Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Родительный падеж мн числа. " правописание окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа". Определение значения родительного падежа по вопросу

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

    Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

    дом - много домов, конь - много коней, степь - нет степей.

    Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

    земля - нет земель, петля - нет петель, дело - нет дел, место - нет мест, клеймо - нет клейм, яблоко - нет яблок.

    Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья , -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья - нет вещуний, взгорье - нет взгорий, гнездовье - нет гнездовий, захолустье - нет захолустий, копьё - нет копий, кушанье - нет кушаний, новоселье - нет новоселий, оладья - нет оладий, побережье - нет побережий, сна́добье - нет сна́добий.

    Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

    один солдат - несколько солдат; один грузин - несколько грузин, один цыган - несколько цыган.

    С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

    слова женского рода: доля - несколько доле́й, кегля - несколько ке́глей ; слова среднего рода: болотце - несколько боло́тцев, верховье - нет верхо́вьев, дно сосуда - нет до́ньев, дре́вко - нет дре́вков, личико - несколько личиков, остриё - нет остриёв, платье - несколько пла́тьев, устье - несколько у́стьев, шило - несколько ши́льев.

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых , окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

Например: в просторечии - много людёв вместо нормативного много людей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

    Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

    о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых , в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта - 10 гектаров земли.

    Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно - для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! - в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

    - В трамвае нет местов .
    - Не местов , а мест. Падежов не знаете.
    - А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

    у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

    много шофёров , бойцов , гениев ;

    у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

    много жителей , полей , падежей ;

    у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин - нулевое окончание с отсечением -ин :

    много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидоров , пять апельсинов , пять баклажанов (допустимо - пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

    названия парных предметов:

    пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфортов , пара ботов (допустимо - пара бот), нет рельсов (допустимо - нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта - нет вязаных носок и носков ;

    названия национальностей с финалями -н , -р :

    нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуинов , нет бушменов , нет сванов ;

    наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

    нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёров , нет минёров , нет гусар и гусаров , нет драгун и драгунов , нет гренадер и гренадеров , нет кирасир и кирасиров , нет улан и уланов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

    У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

    10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов . Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов .

Да в этом колхозе не только граммов , но и килограммов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акров ), гектар (10 гектаров ), дюйм (5 дюймов ), литр (10 литров ), метр (5 метров ), километр (5 километров ), миллиметр (10 миллиметров ), сантиметр (10 сантиметров ), пуд (10 пудов ), фунт (10 фунтов ), фут (5 футов ), ярд (5 ярдов ).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять долларов ), динар (пять динаров ) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля - пара ту́фель, я́блоня - пять я́блонь, цап́ля - пять ца́пель, сва́дьба - пять сва́деб, ра́туша - несколько ра́туш, но: до́ля - пять доле́й; дя́дя - нет дяде́й и дядьёв; ке́гля - пять ке́глей; при́горшня - пять при́горшней и приго́ршен; ро́хля - нет ро́хлей, ю́ноша - пять ю́ношей.

    Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

    свеча́ - пять свече́й, статья́ - пять стате́й, семья́ - пять семе́й, бадья́ - нет баде́й, бахча́ - нет бахче́й, простыня́ - пять просты́нь и пять простыне́й , но: кочерга́ - пять кочерёг, огло́бля - пять огло́блей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа - нет барже́й и ба́рж, петля́ и пе́тля - нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны - нет макарон, деньги - нет денег, опилки - нет опилок, чернила - нет чернил.

    Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

    джинсы - нет джи́нсов (!), клипсы - нет кли́псов , обои - нет обо́ев , бронхи - нет бро́нхов .

    Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

    ро́звальни - нет ро́звальней , схо́дни - нет схо́дней , я́сли - нет я́слей (!), ку́дри - нет кудре́й , гу́сли - нет гу́слей .

    Как равноправные функционируют варианты: гра́бли - нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли - нет ходу́лей и нет ходу́ль, бу́дни - нет бу́дней и бу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (дупл о, полотенц е, песн я, кукл а ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

нет дупе л, нет полотене ц, нет песе н, нет куко л, нет ро́зо г, нет досо́ к (допустимо - до́со к), нет дереве́ нь, нет са́бе ль, нет ту́фе ль, нет ку́хо нь, нет су́мере к, нет со́пе л и сопл, но: такса - нет такс, утро - несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят - нет буря́т и буря́тов, зять - нет зятьёв, коммента́рий - нет коммента́риев, копы́тце - нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в - нет корректи́вов, низо́вье - низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье - нет подмасте́рьев, поле́нце - нет поле́нцев и полотенец, ту́рок - нет ту́рок, у́хо - без уше́й, ши́ло - нет ши́льев.

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

    Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

дом – много домов, конь – много коней, степь – нет степей.

    Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

земля – нет земель, петля – нет петель, дело – нет дел, место – нет мест, клеймо – нет клейм, яблоко – нет яблок.

    Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья , -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья – нет вещуний, взгорье – нет взгорий, гнездовье – нет гнездовий, захолустье – нет захолустий, копьё – нет копий, кушанье – нет кушаний, новоселье – нет новоселий, оладья – нет оладий, побережье – нет побережий, сна́добье – нет сна́добий.

    Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

один солдат – несколько солдат; один грузин – несколько грузин, один цыган – несколько цыган.

    С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

слова женского рода: дол я – несколько дол е́й , кегл я – несколько ке́гл ей ; слова среднего рода: боло тце – несколько боло́т цев , верховь е – нет верхо́вь ев , д но сосуда – нет до́нь ев , дре́вк о – нет дре́вк ов , личик о – несколько личик ов , остри ё – нет остри ёв , плать е – несколько пла́ть ев , усть е – несколько у́сть ев , шил о – несколько ши́ль ев .

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых, окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

Например: в просторечии – много людёв вместо нормативного много люд ей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

    Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых, в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта – 10 гектар ов земли.

    Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно – для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! – в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

– В трамвае нет местов . – Не местов , а мест. Падежов не знаете. – А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

    у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

много шофёр ов , бойц ов , гени ев ;

    у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

много жител ей , пол ей , падеж ей ;

    у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин – нулевое окончание с отсечением -ин :

много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидор ов , пять апельсин ов , пять баклажан ов (допустимо – пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

    названия парных предметов:

пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфорт ов , пара бот ов (допустимо – пара бот), нет рельс ов (допустимо – нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта –нет вязаных носок и носк ов ;

    названия национальностей с финалями , :

нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуин ов , нет бушмен ов , нет сван ов ;

    наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёр ов , нет минёр ов , нет гусар и гусар ов , нет драгун и драгун ов , нет гренадер игренадер ов , нет кирасир и кирасир ов , нет улан и улан ов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

    У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов . Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов .

Да в этом колхозе не только грамм ов , но и килограмм ов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акр ов ), гектар (10 гектар ов ), дюйм (5 дюйм ов ), литр (10 литр ов ), метр (5 метр ов ), километр (5 километр ов ), миллиметр (10 миллиметр ов ), сантиметр (10 сантиметр ов ), пуд (10 пуд ов ), фунт (10 фунт ов ), фут (5 фут ов ), ярд (5 ярд ов ).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять доллар ов ), динар (пять динар ов ) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля – пара ту́фель, я́блоня – пять я́блонь, цап́ля – пять ца́пель, сва́дьба – пять сва́деб, ра́туша – несколько ра́туш, но: до́ля – пять дол е́й ; дя́дя – нет дяд е́й и дядь ёв ; ке́гля – пять ке́гл ей ; при́горшня – пять при́горшн ей и приго́ршен; ро́хля – нет ро́хл ей , ю́ноша – пять ю́нош ей .

    Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

свеча́ – пять свеч е́й , статья́ – пять стат е́й , семья́ – пять сем е́й , бадья́ – нет бад е́й , бахча́ – нет бахч е́й , простыня́ – пять просты́нь и пять простын е́й , но: кочерга́ – пять кочерёг, огло́бля – пять огло́бл ей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа – нет барж е́й и ба́рж, петля́ и пе́тля – нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны – нет макарон, деньги – нет денег, опилки – нет опилок, чернила – нет чернил.

    Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

джинсы – нет джи́нс ов (!), клипсы – нет кли́пс ов , обои – нет обо́ ев , бронхи – нет бро́нх ов .

    Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

ро́звальни – нет ро́звальн ей , схо́дни – нет схо́дн ей , я́сли – нет я́сл ей (!), ку́дри – нет кудр е́й , гу́сли – нет гу́сл ей .

    Как равноправные функционируют варианты: гра́бли – нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли – нет ходу́л ей и нет ходу́ль, бу́дни – нет бу́дн ей ибу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (ду пл о, полоте нц е, пе сн я, ку кл а ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

нет дуп е л, нет полотен е ц, нет пес е н, нет кук о л, нет ро́з о г, нет дос о́ к (допустимо – до́с о к), нет дерев е́ нь, нет са́б е ль, нет ту́ф е ль, нет ку́х о нь, нет су́мер е к, нет со́п е л и сопл, но: такса – нет такс, утро – несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят – нет бур я́ т и буря́т ов , зять – нет зять ёв , коммента́рий – нет коммента́ри ев , копы́тце – нет копы́тц ев и копы́тец, корректи́в – нет корректи́в ов , низо́вье – низо́вь ев и низо́вий, подмасте́рье – нет подмасте́рь ев , поле́нце – нет поле́нц ев и поле́н ец , ту́рок – нет ту́рок, у́хо – без уш е́й , ши́ло – нет ши́ль ев .

Существительные, имеющие только множественное число, обозначают:

    названия составных и парных предметов:

(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).

    названия материалов или их отходов; вещества:

(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)

    названия промежутков времени:

(сутки, будни, каникулы)

    названия игр:

(горелки, жмурки, прятки)

    названия действий и состояния природы:

(выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).

    некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки).

Варианты окончаний предложного падежа, единственного числа существительных мужского рода

« Правописание

окончаний имен существительных

в форме родительного падежа

множественного числа»

Конспект урока

составила Чужинова С.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова

Г. Георгиевска

Ставропольского края

Тема урока
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа »

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)

Мозговая атака . Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)

А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?

3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,

мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.

Учащиеся формулируют тему урока: « Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа » .

Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)

Запишите тему урока в тетради.

Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.

Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)

Следует запомнить:

Задач, статей

Но: вишен , басен, черешен, яблонь

2 скл

Ср.р., м.р.

нулевое,

ей, -ев,-ов

Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан

НО: блюдец, полотенец,

3 скл

Ей

Степей, скАтертей

НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий

Растительный мир

Абрикосы- абрикосов

Ананасы – ананасов

Апельсины – апельсинов

Баклажаны –баклажанов

Бананы-бананов

Георгины-георгинов

Гранаты-гранатов

Мандарины-мандаринов

Помидоры-помидоров

Томаты-томатов

Яблоки – яблок

Единицы измерения

Граммы – граммов

Килограммы – килограммов

Километры – километров

Байты – байтов

Гектары – гектаров

Вольты- вольт

Ватты – ватт

Амперы – ампер

Рентгены – рентген

Парные предметы

Джинсы – джинсов

Гольфы – гольфов

Клипсы – клипсов

Носки - носков

Ботинки – ботинок

Валенки – валенок

Сапоги – сапог

Чулки – чулок

Названия предметов и явлений

Браслеты – браслетов

Брелоки – брелоков

Рельсы – рельсов

Торты-тортов

Джинсы – джинсов

Чипсы - чипсов

Места - мест

Окна – ок О н

Стекла – стёкол

Макароны – макарон

Сардины – сардин

Шпроты – шпрот

Шорты – шорт

Зразы – зраз

Лосины – лосин

Названия национальностей

Казахи – казахов

Калмыки – калмыков

Киргизы – киргизов

Монголы – монголов

Узбеки – узбеков

Якуты – якутов

Тунгусы - тунгусов

Армяне – армян

Грузины – грузин

Лезгины – лезгин

Осетины – осетин

Татары – татар

Цыгане – цыган

Турки – турок

Буряты - бурят

Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского

1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог

Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

2) Через сотни (километры),

Не страшась (метели), (ветры),

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

(Апельсины), (мандарины),

(Помидоры) и (лимоны).

Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.

5.Физминутка .(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.

6 . Этап закрепления изученного материала .(15 мин.)

Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.

Работа в группах:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)

3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)

4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)

5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)

6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)

Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.

ТЕКСТЫ:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»

Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)

Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»

Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты

Примерный текст, составленный учащимися:

К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.


3 группа: Ситуация « В магазине одежды»

Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки

4 группа: Ситуация « В обувном магазине»

Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки

5 группа: Ситуация « На кухне»

Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны

6 группа: Ситуация « На даче»

Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.

Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия . (2 мин.) Цели: организовать подведение итогов урока.

Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся

Д.з. Ситуация « На даче»: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.

В родительном падеже множественного числа у существительных с основой на шипящую не пишется ь: дач, рощ, зрелищ, пожарищ.
В безударном окончании родительного падежа множественного числа у существительных на -ия, -ья, -ие и обычно -ье пишется -ий: станция - станций, певунья - певуний, селение - селений, поместье - поместий (но: ружьё - ружей, платье - платьев, устье - устьев; также подмастерье (сущ. муж. рода) - подмастерьев).
В родительном падеже множественного числа после ен не пишется ь: черешен, боен.
Исключение: барышень, боярышень, деревень.
Спишите, раскрывая скобки. Объясните употребление буквы ь после шипящих.
Водяной (смерчи), едкая (щёлочи), (горечи) разлуки, не-промокаемый (плащи), старинный (мечи), проезжать мимо берёзовых (роща), радость неожиданных (встречи), зелень альпийских (пастбище), купить чёрную (туши), несколько раз исполнить (туши), зарево далёких (пожарище), строительство зимних (овощехранилище), просмотр (телепередача).
Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме роди-тельного падежа множественного числа. Объясните их правопи-сание.
1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные места (гнездовье). (Ч.) 5) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А. Н. Т.) 6) За леском вились дымки полевых (кухня). 7) С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 8) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 9) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)
От следующих существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 7 словосо-четаний с образованными словами.
Башкиры - башкир^ болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки.
Киргизы - киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.
Валенки - валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремеш-ки- ремешков, носки.
Вольты - вольт, амперы, микроны, аршины. Метры - метров, граммы, килограммы, гектары. Лимон - лимоновуапельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.
От следующих существительных среднего и женского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 10 словосочетаний с образованными словами.
I. Существительные среднего рода:
1) Окошки - окошек, зёрнышки. Войско - войск, яблоко. 2) Число - чисел, кресло, бревно, полотно, волокно,
ребро, ядро. 3) Одеяльце - одеялец, полотенце, блюдце. Болотце - болотцев, кружевце, копытце, корытце. II. Существительные женского род а:
Ставня - ставен, басня, песня, домна. Ступня - ступней, западня, ноздря.
Кегля - кеглей, сакля, распря. Вафля - вафель, туфля, оглобля. Свадьба - свадеб, усадьба.
Образуйте форму родительного падежа от следующих суще-ствительных, употребляющихся только во множественном числе. Расставьте ударение. Составьте шесть словосочетаний с образо-ванными словами.
Часы - часов, щипцы, мостки, очки, тиски. Замо- роз ки - заморозков, мемуары, плоскогубцы, счёты. Обои - обоев, побои.
Брызги - брызг, брюки, бусы, каникулы, макароны. Деньги - денег, потёмки, носилки, салазки.
Будни - будней, клещи, ясли. Дрожжи - дрожжей, люди, отруби, сани.
Прочитайте. Укажите, каким членом предложения являются выделенные существительные. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Музыка это как бы душа песни ее крылья на которых она летит. (Исак.) 2) Читать это значит обогащать себя языком словами. (М. Г.) 3) Мой приятель инженер попросил меня поехать к нему на север Полесья. (Купр). 4) Часы ходики на кухне показывали девять. (А. Н. Т.) 5) Лес преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам лазутчикам пустыни. (Пауст.) 6) Юноша воин на битву идёт. (Л.) 7) Отец его [Аркадия] Николай Петрович Кирсанов человек лет сорока с небольшим. (Д. П.) 8) Старинные липы современницы Петра Великого подарившего когда-то этот парк вместе с дворцом любимому вельможе так сказочно так невероятно высоки что человек идя под ними невольно чувствует себя маленьким. (Купр.)
Спишите предложения, употребляя существительные, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа. Обозначьте основу и окончание у этих существительных.
1) Путешественники ехали без всяких (приключения). (Г.) 2) Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец), англичан - в одну картину всё сливалось в аллеях тёмных и густых. (JI.) 3) Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг (конюшня) там и (кухня) наслонялась. (Кр.) 4) Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных палаток. (Аре.) 5) Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звёздных - август! (Цв.) 6) Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырёх тысяч плодов. (Пауст.)

1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
бухгалтер бухгалтеры
возраст возрасты
выговор выговоры
грифель грифели
диспетчер диспетчеры
договор договоры
драйвер драйверы
инженер инженеры
инструктор инструкторы
инспектор инспекторы
компрессор компрессоры
конструктор конструкторы
контейнер контейнеры
корректор корректоры
лекарь лекари
месяц месяцы
плеер плееры
полис полисы
порт порты
почерк почерки
прожектор прожекторы
пудель пудели
редактор редакторы
ректор ректоры
свитер свитеры
склад склады
слесарь слесари
слог слоги
снайпер снайперы
столяр столяры
табель табели
токарь токари
торт торты
трактор тракторы
тренер тренеры
флигель флигели
фронт фронты
шофёр шофёры

2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
адрес адреса
вексель векселя
ворох вороха
директор директора
доктор доктора
катер катера
китель кителя
колокол колокола
кузов кузова
купол купола
кучер кучера
окорок окорока
округ округа
ордер ордера
паспорт паспорта
повар повара
погреб погреба
профессор профессора
пояс пояса
сорт сорта
стог стога
сторож сторожа
тенор тенора
терем терема
тополь тополя
фельдшер фельдшера
флюгер флюгера
хутор хутора
штабель штабеля
штемпель штемпеля
якорь якоря

Примечание:

1) Необходимо запомнить следующие формы:

КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)

ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)

МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)

ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)

ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)

ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)

ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)

ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)

ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)

ДНО - ДОНЬЯ

КУРИЦА - КУРЫ

ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ

РЕБЕНОК - ДЕТИ

ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ

СУДНО - СУДА

Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.

Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:

Знает наша детвора:

В вузе есть профессор А!

Провели переговоры -

Заключили договоры.

2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

АБРИКОСЫ АБРИКОСОВ
АНАНАСЫ АНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫ АПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫ БАКЛАЖАНОВ
БАНАНЫ БАНАНОВ
ГРАНАТЫ ГРАНАТОВ
ЛИМОНЫ ЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫ МАНДАРИНОВ
ПАТИССОНЫ ПАТИССОНОВ
ПОМИДОРЫ ПОМИДОРОВ
ТОМАТЫ ТОМАТОВ

2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
БАХИЛЫ (обувь) БАХИЛ
БОТИНКИ БОТИНОК
БУТСЫ БУТС
БРЮКИ БРЮК
ВАЛЕНКИ ВАЛЕНОК
ГЕТРЫ ГЕТР
КАЛЬСОНЫ КАЛЬСОН
КАСТАНЬЕТЫ КАСТАНЬЕТ
КРОССОВКИ КРОССОВОК
МОКАСИНЫ МОКАСИН
ПАНТАЛОНЫ ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ ПОГОН
САПОГИ САПОГ
ТАПКИ ТАПОК
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЧУЛКИ ЧУЛОК
ШАРОВАРЫ ШАРОВАР
ШОРТЫ ШОРТ
ЭПОЛЕТЫ ЭПОЛЕТ

Примечание:

Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:

НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;

ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.

Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.

Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:

Я оставил ей в залог

Пару модненьких чулок

И уехал сразу в Псков

С ящиком цветных носкОВ .

3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
АРМЯНЕ АРМЯН
БАШКИРЫ БАШКИР
БОЛГАРЫ БОЛГАР
БУРЯТЫ БУРЯТ
ГРУЗИНЫ ГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫ ЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫ ОСЕТИН
РУМЫНЫ РУМЫН
ТАТАРЫ ТАТАР
ТУРКИ ТУРОК
ТУРКМЕНЫ ТУРКМЕН
ЦЫГАНЕ ЦЫГАН

4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:

5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:

Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) Родительный падеж множественного числа (-ИЙ)
БЕГУНЬЯ БЕГУНИЙ
ГНЕЗДОВЬЕ ГНЕЗДОВИЙ
ЗАПЯСТЬЕ ЗАПЯСТИЙ
КУШАНЬЕ КУШАНИЙ
НАДГРОБЬЕ НАДГРОБИЙ
ОЖЕРЕЛЬЕ ОЖЕРЕЛИЙ
ОЛАДЬЯ ОЛАДИЙ
ОТРОДЬЕ ОТРОДИЙ
ПЕЧЕНЬЕ ПЕЧЕНИЙ
ПЛЯСУНЬЯ ПЛЯСУНИЙ
ПОБЕРЕЖЬЕ ПОБЕРЕЖИЙ
ПОВЕРЬЕ ПОВЕРИЙ
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ПОДЗЕМЕЛИЙ
СИДЕНЬЕ СИДЕНИЙ
СОЛЕНЬЕ СОЛЕНИЙ
УВЕЧЬЕ УВЕЧИЙ
УЩЕЛЬЕ УЩЕЛИЙ

7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

БАРЖИ БАРЖ
БАСНЯ БАСЕН
БАШНЯ БАШЕН
БРЫЗГИ БРЫЗГ
ВАФЛЯ ВАФЕЛЬ
ДЕЛО много ДЕЛ
КОПНА КОПЁН или КОПН
КОЧЕРГА КОЧЕРЁГ
КУХНЯ КУХОНЬ
МАКАРОНЫ МАКАРОН
МАНЖЕТА МАНЖЕТ
НЯНЯ НЯНЬ
ПЕТЛЯ ПЕТЕЛЬ
САБЛЯ САБЕЛЬ
СЕРЬГА СЕРЁГ
СПЛЕТНЯ СПЛЕТЕН
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЦАПЛЯ ЦАПЕЛЬ
ШПРОТЫ ШПРОТ
ЯБЛОНЯ ЯБЛОНЬ

11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:

БРОНХИ БРОНХОВ
ГЕОРГИНЫ ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫ ДЕБАТОВ
ЗАМОРОЗКИ ЗАМОРОЗКОВ
КОНСЕРВЫ КОНСЕРВОВ
НЕРВЫ НЕРВОВ

Примечание:

Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных.

Загрузка...