Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Поэма А.Блока «Двенадцать»: музыка революции. Cочинение «Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать

Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную "музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений"

Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек". Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши хвост".

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы - столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока - революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а революционный народ, идущий в будущее "державным шагом" В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарским" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция - это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, "чистой", в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе-

вавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро",

до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную

" музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века",

который "взойдет средь всех несчастных поколений".

Поэма "Двенадцать" -одно из самых сильных и современных произ-

ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный

дневник революционных событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь-

ба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз-

решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого

так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Бе-

лый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на

перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек".

не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голод-

ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со-

зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы -

столкновение добра и зла, будущего и прошлого - в самих людях. На

авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс-

твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че-

ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с

кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по-

тому что: "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в

белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи-

анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а

революционный народ, идущий в будущее "державным шагом".

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным

поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарс-

ким" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но при-

нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто-

рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем

самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.

Революция - это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной

от народа интеллигенции, рафинированной "чистой", в значительной сте-

пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Одно из самых сложных в курсе 11 класса.

Почему? Потому что эта поэма требует самостоятельного взгляда хотя бы потому, что она о революции. Само событие уже неоднозначно, а уж воспел ее Блок или осудил – спорят до сих пор.

Очевидно одно: писал ее поэт-символист. В первой статье я объясняла, что такое символ и ка нужно читать символистов: очень много лежит в ассоциациях, предположениях, догадках. В советское время, когда я училась в школе, поэму считали гимном революции, предпочитая не замечать некоторые вещи, которые на гимн никак не походили. Например, убийство Катьки или «черную злобу» героев.

Несомненно одно: это последнее произведение Блока, где отразились все мотивы его творчества.

Название поэмы

Подумайте, что означает двенадцать? Двенадцать часов – смена суток, двенадцать месяцев – смена года. Двенадцать апостолов.

Это начало и конец одновременно. Кем станут эти двенадцать? Апостолами новой веры или адептами жестокости и разрушения? Никто не знает, как и автор.

Сюжет и композиция поэмы

Поэма – произведение лиро-эпическое. Это значит, что в ней должен быть сюжет. Но в «Двенадцати» главное не сюжет (он сводится к одному событию – убийству несчастной Катьки), а композиционный принцип контраста. Давайте посмотрим, как он проявляется и с чем связан.

Кажется, что поэма – это просто стихотворения, связанные в один цикл. И такова ее лирическая природа: поэт так ощущает происходящее – время изламывается, происходит смена не дат, но эпох. Поэтому главы такие разные: рядом с мрачным и разрозненными картинами городского быта («закрывайте етажи – нынче будут грабежи», «не слышно шуму городского», отдельно выхваченные портреты, точнее, голоса «писателя-витии», старушки, дамы в каракуле) соседствует какой-то вселенский ветер («ветер, ветер на всем белом свете»), патруль двенадцати, буржуй. Самый очевидный и резкий контраст – это «голодный пес» и «Иисус Христос». Меняется эпоха, контраст – ее символ.

Главный мотив поэмы – мотив пути (мы его встречали в стихах о России). Двенадцать идут вдаль, и чем дольше путь, тем неоднозначнее дорога. Сбивает с пути злой и веселый ветер, снежная стихия, «черная злоба» и «смертная скука». И путь двенадцати не прям и не линеен.

Так и происходит центральное событие в поэме – убийство Катьки. Это – вдруг захлестнувшая Петьку «черная злоба», но убийство здесь не преступление, потому что двенадцать лишены нравственных норм, время контраста стирает грани между белым и черным. «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз», — кто не знает, бубновый туз – четырехугольник красного или желтого цвета, который нашивали на робу особо опасных заключенных против сердца, чтобы удобнее было целиться при побеге. Они еще не защитники нового, но уже не преступники. Такое время. Они вышли из стихии, закрутившей ветер, сметающий старый мир в тартарары.

Наконец, контраст проявляется в цветовой гамме поэмы: «Черный вечер, белый снег…». Будто мир лишился цвета и полутонов. Или белое, или черное, или друг или враг. Странно, казалось бы, что поэт пишет: «Черная злоба» и рядом «святая злоба». Или: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь. Избяную, кондовую, толстозадую». Это ли не развенчание тысячелетнего мифа о матери-Руси? Вдруг она оказывается и кондовой, и толстозадой. Но разве эта черная злоба не имеет право на существование за века угнетения? «Святая злоба» вооруженных масс оборачивается «смертной скукой». Вспомните «Незнакомку»: реальный двумерный мир не страшен, а скучен. «Смертная скука» — символ отсутствия идеалов, духовной деградации. Может быть, пока их нет? В поэме нет ответа.

Да, поэт не воспевал и не обличал революцию. Он ее увидел и услышал. Услышал музыку революции: динамику острейших столкновений, хаос голосов и трагических противоречий. Нет в поэме готовых ответов или решений. Это просто картина момента меняющегося мира.

Образ Христа

В советское время литературоведы и вслед за ними учителя утверждали, что Блок благословил революцию, показав в конце поэмы с красным флагом (знамя революции красного цвета) Христа. Будто он идет перед двенадцатью, указывая им путь. Но так ли это на самом деле?

Прочитаем еще раз конец поэмы.

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Не видят Христа двенадцать, он над всеми, над вьюгой, над миром. Тональность и ритм стиха меняются, становятся не рваными и резкими, а плавными, нежными, аллитерация на «с» и «ж» подчеркивают мягкость стиха.

Сам Христос в «белом венчике из роз». Традиционно образ Иисуса изображается в терновом венце – символе страданий. Но перед нами – призрачная фигура, скорее похожая на женщину. Не возникает никаких ассоциаций? Да, это последнее видение Прекрасной Дамы – вечного идеала поэта. Никому из героев поэмы автор не дал узреть свой любимый образ. Он и сам уже не соотносит идеал с Прекрасной Дамой, теперь это для него фигура почти невидимая и неосязаемая. Просто он знает, что идеал есть. А кто станет его «правообладателем» — покажет время, которое так бурно меняет людей, страну, мир.

После создания поэмы Блок в дневнике написал: «Сегодня – я гений».

И он прав.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Творчество Александра Блока начиналось с воспевания банального "розового облака грёз", чем занимались все камерные поэты. Пройдя сложный путь становления, он пришёл к созданию одного из самых сильных произведений русской поэзии-поэмы "Двенадцать". В ней отображена эпоха разрушений и тоска по другой музыке "нового века", которая "взойдёт средь всех несчастных поколений". В начале ХХ века поэма "Двенадцать" стала практически объективным, непредвзятым дневником революционных событий того времени. Основу произведения составляет непримиримость двух миров, борьба старого и нового. Поэта пугает русский бунт и он выступает за созидательную силу революции, а не за разрушающую.

Вся поэма пронизана контрастами: "Чёрный вечер. Белый снег." На основе контрастов изображены и персонажи в поэме: "буржуй на перекрёстке", "невесёлый товарищ поп".

Противостоять народной революции не может ничто, но создавать что-либо сложнее, чем разрушать. Конфликт, раскрытый в поэме, существует не только между добром и злом, но и имеет место в борьбе в самих людях между желанием нового будущего и прошлого. На переднем плане оказались в первую очередь униженные и обездоленные люди. Александр Блок искренне сочувствует им, но не скрывает своего сомнения, что далеко не каждый сможет выдержать испытание на звание нового человека. В представлении поэта, революция имее человеческое лицо, а не кровавое лицо убийцы. Она должна нести справедливость и добро. Как написано в строчках поэмы: "Нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз впереди Иисус Христос."

В последних строках поэмы идёт разъяснение революционного триумфа в религиозном понимании поэта. Теперь уже мы видим не обездоленный люд, а революционный народ, смело идущий в своё будущее. Своим произведение Блок показал, как он, интеллигентный поэт воспринимает происходящую революцию. Не являясь революционером, выходцем из бедняков, соратником большевиков, он принял революцию, как неизбежность, историческое событие. Поэт уважает сознательный выбор русской интеллигенции, который стал причиной национальной трагедией всего народа. Несмотря на то, что поэт сам был частицей элитарной культуры того времени, он воспринял свершившуюся революцию, как возмездие несправедливому старому миру, при котором господствующая интеллигенция полностью оторвалась и отстранилась от бедствующего народа, что и привело к таким последствиям.

Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную "музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений"

Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек". Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши хвост".

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы - столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока - революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а революционный народ, идущий в будущее "державным шагом" В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарским" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция - это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, "чистой", в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Загрузка...