Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Истории любви: маэстро и изменчивые музы. Музыкальнoпоэтическая символика огня Бессмертный гений Никколо Паганини


Портрет Паганини, Энгр


«Паганини продал душу дьяволу. И после смерти ему не найти покоя», - говорили о музыканте современники. Но никто не может точно знать, соответствует ли истине первая часть этого утверждения. А вот то, что тело маэстро, умершего в 1840 году, нашло окончательное упокоение в земле только спустя полвека - абсолютная правда.

ВЕЩИЙ СОН

В одном из бедных кварталов Генуи есть улица под названием Черная кошка, известная тем, что там в 1782 году родился гениальный скрипач - Никколо Паганини. Мальчик появился на свет тщедушным и болезненным. Свою чувствительность и сентиментальность он унаследовал от матери, а от отца ему достались настойчивость и кипучая энергия.

Однажды матери Никколо приснился вещий сон, в котором ангел предрекал ее любимому сыну успешную карьеру музыканта. Отец свято верил этому предсказанию, к тому же одаренность мальчика не вызывала сомнений. Поэтому были наняты учителя, заставлявшие ребенка упорно заниматься, не щадя себя. Таким образом, у маленького скрипача практически не было детства, отец его даже запирал в темный чулан, чтобы Никколо не прекращал свои истощающие занятия на скрипке. За непослушание его лишали еды. Несмотря на эти спартанские условия, мальчик с радостью открывал для себя волшебный мир музыки. Однако усиленные занятия окончательно подорвали его и без того слабое здоровье, и на протяжении всей жизни он тяжело болел.

От природы у Никколо был очень тонкий и чувствительный слух, он говорил, что даже удары колокола в соборе били ему по нервам. Однажды многочасовые изнуряющие занятия спровоцировали у мальчика каталептическую кому, ребенок упал бездыханным и не подавал никаких признаков жизни. Родители стали готовиться к похоронам, но, как только раздались душераздирающие звуки траурной музыки, Никколо очнулся. Даже на грани жизни и смерти его идеальный слух воспротивился фальшивым нотам. Вернувшись из небытия, юный музыкант взялся за занятия с еще большим рвением и вскоре достиг необычайных успехов.

ЧЕЛОВЕК-ПЛАНЕТА

Во время выступлений Паганини складывалось впечатление, что человек и скрипка сливаются в один организм, создавая невероятную, великую музыку. Присутствующий на его концерте Генрих Гейне писал: «...В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная...»

Люди были заворожены нереально виртуозной техникой игры Паганини, они попадали под магию чарующих звуков скрипки маэстро. Многие после концертов утверждали, что слышали поющих ангелов, а некоторым приходили дьявольские видения. Известны даже случаи суицида слишком впечатлительных зрителей. Говорят, что Никколо умел извлекать из скрипки звуки, похожие на голоса птиц, смех женщины, плач младенца, боль, отчаяние и искрящуюся радость. Он мог пробуждать своей игрой такую чувственность, что некоторые слушательницы теряли сознание от переизбытка эмоций. Зрители называли маэстро чародеем, продавшим душу дьяволу, а порой и самим Сатаной.

Особенности его внешности только укрепляли обывателей в их мнении, что без нечистой силы здесь не обошлось: худой, даже костлявый, кособокий, с бледным лицом, обрамленным черными кудрями, наделенный длинными и очень гибкими пальцами, постоянно одетый в черный длинный сюртук. Как тут можно сомневаться в его связи с темными силами? Да еще к тому же поговаривали, будто в его инструменте заключены души убитых жен и любовниц, а струны скрипки сделаны из их жил и кишок, отсюда и такое впечатляющее звучание.

Но Никколо с детства боялся дьявола, он горячо и преданно верил в Бога. Связь с дьяволом приписала ему церковь, считая его безбожником, поскольку он не посещал храм, не писал церковную музыку. Эта ложь и клевета больно ранили музыканта. Он пытался опровергать слухи, но не позволил священнослужителям опустить свою скрипку в святую воду, чтобы проверить, дьявольский это инструмент или нет. Однако, несмотря на все обвинения, именно церковь сделала его кавалером ордена Золотой шпоры. Кроме Паганини, этой награды были удостоены только Моцарт и Глюк.

Кроме любви к музыке, у Никколо были еще две страсти: карты и женщины. Он был настолько азартным игроком, что от разорения его спасал только насыщенный график концертов. К концу жизни он смог победить в себе это увлечение, а вот от женского внимания оставался зависим до последнего вздоха. С возрастом внешность Паганини под воздействием губительного образа жизни и врожденной болезни становилась пугающей. Он сделался еще более худой и сгорбленный, с глазами навыкате, длинными волосами, однако удивительно то, что женщины разного социального положения продолжали интересоваться им.


В наше время в результате исследований американскому врачу Шенфельду удалось определить,
что великии скрипач страдал редким заболеванием: синдромом Марфана, «поломкой в 15-й хромосоме».

ПАТОЛОГИЯ ИЛИ ТАЛАНТ?

Трудно сказать, что подорвало здоровье музыканта: жестокие уроки отца или природа, которая дала ему великий дар, но компенсировала его физическим ущербом. Однако надо сказать, что зрители на его концертах, восторгавшиеся виртуозной игрой, не подозревали, что Паганини при этом страдал от невыносимой боли. Его силы таяли под грузом различных заболеваний: искривленного позвоночника, больных почек, постоянного переутомления и нервного напряжения.

В наше время в результате исследований американскому врачу Шенфельду удалось определить, что великий скрипач страдал редким заболеванием: синдромом Марфана, «поломкой в 15-й хромосоме» - наследственным пороком развития соединительной ткани. Когда в ней развиваются патологические процессы, происходят системные нарушения - поражаются оболочки спинного мозга, глаз, костей черепа, суставов и сухожилий. Это то, что мы видим у Паганини: сдавленный череп, глубоко посаженные, но выпуклые глаза, длинные и гибкие паучьи пальцы, впалая грудь. Несмотря на ухудшающееся здоровье, Паганини продолжал писать музыку для скрипки, но после его смерти почти никому не удавалось ее исполнить из-за новых эффектов: техники двойных нот, игры на одной струне, флажолетов. Его способность ловко исполнять сложнейшие пассажи можно было бы объяснить патологической подвижностью пальцев под воздействием синдрома Марфана, но нельзя сбрасывать со счетов изнуряющие репетиции, тонкий слух и огромную работоспособность. Болезнь лишь расширила технические возможности исполнения, но не была основой его музыки.

ДОЛГИЙ ПУТЬ «ДОМОЙ»

Никколо Паганини умер в Ницце от чахотки в 1840 году. Тело было забальзамировано, и гроб выставили втраурном зале для прощания. Толпы поклонников и зевак приходили сюда, чтобы взглянуть на «скрипача дьявола». Неожиданностью для семьи стал запрет епископа Доменико Гальвано хоронить музыканта на местном кладбище. Друзья маэстро приняли решение перевезти тело Никколо в его родную Геную, но губернатор города не позволил кораблю с печальным грузом даже зайти в гавань. Три месяца судно стояло на рейде, и матросы утверждали, что по ночам они слышат доносящиеся из гроба вздохи и звуки скрипки. И наконец было получено разрешение перевезти гроб с телом покойного в подвал замка графа Чессоле - друга Паганини. Но слуги замка вскоре стали жаловаться, будто бы гроб в темноте светится дьявольским светом, и было решено перевезти его в морг в Виллафранке. Но и там тело Паганини наводило ужас на местных служащих, казалось бы привычных к мертвецам, им также чудились стоны, вздохи и звуки музыки, доносящиеся из гроба.

И снова печальный груз отправился в путь, сопровождаемый друзьями музыканта. В 1842 году было наконец-то получено разрешение от папы римского, и скрипача похоронили на мысе Сент-Оспис около старинной башни. Но в 1844 году эксгумировали и перевезли в Ниццу, а в 1845-м гроб снова оказался на вилле графа Чессоле. Но и на этом история не закончилась: друзья хотели похоронить Паганини по-христиански, на кладбище, и им удалось это только в 1876 году, то есть спустя 36 лет после смерти музыканта.

Однако в 1893 году гроб пришлось откопать снова, в связи со слухами, будто из- под земли раздаются странные звуки. В присутствии внука маэстро гроб был вскрыт, а в нем обнаружены совершенно истлевшие останки музыканта. А вот голова, особенно лицо, невероятным образом сохранилась, что послужило толчком для новой волны слухов.

Бессмертный гений Никколо Паганини

«Я едва мог узнать его в коричневой монашеской рясе, которая скорее скрывала, чем одевала его. С каким-то диким выражением на лице, наполовину спрятанным под капюшоном, опоясанный веревкою, босой, одинокий и гордый, стоял Паганини на нависшей над морем скале и играл на скрипке. Происходило это, как мне казалось, в сумерки; багровые блики заката ложились на широкие морские волны, которые становились все краснее и в таинственном созвучии с мелодиями скрипки шумели все торжественнее. Но все порывистее и смелее становились звуки скрипки; в глазах страшного артиста сверкала такая вызывающая жажда разрушения, его тонкие губы шевелились с такой зловещей горячностью, что, казалось он бормочет древние нечестивые заклинания, которыми вызываются бури и освобождаются от оков злые духи, томящиеся в заключении в морских пучинах» , - так писал о Генрих Гейне.

Поэт, обладающий способностью при каждом звуке видеть волнующие зрительные образы, писал: «Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини, только идеально прекрасного, с улыбкой, исполненной примирения. Его тело цвело мужественной силой; светло-голубая одежда облекала облагороженные члены; по плечам ниспадали блестящими кольцами черные волосы; и в то время как он, уверенный, незыблемый, подобно высокому образу божества, стоял здесь со своей скрипкой, казалось, будто все мироздание повинуется его звукам. Это был человек - планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вселенная» .

Это поэтическое описание как нельзя лучше соответствует загадочному образу противоречивого итальянского скрипача-виртуоза, оставившего неизгладимый след в культурной жизни Европы XIX века. Но почему человек, обладавший колоссальным талантом, невероятным трудолюбием, благородством натуры и тонкостью души, обрел славу тюремщика, убийцы и страшного колдуна, продавшего душу дьяволу? Был ли это вымысел? Нелепые легенды? И был ли на самом деле Никколо Паганини таким безобразным, каким изображали его на карикатурных портретах?

В 1782 году на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной Кошки родился мальчик, которого назвали Никколо. Природа наделила его правильными чертами лица. Особенно были красивы его агатово-черные глаза, сверкавшие даже в темноте, и волосы, вившиеся колечками. Правда, у младенца были чуть кривоваты ноги и не по росту велики ступни. Но, не говоря о нас, простых смертных, наверное, даже у самого бога красоты Аполлона были какие-то недостатки.

Кто же первым понял, что мальчика ожидает великое будущее? Его отец Антонио Паганини, бывший портовый грузчик, выбившийся в мелкие лавочники. Он был человеком со странностями. Тяжелый, властный характер, грубость в обращении с домашними, тяга к вину каким-то образом уживались в нем со здравым смыслом и прозорливостью. И еще он любил на досуге играть на мандолине. Это были простые песенки, веселые и запоминающиеся народные мелодии, которые исполнялись Антонио с мрачным лицом. На этой почве у него возникали ссоры с женой. Едва он брал в руки инструмент, она уходила подальше от дома, чтобы не слышать многочасового монотонного бренчания, да и соседям его игра не доставляла удовольствия.

Мать Паганини, Тереза Боччардо, была женщиной мягкой, кроткой и покорной. Будучи не в силах переделать характер мужа, всегда недовольного и ворчливого, она старалась не противоречить ему. Тереза находила утешение в религии и детях. Их было у нее пятеро. Однажды матери Никколо приснился удивительный сон: явился к ней ангел и спросил, какую милость от Бога она хотела бы получить. Поскольку глубоко верующая женщина очень любила музыку, она попросила божественного посланца о том, чтобы ее сын Никколо стал великим музыкантом. Рассказ об этом чудесном сне произвел сильное впечатление на мужа Терезы, также неравнодушного к музыке.

Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо: «Папа! Ты в этом месте фальшивишь…» Антонио аж поперхнулся. Хотел влепить сынишке затрещину, но что-то его удержало. От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке, весь обмирает, когда бьют колокола соседней церкви и по грязному переулку плывут золотистые, как бронза, которая их издает, звуки… Стерпев упрек сынишки в фальши, Антонио протянул ему мандолину и сказал: «Ну покажи, сопляк, как надо здесь играть…» Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо…

Этот и другие случаи убедили Антонио в том, что у него не сын, а настоящий клад, что из его дара можно извлечь немалую выгоду. Посовещавшись, родители Никколо твердо решили обучать ребенка игре на скрипке - инструменте, ставшем благодаря стараниям Гварнери, Страдивари и Амати музыкальным символом Италии. Поднатужившись, отец купил для Никколо крохотную скрипочку и вложил в руки будущего виртуоза. Показав, как держать ее на плече, как водить смычком по струнам, он в остальном положился на природные данные сына. Никколо тогда было семь лет, и скрипка с того дня стала его единственной игрушкой. Очень скоро юный скрипач понял, что занятие музыкой - это не только удовольствие, но и тяжелый, кропотливый труд. Уходя в лавку, Антонио запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой. Много лет спустя Никколо напишет про «уроки музыки» отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удваивать старания, так что мне пришлось много физически страдать, и это сказывалось на моем здоровье» . Истощенный каждодневными занятиями музыкой, мальчик заболел и впал в каталепсию - состояние на грани жизни и смерти. Родители сочли его умершим, положили в гроб и приготовились похоронить. Никколо пришел в себя лишь в гробу при душераздирающих звуках траурной музыки. Его идеальный слух не в состоянии был воспринимать фальшь даже тогда, когда Паганини находился между жизнью и смертью. Вернувшись с «того света», юный скрипач с еще большим рвением взялся за освоение сложных технических приемов игры на любимом музыкальном инструменте. Благодаря своему усердию и твердости характера за очень короткое время Никколо достиг столь больших успехов, что слава о его необычайных способностях шагнула далеко за пределы скромного переулка Черной кошки.

По-прежнему глядя на Никколо как на свою удачу в жизни, Антонио нанял для него учителей музыки. Но, кажется, они особо мальчику и не нужны. Один из них, послушав его игру, изумленно развел руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя…» И отказался от занятий с чудо-ребенком. Другой учитель признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения чистоты формы…»

В восьмилетнем возрасте Никколо написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. Первым серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. В десять с половиной лет Никколо, в течение полугода взял 30 уроков у скрипача Джакомо Коста и, в то же время, стал регулярно играть в церквах на воскресных и праздничных богослужениях. В генуэзской газете «Аввизи» от 31 мая 1794 года можно было прочитать: «В понедельник 26 мая в церкви Сан-Филиппо Нери состоялась месса. Был исполнен гармонический концерт искуснейшим молодым человеком одиннадцати лет - синьором Никколо Паганини, учеником знаменитого преподавателя музыки Джакомо Коста, который вызвал всеобщее восхищение» . Нельзя не отметить еще одного учителя Никколо Паганини - виолончелиста, прекрасного полифониста Гаспаро Гаретти, привившего юноше отличную композиторскую технику. Развивая способность слышать внутренним слухом, он заставлял его сочинять без инструмента.

Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери» . Рассказывают, Никколо удивленно посмотрел на богача своими прекрасными черными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег…

В возрасте одиннадцати лет он дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой. Скоро его признали самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за Паганини до сих пор.

По мере того, как искусство владения скрипкой Никколо становится более виртуозным и отточенным, Антонио Паганини отправляется вместе с юным скрипачом в первое концертное турне по городам Италии: Милану, Болонье, Флоренции, Пизе и Ливорно. Успех сопутствует маленькому виртуозу повсюду и все больше воспламеняет душу юного дарования. Никколо интуитивно понимает, что не сможет наилучшим образом выразить себя и достичь вершин своего искусства, если не найдет применения своему страстному темпераменту в своих сочинениях. Великими были его предшественники: Корелли, Вивальди, Тартини, творчество которых глубоко изучал Паганини, но их музыка, написанная в спокойной и сдержанной манере, не отвечала бурному и несдержанному характеру Паганини. Как ни странно, но именно в юном возрасте родились многие из его прославленных каприччио, где прослеживается творческое переосмысление скрипичных технических приемов и принципов в музыке, впервые введенных итальянским композитором Локателли, которые представляли собою скорее технические упражнения. Но стоило руке гения коснуться сухих формул, и они, преобразившись, превратились в оригинальные, блестящие миниатюры, ошеломляющие своей виртуозностью. 24 каприччио Паганини до сих пор остаются одним из самых уникальных явлений музыкальной культуры скрипичного искусства, поражают неудержимой страстностью, невероятной смелостью и оригинальностью мышления. Эти небольшие произведения оказали колоссальное воздействие, как на музыкантов-современников великого итальянца, так и на композиторов будущих поколений.

Похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. Но в залах также всех берет оторопь, когда на сцену торопливым шагом выходит какое-то несуразное существо со скрипкой в руке, похожее одновременно на человека и обезьяну. Сквозь длинные черные волосы проглядывают горящие углями черные глаза. Маэстро так худ, что черный фрак болтается на нем как на вешалке, длинные ноги тонки и кривы, вдеты в несообразно большие туфли… Конечно, временами Паганини нарочно подыгрывал публике, изображая загадочную, демоническую личность, выпячивая несуразности своей фигуры. Начав же игру, он забывал про всё на свете, и вот тогда люди становились свидетелями еще более удивительного явления: Паганини и его скрипка превращались словно в одно существо! Он становился её частью, а она - его. Весь организм музыканта, включая сердце, мышцы, кости и даже потовые железы, охлаждавшие чрезмерный перегрев тела, - всё приспосабливалось к игре на скрипке, всё работало на музыку!

Это поможет скрипачу из Генуи в исполнительском искусстве переступить грань возможного и невозможного. «У него с остальными скрипачами общее - только скрипка и смычок» , - скажет о нем один знаток музыки. В самом деле, никто, кроме Паганини, не мог играть на одной струне, как на четырех, а на четырех, как на одной. У него одна и та же нота могла звучать сразу в трех октавах. Скрипка Паганини выводила трели, не отличимые от пения птиц, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы и человеческий смех, используя контрасты тембров и регистров, Никколо применял ошеломляющее разнообразие эффектов. Иногда его скрипка, словно соревнуясь со своим хозяином в возможностях, вдруг человеческим голосом произносила какие-то слова. Однажды Паганини заменил обычный смычок длинным, что поначалу вызывало смех у слушателей, но вскоре он был награжден за эту странность горячими аплодисментами.

Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали про нескладную фигуру музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и неотразимое обаяние.

Однажды осознав достигнутый им уровень скрипичной техники, Никколо понял, что должен вырваться из семейного круга - ему необходимо было стать свободным и независимым. В сентябре 1800 года он покидает родительский кров, и в девятнадцать лет, став самостоятельным человеком, оказывается в Лукке, где ему предстоит прожить несколько лет. Здесь, он продолжает с успехом давать концерты, совершенствуя свое мастерство, и становится первой скрипкой Луккской Республики. В это время, в жизнь музыканта впервые приходит возлюбленная, образ которой окутан ореолом загадочности и неизвестности. Паганини никогда и никому не называл ее имени, и такая застенчивая сдержанность позволяет думать о глубоком чувстве к достойной и благородной женщине. Роман со знатной дамой, длился с начала 1802 года по конец 1804 года. Почти три года, Паганини с увлечением занимался игрой на гитаре и скрипке, а также сельским хозяйством, поскольку прекрасное имение его дамы сердца давало ему такую возможность. За это время Никколо пишет двенадцать сонат для гитары и скрипки, но в один прекрасный момент, словно пробудившись ото сна, вновь возвращается в Геную.

Не смотря на то, что роман длился недолго, Паганини никогда больше не испытывал такой привязанности ни к одной другой женщине. Она была его единственной возлюбленной, и о ней он всегда вспоминал с нежностью и сожалением. С тех пор чувство глубокого одиночества его никогда не покидало, не смотря на кажущуюся «веселую» жизнь и многочисленные любовные приключения бродячего музыканта. В фейерверке страстей скрипач черпал силы и вдохновение, но ни одна женщина не смогла заставить его забыть образ единственной и неповторимой первой возлюбленной.

Вскоре слава генуэзского скрипача докатилась и до Элизы Бонапарт, сестры Наполеона, подарившего ей герцогство Лукку и Пьомбино. Княгиня предложила Паганини вернуться в Лукку и поступить на службу к ее двору в качестве скрипача и дирижера оркестра. Паганини согласился и, получив титул «камерного виртуза», приступил к своим обязанностям.

Однажды Никколо заключил любопытное пари. Он взялся дирижировать целой оперой, с помощью скрипки, на которой будут всего две струны - третья и четвертая. Паганини выиграл пари - ужин на 24 персоны. Пылкая игра скрипача так волновала Элизу, что нервы ее не выдерживали, и она падала в обморок. Несомненно, корсиканскую кровь могла воспламенить только такая же страстная натура итальянца. Вспыхнувшая между ними страсть разгорелась в полную силу, однако, скрывать ее нужно было самым тщательным образом.

В один прекрасный день Никколо заявил при дворе, что написал новую музыкальную пьесу под названием «Любовная сцена». Новость вызвала живейший интерес, и каково же было удивление присутствующих, когда они увидели, что на скрипке, с которой вышел Паганини всего две струны: одна должна была выразить сердце девушки, другая голос его пылкого возлюбленного.

«Нежный и взволнованный разговор возлюбленных» не оставил равнодушной Элизу, но гордый нрав итальянки незамедлительно бросил вызов таланту Паганини, - теперь ему предстояло сыграть на одной струне. Эта идея понравилась Николо, и несколько недель спустя он написал сонату для четвертой струны под названием «Наполеон». 15 августа, в день рождения императора, он блестяще исполнил ее перед многочисленной аудиторией. Успех превзошел его ожидания, и с того дня он всегда отдавал предпочтение игре на 4-ой струне.

Скрипач быстро охладел к Элизе, и вскоре увлекся другой представительницей семьи Наполеона, с которой встретился в 1808 году в Турине. Это была любимая сестра императора, очаровательная Паолина Боргезе. Однако их связь длилась недолго, - страстным натурам свойственно быстро загораться и также быстро остывать. Терпкий запах дамасской розы с темно-красными лепестками лишь на мгновение опьянил скрипача во время недолгой остановки в череде бесконечных странствий.

Теперь, следуя неумолимой судьбе, Никколо Паганини снова отправлялся в путь. Генуэзскому скрипачу необходимо было безоговорочно покорить широкую публику далеко за пределами своей Родины непревзойденной виртуозной техникой и стать одним из самых знаменитых скрипачей мира. Завоевав города Италии: Флоренцию, Милан, Неаполь, Рим, великий музыкант отправляется в многолетнее плавание на «паруснике» своей судьбы, влекомый необозримыми просторами и бесконечными далями. Австрия, Германия, Франция, Англия и Ирландия - эти страны стали временным пристанищем для неутомимого странника, снискавшего повсюду головокружительный успех, славу и уважение. Став странником, завоевателем необъятных просторов, он совершил «блестящий триумфальный полет» над всей Европой.

Восторг, вызванный Паганини в Европе был неописуем: за аплодисментами, восторженными криками, овациями публики, доходившими до настоящего безумия, следовали статьи в газетах и журналах и невероятное множество хвалебных стихов.

Гениальный музыкант мог одерживать победу в любых состязаниях со своими коллегами и импровизировать в любой экстремальной обстановке. Мария Тибальди Кьеза, излагая биографию великого маэстро в своей книге «Паганини», рассказывает о состязании скрипача Лафона и Паганини: «Лафон принялся тщательно настраивать свой инструмент, затем, обратившись к Паганини, хотел было дать ему «ля», но тот пренебрежительно пожал плечом и тут же заиграл. Поначалу, пока звучали обе скрипки, генуэзец точно придерживался своей партии. Но в сольных местах он давал волю своей итальянской фантазии и свободно импровизировал, создавая совсем новую музыку на фоне оркестрового сопровождения, что вызывало необычайный восторг публики, но было не очень по душе его «милому противнику» .

Ясно, что творческий пыл Паганини, причудливое разнообразие звуков и эффектов при мастерском исполнении «Ведьм» совершенно затмили Лафона. Это была неоспоримая победа своеобразия, поэзии и романтизма над чистотой и сдержанностью классики и традиционности». Немец - Людвиг Шпор, считавшийся в то время лучшим скрипачом Германии, приехал специально в Италию, чтобы услышать Паганини. Он пишет в «Автобиографии»: «Когда же спрашиваешь, чем объясняется такой огромный успех, люди, несведущие в музыке говорят, что он маг и волшебник и извлекает из своей скрипки звуки, которых никто никогда раньше не слышал на этом инструменте. Это искусственные флажолеты, пиццикато только левой рукой и без смычка, вариации на одной струне после того, как сняты три другие и многие другие фокусы, и звуки несвойственные скрипке, например звук фагота или старушечий голос» .

Говоря о магическом воздействии итальянского скрипача на слушателей, нельзя не отметить высказывание великого композитора, впоследствии ставшего другом Паганини - Россини, который мог осмеять что угодно: «Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини...»

Невероятную технику игры скрипача часто связывали с его строением кисти. Франческо Беннати - мануанский врач, лечивший Паганини в Вене и Париже, писал о нем: «По своему уму Паганини мог бы быть выдающимся композитором, достойнейшим музыкантом, но без своего утонченного слуха, и без особого строения тела, без своих плеч, рук и кистей он не мог бы стать бесподобным виртуозом, которым мы восхищаемся. Необычайно, надо сказать растяжение связок его плеч, расслабленность связок, соединяющих кисть с предплечьем, запястья с кистью и фаланги друг с другом... Пальцы без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает это легко, изумительно и быстро».

Интересно, что анатомической особенностью великого скрипача явились именно руки, которые можно уподобить крыльям птицы, без которых полет был бы невозможным. Людвиг Берне, слушая концерт в «Гранд-опера» 9 марта 1831 года делился своим впечатлением: «Это было божественно, это было дьявольское вдохновение! Публика обезумела, да он и впрямь сводит с ума... И тут посмотрели бы вы на смущенную фигуру этого кровного врага балетного искусства. Он качался во все стороны, словно пьяный. Он подталкивал одну ногу другой и выставлял ее вперед. Руки он то вскидывал к небу, то опускал к земле, протягивал их к кулисам, взывая к небесам, земле и людям о помощи в его великой скорби» .

В жизни Паганини было много прозы. Самой главной проблемой музыканта стало здоровье. Его страстно чувствовавшая душа и несравненный талант были заключены в хрупкую оболочку. Болезни (начиная с того дня, когда его чуть не закопали в могилу живым) преследовали Никколо всю жизнь. В то время, когда ценители музыки, восторгаясь его игрой, млели от удовольствия, сам Паганини испытывал адские боли в своем искривленном позвоночнике. Много раз его укладывали в постель больные почки. Случалось, приступы этой болезни начинались прямо во время игры: он ощущал почки как два раскаленных камня, вогнанных ему в спину. Но со сцены не уходил. И при этом в зале никто не знал, что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания.

Паганини год от года физически слабел. Он часто терял сознание. Случалось, у него горлом шла кровь. Его некогда красивое лицо быстро покрылось морщинами и грубыми складками. К сорока семи годам он потерял почти все зубы. «Не вредит ли скрипка вашему здоровью?» - участливо спросил его один человек. «Уже нет, - с грустной улыбкой ответил Паганини, - Она отняла у меня все силы…»

Конечно, ответ скрипача - не более, чем горькая шутка. Но ведь недаром говорят, что в каждой шутке есть доля правды. Скрипка сыграла в судьбе великого музыканта почти такую же роль, что и его суровый отец. Невинный сам по себе набор деревянных пластин и струн, она, точно прекрасная, но коварная чародейка сумела ему дать все, что может пожелать для себя человек: богатство, всемирную славу, поклонение миллионов… И она же все, что могла, отняла у него: молодость, красоту, здоровье, жизнь…

Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы, почти акробатические пассажи остаются пустыми и мёртвыми без исполнения того, кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом волшебстве заключалась исключительная и высокая миссия величайшего скрипача...

На постере: Никколо Паганини (портрет работы современной художницы Анны Егоровой).

Никколо ПАГАНИНИ

Никтоиз скрипачей не обладал такой популярностью, ни о ком не написано столько книг,как о Паганини. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считалиего гением, другие – шарлатаном; имя его ещё при жизни было овеяно легендой.

Онпородил целое течение в романтическом искусстве первой половины XIXвека; его инструментальные новации послужилипримером для Берлиоза и Листа в реформе оркестровой и фортепианной музыки; егокаприсами восхищался Шуман, создавший их фортепиальные транскрипции; он оказалсущественное влияние на творчество Россини, Мейербера, Шопена, Листа; Брамсупринадлежат фортепиальные вариации на тему его 24-го каприса, а в наш век«Рапсодию» на тему этого же каприса написал Рахманов. Сочинения Паганини более 100лет не сходят с концертной эстрады, пленяя ярким инструментализмом, живостьюобразов, выразительностью и непреходящей свежестью мелодий. Между тем и сегодняможно услышать мнение, что Паганини велик только как исполнитель и что еготворчество интересно лишь виртуозностью. Его судьба в этом отношении похожа насудьбу Листа, композиторское дарование которого так же долгие годы многим непризнавалось. Но слава и бессмертие Паганини свидетельствуют, что он былвыдающимся композитором.

К1796 году относится начало большой дружбы между Никколо и страстно увлекшимсяего искусством маркизом Ди Негро. В его салоне в 1796 году Р. Крейцер услышалПаганини и предсказал ему блестящую будущность. Вместе с маркизом и отцомПаганини совершил свою первую концертную поездку по городам Италии. В Парме онхотел стать учеником знаменитого Алессандро Ролла. Однако, услышав его игру,Ролла заявил, что ему с ним нечего делать. В Парме Никколо брал урокикомпозиции у Гаспаро Джиретти и пользовался советами Фердинанда Фаэра. За времяэтих занятий он сочинил множество инструментальных пьес и два скрипичныхконцерта.

К1801 году отношения Паганини с отцом становились натянутыми. Воспользовавшисьприглашением на концерты в Лукку, он уезжает туда со старшим братом Карло ипорывает с домом. Начинается новый период его жизни. После Лукки онконцертирует в Пизе, Милане, Парме, Ливорно. Слава о необычайном виртуозебыстро разносится по Италии. Его игра и личность кажутся фантастическими, егоискусство непостижимо, ново, оригинально. Понемногу вокруг Паганини начинаетвиться клубок легенд, создаётся ореол таинственности. В Ливорно его успех былнастолько велик, что один из поклонников в дар преподнес ему в дар чудеснуюскрипку – Гварнери дель Джезу, с которой Паганини не расставался до конца своихдней.

Вырвавшисьиз под опеки отца, он ведёт бесшабашную жизнь, проигрывая в карты баснословныесуммы, зарабатываемые концертами.

В1802 году к нему приходит первая любовь, имя этой женщины не известно. На еёвилле в Тоскане Паганини провёл три года, занимаясь земледелием и игрой нагитаре; писал квартеты для смычковых и гитар, гитарные пьесы, и многие эффекты,внесённые им в скрипичную игру, были имитацией гитарных звучаний.

В1805 году он внезапно появился в Лукке. К этому времени Наполеон окончательносбросил личину революционности и на месте бывших итальянских республик учреждалмонархии. Лукку он отдал сестре Эльзе Бачокки, получившей титул принцессы. К еёдвору и был приглашен Паганини в качестве камер-музыканта и капельмейстера.Паганини согласился, привлеченный не только музыкальной атмосферой двора, но ипрелестной принцессой, с которой у него начался роман. Впрочем, по музыкальнойчасти он был связан и с принцем. В письмах 1809-1810 годов Буше де Пертисообщает: «Принц Баччоки страстный любитель скрипки, и мы играем квартеты.Генуэзец, по фамилии Паганини, держит первую скрипку и играет на гитаре».

Вего же письмах любопытное описание игры Паганини; называя его самоучкой, Бушеде Перти добавляет: «Так не играет никто. Но он портит игру панталонадами,недостойного искусства и своего прекрасного таланта; я слышал егоимпровизировавшим в Концерте Виотти каденцию, в которой он подражал ослу,собаке, петуху и другим животным. Иногда, начиная пьесу, он рвёт струну.Казалось бы, следует остановить, а он продолжает игру на трёх струнах. В чем онвеликолепен, так это в арпеджио, двойных нотах и пиццикато, которое извлекаетлевой рукой, не расстраивая скрипки. Затем он соединяет все приёмы игры, и этокружит головы…»

Каквидим, к этому времени уже выработались все характерные для Паганини приемыигры и виртуозные эффекты, которыми впоследствии он удивлял мир.

ВЛукке его музыкальные обязанности были широки – он выступал соло, играл вквартетах, дирижировал оперными спектаклями. Однако долгое пребывание на одномместе не в характере Паганини и уже с 1809 года, то есть еще не порываяокончательно со службой, он вновь начинает вести жизнь странствующегоконцертанта, разъезжая по Италии. Весной 1813 года он поселился в Милане и сголовой окунается в художественную жизнь столицы северной Италии, полнуюожесточённых споров между романтиками и классицистами. Здесь он сближается сознаменитыми поэтами, музыкантами, знакомится со Стендалем.

Славао Паганини, его фантастическом искусстве к этому времени выходит уже за пределыИталии. Опубликованные 24 каприса для скрипки соло вызывают в Париже недоумениеБайо, Берио, Абенека. Никто не верит, что их можно играть. В Милан, померятьсясилами с Паганини, едет известный французский скрипач-виртуоз Лафон. 7 марта1816 года в театре Ла Скала состоялось их состязание, на котором Лафон потерпелполное поражение. Но абсолютно прав И. Ямпольский, когда пишет: «В историческойперспективе времени ясно, что Лафон и Паганини были явлениями несоизмеримыми,что между Паганини, который, по словам Гейне, «легким ударом смычка то уводилнас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины», иэлегантным Лафоном, этим аристократом среди французских скрипачей, так же какмежду Листом и Тальбергом, не могло быть подлинного соперничества».

Романтизм– многоликое явление с разными, порой эстетически противоположными тенденциями.В начале XIX века,когда романтизм только формировался, он порождал и смешанные течения,причудливо сочетавшие в себе черты классического и романтического искусств.Лафон был скрипачом, в стиле которого принципы старой французской классическойскрипичной школы Виотти, Байо, Крейцера потерпели значительную трансформациюромантического порядка в его игре уже проявилась синтементалистско-салоннаялирика и хрупкая, изящная виртуозность, которая постепенно стала одним изхарактерных признаков франко-бельгийской скрипичной и виолончельной школ первойполовины XIXвека.Представители этой школы резко отличались от темпераментного, буйного романтикаПаганини.

НоПаганини не принял и такой романтик, как Л. Шпор, впервые познакомившийся сгениальным итальянцем в 1816 году в Венеции. Игру Паганини Шпор услыхалпозднее, уже у себя на родине, и резко осудил, но уже по услышанным им в Италиирассказам, эффекты, которыми славился генуэзер, казались ему шарлатанскими.

«То,что пленяет в его игре итальянскую публику и порабощает её, - записывает Шпор вавтобиографии, - оказывается не чем иным, как рядом «прелестей», которыми замного лет до него восхищал наших бабушек наш соотечественник Шеллер. Этоискусственные флажолеты, вариации на одной струне… известного рода пиццикатолевой рукой и многие, противоречащие природе инструмента звуки фагота, голосастарой бабы и тому подобные фокусы».

ВВенеции Паганини создает одно из самых своих прославленных произведений –«Венецианский карнавал», порождающий массу подражаний. «Карнавал» –энциклопедия его виртуозности и вариационной техники. Он примечателен также иромантичностью пестрых, ярких образов, свежим народным колоритом, Именно этопроизведение стало своего рода знамением виртуозно-романтического искусствапоследователей Паганини. В Венеции же произошла встреча Паганини с Байроном,оставившая глубокий след в душе скрипача.

В1818 г. в Италию приезжает знаменитый польский скрипач К. Липиньский,привлеченный славой Паганини. Первоначально он, подобно Лафону, намеревалсявступить в состязание со своим итальянским собратом, но, услыхав игру Паганини,отказался от этой мысли. Между Паганини и Липиньским завязалась дружба,продолжающаяся до приезда итальянца в Варшаву. Липиньский был безумно увлеченискусством Паганини и стремился в своей игре приблизиться к его стилю. Но ихиндивидуальности были не менее различны, чем у Паганини с Лафаном, хотя поиному. Свойственная искусству Липиньского благородная, строгая мужественностьсвязывала его с классицизмом и становилась неодолимой преградой между ним и Паганини.

В1818 г. завязалась дружба Паганини с Россини. Композитор обожал скрипача.Паганини отвечал ему тем же. Известно. Что скрипач написал ряд фантазий на ариииз опер Россини. В 1819 г. Паганини познакомился в Риме со знаменитымфранцузским художником Энгром; памятью этой встречи остался карандашный портретскрипача.

Интенсивнаяконцертная деятельность, бурная жизнь приводит Паганини к тяжелой болезни,которая сопровождается душевной депрессией. Он перестает концертировать и до1824 г. живет замкнуто, в одиночестве. Лишь в апреле 1824 г. выходит изсостояния кризиса и начинает выступать. Приехав в Геную, он проводит в нейцелую зиму и с увлечением дает уроки 7-летнему вундеркинду КамиллоСивори. Под его руководством Сивориделает быстрые успехи. Занятия с мальчиком продолжались в течение 7 месяцев, но до конца дней Паганини называл Сивори своим единственным учеником.

20-егоды чреваты для Паганини тяжелыми личными переживаниями. Увлекающийся отприроды, он отдавал много времени женщинам. Биографии, ему посвященные, полныописаний его бесчисленных любовных связей. Имена принцессы ЭлизыБачокки, а также другой сестры Наполеона – Паолы Боргезе, некой синьоры Диды,Элеоноры Квиличи, баронессы Елены Добенек составляют лишь небольшую часть егодонжуанского списка. Однако, на основании ознакомления с письмами Паганини,Ямпольский приходит к выводу, что по натуре он отнюдь не был Дон-Жуаном и Казановой, а всегда мечтал о настоящей любви испокойной семейной жизни.

Еслидо 1828 г. деятельность Паганини развертывалась исключительно в пределахИталии, то покинув ее, он ни разу в последующие годы не приезжал сюда. Онвернулся в родную страну лишь в конце жизни больным, сломленным человеком.

ПослеВены Паганини концертировал по городам Германии. В Дюссельдорфе судьба свелаего с одной из самых замечательных женщин, встречавшихся на его жизненном пути– баронессой Еленой фон Добенек. Их встреча былатрагичной. Любовь к Паганини сломала всю ее жизнь. Трудно сказать, чтозаставляло Паганини покинуть Добенек. Несмотря наразрыв с Паганини баронесса добилась развода с мужем и уехала в Париж. Послесмерти Паганини она перешла в католичество и постриглась в монахиниБенедиктинского монастыря в Швейцарии.

Вбиографии великого скрипача много неясного, несмотря на пристальное внимание кего жизни. Был ли он карбонарием? В какой мере он был связан с итальянскимреволюционным движением?

Большаячасть биографов считает участие Паганини в революционном движении неоспоримым,основываясь на факте его связи с рядом итальянских революционеров.

Концертныетурне по Австрии, Германии и Франции сопровождались невиданными триумфами.Виднейшие музыканты мира в восторге от Паганини. В Вене он окончательнорасстался с Бьянкой и направился в Прагу, гденеожиданно для себя встретил холодный прием; затем следуют Дрезден и Берлин. ВБерлине он вновь побеждает публику. Но вместе со славой за ним ползут илегенды, грязный вымыслы. Утверждают, что он преступник, что на его совестиубийство возлюбленной. Респектабельная публика в ужасе, но все же покоряетсяего волшебной игре. Он увлекает всех силой страсти, драматизмом исполнения,бесконечным разнообразием красок, «…его инструмент поистине говорит, стонет,подражает грозе, безмолвию ночи, птицам, спускающимся с небес, но не взлетающимна небеса, во всем – поэзия…».

11апреля 1830 г. во Франкфурте-на-Майне его слушает Р.Шуман и, потрясенный, записывает в дневнике: «Разве это не восторг! Под егоруками самые сухие упражнения пламенны, как пророчества Пифии». Из концертовэтого периода следует упомянуть о выступлении в Касселе,где его, наконец, услышал Шпор, и в Гамбурге, где на его концерте присутствовалГейне. Образ Паганини в последствии великий поэт запечатлел в своемзамечательном творении «Флорентийские ночи».

Вфеврале 1831 г. Паганини наконец едет в Париж. Французская столица только чтопережила революцию и эпидемию холеры. «Но даже ужас, вызванный этим смертоноснымбичом, не смог удержать порыва любопытства, а затем – восторга, повергнувшеготолпу к ногам Паганини», - пишет Берлиоз.

Париж30-ых годов – арена ожесточенных боев между представителями классицизма иромантизма. Пьесы В. Гюго, А. Дюма–отец, новеллы П. Мериме, а в музыкепрограммный симфонизм Г. Берлиоза; насцене оперных театров – «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Волшебный стрелок» Вебера,«Фауст» Шпора – такова романтическая волна, захлебнувшая жизнь искусства. Вэтот момент появляется Паганини. Естественно, что его игра увлекает, поражаетнаэлектризованных слушателей. В ней всё, что было так свойственно романтизму –огненное борение страстей, яркий ораторский пафос, контрасты возвышенного инизменного, программность и блестящая, непостижимая виртуозность. Романтичнасама личность артиста, окружённая ореолом таинственности, фантастики,демонизма. Лист, слушающий его на первом концерте, потрясён: он признаётся, чтоперед ним открылись новые, неведомые дотоле горизонты. В фантазии на тему«Кампанеллы» Паганини (1832), Лист идёт его путем и придаёт фортепианнойтехнике красочность, блеск, виртуозность, незнакомые старому классическомуискусству. Отсюда начинается формирование его бравурного инструментализма,породившее впоследствии венгерские рапсодии, концерты-поэмы. Да и извечная мефисто-тема Листа в сущности перекликается с«дьявольскими» мотиваит искусства Паганини.

ПередПаганини преклоняется Бальзак, им интересуется Гёте, от него в восторгефранцузские романтики. Для философии романтизма был особенно характерен культмузыки, признававшейся высшим духовным видом искусства. Здесь их идеалпредставал как бы в материализованном виде. О Паганини пишут статьи,придумывают легенды, рассказывают анекдоты; вымысел в литературе о великомскрипаче тесно переплетается с правдой. Но кому нужна правда, когда от Паганиниждут только необычайного? В конце концов он бежит из Парижа в Англию, но издесь, после первого же выступления начинается то же самое.

ВПариже за отказ сыграть на благотворительном концерте в пользу итальянскихреволюционеров, а затем и в Лондоне за попытку назначить двойные цены на билетыПаганини обвиняется в скопидомстве, жадности, стремлении к наживе. Безусловно,черты стяжательства у него были, хотя и не в такой степени, в какой емуприписывали. О его отзывчивости свидетельствует хотя бы известный случай сБерлиозом, которому, зная о бедственном положении композитора, Паганини подарил20 000 франков.

До52-ух лет Паганини ведет скитальческую жизнь, разъезжая по городам Европы. Онработает с бешеной интенсивностью, расплачиваясь за добытое с таким трудоммиллионное состояние своим здоровьем. На 52-ом году он вынужден прекратитьконцертирование. Купив себе роскошной поместье близ Пармы, носящее название«Вилла Гайона», осенью 1834 г. переезжает туда.

В1835 г. Паганини принимает приглашение пармской принцессы Марии Луизы занятьпост директора и дирижера ее придворного театра и оркестра. В монографии Ямпольского приводятсяинтересные данные о его попытке реформировать оркестр и организовать по-новомуоркестровое исполнительство. Он предлагает увеличить число оркестрантов допятидесяти человек, отбирая их по конкурсу; разграничить функции дирижера иклавесиниста или первого скрипача концертмейстера. Это были новые по темвременам требования. Его предложения были отвергнуты, и он подал в отставку. Закороткий период работы с оркестром он сумел значительно усовершенствоватьмастерство этого коллектива.

В1837 г. состоялись последние концерты Паганини в Турине. Его здоровьеокончательно подорвано. Он едет в Марсель, Ниццу; в Генуе составляет завещание,по которому все свое громадное состояние (1,7 миллионов франков, кромеимущества, имения и коллекции музыкальных инструментов) передает сыну Ахиллу.

Паганиниуезжает на юг Франции. Он мечтает поправить здоровье. В эти годы онподдерживает близкие отношения лишь с Берлиозом, да с тесным кружком любителеймузыки, который сгруппировался около него в Марселе. Он сам музицирует,особенно охотно играя квартеты Бетховена.

Расчетына целебные свойства юга Франции не оправдались. В октябре 1839 г. Паганиниприехал в Геную, но сильный нервный припадок заставил его покинуть город.Перевезенный в Ниццу, он почти все дни пролежал в постели. К физическимстраданиям прибавились и нравственные – процесс, связанный с казино, все ещетянулся. К тому же его вновь попыталась вернуть в свое лоно католическаяцерковь. Однако умирающий артист стойко отказался принять причастие. Скончалсяон 27 мая 1840 г. в возрасте 58 лет.

СкрипкаПаганини знаменитый Гварнери дель Джезу хранится в музее в Генуе. Один раз вгод витрину со скрипкой вскрывают и на ней играет самый выдающийся изскрипачей, находящийся в это время в Италии. В 1957 г. такой чести удостоилсяДавид Ойстах, а в 1963 г. – победивший намеждународном конкурсе имени Паганини воспитанник Ленинградской консерваторииболгарский скрипач Емил Камилларов.

Паганинибессмертен. Мятежный дух живет в его творениях, до сих пор влекущих к себенеизъяснимой прелестью щедрых мелодий, роскошью инструментальных красок,поэтичностью образов.

Символика огня получила глубинное измерение,
поскольку огонь есть метафора для описания
самого Бога (Яхве - огонь рождающий).
Огонь является:
символом торжества света и жизни
над смертью и мраком;
символом очищения и домашнего
богатства;
символом обновления и рождения
в новом воплощении (вспомним того
же феникса, что, умирая, сгорает и
рождается вновь из пепла молодым
и красивым);
символом
жизненной
энергии,
плодородия, олицетворения солнца
и солнечного света.

Откуда появился огонь?
Какой силой он обладает?
Агуня - Бог Земного Огня,
младший из Сварожичей.

К. Васильев
«Человек с филином»
Как вы думаете, о чем картина К.
Васильева?
Какой смысл вложил художник в
горящую свечу и горящий свиток на
картине «Человек с филином»?
В качестве подсказки: назовите
корень слова «просвещение»?
Почему говорят «Учение- свет, а
неученье- тьма»? (свет = знания).

Свет, свечи… А это что за
символ?
В христианской традиции свеча -
божественный свет, сияющий в мире,
свидетельство причастности человека к
Божественному.
Чистота воска означала чистоту человека,
мягкость - его способность слушать волю
Бога. Три совмещенные свечи - Святая
Троица, триединство мира.
Свет во тьме светит, и
тьма не объяла его...
Свеча - вечный спутник человека на дороге
жизни. Тропинка, выложенная горящими
свечами, была символом пути, на котором
человек не одинок: идущие впереди
оставляли зажженные огоньки тем, кто идет
следом

ИКОНА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ»
Во время молитвы на
Елеонской горе Божией Матери
явился архангел Гавриил и
сообщил радостную весть, что
скоро Господь возьмет Ее к
Себе. При прощании с
апостолами Богородица
обещала не оставлять их и
всех христиан после Своей
смерти. В час успения Сам
Господь Иисус Христос,
окруженный ангелами, явился
и принял Ее душу.
На иконе «Успение Богородицы»
горящая свеча говорит о чем?

А какой герой
мифов Древней
Греции тоже связан
с огнем?

ПРОМЕТЕЙ
Прометей несёт людям огонь
(Генрих Фридрих Фюгер, 1817 г.).

ПРОМЕТЕЙ
В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил
Прометей огонь для людей.

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин
(1871/72-1915) - выдающийся русский
композитор, пианист, педагог -
создает оригинальное симфоническое
произведение «Прометей» («Поэма огня»).
А.Скрябин
Оно предполагает использование цветного света
во время исполнения музыки. Это было ново и необычно.
В основе поэмы лежит древнегреческий миф
о Прометее, который похитил огонь у богов и
подарил его людям.
По-гречески слово «прометей» означает «провидец»,
«смотрящий вперед».
Образ Прометея - одна из вечных тем искусства.
С мифом о Прометее связывали Симфонию №5
Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической»)
вырос непосредственно из музыки, которая
первоначально была задумана как музыка
балета «Прометей».
Миф= Прометей
Бетховен= Симфония 5
Бетховен= Симфония 3

А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение
энергии, движения, жизни, творчества и стремление «пропеть гимн
дерзновенной воле человека».
Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть
символ, в разных формах встречающийся во всех древних
учениях. Это - активная энергия Вселенной, творческий принцип,
это - огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль».
Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные
характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли»,
«тема разума», «тема наслаждения» и др.

Борис Владимирович Асафьев
Как пишет Б. Асафьев: «Скрябин мыслил
параллельными цветомузыкальными образами»,
«К пламени», «Гирлянды», «Темное пламя» предвестники музыки с реальным светом. В
«Прометее» Скрябин решается на
«визуализацию» собственных цвето-тональных
представлений, и как воплощение этого, им была
придумана так называемая «световая строка».
В 1907 году для Скрябина проблема световых
эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза»
справа от нотных линеек, на которых были
эскизы ее будущих тем и гармоний, Скрябин
написал: б/ж/кр/зел/черн… Но что конкретно
означают эти записи из-за неполноты сведений
неизвестно.

Какой символ он вкладывал в определенный цвет, вы сейчас
прочитаете отрывок из учебника и выпишите в тетрадь?
На работу - 5 минут.
Во вступлении (интродукции) таинственное повествование
символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. На фоне «прометеевской
гармонии» вступает мелодия - символ дерзновенной мечты самого
Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы.
Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой
строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка
ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В репризе - кульминация
поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин
предполагал «озарение» всего зала ослепительными лучами белого света.
Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно
угасшего пламени грандиозного, космического пожара.

При жизни Скрябину не удалось реализовать световой проект,
в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и
формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру».
Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной
художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся
абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям.

Скрябин= Прометей
Скрябин+ Кандинский
Н.Рерих
В. Кандинский.
Контрастные звуки

Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка»,
оптический синтезатор звука, который был назван в честь
Александра Николаевича Скрябина - АНС.
Все эти направления позднее воплотились современной
электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).

Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 мая
1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского
симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера. Для этой
премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой
инструмент, которому изобретатель дал название «хромола; исполнение
световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно
встречено критикой.
В 60-70-е гг. к исполнению произведения Скрябина со световой
партией вновь возник интерес. В 1962 г., по сообщению режиссёра Булата
Галеева, полная версия «Прометея» была исполнена в Казани, а в 1965 г.
на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм.
В 1972 году исполнение поэмы Государственным академическим
симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Светланова было
записано на фирме «Мелодия».

Сравните высказывания двух композиторов.
Что их объединяет?
Бетховен: «Моя готовность служить своим ис
кусством бедному страждущему человечеству
никогда, начиная с детских лет, не нуждал
ась ни в какой награде, кроме внутренней у
довлетворенности».
Скрябин: «Иду сказать людям, что они силь
ны и могучи. Чтобы стать оптимистом…
нужно испытать отчаяние и победить его».

Художественно-творческое задание
Выполните самостоятельную работу на тему
«Образы солнца, огня в литературе, живописи
и музыке»
(К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский,
М. де Фалья, Н. Паганини и др.).

Константин Юон. "Новая планета" 1921
К.Юон

Н.Рерих
Армагеддон 1940 г. Н.Рерих

Святая София. Н. Рерих
Н.Рерих

Огонь
К.Бальмонт
Не устану тебя восхвалять,
О внезапный, о страшный, о вкрадчивый,
На тебе расплавляют металлы,
Близ тебя создают и куют.
«Будем как солнце»
Огнепоклонником я прежде был когда-то,
Огнепоклонником останусь я всегда.
Мое индийское мышление богато Разнообразием
рассвета и заката,
Я между смертными - падучая звезда.
Средь человеческих бесцветных привидений, Меж
этих будничных безжизненных теней,
Я вспышка яркая, блаженство исступлений, Игрою
красочной светло венчанный гений,
Я праздник радости, расцвета и огней.
Как обольстительна в провалах тьмы комета! Она
пугает мысль и радует мечту.
На всем моем пути есть светлая примета,
Мой взор - блестящий круг, за мною - вихри света,
Из тьмы и пламени узоры я плету.

Жар-Птица
То, что люди называли по наивности любовью,
То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,
Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу,
Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу.
Что другие, что мне люди!
Пусть они идут по краю,
Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.
То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда,
Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда.
День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская,
Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая.
И меня поймут лишь души, что похожи на меня,
Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!
К. Д. Бальмонт. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.
Ленинград: "Советский писатель", 1969.

17.06.1882 - 06.04.1971. Композитор. И Стравинский
И.Стравинский

Паганини Н. - Никколо Паганини Никколо Паганини (итал.; 27 октября
1782, Генуя 27 мая 1840, Ницца) итальянский скрипач и гитарист виртуоз,
композитор.
Н.Паганини

Мануэль де Фалья (исп., 23 ноября 1876, Кадис - 14 ноября 1946,
Альта-Грасиа, Аргентина) - испанский композитор, пианист,
музыковед.
М. де Фалья
Загрузка...