Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Формирование фонда оценочных средств. Методическая разработка на тему"фонд оценочных средств" Виды оценочных средств по дисциплине

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Критерии оценки знаний и умений учащихся. Методы контроля и самоконтроля. Методы усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программами. Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Подходы к системе оценивания качества образования. Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

    Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в компьютерных системах обучения. Методика постановки целей обучения и выбора критериев для оценки его качества. Система рейтингового контроля умений и знаний студентов агролицея №59.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2007

    Раскрытие комплексного подхода к системе контроля в обучении и выделение основ средств его реализации. Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2008

    Контроль знаний обучающихся как основной элемент оценки качества образования. Характеристика рейтинговой системы оценки знаний учащихся. Разновидности оценочных шкал, принципы построения рейтинговой системы оценки знаний при изучении органической химии.

    реферат , добавлен 13.11.2011

    Формирование эстетических знаний и умений как педагогическая проблема. Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ. Методика и результаты экспериментальной работы по формированию эстетических знаний и умений на уроках.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2011

    Проверка и оценка знаний учащихся как важный структурный компонент процесса обучения. Рассмотрение истории и системы оценивания. Анализ целей оценки знаний и умений учащихся: учет результативности процесса обучения, определение итоговых результатов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2015

    Теоретические аспекты контроля за усвоением учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной школе. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников. Методы и формы организации контроля на уроках русского языка.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2005

Общие положения

1.3. ФОС по дисциплине входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине (в соответствии с п.1.6 Положения). Процедуры их разработки и утверждения, а также требования к составу определяются СТО 02069668 2.001-2008 «Учебно-методический комплекс»

Структура фонда оценочных средств

2.1. Структурными элементами ФОС по дисциплине являются:

а) титульный лист;

в) паспорт ФОС;

г) обязательные элементы:

– зачетно-экзаменационные материалы;

– средства указанные в рабочей программы дисциплины;

д) дополнительные элементы:

– комплекты оценочных средств (примерный перечень приведен в п.2.4).

2.2. По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены критерии формирования оценок.

2.3. В состав ФОС в обязательном порядке должны входить средства, указанные в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины.

2.4. Помимо обязательных элементов в ФОС могут быть включены следующие контрольно-измерительные материалы (при условии их использования в учебном процессе):

− деловая и/или ролевая игра;

− доклад, сообщение;

− кейс-задача;

− коллоквиум/ собеседование;

− контрольная работа;

− круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты;

− портфолио;

− проект/ творческое задание;

− разноуровневые задачи и задания;

− расчетно-графическая работа;

− реферат;

− тренажер;

2.4.1. Деловая и/или ролевая игра.

Краткая характеристика: Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Представление в виде ФОС: Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре.

2.4.2. Доклад, сообщение.

Краткая характеристика: Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Представление в виде ФОС: Темы докладов, сообщений.

2.4.3. Кейс-задача.

Краткая характеристика: Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Представление в виде ФОС: Задания для решения кейс-задачи.

2.4.4. Коллоквиум/ собеседование.

Краткая характеристика: Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Представление в виде ФОС: Вопросы по темам/разделам дисциплины.

2.4.5. Контрольная работа.

Краткая характеристика: Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.

Представление в виде ФОС: Комплект контрольных заданий по вариантам

2.4.6. Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты.

Краткая характеристика: Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Представление в виде ФОС: Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов.

2.4.7. Портфолио.

Краткая характеристика: Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

Представление в виде ФОС: Структура портфолио.

2.4.8. Проект/ творческое задание.

Краткая характеристика: Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Представление в виде ФОС: Темы групповых и/или индивидуальных проектов.

2.4.9. Разноуровневые задачи и задания.

Краткая характеристика: Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Представление в виде ФОС: Комплект разноуровневых задач и заданий.

2.4.10. Расчетно-графическая работа.

Краткая характеристика: Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.

Представление в виде ФОС: Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы.

2.4.11. Реферат.

Краткая характеристика: Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Представление в виде ФОС: Темы рефератов.

2.4.12. Тест.

Краткая характеристика: Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Представление в виде ФОС: Фонд тестовых заданий.

2.4.13. Тренажер.

Краткая характеристика: Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

Представление в виде ФОС: Комплект заданий для работы на тренажере.

2.4.14. Эссе.

Краткая характеристика: Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Представление в виде ФОС: Тематика эссе.

КУНАШАКСКИЙ ФИЛИАЛ

Правила оформления и требования к составлению фонда оценочных средств и контрольно-оценочных средств.

Методическое пособие

Кунашак 2018

Настоящее методическое пособие определяет понятия, общие требования и правила оформления контрольно-оценочных средств и формирования фонда оценочных средств.

При разработке методического пособия были проанализированы и обобщены требования ряда литературных источников, разработок других действующих правил и требований.

Составитель:

Камалдинова И.Ю. – председатель ПЦК Кунашакского филиала «БТПТиС им.М.Г.Ганиева»

Рассмотрела и утвердила:

Юсупова Р.М.- методист Кунашакского филиала «БТПТиС им.М.Г.Ганиева»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

4

1 ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ…………………………………...

5

1.1 Общие положения……………………………………………………….

1.2 Структура и содержание фонда оценочных средств………………….

1.3 Разработка, согласование и утверждение фонда оценочных средств

2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………

8

3 ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………….

11

4 ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ……………..

14

5 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

16

5.1 Макет КОС по учебной дисциплине…………………………………..

5.2 Макет КОС по профессиональному модулю…………………………

ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое пособие разработано в помощь педагогическим работникам Кунашакского филиала БТПТиС им.М.Г.Ганиева и содержит общие требования и практические рекомендации по формированию фондов оценочных средств для оценивания качества освоения основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования.

Используемые обозначения и сокращения:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ОПОП – основная профессиональная образовательная программа СПО – среднее профессиональное образование

НПО - начальное профессиональное образование ФОС – фонд оценочных средств

КОС – контрольно-оценочные средства УД – учебная дисциплина

ПМ – профессиональный модуль МДК – междисциплинарный курс

ВПД - вид профессиональной деятельности ВКР - выпускная квалификационная работа ОК – общие компетенции

ПК – профессиональные компетенции ПО – практический опыт

ГИА – государственная (итоговая) аттестация ПЦК – предметно-цикловая комиссия

УП - учебная практика

ПП - производственная практика УМР- учебно-методическая работа

УПР – учебно-производственная работа

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

    1. Общие положения

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.

ФОС представляет собой совокупность контролирующих материалов (оценочных средств), предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.

Оценочные средства – это контрольные задания, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебных дисциплин, профессиональных модулей.

Оценивание – процесс определения и анализа достигнутых результатов обучения с точки зрения их соответствия требованиям, изложенным в ФГОС, ОПОП, рабочих программах дисциплин, профессиональных модулях.

Оценивание включает:

    постановку целей;

    выбор методов, адекватных целям оценивания и характеру результатов обучения;

    анализ полученных результатов;

    принятие решений.

Согласно требованиям ФГОС образовательное учреждение разрабатывает фонды оценочных средств по каждой реализуемой основной профессиональной образовательной программе .

Фонды оценочных средств формируются на основе ключевых принципов оценивания:

    валидности: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

    надежности: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;

    объективности: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

Формирование ФОС должно обеспечивать:

    переход от оценки отдельных умений к интегрированной (комплексной) и междисциплинарной оценке;

    переход от пассивной роли обучаемого в процессе контроля к активному конструированию содержания ответа;

    ориентацию оценки на стандарты, известные обучающимся;

    оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;

    изменение характера оценки: от единовременной оценки с помощью одного измерителя к комплексной (портфолио).

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать:

    текущую аттестацию по курсу дисциплины, МДК, учебной практике;

    промежуточную аттестацию по УД, ПМ, учебной/производственной практике;

    государственную (итоговую) аттестацию.

Конкретные формы и процедуры текущей и промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются учебным подразделением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух недель от начала обучения.

Учебными подразделениями создаются условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Оценка установленных результатов обучения осуществляется в двух основных направлениях:

    оценка уровня освоения дисциплин;

    оценка уровня сформированности компетенций.

Для оценки уровня освоения обучающимися программы УД/ПМ преподаватели/мастера производственного обучения разрабатывают критерии оценки знаний, умений и компетенций на основе рейтинговой шкалы в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования.

    1. Структура и содержание фонда оценочных средств

Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты КОС, разработанные по каждой учебной дисциплине и каждому профессиональному модулю в соответствии с учебным планом. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию входит в состав нескольких ОПОП, то по ней создается единый комплект КОС.

КОСы должны содержать объект оценивания, показатели оценки результата, критерии оценки и метод оценивания.

Комплект КОС структурируется в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля.

по учебной дисциплине

являются:

    паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;

    результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;

    контрольно-оценочные материалы для текущей аттестации по дисциплине;

    контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине.

Структурными элементами комплекта КОС по профессиональному модулю являются:

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;

Контрольно-оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации по МДК.

    контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной и (или) производственной практике;

    требования к выполнению и защите курсовой работы/ курсового проекта (при наличии в учебном плане);

Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного). Оценочные средства для ГИА выпускников включают задания на выполнение ВКР, показатели и критерии оценки результата ее выполнения и

    1. Разработка, согласование и утверждение фонда

оценочных средств

Общее руководство разработкой ФОС осуществляет заместитель директора учебного подразделения по УМР/УПР.

Ответственность за разработку и обновление комплектов КОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю несет заведующий отделением.

Непосредственным исполнителем разработки комплекта КОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей профессии/ специальности. Комплект КОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя ПЦК. Рекомендуется привлекать к разработке и экспертизе контрольно-оценочных средств работодателей

При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие:

    Федеральному государственному образовательному стандарту НПО/СПО по соответствующей профессии/специальности;

Основной профессиональной образовательной программе и учебному плану соответствующей профессии/специальности НПО/СПО;

Рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля;

Работы, связанные с разработкой комплекта КОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.

Комплект КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю рассматривается на заседании ПЦК и утверждается председателем комиссии ПТЦ или ООД.

Печатный экземпляр комплектов КОС входит в состав комплекта документов ОПОП. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется в учебно-методическое управление БТПТиС.

  1. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Итогом освоения учебной дисциплины является комплексная проверка умений и знаний, а также уровня сформированности компетенций.

Целью создания ФОС учебной дисциплины является установление соответствия уровня подготовки обучающегося на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины.

Задачи формирования ФОС по дисциплине:

    контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и формирования компетенций, определенных в ФГОС по соответствующей специальности/профессии;

    контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора ОК И ПК выпускников;

    оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

    обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения.

Конкретные формы и процедуры текущей и промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине определяются учебным планом по профессии/специальности и рабочей программой дисциплины.

Разработку содержания комплекта КОС по учебной дисциплине целесообразно начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 4 разделе программы учебной дисциплины.

В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей.

Формулировка показателей оценки результата осуществляется с учетом правил:

    диагностируемости;

    малых чисел (показателей не должно быть слишком много);

    преимущественного использования форм отглагольных существительных (построение, вычисление, выполнение, выбор, организация, расчет…).

Примеры формулировок показателей оценки результата приведены в таблице 2.

Примеры формулировки показателей оценки результата по дисциплине «Статистика» (специальность 030912 «Право и

организация социального обеспечения»)

Таблица 2

Результат обучения

Показатели оценки результата

У2 Оформляет в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию:

    обоснованный выбор таблиц, графиков и диаграмм адекватно статистическим данным;

    применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;

    применение методов, адекватных учебной задаче;

У3 Исчисляет основные статистические показатели

    обоснованный выбор статистических показателей адекватно учебной задаче;

    расчет статистических показателей в соответствии с эталоном.

У4 Проводит анализ

статистической информации и делает соответствующие выводы

Соответствие сделанных выводов проведенному анализу статистической информации.

З1 Знает законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение

порядка ее представления;

    владение программным материалом;

    сформированность понятийного аппарата;

    соответствие составления запроса для поиска информации в различных источниках, базах данных согласно условию задачи.

Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний.

Если знания, умения и компетенции можно проверить одними и теми же формами и методами контроля, то рекомендуется провести их декомпозицию (объединение) (см. табл.3).

Примеры формулировки показателей оценки результата по дисциплине

«Статистика» (специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения») с учетом декомпозиции знаний, умений и компетенций

Таблица 3

Результат обучения

Показатели оценки результата

У1 Собирает и обрабатывает информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности

З1 Знает законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;

З2 Знает современную структуру органов государственной статистики;

З3 Знает источники учета статистической информации;

ОК4 Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 Использует информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 4.3 Проводит мониторинг и анализ социальных процессов (условия,

причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.

    применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;

    применение методов, адекватных учебной задаче;

    соответствие составления запроса и найденной по запросу информации на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области поставленным задачам.

    соответствие выводов и аргументов об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям.

Результатом данного этапа разработки комплекта КОС является заполнение таблицы 1 макета КОС учебной дисциплины (см. Приложение 1, таблица 1).

Следующим этапом является определение соответствия между результатами обучения и компонентами учебной дисциплины с указанием форм и методов контроля (см. Приложение 1, таблица 2).

После определения форм и методов контроля разрабатываются типовые задания для текущей и итоговой аттестации.

Типовые задания должны носить практикоориентированный характер и сопровождаться критериями для их оценивания.

Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения; времени, отводимому на выполнение задания; необходимость наблюдения за процессом выполнения задания; источникам, которыми можно пользоваться и др.

Если типовое задание подразумевает однозначный ответ (тест, практическая задача), то необходимо привести эталонные ответы.

Разработанные материалы оформляются в соответствии с (см.

Приложение 1).

  1. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен (квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности «освоен/не освоен».

Для оценивания уровня освоения знаний и умений, а также уровня сформированности компетенций при изучении ПМ проводится текущая и промежуточная аттестация.

Разработку содержания контрольно-оценочных средств по ПМ рекомендуется начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 5 разделе рабочей программы профессионального модуля.

В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Следует помнить, что показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности (см. таблицу 4). При оценивании продукта практической деятельности предусматривается ссылка на эталон качества данного продукта (например, ГОСТ); при оценивании процесса практической деятельности определяют соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному (регламенту, временным параметрам и др.). Показателем оценки процесса может быть и обоснование обучающимся своих действий.

При отсутствии нормативно закрепленного эталона продукта или процесса (например, ГОСТ) рекомендуется использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии.

Виды формулировок показателей освоения компетенций

Таблица 4

Оценка продукта деятельности

Оценка процесса деятельности

СООТВЕТСТВИЕ…

    соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений);

    соответствие (простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам ( опроса);

    соблюдение требований к ( структуре при составлении простейших объявлений);

- достижение (поставленных целей и задач занятия);

- соответствие … ( технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…);

    соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем инструкционной карте);

    осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания;

    соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…;

    выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности);

    использование новых технологий (или их элементов) при…

    выполнение … с применением новых

(можно указать каких) технологий (или их

элементов)

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке):

- точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…);

- точность (диагностики …, определения, расчетов)

СЛОВО «ПРАВИЛЬНОСТЬ» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОДНОЗНАЧНЫ;

    точность и скорость чтения чертежей;

    скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания;

    своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях);

    результативность информационного поиска;

    правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания;

Оценка обоснования обучающимся выбора решения:

    аргументированность преимуществ торгового предложения;

- обоснованность отбора и оформления коммерческой рекламной информации для потребителей;

    адекватность оценки методов…;

    ясность и аргументированность (изложения собственного мнения);

    полнота и доступность (рекомендаций потребителю в устной и письменной форме (на русском и иностранном языках));

Перечень показателей освоения компетенций рекомендуется составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности.

После уточнения показателей результатов освоения компетенций разрабатываются типовые задания для экзамена (квалификационного) по ПМ.

Задания должны носить практикоориентированный характер и предусматривать комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Перед началом формирования заданий необходимо сгруппировать общие и профессиональные компетенции так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций. Также целесообразно выделить в перечне ОК те, проверку которых можно осуществить только на основании портфолио.

Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения ПМ приведены в таблице 5.

Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения профессионального модуля

Таблица 5

Тип

Сущность

Варианты

заданий

Примеры

Проект

Изготовление готового продукта.

Практико- ориентированный проект

Изготовление дейст- вующей модели меха- низма. Разработка методики решения производственной задачи. Составление схемы или алгоритма

действий

Творческий проект

Изготовление пред- мета декоративно-

прикладного искусства

Конструктор

Сборка (разборка)

Задание с избы-

Сборка механизма (с

целого из отдельных

точным набором

проверкой его на

элементов.

элементов. Зада-

работоспособность)

ние с недостаточ-

ным набором эле-

ментов. Задание

на изменение сис-

темы путѐм заме-

ны части элемен-

тов или их

взаиморасположе

ния, взаимосвязи

3

Исследование

Выявление проблемы, закономерности, трен- да, предполагающее самостоятельную

работу с источниками информации

Научное исследование

Технологическое исследование

Прогнозирование раз- вития ситуации Диагностика техни- ческого средства с

определением поломки (дефекта).

Роль

Демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста.

«Полевой» вариант.

Имитационно- игровой вариант

Групповая имита- ционная игра, включающая роли всех участников технологического

процесса.

Ситуация

Формирование

предложений в рамках профессиональной

деятельности для разрешения определѐнной

проблемной ситуации.

«Метод кейсов»

Предложить оптимальный путь разрешения технологической проблемы.

Разработка типовых заданий сопровождается установлением критериев для их оценивания. Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная/ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.).

В паспорте КОС необходимо обосновать предпочтительную форму экзамена (квалификационного): выполнение заданий, защита курсового проекта и др.

Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3 типов:

    задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;

    задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;

    задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.

Разработанные материалы оформляются в соответствии с макетом (см.

Приложение 2).

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Фонды оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются преподавателем/мастером производственного обучения, рассматриваются на заседании ПЦК и утверждаются руководителем учебного подразделения после согласования с работодателем (-ями).

Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации должны обеспечивать поэтапную и интегральную оценку компетенций выпускников НПО/СПО.

Комплект оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации выпускников НПО/СПО состоит из типовых заданий на выполнение ВКР, основных показателей оценки результатов и критериев оценки результатов выполнения и защиты ВКР.

Разработку содержания КОС ГИА начинают с анализа каждой темы ВКР и уточнения показателей оценки результата, через ПК и ОК, формируемых при освоении ОПОП.

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.

Если выполнение нескольких тем ВКР направлено на проверку одних и тех же ОК и ПК, то проводят их декомпозицию (объединение). И для укрупненной группы ВКР разрабатывают одно типовое задание.

Задание на выполнение ВКР должно включать тему, краткое описание планируемого результата, исходных данных: условий и ресурсного обеспечения, необходимых для выполнения работ. Типовые задания должны сопровождаться критериями для их оценивания.

Разработанные задания на ВКР, основные показатели оценки результатов выполнения и защиты ВКР и критерии оценивания (оценочные средства ГИА) проходят обязательную экспертизу на соответствие требованиями ФГОС НПО/СПО на заседании ПЦК.

Ведущие специалисты от работодателей проводят экспертизу оценочных средств ГИА на соответствие требованиям профессиональных стандартов и/или квалификационных требований с целью определения актуальности, уровня сложности и выполнимости ВКР.

Утвержденные оценочные средства ГИА доводятся до сведения выпускников не позднее чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.

Достижение показателей оценки результатов выполнения и защиты ВКР оценивается государственной аттестационной комиссией в контексте актуальности, практической значимости, новизны, исполнительского уровня, технического, информационного и экономического обеспечения.

Уровень сформированности компетенций выпускника по результатам выполнения и защиты ВКР определяется в соответствии с рейтинговой шкалой.

Приложение 1. Макет КОС УД

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им.М.Г.Ганиева»

Кунашакский филиал

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине

(индекс, название)

Кунашак 20

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ………..…….

2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие

проверке………………………………………………………….…………

3 Оценка освоения учебной дисциплины……………………………….

3.1 Формы и методы оценивания ……………………………………..….

3.2 Типовые задания для текущей аттестации по учебной

дисциплине…………………………………………………………………

3.3 Контрольно-оценочные материалы для промежуточной

аттестации по учебной дисциплине………………………………...…….

В результате освоения учебной дисциплины (индекс, название дисциплины) обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии/специальности (шифр и название профессии/ специальности, уровень подготовки) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции, и общими компетенциями:

У2…………… Уn…………… З1……………. Зn……………..

В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций:

ОК1………….. ОКn…………… ПК1 …………….. ПКn …………..

(укажите из таблицы 2 ФГОС по специальности/ профессии умения, знания, компетенции для дисциплины )

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является

(указывается в соответствии с учебным планом).

2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений, а также динамика формирования компетенций:

Результаты учебной дисциплины, подлежащие оценке

Таблица 1

Результаты обучения:

З,У, ОК, ПК

(код)

Показатели оценки результата

У2

Уn

ПК1

З1

З2

Зn ОК1

ПКn

Примечание: Возможно объединение З, У, ОК и ПК и проверка их одним показателем.

3 Оценка освоения учебной дисциплины

    1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине (индекс, название дисциплины), направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины

Таблица 2

Элементы учебной дисциплины (разделы/темы)

Проверяемые З,

У, ОК и ПК

(код)

Показатели оценки

результата

Форма и метод контроля

системе оценки)

Примечание: Технология оценки У и З по дисциплине прописывается в соответствии со спецификой дисциплины;

    1. Типовые задания для текущей аттестации по учебной дисциплине Тема/раздел ….

Задания для оценки З1, З2,…, У1, У2…ОКn.., ПКn…. :

(прописать примеры типовых заданий в соответствии с таб. 2)

      1. Задание.

      1. Практическая работа Задание

        Самостоятельная работа Задание

Тема/раздел….

Задания для оценки З2, З3,…, У3, У3….:

(прописать примеры типовых заданий в соответствии с таб. 1)

    Задания в тестовой форме (пример) Задание.

Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на следующие вопросы:

    Практическая работа Задание

    Самостоятельная работа Задание

    1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов:

Оценка освоения дисциплины предусматривает использование

(рейтинговая зачета).

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ.

(перечень вопросов и заданий)

Инструкция для обучающихся

Время выполнения задания - часа.

Задание

Примечание:

Литература для обучающихся:

разрешается пользоваться.

    ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Время выполнения задания - час.

Оборудование:

Эталоны ответов (

Экзаменационная ведомость (

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

………………………….

Приложение 2. Макет КОС ПМ

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им.М.Г.Ганиева»

Кунашакский филиал

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю

(индекс, название)

основной профессиональной образовательной программы по специальности / профессии

начального/среднего профессионального образования

(шифр, название, уровень подготовки)

Кунашак 20

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ……………...

2 Формы контроля и оценивания элементов профессионального

модуля…………………………………………………………………….

3 Результаты освоения профессионального модуля, подлежащего

проверке………………………………………………………………….

компетенции………………………………………………..…………...

3.2 Оценка освоения теоретического курса профессионального

модуля ……………………………………………………………………

3.3 Типовые задания для оценки освоения МДК……………………..

3.3.1 Типовые задания для текущей аттестации по МДК………….…

3.3.2 Контрольно-оценочные материалы для промежуточной

аттестации по МДК……………………………………………………

3.4 Защита курсового проекта/ работы…………………………..…….

4 Оценка по учебной и (или)производственной практике…………..

5 Контрольно-оценочные средства для экзамена

(квалификационного)…………………………………………………...

1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности

и составляющих его видов практического опыта, профессиональных компетенций, общих компетенций, умений и знаний, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом:

Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности «освоен / не освоен».

По результатам освоения ПМ (индекс, название) присваивается

квалификационный разряд по профессии (код,

наименование). (при наличии в ФГОС модуля, предусматривающего освоение определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с ЕТКС)

2 Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля

Таблица 1

Элемент ПМ

Форма контроля и оценивания

Промежуточная

аттестация

Текущий контроль

МДК …

Экзамен

Устный опрос Письменный опрос Тестирование Контрольные работы

Экспертная оценка выполнения практического занятия, лабораторной работы

УП

Дифференцированный

зачет

Экспертная оценка выполнения учебно-

производственного задания

ПП

Дифференцированный

зачет

Экспертная оценка выполнения

производственного задания

Курсовая работа/

курсовой проект

Защиты курсовой

работы/курсового проекта

ПМ

Экзамен

(квалификационный)

3 Результаты освоения профессионального модуля, подлежащие проверке

3.1 Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций

По результатам освоения профессионального модуля осуществляется комплексная проверка уровня сформированности следующих профессиональных и общих компетенций (таблица 2):

Контроль и оценка сформированности компетенций

Таблица 2

Результаты обучения

(ПК, ОК, ПО)

Показатели оценки результата

Примечание: Если в паспорте приведена расшифровка профессиональных и общих компетенций, то в таблице приводятся их коды , возможно объединение ОК, ПК, ПО и проверка их одним показателем.

    1. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля

Основной целью оценки теоретического курса профессионального модуля является оценка умений и знаний. Оценка теоретического курса ПМ осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля в соответствии с таблицей 3 .

Контроль и оценка освоения МДК

Таблица 3

Элементы МДК (разделы/темы)

Проверяемые З,У, ОК и ПК, ПО

Показатели оценки

результата

Форма и метод контроля

Максимальное

количество баллов (при

(код)

системе оценки)

Примечание: Технология оценки прописывается в соответствии со спецификой МДК.

    1. Типовые задания для оценки освоения МДК

      1. Типовые задания для текущей аттестации по МДК:

Задание 1:

Текст задания: ….

Критерии оценки: … Задание 2: …

      1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по МДК

Предметом оценки являются умения, знания и сформированные компетенции. Контроль и оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов:

(указываются формы оценки и контроля для проведения текущего контроля,

промежуточной аттестации (если она предусмотрена) в соответствии с таб.2).

Оценка освоения МДК предусматривает использование

(приводится описание системы оценивания в соответствии с положением

об аттестации обучающихся и программой дисциплины (рейтинговая система, проведение экзамена, дифференцированного зачета).

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ.

Приводятся задания для итогового контроля (перечень вопросов и заданий)

Инструкция для обучающихся

Внимательно прочитайте задание.

Время выполнения задания - часа.

Задание

Примечание: При составлении задания нужно иметь ввиду, что оценивается овладение умениями и знаниями, компетенциями, указанными в разделе 1 настоящего макета.

Литература для обучающихся:

Указывают в том случае, если на экзамене ей разрешается пользоваться.

    ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Количество вариантов для экзаменующихся - по количеству экзаменующихся.

Время выполнения задания - час.

Оборудование: указать оборудование, инструментарий, натуральные образцы, макеты, бланки документов, компьютерные программы, в том числе используемые для электронного тестирования.

Эталоны ответов ( эталон ответов/ ключ к тестам, задачам)

Экзаменационная ведомость ( преподаватель получает ее в учебной

части накануне экзамена и сдает в день проведения экзамена)

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

………………………….

    1. Защита курсового проекта/работы (если ее выполнение предусмотрено рабочей программой ПМ)

Задания для обучающихся:

      1. Тематика курсовых работ/проектов

        Основные требования:

    к структуре и оформлению работы:

    к защите работы:

      1. Критерии оценки

  1. Оценка по учебной и (или)производственной практике

Виды работ и проверяемые результаты обучения по учебной/производственной практике (при наличии)

Таблица 4

Коды проверяемых результатов

(ПК, ОК, ПО, У)

Виды работ

Примечание: Таблица заполняется в соответствии с программой учебной/производственной практики.

  1. Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного)

Экзамен (квалификационный) предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля (название) по профессии НПО / специальности СПО: (код, название).

  1. Задания для экзаменующегося:

Вариант №

Задание 1

Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций: Инструкция

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться (указать, чем)

Время выполнения задания –

Текст задания: …

Например: обращение в ходе задания к информационным источникам, рациональное распределение времени на выполнение задания (обязательно наличие следующих этапов выполнения задания: ознакомление с заданием и планирование работы; получение информации; подготовка продукта; рефлексия выполнения задания и коррекция подготовленного продукта перед сдачей) и т.д. Должны быть отражены в разделе 5 рабочей программы профессионального модуля (преимущественно для общих компетенций)

  1. Пакет экзаменатора

Количество вариантов каждого задания / пакетов заданий для экзаменующихся:

Время выполнения каждого задания:

Оборудование:

Литература для учащегося:

Критерии оценки (если на экзамене (квалификационном) оценивается результат, используется аттестационный лист оценки освоения компетенций; если оценивается процесс выполнения задания, составляется карта наблюдения эксперта) (см. Приложение 3).

    Защита портфолио (если предусмотрено в рамках модуля)(см. Приложение 3)

Тип портфолио (портфолио документов, портфолио работ, смешанный тип портфолио)

Проверяемые результаты обучения: Критерии оценки

Загрузка...