На высоком берегу Исети стоит храм божий. Вокруг него расположен женский монастырь. Это удивительно красивое место, сотворенное богом и человеческими руками. Территория монастыря огорожена каменной стеной, за которой расположен Свято-Никольский храм, сад, деревянная Троицкая часовня, деревянная церковь. Здесь есть скотный и конный дворы, несколько огородов, трапезная, гостиница для паломников, иконописная и швейная мастерские. Посетив храм, прогулявшись по сотворенному саду, поражаешься трудолюбию и открытости живущих здесь людей. Все вокруг сделано с любовью, внутри монастыря удивительно сочитаются каменные и деревянные сооружения, посаженные деревья и растения. Вокруг царит атмосфера умиротворенности, единения с Богом и природой.
Побывайте в этом замечательном месте, посетите храм, послушайте церковные песнопения, прогуляйтесь по саду, пообщайтесь с живущими здесь людьми, ощутите свое духовное состояние.
Многие приезжают в монастырь с паломническими экскурсиями. В монастыре есть гостиница для паломников. Здесь можно остановиться на несколько дней. Для этого нужно заранее созвониться с обителью (http://www.borovscoe.ru/) и благословиться на приезд.
История монастыря богата и берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.
Храм
В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл - мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода. В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо видна железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово - всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий - простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.
Община
Когда время гонений закончилось - повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. Когда в 1989 году приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Отец Александр видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Всё становится общим - скорби, радости, заботы и нужды.
Богородичный садик
В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где, подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией матери взращиваются для Господа души людей. Наверное, именно поэтому во многих обителях есть свой сад - как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Чтобы иметь перед собой картину духовного мира, берём подобие у самой природы - нерукотворного храма Божия. Вырываются сорняки, навсегда иссохшие ветви обрезаются, каждому цветку или дереву подбирается именно то место, где они вырастут во всей своей красе. То же происходит и с человеческой душой, желающей освободиться от страстей и возрасти духовно. Вот эту икону духовной жизни - сад - имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы. Посвящён он Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала, чтобы вся уральская земля совершила здесь своё безмолвное приношение Царице Небесной. В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.
Святыня
Есть у Боровского монастыря небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских. 14-го июля, в день памяти священномученика Аркадия в монастыре совершается праздничная служба в честь него, а в течение всего года еженощно после полунощницы на месте его погребения сестрами поется тропарь и величание священномученику.
Монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы
В 2000-ном году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса. За десять лет монастырь значительно вырос. В главном храме появились два придела: правый - в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый - в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поёт Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным вырос деревянный храм - крестильный. Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. Таким образом, число алтарей в обители достигло шести: три в основном храме, Троицкий храм-часовня, крестильный храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и домовая церковь в память царицы Александры. В клире монастыря три священника и иеродиакон. Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением Параклиса - молебного канона Божией Матери.
Для описания использованы текстовые и фото- материалы с сайта http://www.borovscoe.ru/ .
Замечательный вид на монастырь открывается со стороны Исети. Посетив монастырь - спуститесь к реке, вид вас не разочарует.
Женский монастырь Похвалы Божией Матери расположен в пяти километрах от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.
Храм
В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл – мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода.
В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо вид – на железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово – всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий – простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.
Община
Но вот время гонений закончилось - повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. Когда в 1989 году приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Отец Александр видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Всё становится общим – скорби, радости, заботы и нужды.
Главное же, что объединяло первых насельниц – спасение души через обретение молитвенного, монашеского устроения. Помогал им в этом духовный опыт и заветы старца – иеромонаха Павла (Чазова)(1924 – 1997), духовника о. Александра. К новосозданной общине притекали те, кто хотел всецело посвятить себя служению Господу; те, кто, оставив попечения о временном, возжелали вечных, истинных радостей в Боге. Эти стремления и молитвенный дух стали основой, на которой вырастал монастырь.
Богородичный садик
В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где, подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией матери взращиваются для Господа души людей. Наверное, именно поэтому во многих обителях есть свой сад – как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Чтобы иметь перед собой картину духовного мира, берём подобие у самой природы – нерукотворного храма Божия. Вырываются сорняки, навсегда иссохшие ветви обрезаются, каждому цветку или дереву подбирается именно то место, где они вырастут во всей своей красе. То же происходит и с человеческой душой, желающей освободиться от страстей и возрасти духовно. Вот эту икону духовной жизни – сад – имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы.
Посвящён он нашей Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала, чтобы вся уральская земля совершила здесь своё безмолвное приношение Царице Небесной.
В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.
В садике ежедневно совершается Богородичное правило, которое насельницы обители творят, проходя, как по Дивеевской Канавке, по особой тропинке, окружающей Богородичный садик.
Много духовных нитей связалось здесь воедино: древнерусская часовня во времени, уральские цветы и деревья в пространстве, Канавка и Богородичное правило в духовном Небе соединяют нас со Святою Русью, поэтому именно в Богородичном садике находят своё упокоение те матушки – насельницы монастыря, чей земной путь уже окончен. А первой из них стала мученица за веру Христову инокиня Антония.
Инокиня Антония
Преподобные отцы и матери наши своими подвигами, добродетелями и трудами монашеского делания сподобились истинного уподобления Христу, Восстановившему в нас образ Божий. Являя собой обновлённого человека, они ещё здесь, на земле стали примером любви, сострадания к людям и стремления к Богу. Другие наши святые – добропобедные мученики – самой своей кончиной засвидетельствовали веру, верность Христу даже до смерти. Мы зачастую мало знаем о их жизни, но страдальческая «кончина их жительства» красноречиво говорит о твёрдости духа, готовности отдать жизнь за Христа. И есть особенный чин святых (мы называем их преподобномученики), которые сподобились и совершенной жизнью и страдальческой смертью засвидетельствовать, что их отечество – Дом Отца Небесного. Этого особого смотрения Божия удостоилась и инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы матушка Антония.
Ещё мирская жизнь Антонины Александровны Серёдкиной (прежнее имя матушки Антонии) была отмечена знаками некоего особого Божия промысла о ней. Будучи ещё невоцерковлённой, она уже обладала ценными душевными качествами: смирением, терпением, кротостью, доверчивостью. Её верующая бабушка, глядя на подготовку Антонины к замужеству, сказала: «Эх, девка, не ходила бы ты замуж, а шла бы в монастырь». В те времена Антонина о монастыре ещё не помышляла, но Господь повёл её именно по этому пути. Супружеская жизнь не сложилась, ей пришлось одной воспитывать сына. Преодолевая житейские трудности, укрепляя в них терпение и веру, она шла навстречу Господу. Господь же был её «прибежищем и силой»: попавшая под «сокращение» на работе, она в возрасте сорока лет самостоятельно выучилась мастерски шить, приобрела портновскую специальность и вновь устроилась на работу уже не куда-нибудь, а в ризничную Курганской епархии. Спустя некоторое время, там оказался приехавший по делам о. Александр Никулин.
За множеством духовных чад, подошедших под благословение, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал её и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивлённой такой милостью Антонине, что батюшка благословил её на монашеский путь. Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Ей сразу понравилось в обители, и её там полюбили, как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!» - и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери её мать, Мария, также оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона).
В 1999г. 2 января (память прав. Иоанна Кронштадтского) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно была келейницей схимонахини Марии, и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого не хотела. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на неё, но всё, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатию Христовою и помощью Матери Божией.
И вот настал день 24 декабря 1999 года. Уже два дня пребывал в обители мироточащий образ Царя-страстотерпца Николая II, которого так возлюбила матушка Антония, что готовилась ко встрече иконы как к встрече самого Царя. Перед образом служилась праздничная служба, совершалось Таинство Соборования. Соборовалась и матушка Антония, последний раз в своей жизни. 24 декабря вечером состоялись торжественные проводы иконы, а на неусыпаемой псалтири установлено было чтение канона Царю-мученику. Мать Антония последний год жизни ежедневно читала Канон или акафист Царю; кроме того, она очень любила читать неусыпаемую псалтирь, и обязательно ночью.
И в эти дни матушка никак не соглашалась заменить её на ночном чтении канона с акафистом Царю. Её время было с 3-х до 4-х часов ночи. Именно в этот час и погибла она перед аналоем с раскрытым на шестой песне каноном.
Убийство совершил рабочий скита, находящегося в 6-ти километрах от обители за заснеженной непроезжей степью, которую он за полночи пересёк, влекомый сатанинской силой. Кроме дьявольской злобы ничем нельзя объяснить то, что произошло. Убийца схватил молоток и стал наносить удары по голове, лицу, по рукам матушки, когда та пыталась закрываться. Он протащил её по храму и сбросил в подвал. Пытался стереть кровь в храме её апостольником, затем вернулся в подвал и нанёс ещё около тридцати ударов молотком. Потом он вернулся на скит и наутро сам пришёл в милицию, так и не сумев внятно объяснить причин происшедшего. Так закончила свой жизненный путь матушка Антония, боголюбивая инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы.
Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришёл в пустынь в горах и сказал старцу: «У отца Александра большая скорбь в обители…». Старец ответил: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!».
Отец Аркадий
Есть у Боровского монастыря и такой небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских.
Отец Аркадий служил в Свято-Никольском храме с 1914-го по 1918-й год. Первого июля (по старому стилю) 1918 года он отслужил Божественную Литургию в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана, обвенчал две пары, одна из которых прибыла из Центральной России, после чего был прямо в храме схвачен неожиданно ввалившейся в село революционной бандой, состоявшей из венгров и представителей полка так называемых «Красных Орлов». Они под неведомым предлогом повели батюшку в Катайск и по пути, в лесу, зарубили саблями (по другим источникам, расстреляли). Больше до некоторого времени о его жизни и смерти ничего известно не было, но этого вполне хватило для прославления о. Аркадия, так как очевидно, что пострадал он именно как священнослужитель Христовой Церкви, на которую обрушилась злоба врага Божия и рода человеческого. Его тело бросили в лесу, и только через десять дней, после прихода в село частей Белой Армии, удалось найти о. Аркадия и по-христиански похоронить. Несколько лет учащимся Екатеринбургской Духовной Семинарии, жителем Боровского Андреем Печериным совместно с работниками Екатеринбургского архива велось активное исследование исторических документов и свидетельств, могущих пролить свет на жизнь нашего священномученика. Стало известно, что до назначения в Боровское он нёс миссионерское служение в северных районах нынешней Екатеринбургской епархии, служил в походном храме, проповедовал Евангелие среди коренных народов: остяков, вогулов, зырян. О. Аркадий обладал поэтическим талантом и многие события прошлого и современности осмыслял посредством стихов. Наконец, было доказано, что местом его погребения является захоронение возле алтаря Никольского храма. И 10 июня 2007 года, в день всех Святых, в земле Российской просиявших, в присутствии огромного стечения людей были торжественно обретены святые мощи священномученика Аркадия Боровского.
В этот день в монастыре Похвалы Божией Матери с. Боровского Катайского района собралось множество паломников из всех окрестных епархий. Приехали священники из городов, в которых служил о. Аркадий. Божественную лтургию возглавлял епископ Курганский и Шадринский Михаил (Расковалов). После Литургии 12 священников, сестры обители, прихожане храма и около семисот паломников во главе с владыкой направились к могиле священномученика, накануне раскрытой. Торжественно из глубины был поднят хорошо сохранившийся гроб, и священниками было совершено омовение честных мощей. Судмедэксперт, входивший в состав комиссии, указал присутствовавшим на страшный перелом руки священномученика, который мог быть сделан только безжалостным выкручиванием, и на след от удара штыком на другой руке. Были обретены иерейский крест, крест напрестольный и Евангелие, с которыми похоронили о.Аркадия. После омовения мощи святого помазали миром и облачили в новые священнические одежды, специально сшитые к этому торжеству. Продолжая крестный ход, мощи внесли в храм и уложили в раку. В своем слове, обращенном к пастве, владыка Михаил провозгласил 10 июня еще одним праздником в честь священномученика Аркадия - днем обретения мощей. Ныне мощи почивают в Свято-Никольском храме с. Боровского – том самом, где до последнего дня своей жизни служил отец Аркадий Гаряев.
Таким образом, в монастыре празднуется: 10 июня - день обретения мощей и 14 июля - день памяти священномученика Аркадия. В эти дни в монастыре проходят особые торжества в память нашего небесного заступника.
Монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы
В 2000-ном году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня Васса (ныне игумения (в схиме Варсонофия). В главном храме в честь свт. Николая кроме центрального есть еще два придела: правый – в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поёт Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным Никольским храмом стоит деревянный храм в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского – крестильный. Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. На месте погребения сщмч. Аркадия, после обретения его мощей в 2007 г., была посторена деревянная часовня в его честь.
В монастыре около тридцати сестер: три схимницы, 6 монахинь, двадцать инокинь, три послушницы и трудницы. Совершаются общеобительские правила: Богородичное, бывающее в Богородичном садике, ежедневный крестный ход вокруг обители с чтением канона Божией Матери, Полунощница. В храме день и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь.
В клире монастыря три священника: протоиерей Сергий Климов, иерей Виктор Сысолятин, иеремонах Владимир (Яненко). Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением Параклиса – молебного канона Божией Матери.
В обители большое хозяйство: есть скотный двор, несколько огородов, трапезная, овощехранилища, гостиницы для паломников, иконописная и швейная мастерские.
Нередко Похвальский женский монастырь называют православной жемчужиной Катайского района Курганской области. Начав свой путь в 1992 г. с женской общины, он разросся до размера обители. Дух православия витает как в его храмах, так и прекрасном Богородичном саду, разбитом руками насельниц. К слову, главная церковь, освященная во имя святого Николая Чудотворца, не закрывалась даже в годы Советской власти. Тем самым, данный храм оказался единственно действующим на многие километры вокруг.
Свято-Никольский храм
Село Боровское – очень старое. В документах 2-й половины XIX в. указывалось, что «Жителей в с. м. п. 816, ж. п. 790 душ. Все они – русские, православные; занимаются хлебопашеством».
Довольно долго боровчане являлись прихожанами катайского Богоявленского храма. Но в 1863 г. на селе был основан собственный приход. Осенью того же года (8 октября) состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент будущего храма.
Церковь строили долгих шесть лет. Встречалось множество проблем – от нехватки денег до отсутствия рабочей силы. Жители соседних деревень и сел нередко шутили над Боровским. Мол, в округе как церкви, так и простые дома, строятся за довольно короткий промежуток времени, «а вы все копаетесь». В результате основные работы завешились только в 1869 г. Тогда же, 10 мая, был освящен зимний предел, получивший имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Так в Боровском начали проводиться регулярные богослужения. Освящение главного предела во имя святого Николая Чудотоворца произошло 26 октября 1872 г.
Архивные документы также гласили, что при храме имелось три дома, а на селе работали школа грамоты и земское училище.
Боровское в советские годы
После революции 1917 г. регион охватила Гражданская война. Поблизости бесчинствовали воины Красных орлов, занимавшиеся ни то боевыми действиями, ни то банальным мародерством. Летом 1918 г. они очутились в Боровском. 1 июля, на праздник святых бессребреников Косьмы и Домиана, бойцов разбудил звук храмового колокола. Не выспавшиеся солдаты отправились в Никольскую церковь, чтобы прекратить шум. В это время настоятель храма отец Аркадий (Гаряев) проводил Таинство венчания. Не дав ему закончить обряд, гвардейцы выволокли священника из церкви и, обвинив в контрреволюционной деятельности, повели в лес. Там его с особой жестокостью казнили.
Смерть отца Аркадия не поставила точку в судьбе храма. Он по-прежнему оставался действующим, тогда как в близлежащих городах и селах церкви и монастыри закрывались, а здания приспосабливались для необходимых большевикам целей. У Боровского начали селиться монахи закрытого , инокини из разоренных и обителей. Старожилы вспоминали, что сестры продолжали исполнять свои послушания. В основном, они пели на клиросе.
Так или иначе, но долгое время Свято-Никольский храм в Боровском был единственным действующим храмом на территории от Екатеринбурга до Шадринска. В село приезжали паломники из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово, а также близлежащих деревень и сел. Лишь в 1987 г. в Каменске-Уральском была заново открыта . Она взяла часть потока верующих на себя, однако интерес к Боровскому не утихал еще долго (не утихает он и сегодня).
Женская община
В 1989 г. настоятелем Свято-Николаевского храма стал иерей Александр (Никулин). Он-то и выдвинул идею о создании в Боровском монашеской обители. Идея получила поддержку как среди жителей села, так и среди духовенства. За образец для будущего монастыря были поставлены православные Валаам и Дивеево.
В 1992 г. в была наконец основана православная женская община с монастырским уставом. Сестры на собственных началах принялись облагораживать выделенную территорию, молиться, исполнять иные послушания. Им помогал как духовник общины отец Александр, так старец Павел (Чазов). В Боровское стали стекаться те, кто всю оставшуюся жизнь захотел восхвалять Господа. Таких людей принимали охотно.
Богородичный садик
Одним из первых послушаний, которое принялись выполнять сестры – это разбивка сада. Это имело ни столько эстетический, сколько духовный смысл, ведь именно сад является символом покровительства Божией Матери; людские души взращиваются, подобно цветам.
Боровской сад был сразу же посвящен Пречистой Деве Марии, отчего и стал зваться Богородичным. Перво-наперво, вручную были засыпаны болота, расположившиеся рядом с Николаевской церковью. Затем - очищена земля от мусора и сорняков. Особенностью сада являлось то, что цветы и деревья для посадки свозились со всех концов Урала и некоторых регионов Зауралья.
Со временем в центре Богородичного садика была выстроена деревянная храм-часовня, освященная во имя Святой Живоначальной Троицы.
На территории сада ежедневно совершается Богородичное правило, которое насельницы творят, проходя, как по Дивеевской Канавке, так и по особой тропинке, окружающей Богородичный сад.
А еще именно в Богородичном саду расположился монастырский погост. Первой, кто обрел покой на этой земле, стала мученица за веру Христову инокиня Антония. Она была убита в Николаевском храме в 1999 г. во время чтения Неусыпной Псалтири. На сегодняшний день в одной из башен монастырского кремля рядом с могилой матушки расположилась небольшая часовенка. Там находится первый надгробный крест с захоронения инокини Антонии и икона Божией Матери «Страстная».
Похвальский монастырь
В 2000 г. Боровской обители был присвоен статус монастыря с именем Похвалы Пресвятой Богородицы. Старшую монахиню Вассу была назначили настоятельницей и возвелиа в сан игуменьи.
В главном храме появились два придела: правый – в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Рядом с каменным вырос деревянный крестильный храм во имя святого Иоанна Кронштадтского. Таким образом, число алтарей в обители достигло шести: три в основном храме, Троицкий храм-часовня, крестильный храм в честь святого Иоанна Кронштадтского и домовая церковь в память святой царицы Александры.
В 2002 г. убиенного в 1918 г. отца Аркадия (Гаряева) канонизировали в сонме Священномучеников. А весной 2008 г. произошло обретение его честных нетленных останков. Сегодня мощи Аркадия Боровского находятся в Николаевском храме справа от алтаря. На месте обретения была поставлена деревянная церковь, ставшая носить имя священномученика.
В монастыре около 40-а сестер: две схимницы, монахиня, семнадцать инокинь, четырнадцать послушниц и трудницы. Ежндневно совершаются общеобительские правила: Богородичное, ежедневный крестный ход вокруг монастыря, полунощница, начинающаяся в 3 часа ночи (время убиения матушки Антонии), после которой бывает посещение могил усопших сестер.
В клире монастыря три священника и иеродиакон. Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением молебного канона Божией Матери.
В обители большое хозяйство: есть скотный и конный дворы, несколько огородов, трапезная, гостиница для паломников, иконописная и швейная мастерские.
Сам про это место мало знаю - уж больно далеко от меня. Поэтому текст не авторский, в отличие от фотографий - они мои. Итак:
Женский монастырь Похвалы Божией Матери расположен в пяти километрах от города Катайска - одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.
В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869 г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл - мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому.
В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо вид - нажелезнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово - всех окрестных городов и весей. Простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.
Но вот время гонений закончилось - повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа.
В духовном смысле любой монастырь есть сад - как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Вот эту икону духовной жизни имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы.
Посвящён он Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала.
В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.