Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Крестное целование

Целовать кому-то руку означает унижать себя. Неужели это не противно? Верующие настоящие рабы в худшем смысле этого слова, если могут так пресмыкаться. Зачем мне религия, унижающая человеческое достоинство?

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев. Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отца, только если он, наверное, умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.
Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и поручи, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение . Вот и все.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чтó делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность.

см. так же

Целовать крест Устар. 1. Давать твёрдое обещание; присягать. [Царь: ] Я царь ещё: внемлите вы, бояре: Се тот, кому приказываю царство; Целуйте крест Феодору (Пушкин. Борис Годунов). - Неужто в самом деле вся Москва целовала крест этому иноверцу? - сказал земский. - И чему дивиться? Плетью обуха не перешибёшь; да и что нам, мелким людям, до этого за дело? (М. Загоскин. Юрий Милославский). 2. Вид божбы, клятвенного заверения. [Годунов: ] Целую крест, что с Шуйскими отныне Мне пребывать в согласьи и любви, Без их совета никакого дела Не начинать (А. К. Толстой. Царь Фёдор Иоаннович). - Дитятко, - сказал он, - целуй же мне крест, что не обесчестишь ты седой головы моей! Клянись здесь, пред Спасителем! - Клянусь, клянусь! - прошептала Елена (А. К. Толстой. Князь Серебряный).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Целовать крест" в других словарях:

    целовать крест - См … Словарь синонимов

    целовать крест - кому (иноск.) присягать на веру (целуя крест) Ср. Отцеловаться (иноск.) отрекаться. Ср. Целую крест, что с Шуйскими отныне Мне пребывать в согласье и любви... Гр. А. Толстой. Царь Федор Иоаннович. 2. Годунов. Ср. Москва разорена, в народе шатость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Целовать крест - Цѣловать крестъ кому (иноск.) присягать на вѣру (цѣлуя крестъ). Ср. Отцѣловаться (иноск.) отрекаться. Ср. Цѣлую крестъ, что съ Шуйскими отнынѣ Мнѣ пребывать въ согласьи и любви... Гр. А. Толстой. Царь Ѳедоръ Іоанновичъ. 2. Годуновъ. Ср. Москва… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Целовать крест - Разг. Устар. Давать клятву, обещание, присягать. БМС 1998, 315; Ф 2, 244 … Большой словарь русских поговорок

    КРЕСТ - муж. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. Крест бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. Крест есть символ христианства. По различию исповеданий, чтится крест… … Толковый словарь Даля

    КРЕСТ Толковый словарь Ушакова

    крест - КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ - КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    крест - КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    ЦЕЛОВАТЬ - (или, устар., цаловать; см. §23, примечание к п.2), целую, целуешь, несовер. (к поцеловать), кого что. Прикасаться губами к кому чему нибудь в знак любви, дружбы, радости, при встрече или прощании. «Целовать в уста нет поста.» погов. «Целовал,… … Толковый словарь Ушакова

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев.

Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отца, только если он, наверное, умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.

Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и поручи, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чтó делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность.

К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще бóльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.

Олег, Пятигорск

Скажите пожалуйста, что выражается в действии священника, когда он подаёт крест для целования левой рукой?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что выражается в действии священника, когда он подаёт крест для целования левой рукой и допустимо ли это? Спаси Господи.

Уважаемый Олег! Во время богослужения священник держит крест в левой руке только в двух случаях. Во время пасхального богослужения священник совершает каждение, держа в левой руке крест, к которому прикреплены три свечи (т.н. пасхальница). И во время выхода на освящение воды, когда священник одновременно несет крест и Евангелие. Евангелие держит правой рукой, крест — левой. Но ни в том, ни в другом случае целование креста в этот момент не полагается.

При целовании же крест всегда находится в правой руке священника . Поэтому, я не знаю, что выражается в действиях священника, держащего крест при целовании левой рукой. В богослужебной практике такого не предусмотрено. С другой стороны, возможно, то, что Вы видели, выглядело немного иначе? Некоторые священники при ограждении иногда придерживают крест левой рукой — или по причине тяжести креста, или по причине усталости священника. Такое мне приходилось видеть. Но, в любом случае, держит священник крест только правой рукой.

Присяга - это клятва, даваемая публично и возлагающая на дающего ее человека моральные и юридические обязанности. С момента принятия православия, учитывая слова Христа «не клянись», присяга стала называться торжественным обещанием. Она всегда дается публично и закрепляется каким-либо жестом. Во времена Ивана Грозного целовали крест.

Клятва на верность

Но так клялись в верности царю, и только Василий IV Шуйский, первый из всех, поклялся на верность своему народу, закрепив обещание целованием креста.

Крестоцеловальная запись представляет собой государственный документ, который был известен со времен средневековой Руси. Так, воевода Даниил Холмский, в 1474 году обвиненный в измене, с целью получения прощения дал клятву на верность Московскому князю - Ивану Васильевичу. Он письменно присягнул на верность и поцеловал крест. Документ сохранен - это первая документально засвидетельствованная крестоцеловальная запись. Обряд был введен абсолютно для всех подданных, которых он считал холопами и своей собственностью. Особенно же акт целования креста предназначался для непокорных бояр. Существовал даже термин - целовальник. Это человек, присягнувший на верность. Но в истории широкую известность получила крестоцеловальная запись именно царя Василия IV.

Одна из великих династий России

Потомки Суздальских князей, происходящих от Александра Невского - бояре Шуйские - всегда дышали в спину правящей московской династии, более того, прав на престол они имели гораздо больше, что позволяло им всегда смотреть на московских царей свысока. Шуйские были прямыми потомками старшего брата Александра Невского - Андрея Городецкого, а династия, последним представителем которой был Иван IV Грозный, - четвертого сына самого Невского, Данилы Московского. Но при помощи интриг и церкви правящая династия силой и обманом захватила власть и изменила старинные правила престолонаследия. Обе ветви были Рюриковичами, поэтому неверно считать, что последним их представителем был царь Иван Васильевич - им был Василий Шуйский. Но даже в сложившейся ситуации в случае смерти всех представителей правящей ветви на смену ей должны были прийти князья Шуйские. Так и случилось в 1606 году - на российский престол взошел Василий IV Иоаннович.

Особое значение этому событию придала крестоцеловальная запись Шуйского, заняв в истории отдельное место. Изначально этот род был знатнейшим на Руси, его представители, достигнув положенного срока, сразу становились боярами, и никогда не были окольничими. Сам Василий был телохранителем, или рындой, Ивана Грозного и его оруженосцем, то есть он, как и его отец, был удостоен самого высокого чина. Но Шуйские спали и видели себя на престоле, поэтому всегда интриговали против всех, кто стоял у них на пути. Крестоцеловальная запись в этом случае не играла никакой роли - присягали на верность, а спустя время убивали того, кому поклялись служить верой и правдой. Так поступали не только Шуйские.

Первая реальная возможность

Однако после убийства царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, престол достался самозванцу Борису Годунову, а затем всплыл довольно сильный конкурент - Лжедмитрий I. Шуйские находились в оппозиции к Борису Годунову, затем к Лжедмитрию I, которому присягали на верность. Умный, хитрый, изворотливый боярин Шуйский, неоднократно попадая в опалу, так как стоял во главе оппозиции, всегда добивался прощения и возвращал себе влияние. Лжедмитрий I, на свою беду, простил его на плахе. После убийства Гришки Отрепьева перед Шуйскими, точнее, конкретно перед Василием, реально появилась возможность занять престол, хотя конкуренция была сильна - князья Голицыны могли препятствовать этому.

Необходимость верного освещения исторических фактов

Одно из тяжелых времен в истории России - Смута, или первая гражданская война, позволила заявить о себе ряду крупных ярких, личностей - это были Михаил Скопин-Шуйский, Филарет Романов, три Лжедмитрия, Борис Годунов, и, конечно же, Василий Шуйский, личность, по словам А. С. Пушкина, трагическая. Часто современники замалчивают или вообще искажают государственные заслуги и значение какой-нибудь исторической личности. Так было с Павлом I, Василием III, Иваном IV, Распутиным. Выпячиваются недостатки и замалчиваются достоинства. Недостатков в деятельности Василия Шуйского было достаточно, дядьям Шуйским приписывается даже отравление талантливого полководца Скопина-Шуйского. Но были и положительные моменты - пока на троне сидел царь, Москву не взяли поляки. Они ворвались в столицу и разграбили ее после отлучения Василия от власти и выдачи его на поругание. Может быть, стыд за содеянное заставлял современников усердно поливать грязью свергнутого царя. В истории российского государства получила широкое распространение крестоцеловальная запись Василия Шуйского, значение которой умалить невозможно - это первая клятва правителя государства на верность своему народу, данная осознанно, торжественно и закрепленная целованием креста. Этим поступком народ признавался народом, а не холопами.

Загрузка...