Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Я достиг нирваны на этой кухне где. Величайшие философы всех времен. Что понимается под смыслом жизни в философии

Философия - одна из самых коварных гуманитарных наук. Именно она задает самые главные и самые сложные вопросы, такие как: что такое бытие? для чего мы в этом мире? в чем смысл жизни? О каждом из этих вопросов было написано немало книг, авторы которых ставили цель - дать нам ответ, и нередко сами запутывались в поисках истины. Среди многих философов всех времен особенно отличились десять - именно они решали наиболее значимые вопросы человечества, закладывали основы философской мысли…

Парменид (около 510 до н.э.)
Как много философов до Сократа, Парменид отличался непостижимостью и определенным безумствием. Он стал основателем философской школы в Елее. Из трудов философа до нас дошла лишь его поэма «О природе»


Занимался вопросами бытия и познания. Полагал, что бытие существует, а небытие - нет. Поскольку мышление - это и есть бытие, а о небытие мыслить невозможно, то и самого небытия не существует. Немного безумно, но логично, не так ли?
Аристотель (384-322 до н.э.)
И Сократ, и Платон были могучими столбами античной философии, но прочитав труда Аристотеля, понимаешь, что этот человек был кроме всего прочего и большим просветителем. Концепции школы Аристотеля продолжили его многочисленные ученики, поэтому современным ученым зачастую сложно определить принадлежность тех или иных работ руке великого мыслителя.


Он стал первым ученым, который составил разностороннюю систему философии - основу многих современных наук. Аристотель был основоположником формальной логики, его взгляды на физическую сторону мира сильно повлияли на дальнейшее развитие
Марк Аврелий (121-180)
Марк Аврелий отличился тем, что был не только римским императором, но и одним из выдающихся философов-гуманистов своего времени. Его работа «Медитации» была написана не для посторонних глаз. Это был способ выразить убеждение философов-стоиков, а иногда и несогласие с их идеями.


Марк Аврелий раздаёт хлеб народу (1765)
Стоицизм для большинства римлян и греков был не только путем терпения, но и способом определить пути к счастливой жизни. Книга Марка Аврелия легко читается и может помочь уладить жизненные невзгоды и современным людям. Интересно, что идеи гуманизма, которые исповедовал император, не мешали ему преследовать первых христиан.
Святой Ансельма Кентерберийский (1003-1109)
Католический богослов, средневековый философ, которого считают отцом схоластики, известный по работе Proslogium. В ней он вывел незыблемые доказательства существования Бога.

Известны его высказывания - «Вера, которая требует понимания» и «Верую, чтобы понять» - впоследствии стали лозунгами августинской философской школы, а его последователи (в частности, Фома Аквинский) разделяли точку зрения Ансельма Кентерберийского на отношение веры и разума.
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
Спиноза вырос в еврейской семье, которая жила в Нидерландах. В возрасте 24 лет его отлучили от еврейской общины, главным образом из-за идей, которые противоречили устоявшимся в обществе традициям.


Переехав в Гаагу, Спиноза всю свою дальнейшую жизнь зарабатывал на хлеб шлифовкой линз и частными уроками. В перерыве между этими тривиальными занятиями он писал философские трактаты. «Этика» вышла уже после смерти Спинозы.
Труды философа представляют из себя синтез научных идей Средневековья и Древней Греции, философии стоиков, неоплатонистов и схоластики. Пытался распространить «коперниковскую революцию» на сферы метафизики, психологии, этики и политики.
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Его описывают как маленького уродливого пессимиста, который всю жизнь провел с мамой и котом. Каким образом он оказался среди величайших мыслителей? «Воля - это вещь в себе» - один из афоризмов Шопенгауера, являющийся одновременно его визитной карточкой.


Интересно, что Шопенгауер был атеистом, но вместе с тем симпатизировал христианству. Он изучал философию Востока и увлекался трудами Эммануила Канта. Шопенгауер вошел в когорту самых ярких представителей иррационализма.
Фридрих Ницше (1844-1900)
Один из самых молодых философов всех времен завоевал место среди наиболее выдающихся мыслителей. Его ошибочно относят к сторонникам фашистов, хотя на самом деле националисткой была его сестра, сам Ницше не слишком интересовался жизнью вокруг себя. Ему принадлежит знаменитое выражение «Бог мертв».


Ницше в каком-то смысле воспроизвел интерес к философии, оживил ее. Первая его работа - «Рождение трагедии». Из-за этого труда мыслителя и до сих пор называют «ужасным дитям» (enfant terrible) современной философии.
Роман Ингарден (1893-1970)
Поляк Роман Ингарден - ученик Ганса-Жоржа Гадамера, одной из наиболее значимых фигур в философии ХХ века.


Реалистичная Феноменология Ингердена по сей день не утратила своего значения, а труд Literary Work of Art и Ontology of the Work of Art являются лучшими образцами эстетической феноменологии.
Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Его обожают во Франции. Он Виднейший представитель экзистенциализма. «Бытие и ничто» - один из наиболее противоречивых трудов философа, Библия молодых интеллектуалов.


Талантливый писатель наконец становится обладателем Нобелевской премии (1964 год). По мнению его современников, ни один француз не может сравнится своим вкладом с тем, что дал миру Сартр.
Морис Мерло-Понте (1908-1961)
Мерло-Понте, в одно время единомышленник и товарищ Сартра, отходит от екзистенциалистически-коммунистических взглядов и выражает свое видение проблемы в работе «Гуманизм и террор». Исследователи справедливо считают ее близкой к фашистской идеологии. В сборнике эссе автор критикует сторонников марксистской философии.


Следует отметить, что на мировоззрение философа огромное влияние оказали работы Фрейда и представителей гештальтпсихологии. Основываясь на их постулатах, он создает свою «феноменологию тела». Согласно ей, тело не является ни чистым существом, ни естественной вещью. Тело выступает как поворотный пункт между природой и культурой, между чужим и собственным.
Француза Мерло-Понте причисляют к величайших мыслителям второй половины двадцатого века.

Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше благополучия общины, города или страны.

Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

Моизм

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Циники

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» - принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

Дарвинизм

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Нигилизм

Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») - полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

Тибетская философия

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Эпикурейцы

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Ацтекская философия

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Стивен Фрай и гуманисты

Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы... Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.

Вечный вопрос — в чем смысл жизни? Он издавна интересует человечество. На каком бы высочайшем уровне не находилась черта самосознания человека, как бы он глубоко не познавал истинны мироздания, однозначный ответ на этот вопрос пока не удалось.

Сейчас, в наше время, мало кто задумывается над целью своего существования, но в древние времена, каждый хотел знать и понимать, зачем он на этой земле, и какая миссия для него уготовлена.
Философия, как наука, которая развивалась в античной и древней Греции, отображала в своих учениях своеобразие и единство общественной системы, где она зародилась, возникла и начала развиваться. Основная особенность этой древней философии, это безудержное стремления понять сущность природы, космоса, жизни человека и всего мира в целом.
Но на ряду со схожими взглядами в решении вопроса бытия и смысла жизни, в древней Греции возникали и разногласия, ведь у каждого ученого мужа-философа, было свое мировоззрение. Оно выражало совокупность определенных выводов, взглядов и оценок, принципов, которые в последствии и определяли общие видение и понимание мира, и какое место должен человек в нем занимать, какой жизненной позиции придерживаться и как себя вести.
Великие философы и передовые умы того времени, сходились только в принципе решения вопроса о смысле жизни и цели пребывании человека. Но сам метод достижения просветления и осознания у каждого был свой.
Вопрос о смысле жизни, является основным тезисом, который определяет суть мировоззрения.

Демокрит и Сократ, как философы материалисты, верили, что чем раньше найти и понять в чем заключается смысл жизни, тем быстрее человеческий дух и тело станут едины, что несомненно приведет к умиротворению и успеху, как в этой так и загробной жизни.

Но большинство других философов, таких как Платон которые верили в абстрактность и гибкость мироздания, считали, что поиск смысла жизни, это ежедневный и нескончаемый труд, это что-то неосязаемое. Что поведения человека, его действия, привычки и определяют его смысл жизни. У всего есть свой смысл, он присущ абсолютно любому самосознанию, это его неотъемлемая часть. Самосознания в поисках смысла меняется в зависимости от того, что человек делает и в чем видит свое предназначение, свой смысл.
Философы древней Греции верили, что у каждого человека, который ступил на эту землю, есть особая миссия у каждой жизни, есть свой смысл. Задачей земной жизни человека было постижения своего истинного пребывания. Если человек сможет это сделать о его физическая оболочка войдет в гармонию и единство со всем окружающем миром.

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над вопросом о том, зачем люди живут на этом свете. Эта проблема сопровождает человечество на протяжении всей его истории. За тысячелетия люди накопили достаточный багаж подходов к ответу на этот вопрос. Расскажем об основных концепциях смысла жизни, которые сложились в религии, философии и психологии.

Проблема определения смысла жизни

Словосочетание «смысл жизни» появляется в философском обиходе только в 19 веке. Но вопрос о том, зачем люди живут на свете, возникает несколько тысяч лет назад. Эта проблема является центральной в любом зрелом мировоззрении, размышляя о конечности своего существования, каждый человек задет себе этот вопрос и ищет подходящий ответ. С точки зрения философов, смысл жизни - это личностная характеристика, определяющая отношение к себе, другим людям, жизни в целом. Это уникальное осознание человеком своего места в мире, которое влияет на жизненные цели и приоритеты. Однако это понимание своего места в жизни не дается человеку легко, оно появляется только через рефлексию, иногда мучительную. Сложность данной проблемы состоит в том, что нет единственно-верного, общепризнанного ответа на ключевой вопрос: зачем люди живут на свете? Смысл жизни не равен ее цели и пока не найдено однозначно верифицируемого аргумента в пользу той или иной концепции. Поэтому на протяжении веков существуют и сосуществуют различные подходы к ответу на этот вопрос.

Религиозный подход

Впервые человек задумался о том, зачем люди живут в мире, в далекой древности. В результате этих поисков появляется самый первый ответ на вопрос - религия, она давала универсальные обоснования всего сущего на свете, в том числе и человека. Все религиозные концепции построены на идее загробного существования. Но каждая конфессия представляет себе путь бессмертия по-разному, в связи с чем и смысл жизни у них отличается. Так, для иудаизма смысл заключается в усердном служении Богу и исполнении его заповедей, изложенных в Торе. У христиан главное - это спасение души. Оно возможно только благодаря праведной земной жизни и познанию Бога. Для мусульман тоже смысл состоит покорности воле Бога. Только тот, кто жил преданно Аллаху, попадет в рай, остальным уготован ад. Существенно отличный подход можно увидеть в индуизме. Здесь смысл заключается в спасении, в вечном наслаждении, но для этого нужно пройти путь аскезы и страдания. В этом же направлении размышляет буддизм, где главная цель жизни понимается как избавление от страданий через отказ от желаний. Так или иначе, каждая религия видит смысл человеческого существования в совершенствовании духа и ограничении телесных потребностей.

Философы Древней Греции о смысле жизни

Древние греки много размышляли о первоначалах бытия, истоках всего сущего. Проблема смысла жизни, пожалуй, единственная, в которой представители разных школ античной философии сходились во мнении. Они считали, что поиск смысла - это трудная, ежедневная работа, путь, у которого нет конца. Они предполагали, что у каждого человека на земле есть собственная, уникальная миссия, обрести которую и есть главная задача и смысл. Сократ предполагал, что обретение смысла позволяет человеку достичь гармонии между телесной оболочкой и духом. Это путь к умиротворению и успеху не только в земной жизни, но и в потусторонней. Аристотель считал, что поиски цели жизни - это неотъемлемый элемент человеческого самосознания и с ростом души цель существования, осознание предназначения человека меняются, и нет единого, универсального для всех ответа на вечный вопрос о том, зачем мы живем на свете.

Концепция Артура Шопенгауэра

19 век стал временем всплеска размышлений о целях человеческого существования. Иррациональная концепция Артура Шопенгауэра предлагает новый подход к решению этой проблемы. Философ считает, что смысл жизни человека - это всего лишь иллюзия, при помощи которой люди спасаются от страшной мысли о бесцельности их существования. По его мнению, мир руководим абсолютной волей, которой безразлична судьба отдельных людей. Человек действует под давлением обстоятельств и чужой воли, поэтому его существование - это настоящий ад, цепочка беспрерывных страданий, заменяемых друг другом. И в поисках смысла в этой бесконечной череде страданий люди придумывают религию, философию, смысл жизни, чтобы оправдать свое существование и сделать его хоть относительно выносимым.

Отрицание смысла жизни

Вслед за Шопенгауэром Фридрих Ницше объяснял особенности внутреннего мира человека в аспекте собственно нигилистической теории. Он говорил, что религия - это мораль рабов, что она не дает, а отнимает у людей смысл жизни. Христианство - это величайший обман и его необходимо преодолеть, и только тогда можно будет понять цель человеческого существования. Он считает, что большинство людей живет для того, чтобы подготовить мир к появлению сверхчеловека. Философ призывал отказаться от смирения и упования на внешнюю силу, которая принесет спасение. Человек должен сам творить свою жизнь, следуя своей природе, и в этом основной смысл существования.

Экзистенциальная теория смысла жизни

В 20-м веке философские рассуждения о целях существования людей становятся центральными во многих направлениях, в том числе в экзистенциализме. Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер размышляют о смысле жизни и проходят к выводу, что главное для человека - это свобода. Каждый сам привносит в свою жизнь осмысленность, так как мир вокруг абсурден и хаотичен. Действия и, главное, выбор, моральный, жизненный, и есть то, зачем люди живут на свете. Смысл можно постичь лишь субъективно, объективно его не существует.

Прагматический подход к определению смысла жизни

Размышляя над тем, с какой целью мы приходим в этот мир, Уильям Джемс и его коллеги-прагматики приходят к выводу, что смысл и цель равны между собой. Мир иррационален, и искать в нем объективные истины бесперспективно. Поэтому прагматики считают, что смысл жизни соизмерим только с успехом человека в жизни. Все, что ведет к успеху, имеет ценность и смысл. Оценить и выявить наличие смысла жизни можно только применяя критерий полезности и выгодности. Поэтому нередко это понятие появляется в последующей оценке жизни другого человека.

Концепция Виктора Франкла и психология

Смысл жизни человека стал центральной категорией в теории психолога и философа Виктора Франкла. Свою концепцию он вырабатывал, переживая ужасные мучения в немецком концлагере, и это придает особую весомость его размышлениям. Он говорит, что не существует абстрактного, общего для всех смысла жизни. У каждого человека он свой, уникальный. Причем смысл не может быть найден раз и навсегда, он всегда - требование момента. Главным проводником человека в поисках глобальных целей существования является совесть. Именно она помогает оценить каждый поступок в аспекте общежизненного смысла. На пути к его обретению человек, по мнению В. Франкла, может идти тремя путями: дорогой ценностей творчества, ценностей отношения и ценностей переживаний. Утрата смысла жизни приводит к внутренней пустоте, экзистенциальному вакууму.

Отвечая на вопрос о том, зачем люди рождаются на свет, Франкл отмечает, что для поисков смысла и самого себя. Более поздние психологи говорят, что поиск смысла жизни и его обретение являются важнейшими мотивационными механизмами. Человек, нашедший для себя ответ на главный вопрос, живет более продуктивной и счастливой жизнью.

- наука, философия и религия
- о смысле жизни человека
- рождение и смерть…Что это?
- совершенствование и борьба с невежеством
- ступени эволюции
- человек – бессмертный мыслитель

С древнейших времен человек задавался вопросом: в чем смысл нашей жизни? Человек искал и не находил ответа, ибо кратковременное существование человека неотвратимо заканчивалось смертью.

С каждым рождением в мир входит новая жизнь. Эта форма, крошечное существо медленно растет, живет и развивается среди нас, становится фактором в нашей жизни, наконец, наступает время, когда форма эта прекращает развиваться и распадается. Жизнь, которая пришла неизвестно откуда, снова исчезла в невидимой потусторонней жизни. И тогда с печалью и недоумением мы задаем себе три вопроса: Откуда мы пришли? Зачем мы здесь? Куда мы идем?

Смерть – короткое слово из шести букв, а сколько самых глубоких чувств затрагивает эта тема, вызывая у одних страх, у других недоумение и протест, у третьих – надежду на продолжение жизни в иных сферах.

Жизнь человека может показаться лишенной всякого смысла, если его рождение считать случайностью, а продолжительность его существования ограничить несколькими десятилетиями. Из такого предположения может возникнуть целый ряд предрассудков: это и приоритет кровных уз, и эгоизм, и стремление к личной собственности, к наживе любой ценой, не исключая преступления Отсюда игнорирование интересов других, личная, семейная или клановая обособленность. В такой схеме нет места глубоким духовным и нравственным ценностям.

Но ни личное обогащение, ни удовлетворение честолюбия, ни разгул страстей не могут быть смыслом жизни. Ведь не мог же человек прийти на Землю, чтобы страдать, болеть, быть униженным, а тем более, чтобы ненавидеть, преследовать, убивать.

В чем же смысл жизни человека?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, задумаемся над тем, почему жизнь даже самых темных людей неоднократно освещалась вспышками пробуждающейся совести, раскаяния, самопожертвования, любви. Даже свои низменные действия люди стремятся обосновать, оправдать высокими идеалами и намерениями. У большинства сохраняется осознанная или бессознательная вера в божественное милосердие и высшую справедливость, в существование мира Надземного, сохраняется поклонение святым, мудрецам и подвижникам, поклонение красоте. Многие опасаются неизбежной кары за «грехи» и надеются на вечное блаженство души после смерти тела.

Главная причина искания человеком смысла жизни – это недоумение перед смертью, которая, как считают, есть конец всему. Человеку не знающему Истины о непрерывности нашей жизни, смерть действительно должна казаться ужасно бессмысленной и ища смысла жизни, человек хочет понять: во имя чего стоит жить, во имя какой высшей цели дана человеку жизнь. В выборе смертью очередных жертв, по мнению многих людей, нет никакой закономерности, никакого разумного основания. Если бы умирали люди лишь дожившие до старости, то это было бы понятно. Но когда умирает человек в расцвете своей плодотворной деятельности, или на заре юности, или даже только родившийся, то здесь бессмысленность смерти выступает во всей своей ужасающей непонятности.

Результатом такого недоумения бывает ропот и упреки в несправедливости того, кого люди называют Богом. Зачастую появляется апатия и потеря интереса к такой жизни, в которой нельзя найти смысла. Это приводит его часто к еще большей бессмысленности – к прекращению своей жизни, что стало обычным явлением в нашей жизни не только среди, так называемых неудачников, но, казалось бы, среди преуспевающих в этой жизни людей.

Вопрос о смысле жизни ставит перед человеком и другие неразрешимые вопросы, вытекающие из этого основного вопроса. Это вопрос о душе, о потусторонней жизни, о Боге, о происхождении вселенной и др.

До сих пор ни позитивная наука, ни религия не давали ответа на вопросы: ЗАЧЕМ мы живем, ОТКУДА наш путь и КУДА он ведет?

Но известно, что человек может понять и принять лишь такую теорию и такое учение, до которого доросло его сознание. Поэтому то, или иное понимание смысла жизни находится в нас самих. Сам вопрос о смысле жизни есть показатель недостаточности духовного развития.

Для начала рассмотрим главные течения человеческой мысли, т.е. науки, философии и религии, ибо все они занимались и занимаются разрешением вопроса о смысле жизни и выработали много гипотез и теорий.

Остановимся несколько подробнее на каждом из этих путей.

Наука, которая признавала лишь видимый мир не могла в сущности дать ответа на вопрос о смысле жизни, потому, что он связан с целой серией понятий высшего порядка, имеющим отношение к Высшим мирам, мирам невидимым, каждый из которых имеет свои законы, не признаваемые ранее наукой. Вопрос о смерти человека, как тоже имеющий отношение к мирам тонким, невидимым, наукой был не понят и не мог быть разрешен, пока ученые придерживались материалистических воззрений и признавали лишь физический мир с его законами. Тем не менее, отрицая мир невидимый, наука не может отрицать явлений, происходящих из невидимых миров. Эти явления происходят каждый день, но попытки ученых объяснить эти явления методами, пригодными для явлений физического мира до недавнего времени положительных результатов не давали. Поэтому, с грубо материалистической точки зрения современной науки, причина и цель смысла жизни остаются неясными. На развитие человечества наука смотрит, как на вечное движение к непонятной цели. Происхождение Вселенной объяснялось наукой как случайное сцепление частиц материи, которые пришли в движение, жизнь человека – тоже случайность, которая не повторяема ни в прошлом, ни в будущем. Мы живем потому, что рождены и жизнь наша – временное соединение частиц материи – утверждает наука. Эта материя со смертью человека возвращается в общий резервуар, из которого механический закон создает новую случайность – нового человека. Таково было мнение науки до недавнего времени.

Она также утверждала, что души у человека нет. Есть лишь ум, или функция физического вещества мозга, который со смертью человека, вместе с телом подлежит уничтожению. Отсюда вытекает, что послесмертного существования человека быть не может, ибо все, что составляло человека, уничтожается.

При таком мировоззрении какой же смысл можно придать жизни человека? ПОЛНОТА БЫТИЯ – вот смысл жизни, выдвигаемый наукой.

Однако такой смысл жизни, при низком умственном и нравственном состоянии развития современного человека, есть не более как пробуждение низших инстинктов человека, не более как покрывание пошлости и пороков, не более как призыв к вседозволенности. Идеалы земной физической, даже наиболее высокие из них, никакого полного счастья создать человеку не могут. Всей полнотой бытия могут довольствоваться и довольствуются лишь наиболее отсталые в духовном развитии люди. Человек, развитый духовно и чуткий, одними идеалами земной физической жизни удовлетвориться не может. Он требует от жизни чего-то большего, и раз он этого большего в жизни не находит, то, вкусив полноту бытия (богатство, власть, славу), он быстро ею пресыщается и готов уйти, от нее куда угодно, даже в небытие, что к большому прискорбию он часто делает.

Достоинство или недостаток всякой теории и всякого учения зависит от результатов, приносимых распространением данного учения или теории. КАКИЕ ЖЕ РЕЗУЛЬТАТЫ принесла проповедь материализма? Самые отрицательные. Какие бы ни были приводимы причины печального состояния современного человечества, но отрицание невидимого мира, проповедь материализма и полноты бытия, как смысла жизни, сыграли в этом отношении решающую роль, ибо распространение учений грубо материалистических и разложение человечества идут рука об руку, что мы и видим по его современному состоянию.

Какие бы высокие идеи ни прилагались к теории полноты бытия, как смыслу жизни, вроде развития социального чувства и борьбы за великие субъективные идеалы, но раз осуществлять эту полноту бытия будет духовно малоразвитый человек, то борьба за великие идеалы выльется в звериную борьбу за существование, в самый беспросветный эгоизм, в желание жить личной жизнью, выльется в лозунг «Один раз в жизни живем, все что можем от жизни берем!»

Но не вся наука повинна в создании столь безрадостного мировоззрения. Часть науки, занимающаяся изучением природы, высшей математики, физики, астрономии, биологии говорят о целесообразности, о разумности мироздания, о Высшем Водительстве!

Точно так же и экспериментальная психология, встречаясь с необъяснимыми явлениями, с точки зрения видимого физического мира, приводит науку к порогу потустороннего мира и постепенно начинает проникать и изучать тот невидимый мир и его законы, которые долгое время ею отрицались.

Наконец лед тронулся! И те из ученых, кто не был скован научными догмами рискнули заглянуть в таинственную область. Четверть века тому назад в печати появились сенсационные сообщения американского ученого, доктора Раймонда Моуди о том, что учеными зарегистрировано удивительное явление: после смерти некоторая выделившаяся из человека невидимая субстанция»сознательная сущность» продолжает четко и сознательно воспринимать окружающий мир. Это было неожиданным для большинства специалистов и вызвало настоящую бурю в научном мире. Прошли годы, и сейчас наличие этого феномена подтверждено квалифицированными исследованиями. Анализируя переходное состояние от жизни к смерти, группа ученых под руководством доктора психологии Кеннета Ринга в течение тринадцати месяцев проводила исследования в клиниках американского штата Коннектикут. В итоге выяснилось, что жизнь после смерти СУЩЕСТВУЕТ и этот феномен не связан с какой-либо патологией.

Более того. В свое время ленинградские медики зафиксировали приборами некую субстанцию, которая действительно выделяется из тела человека в момент его смерти. Американским ученым удалось даже взвесить это «нечто» на специально сконструированных весах, в которых были учтены все возможные, известные медицине весовые колебания тела умирающего. Результаты целого ряда измерений превзошли все ожидания: вес субстанции, выделяющийся в момент смерти человека, составил от 2 до 6,5 граммов.

Исследования американского врача М.Дугала показали еще большую разницу в весе. Был зарегистрирован случай, когда масса тела человека уменьшилась в момент смерти на 22,4 грамма. Подобные опыты были повторены в Лондоне. Результаты аналогичны. Действительно, в человеке есть что-то, что может отделяться о него и даже пережить самого человека

На вопрос, а что же это за «нечто», которое в особые моменты жизни способно отделяться от тела и существовать как бы само по себе ученые однозначного ответа не имеют.

Правда, все то, что сегодня открывается ученым, детальнейшим образом описано в «Тибетской Книге Мертвых», созданной более 5-ти тысяч лет тому назад. Многие из переживших клиническую смерть абсолютно точно описывают события, происходившие уже после их кончины. Они наблюдали не только свое собственное умершее тело и слышали разговоры окружающих, но и видели то, что происходило в соседних помещениях и даже на значительных расстояниях от места смерти. А иногда становились свидетелями событий, которые еще не произошли. Все говорит о том, что в моменты, когда физическое тело лишено даже малейших признаков жизни, «нечто», отделившееся от него, способно наблюдать и осознавать. Может быть это «нечто» – сознание? Или как говорят верующие, бессмертная душа.

Что же такое сознание с точки зрения науки?

Предположив что сознание – особый вид энергии, ученые начали поиск его материальных носителей. По одним гипотезам, это сверхлегкие элементарные частицы(аксионы, микролептоны, псиконы, бюоны, мэоны, нейтрино и пр.). Другие говорят о неких полях – торсионных, солептонных, морфогенетических и прочих) – которые формируются вокруг человека и несут информацию о его эмоциях и мыслях. С помощью специальной аппаратуры эти излучения (частицы?, поля?) научились регистрировать и даже различные по форме энергоструктуры (мыслеформы?), окружающие человека.

Профессор Б.И. Искаков академик Русской Народной Академии говорит: «Мысли и эмоции человека материальны и в прямом смысле слова могут быть легкими или тяжелыми, их можно представить в виде твердого ядра или тела в привычном смысле слова, которое снаружи окружено многослойным «скафандром» из невидимых микролептонов. Первая оболочка – голограмма по форме напоминает его тело, но увеличенное и округленное. Далее оболочки меняют свое очертание. Сначала они схожи с яйцом, потом – со сферой. Этот ряд голограмм несет всю информацию о человеке, вплоть до его мыслей и чувств. Расчеты показывают, что череда голограмм уходит в беспредельность. То есть получается, что человек невидимый бесконечно больше человека видимого».

Буквально революцию произвели открытия ученых в области тонких энергий. Одним из этих открытий является энергия торсионных полей (полей кручения, порождаемых угловым вращением частиц, атомов, сгустков энергий, любых материальных объектов, планет, звездных систем и т. д. В том числе и человека).

Директор международного института теоретической и прикладной физики академик Акимов в своих работах утверждает, что мозг – это упорядоченная динамичная приемно-передаточная торсионная система. Наш мозг в процессе мышления генерирует(производит) торсионные поля разного диаметра. А мыслим мы всегда, даже когда спим. Переносчиком торсионных полей является физический вакуум – специфическая материальная среда, заполняющая все пространство Вселенной. Вакуум, как оказалось, это совсем не пустота, а очень плотная энерго-материя с бесконечным набором свойств, которые еще предстоит познать нашей науке. Во времена Ньютона вакуум называли эфиром.

Торсионные поля обладают рядом необычных свойств. Одно из них – эффект памяти. При возникновении торсиона происходит поляризация пространства, называемая фантомом. Торсионным полем обладает все в природе. Фантомы образуются и людьми и предметами. Это характерно для всей Вселенной.

Другое свойство торсионных полей – это их распространение через природные среды беспрепятственно, независимо от расстояний. Скорость распространения их более чем в миллиард раз превосходит скорость света, т.е. мгновенна и беспрепятственна.

Мы должны учесть, что человек – мыслящая структура, и является генератором торсионных полей разного частотного диапазона (низкого или высокого). Частотный диапазон каждого человека очень индивидуален и зависит от уровня мыслетворчества. Чем выше и чище мысли, тем выше вибрационный уровень материи физического тела человека.

Нам всем следует очень задуматься о качестве энергий, излучаемых нами в пространство в процессе мыслетворчества. Разрушенная экология, войны, мысли, низкого животного качества, насыщающие торсионами низких вибраций пространство планеты – все это в совокупности и есть вибрационный уровень нашей нынешней планеты и является следствием нашего мыслетворчества.

Таким образом современная наука в конце XX столетия вплотную приблизилась к решению вопроса о существовании тонких энергий, тонких невидимых миров, к продолжению существования человека в этих тонких мирах после его смерти, к бессмертной душе человека, и его неразрывной связи со Вселенной, его роли в мироздании.

Но вернемся к вопросу о смысле жизни. Как смотрят философы на этот непростой вопрос.

Современные философские мировоззрения с энтузиазмом приглашают нас поверить в радостное светлое будущее всего человечества, в грядущий земной рай, в земное физическое блаженство будущих поколений, для которых мы, люди настоящего времени, должны послужить в некотором роде удобрением, ибо лишь на удобренной нашими трудами почве может расцвести тот прекрасный сад будущего человечества, к созданию которого нас и приглашает философия.

Хотя философия, призывающая нас трудиться во имя светлого будущего - идея весьма высокая, но в том виде, как она есть, она неприемлема.

Во-первых, она неприемлема потому, что вместо ясной и определенной цели в настоящем, человека приглашают поверить в проблематическое будущее. Ему сулят какой-то мифический земной рай, в котором ему пребывать не придется и для которого он должен послужить удобрением. Приглашение в столь невыгодную сделку не может быть принято всерьез.

Во-вторых, она не приемлема потому, что ответов на вопросы философия не дает и загадок бытия не разрешает. Служение голой идее человечества, временно живущего в физическом мире, которое в конце концов погибает так же, как и всякий отдельный человек, разница лишь во времени, смыслом жизни служить не может.

Истинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что само по себе ВЕЧНО и НЕТЛЕННО и никогда не погибает.

Казалось бы, что ответ на вопрос о смысле жизни должна дать религия, то есть третий путь, по которому в своем развитии идет человечество, но она также его не дает.

Ответы на загадки бытия, которые дает христианская религия, вкратце следующие:

Смысл жизни – в познании Бога, в приближении к Нему. Любовь к Богу как источнику жизни, и осуществление этой любви через служение человечеству.

Земное существование человека, по мнению церковников, есть только начало пути, ибо каждому рождающемуся Бог создает Новую невинную душу. Впереди лежит бесконечность, то ли в раю, то ли в аду. Смерть побеждается вечностью. А ключ бессмертия заключается в воскресении Христа и непреложности воскресения мертвых, веровавших в воскресение Христа.

В этих главных положениях церковного учения вместе с истиной чередуются и заблуждения и вместе с жемчужинами – мусор. Это связано с тем, что основы каждого учения искажались до неузнаваемости лжетолкователями и лжеучителями, у которых иногда усердия было больше, чем разума. В особенности это применимо к священным писаниям, которые и составляют сущность религии. Имеется в виду тот особый язык, которым во все времена пользовались и пользуются Учителя человечества для сообщения людям космических истин, которые обыкновенным языком переданы быть не могут.

Особенностью языка священных писаний нужно считать то, что истина сообщается людям в символах. Это дает возможность всякому человеку понимать скрытую символом истину в соответствии со своими развитием.

Необходимость символического языка вытекает из того, что учение дается не для одного поколения, но для сотен, не на один век, но на десятки веков, в течение которых в каждый данный момент существуют люди разного умственного и нравственного развития.

Этот язык священных писаний раскрывает тайну, прикрытую символом постепенно, оставляя уму всю его свободу. Язык символов может достичь всякой человеческой души во всякое время, при всяком ее развитии. Таким образом на протяжении веков люди, читая одно и то же изречение, находят в нем ту истину, которая доступна их восприятию. Символический язык сохраняет свежесть и жизненность писаний в течение веков, но он же служит отчасти и причиной извращения и ложного толкования учения. Когда человек, своим ограниченным умом, раньше времени пытается понять прикрытые символом истины, которые еще не вмещаются в его голове, то он неизбежно приходит к ошибкам и заблуждениям. Но заблуждения и ошибки неизбежны: они – признак роста. Через заблуждения человек должен пройти и, когда он пройдет их все и все они закончатся для него разочарованием, тогда он найдет истинный путь.

Зло начинается тогда, когда человек свою ошибку и свое заблуждение начинает распространять как истину, а истину объявляет ложью. Тогда ясное и светлое учение стараниями лжетолкователей превращается в кривое зеркало, в котором истина перестает быть истиной, искажаясь до неузнаваемости. Такая замена произошла и в Учении Христа. Из него были изъяты жемчужины – непрерываемость жизни и законы по которым она осуществляется. К ним относятся Законы Кармы и Перевоплощения. Согласно Закону Перевоплощения жизнь человека представляет собой бесконечную нить, на которой, как бусинки нанизаны множество воплощений одной души.

Согласно же Закону Кармы, т.е. Закону Причин и Следствий судьба человека в данной жизни зависит от причин, заложенных человекам в прошлой жизни на земле. Следовательно, творящий в прошлой воплощении добро будет пользоваться в настоящей жизни его плодами, а посеявший зло и смуту, их же и пожнет. В народе этот закон звучит коротко и убедительно: « Что посеешь, то и пожнешь». Справедливость этого закона – в его неумолимости. С каждого спросится за содеянное зло и каждому воздастся за добрые дела.

Вместо этих космических законов отцами христианской церкви была дана бессмысленная теория вечных мук или вечного блаженства за дела одной короткой земной жизни.

В глаза бросается несправедливость наказания вечными муками за грехи одной короткой жизни. Пытаясь смягчить эту нелепость церковники придумали отпущение грехов. Это, по их мнению, давало возможность и согрешившим, покаявшись, попасть в рай. Как видите, не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не будешь прощен, а не будешь прощен – не попадешь в рай. Абсурдность очевидна: греши и кайся и попадешь в рай.

У нас есть единственный общий грех – это невежество, и есть единственное спасение для всех – это Примененное Знание. Все печали, страдания и боль – это следы от незнания как действовать, и школа жизни нам так же необходима для выявления наших скрытых способностей, как и ежедневные занятия в школе.

Нам остается развивать то, чего нам недостает. Конечно, у нас есть еще прошлое, с которым нужно считаться, и вообще много несчастий могут еще произойти от неправильных дел, но если мы перестанем делать зло, мы можем радостно смотреть на каждое несчастье, как оплачивающее старый счет и подводящее нас ближе к дню, когда мы получим чистый счет.

Великие умы, которые распределяют каждому человеку количество его прошлых счетов, которые нужно погасить в каждой жизни, всегда помогут человеку, который платит свои долги за прошлое, не добавляя новых поступков, давая ему столько, сколько он может вынести, приближая день своего освобождения; в этом смысле истинная правда в том, что «кого Господь любит, того и очищает».

Но это еще не все. По учению церкви воскреснут из мертвых и наследуют жизнь вечную лишь верующие во Христе. А неверующие во Христе своими неверием уже осуждены на вечные муки.

Согласно утверждению некоторых христианских сект, только 144000 из них должны быть спасены. А куда же в таком случае денутся остальные мириады душ, созданных Богом за время существования Земли (даже если возраст нашей Земли современные теологи определяют в 6000 лет). Хотя в действительности человек живет на земле уже десятки миллионов лет.

Здесь мы видим опять преимущество для одних и наказание для других. Но почему должен быть осужден на вечные муки верующий человек другой религии, который мог даже и не слышать, но живет по Учению, данному другим великим Учителем. Впрочем, вера в преимущество своей религии и осуждение и непризнание всякого иного верования – заблуждение, свойственное не только одним христианам.

Несмотря на столь неблагоприятные условия, в которых находится правильное разрешение вопроса о смысле жизни, всегда БЫЛИ и ЕСТЬ отдельные люди и небольшие группы, для которых смысл жизни был всегда ясен и понятен. Это те, которым в своих исканиях удалось дойти до первоисточника и там познать истину, т.е. те, которые доросли до понимания ее, которые чувствуют ее сердцем и тем высшим умом, который называют интуицией, тем умом, который ошибок не делает и всегда определяет верно: где истина и где заблуждения. Такие люди всегда были, но с их мнением очень редко считались. В средние века их сжигали на кострах, как опасных еретиков, потом их отлучали от церкви, теперь их называют отступниками, заблудившимися и тому подобными названиями. Но если вы спросите любого из этих отступников, то к какой бы из существующих религий они не принадлежали, все они в своих взглядах на цель и смысл жизни не расходятся, и все они скажут одинаково, что стремление к Идеалу, то есть к Совершенствованию и Любовь и Служение своему ближнему составляют цель и смысл жизни.

По учению истинной науки, которая есть вместе с тем, истинная философия и истинная религия – цель жизни и есть сама жизнь. Но так как жизнь проявляется в движении, то синоним жизни есть движение. Задержка движения и бездействие есть задержка жизни или то, что принято называть смертью. А так как движение само по себе вечно и не прекращается никогда, переходя лишь из видимого в невидимое, то и жизнь наша вечна.

Вечная жизнь управляется вечными и неизменными законами, которым подчинено все находящееся во Вселенной. В вечной жизни смерти нет. Сама смерть есть непрекращающееся действие жизни, которая отжившие формы жизни заменяет новыми, более совершенными.

Земная жизнь человека – это не начало жизни и смерть не ее конец. Начало жизни человека уходит в Беспредельность прошлого, и о конце не может быть и речи, ибо Беспредельность ни конца, ни начала не имеет.

С тех пор как человек стал размышлять, он не переставал задумываться над тайной своего бытия. Чтобы разгадать загадку человека, нужно все время помнить, что человек находится в процессе развития и брать его не в завершенном виде, а как явление переходное. В начале своего эволюционного пути человек был связан с необходимостью пройти стадии минерала, растения, животного, в середине пути (а это современное состояние большинства людей) он связан своими страстями и незнанием о своей истинной сути и только в конце пути, когда победит и выявится его Божественная природа, он становится свободным творцом своей судьбы.

Два противоположных полюса человека: Божественность его бессмертной сущности (Монады) и мимолетность его земного личного существования объясняет эту мучительную двойственность, и весь разлад его природы в процессе развития. Его Монада, т.е. его «Высшее Я» – это хранитель всех опытов, которые человек собирает на протяжении всего своего космического пути: это – тот безмолвный страж и свидетель всех переживаний, всех грехов и безумий, страданий и восторгов – и не только на Земле, но и в потусторонних мирах – из которых слагается все сознание человека.

Ибо истинный человек – это Мыслитель, т.е. его сознание.

По отношению к этому бессмертному Мыслителю воплощенный человек – лишь временный проводник, чрезвычайно ограниченный условиями тяжеловесного трехмерного мира, а также той кармой, которую он создал в предыдущих земных воплощениях. С этой точки зрения, каждое рождение на земле есть посланничество: «посылающий» – это бессмертная индивидуальность, собирающая опыт, «посылаемый» – смертная личность, через которую, «посылающий» соприкасается с проявленным миром. Само слово личность происходит от слова личина, маска и воплощенный человек на самом деле лишь та личина, под которой один и тот же исполнитель является то в одной роли, то в другой, смотря по тому, какой опыт на очереди для него. При этом важно вовсе не то, что именно переживается тем или иным действующим лицом, важны только вечные(т.е. духовные) ценности, только то, что имеет значение для бессмертной сущности человека, т.е. для его индивидуальности.

Осознать эту разницу между индивидуальностью и личностью нужно как можно яснее, потому что различие это дает ключ к верному анализу сложных процессов внутри человеческой души. Личное начало необходимо как переход от животного полюса к Божественному, но нужно твердо помнить, что ЕСТЬ нечто Высшее и к этому Высшему стремиться.

Питая и обоготворяя свою «личность» мы идем к эгоизму, задерживаемся на низшей ступени, следовательно мешаем истинному прогрессу. Обуздывая же ее и заставляя ее служить Высшему мы делаем из нее подножие развивающемуся внутри нас Богу и содействуем истинному прогрессу.

В каждом из очередных воплощений дается человеку его личное выражение: сегодня это воин, завтра плотник, потом раб, потом правитель, потом монах, потом писец и так далее и далее, пока его сущность не коснется всесторонне и широко самых разнообразных условий жизни, которые дают ему возможность также всесторонне раскрывать неисчерпаемость и силу потенциала его духа.

«Во всех веках, во все времена, у всех народов неизменным остается стремление человеческого духа, восходить вверх по лестнице жизни. И в этом явлении – смысл и значение всего, что происходит на планете и все, что на ней. Мало кто понимает мистерию жизни и мало людей сознательно восходящих. Ибо труден путь восхождения. Большинство предпочитают двигаться по жизни бездумно, не отдавая себе отчета КУДА и ЗАЧЕМ. Просто живут, пьют, едят, работают или делают что-то, не затрудняя себя мыслью о цели своего существования».

«Спросите тысячу людей, для чего они живут. Никто не ответит правильно. Трудно бессмысленно жить. Отсюда и все нелепости жизни».

«Мало кто задумывается о том, что эволюция Духа может стать стремительной, если жизнь на Земле будет понята и принята как подготовительная ступень к пребыванию в Мире Надземном. И тогда человек будет заботиться не о том, чтобы стяжать богатства на Земле, а о том, как использовать время земное наиболее целесообразно. Собираясь в путешествие заботятся о том, что взять с собой, как одеться и что будет в пути – аналогия полная с тем, что предстоит человеку в его посмертных странствиях. Есть много того, что надо взять с собой в путь дальний, например такие качества, как: бесстрашие, преданность, сострадание и многие другие. ЗНАНИЕ необходимо, нужны также качество распознавания и чистые мысли. Но накопить эти бессмертные духовные качества души человек может лишь на Земле».

«И нужно ли обращать внимание на то, что задерживает в пути? Ведь если задерживаться на мешающих в пути обстоятельствах, то на главное времени уже не останется. Нужно как в поезде: смотря через окно, двигаться дальше. Не могут же встречные картины и вещи остановить движение поезда, точно так же не должно задерживаться сознание на текущем мимо него жизненном потоке, ибо устремлено должно быть дальше. Но все это требует внимания, и нужно много опыта, чтобы установить равновесие между делами дня и движениями Духа. От жизни нельзя уйти и нельзя в нее погрузиться. Мудрость говорит о срединном пути, когда не упущено ни земное, ни небесное».

В прежние времена люди, стремившиеся к совершенству уходили в горы, в леса, в пустыни, позднее в монастыри. От современного человека требуется вносить совершенство в жизнь, не уходя от жизни. Новая эпоха требует нового отношения к вопросу совершенствования. Когда человек прежних веков уходил от жизни, он достигал совершенства личного, современный же человек, оставаясь в самой гуще жизни и внося в окружающую среду доступные его силам и пониманию идеалы, должен способствовать совершенствованию всей жизни.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что оно может идти лишь в одном направлении, в развитии своих ДУХОВНЫХ СИЛ. Никаких других путей к совершенствованию быть не может.

«Люди обычно полагают, что они могут достигать совершенства множеством способов. Это множество миражей успокаивает убогое мышление. Между тем у человека лишь два пути: или мудро, в напряжении искать постижения Духа (т. е. накапливать духовные качества и силы) или, подобно бревну, ложиться в гроб, полагая, что кто-то или нечто устроит судьбу человека».

Но никто и ничто не может устроить судьбу человека кроме его самого. До тех пор, пока спит в человеке сознание необходимости совершенствования – он лавочник Духа, и каждая жизнь для него оканчивается тем, что подобно бревну его кладут в гроб. Кто же не хочет уподобиться бревну, тому остается только один путь – путь духовного совершенствования!

Литература
1. «Агни Йога» в 4-х кн., М., «Сфера», 1999.
2. «Введение в Агни Йогу». Новосибирск, 1997.
3. «Грани Агни Йоги» в 15-ти т., Н.-сибирск, «Алгим».
4. «Криптограммы Востока». Рига, «Угунс», 1992.
5. «Письма Елены Рерих», в 2-х т., Минск, «Лотаць», 1999.
6. «Современные космические легенды Востока». Новосибирск, «Согласие», 1999.
7. «Спираль познания», в 2-х т., М. «Прогресс», 1996.
8. «Тайная Доктрина», в 2-х т., Адьяр, Теософское изд-во, 1991.
9. «Учение Храма», в 2-х т., М. МЦР «Мастер Банк».
10. «Чаша Востока». С-Пб. «Вахта Мира», 1992.
11. Дмитриева Л.П. «”Тайная Доктрина” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х т., Магнитогорск, «Амрита», 1994.
12. Дмитриева Л.П. «Посланник Христос…», в 7-ми т., М., Изд. «Дом имени Е.И.Рерих», 2000.
13. Клизовский А.И. «Основы миропонимания Новой Эпохи». Минск, «Мога Н – Вида Н», 1995.
14. Коротков К.Г. «Свет после жизни». С-Пб., 1996.
15. Кэйси Э.Э. «Великий ясновидящий Эдгар Кэйси об Атлантиде». М., «Новый центр», 2000.
16. Кэрол Боумен. «Прошлые жизни детей». Киев, «София», 1998.
17. Мэнли Холл. «Перевоплощение». М., «Сфера».
18. Петерсон Р. «Опыт внетелесных переживаний». Киев, «София».
19. Р.Моуди. «Возвращение назад». «Вече-АСТ», 1998
20. Рерих Н.К. «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996
21. Роберт Монро. «Путешествие вне тела». «Далекие путешествия». «Окончательное путешествие» . – в 3-х книгах. Киев, «София».
22. Рокотова Н. «Основы буддизма». Н.-сибирск, «Согласие».
23. Уранов Н. «Нести радость». Рига, «Мир Огненный», 1998.

Загрузка...