Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Первый руководитель бурят монгольской асср. Бурято-монгольская автономная социалистическая советская республика. Ампутация от Бурятии восточных земель

Предисловие АРД: Год назад в республике торжественно отметили 90-летний юбилей. За пышными празднествами последовали будни. Открытый еще недавно с помпой Центральный стадион теперь хотят передать Бурятскому госуниверситету - у республики на него денег нет. Команда “Хара морин”, еще недавно представлявшая Бурятию на высшем уровне, уехала в Севастополь. Распрощалась с мечтами о профессиональной лиге футбольная “Селенга”. Банкротятся предприятия, сокращаются рабочие места...Некоторые журналисты и вовсе дописались до того, нужна ли нам республика? Не присоединиться ли нам к Иркутску или Чите? Но - государственность - это не только финансовая состоятельность региона, эффективность управленческого аппарата и строительство дорогостоящих объектов, которые в итоге не на что содержать...

«Уступая требованиям населения»…

В октябре 1922 года из Приморья были изгнаны белогвардейцы и интервенты, советская власть установлена и отпала необходимость в существовании Дальневосточной республики. 14 ноября 1922 года Народное Собрание ДВР вынесло решение о вхождении Дальневосточной республики в состав РСФСР. 16 ноября 1922 года постановлением ВЦИКа республика была объявлена нераздельной составной частью РСФСР.

Областное управление Бурят-Монгольской автономной области ДВР 14 ноября 1922 года постановило о передаче власти Бурят-Монгольскому революционному комитету: «Уступая требованиям населения, выраженным в резолюциях аймачных съездов трудящихся и в постановлении общественных представителей Буравтообласти, собравшихся в Чите, Бурмонавтоупр самораспустился и передал всю принадлежавшую ему власть образованному указанным постановлением Революционному комитету Бурят-Монгольской автономной области».

Вот как пишет о тех годах М.Н. Ербанов, выдающийся политический деятель в истории бурятского народа: «Будучи Председателем БурЦИКа, мне пришлось, под руководством партии, проводить всю подготовительную и организационную работу по созданию автономных областей в Сибири (в РСФСР) и в ДВР, совместно с Бурят-Монгольским ревкомом в Чите, а впоследствии, в 1923 году, Бурят-Монгольской АССР».

8 декабря 1922 года в ВЦИК, Наркомнац, Наркоминдел, Сибревком и Дальревком была представлена докладная записка о необходимости объединения автономных областей и образования Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики.

Таким образом, должно ликвидироваться искусственное, вызванное условиями военного времени, разделение бурятского народа в административном отношении, а также должны сконцентрироваться материальные и культурные силы. Формой национального самоопределения бурят избиралась автономная советская республика.

20 декабря 1922 года Народный Комиссариат по делам национальностей признал необходимость объединения автономных бурят-монгольских областей, а также решил создать особую комиссию для определения территориальных границ и формы объединения. На основании решения Наркомнаца эта комиссия разработала проект границ будущей автономной республики, который был представлен на рассмотрение Сибирского и Дальневосточного бюро ЦК РКП(б).

Всю полноту власти - ревкому Бурреспублики

1. Объединить в одну Автономную Бурят-Монгольскую Советскую Социалистическую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в городе Верхнеудинске.

2. Специальной комиссии в составе представителей Сибревкома, Дальревкома и автономных областей бурят Сибири и Дальнего Востока под председательством представителя Народного Комиссариата по делам национальностей поручить определение точных границ образуемой республики бурят, которые должны быть представлены на утверждение ВЦИК не позже 1 августа 1923 г.

3. До созыва I съезда Советов полноту власти в новой республике предоставить ревкому.

Президиум ВЦИКа предложил комиссии по определению границ республики взять за основу проект, выработанный исполкомом и ревкомом бурят-монгольских автономных областей. Ревком Бурят-Монгольской АССР был обязан организовать центральные органы управления республики и созвать I съезд Советов БМАССР. Параллельно готовится проект «Положения» Бурят-Монгольской АССР.

На совещании, созванном из представителей руководящих органов автономных областей Сибири и Дальнего Востока, было решено создать революционный комитет Бурреспублики, принимающий на себя с 1 августа 1923 года всю полноту власти до созыва I съезда Советов БМАССР. В состав ревкома вошли М.Н. Ербанов - председатель, М.И. Амагаев - заместитель председателя, члены В.И. Трубачеев, М.Д. Берман и др.

24 июля 1923 года была послана ВЦИКу и ЦК РКП(б) телеграмма, в которой Бурисполком Сибири и Бурревком Дальнего Востока ходатайствовали о следующем.

1. Всю полноту власти на территории объединенных в республику областей передать с первого августа ревкому Бурреспублики, который к этому времени должен был опубликовать декларацию к населению областей.

2. Областные органы управления с момента передачи власти ревкому реорганизовать в наркоматы.

3. Ревком Бурреспублики сохранил бы тесную деловую связь с Сибревкомом и Дальревкомом путем непосредственных сношений с последними, наркоматы же Бурреспублики сносились бы с краевыми органами только через ревком республики.

4. Все прежде изданные постановления Сибревкома и Дальревкома оставались бы в силе на территории Бурреспублики вплоть до пересмотра их ревкомом Бурреспублики и отмены центром по ходатайству последнего.

25 июля 1923 года была получена телеграмма из ЦК РКП(б), в которой сообщается, что ЦК санкционирует эти предложения.

На территории БМАССР было решено образовать аймаки

31 июля 1923 года состоялось первое заседание революционного комитета Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. Ревком вынес постановление о принятии полноты власти с 1 августа 1923 года в объединенных автономных областях бурят Сибири и Дальнего Востока, в связи с чем Бурисполком Сибири и Бурревком Дальнего Востока подлежали роспуску, а прочие областные органы Бурисполкома Сибири и Бурревкома Дальнего Востока реорганизованы в соответствующие наркоматы республики.

Бурревком Дальнего Востока этим постановлением был реорганизован в представительство ревкома Бурят-Монгольской республики на Дальнем Востоке. Аймачные исполкомы, находившиеся в подчинении Бурисполкома Сибири, непосредственно подчинялись ревкому и наркоматам республики, а аймачные ревкомы, находившиеся в подчинении Бурревкома Дальнего Востока, подчинялись ревкому и наркоматам республики через представительство ревкома.

На этом же заседании ревкома было принято «Временное положение» о государственном устройстве БМАССР, назначены народные комиссары и члены коллегий народных комиссариатов.

В августе 1923 года в Верхнеудинске состоялось объединенное заседание ревкома БМАССР, Президиума Прибайкальского губисполкома и комиссии ВЦИКа по определению границ БМАССР при участии наркомов республики и заведующих отделами Прибайкальского губисполкома. На этом заседании передачу аппарата Прибайкальского губисполкома ревкому республики было решено закончить к 10 сентября.

9-11 сентября 1923 года было проведено совещание работников ревкома республики, Прибайкальского губернского исполкома, председателей уездных и аймачных исполкомов и секретарей уездных и аймачных комитетов РКП(б) для установления тесной связи с местными органами власти и ознакомления их с очередными задачами в связи с организацией Бурят-Монгольской республики.

На территории БМАССР было решено образовать аймаки Тункинский, Эхирит-Булагатский, Боханский, Аларский, Хоринский, Троицкосавский, Баргузинский, Агинский и Верхнеудинский уезд. Аймаки делились на хошуны, а уезд - на волости.

В сентябре 1923 года был закончен переезд учреждений и организаций бывших автономных областей из Иркутска и Читы в Верхнеудинск. По постановлению ЦК партии в этом же месяце было создано Бурят-Монгольское областное бюро РКП(б). Секретарем областной партийной организации был избран В.И. Трубачеев.

12 сентября 1923 года ВЦИК утвердил «Положение о государственном устройстве БМАССР», по которому Бурят-Монгольская республика входила в состав РСФСР как ее федеративная часть с центром в городе Верхнеудинске.

В «Положении» указывалось, что аппарат государственной власти БМАССР организуется согласно Конституции РСФСР из местных Советов, их съездов и исполкомов, Совета Народных Комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета.

Для управления делами БМАССР учреждались народные комиссариаты: автономные - внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия; директивные - труда, финансов, совет народного хозяйства, рабоче-крестьянская инспекция. Кроме того, были созданы Бурят-Монгольский военный комиссариат, непосредственно подчиненный ближайшему окружному военному комиссариату; орган уполномоченного ГПУ РСФСР при Народном комиссариате внутренних дел Бурреспублики и статистическое управление при СНК БМАССР, действующее по директивам ЦСУ РСФСР.

Бурятский и русский языки являются, как указывалось в «Положении», равноправными на территории Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики.

Постановлением ВЦИКа от 3 октября 1923 года Прибайкальская губерния была упразднена, и большая часть ее вошла в состав Бурят-Монгольской автономной республики.

Президиум ВЦИКа 12 декабря 1923 года утвердил решение комиссии ВЦИКа по установлению границ Бурят-Монгольской АССР. В состав БМАССР из Прибайкальской губернии были включены: Баргузинский уезд полностью, из Верхнеудинского уезда - 22 волости, из Троицкосавского уезда - 11 волостей.

Из оставшихся не включенными в состав БМАССР волостей Верхнеудинского и Троицкосавского уездов Прибайкальской губернии был образован Петровский уезд Забайкальской губернии с центром в городе Петровск-Забайкальский.

Из Читинского уезда Забайкальской губернии в состав БМАССР были включены волости Погромнинская, Романовская и часть Беклемишевской. Были определены также границы Агинского аймака.

Съезд, который имел историческое значение

4 декабря 1923 года открылся I съезд Советов Бурят-Монгольской АССР, на котором были заслушаны доклады о деятельности революционного комитета БМАССР, народных комиссариатов внутренних дел, земледелия, просвещения, здравоохранения и финансов. Съезд сформировал Центральный исполнительный комитет БМАССР.

В протоколе № 1 от 10 декабря 1923 года заседания I-й сессии ЦИК БМАССР значатся решения о передаче власти Ревкомом ЦИКу, о выборе Президиума из 7 человек и утверждении Совета Народных Комиссаров БМАССР. Председателем ЦИКа БМАССР был избран М.И. Амагаев, председателем СНК - М.Н. Ербанов, кроме того, назначены народные комиссары и их заместители, образованы комиссии и комитеты при Совнаркоме и наркоматах.

Таким образом, в декабре 1923 года была окончательно политически и территориально сформирована республика, создание которой имело большое историческое значение для бурятского народа.

Н. Сороковикова, начальник Научно- информационного центра ГБУ «Государственный архив РБ»,

Создание в 1923 г. Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики стало важнейшим региональным политическим событием. С появлением автономии было осуществлено право бурятского народа на государственное самоопределение, которое стало одним из главных этапов этнической консолидации.

Образование Бурят-Монгольской АССР было результатом, с одной стороны, национального движения, начавшегося в начале ХХ в., с другой - политического решения руководства страны, видевшего в созданной автономии инструмент идеологического влияния на народы Востока. Создание республики стало своеобразной демонстрацией преимуществ социалистического государственного устройства, содействуя тем самым распространению «мировой революции» на Восток.

Поскольку детальное рассмотрение процесса автономизации не является предметом настоящего исследования и достаточно полно освещено в региональной историографии, укажем лишь его основные этапы.

Политическим итогом событий Гражданской войны на Дальнем Востоке и в Забайкалье стало образование буферной Дальневосточной республики, с вошедшими в нее бурятскими аймаками. В связи с возникновением благоприятных внешнеполитических условий и по инициативе лидеров национального движения из числа бурятской интеллигенции 21 апреля 1921 г. в составе ДВР была создана первая Бурят-Монгольская автономная область Дальнего Востока.

9 января 1922 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет об образовании Бурят-Монгольской автономной области Бартанова А.А. Образование Бурят-Монгольской Советской Социалистической республики / А.А. Бартанова. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964. - С. 67., являвшейся, по сути, административно-территориальным образованием без признаков реальной автономной государственности.

Бурятские большевики во главе с М.Н. Ербановым не разделяли идеи национального движения о необходимости реализации права на самоопределение, в силу невостребованности национальной государственности в условиях победы пролетарской революции во всемирном масштабе. М.М. Сахъянова, выражая принципиальную позицию большевиков по национальному вопросу, писала: «Мы, коммунисты - революционная партия рабочих без различия национальностей, не возводим нацию в принцип ценности, которую необходимо сохранять… Все равно ведь национально-обособленные органы власти, созданные сегодня, обречены на неизбежную гибель если не завтра, то послезавтра…» Национальное движение в Бурятии в 1917-1918 гг. Документы и материалы. /сост. Б.Б. Батуев. - Улан-Удэ, 1994. .

Позиция бурятских большевиков в период преобладания представлений о скорой мировой революции была исторически оправдана, созвучна текущему моменту. Однако, постановление ЦК РКП(б) от 14 октября 1921 г. «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами», фактически предоставившее бурятскому народу автономию, закрепило за большевиками ведущую роль в деле конструирования республики, заставив их подчиниться партийной дисциплине. Национальные демократы от позиции стороннего мирного наблюдателя, по существу, перешли к признанию бурятской автономии.

Несколько схематизированный в настоящей работе процесс создания автономной республики, приводит к выводу о переходе инициативы по объединению автономных областей от лидеров национального движения к бурятским большевикам. 4 декабря 1922 г. Президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) сформулировал главные тезисы докладной записки в ЦК РКП(б), в которой всесторонне обосновывалась необходимость объединения Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР в единую Бурят-Монгольскую АССР.

Инициаторами была проведена большая работа по согласованию вопроса об объединении в различных инстанциях и государственных органах. Процесс согласования вопроса объединения автономных областей в краевых органах и наркоматах страны продлился до мая 1923 г. К этому времени прояснились позиции основных заинтересованных ведомств. За объединение Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока последовательно высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Наркоминдел, а затем и Президиум ВЦИК. В условиях функционирования централизованной системы управления решение вышестоящих органов оказалось определяющим Палхаева Е. Н. Трансформация государственности бурят в ХХ - ХХI вв./ Е.Н. Палхаева. - Улан-Удэ, 2012. - С. 113..

30 мая 1923 г. Президиум ВЦИК РСФСР, рассмотрев проект решения об объединении Бурят-Монгольских автономных областей, принял постановление: «1) объединить в одну Бурят-Монгольскую Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монгол Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске...» Бартанова A.A. Образование Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики / А.А. Бартанова. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1964. - С.130.. Принятое решение показало усиление роли централизованных управленческих механизмов, партийных структур и одновременное ослабление позиций лидеров национального движения в процессе создания республики. Политическая целесообразность, продиктованная реализацией внешнеполитического курса, стала одним из ключевых факторов обретения национальной государственности. Таким образом, в 1923 г. появилось новое административно-территориальное образование - автономная республика, правовой статус которой стал значительно выше, по сравнению с другими субъектами: краями, областями и т.д.

Несмотря на очевидные трудности, с которыми столкнулась молодая автономная государственность, образование Бурят-Монгольской АССР стало важнейшим политическим событием начала 1920-х гг. Нельзя не согласиться с мнением Е.Н. Палхаевой, которая утверждает, что образование республики имело «непреходящее значение для национального самосознания бурятского народа. Автономная республика, в отличие от автономных областей, это, прежде всего, государственность, то есть автономия с признаками государства» Палхаева Е. Н. Трансформация государственности бурят в ХХ - ХХI вв./ Е.Н. Палхаева. - Улан-Удэ, 2012. - С. 270.. Также справедливой представляется точка зрения А.А. Елаева, полагающего, что «обретение административной автономии было закономерным итогом общественно-исторического развития бурятского общества. Вместе с тем, возникшие в ходе образования республики проблемы, свидетельствовали о том, что необходимых условий для создания государственности было еще недостаточно» Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. / А.А. Елаев. - М., 2000. - С. 172. .

Представляется очевидным, что процесс автономизации в целом имел прогрессивный характер, однако его осуществление во многом было противоречивым, что обусловлено, на наш взгляд, отсутствием опыта по установлению государственного порядка, недостаточно разработанной нормативно-правовой базой.

Оформление национальной государственности, с точки зрения формирования разнообразных форм общественной самоорганизации, создало условия для образования социалистических общественных организаций, как по форме, так и по содержанию. Несмотря на некую экономическую либерализацию периода НЭПа, в политической сфере все больше утверждались административные методы управления, исключающие, в том числе и создание населением общественных организаций, не подчиненных органам власти. Большинство общественных организаций, созданных в Бурят-Монгольской АССР в первой половине 1920-х гг., являлись частью больших централизованных структур, ориентированных на включение населения в политическую систему советского государства.

В создание общественных организаций были включены те слои населения, деятельность которых была активизирована революционными преобразованиями, прежде всего рабочие и крестьяне. Социальные группы, увеличившие свое экономическое влияние в период НЭПа, законодательно были отстранены от участия в общественной жизни.

С позиции социально-классовой основы общественной деятельности республика представляла собой аграрный регион, абсолютное большинство населения которого было занято в сфере сельскохозяйственного производства, находившегося в результате революции и гражданской войны в состоянии глубокого кризиса. Городского населения в 1923 году насчитывалось 31024 чел. или 0,4%. Проведенная по состоянию на 17 декабря 1926 года Всесоюзная перепись населения выявила на территории Бурят-Монголии 524102 наличных жителя, из них 215926 или 41,2% составляли буряты Материалы по статистике Бурятии: статистический материал/ Бурят-Монгольское статуправление. - Верхнеудинск, 1926 - Вып. 1: Население. Труд/ Бурят-Монгольское статуправление. - С. 2-3..

Переписью населения 1926 г. был зафиксирован следующий социальный состав городского населения, состоявший из рабочих (23,3%), служащих (26,9%), кустарей (15,5%), прочих самодеятельных групп 34,3% Социалистическое строительство Бурят-Монгольской АССР за 10- лет. - Верхнеудинск, 1933 - С. 39..

Кроме того, положение осложнялось неразвитостью общественных отношений, доминированием патриархально-родового уклада, религиозного мировоззрения и норм обычного права. Традиционная экономика являлась препятствием для развития социальных отношений, присущих индустриальному обществу. Проведение революционных преобразований проходило в условиях неразвитости социальной и экономической жизни, что потребовало коренной ломки устоявшегося традиционного уклада.

Иными словами, в общественную жизнь новой социалистической республики вступали социальные группы, не имевшие прочных традиций общественного поведения. Отсутствие образования, опыта работы в общественных учреждениях, прочной материальной основы существования, способствовали укреплению веры людей в идеалы бесклассового социально справедливого общества. Все это служило мощным стимулом для проявления общественной инициативы людей, надеявшихся стать хозяевами обещанного «нового мира». Однако, как показали дальнейшие события, общественная жизнь оказалась политически обусловленной, ограниченной жесткими административными рамками.

Согласно постановлению от 3 августа 1922 г., в Бурят-Монгольской АССР началась государственная регистрация обществ, не преследующих цели извлечения прибыли, которая была возложена на административный отдел НКВД. Активно проходила и регистрация религиозных обществ, проведением которой наркомат внутренних дел занимался как одной из главных задач, ввиду многоконфессионального состава населения республики и необходимости проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Последнее обстоятельство хотя и было указано в качестве причины регистрации, но служило скорее ее формальным основанием, т.к. положения декрета в республике стали проводиться с принятием соответствующего постановления СНК и ЦИК БМАССР в 1925 г. Тем не менее, многим религиозным обществам в государственной регистрации было отказано. Так согласно имеющимся данным за 1923-1924 гг. было зарегистрировано 37 религиозных обществ, не зарегистрировано 97 БМАССР: очерки и отчеты. 1923-1924 гг. - Верхнеудиск: изд-во Госплана БМАССР, 1925. - С. 339.. Особенно сложно обстояло дело с регистрацией старообрядческих общин, где из 10 ходатайств о регистрации в 1924-1925 гг. удовлетворено только одно. В качестве причин низкой динамики регистрации административным отделом были названы «плохое усвоение формальной стороны дела» и «религиозный фанатизм одной из групп населения - именно старообрядцев» БМАССР: очерки и отчеты. 1925-1926 гг. - Верхнеудинск: изд-во Госплана БМАССР, 1926. - С. 272.. Очевидно, что контроль над религиозными обществами в силу важности решения «религиозного вопроса», являлся принципиальным для НКВД, целью которого стало недопущение их быстрого распространения.

Противоречивые сведения содержатся в опубликованном отчете о регистрации обществ, не преследующих целей извлечения прибыли. В приведенном документе указано, что за 1923-1924 г. было подано 9 заявлений о регистрации от таких обществ как, Конспорт, Бурмонсож, Общества легковых извозчиков, Общества взаимопомощи бедным евреям, Лиги помощи детям трудящейся Германии, Динамо, Добровольного пожарного общества, Союза корейцев, Общества «Друзья Детей». Из перечисленных обществ только одно было зарегистрировано в 1924 г., еще 5 в 1925 г. Общества Конспорт, Бурмонсож, Общество легковых извозчиков регистрацию не получили Там же. . Стоит отметить, что в виду публичности использованного документа, причины отказа в регистрации озвучены не были.

Однако в данных отчетах содержатся сведения, согласно которым в 1923-1924 гг. было «зарегистрировано 10 обществ, из коих 8 экономических и 2 культурно-просветительных» БМАССР: очерки и отчеты. 1923-1924 гг. - Верхнеудинск: изд-во Госплана БМАССР, 1925. -С. 220. . Обращает на себя внимание, приводимое в документе число обществ «вновь подавших заявлений к регистрации.... 76», а также число административных взысканий - 310. Но уже на следующем этапе с 1-го октября 1925 по 1-ое октября 1926 года зарегистрировано всего 4 общества. Всего на 1 октября 1926 года таких обществ состоит 7, из них экономических 6 и культурно-просветительных 1 БМАССР: очерки и отчеты. 1925-1926 гг. - Верхнеудинск: изд-во Госплана БМАССР, 1926. - С. 146. . Следовательно, приведенные данные не позволяют точно определить количество образованных добровольных обществ, но дают основания утверждать, что динамика их образования в первой половине 1920-х гг. была достаточно высока. Кроме того, в документе просматривается тенденция к искусственному сокращению обществ. Думается, что большое количество регистрируемых экономических обществ, которые ей не подлежали, было связанно как с неясными критериями регистрации, так и с желанием населения объединиться для решения насущных экономических проблем в условиях НЭПа. Однако дальнейшая судьба регулярного учета общественных организаций неизвестна, по крайней мере, в опубликованных источниках второй половины 1920-х гг. такой информации нет.

Причины отказа в государственной регистрации были публично озвучены в отношении создаваемого общества «Окорейкульт». Согласно тексту постановления СНК Бурят-Монгольской АССР от 15 октября 1924 г. было признано, что существование данного общества противоречит ст. 20 Конституции РСФСР. Выделяя всех корейских граждан, общество «вносит нежелательный сепаратизм, ибо потребности, для которых организуется общество, могут быть удовлетворены в соответствующих организациях и учреждениях, общих для всех граждан» Бюллетень ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР.- Верхнеудинск, 1924. - № 23. - С. 4.. Кроме очевидных политических мотивов отказа в регистрации, просматривается незаинтересованность власти в создании общественных организаций, которые будут концентрировать и отстаивать национальные интересы. Все созданные впоследствии организации с точки зрения национального состава будут смешанными, что определит неразвитость национальных организаций в республике.

В статический учет, по понятным причинам, не вошли активно создаваемые в этот период комсомольские, профсоюзные и массовые организации, не подававшие заявления о регистрации в НКВД, а значит не подлежавшие контролю со стороны этого ведомства. Также нет данных о регистрации Бурят-Монгольского научного общества им. Доржи Банзарова, появившегося в 1923 г. Предположительно данное обстоятельство могло быть связано с присутствием в его составе руководящих советских и партийных работников, что исключало необходимость регистрации и контроля НКВД за деятельностью данного общества. Таким образом, в республике проявилась двухуровневая система регламентации деятельности общественных организаций, закрепившая за добровольными обществами контроль НКВД, за массовыми обществами - контроль партийных органов, что давало последним ряд несомненных преимуществ.

Первые общественные организации Бурят-Монгольской АССР стали появляться после завершения организационного оформления республики. Одной из первых массовых общественных организаций, созданных в Бурят-Монгольской АССР, стало «Общество друзей Военно-Воздушного флота» (Бурлет), образованное 11 октября 1923 г.

Создание республиканского отделения ОДВФ происходило почти одновременно с его центральными органами в 1923 г. В этот период было разработано положение о ячейках ОДВФ, подписанное заместителем председателя общесоюзной организации С.С. Каменевым 6 декабря 1923 г.

Принятое положение определяло структуру образованного общества, полномочия ячеек и их исполнительных органов - бюро ячеек. Задачей бюро ячеек являлось привлечение «друзей Военно-Воздушного флота для оказания материального и трудового содействия в деле создания Красного Воздушного Флота» Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-110. Оп 1. Д.101. Д. 225.. В перечень полномочий бюро входило: учет членов, сбор взносов и пожертвований, расходование средств по указанию районных (уездных) ячеек. Положение определяло и характерные для изучаемого этапа цели ячеек ОДВФ, которые должны были существовать при каждом заводе, волости, селе, фабрике, предприятии, учреждении, организации, учебном заведении, в войсковой и морской части и иметь своей основной целью всемерное содействие созданию, укреплению и развитию в СССР Могущественного Красного Гражданского и Военного Воздушного Флота. Кроме того, устанавливалось, что бюро ячейки ОДВФ своего технического аппарата не имеет и пользуется аппаратом волисполкома, фабзавкома, месткома и т.д. по добровольному с ними соглашению Там же. .

Сформулированные в положении целевые установки массового общества, ориентировали его руководство на вовлечение и охват как можно большей части населения в свою работу, направленную на решение государственной задачи. Неразделенность советского технического аппарата и общественной организации, создавали условия для прямого подчинения ОДВФ государственной власти.

Создание Бурят-Монгольского отделения Бурлета было поддержано первым съездом Советов республики, который отмечал, что создание военно-воздушного флота необходимо для охраны и углубления завоеваний революции. В качестве мероприятий по поддержке создаваемого общества, Съезд постановил «предложить всем Советским учреждениям Бурреспублики принять активное участие по вовлечению трудящихся в члены общества Друзей Воздушного флота и поддержке деятельности ячеек», а также «вступить всем делегатам Съезда в члены ОДВФ» Постановления I съезда Советов БМАССР. - Верхнеудинск, 1923. - С. 14 . Само общество также ставило перед собой цель вовлечения широких крестьянских масс в члены общества, которое «должно быть проведено во что бы то ни стало» Бурят-Монгольская правда //Верхнеудинск, 1923. - № 92, от 21 декабря. - С. 1. .

Проводившийся в декабре 1923 г. так называемый «трехдневник» ОДВФ, стал поводом для подведения первых итогов работы и объяснения населению задач деятельности общества, для чего в Верхнеудинске были проведены собрания, на которых велась запись в члены общества. К концу 1923 г. республиканский Бурлет насчитывал «свыше 600 членов организации только по городу Верхнеудинску, организовано 9 аймачных отделений ОДВФ и дано распоряжение организовать хошунные и волостные ячейки» Там же. .

Мероприятия «трехдневника» пробудили интерес населения республики к деятельности общества, благодаря которым было создано 25 новых ячеек ОДВФ и привлечено 826 членов. Районные собрания рабочих и служащих собрали до 1200 человек посетителей. Присутствующим были сделаны доклады на темы: «Значение воздушного флота» и «Организация ячеек ОДВФ». Собрания прошли с большим подъемом, в резолюциях указывалась «неотложная необходимость создания воздушного гражданского и военного воздушного флота» Бурят-Монгольская правда// Верхнеудинск, 1924. - № 13, от 16 января. - С. 3. . Очевидно, что пропаганда целей укрепления обороноспособности страны не могла не вызвать сочувствие и поддержку простого населения, что стало причиной подъема активности и притока новых членов в ОДВФ.

В том же 1923 г. было принято конкретизирующее «Положение о ячейках при учреждениях и предприятиях Бурреспублики», где определена структура ОДВФ, уточнены функции ячеек общества, порядок выборов и перевыборов отделений Бурлета Там же. - С. 2..

Общество систематически проводило отчетные конференции и съезды, проводя большую подготовительную работу сообразно конкретным условиям Бурят-Монгольской АССР. Так например, «принимая во внимание громадную территориальную разбросанность членов ОДВФ, слабую связь и пути сообщения, большие затраты, сопряженные с проведением съездов на местах, а также недостаточный срок для проведения предсъездовской кампании, Правление постановило:

1. Аймачных съездов не созывать. Взамен их предложить аймотделениям созвать конференции в аймцентрах и набрать делегатов на республиканский съезд ОДВФ; 2. норму представительства установить следующую: 1 делегат от 200 членов, излишек свыше 100 членов дает право на посылку еще 1 делегата; 3. отделения, имеющие менее 150 членов, лишаются права представительства Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. п-1. Оп. 1. Д. 432. Л.123.. В приведенном документе обращает на себя внимание достаточно большой размер ячеек общества и не менее высокая норма представительства от каждой ячейки, что вело либо к необходимости постоянного увеличения количества членов ячеек, либо к не полноте учета деятельности республиканских ячеек общества.

В протоколах правления общества был зафиксирован директивный механизм принятия решений, получивший распространение позднее. Например, протоколом от 14 октября 1924 г. правление командировало товарища Мулякова на съезд ОДВФ в Москву, а также определило необходимость отправки еще «одного товарища местного (бурята), кандидатуру которого [необходимо] обсудить после республиканского Съезда» Там же. Л. 163. . Очевидно, что вопрос о делегировании члена общества на всесоюзный съезд, входящий в компетенцию республиканского собрания, был решен вне его рамок. Данное обстоятельство говорит о применении методов прямого администрирования в работе общественной организации.

К началу работы первого республиканского съезда Общество друзей военно-воздушного флота наращивало свою численность и насчитывало 2114 членов, объединенных в 62 ячейки, организованные в большинстве аймаков республик Бурят-Монгольская правда // Верхнеудинск, 1924. - № 279, от 21 декабря. - С. 3..

Таким образом, формирование республиканского отделения Общества друзей военно-воздушного флота произошло с «санкционирования» партийных и советских органов республики. Данная общественная организация была ориентирована на поддержку государственных мероприятий по строительству военно-воздушного флота, для чего вовлекала как можно большее количество населения в свои ряды. Судя по количеству вступивших членов, а также по откликам на проводимы мероприятия, общество уже на первом этапе достигло определенных успехов в пропаганде своих целей.

В основе преобразований, происходивших в течение 1920-х гг. в общественно-политической жизни страны в целом, и Бурят-Монгольской АССР в частности, лежала идея приближающейся «мировой революции». Данная идея, привнесенная «сверху» как теоретико-политический конструкт - по утверждению А.А. Елаева - тем не менее, была активно воспринята широкими массами людей. Согласно этом конструкту, победа революции во всемирном масштабе и создание всемирной Республики Советов являлась стратегической целью, а революции в отдельных странах, в том числе Октябрьская революция 1917 г. в России, должны были стать частью этого процесса и этапами по ее достижению» Елаев А.А. Идея мировой революции как фактор внутренней и внешней политики Бурят-Монголии в 20-е гг. ХХ в./А.А. Елаев// Вестник Бурят. гос. ун-та.. - Улан-Удэ, 2012. -С. 42.. Утопическая, согласно современным представлениям, концепция стала мощным фактором общественной консолидации, мобилизующим гражданскую инициативу в четко заданных рамках государственной идеологии.

Реализация данной идеи проводилась разнообразными методами, в том числе, и с помощью зарождавшихся в республики общественных организаций. В мае 1924 г. в Верхнеудинске возникло добровольное «Общество содействия жертвам интервенции», которое за год своей работы насчитывало около 2000 членов Бурят-Монгольская правда // Верхнеудинск, 1925. - № 78 от 28 апреля.- С. 1.. Необходимость подведения итогов военной интервенции, подсчета убытков и противопоставление их претензиям иностранных капиталистических государств, стало главной задачей работы созданного общества. Каждодневная деятельность общества сосредотачивалась на выявлении ущерба, нанесенного гражданами в период Гражданской войны и военной интервенции. Общество оказывало помощь пострадавшим в боевых действиях, главным образом, собирая многочисленные претензии граждан и передавая их в центральное ведомство. За время своей деятельности «общество собрало свыше 8500 претензий, оцениваемые на миллионные суммы. 3800 оформленные претензий в полном виде, уже отправлены в центр, остальные беспрерывно просматриваются и проверяются обществом» Там же. .

Размеры собранных претензий и их денежная оценка, свидетельствуют как о масштабе понесенных потерь, так и о желании населения группироваться для достижения общих интересов. Независимо от характера реальной помощи населению, целью Общества являлось объединение населения под привычным лозунгом борьбы с капиталистическим миром, доказывая преимущества рождаемого социалистического устройства.

Выражая уверенность в дальнейшей своей деятельности, общество высказывало надежду на помощь и содействие органов государственной власти, партийных, профсоюзных и общественных организаций, в чем видится постановка общественно-значимой цели помощи бойцам гражданской войны. Очевидно, что созданное Общество содействия жертвам интервенции действовало в определенном общественно-политическом контексте, выполняя консолидирующую роль, мобилизуя население республики.

25 апреля 1924 г. был сформирован комитет Лиги помощи детям трудящейся Германии, задачей которой являлась агитация и разъяснение необходимости оказания помощи детям трудящейся Германии. Инициатива членов общества вызвала сочувствие рабочих и служащих статистического управления, постановившим проводить ежемесячные отчисления в помощь немецким детям, которых поддержали многие предприятия и учреждения республики. Для работы в обществе были привлечены не только взрослые рабочие и служащие, но и дети. Например, пионеры 2-ой городской группы имени Ленина внесли 17 руб. 53 коп., вырученные от проведенного творческого вечера, в «пользу детей германского пролетариата» Бурят-Монгольская правда //Верхнеудинск, 1925. - № 78, от 8 апреля. - С. 3. .

Однако, активизация более сильных в организационном отношении мопровских ячеек, способствовала принятию Бурят-Монгольским областным комитетом ВКП(б) от 15 августа 1924 г. постановления «О ликвидации Лиги помощи детям рабочих Германии», в котором говорилось о необходимости «… имущество и денежные средства передать отделу МОПРа» ГАРБ. Ф. п-1. Оп. 1. Д. 432. Л. 49. . Решение партийных органов о ликвидации общественной организации и передаче ее имущества новому обществу, свидетельствовала о подчиненном положении обеих общественных структур по отношению к органам государственной власти, а также применение органами власти директивных методов управления общественным организациями.

Формирование республиканских ячеек Международной организации помощи борцам революции (МОПР) произошло мае 1924 г. в Верхнеудинске. Главную задачу члены общественной организации видели в выявлении и организации общественного мнения трудящихся по вопросам борьбы, воспитание своих членов в духе идей революционного социализма. Конкретизируя общие идеи, республиканское правление МОПРа указывало на необходимость перехода на «углубленную работу в широких рабоче-крестьянских массах как наших городов, так главным образом улусов и деревень. Нужно не только продвинуть мопровские идеи в массы нужно сосредоточить все внимание на воспитании масс» Жизнь Бурятии.// Верхнеудинск, 1925. - № 5-6. - С. 132. .

Рост МОПРовских ячеек происходил более интенсивно, чем в других оборонных обществах, и за 8 месяцев составил 12 000 членов, состоящих в более чем 48 ячейках. На первой республиканской конференции 14-15 ноября 1925 г. было отмечено, что ячейками МОПРа «охвачены даже такие далекие углы, как Нижний и Верхний Ангарск» Там же.. В ходе работы конференции были подведены итоги работы организации, выбран новый обком МОПР в составе 18 человек, из которых 12 русских и 6 бурят, 12 членов РКП(б) и 6 беспартийных. В резолюции республиканской конференции сделан вывод о том, что мопровский призыв нашел горячий отклик среди рабочих и крестьян Бурятии, а также сформулирована задача перехода на работу под лозунгом «От количества к качеству», создавая возможность реализации этого путем постановки углубленной, воспитательной работы в массах Там же. .

Останавливаясь на проблеме численного роста МОПРа республики, необходимо отметить, что озвученные выше данные, не подтверждаясь другими источниками, нуждаются в уточнении и корректировке. Более адекватными и отраженными в ряде источников, представляются данные о функционировании 65 городских ячеек с 7183 членами из них женщин 289 человек, а также о 2-х ячейках с 22 членами в Хоринском аймаке и с 30 членами в Оронгойском хошуне. Приведенные цифры были озвучены на первой городской конференции МОПРа в апреле 1925 г. в Верхнеудинске. На конференции был сделан отчет об использовании членских взносов и добровольных пожертвований, в том числе о двух тысячах рублей, собранных в пользу германских рабочих Бурят-Монгольская правда. // Верхнеудинск, 1925. - № 93 от 25 апреля. - С. 3.. Вместе с тем отмечалось, что работа организации протекает слабо, отсутствует связь исполкома с ячейками на местах, работа ячеек сводится к получению членских взносов и т.п. Там же. .

Трудности организации внутренней работы МОПРа были напрямую связаны с его ориентацией на массовый охват населения своей деятельностью. Работать с более чем 7 000 членов, вошедших в организацию только на первом этапе своего существования, могла только жестко централизованная структура, с большим административным аппаратом, каким аппарат республиканского МОПРа в данный период не являлся.

Избрав новый состав городского Правления, конференция приняла резолюцию, в которой была зафиксирована необходимость «обратить самое серьезное внимание на работу МОПР в деревне--улусе и тем вовлечь наши деревенские массы в единую международную семью трудящихся. Новое правление уже разработало план конкретных мероприятий по работе МОПРа в Бурятии, где первоочередными задачами являлись: широкая работа в деревне--улусе, укрепление городских ячеек, взятие шефства над одной из тюрем Бурятии» Жизнь Бурятии.//Верхнеудинск, 1925. - № 1-2. - С. 110. и др.

Идеалы помощи трудящимся капиталистических стран, пропагандируемые республиканским отделением МОПРа, находили сочувствие и поддержку у значительной части населения. Подтверждением этому могут служить многочисленные воззвания представителям рабочего класса зарубежных стран, сборы денежных средств, данные о которых были опубликованы на страницах газет. Подобный энтузиазм был обусловлен влиянием революционных перемен, надежд на улучшение собственной жизни народа.

Таким образом, республиканское отделение МОПРа было призвано разъяснить трудящимся Бурят-Монгольской АССР цели образования республики, связанные с экспортом идеи «мировой революции» на Восток. В ходе агитационной работы общества был оформлен мобилизационный потенциал населения и направлен на реализацию, по сути, государственной идеологической доктрины.

В первое послереволюционное десятилетие перед республикой, как перед страной в целом, стояла задача повышения образовательного уровня населения. От эффективности ее решения во многом зависела динамика перехода страны от аграрного к индустриальному обществу, ускорение темпов экономического развития. К 1923 г. среди всего сельского населения республики грамотных было 21,7%, среди бурятского населения - 15,3% Социалистическое строительство Бурят-Монгольской АССР за 10 лет. - Верхнеудинск, 1933. - С. 42.. Подобные показатели не могли обеспечить экономический рост республики, ее потребности в квалифицированной рабочей силе.

В 1924 г. на основании решения обкома партии образовано Бурят-Монгольское общество «Долой неграмотность» во главе с председателем БурЦИКа М.И. Амагаевым. В декабре 1924 г. была созвана первая городская конференция ОДН, целью которой являлось решение организационных вопросов и составление плана работ по республике в целом. В заметке «К городской конференции общества «Долой неграмотность» акцентировалось внимание на роли верхнеудинского комитета в организационном оформлении республиканских ячеек, в связи с чем, решения конференции имели принципиальное значение. В самом Верхнеудинске к моменту созыва конференции насчитывалось 30 ячеек общества с 1344 членами Бурят-Монгольская правда.// Верхнеудинск, 1924. - № 265, от 24 ноября. - С. 2..

Проходившая конференция, взяв на себя функции по формированию республиканского общества «Долой неграмотность», избрала Временное правление общества, в состав которого вошли: М.Н. Ербанов (председатель), члены: Усатов (от Красной Армии), Маляренко (БСПС), Лесков (Политпросвет), Бурлаков (Союз коммунальников), Бородина (Наркомпрос) и Осокин (Наркомзем). Принятый конференцией план работ включал создание ячеек по всем коллективам профсоюзов, вовлечение неорганизованной массы, сосредоточение работы в красных уголках и клубах, а также активизации работы ячеек. Примечательно, что общество, планируя ликвидировать неграмотность 10 000 человек, указывало на нехватку государственного финансирования для половины обучаемых. Средства для обучения второй половины планировалось собрать силами трудящихся Бурят-Монгольская правда. // Верхнеудинск, 1924. - № 272, от 4 декабря. - С. 2. . К маю 1925 г. были окончательно сформированы аймачные отделения общества, что завершило его организационное оформление.

Присутствие в руководстве общества «Долой неграмотность» представителей советского и партийного аппарата, частичное государственное финансирование обеспечивали аккумулированию общественной инициативы направленной на ликвидацию неграмотности. Очевидная важность проблемы обусловила достаточно широкий общественный отклик, по этой причине многие предприятия и учреждения, редакции газет перечисляли средства в пользу общества. На 1 сентября 1925 г. Бурят-Монгольская АССР располагала 58 бюджетными и 139 внебюджетными ликпунктами История Бурятии: в 3 т. Т. 3 - XX-XXI вв.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 139. . Активизация инициативы населения республики, безусловно, способствовала решению проблемы повышения грамотности. В данном случае можно говорить о наиболее эффективном варианте включения общественности в реализацию государственной задачи, имеющей несомненное общественное значение.

В сентябре 1924 г. было организовано Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим), ставившее своей целью содействие государству в развитии химической промышленности, химизации сельского хозяйства, развертыванию пропаганды химических знаний среди населения и его подготовке к противохимической обороне. В силу отсутствия крупной химической промышленности, это общество не получило широкого распространения в республике. Его ячейки действовали в пределах г. Верхнеудинска, где в 1925 г. насчитывалась 31 ячейка с общим количеством 832 члена. К тому же деятельность Доброхима порой поглощалась ОДВФ.

Управление Российского Общества Красного Креста (РОКК) в Бурят-Монгольской АССР было создано, как районное и входило в состав Дальневосточного округа. 1 октября 1924 г. Бурятский район РОКК был выделен из Дальневосточного округа и стал непосредственно подчиняться ЦК РОКК. Верхнеудинское общегородское собрание ячеек общества в мае 1926 г. решило вместо районного уполномоченного избрать окружной комитет в составе 5 человек Данилова З.А. Общественные организации Бурятии (1923-1928 гг.) /З.А. Данилова. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во. - 1989. - С. 156..

В марте 1921 г. по инициативе старых большевиков в Советской России начало свою деятельность Всесоюзное общество бывших каторжан и ссыльных поселенцев (ОПК) с отделениями по всей стране. Уникальность этого учреждения состояла в том, что оно объединяло ветеранов революционного движения самого различного толка: социалистов-революционеров, народников, анархистов, социал-демократов Папков С.А. Общество бывших политкаторжан и ссыльных поселенцев в Сибири (1924-1935 гг.)/С.А. Папков // Институты гражданского общества в Сибири (XX -- начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 94-107..

Процесс организационного становления Бурят-Монгольского общества политкаторжан и ссыльных поселенцев происходил в 1923-1924 гг. и включал в себя несколько этапов. В сентябре 1923 г. Дальневосточное отделение общества для ведения деятельности и для формирования местных ячеек в городе Верхнеудинске направило туда своего представителя, которым стал Якум А. С. ГАРБ. Ф. Р-717. Оп 1. Д. 1. Л. 10. 2 марта 1924 г. открылось Верхнеудинское отделение общества политкаторжан и ссыльных поселенцев, старостой которого был избран А.С. Якум, заместителем В.А. Кригер, секретарем И.К. Юдин, и кандидатами к ним Стуков и Цицак Там же. Л. 135. .

На заседании Дальневосточного отделения общества в январе 1925 г. было решено повысить организационный статус Верхнеудинского отделения, а именно, поставить его «в одинаковое положение с Читинским (Забайкальским), т.е. ему должно быть предоставлено право непосредственного сношения со ВС по всем текущим вопросам» Там же. Л. 52. Использованные архивные источники не дают полного представления о времени возникновения республиканского отделения общества, однако можно предположить, что оно было сформировано не позднее 1925 г.

Политический статус образованного общества был определен Дальневосточным отделением, которое «понимало и понимает, что в настоящее время не может быть поставлен вопрос о поголовном вступлении всех членов общества в РКП(б) и, поднимая этот вопрос, имело ввиду необходимость проведения кампании среди бывших политкаторжан и ссыльных поселенцев по оформлению их политического мировоззрения» Там же. Л. 20.. В ситуации 1920 -х гг. политическое мировоззрение могло быть только однородным, идеологически правильным, имея которое можно было становиться членом РКП(б).

Однако республиканское ОПК в большей степени было ориентировано на решение социальных проблем своих членов и политические задачи выполняло несколько формально. Деятельность общества была направлена на поддержание определенного уровня жизни членов общества, их материальное обеспечение. Идеологическое воспитание своих членов Общество приурочивало к революционным годовщинам 1905-1907 гг., 1917 г., восстанию декабристов и т.д. Тесной и систематической была связь с мопровскими организациями республики, для поддержания которой обществом политкаторжан был рассмотрен вопрос о делегировании 2 человек в МОПР ГАРБ. Ф. Р-717. Оп. 1. Д. 6. Л. 5. .

Следовательно, существовавшее в Бурят-Монгольской АССР Общество политкаторжан и ссыльных поселенцев, было ориентированно в большей степени на решение социальных задач. Вместе с тем, Общество систематически проводило агитационно-массовую работу, связанную с проведением революционных праздников.

В октябре 1924 г. было образовано республиканское отделение общества «Друзья Детей», являвшееся одной из общественных форм борьбы с детской беспризорностью и в этом качестве должно было оказывать помощь советскому правительству Бурят-Монгольская правда // Верхнеудинск, 1925. - № 261 от 13 ноября. - С. 6. .

На заседании общества, его цели были конкретизированы и возведены в прямые обязанности членов общества, среди которых были названы:

  • 1. Вовлечение в ОДД рабочих и служащих, а также их семей.
  • 2. Проведение мероприятий: постановка спектаклей, подписка и проч.;
  • 3. Содержание детей, выделяя из своей среды коллективных опекунов, поручить им образование и содержание опекаемых;
  • 4. Ликвидация неграмотности среди детей-переростков;
  • 5. Оказание содействия детям к розыску их родителей и родственников;
  • 6. Удержание детей от скверных поступков как физических, так и моральных.
  • 7. Помощь беспризорным детям в учебе, снабжение их учебными книгами, принадлежностями, одеждой и проч.
  • 8. Удержание взрослых от жестокого обращения с детьми, где бы это не происходило и, при безуспешности сего, доводить до подотдела социальной защиты несовершеннолетних детей при Наркопросе и т.д.» ГАРБ. Ф. Р-571. Оп.1. Д. 4. Л.30. . Сформулированные таким образом цели организации, апеллировали к развитию общественной социальной инициативы, с помощью которой планировалось решить важнейшие социальные задачи.

В октябре 1925 г. была проведена первая городская конференция общества «Друзья Детей», где были подведены итоги его деятельности. На конференции было отмечено, что «за весь период работа Общества протекала слабо и только за последнее время общество имеет по городу Верхнеудинску 19 ячеек с количеством членов около 700 ч.» Там же. Л. 35..

В связи с озвученной на проходившей конференции слабостью работы общества, в итоговой резолюции были поставлены задачи его деятельности, а именно:

  • 1. Популяризация целей и задач общества;
  • 2. Развертывание и углубление общества, как в центре, так и на местах;
  • 3. Установления связи сибирских ячеек общества с Центром, а также и с соседними обществами.

Кроме того, руководствуясь определенными ей функциями, конференция выбрала «Центральное правление общества в следующем составе: П.С. Гилев, В.П. Лескова, А.И. Редров, С.Я. Малахирова и А.Н. Ковалева» Там же..

К моменту проведения конференции, внутренняя структура центрального органа общества была сформирована и включала финансово-хозяйственную секцию, агитационную секцию, секцию здравоохранения и секцию социального воспитания. Но, тем не менее, в организационном смысле обществу еще предстояла большая работа ввиду того, что большинство его ячеек было сформировано при наркоматах и школах города Верхнеудинская и лишь одна при станции Горхон. Анализируя социальный, половозрастной и партийный состав общества «Друзья Детей», необходимо обратить внимание на преобладание в нем беспартийных членов, учителей и служащих, а также женщин, которых из 42 членов общества было 35 ГАРБ. Ф. Р-571. Оп.1. Д. 9. Л.31. Следовательно, общество «Друзья Детей» с преобладанием в своем составе женщин, а также не акцентируя внимание на обязательном пролетарском происхождении своих членов, выделялось тем самым на фоне других общественных организаций. Безусловно, общество ставило перед собой актуальные и востребованные задачи, реализация которых дала бы немалую социальную эффективность. Идея помощи беспризорным детям являлась, безусловно востребованной среди населения республики. Однако, обязательность и массовость ее реализации, путем расширения и углубления работы общества, оказались условиями для формализации его деятельности в дальнейшем.

Таким образом, рассмотренные общественные организации Бурят-Монгольской АССР представляли собой региональные отделения всероссийских массовых организаций, распространявшие свою деятельность среди всего населения страны. Факторами, определившими развитие данных организаций стали их ориентация на вовлечение как можно большего количества членов в свои ряды, а также организация содействия политики государственной власти. Особенностью первого этапа существования общественных организаций, стало быстрое формирование и развитие оборонных обществ, целью которых являлась поддержка армии и флота СССР, а также мобилизация населения, связанная с идеей мировой революции.

Существование общественных организаций, работающих вне перечисленных централизованных структур, было затрудненно. Исключением стало открытое в 1923 г. Научное Общество им. Д. Банзарова, которое занималось сбором краеведческого и этнографического материала, распространением собственно научных знаний. Общество не было частью всероссийских научных организаций и было образованно по инициативе республиканских представителей власти и ученых. В структуру Научного Общества входили физико-географическая и историко-географическая секции, а также формируемая сеть аймачных филиалов, включающих Общее собрание и постоянное Бюро. Низовым ячейкам при этом, предоставлялось право выбора организационных форм. Для организации филиалов были избраны аймачные уполномоченные Отчет о деятельности Бурят-Монгольского научного Общества им. Д. Банзарова. - Верхнеудинск, 1927. - С. 3. .

В состав Правления Общества вошли руководители советского и партийного аппарата, ведущие специалисты Бурятского Ученого комитета. Председателем общества являлся М.Н. Ербанов, заместителями Б.Б. Барадин и Н.Н. Козьмин. На тождественность состава научного общества составу государственных учреждений указывал и Н.Н. Козьмин, писавший при этом, что «… одно и то же лицо в рядах сотрудников учреждения и в рядах членов общества будет представлять не одинаковую силу» Жизнь Бурятии // Верхнеудинск, 1924. - № 4-5. - С. 65. . Связывая партийность и общественно полезную деятельность, автор продолжал, «… научное общество не может быть абсолютно объективным или беспартийным, ибо оно иначе было бы вне времени и места…» Там же.. Очевидно, что Н.Н. Козьмин разделял мнение о необходимости участия в общественно-политической жизни республики, что было следствием масштабности происходивших преобразований, вне которых не могло оставаться большинство населения.

Обществом проводилась работа по изучению флоры и фауны, природных ресурсов, а также этнодемографического состава населения республики. По итогам полевых исследований публиковались научные работы в республиканских и всероссийских журналах. Заботясь о расширении краеведческих знаний, руководство Научного Общества обращало внимание на необходимость подготовки учителей, закупки специальной литературы, налаживания связи с аймаками и проведения Бурят-Монгольской краеведческой конференции с широким аймачным представительством. Вместе с тем, оно не ставило перед собой задачи бесконечного расширения членской базы «во что бы то ни стало», отличаясь тем самым от массовых обществ.

Одновременно Научное Общество им. Д. Банзарова сближало с другими общественным организациями партийное руководство и государственное финансирование его деятельности. Доминирование бюджетных средств над членскими взносами зафиксировано в смете за 1925-1926 гг., где сумма, отпущенная Наркомпросом, равнялась 2661 руб., членские поступления - 92 руб. 60 коп. Отчет о деятельности Бурят-Монгольского научного Общества им. Д. Банзарова. - Верхнеудинск, 1927. - С. 11. Таким образом, Научное общество, образовавшись по инициативе ученых Бурят-Монгольской АССР, как и все общественные организации, было встроено в политический контекст. Данное обстоятельство программировало идеологическую лояльность Научного Общества, отсутствие видимых противоречий с государственной властью.

Существовавшие в республике некомсомольские молодежные организации, не получили достаточного развития и в случае упоминания о деятельности подобных организаций, они получали название «реакционных». Недостаток источников не позволил на данном этапе выявить их природу и прояснить социальный и персональный состав.

Некоторые сведения о таких организациях можно почерпнуть из доклада председателя ВЛКСМ Бурят-Монгольской АССР Н.Е. Кузьяна: «За данный период организация выросла значительно, но все же не сумела охватить влиянием всю молодежь. В некоторых районах стали создаваться параллельно комсомолу другие организации молодежи - некомсомольские. В Ольхонском крае, где почти отсутствовала комсомольская работа, создана организация «Гэрэл». В Аларском аймаке, наиболее компактном по населению, где комсомольская организация является одной из самых сильных в республике, создался «Союз дисциплинированной молодежи», под руководством бывшего эсера. В Троицкосавском аймаке были попытки к созданию кружка «Колчак», в Верхнеудинском уезде - «Союз христианской молодежи». Все это показывает, что наши ячейки еще не могут полностью удовлетворить растущие запросы молодежи в деревне» Пыкин В.М. История комсомола Бурятии: документы, факты, материалы. Кн. I: 1920-1945. - Улан-Удэ, Респ. тип., 2002. - С. 66.. Контекст данного источника позволяет судить о том, что перечисленные организации не являлись ни контрреволюционными, ни оппозиционными.

Однако, установка руководства страны на доминирование комсомольской организации среди других форм молодежных объединений, привела к рассмотрению существования названных организаций как одного из недостатков собственной работы. В условиях формирования тоталитарных тенденций, работа организаций, не подчиненных единому началу и не придерживающихся государственной идеологии, ставилась под сомнение, а впоследствии просто исключалась. Можно предположить, что нераспространенность иных форм самоорганизации общества связана с унификаторскими тенденциями в управлении общественной жизнью страны, которые негативно отразились на деятельности общественных организаций.

Итак, образование Бурят-Монгольской АССР стало важнейшим этапом государственного самоопределения бурятского народа, ступенью его этнической консолидации. Стабилизация государственной, экономической, социальной жизни способствовало формированию общественных организаций, социалистических по форме и содержанию. Период организационного становления автономной государственности совпал с начальным этапом складывания общественных организаций, ориентированных на содействие органам государственной власти. Реализация этого принципа являлась условием создания централизованных общественных организаций, республиканскими отделениями которых стали общества Бурят-Монгольской АССР. С одной стороны, данные общественные организации, решая важные социальные и политико-идеологические задачи, способствовали развитию общественной активности населения, которое в немалой степени разделяло веру в революционные идеалы. С другой, развиваясь как жестко централизованные структуры, такие общества как МОПР, ОДН, Авиахим и др., препятствовали деятельности собственно региональных обществ, не подчиненных централизованным структурам. Истоки данного положения видятся в формировании механизмов жесткого контроля государства за развитием гражданской инициативы, направлением ее в узкие рамки идеологической доктрины.

Страна расположена в самом сердце Азии. Это территории просторных степей, песчаных дюн, обширных гор, бесконечного синего неба и горячего солнца. Великолепная Монголия владеет сказочными природными богатствами.

Ответы на многие вопросы, касающиеся этой прекрасной страны, можно найти в данной статье. В ней мы расскажем о государственном устройстве (Монголия - республика или монархия); о географическом положении, о населении и многом другом.

Много интересного может рассказать многовековая история Монголии. Особенности древнейших традиций и обычаев довольно любопытны и разнообразны.

Общая информация

Монголия в общей сложности имеет 250 солнечных дней в году.

Эта загадочная страна, часто называемая «Страной голубого неба», является родиной великого Скалистые горы, голубые озера, бескрайние степи и золотые пески пустыни Гоби - все это прекрасные монгольские природные пейзажи. Здесь находится множество буддистских храмов, здесь удивительно гостеприимные местные жители со своей уникальной и самобытной культурой.

Государственное устройство

Высший законодательный орган власти Монголии - Великий хурал (парламент). В насчитывается 76 членов (по Конституции) с полномочиями на четырехлетний срок. избирается парламент, основной формой деятельности которого являются сессии, заседающие лишь при наличии 2/3 и более всех его членов.

В полномочиях парламента - формирование высшей исполнительной власти в Монголии (правительства во главе с премьер-министром). Главой государства является президент, который может быть избран из граждан Монголии, достигших возраста 45 лет на срок 4 года (условие - постоянное место проживания на родине последние 5 лет).

Согласно Конституции, действующей с 1992 года, Монголия - республика парламентская. Основные партии политические: Народно-революционная партия, Демократическая партия, Демократическая религиозная партия и Партия Зелёных.

До 1992 году страна называлась республика.

В 1991 году к власти пришла Демократическая партия в ходе мирной революции. С 2009 года в стране проводилось много реформ.

Географическое положение

Страна эта занимает часть Центральной Азии.

Монголия - республика, не имеющая выхода к морю. Границы имеет с Россией на севере, на юге, западе и востоке - с Китаем. Вся протяженность границ Монголии составляет 8162 километра (в т. ч. 3485 км с Россией).

Площадь территории государства - 1 566 тысяч квадратных километров.

Территориально республика Монголия делится на 21 область (аймак), состоящую из более мелких административных единиц - сомонов. В свою очередь, каждый сомон (всего 342) делится на баги (бригады). Всего их 1539.

3 монгольских города Эрдэнэт, Дархан и Чойр являются по статусу автономными единицами.

Монастырь Гандан.

Культура

Монголия - республика, традиции и культура которой богаты и разнообразны. Кочевники на протяжении многих веков бродили по пустыням и степям Центральной Азии и хранили в неизменном виде определенные обычаи. Каждый июль в Монголии отмечается праздник Наддам с традиционными монгольскими соревнованиями в скачке, стрельбе из лука и борьбе; празднуется окончание зимнего времени и приход Нового года - тоже с соревнованиями.

В Монголии проводятся различные фестивали: Охотничьих орлов; Яка и верблюда.

В заключение об экономике

Монголия в экономическом плане развивается динамично и является одним из перспективнейших рынков сбыта в Северо-Восточной Азии, да и практически во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Бурято-Монгольская А.С.С.Р.

Бурято-Монгольская автономная социалистическая советская республика , образована ВЦИК в ; последние границы определены постановлением ВЦИК от 26/IX 1927. Б.-М. АССР занимает обширную по площади (389.100 км 2) и сильно приподнятую над уровнем моря (до 550 м) территорию, граничащую с запада и с севера с территорией Сибирского края , с востока - с Дальневосточным краем и с юга - с Монгольской народной республикой . С юга на северо-восток территория Бурято-монгольской АССР прорезана высокими горными хребтами: Байкальским, Баргузинским, Хамардабанским, Улан-Бургасским и др. В восточной части ее, расположенной за Яблоновым хребтом , находится довольно обширная Агинская степь. Водные бассейны Б.-М. АССР - озера: Байкал (одно из самых больших и глубоких озер в мире), Гусиное, Еравинское, Баунтовское и друг.; из рек судоходны - Селенга , В. Ангара , Баргузин (впадают в оз. Байкал), Витим и др. Климат Б.-М. АССР резко континент., сухой и суровый, колебания от + 38°Ц. до -50,3°. Огромная часть территории Б.-М. АССР покрыта лесами (26 млн. га) с преобладанием в них хвойных пород: сосны, лиственницы, кедра и т. п. По хребтам - Хамардабанскому. Улан-Бургасскому и др. - растет в большом количестве ценное растение - бадан , из которого добывается дубильный экстракт. Леса Б.-М. АССР изобилуют разнообразными животными, из которых наиболее ценными и имеющими промысловое значение являются: белка , соболь , хорек , лисица и др. На оз. Байкал в большом количестве - нерпа - байкальский тюлень. На озере Байкал и по pp. Селенге, Верхн. Ангаре, Баргузину и др. развито рыболовство: омуль (из сиговых)- продукт массового потребления местного населения, осетр , хариуз , ленок и др. Недра Б.-М. АССР богаты разными полезными ископаемыми, как-то: каменным углем (Забитуйские копи Черемховского бассейна), железом (Курбинские и Мысовские месторождения), золотом (Баргузинские прииски) и др. Кроме этого имеются месторождения «самоцветов» в Агинском аймаке: бериллы, топазы, аквамарины и т. п.; Б.-М. АССР богата целебными минеральными источниками: Горячинский, Ильинский (горяче-сернистые), Арашанский (щелочно-железистый) и др. Недра и минеральные источники Б.-М. АССР разведаны слабо.

Населена Б.-М. АССР крайне редко (от 0,1 до 8,3 чел. на 1 км 2). Наиболее населены зап. и центр. части, наименее - сев. часть территории Б.-М. АССР. В административном отношении Б.-М. АССР делится на 16 аймаков - районов и 373 сомонов - сельсоветов. Всего населения в Б.-М. АССР - 528 т. чел., по данным местной статистики; по данным ЦСУ - 491.236 человек, из них бурят - около 215 т., русских - 258,8 т. и прочих (тунгусы , орочены , татары и др.) - 17 т. Городов 2 - Верхнеудинск , административный и культурный центр Б.-М. АССР с населением ок. 28,9 тыс. чел., и Троицкосавск - 8,9 тыс. чел.

Основное занятие населения Б.-М. АССР - сельское хозяйство: среди бурято-монгол преобладает скотоводство, основные породы которого - лошади, крупный рогатый скот и овцы, а среди русского - земледелие с главной культурой - яровой рожью. Общий удельный вес скотоводства в сельском хозяйстве Б.-М. АССР значительно выше удельного веса земледелия. Скота в Б.-М. АССР, по данным на 1927,-2.582.124 головы, из них лошадей - 296.706 голов, крупного рогатого - 945.388, мелкого (овец и коз) - 1.207.660 и свиней - 182 т.; пашни - 481.791 га, из них посева - 260.352 га, сенокосных угодий - 267.347 га и выгона (пастбищ) - 2.039.300 га. Земледелие носит потребительский характер; сеют рожь и овес; из технических растений - лен и коноплю. Сельское хозяйство Б.-М. АССР ведется в экстенсивных формах. Скотоводство и земледелие в Б.-М. АССР мало продуктивны: лошадь малоросла, корова слабоудойна и овца грубошерстна; яровая рожь дает слабый урожай. Кроме сел. х-ва (скотоводства и земледелия) население Б.-М. АССР занимается промыслами - охотничье-пушным (белка, соболь и др.), рыбным (омуль, ленок и др.), лесным и ореховым (кедровые орехи).

Население Б.-М. АССР к более или менее культурному ведению и улучшению сельского хозяйства приступило недавно. В наст. период (1920 - 28) в Б.-М. АССР организовано: 25 агрономических участков, 41 ветеринарный, 2 опытных поля, 1 станция защиты растений, 1 гос. конюшня, 2 племенных хозяйства крупного скота, 3 овцеводческих плем. х-ва, 2 гос. свинарника йоркширов и т. п. По данным 1927, развитие кооперации и коллективизации в сел. х-ве Б.-М. АССР характеризуется следующими данными: с.-х. товариществ - 64, с.-х. коммун и артелей- 37 и разных других с.-х. т-в: машинных, маслосыроваренных, рыбопромысловых и проч. - 159. Всего в них членов - 47.085.

Промышленность Б.-М. АССР как добывающая, так и обрабатывающая развита слабо. Основные: кожевенная (Чикойский завод с производительностью до 60 тыс. шт. кож), стекольная (Верхнеудинский зав. - до 200 т стекла), винокуренная (Верхнеудинский зав. - до 10 млн. градусов спирта), лесная (Верхнеудинский и Онохойский зав.), химическ. (Селенгинский сульфатный зав.- до 1.000 т сульфата) и др., всего около 10 действующих пром. предприятий с 1.000 рабочих. Кроме этого, добываются золото (Баргузинские прииски) и «самоцветы» (Шерловая гора в Агинском аймаке). Кустарная промышленность развита крайне слабо; наиболее распространенным видом этой промышленности является кожевенная.

Пути сообщения Б.-М. АССР: с запада на восток Б.-М. АССР пересекает Забайкальская ж. д.; по р. Селенге и оз. Байкал - Селенгинское пароходство; постоянное (с 1925) воздушное сообщение Верхнеудинск- Троицкосавск - Улан-Батор - Хото (Монголия), установленное

Сейчас только старшее поколение помнит о том, что раньше наша республика носила другое название. Март 1958 года. Бюро обкома партии обсудило вопрос о переименовании республики в Бурятскую АССР.

Рассмотрев записку группы научных работников Научно-исследовательского института культуры о переименовании республики в Бурятскую АССР и учитывая пожелания трудящихся по этому вопросу, бюро Обкома КПСС постановляет:

  1. Считать правильным и научно обоснованным переименование Бурят-Монгольской АССР в Бурятскую Автономную Социалистическую Республику.
  2. Утвердить проект записки в Центральный Комитет КПСС.

Об этом гласит протокол заседания.

Есть разные версии того, что послужило основанием этому переименованию. Первая версия времен СССР - за годы Советской власти коренная народность сложилась в бурятскую социалистическую нацию.

Фото: etomesto.ru. Карта Бурят-Монгольской АССР 1930 г.

Первая версия - Румянцев «за»

Через 10 дней в постановлении Верховного Совета уже Бурятской АССР говорилось, что это произошло в соответствии с пожеланиями бурятского народа, всех трудящихся республики по ходатайству Комитета КПСС и Президиума ВС республики. Этому предшествовала записка, подготовленная по заданию первого секретаря Бурят-Монгольского обкома партии Александра Уладаевича Хахалова. По современным понятиям, он был главой республики. Записку подготовила дирекция Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Сейчас это Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

До этого в дирекцию этого института поступили две записки от ученых-историков Бимбы Доржиевича Цыбикова и Георгия Никитича Румянцева. Однако в основу институтской записки, которая попала на стол партийных боссов, вошли положения, высказанные Румянцевым. Он утверждал, что на бурятской территории нет монголов, при этом признавал бурят одним из монгольских народов.

Сам Георгий Никитич кроме монгольского языка, бывшего для него основным, изучал также маньчжурский и тибетский. В Улан-Удэ он приехал из Ленинграда в 1939 году по приглашению Бурят-Монгольского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Работал в нашей республике 27 лет. За эти годы подготовил и издал большое количество научных трудов по разным проблемам бурятоведения и монголоведения.

Вторая версия - Цыбиков «против»

Бимба Цыбиков, выступая за сохранение названия «Бурят-Монголия», обосновал ошибочность переименования республики. Он отмечал этническую и языковую общность монголов и бурят. Писал, что в состав бурят-монгольского народа в XVII - XVIII веках вошли многочисленные племена и роды - выходцы из Монголии (халха и ойрат Монголии): ашабагаты, атаганы, узоны, сонголы, сартулы, хатагины, табангуты, икинаты, хонгодоры и другие. Число переселившихся на территорию Бурят-Монголии халха и ойратских родов весьма значительно. Другие ученые называют число известных родов от 34 до 80.

По словам Бимбы Цыбикова, многие бурятские летописцы свои сочинения называли историей бурят-монгольских или монголо-бурятских родов. Бурятские рапсоды, рассказывая легенды и предания, часто говорили: мы «монголо-буряты» или «бурят-монголы». Поэтому традиционное название нашей республики должно сохраниться и нельзя одним махом ликвидировать традиции.

Многочисленные научные исследования доказывают монгольское происхождение бурят. Наши предки - бурятские роды и племена - в раннее средневековье составляли единую этническую общность с другими монгольскими племенами, жили в Прибайкалье, на северной окраине монгольского мира. В эпоху Чингисхана и чингисидов бурятские племена входили в состав Их Монгол Улс - Великое монгольское государство.

У всех монгольских народов единая культура, своими корнями уходящая в центральноазиатскую цивилизацию. Единая письменность - классическое монгольское вертикальное письмо «небесная вязь». Ученые-монголоведы отмечали, что бурятская культура и язык должны развиваться на традиционной общемонгольской основе. А если они окажутся в отрыве от своих корней, то не будут иметь перспективы для развития. Об этом, например, говорил Михей Ербанов в 1926 году на совещании монгольских народов по вопросам культурно-национального строительства.

«Вопрос о повышении языковой культуры бурят-монгольского народа должен быть решен не в масштабе одних бурят-монголов, а в масштабе общемонгольском. Отрыв языковой культуры бурят-монгольского народа от остальных монгольских племен путем создания какой-либо самостоятельной письменности считать совершенно недопустимым» - гласила принятая на том собрании резолюция по вопросу языка и письменности.

Решение об изменении названия республики в 1958 году было принято закулисным методом. Как указывают факты, руководство республики не только не сочло нужным обратиться к народу, узнать его мнение, но и не соизволило, как положено, обсудить этот вопрос с участием широкого круга ученых. По существу не было квалифицированной дискуссии, четко сработала партийная машина стопроцентного голосования депутатов.

Только в 1991 году Совет Министров республики (председатель В.Б. Саганов) поддержал инициативу представителей научной и творческой интеллигенции о восстановлении традиционного названия республики. Однако решение было провалено тогдашним Верховным Советом республики.

Эта версия изложена в книге доктора исторических наук, востоковеда Шираба Бодиевича Чимитдоржиева: «Кто мы - бурят-монголы?».

С первых научных работ Шираб Чимитдоржиев демонстрировал умение находить и анализировать исторические документы, открывать новые направления исследований

Третья версия - Хрущев «за»

Есть версии других ученых, что это переименование - продолжение борьбы с так называемым панмонголизмом. Напомним, что это было одно из основных обвинений во время репрессий 30-х годов в нашей республике. Большинство обвиненных в этом были посмертно оправданы и реабилитированы в 50-е годы, когда наступила «хрущевская оттепель». Но, как ни странно, тот же Никита Хрущев, по версии других ученых, способствовал переименованию республики.

Доктор исторических наук Гармажап Санжиев пишет, что Хрущев предложил убрать вторую часть названия республики из-за ухудшения отношений с Китаем.

Сохранение названия «Бурят-Монгольская» могло быть использовано китайским руководством в период возникших осложнений в отношениях СССР с КНР в качестве предлога для своих территориальных претензий на этнические территории монголов Азии, - считает Санжиев.

Маоцзэдуновское руководство Китая претендовало на всю этническую территорию монголов в Азии. Оно заявляло, что Китай и Монголия в свое время составляли единое государство... Видимо, Хрущеву казалось, что название «Бурят-Монгольская АССР» будет служить предлогом для притязания на ее территорию. Поэтому он считал целесообразным убрать эту часть названия, - поддержал эту версию Шираб Бодиевич.

Четвертая версия - ради ООН

Профессор Чимитдоржиев приводил еще одну причину переименования - соседство с Монгольской Народной Республикой. То, что в названии автономной советской социалистической республики было слово «монгольская» мешало соседней Монголии войти в ООН. СССР же хотелось иметь в этой международной организации как можно больше дружественных социалистических стран. Добавим к этому, что еще два бурятских автономных округа после отделения в 1937 году тоже носили названия: Агинский и Усть-Ордынский Бурят-Монгольские национальные округа.

Правительство МНР подало заявление о приеме страны в члены ООН, но при рассмотрении данного вопроса американцы каждый раз применяли право вето, мотивируя это тем, что монголы живут, кроме как в МНР, в КНР и СССР, что это разобщенный народ. Летом 1958 года Хрущев изрек указание: немедленно выбросить из названия Бурят-Монгольской республики вторую часть, - писал Шираб Бодиевич.

Загрузка...