Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Исследовательская работа и презентация "протопоп аввакум". Литературный проект «Читаем вместе «Житие» протопопа Аввакума

От редакции: При первом прочтении этот материал кажется провокацией, злой пародией, как сейчас выражаются, "фейком". Однако это документ подлинный, он был от имени Митрополии РПСЦ разослан представителям других старообрядческих согласий накануне Международной старообрядческой конференции, прошедшей 23-24 июня 2016 в Москве.

Так же это подтверждается публикацией на сайте "Аввакум 400 лет" проекта мероприятий к 2020 году, где указан состав оргкомитета.

В этих грандиозных проектах просматривается определённая концепция: публичное покаяние РПЦ МП за раскол 17-го века, символом которого должна стать церковная реабилитации протопопа Аввакума и последующее сближение старообрядчества с РПЦ МП, подтверждённое участием во всероссийских аввакумовских торжествах высшей власти России.

Всероссийские мероприятия в честь 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума

1. Идеология проекта

1.1. Главным посылом к обществу в связи с 400-летием со дня рождения протопопа Аввакума может стать призыв к воплощению духовных и гражданских идеалов Древней Руси, ярким выразителем которых был Аввакум Петров. Этот выдающийся борец и писатель XVII века - не побудитель споров и вражды «раскола», но в первую очередь образец самоотверженного служения Вере и Родине. Его последователи, так называемые «старообрядцы», «раскольники», несмотря на гонения, не выработали ни протестных идеологий, ни оправдания сопротивления насилию любыми способами. Гонимые веками, они дали пример верности традициям предков во всём – от быта, одежды до глубинных основ мировоззрения. С утверждением в России веротерпимости согласно Царскому Указу 1905 года, они придали ускорение промышленности, науке и искусствам, которые сделали Россию начала XX века динамично развивающимся мировым лидером.

1.2. Именно поэтому юбилей призван стать стимулом как для активизации исторической памяти и самоопределения русского народа, так и для утверждения высших религиозных ценностей Православия, которые объединяют всех граждан страны. В центре внимания – позитивные начала, которые проявились в деяниях и в художественном слове протопопа Аввакума в XVII веке, дали свои яркие плоды в период дарования свободы вероисповедания с 1905 до 1917 года и могут в настоящих условиях вновь придать силы, духовное и патриотическое вдохновение народам России.

1.3. Для объяснения сути этого позитивного образа необходимо провести, как минимум, две стратегические идеи:

– «Раскол» в церковных традициях явление временное и не является «фатальным, необратимым», потому из сознания должны уйти понятия «раскольник», «старообрядец» и связанный с ними, как говорят социологи, «язык вражды эпохи Средневековья». Стороны конфликта XVII века должны продемонстрировать христианские ценности покаяния, смирения, прощения, любви – основ как для личной духовной жизни, так и для общественного согласия и общенационального единства;

– Пламенная вера и яркий русский язык, запечатлённые в сочинениях протопопа Аввакума, это достояния не только этнически русских граждан, но всех россиян любой национальности, ибо значение русского языка ключевое для государственности России и её мировой культурной миссии.

1.4. Подготовку к юбилею 2020 года целесообразно начать уже сейчас, ибо в 1917 году россиянам предстоит трудная задача по осмыслению столетия Февральской и Октябрьской революций. В интересах государства при дискуссиях на эти темы важно укрепить диалектическое единство народов Российской Федерации с многообразием их культур, верований и политических течений. В этих дискуссиях - показать государственнический и патриотический потенциал русского Православия (Старообрядчества). Сложность этой задачи требует постоянных многолетних усилий СМИ и комплекса мероприятий. Проведение в контексте юбилея 1917 – 2017 гг. мероприятий юбилея в честь протопопа Аввакума может дать к 2020 году положительный результат в сплочении различных слоёв общества, церкви и государства.

2. Участники проекта

2.1. Исходя из вышеизложенного в реализации проекта призваны участвовать профильные государственные органы, все конфессии Русского Православия, а также общественные организации.

2.2. Министерство культуры может включить в план своих мероприятий работы по реставрации исторических памятников (храмов, палат), связанных с именем протопопа Аввакума (смотри Приложение № 1), создание этно-исторического парков в селе Григорове (Нижегородской области) и в Пустозёрске (воссоздание крепости с её бытом XVII века в туристских целях, строительство храма в честь священномученика Аввакума (используемого совместно с РПСЦ, РДЦ и Поморской церковью), созданию Мемориалов и Памятных знаков в честь Аввакума (на Казанском соборе Красной площади и в Андрониковом монастыре в Москве, в Пафнутьево-Боровском монастыре, в Томске и т.п.), издание академического Полного собрания сочинений Аввакума Петрова (силами Пушкинского дома в Петербурге, под редакцией Н.В. Понырко), создание передвижной выставки и её показ в исторических, краеведческих, художественных музеях России, проведение Всероссийской юбилейной научной конференции по изучению наследия и эпохи Аввакума Петрова (с Вступительным словом Президента России и Министра культуры России). Также можно предложить дать имя протопопа Аввакума различным улицам, скверам и населённым пунктам на территории России – закрепив его память в топонимике.

2.3. Министерство образования может включить в план своих мероприятий проведение Всероссийской научно-практической конференции по вопросам преподавания культуры Древней Руси, основ религиозной культуры и Русского языка в средней и высшей школе (с Вступительным словом Премьер-министра России и Министра образования), выпуск книжной, электронной учебной продукции по указанным темам, организацию серии культурно-краеведческо-патриотических уроков, туристских походов и иных мероприятий для учащихся средней и высшей школы. Особое внимание в этих проектах должно быть уделено вопросам преподавания русского языка, курсов и факультативов древнерусского и церковнославянского языков как основы для современного русского языка, а также преподаванию русского для мигрантов и иностранцев.

Также при помощи Министерства образования могут быть созданы экодеревни для детей-сирот с традиционным русским образом жизни в комплексе этнопарков в Григорово и в других местах компактного проживания «староверов» (например, в Гуслицах, в Новозыбковском районе Брянской области и т.п.).

2.4. Россотрудничество может в этот юбилей внести свой вклад, организовав Конференцию соотечественников в Москве (Боровске), с привлечением русской диаспоры, в первую очередь «староверов». Также возможна организация передвижной выставки, которая может в течение нескольких лет демонстрироваться в разных странах мира для пропаганды русской культуры и истории, для консолидации Русского мира.

2.5. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ организует создание и показ по центральным каналам ТВ художественного фильма, документальных фильмов-исследований, дискуссионных клубов и выступлений экспертов по теме юбилея – для массового информирования по идеологии проекта. В форматах для разной аудитории – от детской до интеллектуально-экспертной. Возможно объявить Всероссийский конкурс СМИ на лучшее освещение заявленной темы, а лучшие работы ввести затем в систему дополнительного образования (совместно с Министерством образования).

2.6. Фонд «Русский мир» (В. Никонов), ИППО (Императорское православное палестинское общество) (С. Степашин), Фонд «Диалог цивилизаций» (В. Якунин), Фонд социально-культурных инициатив (Светланы Медведевой) и другие фонды как общественные организации могут обеспечить мероприятиям юбилея свои специфические дополнительные программы и свою специфическую аудиторию.

2.7. Федеральное агентство по делам национальностей может провести круглые столы, издать свою медийную продукцию по темам «Программа возвращения соотечественников», «Судьбы казачества в многонациональной Российской Федерации» и т.п. Темы казачества и возвращения соотечественников могут стать «социально-гражданской составляющей» всех проектов данного юбилея.

2.8. Министерство иностранных дел может использовать юбилейные программы для реализации своих планов. Например, в диалоге с руководством Румынии, Латвии, Белоруссии, Казахстана, Уганды и других стран, где есть «русский православный старообрядческий фактор, общины, диаспора» (как пример взаимодействия МИД РФ и РПСЦ смотрите Приложение № 2).

На основные мероприятия юбилея, с присутствием и выступлениями первых лиц государства и министерств России могут быть приглашены послы разных государств, аккредитованные в Москве.

3. Участие церковных организаций в проекте

3.1. Высоким духовным и гражданским целям проекта должно соответствовать равномерное участие всех православных религиозных централизованных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Целесообразно в рамках Межрелигиозного совета России создать Рабочую комиссию по проведению юбилея. Она выработает сбалансированные, духовно и исторически выверенные формулы для идеологии юбилея.

3.2. РПЦ МП вырабатывает свою программу, в согласовании с Комиссией МРС, к примеру: издание в своих СМИ Собрания сочинений Аввакума Петрова и высказываний о нём церковных историков, историко-патриотическую конференцию «Наследие Аввакума Петрова – общероссийское духовное достояние (вера, традиции, земное Отечество)». Параллельно ведётся диалог со старообрядцами, начатый совместной Рабочей группой.

3.3. РПСЦ проводит историко-патриотическую конференцию с участием «староверов» всех согласий (решение Освященного Собора 21–23 октября 2015 года с программой Комиссии по подготовке юбилея), восстанавливает приходы во всех храмах Москвы и Подмосковья, построенных «поповцами Белокриницкой иерархии» (смотри Приложение № 1). Особо отметим – восстанавливаемые при поддержке государства (Министерства культуры) храмы, а также этнопарки в Григорово и Пустозёрске оборудуются одновременно и как места проведения традиционных богослужений, и как Культурные центры древнерусской традиции в честь протопопа Аввакума (с курсами и кружками для детей и юношества, женскими клубами, медиа и компьютерного дополнительного образования и т.п.).

3.4. РДЦ и беспоповские согласия вырабатывают свои предложения и программы, а также взаимодействуют в рамках комиссий.

3.5. Автономные и независимые православные организации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ, также желательны как участники всероссийских мероприятий юбилея. Для них особо важно вовлечение в общую работу, ради гражданского согласия и патриотического единства на основе православного вероучения, общероссийского исторического опыта и примера протопопа Аввакума. В переговорах с их руководителями могут быть обсуждены различные общие, объединительные темы (единение верующих – единение граждан земного Отечества и т.п.).

4. Организации с особым статусом

4.1. Особую роль в реализации программ юбилея могут сыграть такие организации, как Российское историческое общество, Российское географическое общество, Комитет по поддержке литературы, Государственный исторический музей, Институт русской литературы (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге, Государственный литературный музей и Музей имени Андрея Рублева в Москве, Фонд Александра Солженицына и Дом русского зарубежья имени А. Солженицына, а также государственные и церковные хоры, способные провести эффектные массовые концерты в разных городах страны, а также Заключительный юбилейный концерт в Кремлёвском дворце съездов.

4.2. Возможно, что для воплощения указанных мероприятий, с привлечением министерств, православных церквей и общественных фондов в масштабах всей страны, потребуется создать Оргкомитет высокого уровня, желательно с участием в качестве его председателя Президента России В.В. Путина как главы Государства и национального лидера.

4.3. Переданное недавно РПСЦ здание Духовного училища (МСДУ) в Рогожском посёлке, Москва (1911–1915 гг., площадь более 6.000 кв.м) можно сделать главным центром мероприятий юбилея в честь протопопа Аввакума. Для этого необходимо его реконструировать и приспособить под новые функции. Целесообразно создать в нем многофункциональный Центр древнерусской культуры (или русской традиционной культуры), включающий детский сад, среднюю школу, курсы повышения квалификации для работников РПСЦ, выставочные и концертные залы, иконописные и другие мастерские, реставрационное училище. Выбрать название-посвящение для этого нового Культурного центра. На выбор Президента: или КЦ имени протопопа Аввакума, или КЦ имени равноапостольного великого князя Владимира. Торжественно открыть его в дни юбилея 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году.

Дремина Светлана

Исследовательская работа по краеведению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Советская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

«Аввакум Петров»

Выполнила обучающаяся

7 класса МБОУ Советской СОШ

Дремина Светлана

Учитель Жеребцова А.А.

п. Советский

2014 год

Сторона моя родная,

Отчий край, берёзок свет…

Может краше есть, не знаю,

Но милей и ближе нет…

Знаменита тем, пожалуй,

Что в соломенной глуши,

В деревеньке захудалой

Протопоп Аввакум жил…

Надежда Дарявина

У каждого населённого пункта нашей страны есть своё славное прошлое, не похожее на историю других городов, сёл, деревушек. У моего родного села Григорова тоже есть своя более чем шестисотлетняя история, которая теряется в глубине веков и связана с освоением лесных районов по берегам реки Сундовика русско-мордовскими бортниками (собирателями мёда диких пчёл). Первые документы о Григорове восходят к 1578 году. Тогда оно было крупным дворцовым селом, имевшим и бортные угодья, и возделанные пашни, и луга.

Село стояло «на три усада» вокруг озера, образованного постоянно бьющим из земли родником. Такое расположение села осталось и поныне. А родник этот превратился в колодец около пруда, откуда каждый год берут святую воду на Крещение Господне 19 января. В начале 17 века Григорово переходит во владение Фёдора Васильевича Волынского, что способствовало развитию села. Заботясь о возрастании доходов, Волынский учредил в Григорове еженедельный субботний торг. А в 1615 году был учреждён кабак. К двадцатым годам 17 века в Григорове появились свои кузнецы, лучник, плотник, коновал, и даже иконописец. Всё это свидетельствовало не только о промышленном развитии села, но и постоянном приезде сюда на торг и к местным мастерам для заказа изделий людей из самых дальних мест округи. Но важным событием истории села того периода стал приезд из села Поповского в Григорово священника Петра Кондратьева, отца нашего замечательного земляка Аввакума Петрова.

Он является гордостью нашего села. Благодаря этому человеку наше Григорово знают в разных городах не только нашей страны, но и за рубежом. Чем заслужил такое отношение к себе этот человек? Почему память о нём до сих пор жива?

Мы решили провести исследование литературных источников о протопопе Аввакуме, посетить музей и краеведческий центр с.Григорова, Григоровскую библиотеку.

Цели нашей работы:

Подробно познакомиться с биографией Аввакума;

Узнать как можно больше литературных источников о протопопе Аввакуме;

Провести конкурс стихов на тему «Григорово – родина Аввакума»;

Оформить выставку «Село Григорово. Из глубины веков до наших дней»

Методы исследования:

Эвристический, поисковый;

Способы исследования :

Беседа, интервью, обзор, экскурсия;

Ценность полученных результатов:

Найдено много нового и интересного о судьбе Аввакума;

Оформлена выставка в Краеведческом центре;

Подготовлено КТД «Пример стойкости духа»;

Материалы исследовательской работы переданы в школьную библиотеку.

Основная часть

Работу по изучению жизни нашего земляка мы начали с посещения Краеведческого центра, где нас очень радушно встретила его заведующая Зайцева Г.А. У Галины Александровны немалый опыт работы библиотекарем – более 30 лет она трудится на этом поприще. Она очень помогла нам в изучении проблемы. Мы познакомились с литературным материалом о жизни Аввакума, рассмотрели картины, на которых запечатлены события тех лет, узнали о том, что об Аввакуме написано немало стихов, изучили материалы Аввакумовских чтений, которые стали традиционными и проводились в этом году в пятый раз.

Аввакум Петров, протопоп, известный расколоучитель, самая яркая фигура русского Возрождения. Ему пришлось жить в «бунташном» 17 веке - время раскола, народных волнений, колонизации Сибири. Время, которое ставило человека перед жестоким выбором. Протопоп Аввакум сделал свой выбор и вошел в русскую историю как человек несгибаемой воли, которого никак нельзя отнести к рабу догмы, ограниченному фанатику. Это был человек огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него. Многие считали его святым и чудотворцем. Он навеки остался в русской истории и в русском искусстве. Яркость личности, талант писателя и проповедника, страстность речи вызывали восхищение таких разных писателей как И.С.Тургенев и М.Горький.

Родился Аввакум 2 декабря 1620 года. Отец его, священник Петр, гораздо более ревностно «прилежаще пития хмельного», чем церковной службе. Воспитанием детей занималась мать, Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под её влиянием в Аввакуме с юных лет замечается известное аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею книжностью.

Перед смертью своей мать женила Аввакума на бедной сироте Анастасии Марковне, на многие годы ставшей верной спутницей и духовной единомышленницей своего сложного нравом и крутого характером мужа.

Женившись на Настасье Марковне, Аввакум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него. Особенно характерны столкновения его с какими-то "начальниками" в селе Лопатицах, где он был попом: Аввакума били, "до смерти задавили", в него стреляли и, наконец, выгнали его из села в 1646 году. После этого Аввакум бежит в Москву, где находит покровительство у царского духовника, Стефана Вонифатьева , и у Ивана Неронова. Возвращается в Лопатицы, но в 1648 году снова изгнан оттуда и появляется в Москве. Здесь он пробыл до 1652 года. Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и снова пришлось ему спасаться в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева. В 1653 году выходит первая новоисправленная книга, и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестуют Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю, и начинается открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном. Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. Поход Пашкова сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум, кроме того, не раз испытывал на себе гнев "озорника-воеводы, который однажды избил его до потери сознания. В 1662 году по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен из ссылки.

Но, увидев, что и без Никона «зима еретическая на дворе», снова «заворчал», требуя восстановить «старое благочестие». В ответ на это последовали новые гонения – ссылка в Мезень, расстрижение, заключение в монастырь. В 1667г. Аввакума и его сподвижников – Епифания, Федора и Лазаря ссылают на север, в Пустозерск, где они томятся в земляной тюрьме.

Пустозерские узники, таким образом, не молчали, не оставались в бездействии, к какому их желали принудить. Ссылка не сломила их силы. Она не заставила их отказаться ни от пропаганды своих мнений, ни от обличения никоновских властей, даже непосредственно обращенного к последним и принявшего еще более решительный характер, чем прежде, так как теперь оно с резкой энергией обращалось и на светскую власть, раньше ими не затрагивающуюся. Ответ со стороны последней не заставил себя ждать: из Москвы последовали новые репрессалии над раскольниками, новые, по выражению Аввакума “гостинцы ” им. Гроза разразилась прежде всего над семьей Аввакума, жившей в Мезени. Кроме Настасьи Марковны с тремя младшими детьми, оставшейся здесь со времени отвоза мужа в Москву на собор, здесь жили и два старшие сына Аввакума, вернувшиеся сюда из столицы после ссылки отца. Сюда-то и был отправлен из Москвы в качестве следователя и судьи полуголова Иван Елагин, ознаменовавший свое появление на Мезени самыми крутыми и беспощадными мерами. Но сыновья Аввакума не унаследовали непреклонной воли отца и пред лицом смерти вторично отреклись от его учения. Это отречение, впрочем, спасло им лишь жизнь, но не свободу: вместе с матерью, их посадили в земляную тюрьму. Только младший их брат, Афанасий, вместе с сестрами, Марией и Акулиной, остался на свободе, несмотря на то, что он не уподобился братьям и открыто объявлял себя ревностным последователем отца; должно быть, его сочли слишком еще малолетним и поэтому не опасным. С Мезени проехал Елагин и в Пустозерск, привезя с собой суровые наказания относительно здешних узников. После допроса, на котором они остались непреклонными в своих убеждениях, решительно отказываясь от общения с церковной иерархией и проклиная “еретическое соборище”, им объявлен был приказ московского правительства, которым повелевалось Лазарю, Епифанию и Федору отрубить правые руки и вырезать языки, а Аввакума, не подвергая такой казни, посадить в земляную тюрьму и давать ему только хлеб да воду. Это новое исключение в пользу Аввакума, явившееся, конечно, не без участия его доброжелателей при московском дворе, так раздражило его, что он хотел было уморить себя голодом, и только убеждения и просьбы товарищей по заключению отклонили его от такого намерения. После совершения назначенной казни над товарищами Аввакума все узники были переведены в новую, специально для них приготовленную тюрьму: в земле устроен был сруб, собственно и представлявший из себя темницу и окруженный снаружи другим срубом, выход из которого оберегался стражей. Узники сидели отдельно друг от друга и только по ночам, тайно вылезая во внешнюю ограду, могли видеться и беседовать. Более тяжелого, более жестокого заключения, казалось, нельзя было ни создать, ни даже представить себе. Но в этом заживо похороненном человеке жизненный пульс бился еще с лихорадочной быстротой и энергией, мысль еще работала с неослабевающим жаром.

В Пустозерске, в заключении, Аввакум между 1669 и 1675гг. пишет своё «Житие». Написать «Житие» Аввакума «понудил» его духовный отец и соузник по пустозерской ссылке – инок Епифаний.

«Житие» напоминает монолог: автор как бы непринужденно и доверительно беседует с читателем. Центральная тема жития – тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за «древнее благочестие» против Никоновых новшеств. На страницах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного.

Автобиография Аввакума весьма любопытна: она написана как житие святого, "да незабвению предано будет дело Божие. Отсюда множество сообщений о чудесах, бывших с Аввакумом, и общий их смысл - освящение свыше мнений и деяний Аввакума: Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам.

Мы можем так или иначе оценивать Аввакума и возглавляемое им движение, но в любом случае Аввакум вызывает невольное уважение своей убежденностью, искренностью поступков, необычайным мужеством.

Поражает необычайная искренность его взволнованной исповеди: горемыке-протопопу, обреченному на смерть, нечего лукавить. Нечего скрывать. Он откровенно пишет о том, как прибегнул к обману, спасая жизнь одного «замотая», которому грозила смерть.

Вспоминая о своих тяжких раздумьях и колебаниях, когда в порыве отчаяния, истерзанный пытками, гонениями, он готов был молить о пощаде и прекратить борьбу: «…Всё на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много. Хотел Пашкову кричать: «Прости!» - да сила божья удержала – велено терпеть». Он не терпел компромиссов и самым странным судом корил себя за редкие проявления человеческой слабости.

Аввакум никогда не менял своих убеждений. По духу и темпераменту он был борцом, обличителем. Эти качества он проявлял на всем многотрудном жизненном пути.

Долгий и горький жизненный опыт убедил Аввакума в том, что простому народу живется на Руси тяжело. «И без битья человек насилу дышит, - писал он в «Житии». – А чуть что – палкой по лбу: не ходи, мужик, умри на работе!» Идея равенства – одна из любимых идей Аввакума: «Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде». В русских людях он видел братьев и сестер «по духу», не признавая сословных различий.

Рассказывая о своей жизни, Аввакум хотел воодушевить своих единомышленников на борьбу за «дело божие». Именно поэтому в центре внимания в «Житии» - самые мрачные эпизоды его жизни, именно поэтому так выделяет Аввакум разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить угодность богу его подвижнической борьбы за «истинную веру.

Главным делом своей жизни Аввакум почитал борьбу с реформами Никона, и поэтому большая часть «Жития» посвящена именно этому периоду гонений.

Обличая представителей церковной и светлой власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть он считает незыблемой. Сосланный в Пустозерск, Аввакум в своих посланиях переходит к обличению «бедного и худого царишки», который во всем поддерживает «еретиков». Не считаясь с авторитетом царской власти, Аввакум предрекает Алексею Михайловичу адские мучения.

Если Аввакум непримирим и беспощаден к своим противникам, то он ласков, отзывчив, чуток и заботливо отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Он образцовый семьянин.

«Житие» Аввакума – не только проповедь, но также исповедь. Это не только писательская позиция, это позиция страдальца, «живого мертвеца», который покончил счеты с жизнью и для которого смерть – желанное избавление. «В темнице мне, яко во гробу, сидящу, что надобно? Разве смерть? Её, тако». Аввакуму ненавистны ложь и притворство. В его «Житии» нет фальши. Он пишет только правду – ту правду, которую подсказывает ему «рассвирепевшая» совесть.

Годы шли за годами, а в положении Пустозерских узников не происходило никакой перемены. По-прежнему были они заключены в четырех стенах своей тюрьмы, по-прежнему не было никакого просвета в их мрачной судьбе. Даже Аввакум, сначала еще питавший надежду на скорое освобождение, постепенно утрачивал ее. Проходили годы, совершались важные перемены в московском государстве, умер царь Алексей, вступил на престол сын его Федор, а тяжелое заключение все тянулось и не предвещало ему конца. Как ни силен духом и крепок телом был Аввакум, но и его закаленная в бедствиях натура подалась под тяжестью этого испытания, ставшего, наконец, невыносимым при его шестидесятилетнем возрасте. В 1681 году он написал и отправил царю Федору послание. В недобрый час пришла Аввакуму мысль написать это послание. При московском дворе мало уже осталось тех его доброжелателей, которые так долго отводили от него конечную беду, да и те, которые были еще пощажены временем, или уже совсем одряхлели, или потеряли свой вес и значение со вступление на престол молодого царя. При таких условиях осужденный собором старик раскольник, выступавший с резким осуждением как церковной реформы, так и всякого общения с иноземцами, решавшийся поносить память покойного царя, не мог рассчитывать ни на помилование, ни на сожаление. “За великия на царский дом хулы” приказано было сжечь и Аваакума и его товарищей по заключению. 14 апреля 1682 года казнь эта совершилась и жизнь, представлявшая собою почти непрерывный ряд страданий и мучений, закончилась на костре.
«В 1681 году, когда Аввакума повели на костер, ему было уже за шестьдесят.

После земляных ям, ржавых цепей, пыток, застенков его согнуло надвое, и вовсе не было силы, ни твердости в этом истощавшем старческом теле, изъеденном вшою, исполосованном кнутами, с черными язвами от огненных веников московской дыбы.

Но тонко светилось горбоносое лицо его, и, странно, он счастливо улыбался. Он бормотал что-то с улыбкой, спотыкаясь, легонько вздыхал, повторял привычно молитву Христову…»

До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни. Аввакум заблаговременно распорядился своим имуществом, нашлись для смертного часа и чистые белые рубахи. И все равно зрелище было тягостное - загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься. Палачи привязали осужденных к четырем углам сруба, завалили дровами, берестой и подожгли.

«В огне мелькало, точно носилось, дрожащее лицо Аввакума, горбоносое; жгут бороды теперь вздувало огнем. И странно, Аввакум улыбался. Он высвободил из затлевших веревок руку, стиснул пальцы в двуперстие:

Молитесь, - гортанный крик срывало огненным гулом. – Молитесь таким крестом, Русь вовек не погибнет, оставите – погибнет ваш городок… Песком занесет… Песком…»

Аввакум и его сподвижники понимали, что так как двинулась Русь, она погибнет. Песком занесет. Только не знали они, как утверждать её, и цеплялись за любое старое слово, за букву, двуперстие, за каждую мелочь, лишь бы не отдать самого заветного, потому что чуяли, что отдается самое заветное, душа Руси, что Русь изменяет своему призванию. И когда не станет Домом Добра, станет, как дом на песке, и её песком занесет.

Его имя причислили к лику святых.

Память об Аввакуме жива

Жители нашего села гордятся, что один из архитектурных памятников Нижегородской области находится в Григорове. 5 июня 1991 года на самом высоком холме, в центре нашего села был открыт памятник выдающемуся земляку. Автор памятника - Вячеслав Клыков. Он заложил капсулу с землёй, привезённой из Пустозёрска, с места предполагаемой смерти Аввакума.

В фойе Дома культуры висит огромная картина ленинградского художника А.Мальцева «Аввакум в Сибири». На ней изображена семья протопопа среди ледников. Чувствуется стужа, ощущаются невыносимые условия, в которых находится Аввакум с женой и детьми. Но как смел и твёрд взгляд этого непреклонного человека!

В краеведческом центре находится большая чеканка с изображением Аввакума. Автор этой чеканки ленинградец Н.Лукин. Ленинградцы приняли активное участие в увековечивании памяти нашего земляка, особенно Пушкинский Дом во главе с академиком Д.Лихачёвым, который в середине 80-х приезжал в Григорово.

Ежегодно на поклон к Аввакуму приезжают именитые гости, целые делегации и просто верующие для того, чтобы почтить память об Аввакуме, увидеть его памятник, музей, картину. А в середине лета, в июле проходит крестный ход к памятнику, церкви, когда паломники со всей России пешком идут в Григорово, чтобы отдать дань уважения сильному духом Аввакуму, помолиться за него и за нас, его потомков.

Использованная литература

  1. Лукаш И. Потерянное слово. // ж. Родина, 1996
  2. Мякотин В. «Житие протопопа Аввакума (Биографический очерк)». «Захаров», Москва, 2002
  3. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения / Под ред. Н. К. Гудзия. М., 1960
  4. " Протопоп Аввакум " Биографический очерк. Четвертое издание. 1917
  5. Филатов Н.Ф. На родине огнеопального Аввакума. – Н.Новгород, 1991.
  6. Гневковская Е.В. Русский характер и особенности национального менталитета на примере «Жития протопопа Аввакума». – Н.Новгород, 2005.
  7. Матвеев Е.С. Взгляд «свежей головы» по проблеме освещения раскола в исторической литературе. – Н.Новгород, 2005.

Приложение

Посвящается Аввакуму…

Несгибаемый Протопоп.

Из Григорова он Петров.

Боль народа в себя вобрал,

Церковь русскую сберегал!

Справедливость искал, добро –

Этим жило его всё нутро.

Обездоленных защищал,

Мироедов всех презирал.

Я читал его «Житие»-

До глубин он знал бытие.

За простой народ бил в набат,

Был родным ему, словно брат.

Невзлюбил его тогда царь,

А потом сослал в Пустозёрск,

Там и был Аввакум сожжён…

Когда палачи его жгли,

Двуперстный он крест вмиг сложил

И крикнул: «Молитесь, вот им!

И Русь не сдавайте чужим!»

С тех пор пробежали века,

Но дух его бродит в умах.

Он вечно останется жить,

Чтоб совесть людскую будить!

Николай Офитов.

С.Григорово, 18.09.2004.

Воспоминание Григорово

/ из поэмы «Аввакум»/

Дышит апрелем

Ветер с боков,

А здесь до капелей

Ещё далеко.

На тысячу вёрст

Не встретишь души.

Лежит Пустозёрск

В безлюдной глуши.

Здесь путь многотрудный

Сквозь мёрзлую тишь.

Здесь месяц над тундрой

Висит, как бердыш.

Вдали от селений

Забор и нора.

Здесь собственной тени –

И то будешь рад,

Стенаниям волка

И смеху сыча.

А где-то ведь Волга

В весенних лучах!

Родное Григорово

В душистом цвету

Деды у заборов

Корзины плетут.

Земля дышит паром,

Блестит небосвод.

У церковки старой

Нарядный народ.

В солнечных бликах

Сады и трава.

Памятью никнет

Его голова.

С прерывистым стоном

Он вспомнил опять

У старой иконы

Склонённую мать,

Платочек и прядку,

Лампадку в ночи,

Скамейку и кадку,

Сверчка на печи.

Далёкие дали,

Часовенный звон.

Кувшинки качались

В пруду золотом.

…Горит окно сквозь ветви сада.

Он вспомнил вновь седую прядь,

Окно и тёплую лампаду,

Он вспомнил молодость опять,

Настасью, крынки на заборах…

(Петух напряг для пенья грудь.)

Моё село, моё Григорово,

Мой путь земной, небесный путь.

Виталий Гриханов (1960-2000)

5 декабря 1620 года родился протопоп Аввакум, один из главных идеологов старообрядчества, святой Русской православной старообрядческой церкви.

Личное дело

"Священномученик и исповедник Аввакум"

Фреска в Ильинском приделе Никольского храма (Москва)

Аввакум (1620 - 1682) родился в семье сельского священника Петра, сына Кондратьева, в селе Григорово под Нижним Новгородом. Отец его был привержен «питию хмельному», воспитанием детей, видимо, больше занималась мать - «постница и молитвенница», внушившая сыну глубокое религиозное чувство. В семнадцать лет Аввакум женился на четырнадцатилетней дочери кузнеца Анастасии Марковне. В 1642 году был рукоположен в дьяконы, два года спустя - в священники. Стал служить в церкви села Лопатицы. С первых же дней строгость Аввакума восстановила против него его паству. С одинаковой суровостью он изобличал грехи и нерадивость и крестьян, и дворян, и представителей духовенства. Бескомпромиссный священник постоянно вступал в конфликты с местным начальством, воеводами и дьяками, упрекая их в злоупотреблениях. Из-за этого Аввакума нередко избивали, а однажды сбросили в Волгу, так что он едва выплыл.

В 1647 году Аввакум с женой и новорожденным ребенком вынужден был бежать из Лопатиц в Москву.

В Москве Аввакум встретился с протопопом Благовещенского собора Кремля и царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Аввакум вошел в объединившийся вокруг Вонифатьева круг представителей духовенства, стремившихся к исправлению церковной жизни и нравов Руси путем борьбы с пороками среди духовенства, проповеди христианской нравственности среди паствы, социальных мер (закрытие кабаков, устройство богаделен), а также исправления церковных обрядов и богослужебных книг. В истории это неформальное сообщество известно под названием «кружок ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка был и архимандрит Новоспасского монастыря Никон - будущий патриарх.

В начале 1650-х годов Аввакум был назначен протопопом в Юрьевец-Повольский (современый Юрьевец Ивановской области). Но там повторилась история, ранее случившаяся в селе Лопатицы: строгость Аввакума оказалась столь велика, что уже через два месяца местные жители «среди улицы били батожьем и топтали его». Аввакум снова бежит в Москву. Он служит в Казанском соборе, настоятелем которого был его близкий друг Иоанн Неронов, а также участвует в организованной патриархом Иосифом работе по исправлению церковных книг, путем сверки их с наиболее древними образцами.

В 1652 году патриархом становится Никон, который резко ускоряет ход церковной реформы. Исправление богослужебных книг продолжается, но уже не по древнерусским, а по греческим образцам.

Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов и Аввакум становятся лидерами церковной оппозиции, противостоявшей реформам патриарха Никона. После заключения Неронова в Спасов-Каменный монастырь Аввакум отказался служить в Казанском соборе по новому обряду и демонстративно перенес службу во двор дома опального Неронова, приспособив для этой цели «сушило» (сеновал). Был схвачен прямо во время всенощной и заключен в подземелье Адроникова монастыря. Перенес избиения и пытку голодом, но отказался принять нововведения Никона.

17 сентября 1653 года Аввакум «за ево многое бесчинство» был сослан с семьей в Тобольск. Там он продолжал «укорять ересь Никонову», поэтому в 1655 году его приказали отправить в Енисейск. Затем Аввакуму предписали в качестве отрядного священника отправиться в Забайкалье с отрядом воеводы Афанасия Пашкова. С Пашковым Аввакум непрерывно конфликтовал и претерпел от него немало притеснений. В Братском остроге по приказу Пашкова Аввакум был бит кнутом и заключен в «студеной башне: там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья! Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил — и батошка не дадут! Все на брюхе лежал: спина гнила». Перезимовав в Братском остроге отряд Пашкова отправился далее, через Байкал он проследовал по Селенге и Хилку до Иргень-озера, затем волоком до реки Ингоды, оттуда по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 года устья Нерчи. В обратный путь из Нерчинского острога Аввакум отправился весной 1661 года, снова пересек Байкал, зимовал в 1662 - 1663 году в Енисейске и в июне 1663 года очутился в Тобольске. Все эти годы он разделял труды казаков: тянул с ними суда, волок сани, валил строевой лес, охотился на зверя, ловил рыбу.

В 1663 году царь Алексей Михайлович вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь на свою сторону популярного противника. Путь в Москву занял почти два года, при этом Аввакум «по всем городам и селам, во церквах и на торгах кричал», обличая никонианские реформы. Прибыв в столицу, Аввакум был окружен почетом. Алексей Михайлович всячески выказывал ему свое расположение. «Кланялся часто со мною, низенько таки, - рассказывал Аввакум, - а сам говорит: “благослови де меня и помолися о мне”; и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Из кареты бывало высунется ко мне, и все бояре после царя челом, да челом: протопоп! благослови и молися о нас». Но Аввакум не уступил уговорам царя и бояр, не польстился на высокую должность царского духовника и предлагавшееся ему богатство и продолжил отстаивать свои взгляды. После того, как он подал царю гневную челобитную с требованием восстановить старые обряды, Алексей Михайлович отправил его в новую ссылку, на этот раз на север, в Пустозерск.

Иоанн Неронов, в то время уже смирившийся с церковными нововведениями, написал царю челобитную с просьбой смягчить участь Аввакума. Царь разрешил изменить место ссылки на Мезень. В марте 1666 года Аввакума привезли в Москву, где заседал специально собранный церковный собор. Аввакум содержался под стражей на Крутицком подворье, где его «увещевал» митрополит Павел, затем был послан «под начал» в Боровский Пафнутьев монастырь. 13 мая протопоп Аввакум и его соратник дьякон Федор после бурной полемики с участниками собора были расстрижены и преданы церковному проклятью в Успенском соборе Московского кремля. В ответ Аввакум сам проклял своих оппонентов.

После расстрижения Аввакум был привезен в Никольский монастырь на Угреши и помещен под церковью в отдельную «палатку студеную над ледником» под охраной стрельцов. Затем его вновь отправили в заключение в Боровск, а в августе 1666 года - в Пустозерск. Там он был заточен в земляной тюрьме, где провел пятнадцать лет.

14 апреля 1682 года Аввакум вместе с «соузниками» - попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором по указу царя Федора Алексеевича были сожжены в срубе в Пустозерске.

Чем знаменит

Виднейший лидер старообрядчества, идеолог и учитель. Во многом благодаря его трудам старообрядческая традиция сохранилась в годы гонений XVII века. Слава Аввакума стала распространяться по Руси еще во время его сибирской ссылки, а в дальнейшем его авторитет многократно усилился. Находясь в заключении, Аввакум написал множество посланий своим единоверцам. Когда не было письменных принадлежностей, писал лучиной. Через «верных людей» его письма передавались из Пустозерска в Мезень, оттуда в Москву, где во множестве переписывались и распространялись по всей Руси. В посланиях Аввакума отстаивалась правота старообрядцев и обличались пороки официальной церкви и властей.

Аввакум был духовным отцом другой знаменитой деятельницы старообрядчества - боярыни Феодосии Морозовой - и вел с ней переписку. Когда она, вместе с Евдокией Урусовой и Марией Даниловой, была уморена голодом в Боровске, Аввакум написал о них сочинение «О трех исповедницах слова плачевного».

О чем надо знать

Аввакум был выдающимся писателем и публицистом. Неподдельная страсть, исповедальная искренность, сочетание красноречия с разговорным языком в его сочинениях не оставляют равнодушным даже современного читателя. Главный труд Аввакума - его собственное «Житие» - было написано им в Пустозерске около 1673 года. Оно стало первым в русской литературе автобиографическим произведением. «Житие» сохранилось в нескольких редакциях, среди списков есть два автографа самого Аввакума. Также он сочинил «Книгу бесед», направленную на «крестособорную ересь никонианскую», «Книгу толкований», представляющую собой размышления о священном писании, труд «Снискание и толкование о божестве и о твари, и како созда Бог человека», «Книгу всем нашим горемыкам миленьким», три слова против толкования догмата троичности диаконом Федором, многочисленные челобитные и послания.

Прямая речь

«Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на неё набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: "матушка-государыня, прости! " А протопопица кричит: "что ты, батько, меня задавил? " Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: "долго ли муки сея, протопоп, будет? " И я говорю: "Марковна, до самыя смерти! " Она же, вздохня, отвещала: "добро, Петровичь, ино еще побредем"».

«А егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обременена, блудному делу и малакии всякой повинна, нача мне, плакавшеся, подробну

возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, слышавше от нея, сам разболевся, внутрь жгом огнем блудным, и горко мне бысть в той час. Зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил правую руку на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжежение. И отпустя девицу, сложа с себя ризы, помолясь, пошел в дом свой зело скорбен».
Из «Жития протопопа Аввакума»

«... запечатлен в живом аде плотно гораздо; ни очию возвести на небо возможно, едина скважня, сиречь окошко. В него пищу подают, что собаке; в него же и ветхая измещем; тут же и отдыхаем. Сперва зело тяжко от дыму было: иногда на земли валяяся, удушисься, насилу отдохнешь. А на полу том воды по колени, — все беда. От печали великия и туги неначаяхомся и живы быти, многажды и дух в телеси займется, яко мертв — насилу отдохнешь. А сежу наг, нет на мне ни рубашки, лише крест з гойтаном: нельзя мне в грязи той сидя носить одежды. Я уж не жалея, когда ел, когда не ел, — не спрашиваю и не тужу о том многажды. Иногда седмь дней, иногда десять, а иногда и сорок не ел, да бог помогает и молитвы святых отец и братии поспешествуют. От масленицы до Вербнаго воскресения не ел, да как стал хлеб от есть, так меня мыть мучило недель с пять: умер было, да добро, нечево себя жалеть...»
Описание пустозерской темницы в «Житии протопопа Аввакума»

«И в нынешнем, государи, во 165 (1656)-м году сентября в 15 день, как я, холоп ваш, буду по Тунгуске реке, не дошед Братцково острогу, на Долгом пороге, и тот ссыльной роспопа Аввакумко, умысля воровски неведомо по чьему воровскому наученью, писал своею рукою воровскую составную память глухую безымянно, буттось, государи, везде в начальных людех, во всех чинех нет никакия правды. И иные, государи, многия непристойныя свои воровския речи в той своей подметной памяти написал, хотя в вашей государевой даурской службе в полку моем учинить смуту. И то, государи, знатно, что он, вор роспопа, тем своим воровским письмом хотел приводить служилых людей на то, чтоб оне вам, государем, изменили и вашево б государева указу не послушали и от меня б, холопа вашево государева, отказались и были б не под вашим государевым указом <…> И то, государи, ево роспопино воровское письмо, ево руки, по сыску принесено ко мне, холопу вашему, и по вашему государеву указу я, холоп ваш, велел ему, вору роспопу, учинить наказанье — бить кнутом на козле, чтоб, государи, на то смотря, иныя такия ж воры впредь в ваших государевых ратех нигде такими ж воровскими письмами смуты не чинили. И как, государи, ему, вору роспопе Аввакумку, по вашему государеву указу давано наказанье — бит кнутом на козле, и он, роспопа, своим же воровским умыслом хотя служилых людей со мною ссорить, говорил в то время: "Братцы казаки, не подайте!" — буттось он, вор, на них, служилых людей, в том своем воровстве надежен. И иныя, государи, многия неистовыя речи говорил он, вор, почасту».
Отписка воеводы Афанасия Пашкова о наказании протопопа Аввакума кнутом за "многие неистовые речи"

10 фактов о протопопе Аввакуме

  • Протопопа Аввакума часто называют Аввакум Петров, но в этом случае следует помнить, что Петров - это не фамилия, а отчество.
  • В современном русском и в церковнославянском языках ударение в имени Аввакум падает на второй слог, но в старообрядческой традиции ударение в нем падает на предпоследний слог.
  • У Аввакума с женой Анастасией Марковной (1628-1710) было девять детей: Иван, Агриппина, Прокопий, Корнилий, Ографена, Ксения (Оксиньица), Афанасий. Имена еще двух сыновей не сохранились, поскольку они умерли маленькими - один по дороге в Тобольск и второй - на речке Нерче.
  • Передавать послания своим единомышленникам пустозерские узники могли лишь тайно. Например, они использовали тайник, сделанный в древке бердыша, которым был вооружен один из стрельцов-охранников.
  • Изобличая католическую церковь, Аввакум использовал и приемы «народной этимологии»: «Егда же соблудиша римстии людие и весь Запад над церковию, нарекоша имя ей костел, понеже стоит на костях апостола Петра».
  • На решение царя Федора о казни Аввакума, возможно, повлияло то, что в январе 1681 года приверженцы старой веры, «тайно вкрадучися в соборныя церкви», обмазали дегтем гробницу царя Алексея Михайловича. Сообщается, что среди них был и сын протопопа Аввакума Афанасий. Власти не без оснований полагали, что сделано это было «наущением того же расколоначальника… Аввакума. Он же самна берестяных хартиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании».
  • «Житие» протопопа Аввакума послужило источником для книг Д. Л. Мордовцева («Великий раскол», 1881), А. В. Амфитеатрова («Семик», 1921), А. Алтаева («Разоренные гнезда», 1928), А. П. Чапыгина («Гулящие люди», 1938), стихотворений и поэм Д. С. Мережковского (1888) и М. А. Волошина (1919), трагедии В. Ф. Боцяновского (1923).
  • Сын Аввакума Прокопий скрылся из Мезени, где в ссылке жила семья. Он добрался до Урала, где, по местному преданию, основал деревню Мартьянов на реке Чусовой. Назывался он Прокопием Мезениным. Его потомки живут в Свердловской области и поныне.

Поводом для этого стало первое заседание оргкомитета подготовки празднования 400-летия протопопа Аввакума, состоявшееся 24 марта.

Импульс к сближению

Напомним: протопоп Аввакум Петров (1620–1682), прославленный Русской православной старообрядческой церковью как священномученик и исповедник, был вождем и вдохновителем противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Пройдя через многие гонения и испытания, он был в конце концов сожжен в заполярном Пустозерске. Но в историю он вошел не только как глава русского раскола, но и как замечательный писатель, автор собственного жизнеописания, известного под названием «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», и еще ряда ярких публицистических сочинений. Многие литературоведы считают протопопа Аввакума предвестником «золотого века» русской литературы, опередившим свое время более чем на столетие.

Нет ничего удивительного в том, что предстоящий в 2020 году 400-летний юбилей этого человека рассматривается прежде всего как весьма значимое событие в культурной жизни России. Потому и в оргкомитет по его подготовке, возглавляемый главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием, вошел и заместитель министра культуры РФ Александр Журавский.

Привлек общее внимание и факт встречи митрополита Корнилия с Владимиром Путиным, во время которой наряду с празднованием 400-летия Аввакума обсуждались и проблемы староверов, переезжающих в Россию из стран Южной Америки.

В этой связи свое отношение к предстоящему юбилею высказал и секретарь комиссии Московского патриархата по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов. Как сообщает РИА «Новости», он выразил сожаление, что к настоящему времени «в оргкомитет не включили ни одного представителя РПЦ», выразив надежду, что представители Русской церкви в нем окажутся, подчеркнув, что протопоп Аввакум – «это человек общенационального достоинства, можно сказать, родоначальник русской литературы». Отвечая на вопрос о том, могут ли стать юбилейные мероприятия дополнительным импульсом к сближению верующих Русской православной и старообрядческой церквей, он отметил, что «если будет общая, совместная работа, сотрудничество, то, конечно, да».

В программу празднования 400-летия протопопа Аввакума, которое пройдет в 2020 году, на данный момент включено порядка 50 различных мероприятий, однако их список еще будет расширен.

Торжества в Тбилиси

Еще один знаковый юбилей отмечает в эти дни Грузинская православная церковь. Ровно 100 лет назад была восстановлена автокефалия одной из древнейших поместных церквей, существующей с V века. Независимое существование Грузинской церкви было прервано в 1811 году, когда она была подчинена на правах экзархата Синоду Русской церкви. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, который в этом году отмечает 40-летие своего патриаршества, возглавил Божественную литургию, посвященную столетию восстановления автокефалии Грузинской православной церкви в кафедральном соборе Светицховели в Мцхете. В Тбилиси открыта выставка уникальных церковных изданий и рукописей из коллекций Тбилисского университета и проходит посвященная юбилею научная конференция.

«Все перетерпели с помощью Божией»

21 марта Верховный суд Греции признал невиновным во всех обвинительных пунктах архимандрита Ефрема - игумена Ватопедского монастыря на святой горе Афон – и 12 других подсудимых, обвинявшихся в незаконных сделках между обителью и государством. Собравшиеся встретили решение суда аплодисментами и возгласами «Аксиос» и «Христос Воскресе!» Некоторые люди плакали и обнимали друг друга.

«После принесения Святого Пояса в Россию, из-за того, что народ получил такую большую пользу, как только мы вернулись, дьявол сразу явил всю свою силу: нас вызвали на допрос с предварительным заключением - как преступников посадили в тюрьму. Мы с помощью Божией все это перетерпели, смирились и пошли в тюрьму. Мы благодарим всех братьев, которые вместе с нами молились, вместе с нами переживали все это. Мы благодарны всем, кто помог нам нести этот тяжелый крест, который Господь попустил за наши грехи» - так прокомментировал решение суда архимандрит Ефрем.

Кипр. Русский храм

26 марта в городе Эпископио на Кипре митрополит Волоколамский Иларион в сослужении русского и кипрского духовенства совершил первую литургию в храме во имя Андрея Первозванного и всех святых,
в земле Русской просиявших.

По словам митрополита, богослужения в храме, находящемся в юрисдикции Кипрской православной церкви, «станут совершать на славянском языке, а проповедь будет звучать на русском и греческом». Это первый русский храм на острове Кипр.

23 октября завершил свою работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви. Среди прочих постановлений собор самые пространные определения касаются 400-летия со дня рождения признанного вождя старообрядчества, протопопа Аввакума, который в старообрядческой традиции почитается как священномученик и исповедник.

Собор постановил, в частности, построить в селе Григорово (Нижегородская область), где родился будущий духовный наставник старообрядцев, часовню, посвященную его имени. Помимо этого, в Пустозерске, в месте ссылки и смерти протопопа Аввакума, будет установлен крест-голбец - надгробный памятник в виде креста с кровлей.

В числе памятных мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума, присутствует Казанский собор на Красной площади в Москве: после бегства в 1651 году из Юрьевца-Повольского от паствы, возмущенной радикальной проповедью священнослужителя, Аввакум жил в Москве у своего друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, служа в соборе и подменяя Неронова на время его отлучек.

В связи с этим собор РПСЦ постановил: «Поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади».

Собор также определил начать работу по составлению полного собрания сочинений протопопа Аввакума. Редакцию предстоящего издания собор поручил известному исследователю древнерусской литературы доктору филологических наук Наталье Понырко, автору книг и множества публикаций, посвященных личности старообрядческого святого.

Для организации научной и исследовательской работы РПСЦ намерена обратиться в Институт русской литературы Российской академии наук - «Пушкинский дом», в собраниях которого хранятся житие протопопа Аввакума, а также многие его сочинения - например, «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Сочинение о богородице» и другие.

К юбилею запланированы написание иконы священномученика Аввакума с клеймами его жития, а также издание текстов церковных служб новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму.

Старообрядческий собор запланировал также объявить конкурс на разработку графического символа (логотипа) к предстоящему юбилею и издать памятную медаль, посвященную 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума.

РПСЦ намерена снять документальный фильм, посвященный духовному вождю старообрядчества. К юбилею будет запущен интернет-сайт, создан благотворительный фонд, издан художественный фотоальбом о местах, связанных с жизнью свщмч. Аввакума.

В церковных торжествах, посвященных памятной дате, ождается участие представителей различных старообрядческих согласий, в том числе делегации Белокриницкой митрополии - Русской православной старообрядческой церкви в Румынии, отношения с которой в начале 2000-х годов ухудшились настолько, что в 2008 году Архиерейский собор, Освященный собора и Духовная комиссия Белокриницкой митрополии всех древлеправославных христиан приняли решение о временном прекращении молитвенной связи с Московской митрополии РПСЦ. После 2010 года диалог между двумя старообрядческими церквями возобновился.

В постановлениях собора РПСЦ приглашение делегации Белокриницкой митрополии во главе с митрополитом Леонтием на торжества по случаю юбилея протопопа Аввакума обозначено отдельным пунктом.

В рамках юбилейных празднований запланированы также другие мероприятия.


Протопоп Аввакум. Жизнеописание

Аввакум Петрович Кондратьев родился 20 ноября 1620 года в селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника.

В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей. В 1642 был рукоположен во диакона.

Словарь Брокгауза и Эфрона так описывает его личность:

«Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву».

В 1652 был возведен в протопопы, т. е. старшие священники.

В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.

Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в «книжном исправлении». Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Никон и его справщики завели те «новшества», которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.

Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. От более сурового наказания - расстрижения - его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 гг. состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.

Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедившись, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви, царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не «соединиться», то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но ненадолго.

Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить четырехконечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.

В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви».

В 1666 г. Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая на соборе, собравшемся для суда над Никоном, после тщетных увещаний расстригли и анафематствовали за богослужением в Успенском соборе. В ответ на это Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Расстрижение Аввакума было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его «великое нестроение» с царем. Опального протопопа пытались разубедить; очередная попытка увещания Аввакума произошла уже пред лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но протопоп твердо стоял на своем.

Сообщники его были казнены. Однако Аввакум был лишь наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Здесь в земляной тюрьме Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей.

Загрузка...