигналов всерьез заняться осуществлением передачи энергии на расстояние. Хитрый физик скрыл от Моргана, что башня предназначалась не только для трансляции радиоволн, но и для беспроводной передачи электричества. Как только Морган это понял, он тут же отказал Тесле в финансировании. Ведь это изобретение могло обрушить рынок энергетики: кто будет покупать то, что можно получать практически бесплатно? Являясь совладельцем первой в мире Ниагарской ГЭС и крупных медных заводов, Морган никак не мог такого допустить. Башня Уордэнклиф была законсервирована в 1903 году, несколько лет стояла заброшенной, а в 1917 году ее взорвали, придумав очень странное основание - якобы ее могли использовать немецкие шпионы. Так же нельзя не упомянуть о теории, согласно которой причиной взрыва на Подкаменной Тунгуске в России в 1908 году (так называемый Тунгусский метеорит) мог быть и проект Уордэнклиф. По другой версии, с помощью Уордэнклиф Тесла собирался осветить небосвод Роберту Пири, который пробирался в арктической темноте до Северного полюса. Однако эти версии не выдерживают критики, потому что падение Тунгусского тела произошло 30 июня 1908 года, а Роберт Пири отправился на полюс 20 февраля 1909-го.

Присуждение Нобелевской премии по физике за 1915 год вызвало всеобщее недоумение: накануне «Нью-Йорк Таймс» написала, что она будет разделена между двумя людьми, почти врагами - Теслой и Эдисоном. Ходило много слухов на эту тему, Тесла принимал поздравления, но собирался отказаться от премии, хотя в это время имел нужд в деньгах, - он принципиально не хотел делить это признание его заслуг с Эдисоном. Но через неделю Нобелевский комитет объявил, что премию по физике получат английский профессор Уильям Генри Брэгг и его сын Уильям Лоренс Брэгг - за заслуги в исследовании структуры кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Таким образом, мирового признания своих заслуг Никола Тесла так и не получил.

Шло время, Тесла постарел, но не оставил своей мечты о передаче энергии без проводов. В 1931 году при поддержке компаний Pierce-Arrow Co. и General Electric Тесла снял бензиновый двигатель с нового автомобиля фирмы Pierce-Arrow и заменил его стандартным электромотором переменного тока мощностью в 80 л.с. (1800 об/мин.) Без каких бы то ни было традиционно известных внешних источников питания. Как сообщали очевидцы, в местном радиомагазине он купил 12 электронных ламп, немного проводов, горстку различных резисторов и собрал все эту хозяйство в коробочку длиной 60 см, шириной 30 и высотой 15 с парой стержней в 7,5 см, которые торчали снаружи. Укрепив коробочку сзади за сиденьем водителя он выдвинул стержни и объявил: «Теперь у нас есть энергия!» После этого он ездил на машине неделю, разгоняя ее до 150 км/ч. На все вопросы, откуда же получает энергию электродвигатель, Тесла отвечал: "Из эфира вокруг всех нас". Не поверив его словам, обыватели распустили слухи о том, что ученый, так или иначе, в союзе с темными силами. Теслу это разозлило, он убрал таинственную коробку из автомобиля и вернулся в свою лабораторию в Нью-Йорке. Тайна источника энергии и до сих пор осталась нераскрытой.

Последние годы жизни Николы Теслы также окутаны тайной. Существуют версии, что он занимался исследованиями в американской военной корпорации RCA. Известно точно, что он руководил проектом N.Terbo (такой была девичья фамилия его матери). В некоторых источниках упоминается о проекте «Радуга», в рамках которого якобы был проведен известный Филадельфийский эксперимент. На эсминец ВМФ США «Элдридж» было установлено оборудование для генерации защитного поля, которое позволило бы сделать корабль невидимым для радаров, но в итоге эксперимента корабль стал невидимым и для человеческого глаза. Писали о том, что «Элдридж» моментально переместился в пространстве с одного побережья Америки на другое, что часть экипажа погибла, часть бесследно исчезла, а те, что остались в живых, провели остаток своей жизни в психбольнице. Однако впоследствии удалось доказать, что никакого эксперимента не было. «Элдридж» находился тогда не в том месте, и, вообще, все это придумано одним полуграмотных моряком, который увидел, как корабль обматывают медной проволокой - вполне реальный способ размагничивания корпуса, чтобы не взорваться на магнитной мине.

Также весь мир очень интересует «дьявольское оружие» Теслы. В начале XX века, а затем в начале 1940-х в возрасте 84 лет ученый пугал журналистов своим новым изобретением. Он обещал направить в ионосферу тонкий, но чрезвычайно мощный пучок каких-то частиц или волн, и те эту ионосферу нагреют так, что она испепелит противника, который находится под ней. Такого рода установки существуют, их называют нагревательными стендами, но никогда не используют на полную мощность, во-первых, из-за непредсказуемости последствий для самих экспериментаторов и, во-вторых, из-за полной бессмысленности таких экспериментов.

Великий ученый умер в 1943 г. почти не оставив после себя записей, дневников и результатов исследований. В отношении научного наследия Теслы далеко не все понятно. Некоторые его друзья и биографы утверждали, что ученый уничтожил большую часть своих записей в начале Второй мировой войны, поняв, что человечество не готово использовать его открытия, и они, использованные как мощнейшее оружие, могут принести больше вреда, чем пользы. Часть современников Теслы, которые работали с ним в его последние годы, утверждает, что архив физика был конфискован спецслужбами сразу же после его смерти. Это также одна из версий, окутанных тайной и загадками. Более практичная состоит в том, что сохранившиеся бумаги Теслы находятся в Белградском музее его имени, сотрудники которого время от времени публикуют их.

Невероятные факты о Николе Тесле

  • Тесла утверждал, что ночью спит только 2 часа (хотя признавался, что мог прилечь отдохнуть и днем), а однажды провел за работой 84 часа, не чувствуя усталости.
  • Он славился своей гениальной фотографической памятью, мог запоминать даже целые книги!
  • Согласно семейной легенде, после рождения мальчика бабка-повитуха заявила, что Николе суждено быть ребенком темноты (возможно, потому что он родился во время грозы, а молния обещает злой рок). Его мать, однако, на это пророчески сказала: «Нет, он будет ребенком света».
  • Одна из странностей Теслы заключалась в том, что он ненавидел касаться волос.
  • В детстве Николу мучили ночные кошмары, и, как считают историки, позднее в жизни это помогло ему мысленно представлять свои изобретения, причем очень четко.
  • Он был одержим числом 3.
  • Тесла был ярым сторонником гигиены. Как говорят, это было связано с тем, что в юности он заболел холерой и чуть не умер.
  • Одной из самых необычных причуд Теслы было отвращение к круглым предметам!
  • Ища финансовую поддержку у Моргана в 1901 году, Тесла рассказал ему о своем новом изобретении, над которым работал, - сотовом телефоне! Конечно, название было другое, но, по сути, он имел в виду именно связь без проволоки.
  • В какой-то момент Тесла увидел в своем воображении и рентген, и радар.
  • Он был сторонником евгеники - селекции людей и контроля над рождаемостью.
  • Тесла ненавидел жемчуг и избегал разговоров с женщинами, которые носили жемчужные украшения.
  • Он придерживался убеждений, что семейная жизнь, рождение детей несовместимы с научной работой. Но незадолго до смерти ученый признается, что отказ от личной жизни был неоправданной жертвой.

Подготовил Иван Купарвас

Некоторые коллекционеры, одержимые идеей пополнения своих собраний, со временем превращают хобби в профессию, открыв в своих жилищах настоящие музеи, а самые необычные коллекции удостаиваются права быть занесёнными в Книгу рекордов Гиннеса

Перевод для – Анна Голованова

В разных уголках нашей планеты живут люди, которых объединяет всепоглощающая страсть к коллекционированию причудливых и оригинальных предметов. Кто-то собирает бюстгальтеры или обувь, кто-то – настенные часы, жестяные коробки или складные картинки – пазлы.

Некоторые заядлые коллекционеры принадлежат к творческим профессиям, в частности, являются художниками или мастерами-ремесленниками. Остальные люди — просто энтузиасты своего дела, разместившие на небольшой площади частных домов и квартир не одну тысячу дорогих их сердцу вещей: от мягких игрушек до сувениров и одежды с тематикой «Звёздных войн» или комиксов о Супермене.

Некоторые коллекционеры, одержимые идеей пополнения своих собраний, со временем превращают хобби в профессию, открыв в своих жилищах настоящие музеи, а самые необычные коллекции удостаиваются права быть занесёнными в Книгу рекордов Гиннеса.

Предлагаем вашему вниманию фотографии некоторых коллекционеров на фоне их странных, порой даже жутковатых коллекций.

Герберт Чавес позирует в образе Кларка Кента, героя сериала «Тайны Смолвиля» — адаптированной для телевидения версии комиксов о Супермене

Герберт Чавес из города Каламба в филиппинской провинции Лагуна собрал огромное количество самых разных сувениров, связанных с Суперменом, включая одежду супергероя, миниатюрные фигурки, плакаты, статуи в натуральную величину и другие предметы.

Для того чтобы добраться до некоторых экспонатов своей обширной коллекции, хранящейся в доме коллекционера в Сингапуре, Цзянь Яню приходится вставать на табурет

Цзянь Янь из Сингапура начал собирать кукол ещё, будучи подростком. Он никогда не обращал внимания на распространённое убеждение, будто коллекционирование кукол интересует только слабую половину человечества. Сегодня Цзянь Янь является владельцем девяти тысяч кукол, шесть тысяч из которых составляют популярные во всём мире куклы Барби.

Необычный балкон Этаниса Гонсалеса в Венесуэльской столице вызывает ужас у соседей художника

Популярный художник из Венесуэлы Этанис Гонсалес поместил огромное количество жутких кукол на своем балконе в Каракасе.

Андреа Рохас позирует на фоне собственной коллекции кукол у себя дома в городе Эредия, расположенном в нескольких километрах к северу от столицы страны Сан-Хосе

Жительница Коста-Рики Андреа Рохас тоже собирает кукол. В её коллекции их набралось уже более четырёх с половиной тысяч.

Лондонский дом Маргарет Тайлер превратился в святилище Британской королевской семьи. Хозяйка дома в гостиной в окружении своих сокровищ

Убеждённая роялистка Маргарет Тайлер за тридцать лет собрала самую большую в мире коллекцию памятных предметов, имеющих отношение к Британской королевской семье: посуду, статуэтки, книги, журналы, картины, плакаты, фотографии и т.д. В общей сложности коллекция Маргарет Тайлер насчитывает сегодня десять тысяч наименований.

Ли Тао вытирает пыль со старинных часов в принадлежащем ему музее

Жителю Китая Ли Тао принадлежит музей старинных часов в городе Шэньян в северо-восточной части Китая в провинции Ляонин. Ли Тао стал интересоваться часами и часовыми механизмами ещё в детстве под влиянием своего отца. Сегодня коллекция Ли Тао насчитывает пять с половиной тысяч предметов, многие из которых имеют не только художественное, но и важное историческое значение.

Внушительная коллекция Иветт Дарден заняла всё жилое пространство её дома в Гранд-Халле в восточной Бельгии, так что хозяевам пришлось приобрести ещё одно дополнительное здание

Пенсионерка из Бельгии Иветт Дарден собрала в своём доме более пятидесяти пяти тысяч старинных металлических коробок. Необычные экспонаты всевозможных размеров и форм с крышками и литографическими картинками являются отражением разных исторических эпох и событий.

Чжан Дафан позирует с одним из ценных экспонатов своей коллекции

Пекинская квартира гражданина Китая Чжана Дафана набита невероятным количеством телефонных аппаратов.

Джордан Майкл Геллер на фоне линии кроссовок Air Jordan Retro, специально разработанной фирмой Nike для легенды баскетбола Майкла Джордана

Американец Джордан Майкл Геллер из Лас-Вегаса собрал самую большую коллекцию кроссовок фирмы Nike, открыв на бульваре Лас-Вегас в штате Невада первый в мире музей кроссовок «ShoeZeum». В 2013 году коллекция Геллера, включающая более двух с половиной тысяч пар, была занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Хе Пейци рядом со своим уникальным произведением

Терпеливый художник и коллекционер Хе Пейци, проживающий в городе Чунцин в центральной части Китая, создал максимально точную уменьшенную копию своего города. Мужчине понадобилось около пятидесяти тысяч монеток разных типов, в том числе уже вышедших из употребления, огромное количество цветных камушков для оформления улиц и китайские палочки для еды, при помощи которых мастер сооружал своё творение.

Юрий Крешков и его коллекция бутылок

Киевлянин Юрий Крешков за двадцать лет собрал около трёх тысяч пустых бутылок из-под алкогольных напитков, поместив необычную коллекцию в своей небольшой двухкомнатной квартире.

Джина Лакуна собирает пазл для своего музея в городе Тагатай

Владелица небольшого бизнеса по продаже детской одежды Джина Лакуна из города Тагайтай в провинции Кавите на филиппинском острове Лусон в пятидесяти километрах от Манилы собрала 473 пазла.

Селин Корнет с игрушкой-пандой в своем доме в Аккуре

Коллекция панд, принадлежащая пожилой супружеской паре Селин и Андре Корнет из бельгийского города Аккур, насчитывает две тысячи двести восхитительных мягких игрушек. Первая игрушка появилась у супругов в далёком 1978 году. Согласно решению супругов, после их смерти коллекция перейдёт к больным детям.

Эмелин Дюотой позирует на фоне своей пятнистой коллекции в своём доме в Сент-Омере на севере Франции

Французская модель Эмелин Дюотой уже более семи лет собирает игрушечных коров. На сегодняшний день девушке принадлежит обширная коллекция, состоящая из 1679 предметов, куда входят мягкие игрушки, чашки, тапочки, магниты, безделушки и прочие мелочи, имеющие «коровью» символику.

Чэнь Цзинчжу посетил с лекциями более тридцати учебных заведений по всей стране, где рассказывал девушкам о том, что ношение неправильно подобранного белья увеличивает риск заболевания. После лекций девушки с охотой дарят коллекционеру свои бюстгальтеры

Житель курортного города Санья, на самом юге острова Хайнань в Китае Чэнь Цзинчжу собрал очень необычную коллекцию, состоящую из пяти тысяч женских бюстгальтеров. Своими действиями коллекционер пытается привлечь внимание общественности к такому страшному онкологическому заболеванию, как рак молочной железы.

Коллекция камней Луиджи Линери

Итальянец Луиджи Линери, живущий на берегу реки Адидже недалеко от Вероны посвящает своё свободное время собиранию камней, которым воды реки придали какую-нибудь характерную и легко узнаваемую форму, например, рыбьей головы или человеческого лица. В домашней мастерской 79-летнего Линери уже находятся десятки тысяч камней. «Я даже не собираюсь их считать, но их количество огромно», — утверждает коллекционер.

Джеймс Бернс и его коллекция сувениров с символикой «Звёздных войн»

Любовь к сериалу «Звёздные войны» сделала англичанина Джеймса Бернса не просто обладателем большой и разнообразной коллекции предметов с символикой обожаемого фильма. Благодаря своему необычному увлечению, он встретил новых друзей. «Я познакомился с огромным количеством замечательных людей по всему миру. Я счастлив принадлежать к такому прекрасному сообществу единомышленников, — сказал он. — С этим ничто не может сравниться».


Чтобы стать знаменитым, нужно не просто быть рисковым и отчаянным человеком, но ещё верить в себя и любить своё дело. Всегда были люди, которые были просто одержимы своей идеей. Порой их считали безумцами. Возможно, в этом была доля истины, но во всяком случае, эти люди могут быть прекрасным примером, как добиваться своего. В этом обзоре фильмы о людях, которые ради поставленной цели готовы были пойти на любой, даже самый безумный, поступок.

1. «Фицкарральдо»


режиссер Вернер Херцог, 1982 год
Режиссер этой драмы – сам образец настоящего безумца, готового на любые отчаянные поступки. Он легко заключает пари, чтобы в итоге съесть свой ботинок. Ему ничего не стоит быстро собраться и отправиться за тридевять земель к туземцам с показом шедевров мирового кинематографа.

Неслучайно и его персонажи наделены нотками безумия и фантастическими идеями за пределами разума. В этой ленте Херцога таким носителем подобных идей стал меломан Фицджеральд, которого индейцы прозвали Фицкарральдо. Его идея фикс - соорудить оперный театр среди непроходимых джунглей. Можно только представить, на что он готов пойти для реализации своего грандиозного проекта.

2. «Амадей»


режиссер Милош Форман, 1984 год
Один из самых обласканных специалистами фильмов, получивший сразу восемь престижных оскаровских статуэток. Секрет подобного успеха кроется не только в показе музыкальных персон мирового масштаба, а и в сюжетном построении и скрытых недосказанностях.

Кто-то считает ленту своеобразной попыткой постичь тайну гениальности великого Моцарта. Кто-то видит в ней прежде всего удивительную историю Сальери – музыканта от бога и одержимого безумца, у которого только одна цель в жизни - превзойти Амадея в гениальности.

3. «Винсент и Тео»


режиссер Роберт Олтмен, 1990 год
Среда художников – отличная почва для безумных гениев всех мастей. И все равно Винсент Ван Гог – бесспорный лидер среди них. Чего только стоит байка об его бедном ухе, которое художник отрезал себе в назидание за то, что оно не поддавалось "правильному" изображению на автопортрете.

У Олтмена культового художника играет Тим Рот, а акцент в ленте сделан на вечной проблеме среди творцов - нехватке денежных средств. Их поиск, естественно, вредит творчеству, а тут и с братом Тео у Винсента складываются совсем непростые отношения…

4. «Пи»


режиссер Даррен Аронофски, 1998 год
Этого режиссера в творчестве роднит с Вернером Херцогом одно обстоятельство - их герои настоящие безумцы. Дебютный фильм Аронофски – это рассказ о математике Максе, страдающем от невыносимых головных болей, переходящих в приступы паранойи.

Его мечта - найти закономерности постоянно меняющегося курса акций. Столь глобальный вопрос приводил зачастую к непредсказуемым событиям: от встреч с легендарными личностями Уолл-стрит и до его гонений религиозными радикалами.

5. «Поллок»


режиссер Эд Харрис, 2000 год
Главный герой ленты – американец Джексон Поллок. Гениальность художника добавляет величия его Родине. У Испании есть Сальвадор Дали, у России – Малевич, у США – именно известный художник-экспрессионист Поллок. Он в двадцатом веке кардинально поменял само представление о живописи. Его работа кистями представляла собой физический акт, полный импульсивности и непередаваемого хаоса.

Его живопись неспроста отождествляют с одержимостью. Но его гениальность изрядно притуплялась алкоголем, после которого он становился просто невыносим. Он рано ушел из жизни. Он погиб в автокатастрофе в 44 года. Причина банальна - он был мертвецки пьян.

6. «Игры разума»


режиссер Рон Ховард, 2001 год
Гениальная лента, получившая четыре премии «Оскар», в том числе и в главной номинации. История лауреата Нобелевской премии в области экономики Джона Нэша никого из зрителей не оставляет равнодушным. С малых лет Нэш страдал шизофренией, которая затем вызывала галлюцинации.

Ему по жизни было предписано - разрываться между своей гениальностью и невыносимыми приступами. Но он не жалел себя, а полностью отдавался работе, поскольку понимал - силы оставить его могут в любую секунду.

7. «Авиатор»


режиссер Мартин Скорсезе, 2004 год
Главный герой ленты - Ховард Хьюз. В американской истории он один из самых одиозных миллионеров. Чем он знаменит? Кроме огромного состояния, безграничной любви к красивым женщинам и кино, он известен своими изобретениями и фанатизмом к авиации. Именно одержимость к ней и предопределило трагический финал.

Он всегда просчитывал свои силы, прежде чем браться за "громадье планов". Но его идея построить уникальный самолет-разведчик по заказу Министерства обороны и все нервные издержки вокруг этого, спровоцировали у него сильнейшее психическое расстройство.

8. «Парфюмер: История одного убийцы»


режиссер Том Тыквер, 2006 год
Лента стала экранизацией известного романа Патрика Зюскинда о парфюмере Гренуе. Этого молодого человека в столице Франции величали "лучшим парижским носом". Он познавал и ощущал мир через запахи. Его поиски аромата идеальных оттенков нередко омрачались страшными делами, включая убийства. Его одержимость не останавливала его ни перед чем, а воплощение мечты и преступная страсть сливались в страшный тандем.

9. «Темная материя»


режиссер Ши-Женг Чен, 2008 год
Совместный проект американских и китайских кинематографистов поведал пронзительную историю жизни студента Лиу Цина, изучавшего в одном из американских университетов физику. Там он влился к интернациональную бригаду космолога Райзера, искавшую ответы на вопросы о происхождении Вселенной.

Но на определенном этапе взгляды Цина и его преподавателя кардинально разошлись. Теперь студент стал одержим познанием темной материи. Именно этому веществу Лиу отдавал лидерство в формировании нашей Вселенной. Эти его невероятные изыскания могли привести его в номинанты на Нобелевскую премию, а предопределили, к сожалению, трагический финал.

10. «Стив Джобс»


режиссер Дэнни Бойл, 2015 год
Основатель компании Apple – уникальная личность. Его жизнь, словно американские горки, полна стремительных спадов и подъемов. Она вместе с его удивительной беспринципностью превратила Стива в своеобразную икону мира информационных технологий. Картина Бойла сосредоточилась на трех основных этапов его блистательной карьеры – трех презентациях продуктов Apple.

Если первая могла поставить крест на дальнейшей карьере Стива, то последняя позволила человечеству увидеть iMac – изобретение, покорившее его своей революционностью и совершенством. Оно могло стать плодом труда только одержимых людей!

Загрузка...