Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Профицит государственного бюджета означает что сальдо. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла. Предельный продукт и предельная доходность капитала

Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит государственного бюджета . В противном случае имеет место его профицит . Если государственные доходы превышают расходы за исключением процентных расходов, образуется первичный профицит государственного бюджета.

Состояние государственного бюджета оказывает существенное воздействие на все макроэкономические показатели, а потому повсеместно является объектом пристального общественного внимания. Например, согласно пакту о финансовой стабильности, заключенному странами европейского валютного союза, размер бюджетного дефицита не может превышать 3% ВВП страны. Дело здесь в том, что большой дефицит негативно сказывается на состоянии экономики.

Последнее обусловлено тем, что дефицит государственного бюджета может быть покрыт тремя способами: выпуск дополнительных денег в обращение, рост государственных займов, увеличение налогов. Первый источник чреват инфляцией, если возрастание денежной массы не будет сопровождаться ростом производства или замедлением скорости обращения денег (тема «Инфляция», п. 2). Со своей стороны, выпуск займов увеличивает спрос на заемные средства, соответственно – процентную ставку, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций. В этом состоит т.н. «эффект вытеснения» : государственные расходы вытесняют частные инвестиции. Разновидностью государственных займов являются неплатежи, когда государство не расплачивается за купленные товары и услуги либо расплачивается с опозданием. Неплатежи подрывают процесс воспроизводства, ведут к росту цен, деформируют структуру экономики.

Проблема получения сбалансированного госбюджета очень актуальна для сегодняшней России. Проблема эта, к сожалению, не нова для нас: все 90-е годы прошлого века государственный бюджет сводился с дефицитом. В первой половине 90-х гг. правительство в основном покрывало дефицит займами в Центральном банке и тем самым решало свои бюджетные проблемы за счет выпуска дополнительных денег в обращение, что вело к высокой инфляции. Логика борьбы с инфляцией заставила правительство перейти к покрытию дефицита путем займов на финансовых рынках. С 1995г. оно отказалось от использования кредитов Центробанка для покрытия бюджетного дефицита.1 Вместо этого на рынок были выпущены разнообразные государственные обязательства, такие как Государственные краткосрочные облигации (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и т.д.



В то же время проблема бюджетного дефицита не только не стала менее острой, но, напротив, существенно возросла. Для покрытия дефицита пришлось резко увеличить размещение облигаций, причем значительная часть выручки от новых выпусков уходила на погашение долгов по прежним сериям. В результате большая часть сбережений населения и фирм через банки оказалась вложена в государственные ценные бумаги, что привело к катастрофической нехватке заемных средств для реального сектора.

Одновременно государственный долг увеличивался очень быстрыми темпами, и к первой половине 1998 г. проблема его погашения достигла критической остроты. Ситуация значительно усугубилась оттоком иностранных капиталов с российского финансового рынка. Несмотря на экстренные меры правительства С. Кириенко, справиться с бюджетным дефицитом и решить проблему погашения государственного долга не удалось. Это и привело в августе 1998 г. к отказу правительства платить по своим обязательствам.

Дополнительной проблемой выступает рациональное использование выделенных средств. Эффективный бюджет не может быть построен без контроля за расходами бюджетополучателей. Бюджетный кодекс ввел в действие казначейскую систему исполнения бюджета . Последнее означает, что перевод денег бюджетополучателям производится не через уполномоченные банки, а через счета казначейства в местном отделении Центрального банка. Органы государственной власти выступают, тем самым, кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Теоретически это позволяет наладить контроль за целевым использованием общественных денег. Тем не менее, на практике выделенные средства зачастую не доходят до адресатов, распределяются за взятки, просто разворовываются. Распространенным явлением остаются поставки продукции для бюджетных нужд, осуществляемые без объявления конкурсов.



С 2002 г. федеральные власти пытаются осуществить реформу бюджетных расходов. Ее суть состоит в переходе к планированию и финансированию бюджета на основе целевых программ с четкой формулировкой ожидаемых результатов во всех сферах. При этом бюджетополучатели обладают большей самостоятельностью в расходовании денег, одновременно неся полную ответственность за достигнутые результаты. Новая система так и называется: бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Фактически речь идет о внедрении системы корпоративного менеджмента в управлении государственными финансами, с той лишь разницей, что многие результаты в бюджетной сфере определяются не количественными, а качественными показателями.

Разумность предлагаемой реформы очевидна: трудно сомневаться в преимуществах бюджетирования на основе целевых программ и ответственности за их выполнение перед традиционным бюджетированием «от достигнутого» в сочетании с безразличием бюджетополучателей к эффективному использованию выделенных им средств. Рискнем, однако, предположить, что на практике реформа трудно реализуема, если она будет проводиться исключительно сверху и не сопровождаться общественным контролем за деятельностью чиновников.

Экономисты либерального направления видят выход в решительном сокращении полномочий чиновников и государственных расходов. В частности, советник президента России А. Илларионов полагает предельно допустимым уровень непроцентных расходов в размере 12% ВВП. По расчетам бывшего министра экономики Е. Ясина прекращение практики «откатов» и проведение настоящих открытых конкурсов при закупках продукции для государственных нужд даст экономию бюджетных средств в размере 1,5-1,7% ВВП. Предполагается, что освободившиеся средства будут более эффективно использованы в частном секторе.

6.Государственный долг и его виды

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить

его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из

производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

Возникает в результате появления дефицита государственного бюджета . Когда налоговых и др. поступлений не хватает для финансирования растущих расходных потребностей государства, оно обращается к внутренним и внешним рынкам ссудного капитала за заёмными средствами. Такая необходимость возникает, напр., в периоды ведения войн или крупномасштабных военных действий, всегда требующих значительных государственных затрат. Другая наиболее частая причина возникновения хронического бюджетного дефицита и роста государственного долга - разлаженность внутренней экономики, проведение нерасчётливой, непоследовательной, плохо обоснованной экономической политики. Декларировать кейнсианские теоретические установки (см. Кейнсианство) и следовать им при объяснении причин роста государственного долга было бы неправильно кейнсианская теория действительно призывает не опасаться бюджетных дефицитов при спадах в экономике, однако при этом имеется в виду компенсация возникающей задолженности государства в годы наступающего затем экономического роста , когда сальдо государственного бюджета становится положительным в результате того, что растущая экономика приносит больше налоговых доходов государству, а потребности в государственных расходах , особенно социального характера, уменьшаются.  

Таким образом, тождество (3.10) говорит о том, что превышение сбережений над инвестициями частного сектора равно дефициту государственного бюджета плюс внешнеторговое сальдо. Если, например, сбережения частного сектора будут равны его инвестициям, то дефицит (или положительное сальдо государственного бюджета) будет равен внешнеторговому дефициту (или положительному сальдо).  

В 90-е годы в новых индустриальных и развивающихся странах превышение государственных доходов над расходами отмечалось в Сингапуре, Таиланде, Гонконге, Австралии, Мексике, Аргентине, Чили. В частности, в Сингапуре положительное сальдо государственного бюджета в начале 90-х годов составляло 9,3% ВВП.  

Многие, хотя и не все, аспекты фискальной политики определяются государственным бюджетом , который устанавливает доходы и расходы общественного сектора за отдельный период (хотя некоторые государственные расходы обычно осуществляются вне официального бюджета). Разница между государственными расходами и доходами составляет положительное или отрицательное сальдо бюджета, определяющее объемы кредитования или заимствования общественного сектора . Одной из основных задач этой главы является описание взаимосвязи положительного (отрицательного) сальдо государственного бюджета и совокупного уровня национальных сбережений и инвестиций.  

Средства для покрытия этих расходов правительство изымает у налогоплательщиков в виде различного рода налогов, акцизных и таможенных сборов и ряда других поступлений. За счет этих же поступлений покрывают расходы на содержание самого правительственного аппарата. Государственные доходы и расходы отражают в финансовых планах и отчетах, именуемых государственным бюджетом . В случае, если бюджетные доходы и расходы равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Если расходы выше доходов (то есть, выше суммы поступления средств в госбюджет), то эта разница именуется дефицитом бюджета или отрицательным сальдо. Само правительство не создает новых денежных средств оно осуществляет лишь необходимую функцию их перераспределения и создания нормальных экономических условий.  

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета . С. Брю считает, что государственный долг -. общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального пра-  

Национальный, или государственный, долг - это общая сумма всех дефицитов и положительных сальдо федерального бюджета , накопленная за всю историю страны. К концу 1994 г. государственный долг США достиг почти 4,6 трлн дол.  

Если инфляция ограничивалась сравнительно небольшими масштабами, а интересы капиталистических монополий требуют восстановления прежнего (доянфляционного) курса валюты в целях, например, борьбы за сферы влияния, применяется ревалоризация посредством усиления налогового обложения широких масс населения и сокращения расходов , в первую очередь по линии хозяйственных мероприятий, образования и здравоохранения, достигается активное сальдо государственного бюджета посредством повьппения учетного процента и прямых ограничений сни/  

Управления дебетуют субсчет 78-5 и кредитуют субсчет 64-3, сальдо которого (за вычетом дебитового сальдо по субсчету 76-4 по нефтебазам, отпустившим нефтепродукты по талонам других нефтебаз) относят в кредит субсчета 73-7 Расчеты с бюджетом по прочим платежам, и вносят в доход Государственного бюджета причитающуюся сумму. Следовательно, в управлениях сальдо субсчета 64-3, как правило, по балансам, составленным за последние месяцы квартала, не должно быть.  

Выпуск ГЦБ име.1 существенное значение для преодоления бюджет -ного дефицита. К кс нцу восстановительного периода государственный бюджет сводился к положительным сальдо.  

Первое время после образования народно-демократич. гос-ва в связи с большими расходами на восстановление х-ва государственные бюджеты сводились с дефицитом. Впервые бюджет был сбалансирован в 1949 г. Национализированные предприятия не были непосредственно связаны с бюджетом финансовые результаты их деятельности отражались в фонде национализированного хозяйства, к-рый имел автономный характер и в бюджет входил только своим окончательным сальдо. Местные бюджеты также не включались в государственный бюджет . По мере развития на-родно-демократич. строя и укрепления социа-листич. сектора х-ва создавалась единая

Дефицит бюджета - эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев:

  • По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете иливнеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

  • По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительногоэкономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайныхколебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

  • По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен дляместных бюджетов , т. к. они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

    Формула для расчета дефицита:

BD = G - T, где

BD - бюджетный дефицит

G - закупки товаров и услуг

T - чистые налоги

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.


Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Формула для расчета структурного дефицита:


Встр = G – t * Yf, где

Встр – структурный дефицит государственного бюджета

Формула для расчета циклического дефицита:


Вцикл = t (Yf – Y), где

Вцикл – циклический дефицит госбюджета

Y – фактический ВВП за данный год

Yf – ВВП при условии полной занятости

t – ставка подоходного налога

Изменение структурного и циклического дефицита находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы.

Причин бюджетного дефицита может быть много, например: спад общественного производства, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, излишне, неоправданно раздутые социальные программы, возросшие затраты на финансирование ВПК, оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с не фиксированным количеством денег есть и третий способ - это печатание денег.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета ,

Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности: - кризисные явления в экономике;- чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия): - милитаризация экономики в мирное время; - осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; - чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Если валюта государства не является конвертируемой , то различают два типа государственного долга:

  • Внешний- задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований;
  • Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Задачи по теме: «Совокупный спрос и совокупное предложение»

Вариант 1.

Г1.Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика, равен 2000 млрд руб. Кривая краткосрочного совокупного предложения (SRAS) го­ризонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса AD сначала имело вид: Y = 2480 - 200Р, но увеличение государственных закупок сдвинуло эту кривую в по­ложение, описываемое уравнением: Y = 2560 - 200Р. Нарисуйте график и определи­те равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Дано:

Y * =2000 (млрд.руб)

Y SR 1 =2480-200P

Y SR 2 =2560-200P

Найти:

Решение:

    Потенциальный ВВП: Y * =2000 (млрд.руб) (по условию)

Y SR1 =2480-200P

    Приравниваем потенциальный ВВП и уровень совокупного спроса в краткосрочном периоде Y * = Y SR 1

    Находим уровень цен совокупного спроса в краткосрочном периоде (P SR):

Р SR =(2000-2480)/(-200)

    Находим новый равновесный ВВП в краткосрочном периоде после увеличения гос. расходов (подставляя в новое уравнение совокупного спроса (Y SR 2) уровень цен P SR))

Y SR 2 =2560-200P SR

Y SR 2 =2560-200*2.4=2080 (млрд.руб)

    Находим новый уровень цен (Р LR 2) в долгосрочном периоде путем приравнивания потенциального ВВП (Y *) и уравнение кривой совокупного спроса в краткосрочном периоде (Y SR 2)

Y * =Y SR2 =Y LR

Y LR =2000 млрд. Руб

Краткосрочный период Долгосрочный период

SRAS-краткосрочное совокупное предложение LRAS- долгосрочное совокупное предложение

Переход от краткосрочного в долгосрочный период

SRAS 1 -краткосрочное совокупное предложение до изменения

SRAS 2 -краткосрочное совокупное предложение после изменения

LRAS 1 -долгосрочной совокупное предложение до изменения

LRAS 2 -долгосрочное совокупное предложение после изменения

AD1- первоначальный совокупный спрос при потенциальном ВВП=2000

AD2-совокупный спрос после изменения ВВП=2080

Р- общий уровень цен

Y- реальный ВВП

Р 1 - уровень цен до изменения

Р 2- уровень цен после изменения

Y * 1 - потенциальный ВВП

Y 2 - реальный ВВП после изменения

Задача №1

В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. долл., совокупный доход – 5600 млрд. долл., налоговая ставка – 15%, аккордные налоги – 220 млрд. долл., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. долл., трансфертные платежи – 80 млрд. долл., из них субсидии фирмам – 35 млрд. долл.. Определить состояние государственного бюджета.

Дано:

гос. закупки = 950 млрд. долл.,

совокупный доход = 5600 млрд. долл.,

налоговая ставка = 15%

аккордные налоги = 220 млрд. долл.,

ставка по гос. облигациям = 10%

стоимость облигаций = 1300 млрд. долл.,

трансфертные платежи = 80 млрд. долл.,

субсидии фирмам = 35 млрд. долл.,

Определить:

Сальдо государственного бюджета- ?

Решение:

Сальдо государственного бюджета рассчитывается по формуле:

Сальдо государственного бюджета = доходы - расходы = (Сумма подоходных налогов + Сумма аккордных нало гов) - (государственные закупки + трансферты + Сумма процентов по государственным об лигациям)

Сумма подоходных налогов рассчитывается по формуле:

Сумма подоходных налогов = ставка подоходного налога * совокупный доход

лигациям рассчитывается по формуле:

Сумма процентов по государственным об лигациям = ставка процентов по гос. облигациям * стоимость облигаций

Сальдо бюджета = (5600 * 0,15 + 220) - (950 + 80 + 1300 * 0,1) = 1060 - 1160 = -100 млрд дол. (дефицит).

Ответ: Сальдо бюджета составляет -100 млрд дол. , т.е. дефицит государственного бюджета составил 100 млрд дол.

Пример: сводная таблица: Задача №1.1.-1.3.

Загрузка...