Лекция17. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
С дошкольниками
1. Двигательная активность дошкольников и гигиенические требования к занятиям
2. Гигиенические требования к местам и условиям проведения занятий физическими упражнениями
3. Гигиенические требования к занятиям.
Физическая работа, в которой участвуют большие мышечные группы, является естественной потребностью для всех органов, тканей и систем организма. Нормальная жизнедеятельность мышечной, костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной систем возможна лишь при определенной дозе двигательной активности. Проблема рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях является одной важных в физической культуре детей. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что существующий двигательный режим в дошкольных учреждениях лишь на 50-60% позволяет удовлетворять естественную потребность детей в движении. Количественная характеристика деятельности детей может быть получена с помощью шагомера. Он позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп. Количество движений за дневное время у детей наблюдается: в 3 года – 9000-9500; 4года – 10000-10500; 5 лет-11000-12000; 6 лет-13-13500; 7лет-14000-15000.
В соответствии с проектом федерального компонента стандарта дошкольного образования активная двигательная деятельность детей должна составлять 3,5-4 часа в день, а в организованных формах 45-5-% всего объема суточной активности. Занятия по дополнительному образованию проводятся 2 раза в неделю. Двигательная активность детей условно делится на строго регламентируемую (занятия), частично регламентируемую (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, досуги, праздники) и не регламентируемую, т.е. самостоятельную. Однако следует помнить, что чем более регламентирована деятельность, тем выше процент включенности ребенка в двигательную деятельность. Если на занятиях этот показатель приближается к 100%, то, например, на физкультурном досуге он составляет 80-90%, а в самостоятельной деятельности лишь 50-60%.
2.Гигиенические требования к местам и условиям проведения занятий физическими упражнениями. Непременным условием гигиенической организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является санитарный контроль мест и условий проведения занятий физическими упражнениями. В грудном возрасте рекомендуется проводить массаж и гимнастику в групповой комнате при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Детей старше 7-7,5 месяцев рекомендуют спускать на пол. Пол должен быть теплым, гладким, легко моющимся. Можно сделать специальный настил, покрытый войлоком или шерстяными одеялами.
Для выполнения упражнений с детьми 1-3 лет рекомендуется иметь простейшие приспособления: дорожку из клеенки длиной 1,5-2 метра, доски шириной от 15-до 25 см.; лесенки-стремянки высотой 1 м., мячи разных размеров, корзины, обручи, гимнастические палки и скамейки, стойки, ящики, табуреты. В ДОУ занятия проводятся в спортивных залах. Минимально допустимой может быть рекомендована площадь зала 75 кв.м. За оптимальную можно принимать площадь 130 кв.м. Оптимальная температура воздуха в зале для занятий -16-18 градусов С. Влажность -50-60%, движение воздуха -0,2-0,4 м/с. Для поддержания воздушно-теплового режима необходимо осуществлять проветривание помещения. Параметры естественного освещения нормируются по световому коэффициенту (отношение площади окон к площади пола), который должен быть не меньше 1:6.Окна должны быть защищены съемными решетками. Искусственное освещение (лучше люминесцентные лампы) нормируется по удельной мощности светового потока (отношение суммарной мощности ламп к площади пола) из расчета 16-18 вт./кв.м. Если зал снабжен светильниками с лампами накаливания, норма удельной площади светового потока 32-36 вт/ кв.м.
3.Гигиенические требования к занятиям. Физкультурное занятие преследует цель развития и поддержания физической подготовленности на уровне гигиенических нормативов. Требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на таком занятии заключается в следующем: во-первых, на каждом из них должны быть получены срочный и отставленный тренировочный эффекты, достаточные для кумулятивного эффекта, а во-вторых, содержание и нормирование нагрузок каждого занятия должны обеспечивать профилактику отрицательного действия физических упражнений на здоровье (перенапряжения, травмы). Для выполнения требований структура занятий должна содержать три части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части выполняются упражнения, повышающие работоспособность организма, его систем и органов, что позволяет, с одной стороны, выполнять более интенсивные нагрузки, а с другой – уменьшить риск их повреждающего действия. В основной части занятий является то, что они должны обеспечивать необходимый тренировочный эффект для достижения и сохранения соответствия уровня физической подготовленности гигиеническому нормативу. Для решения этой задачи должен быть выполнен определенный объем направленных упражнений за определенный интервал времени. В заключительной части важным является необходимостью постепенного восстановления минутного объема кровообращения (МОК). После прекращения интенсивной нагрузки МОК еще некоторое время остается повышенным, что обусловлено необходимостью погашения кислородного долга, удаления продуктов распада из тканей, определенной инерцией в работе сердца. При этом мощный левый желудочек обеспечивает кровоток по артериальному руслу до капилляров, а правому желудочку, более слабому, труднее вернуть тот же объем крови по венозному руслу. Во время работы этому помогает «мышечный насос» - «периферическое сердце», - выжимая кровь по венам к правому желудочку.
Если же после достаточно интенсивной нагрузки она сразу сменяется полным покоем, то «мышечный насос» выключается, следствием чего могут быть различные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы (застой крови в венозной части большого круга кровообращения, недостаточность малого круга и т.д.). Кроме того, постепенное (не внезапное) снижение интенсивности нагрузки в заключительной части занятия уменьшает возбуждение центральной нервной системы, создавая условия к переключению на другую деятельность. В заключительной части целесообразно использовать дыхательные и упражнения на расслабления, усиливающие восстановительный эффект.
Школьников
Двигательной активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:
в процессе физического воспитания и во время обучения;
в процессе общественно полезной трудовой деятельности;
в свободное время.
Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.
Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии служат нарушение механизмов саморегуляции физиологических функций; снижение функциональных возможностей организма; нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных функций.
Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение количества и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности.
Основные причины гипокинезии у школьников:
· ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;
· отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;
· хронические заболевания и дефекты развития, ограничивающие двигательную активность.
У школьников 6 - 8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9-12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников.
Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин - ранняя спортивная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение симпатико- адреналовой системы и снижение общего неспецифического иммунитета организма.
Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. 0 т организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свободного времени школьником.
Одно из условий формирования здоровья конкретного школьника - привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые различные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенически рациональных соотношениях.Привычной считается такая двигательная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.
Методы изучения и оценки двигательной активности. В повседневной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает, т.е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия, так же сопровождающиеся различными изменениями положения его тела в пространстве.
На эти двигательные акты школьник затрачивает определенные физические усилия, сопровождающиеся постоянными мышечными сокращениями различной интенсивности, при этом накопленная выделяемая в скелетных мышцах химическая энергия преобразуется в механическую работу.
В связи с этим самым информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной двигательной активности служит определение величин энергетических трат. Наиболее точен, но одновременно и наиболее дорогостоящ -метод непрямой калориметрии, т. е. определение количества потребляемого организмом кислорода.
В гигиенической практике чаще применяется расчетный способ определения величин энергетических затрат.
Для этого изучаются такие показатели, как:
продолжительность по времени (в минутах, часах или в процентах по отношению к продолжительности суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;
число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;
сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденного за сутки расстояния (в км).
Эти показатели позволяют получить достаточно объективную и надежную информацию о характере и объеме двигательной активности школьников. При этом не требуется использование специального дорогостоящего оборудования.
В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию двигательной активности, широко используются методы непрерывной регистрации ЧСС, определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности за сутки с помощью телеметрических устройств.
Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используется для изучения и оценки суточного режима школьников, а не самой двигательной активности.
Методика хронометража основана на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток. Хронометраж применяется тогда, когда школьник находится в организованном коллективе. Возможности хронометража свободного времени школьников ограничены, поэтому такие наблюдения рекомендуется дополнять данными самонаблюдения школьника, полученными либо самим учащимся, либо исследователем.
Шагометрия - это подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных типов. При каждом шаге школьника подвижная часть прибора - анкерное устройство - приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом прибора.
Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедеятельности, т.е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжительные интервалы наблюдений - неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.
Формирование двигательной активности школьников
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.
Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастно-половым гигиеническим нормам (гармоническое физическое развитие, повышение функционального состояния ведущих адаптивных систем организма, сохранение и укрепление здоровья).
Основные факторы, формирующие привычную двигательную активность школьников. Все факторы, определяющие тот или иной уровень привычной двигательной активности школьников, условно делятся на три группы: биологические, социальные и гигиенические.
Биологические факторы. Ведущие биологические факторы, формирующие потребность организма человека в движениях, - возраст и пол.
Среднесуточная активность школьников, выраженная числом локомоций и объемом физической работы, выполненной при ходьбе, с возрастом увеличивается. Например, если мальчики 8 - 9 лет при свободном режиме делают за сутки 21 ±0,6 тыс. шагов, а в 10- 11 лет - 24 ±0,5, то в 14-15 лет уже 28,7 ±0,3 тыс. шагов. Объем работы при ходьбе у мальчиков 8 - 9 лет равен 560 кДж/сут, а в 14-15 лет - 1470 кДж/сут, т.е. он увеличивается почти в 3 раза.
Уровень двигательной активности девочек 8 - 9 лет практически такой же, как и мальчиков. Однако с возрастом различия приобретают существенный характер. Например, у девочек 14- 15 лет среднесуточное число шагов меньше на 4,9 тыс., а объем выполненной работы - на 217 кДж.
С возрастом увеличиваются энергетические потребности школьников. У мальчиков 9 и 10 лет они не отличаются и составляют 9000 кДж/сут, а у девочек - отличаются и составляют соответственно 4940 и 8900 кДж/сут. В период так называемого пубертатного скачка показатели основного обмена и среднесуточные величины энергозатрат чрезвычайно изменчивы. У мальчиков они прогрессивно увеличиваются с возрастом (особенно в пубертатном периоде), тогда как у девочек они достигают максимума в 11 лет и в дальнейшем практически не меняются или даже несколько снижаются.
Возрастные изменения количественных показателей суточной двигательной активности обусловлены генетическим кодом и являются биологической особенностью растущего организма.
Другой биологический фактор, формирующий привычную двигательную активность, - постоянство внутренней среды организма.
Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, биологическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается физиологической нормой и применяется в качестве гигиенического критерия для оптимизации организации физического воспитания школьников разных воз- растно-половых групп.
Социальные факторы влияют на величину привычной двигательной активности школьников: образ жизни, организация учебно-воспитательного процесса, физическое воспитание.
У школьников, не занимающихся спортом или другими дополнительными формами физического воспитания, наименьшая двигательная активность. Особенно резко она снижается у первоклассников. У них на 30-40% число локомоций меньше, чем у сверстников, не посещающих школу. Уровень суточной двигательной активности снижается у старшеклассников во время выпускных экзаменов в школе, а у выпускников школ - при подготовке к вступительным экзаменам в вуз.
Формированию устойчивой положительной мотивации школьников к активной двигательной деятельности способствует в первую очередь образ жизни семьи, ее двигательный режим. В подростковом возрасте одним из важнейших социальных факторов, формирующих привычную двигательную активность, становятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта с учетом интересов самих школьников. Установка на регулярные занятия физической культурой - обязательное условие формирования и поддержания здорового образа жизни.
Гигиенические факторы. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, относятся:
благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи);
неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе).
Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.
Основныегигиенические принципы оптимизации двигательнойактивностишкольников. Гигиенически оптимальная двигательная активность школьников может быть достигнута при соблюдении двух основополагающих принципов:
1. целенаправленной коррекции суммарной суточной двигательной активности средствами физического воспитания в пределах гигиенических возрастно-половых норм;
2. использования такой гигиенически обоснованной модели процесса физического воспитания, которая бы в наибольшей мере соответствовала возрастным, половым и индивидуальным функциональным особенностям и возможностям школьников.
Реализовать эти гигиенические принципы можно, используя комплексную модель физического воспитания школьников, содержащую разные средства, формы и методы физического воспитания (утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, динамический час, внеклассные и внешкольные формы массовой физкультурно-оздоровитель ной работы, урок физической культуры).
Гигиенические возрастно-половые нормативы двигательной активности школьников
Гигиеническая норма двигательной активности школьников - это научно обоснованные, количественные ее параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.
У каждого школьника индивидуальная потребность в суточной двигательной активности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, местных климатических условий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую все перечисленные индивидуальные особенности и оказывающую благоприятное влияние как на клеточном, тканевом и органном уровне, так и на уровне целостного организма, следует называть гигиенической нормой. При гигиенически оптимальной величине двигательной активности достигается гармоническое взаимодействие в системе «организм - окружающая среда».
Биологическими критериями оптимальной двигательной активности считаются экономичность и надежность функционирования всех систем организма, его способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся социальные, биологические и гигиенические условия окружающей среды. Нарушения гомеостатического равновесия организма, избыточное напряжение механизмов саморегуляции его ведущих адаптивных систем, проявляющиеся в его неадекватных приспособительных реакциях, указывают на несоответствие двигательной активности величине ее гигиенической нормы.
Гигиеническая норма суточной двигательной активности по каждому показателю представляет собой определенный предел - от минимально необходимой величины (нижняя граница) до максимально допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокинезия, или как гиперкинезия. Приводим шкалу оценки суточной Двигательной активности детей и подростков по шести возрастно-половым группам (табл. 53).
В отечественной литературе сформировалось 3 метода измерения двигательной активности: по затратам времени на определенные виды деятельности (хронометраж), по количеству произведённых локомоций, шагов (шагометрия), по затратам энергии (8,14,42). Наиболее информативным и объективным авторам представляется измерение двигательной активности по израсходованной энергии, однако данный способ не может быть применен на больших группах исследуемых ввиду его значительной трудоёмкости (35,40).
Хронометраж затрат времени на различные виды деятельности является недостаточно объективным методом, поскольку листы хронометража заполняют испытуемые или их родители, а они склонны преувеличивать ежедневную двигательную активность (по данным сравнительных исследований) (8).
Таким образом, наиболее информативными доступным является шагометрия, однако хронометрирование видов деятельности также может быть использовано в исследованиях как дополнительный метод.
Получаемая в исследованиях величина суточной двигательной активности должна быть оценена. Для такой оценки используют нормы двигательной активности.
Величина двигательной активности колеблется от максимума, доходя до оптимума и минимума. Оптимум двигательной активности является необходимым условием достижением I степени здоровья. Пределы оптимума определяются как максимум, так и минимум двигательной активности. Превышение максимума и принижение отрицательно влияет на здоровье (8).
Для оценки параметров двигательной активности необходимо уточнение понятия "норма".
Норма - зона оптимального функционирования системы.
Сопоставительная норма - устанавливается после сравнения показателей людей, принадлежащих к одной совокупности.
Индивидуальная норма - сравнение показателей одного человека в различных состояниях.
Должная норма - устанавливается на основании требований, которые предъявляются человеку условиями жизни, профессией, бытовыми условиями (2,18,21).
Однако представленные определения норм не так однозначны. В медицинской практике неоднократно предпринимались попытки охарактеризовать норму развития человека (Марченко и др. 1990). Под нормой в медицине понимают типичное состояние, характерное для большинства людей, среднестатистическое состояние человека. Однако в настоящее время существуют многие показатели (близорукость, сколиоз, повышенное артериальное давление), присущие большинству людей.
В результате многочисленных исследований было установлено, что человек при детальном рассмотрении весьма далёк от нормы и представляет собой индивидуальную совокупность признаков (21,45).
На каждого человека влияют различные факторы: наследственность, социальная среда, условия жизни, труда и т.д., что ведёт к существенным различиям в морфофункциональном состоянии и особенностях ежедневного поведения.
Как утверждают исследователи (Марченко, 1990, Быстров, 1957, Уильямс, 1960), не существует нормальной группы людей со стабильными, совершенно одинаковыми свойствами - всем людям от младенчества до старости свойственно разнообразие этих свойств.
В литературных источниках, рассматривающих вопросы двигательной активности, представлены нормы двигательной активности детей и взрослых различного возраста (5,17,23,26,45).
В ходе проведения комплексных исследований некоторыми авторами были установлены закономерности влияния различной по продолжительности двигательной активности на организм. Этими же авторами указывается на то, что существует определенная стимулирующая доза двигательной активности, которая может быть оптимальной для различных органов и систем, превышение которой может вызывать угнетающее влияние.
Авторы признают, что гигиенической нормой может считаться проведение ежедневных уроков физической культуры, т.е. 6 часов в неделю, моторная плотность которых может достигать 65 - 70 % с интенсивностью 145 - 165 ударов в минуту, что соответствует средней и большой нагрузке.
П.А. Пальнау (8) отдает предпочтение энерготратам при нормировании нагрузки двигательного режима школьников и отмечает существенное снижение двигательной активности за день у подростков по сравнению с младшими школьниками.
Некоторые авторы предлагают считать физиологической нормой двигательной активности учащихся I - IV классов - 25 - 30 тысяч шагов в день, для учащихся среднего школьного возраста - 20 - 25 тысяч шагов и для старшеклассников - 15 - 20 тысяч шагов в день (21,45).
Как показывают исследования ряда авторов, оптимальная двигательная активность во многом способствует повышению физической и умственной работоспособности, совершенствованию морфо-функционального состояния организма, совершенствованию двигательных качеств и поддержанию их на определенном уровне, активному долголетию.
Следует отметить, что оптимальный объём двигательной активности имеет как минимальные, так и максимальные границы, недостаток или превышение которых отрицательно сказываются на состоянии здоровья. Пределы оптимального объема двигательной активности относительны и динамичны.
Специалисты отмечают (4,9,34,45,48), что наиболее полную информацию о качестве и объеме двигательной активности могут обеспечить только комплексные исследования, включающие регистрацию числа локомоций, частоту сердечных сокращений в отдельные периоды мышечной деятельности при помощи сумматоров пульса, хронометража, определения энерготрат, учета общего числа организованных и самодеятельных (нерегламентированных) форм двигательной активности.
В соответствии с данными, полученными А.Г. Сухаревым (45) в результате исследований двигательной активности учащихся среднего школьного возраста, установлено, что на выполнение 1000 шагов учащимися данной возрастной группы требуется в среднем от 9 до 10 минут и что энерготраты, связанные с выполнением данной нагрузки, достигают 700 ккал. Экспериментальными исследованиями было установлено, что по количеству затраченной энергии на выполнение 1000 шагов могут быть приравнены: игра в футбол в течение 2,5 минут, выполнение интенсивных физических упражнений в течение 3-х минут или прыжки со скакалкой в течение 1,5 мин. Данный факт указывает на то, что для достижения одного и того же эффекта можно применять различные двигательные задания, либо достичь того же эффекта за менее продолжительное время.
Общей гигиенической нормой суточной двигательной активности (по А.Г. Сухареву) школьников принято считать 15-30 тысяч шагов. Возрастные и половые нормы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Как показали многочисленные исследования последних лет (8, 21, 26,), двигательная активность современных школьников колеблется в чрезвычайно широких пределах от 1000 до 25 000 локомоций в сутки, и её сравнение с рекомендуемыми нормами затруднено, поскольку большинство школьников демонстрирует показатели активности, весьма отдалённые от так называемых норм, демонстрируя при этом средние показатели физического развития.
В связи с полученными результатами исследований, необходимо признать большую вариативность двигательной активности школьников, которая существенно затрудняет оптимизацию режима дня ребёнка для поддержания физической активности, наиболее благоприятно влияющей на его рост, развития и здоровье (21).
В связи с этим необходимо проводить оценку объективно присущих большинству школьников параметров двигательной активности и оптимизировать режим дня в соответствии с установленными средними параметрами, при этом подходить к оптимизации индивидуально: предусмотреть модель режима дня для мало и много двигающихся детей.
Сложные и многогранные задачи воспитания здорового и физически крепкого подрастающего поколения невозможно решить только на уроках физической культуры в школе. Подготовка к будущей жизни должна осуществляться во всех формах внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию, начиная с раннего детства. Решение этой задачи, как считают многие авторы возможно только при условии научного обоснования эффективных средств и методов организации оптимальной двигательной активности с учетом возрастных особенностей детского организма.
Некоторые исследователи указывают на то, что для успешного выполнения контрольных нормативов учебных программ немаловажное значение имеет повышение двигательной активности учащихся, что в свою очередь положительно влияет на совершенствование функциональных возможностей организма (32,39).
В заключение раздела отметим, что необходимо постоянно проводить оценку современных параметров двигательной активности школьников разных возрастных групп, прослеживая её в динамике, поскольку образ жизни школьников стремительно меняется, причём в сторону снижения двигательной активности. Объективно существующие параметры двигательной активности современных школьников должны являться отправной точкой для совершенствования режима дня детей.
Краткое описание
Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду ближайших, особо актуальных проблем теории и методики физического воспитанияи приковывают внимание как отдельных исследователей, так и авторских коллективов.
Это та ситуация, которую некоторые авторы обозначают терминами: "критический" оптимум объема двигательной активности, "гигиеническая норма" , "реальный показатель" и "высшая граница" , "критический минимум" и "верхний предел" .
1. Введение
2. Нормы двигательной активности человека
3. Литература
Прикрепленные файлы: 1 файл
Рис. 3. Принципиальная схема соотношения уровня двигательной активности (пунктирная линия) и показателей динамики возрастного развития (сплошная линия) на протяжении жизни
Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, явная или скрытая патология отдельных функциональных систем, отчетливо проявляющаяся, например, у юношей при медицинском освидетельствовании в связи с призывом в армию. Уже на этом этапе возрастного развития гипокинезия становится значимым фактором риска в развитии различных заболеваний. Поэтому приблизительно до 25-летнего возраста, т.е. до момента набора человеком пика моторного потенциала уровень двигательной активности, измеряемый величинами энерготрат (в кал), должен последовательно нарастать. На завершающем отрезке этапа расцвета, в возрастном диапазоне 25-35 лет, идет процесс совершенствования координационных механизмов жизнедеятельности всех функциональных систем, для завершения которого набранного в предшествующие годы двигательного потенциала будет достаточно.
В дальнейшем, важно подчеркнуть - при условии ориентации личности на принципы здорового образа жизни и развития жизненных процессов по оптимистическому сценарию, до конца витального цикла для обеспечения стабильности жизненных констант, уровень двигательной активности остается постоянным. Рис. 3 показывает, что в большей части постнатального периода жизни графическое изображение данной концепции повторяет контуры кривой, отражающей динамику возрастного развития.
Применявшиеся при этом численные значения средних величин двигательной активности в различные возрастные периоды (в ккал) использовались лишь для иллюстрации общей тенденции в развитии динамики физических нагрузок, постулируя, таким образом, принцип безусловной индивидуализации последней.
В пожилом и старческом возрасте движение во всем многообразии форм его проявления выступает как антитеза, как средство и метод борьбы с процессами инволюции. Противоречие между нашим подходом и концепцией Н.М. Амосова и Я.А. Бендета (1989), которые говорят о необходимости повышения затрат времени на занятия физическими упражнениями в старческом возрасте, кажущееся. Мы разделяем их точку зрения в этой части, но при этом полагаем, что увеличение объемов нагрузки - есть неизбежный и физиологически оправданный результат снижения в этом возрасте интенсивности выполняемых упражнений. Суммарная величина энерготрат, таким образом, остается неизменной. Одним из признаков способности организма к поддержанию гомеостаза может, по-видимому, служить стабильность массы тела, являющаяся, как мы полагаем, одним из интегральных показателей состояния здоровья.
3.Возрастные особенности дозирования физических нагрузок
3.1.Введение
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно специфической двигательной активности, поведенческих актов и пр. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием центральных звеньев регуляции, присущей предыдущему возрастному периоду. Эти переходы, так называемые переломные, или критические, периоды, определяются узкими временными границами, в течение которых происходит преобразование деятельности различных органов и систем на новые уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям окружающей среды.
3.2.Дозирование физической нагрузки и особенности развития в период раннего детства
При организации двигательной активности в период раннего детства (до 3-летнего возраста) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозирования физических нагрузок. Одной из важных особенностей детей раннего возраста является высокая чувствительность их организма к влияниям окружающей среды -- как положительным, так и отрицательным. В связи с этим даже незначительные ошибки в физическом воспитании могут сформировать комплекс негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.
В раннем детстве необходимо обеспечить систематическое использование массажа, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать комплекс удовольствия и "мышечной радости" в его ощущениях как основу будущих потребностей в двигательной активности.
Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возраста ("грудничковое плавание") или с 1, 5--2-месячного возраста (массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные физические упражнения). Каждый массажный прием не должен продолжаться более 2 мин, а рефлекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность занятия 8--12 мин.
К 7--8-месячному возрасту, программа занятия физическими упражнениями значительно расширяется за счет включения в нее активных упражнений с использованием вновь освоенных движений -- ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями по 5--7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком.
В 9--10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем нагрузки в 1,5--2 раза за счет увеличения продолжительности занятий и включения новых упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат ребенка к освоению ходьбы (различные виды ходьбы с поддержкой, вставание с помощью взрослого и пр.).
К 11--12-месячному возрасту, когда дети уже долго могут стоять без опоры и самостоятельно ходить, содержание физической тренировки малыша усложняется, главным образом, за счет включения в нее различных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний и т.д. Продолжительность занятия может быть увеличена до 14--15 мин.
Занятия, посвященные обучению новым движениям, не должны быть слишком продолжительными. Дети быстро устают при выполнении упражнений на ловкость и координацию. В каждом занятии нужно выполнять 6--10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: сначала выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей, затем туловища. Упражнения, связанные с бегом или играми, следует выполнять перед заключительной частью.
3.3 Особенности развития в период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст)
Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5--6 см, массы тела -- около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8--10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13--14 лет, когда начинается половое созревание).
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6--7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук -- более чем в 2,5 раза, а длина ног -- более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6--7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
К 6--7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50--60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности -- среднее количество движений в минуту -- составляет примерно 38--41 у детей 2 лет, 43--50 -- 2,5 лет, 44--51 -- 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала -- в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз -- до 550--1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.
Бег, прыжки, метания -- те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.
3.4 Младший школьный возраст (7--10 лет)
Младший школьный возраст (7--10 лет) -- это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала индивида можно считать упущенным. Одним из существенных моментов в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного его отношения к физической тренировке. Активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры должна дополняться внешкольными формами занятий -- ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю. Здесь впервые появляются возможности развития гиперкинетических расстройств и других изменений, связанных с нерациональными занятиями спортом. Однако эта опасность намного меньше, чем последствия недостатка двигательной активности -- гипокинезии. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15-- 20 тыс. локомоций при продолжительности двигательного компонента 4--5 ч в течение 1 сут (А.Г.Сухарев, 1986).
При медицинском обеспечении физических тренировок следует учитывать некоторые особенности состояния функций опорно-двигательного аппарата младших школьников.
Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов -- грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный -- к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы спины способствуют деформации позвоночника. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, наличие очагов хронической инфекции, снижающей общий тонус, могут вызвать развитие нарушений осанки, плоскостопие и т.п. Вот почему создание хорошего "мышечного корсета", правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в пространстве, -- важная задача физической тренировки.
Детский организм обладает вполне сформировавшимися физиологическими механизмами адаптации, как к условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам. Несмотря на то, что детский организм более реактивен, способность его к адаптации достаточно высока.
Возможности анаэробного обмена (работа на скоростную выносливость) у детей по сравнению с взрослыми ограничены. Выполнение равной со взрослыми работы сопровождается у детей большим выделением молочной кислоты, т.е. объем "кислородного долга" у детей ниже, чем у подростков и юношей.
Вследствие относительно слабой мышцы сердца, малого объема сердца и более широкого просвета сосудов у детей младшего школьного возраста АД повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых.
Таким образом, для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кислородтранспортной системы, ограничение ее резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них также ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. Использование оптимальных по направленности, мощности и объему физических нагрузок расширяет функциональные резервы организма и способствует экономизации функций в покое и при дозированных воздействиях.
3.5 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста
Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма. В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1--2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13--14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости.
Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.
Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков -- брюшной, у девочек -- грудной.
ВОЗ разработала "Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья" с общей целью предоставления лицам, формирующим политику на национальном и региональном уровнях, руководства в отношении взаимосвязей, основанных на зависимости "доза – ответная реакция", между частотой, продолжительностью, интенсивностью, типом и общим объемом физической активности, необходимой для профилактики неинфекционных заболеваний.
- Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья
Рекомендации, изложенные в этом документе, предназначены для трех возрастных групп: 5-17-летних; 18-64-летних; и людей в возрасте 65 лет и старше. Ниже приводится раздел с рекомендациями для каждой возрастной группы.
Возрастная группа: дети и подростки (5-17 лет)
Для детей и молодых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, физкультуру или плановые упражнения в рамках семьи, школы и своего района. Для укрепления сердечно-сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижения риска неинфекционных заболеваний рекомендуется следующая практика физической активности:
- Дети и молодые люди в возрасте 5-17 лет должны заниматься ежедневно физической активностью от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут.
- Физическая активность продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для их здоровья.
- Большая часть ежедневной физической активности должна приходиться на аэробику. Физическая активность высокой интенсивности, включая упражнения по развитию скелетно-мышечных тканей, должна проводиться, как минимум, три раза в неделю.
Возрастаная группа: взрослые люди (18-64 лет)
Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональную деятельность (т.е. работа), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества.
В целях укрепления сердечно-легочной системы, костно-мышечных тканей, снижения риска неинфекционных заболеваний и депрессии рекомендуется следующая практика физической активности:
- Взрослые люди в возрасте 65 лет и старше должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям аэробикой средней интенсивности, или, не менее, 75 минут в неделю занятиям аэробикой высокой интенсивности, или аналогичной физической активности средней и высокой интенсивности.
- Каждое занятие аэробикой должно продолжаться не менее 10 минут.
- Для того чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, взрослые люди этой возрастной категории должны увеличить нагрузки своих занятий аэробикой средней интенсивности до 300 минут в неделю, или до 150 минут в неделю, если занимаются аэробикой высокой интенсивности, или аналогичное сочетание занятий аэробикой средней и высокой интенсивности.
- Взрослые люди этой возрастной категории с проблемами суставов должны выполнять упражнения на равновесие, предотвращающие риск падений, 3 или более раз в неделю.
- Силовым упражнениям, где задействованы основные группы мышц, следует посвящать 2 или более дней в неделю.
- Если пожилые люди по состоянию своего здоровья не могут выполнять рекомендуемый объем физической активности, то они должны заниматься физическими упражнениями с учетом своих физических возможностей и состояния здоровья.
Возрастная группа: пожилые люди (65 лет и старше)
Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональной деятельности (если человек продолжает работать), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества.