Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Чудотворная икона смоленской божьей матери одигитрии. Смоленская икона Божией Матери – в чем помогает. Икона Смоленской Божией матери: особенности почитания

Смоленская икона Богоматери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница), – древнейший чудотворный образ, попавший на Русь из Византии, как предполагают историки, в XI веке. Переданная великим князем Владимиром Мономахом в специально построенный для нее в 1011 году Успенский собор Смоленска, эта икона стала главной святыней города и неоднократно на протяжении веков спасала его от беды. Перенесла она и многократные иностранные вторжения на Смоленскую землю, и советские богоборческие времена. До 1941 года хранилась великая святыня в соборе Успения Пресвятой Богородицы, но во время немецкой оккупации бесследно исчезла. В настоящее время в соборе на почетном месте находится чтимый, богато украшенный список чудотворной иконы (адрес: г. Смоленск, Соборный двор, д. 5).

С XVI века почитание Смоленской иконы Божией Матери широко распространилось по всей России, строились десятки храмов в ее честь, появилось множество копий иконы. Только чудотворных и особо чтимых ее списков известно не менее 30. Среди наиболее известных, прославившихся многими чудесами, можно назвать следующие:

Устюженская (1290 г.). Прославилась в городе Устюжне Новгородской губернии. Сейчас находится в московском храме Христа Спасителя. Адрес: Москва, ул. Волхонка, д. 15.
Выдропусская (XV в.). Названа по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии. Ныне хранится в Преображенском соборе города Торжка. Адрес: Тверская обл., г. Торжок, ул. Медниковых, д. 5.
Христофоровская (XVI в.). Названа в честь преподобного Христофора, который в 1555 году основал монастырь на реке Малой Коряжемке в Сольвычегодском уезде Вологодской епархии. В 30-е годы прошлого века приход закрыли, и чудотворная икона была утрачена. Список ее находится сейчас в Введенском храме города Сольвычегодска. Адрес: Архангельская обл., Котласский р-н, г. Сольвычегодск, угол Советской и Курортной улиц.
Седмиозерная (1615 г.). Была принесена из Великого Устюга в Седмиозерную Богородицкую пустынь (близ Казани) ее основателем схимонахом Евфимием. Сейчас икона хранится в алтаре Казанского Петропавловского собора. Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.
Шуйская (1654–1655 гг.). Была написана благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы. Утрачена в 1922 году. Чтимый список ее находится в Воскресенском соборе города Шуя. Адрес: Ивановская обл., г. Шуя, Зеленая пл., д. 4.
Сергиевская (1730 г.). Являлась главной святыней церкви Смоленской Божией Матери Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В настоящее время хранится в Художественном музее Сергиева Посада. Чтимый список ее находится в Смоленской церкви лавры по левую сторону от царских врат. Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад.

Один из самых почитаемых списков Смоленской иконы Божией Матери в Москве находится в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (адрес: Москва, Крестьянская пл., д. 10). Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича, в XVI веке.
Почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга (адрес: Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2).

Некоторые старинные иконы Смоленской Божией Матери можно увидеть в известных российских музеях.

Например:
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Адрес: Москва, Андроньевская пл., д. 10.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 43.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл, г. Кириллов, музей-заповедник.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Кострома, пр. Мира, д. 7.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 8.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Адрес: г. Великий Новгород, кремль, д. 11.
Пермская государственная художественная галерея. Адрес: г. Пермь, Комсомольский пр., д. 4.
Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Набережная, д. 64.
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25.


В нашей стране известно около 200 храмов, посвященных Смоленской иконе Божией Матери или имеющих приделы в ее честь. Приведем сведения о некоторых из них.

Москва. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре.
Этот собор – древнейшее каменное здание на территории Новодевичьего монастыря в Москве. Оно было построено в 1524–1525 годах в царствование великого князя Василия III в благодарность за помощь Смоленской иконы Божией Матери при овладении Смоленском в войне с литовцами. Собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Мощный, шестистолпный храм на очень высоком подклете окружен с трех сторон крытыми галереями. В интерьерах монастыря сохранились фрески и иконостас, относящиеся к XVI веку. Собор известен тем, что в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. Храм имеет два придела – во имя святого апостола Прохора и Никанора и во имя Чуда святого архистратига Михаила. Святыня храма – чтимая Смоленская икона Божией Матери, список середины XV века. Смоленский собор Новодевичьего монастыря до сих пор находится в ведении Государственного исторического музея города Москвы, однако в христианские праздники здесь проводятся богослужения.
Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 5.

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери была построена на кладбище рабочих, строивших Петербург, по изволению императрицы Елизаветы Петровны в 1760 году. Каменный храм в этом месте был возведен по проекту архитектора Алексея Иванова в 1786–1790 годах. Выполненный в стиле русского классицизма, он отличался простотой форм и гармонией пропорций. Прямоугольное здание церкви увенчивал один широкий барабан, плавно переходящий в низкий купол. С запада к храму примыкали трапезная и двухъярусная колокольня со шпилем. Со временем Смоленская церковь все более благоустраивалась, что отражалось в ее архитектурном облике. Так, по проекту архитектора Андреяна Захарова в 1790 году к ней был пристроен северный придел, освященный в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Спустя век в пристройке, возведенной по проекту архитектора К.Н. Вербицкого, был освящен придел Иоанна Предтечи, украшенный иконостасом кисти М.М. Васильева. В 1940 году Смоленскую церковь закрыли, однако после окончания Великой Отечественной войны храм возвратили верующим. В эти годы на Васильевском острове он был единственным действующим храмом, неслучайно его считают одним из самых «намоленных» в Санкт-Петербурге. В 1950 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) Смоленскому храму был передан список особо чтимой иконы Божией Матери «Милующая», и в ее честь был освящен северный придел церкви. Немного позднее за ним был расположен Рождественский придел, который и поныне украшает символическая Вифлеемская пещера. Уже в наши дни, в 1990 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия был устроен южный придел в честь святой блаженной Ксении Петербургской, считающейся покровительницей этой церкви. Кроме ее иконы в этом приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, иконы святого апостола Петра и святого праведного Иоанна Кронштадтского.


Церковь Смоленской Божией Матери.
Санкт-Петербург. XVIII в

В иконостасе центрального придела, слева от царских врат, помещена главная святыня храма – почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, с которой ежегодно в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма. Среди других почитаемых икон центрального придела можно отметить следующие: Иверская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Толгская икона конца XVII века с клеймами, икона Николая Чудотворца, икона целителя Пантелеимона в житии. В 1987–1988 годах Смоленская церковь была полностью отреставрирована, промыты старинные росписи стен, обновлены киоты икон, засияли позолотой иконостасы всех приделов. Свое 200-летие в 1990 году этот чудесный храм на Васильевском острове встретил во всем своем великолепии. К приходу церкви Во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище относится и недалеко от нее расположенная часовня Святой блаженной Ксении Петербургской, к которой в любое время года не прекращается поток верующих в ее чудотворную помощь.
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Камская, д. 24.
Сергиев Посад. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в знаменитой Троице-Сергиевой лавре расположена напротив церкви Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Она словно замыкает северо-западный угол соборной площади. Сооружена была Смоленская церковь в 1746 году по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Этот небольшой, однокупольный храм, завершающийся изящным световым фонарем с небольшой главкой и крестом, – чудесный образец храмовой архитектуры стиля елизаветинского барокко. Он удивительно гармонично вписывается в ансамбль Троицкого монастыря. Стены Смоленской церкви украшены чередующимися белокаменными пилястрами, а окна – резными каменными обрамлениями. К сожалению, иконостас церкви в его первоначальном виде не сохранился. В настоящее время в храме установлен резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, выполненный в 1748 году по проекту Д.В. Ухтомского. На восточной стене храма находится чтимая икона – копия чудотворного образа Смоленской Одигитрии, хранящегося в настоящее время в Художественном музее Сергиева Посада.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Владимирская область. Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Храм Смоленской иконы Богородицы в Суздале расположен напротив юго-восточной угловой башни Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь в старину находилась слобода Скучилиха, в которой жили монастырские ремесленники и разный рабочий люд. Они-то и возвели в XVI веке, как было тогда принято, пару деревянных церквей – зимнюю церковь Симеона Столпника и церковь Смоленской иконы Божией Матери, служившую летним храмом. Затем в 1696–1706 годах на этом месте был поставлен существующий и поныне пятиглавый каменный Смоленский храм. В конце XVIII века между храмами была установлена колокольня, завершившая единый облик этого великолепного архитектурного комплекса. Зодчий, спроектировавший Смоленскую церковь, вероятно, работал с прославленными суздальскими мастерами – Маминым, Грязновым и Шмаковым, потому что в ее архитектурном облике повторяются детали знаменитых храмовых построек того времени – нарядный карниз из зубчиков, балясин и мелких кокошников, широкие плоскости стен с симметрично расположенными окнами, изящные барабаны под куполами и т.д. Особенно красив северный портал церкви, отличающийся богатой лепниной, ведь именно отсюда церковь «встречала» гостей, приезжающих в город со стороны Ярославля. В 1960 году церковь Смоленской иконы Божией Матери была отреставрирована архитектором О.Г. Гусевой. В советские времена церковь была закрыта и, по некоторым сведениям, использовалась под торговый пункт. В настоящее время это действующий храм. При нем с 1997 года действует община сестер милосердия, которая оказывает постоянную помощь детским домам и больницам города.
Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Ленина, д. 148а.




Кострома. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре.
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в начале XV века преподобным Никитою, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Костромичи в течение нескольких веков считали эту обитель общенародной святыней и молитвенным прибежищем для верующих. Одна из святынь Богоявленско-Анастасииного монастыря – чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери. Она была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря группой мастеров под началом знаменитых иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. В 1779 году в Костроме случился страшный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Богоявленский монастырь тоже был объят пламенем, однако настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы чудесным образом сохранился неповрежденным, и с того времени началась история его почитания. В 1814–1847 годах в стенах Богоявленской обители размещалась Костромская духовная семинария, которой руководил преподобный архимандрит Макарий (Глухарев). Именно его трудами в 1825 году юго-западная башня с чудотворной иконой-фреской была перестроена в церковь, посвященную Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. К началу ХХ века в Богоявленско-Анастасиином монастыре действовали курсы сестер милосердия Красного Креста, училище для детей из бедных семей и первая в России монастырская лечебница для сельского населения. В 1920-х годах по указу властей, несмотря на протесты верующих, все храмы обители были закрыты и использовались под учреждения областного архива. Монастырь был возрожден в 1990 году, и уже через год в его храмах начались богослужения. Во вновь открывшийся Богоявленский собор была перенесена из Костромской церкви Воскресения на Дебре главная святыня Костромской земли – чудотворная Федоровская икона Божией Матери. С этого времени зафиксировано уже более 100 чудес, совершившихся по молитвам у этой иконы. Также к святыням, пребывающим в Богоявленско-Анастасиином монастыре, относятся: святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного старца Тимона Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. В настоящее время при обители действуют Костромская духовная семинария, богадельня Во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот Во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Монастырь стал духовным центром Костромской епархии.
Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26.
Орел. Кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери.
Собор Смоленской иконы Божией Матери в городе Орле, построенный в русско-византийском стиле, – это самое большое церковное здание города. И хотя храм утратил почти половину величия своего первоначального облика, он по-прежнему радует красотой и является архитектурной доминантой города. Смоленская церковь была возведена по просьбе жителей бывшей Стрелецкой слободы города в 1767 году. Строилась она на средства прихожан, и в 1777 году в ней начались богослужения. Храм имел три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, Спаса Нерукотворного и Дмитрия Солунского. Строительство нового здания Смоленской церкви велось по проекту архитектора Н.Т. Ефимова с 1857 по 1895 годы. Она была построена на средства потомственного гражданина города, купца Ивана Серебренникова. В 1938 году храм был закрыт. В период немецкой оккупации его использовали как бомбоубежище, а после войны здесь размещался хлебозавод. В 1994 году церковь была передана Орловско-Ливенской епархии, и под руководством архитектора М.Б. Скоробогатова началось ее восстановление. В 1995 году она вновь стала действующей. Святыни храма: чтимый храмовый образ Божией Матери Одигитрия, чтимый образ святой мученицы Татианы с частицей мощей, крест-мощевик 1762 года с частицами мощей святых угодников Божиих, одежда с мощей преподобного Меркурия Киево-Печерского, чтимая икона преподобного Серафима Саровского, особо чтимый образ Божией Матери «Всецарица». В наше время наряду с детской воскресной школой при соборе действует воскресная школа для взрослых. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Орле считается храмом-памятником защитникам Отечества.
Адрес: г. Орел, ул. Нормандия-Неман, д.27а.

Нижний Новгород. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленская церковь в Нижнем Новгороде была возведена в конце XVII века на средства богатого купца-промышленника, графа Григория Строганова. Храм был открыт в 1697 году. Немного позже был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. В архитектуре этой пятиглавой церкви использован своеобразный декор в духе строгановского барокко, что отличает ее от других храмов середины XVII века. Внутри ее нет характерных для русских храмов столбов, высокий зал перекрыт лишь сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной главе. При этом пространство церкви зрительно расширяется за счет света, льющегося из больших, расположенных в два ряда окон. Богатая белокаменная резьба украшает фронтоны храма, а на его фасадах, в простенках между окнами, замечательно смотрятся колонны коринфского ордера. Над центральным входом устроена красивая колокольня. В советское время эта церковь была закрыта и использовалась как музейный склад. Возвращена верующим в 1993 году. Сейчас при храме действуют воскресная школа, детский театр и военно-патриотическая дружина. Главная святыня храма – икона с крестом-мощевиком, хранящим частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варнавы Гефсиманского и христианских мучеников, пострадавших от нашествия сарацин. Нижегородская Смоленская церковь является объектом культурного наследия федерального значения.
Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 141.

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии».

В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.

В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.

В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.

Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе.

Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

«Смоленская» икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрии – Смоленской» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрию – Устюжскую» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская–Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона «Смоленской» Пресвятой Богородицы. История этого чудотворного образа вкратце такова. Икона «Смоленской» Богоматери несколько большего размера, написана в 1602 году. До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В этом году икону радениями правителя губернской канцелярии Длотовского перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обвешавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом.

В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Святая икона Божией Матери именуемая «Смоленская» – одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.

Празднование в честь «Смоленской» иконы Богоматери установлено: 28 июля (10 августа) в память прибытия иконы на Русь в 1046 году, 24 ноября (7 декабря) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем и 5 ноября в честь изгнания врагов из Отечества в войне 1812 года.

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться - подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Смоленская икона Божией Матери - чтимая в православной церкви икона Богородицы. Относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица, предстает в этом своем образе как Путеводительница человека, идущего к Богу. Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На своей левой руке Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на него как на Спасителя. Сам Младенец одну руку протягивает к Матери, а в другой держит свернутый свиток - Его учение. К характерным особенностям Одигитрии относят очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона в 11 веке попала на Русь. Возможно, икона стала в 1046 году родительским благословением для дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха Анны, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Однако, существует историческое свидетельство о том, что царьградская икона, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад, во время осады Константинополя в 1453 году. Поэтому большинство исследователей склоняется к тому, что привезенная в 11 веке на Русь икона является списком с древнего константинопольского образа.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (автора знаменитого «Поучения») и храмостроителя. В 1095 году он перенес икону из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени города, хранительницей которого оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне обратились к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Богородица через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Он был погребен в соборной церкви Смоленска и вскоре причислен к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456 году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии. В Москве было принято совершать крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь, который был основан в 1525 году великим князем Василием III на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную икону.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и Москву, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Снова в Москве Смоленская Одигитрия появилась во время Отечественной войны 1812 года. 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Когда русские войска оставили Москву, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако, уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

До начала Великой Отечественной войны Смоленская икона Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе Смоленска, который не был разорен и после закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о иконе Смоленской Божьей Матери относятся к 1941 году, когда город оккупировали фашисты. Два года спустя, Смоленск был освобожден советскими войсками, но иконы в соборе не оказалось.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска на почетном месте находится список Смоленской иконы Божией Матери.

Один из самых почитаемых списков иконы в Москве находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Списки Одигитриии Смоленской

Одигитрия Смоленская Мглинская

Одно из наиболее полных описаний Чудотворной иконы Одигитрия Мглинская представлено в книге Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. Киев, 1911:

И. Т. Токмаков в своей книге «Историко-статистическое описание гор. Мглина» пишет, что икона Одигитрия была дана в благословение супруге черниговского князя Всеволода Ярославича, захвачена на Черниговщине поляками и брошена вблизи места боя. Внизу иконы Одигитрии сохранилась старинная надпись: «Року Божого 1664 мсетиса 2 сентября образ найден Пресвятой Богородицы... межи Дроково и Нивного, на болоте»...

Некоторое время икона находилась в Костеничах, затем перенесена в церкви Мглина, а 2 марта 1832 года с религиозной торжественностью установлена в Мглинском Успенском собор е .

Использованы материалы Википедии и сайтов:

http://silbermanfod.livejournal.com/96654.html

Http://www.vidania.ru/icony/icon_smolenskaya.html

Http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_alphacontent&ordering=11&limitstart=3180

Икона Смоленской Божией Матери – это чудотворный образ пресвятой Богородицы, иначе именуемый «Одигитрия». Одигитрия – это греческое название иконы Смоленской Божией Матери. В переводе с греческого «одигитрия» означает «путеводительница». Это один из самых древних в истории христианства образов Пресвятой Богородицы , потому что эту икону, по преданию, написал сам Евангелист Лука. С иконой Смоленской Божией Матери связано древнее предание о том, как однажды слепцы, искавшие дорогу к храму, заблудились, и тогда им явился светлый образ Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица указала слепцу дорогу к храму, и помогла им прозреть, за что и была названа «путеводительницей», или «Одигитрией». Списки с чудотворной иконы Смоленской Божией матери находятся почти в каждом храме России. Особенно почитают этот образ Пресвятой Богородицы, разумеется, в Смоленске. По молитвам верующих, икона Смоленской Божией Матери помогает избавиться от болезней и от семейных проблем, преодолеть различного рода трудности.

Список Смоленской иконы Божией матери: в чем помогает

Православные христиане любого пола, возраста, профессии идут в храм к иконе Смоленской Божией Матери, чтобы с трепетом молиться перед образом Пресвятой Богородицы о своих многочисленных житейских проблемах и нуждах. Многие списки с древнего образа Одигитрии из тех, что находятся в российских храмах, считаются чудотворными. В православной литературе можно найти описания самых разных чудес, которые произошли по молитвам перед иконой Смоленской Божией матери.

Этот чудотворный образ Одигитрии имеет большое значение для православных христиан. Богородица, словно добрая мать, слышит неустанные людские молитвы и непременно помогает, избавляя верующих от проблем и болезней. Молитва перед образом Одигитрии имеет большое значение для православных христиан. Традиционно считается, что список с древней иконы Смоленской Одигитрии, который находится почти в каждом российском храме, помогает не только исцелиться от различных болезней, но и решить многие семейные проблемы. По молитвам христиан Одигитрия помогает:

Вот далеко не полный список бед и напастей, от которых защищает людей Богоматерь Смоленская. Для того, чтобы Богородица услышала молитвы, к ней нужно обязательно идти с чистым сердцем, не держа ни на кого зла. Если по какой-то причине нет возможности сходить в храм, можно скачать из интернета фото чудотворной иконы, распечатать его и поставить дома в красном углу. Внимание: образ Богородицы, напечатанный на бумаге, нужно беречь от загрязнений, так как любая святыня требует уважительного отношения. В связи с этим, лучше всего оформить такую печатную икону в рамку или паспарту, предварительно вложив в полиэтиленовый файл.

Как молиться перед образом Пресвятой Богородицы

Чудотворный список с древней иконы Смоленской Божией Матери можно узнать очень легко. НА иконе изображена Богородица в своем традиционном одеянии. Божья Матерь прямо смотрит на молящегося и держит на руках младенца, который сидит с прямой спинкой. Этим икона отличается от других популярных изображения Богородицы (например, изображает Богородицу с младенцем Христом, прильнувшим к ее груди, а Богоматерь «Знамение» изображает Пресвятую Деву с еще нерожденным младенцем, вписанным в ее лоно).

Для того чтобы Богородица услышала молитвы и помогла избавиться от болезней, от проблем, от семейных неурядиц, молитва должна быть, прежде всего, искренней. Для того чтобы попросить небесную заступницу о помощи, можно:

Идти к Богородице нужно с чистым сердцем. Можно просить Смоленскую Богоматерь о том, чтобы она помогла сохранить здоровье родных и близких, избавила от волнений и переживаний, помогла с решением сложных материальных вопросов. Главное – не желать никому зла , потому что Богородица являет собой яркий пример всеобъемлющей доброты, человечности, милосердия. Для того чтобы Богородица действительно помогала и слышала наши молитвы, мало просто ходить в храм и просить ее помощи в житейских нуждах.

Если человек считает себя православным , он должен непременно посещать исповедь и причащаться Святых Христовых Таин, жить духовной жизнью и работать над исправлением своей души. И тогда Божья Матерь непременно услышит и поможет. Если человек старался не грешить и вдруг снова оступился, самое главное – не падать духом. Богородица видит все попытки людей стать лучше и обязательно поможет, главное – прикладывать усилия и самому.

Смоленская икона Божией матери: чудеса по молитвам верующих

В православной литературе (книги, журналы, тематические брошюры) описывается множество чудес, которые произошли по молитвам иконы Смоленской Божией Матери. Паломники, посещающие храм для того, чтобы приложиться к великой святыне православия – чудотворному образу Одигитрии, оставляют многочисленные отзывы о чудесах, которые произошли с ними вскоре после молитвы перед святым образом. Вот наиболее интересные случаи , которые произошли с современными паломниками из разных городов России:

Чудеса по молитвам перед иконой Смоленской Божией Матери происходят каждый день, потому что Богородица не оставляет без внимания ни одну просьбу.

Икона Смоленской Божией матери: особенности почитания

Икона Смоленской Божией Матери традиционно почитается во многих регионах России. Один из дней ее памяти – 10 августа. В этот день во многих российских храмах проходят праздничные литургии в честь Одигитрии Смоленской, а в храмах, которые названы в честь этой иконы, проходят торжественные праздничные богослужения с участием архиереев местной епархии. Выразить свое почтение нашей небесной заступнице можно следующим образом:

Святой образ Богоматери Смоленской

Главное – делать все это с чистым сердцем и от всей души. И тогда Смоленская Богоматерь непременно услышит молитвы. Она помогает всем, кто ждет этой помощи. Смоленская Одигитрия не только помогает верующим в житейских нуждах, но также помогает людям стать добрее, милосерднее, смягчает людские сердца и уменьшает злобу, раздражение, смягчает гнев и превращает ненависть в братскую любовь. Для тех, кто верит всем сердцем, нет ничего невозможного.

Чудотворный образ Богоматери Смоленской, несомненно, является одним из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России. Его популярность связана с древней историей, а также с многочисленными чудесами, которые произошли по молитвам небесной заступницы. Для того чтобы попросить Пресвятую Деву о помощи , достаточно мысленно обратиться к ней с самой сокровенной просьбой. И она обязательно услышит и поможет. Возможно, именно поэтому в России так много православных храмов, названных в честь иконы Смоленской Божией Матери, это и большие соборы, и маленькие сельские церкви.




Загрузка...