Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Царь Соломон: биография, приход к власти, символика. Звезда Соломона. Вся мудрость мира в одной притче царя Соломона! В чем заключается мудрость соломона

Царь Соломон – мудрейший человек своего времени. Он размышлял абсолютно обо всех аспектах жизни, чтобы понять их суть и смысл. Не обошел он и тему отношений между мужчиной и женщиной. Как должен строиться их быт, обязанности и коммуникация, чтобы было счастье, мир и любовь?

Любимый человек — драгоценность

Хорошая жена – кто ее найдет? Камней драгоценных она дороже.
Притчи 31:10

Сначала Соломон обращает внимание мужчин, что хорошая спутница жизни – это бриллиант. Ее нужно целенаправленно искать, как искатели ищут сокровище. Что делать в это время женщинам? Развивать себя и сказать однажды «Да» тому, кто Вас нашел:)

Абсолютное доверие

Всем сердцем верит ей муж, с ней он не будет в убытке. Она приносит ему добро, а не зло во все дни своей жизни.
Притчи 31:11-12

Между близкими людьми обязательно должно быть доверие: когда не контролируешь другого человека на предмет измены, лжи или другого предательства. Нужно верить друг другу и всегда платить добром, то есть даже не позволять себе думать плохого о том, с кем ты идешь по жизни. В поступках тем более поступать нужно доброжелательно.

Любящие и доверительные отношения, по словам Соломона, влияют даже на финансовый успех! Мужчина, который уверен в своей женщине, никогда не останется в убытке!

Качества идеальной женщины

Она выбирает шерсть и лен и охотно трудится своими руками. Она подобна купеческим кораблям – издалека добывает свой хлеб. Затемно она встает, готовит пищу своей семье и дает служанкам работу. Присматривает поле и покупает его; на заработанное ею насаждает виноградник. С жаром принимается за работу, ее руки крепки для ее трудов. Она понимает, что торговля ее доходна; не гаснет ночью ее светильник. Руки свои на прялку кладет, пальцы ее держат веретено. Для бедняка она открывает ладонь и протягивает руки нуждающимся. В снег не боится за свою семью: вся ее семья одевается в алые одежды. Она делает покрывала для своей постели, одевается в тонкий лен и пурпур. Тонкий лен и пурпур – то есть одежды из дорогих для того времени тканей.. Она делает льняные одежды и продает их и поставляет купцам пояса. Одевается силою и достоинством и весело смотрит она в завтрашний день. Она говорит с мудростью, и доброе наставление на ее языке.Она смотрит за делами своей семьи, хлеб безделья она не ест. 28Ее дети встают и благословенной ее зовут, также муж – и хвалит ее: «Много есть хороших жен, но ты превзошла их всех».
Притчи 31:13-29

Здесь описаны качества идеальной хозяйки семейного очага. Конечно, не нужно все воспринимать буквально (все же время не то сейчас), но можно извлечь полезные принципы.

Итак, мужчины и женщины, внимание! Качества идеальной жены по мнению царя Соломона:

Трудолюбива
Избирательна (ценит качество)
Предприимчивая
Умеет договориться
Стратегична
Владеет тайм-менеджментом
Инициативна
Влиятельна
Внимательна
Талантлива
Заботлива
Энергична
Занимается спортом
Щедрая
Продуманная
Знает себе цену
Имеет навыки продаж и коммуникации
Позитивна
Жизнерадостная
Мудрая
Осознанная
Приятная
Ее хочется хвалить и любить

Можно выделить еще больше качеств, но эти – самые главные. Как вам?)

Атмосфера любви создает успех
Мужа ее уважают у городских ворот.
Притчи 31:23

Ворота города в древние времена были центром всей общественной жизни, около них проходили обсуждения главных вопросов и судебные разбирательства – со старейшинами страны.

Мужчину, который рядом с правильной и мудрой женщиной, всегда уважают. Именно ее ум и желание создать атмосферу любви и заботы дома – помогает ее мужчине достигать целей и подниматься выше по лестнице влияния.

Главный секрет счастливых отношений

Прелесть обманчива и красота мимолетна, но женщина, что боится Господа, достойна хвалы. Дайте ей награду, которую она заслужила, пусть дела ее славят ее у городских ворот.
Притчи 31:30-31

Соломон не акцентирует внимание на внешности женщины: ее красоте, грации или соблазнительной фигуре. Он, как мудрый человек, понимал, что это все временно, главное – это сердце человека, который рядом с тобой.

Особенными отношения будут, когда и мужчина и женщина почитают Бога. Когда искренне стараются исполнять Его заповеди, любить Его и любить друг друга. Это самое ценное!

Хочешь узнать больше о мудрости Соломона? Читай новую книгу Ицхака Пинтосевича «В этом весь человек» — расширенные комментарии на книгу «Коэлет» («Экклесиаст»). Это глубокие и невероятно мудрые высказывания о земном и духовном, подкрепленные современным взглядом и практическими заданиями от Ицхака. Ты узнаешь, кто такой человек, что необходимо его душе, и как выстроить свою жизнь так, как хочет Бог.

Каждый раз, когда мы оказываемся в сложной ситуации, и при этом умудряемся найти достойный выход из нее, на ум приходит выражение «Соломоново решение». Но кто же он такой, этот мудрый Соломон, что память о нем передается из поколение в поколение?

Шломо – это имя, которое мы привычно произносим, как «Соломон», принадлежало легендарному, величайшему библейскому царю, правителю Израильского царства во времена его расцвета. Постройка главной иудейской святыни – Иерусалимского храма – относится как раз к периоду его правления, 965-928 до н. э.

Существует легенда, что Соломон был благословлен на царствование самим Господом, однако взамен он должен был ни за что на свете, даже на мгновение, не уклонятся от служения Ему. За это обещание Бог наградил Соломона огромной мудростью и терпением.

Библия говорит о том, что Соломон не сдержал обещания, однако наказание Всевышнего коснулось не лично его – страдания должны были настигнуть весь израильский народ, и то, лишь после того, как Соломон покинет этот мир.

Тем не менее, Шломо был, есть и будет образцом великого мудреца, и драгоценные алмазы его изречений я и предлагаю вашему вниманию.

  • Всё пройдет. И это тоже пройдет.
  • Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников.
  • Кто ищет зла, к тому оно и приходит.
  • И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
  • Всякий, кто держится добродетели, не может не иметь многих врагов.
  • Не стремись слышать, ибо ты услышишь, как твой раб злословит тебя.
  • Придет гордость придет и посрамление; но со смиренными мудрость.
  • Лучше щепоть с покоем, чем пригоршня с трудом и томлением духа.
  • При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.
  • Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
  • Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
  • Стремление познать суть вещей дано человеку как бич наказующий.
  • Мудрая жена устраивает свой дом, а глупая разрушает его своими руками.
  • Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти.
  • Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности?
  • Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога.
  • Не хвались завтрашним днем; потому что не знаешь, что родит тот день.
  • Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся.
  • Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит с горы камень, к тому он воротится.
  • Род уходит и род приходит, а Земля остается на век.
  • Все – из праха и все возвратится в прах.
  • Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.
  • Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.
  • Всему свой час, и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать… время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и время собирать камни… время молчать и время говорить.
  • Но и то я узнал, что единая участь постигнет и мудрого и глупого.
  • И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый он будет или глупый, а будет владеть моими трудами.
  • Вдвоем быть лучше, чем одному… ели двое лежат – тепло им; одному же как согреться? И втрое скрученная нить не скоро порвется.
  • Обещал – исполни! Лучше не обещать, чем и не исполнять.
  • От множества мечтаний много тщетных слов.
  • И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость, но мудрость бедного презирают и не слушают его речей.
  • Кто хранит уста свои – тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот – тому беда.
  • Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
  • Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливой и сердитой.
  • Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Одноклассники

30 Мудрых мыслей царя Соломона.В истории еврейского народа есть человек, мудростью которого восхищаются на протяжении многих веков. Он, как никто другой, привел израильское государство к самому высшему процветанию. Мы подготовили для вас 30 Мудрых мыслей царя Соломона, которые поразят вас своей мудростью и глубиной понимания человеческой природы.30 Мудрых мыслей царя:

Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.

  • И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
  • Обещал - исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.

Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат - тепло им, одному же как согреться?

  • Не вступай поспешно в тяжбу: иначе, что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия.

Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, - ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

  • Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Нет человека, властного над ветром, - и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.

Мудрые молчат, поэтому глупые могут сойти за мудрых, если будут молчать.

  • Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
  • Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.

Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.

Главное - мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.

  • Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
  • Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет.

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.

Мы подготовили для вас 20 лучших высказываний царя Соломона, которые поразят вас своей мудростью и глубиной понимания человеческой природы.

1.

2. Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.

3. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.

4. Обещал - исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.

5. Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат - тепло им, одному же как согреться?

6. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

7. Не вступай поспешно в тяжбу: иначе, что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

8. Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия.

9. Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.

10. Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, - ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

11. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

12. Если добрый падет семь раз, он все равно поднимется опять, но злобный всегда будет побежден бедами.

13. Нет человека, властного над ветром, - и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.

14. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

15. Мудрые молчат, поэтому глупые могут сойти за мудрых, если будут молчать.

16. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

17. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

18. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.

19. Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.

20. Главное - мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.

21. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

22. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет.

Царь Соломон (на иврите - Шломо) - сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости. Главной и высшей его заслугой считается построение Храма на горе Цион - то, к чему стремился его отец, праведный царь Давид.

Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя - Едидья («любимец Б-га» - Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» - прозвищем («миротворец»).

Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично (Млахим I 1 и далее). Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону.

Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя. Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём.

Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей (крети у-плети) повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь!». Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками.

Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника. Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Так как сыну Соломона, Рехаваму, было при воцарении Соломона один год (Млахим I 14, 21; ср. 11, 42), следует предположить, что Соломон не был «мальчиком» при восшествии на престол, как можно было бы понять из текста (там же, 3, 7).

Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница (ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22). Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Был устранён и враг Давидовой династии, Шими, родственник Шауля (Млахим I 2, 12-46).

Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца (там же, 2, 1-9). Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое (там же, 9, 16; 3, 1). Это было ещё до постройки Храма, т. е. в начале царствования Соломона (ср. там же, 3, 1; 9, 24).

Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид (там же, 5, 15-26). Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов (там же, 11, 1)

Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. д. (там же, 10, 24, 25). Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (там же, 10, 27). Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию (там же, 10, 26). На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных. Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида.

Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути. Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. к. там была великая бама. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие (там же, 3, 4 и далее). Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей (там же, 11, 11-13).

Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет. Испытав все радости жизни, испив чашу наслаждения до дна, автор убеждается, что не удовольствие и наслаждение составляют цель жизни, не они дают ей содержание, а страх Б-жий.

Царь Соломон в Агаде

Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2-13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

Мудрость царя Соломона

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26-11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Могущество и блеск царствования царя Соломона

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. к. иначе Господь не послал бы к нему земного царя и тот не посадил бы его к себе на руку. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я?». Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша (Авот 3, 1), поэтому ты не вправе слишком возноситься».
Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии - Хаггая). Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже - золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма (Млахим I, 14, 26). После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы.

При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха (Йома 21 б). Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников. Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Р. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм (см. толкование Раши к этому стиху). Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону (В. Талмуд, Бава Батра 15 б).

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе

У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.

Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.

Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.

Загрузка...