Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Отвращение (состояние психического пресыщения). Пресыщение, сокровищница духовной мудрости И полного пресыщения в котором

Страница 4 из 4

Состояние психического пресыщения у спортсменов

Монотонная деятельность на тренировочных занятиях приводит и к другому состоянию - психическому пресыщению. Психическое пресыщение описано и изучено А. Карстен, однако деление на монотонию и пресыщение как два типичных состояния автором осуществлено не было. Поэтому в современной психологии часто вместо состояния монотонии говорят о состоянии психического пресыщения. Происходит это вследствие того, что авторы подменяют понятие «насыщение» (по К. Левину) понятием «пресыщение». Насыщение может привести к монотонии, но оно недостаточно для возникновения пресыщения.

По своей форме психическое пресыщение во многом противоположно состоянию монотонии. Так, спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а наоборот, возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По иному изменяются и физиологические показатели: время сложной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагировать быстрее. Вегетативные показатели изменяются так же, как и при монотонии: частота сердечных сокращений, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются.

Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично. Последний случай характерен для людей, имеющих «взрывную» типологию (в большей мере склонных к быстродействию и к выполнению кратковременной интенсивной деятельности): слабую нервную систему, высокую подвижность возбуждения и преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне регулирования. Это состояние еще плохо изучено, однако и подчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния, монотонии) имеет правильно организованный тренировочный цикл при подготовке к соревнованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интересов не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла (Д. А. Аросьев, А. Н. Воробьев). Экспериментально этот вопрос изучен М. С. Фидаровым на борцах. Одна группа тренировалась по общепринятой форме построения недельного тренировочного цикла (трехразовые занятия на ковре). Тренировки не были напряженными ни физически, ни психически. Вторая группа исследовалась на предсоревновательном периоде, продолжавшемся 19 дней. Тренировочные занятия быки напряженными, с большим числом специальных тренировочных средств. Третья группа тренировалась перед соревнованиями по типу двух микроциклов: «специализированного» (4 дня) и «контрастного» (2 дня). Нагрузка во второй и третьей группах была одинаковой, разница состояла лишь в структуре распределения тренировочных заданий. Было установлено, что реже всего монотония и психическое пресыщение развивались в третьей группе борцов, а тренировочный эффект был достигнут наибольший. Чаще всего эти неблагоприятные состояния возникали во второй группе.

Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980. - С. 156-163.

Пресыщенность как качество личности – склонность проявлять состояние чувств и ума, характеризующееся чрезмерным, утомляющим насыщением, неумеренным удовлетворением каких-либо потребностей.

Человек сидел у себя в саду на скамье и читал книгу. Прилетела красивая птица и села на ветку. Человек залюбовался ею. Прилетела ещё одна, такая же прекрасная. Прилетела третья птица, точно такая же, как и две предыдущих, и опустилась на ветку рядом с ними. Человек восторженно любовался этим зрелищем. Но тут целая стая таких птиц, кружившая неподалёку, заметив трёх, сидевших на дереве, подлетела к ним и, громко крича и ссорясь, стала рассаживаться на дереве. Человек поморщился, вздохнул, захлопнул книгу и ушёл в дом.

Пресыщенность – это болезнь ума, которая проходит, стоит перевести человека в состояние голода чувств. Если голодного человека от души потчевать, он от голода перейдет в состояние насыщения, затем пресыщения и, наконец, отвращения. Если человеку утром давать чай, в обед чаек, а на ужин чаище, он надоест ему на второй день. Если умело вернуть чувства к голоду, пресыщенности не бывать.

Собаке выставляют тарелку с гречкой в понедельник, и она кричит: «Уррраааа! Грееечкааа! Та-дара-дара… асса!» Во вторник: «О, гречка, отлично, замечательно!» В среду: «А, гречка…» В четверг: «Опять гречка? Ну ладно». В пятницу: «Блин, опять эта гречка». В субботу гречки не дают. Собака удивлена. В воскресенье – опять ничего, собака взволнована. В понедельник гречка возвращается, и собака кричит: «Оооо! Урррауррааа! Гречка!»

Одного путешественника спросили, почему он всегда берет в качестве помощника в экспедицию такую до ужаса некрасивую женщину. Он ответил: — Когда она покажется мне симпатичной, я пойму, что пора возвращаться домой. Итак, чувства проходят четыре стадии: голод, насыщение, пресыщение и отвращение.

Когда отношения с человеком находятся в стадии голода, мы не замечаем его недостатков. Владимир Высоцкий пел:

Сегодня вы меня не пачкайте,
Сегодня пьянка мне до лампочки,
Сегодня Нинка соглашается,
Сегодня жизнь моя решается!

Стоит чувствам насытиться, и мы уже видим мелкие недостатки вчера еще идеального, по нашему мнению, человека. На стадии пресыщения человек уже видит одни изъяны, недостатки и пороки другого. Применительно к Нинке Высоцкого пресыщенность выглядела бы так: «Она ж хрипит, она же грязная, И глаз подбит, и ноги разные, Всегда одета, как уборщица…»

Пресыщенность – это когда всё приелось и опостылело. Ненасытные чувства требуют чего-нибудь новенького, но ум уже не в состоянии придумать новые развлечения, удовольствия и наслаждения. Новый русский, пресытившийся жизнью, все видевший и все имеющий, загорает на пляже и вдруг видит в воде золотую рыбку, цап ее и говорит: — А ну-ка, придумай мне три желания! Или другой, характерный для пресыщенности, эпизод. Беседуют два приятеля: — Жить больше незачем, все стало неинтересным, скучным. Остается одно – покончить с собой. — И ты думаешь, что от этого можно словить кайф?

Душа требует всёвозрастающего счастья. Сколько бы человек не изощрялся в удовлетворении своих чувств, успеха ему не видать. Природа чувств – ненасытность. Они капризно и настойчиво требуют новых зрелищ и наслаждений, громогласно заявляя, что «шоу должно продолжаться». Ум призван управлять чувствами. Он и сам не прочь поразвлечься, но при всей своей неугомонности и беспокойности не может справиться со всеми противоречивыми запросами чувств. Ум, как загнанная лошадь, отбрасывает «копыта» под напором безудержного наездника – чувств. Словом, пресыщенность – это когда чувства доводят ум до ручки, отправляя его на «больничный».

Пресыщенность проявляется рука об руку с привередливостью, капризностью, избыточной разборчивостью и чрезмерной притязательностью. Но это не самое страшное. Жизнь предполагает каскад желаний, намерений и целей. Признак наступающей смерти – отсутствие желаний. Пресыщенный человек не может желать, ибо не отличается целостностью. Целостность – это способность поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь.

Когда человек гармонично удовлетворяет весь спектр потребностей, отвечающих природе человека, он достигает целостности, но пресыщенности достигнуть не может. Целостность личности – враг пресыщенности. Пресыщенность порождается, когда человек замыкается на удовлетворении какой-то одной группы потребностей, например, физиологической – секс, алкоголь, обжорство, материальные ценности. Когда игнорируются другие группы потребностей, человек быстро достигает пресыщенности.

Было у одного богача всё, что желают люди. Миллионы денег, и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски, и вина, и полная конюшня дорогих коней. И всё это так прискучило ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку. Только ему и было дело и радость - еда. Просыпался он - ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда - ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у него желудок и позыва на еду не стало. Призвал он докторов. Доктора дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе. И вот ходит он однажды свои положенные два часа и всё думает о своём горе, что нет охоты к еде. И подошёл к нему нищий. - Подай, - говорит, - Христа ради, бедному человеку. Богач всё о своём горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает нищего. - Пожалей, барин, целый день не ел. Услыхал богач про еду, остановился. - Что же, есть хочется? - Как не хотеть, барин, страсть как хочется! «То-то счастливый человек», - подумал богач и позавидовал бедняку.

Пресыщенность – это привыкание и обесценение того, что имеем. Муж каждый вечер приходит домой, надевает тапочки и, уткнувшись в газету, механически поглощает ужин. В конце концов, жене надоедает такое поведение мужа, и она, желая порвать с этой порочной традицией, прибегает к маленьким хитростям: тщательно красится, надевает новое платье и все украшения. Но, увы, это не приносит результата. Тогда жена встречает мужа… абсолютно обнаженной. Результат тот же. В отчаянии бедная женщина надевает противогаз и в таком экстравагантном виде встречает мужа. Но тот по-прежнему не замечает никого вокруг. В гневе жена спрашивает: — Милый, ты не замечаешь во мне никаких перемен? Муж отрывается от газеты и долго смотрит на нее, а затем неуверенно спрашивает: — Ты что, дорогая, брови выщипала?

Пресыщенность – это всегда избыточность и чрезмерность, это всегда «демьянова уха» в межличностных отношениях. Женщина прослушала курс лекций о семейных отношениях и поняла, что допускала ряд ошибок: не заботилась о своей привлекательности, пренебрегала новизной. С большим энтузиазмом она приступила к исправлению ошибок. Спустя месяц на приеме у психолога ее муж говорит: — Что-то произошло с моей женой. Весь месяц шокирует меня. Не знаю, что и подумать. Вчера легла спать голой в валенках и сомбреро.

Пресыщенность – следствие неограниченности и отсутствия новизны. В семейных отношениях искусство сохранения отношений на стадии среднеарифметической между голодом и насыщением чувств, предполагает умение управлять и устанавливать определенную дистанцию между супругами. Слишком удаленная дистанция ведет к холодности и отчужденности. И наоборот, отношения с бесцеремонным вторжением в личное, интимное пространство другого могут вызвать раздражение, а затем перейти к стадиям пресыщения и отвращения. Если не давать мужчине ни минуты покоя, через каждые полчаса звонить ему на работу, липнуть к нему, как банный лист, он неминуемо «восстанет» от таких чрезмерно близких отношений.

Петр Ковалев

Психическое пресыщение – это психическое состояние, которое возникает в условиях однообразия профессиональной деятельности и не допускающих переключения на другие виды деятельности.

Развитие состояния психического пресыщения проходит определенные фазы: от полной готовности к действию через утрату интереса до состояния отвращения к работе и аффективного взрыва, после которого наступает разрядка и спад возбуждения.

В психологии спорта, при разработке данной проблемы установлено, что чаще всего психическое пресыщение наступает в периоде перехода от выполнения объемных нагрузок к более скоростным, но идентичным по структуре. Стремясь быстро избежать однообразия, спортсмен чаще меняет темп на более скоростной. Но так как это нежелательно из-за опасности преждевременного входа в спортивную форму, то возникает конфликт между нежеланием продолжать монотонную тренировку и сильными мотивами, побуждающими спортсмена продолжать навязываемую тренировочную программу.

В результате скука, сонливость, снижение активации, свойственные монотонии, переходят в напряжение, нервозность, беспокойство. В этом случае субъективное отвращение к монотонии тренировочной нагрузки выступает как вторичная фрустрация – конфликт.

О специфичности психического пресыщения свидетельствует его факторная структура, включающая показатели активации и самочувствия, увеличения энергозатрат, в отличие от факторной структуры монотонии, в основном связанной с мотивацией, снижением энергозатрат, парасимпатическим преобладанием.

Средствами профилактики психического пресыщения могут быть повышение значимости внутренних мотивов, повышение трудовой мотивации, положительная стимуляция, создание «окон» для индивидуальных вариаций.

Многие работающие родители страдают от стрессов, источники которых кроются в противоречиях между служебными и семейными обязанностями. Если в семье работают оба супруга, то большая часть забот и о доме, как правило, падает на женщину. А это значит, что ежедневно она отрабатывает две полные смены.

Чтобы выяснить, как производственный и домашний стрессы влияют на психологическое состояние работающих супругов, 350 учащимся начальной школы в пригороде Нью-Йорка вручили опросники, которые заполнили их родители (94 работающие мамы и 48 работающих пап). Половина отцов и одна треть матерей – люди с высшим или средним специальным образованием или менеджеры. Остальные – канцелярские служащие или «голубые воротнички».

Опросники измеряли следующие факторы:

    депрессию и самоуважение;

    конфликт между служебными и семейными обязанностями;

    производственный стресс: ролевая неопределенность, перегруженность работой, недостаточная самостоятельность, нетворческая и неинтересная работа, невысокий социальный статус на работе, недостаток ресурсов на работе и дискомфортная производственная обстановка;

    семейный стресс: недостаток уважения со стороны других членов семьи, перегруженность работой как следствие роли, исполняемой в семье, противоречия между требованиями, предъявляемыми разными членами семьи, неопределенность роли, исполняемой в семье, нетворческая, рутинная домашняя работа, недостаточная эмоциональная поддержка со стороны жены (мужа), отсутствие помощи со стороны других членов семьи и недостаточная эмоциональная поддержка со стороны детей.

    По таким параметрам, как уровни производственного и семейного стресса, противоречия между служебными и семейными обязанностями и депрессия/самоуважение, между мужчиной и женщинами существенной разницы не оказалось. Но в том, что касается некоторых аспектов семейного стресса, разница была очень велика.

Работающие матери больше страдают от отсутствия надлежащей помощи в домашних делах, а отцы от того, что не могут применить дома свои творческие способности и знания. Что же касается производственного стресса, то оказалось, что для мужчин отсутствие самостоятельности более сильный стрессор, чем для женщин.

Установив, что как у женщин, так и у мужчин самоуважение больше страдает от производственных стрессов, а депрессия чаще становится результатом стресса в семье, исследователи пришли к следующему выводу: работающие люди удовлетворяют свою потребность в достижениях скорее не дома, а на работе, а их психологическое здоровье больше зависит от отношений с близкими.

Результаты этого опроса подтверждают данные других исследований, показывающих, что работающие матери семейств испытывают большую нехватку времени и больше страдают от постоянного цейтнота, чем их работающие мужья. Именно поэтому помощь со стороны мужей или ее отсутствие имеют для них очень большое значение. Исследователи так назвали этот феномен: «Не говори мне, что я неотразима. Лучше иди и включи стиральную машину».

Монотонная обстановка также приводит к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвращения к выполняемой работе. Вообще, отвращение связывают чаще всего с эмоциональным тоном ощущений, т. е. с биологическим эмоциональными реагированием. Однако К. Изард справедливо отмечает, что по мере взросления и социализации человека он научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира, в том числе и к самому себе. В связи с этим Изард говорит о психологическом отвращении. Кстати, о нем писал еще К. Д. Ушинский (1974): «...Замечательно, что это отвращение остается, когда тошнота проходит, так что мы не можем есть этого блюда даже во время сильного аппетита. Это относится далеко не к одним вкусовым ощущениям, и если, например, мы станем насильно занимать ребенка тем, что даже ему понравилось сначала, то можем возбудить в нем отвращение к предмету. Этого не понимают многие педагоги, которые, чувствуя сильную любовь к какому-нибудь предмету, толкуют о нем детям до пресыщения» (с. 394).

Психологическое отвращение возникает не раньше семи лет; правда, этот срок касается только отвращения к пище (Rozin, Fallon, 1987). В более позднем возрасте оно может относиться и к извращенным формам секса, а также другим непривычным способам совершения того или иного действия. Важно отметить, что психологическое отвращение как условнорефлекторная эмоциональная реакция на то, что человеку противно, может сопровождаться легким ощущением тошноты и выражает реакцию отторжения неприятного ощущения или воспринимаемого объекта.

Для понимания отвращения, вызываемого длительной однообразной работой, важно учесть следующее замечание, высказанное К. Д. Ушинским (1974): «Отвращение к предмету часто появляется тогда, когда он, удовлетворив нашему стремлению... насильно удовлетворяет стремлению, которого уже нет. Так, мы можем получить положительное отвращение к такому блюду, которого наелись до тошноты...» (с. 394).

Изучение состояния психического пресыщения впервые началось, очевидно, в лаборатории К. Левина, где А. Карстен (Karsten, 1927) изучала явление так называемого «психического насыщения», которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее

220 Глава 7. Характеристика эмоииональн ых состояний.,.

прекратить. А. Карстен, а вслед за ней и И. М. Соловьев-Элпидинскии (1935), работавший в лаборатории Л. С. ВЫГОТСКОГО С умственно отсталыми детьми, показали, что это состояние не связано с утомлением.


Позднее это состояние изучалось Н. Майером (Maier, 1955). В его экспериментах испытуемым предлагалось чертить на листке бумаги вертикальные линии, группируя их в соответствии с заданным образцом. Испытуемые должны были, не останавливаясь, заполнять один за другим листки бумаги, запасы которой непрерывно пополнялись. Через четыре часа работы испытуемые отказывались выполнять задание. Чтобы убедиться, что отказ не связан с мышечным утомлением, испытуемым давалась другая инструкция, которая восстанавливала способность писать.

Надо отметить, что в обозначении этого состояния существует неопределенность. Словосочетание «психическое насыщение» больше подходит для обозначения состояния монотонии, а «психическое пресыщение» должно обозначать именно пресыщение, когда насытившийся человек продолжает есть, в результате чего у него появляется отвращение к пище. У авторов же эти два состояния либо не разделяются, либо, как это имеет место у Л. С. Славиной (1969), состояние «насыщения» (монотонии) называется состоянием «пресыщения». Отсутствие разделения состояния монотонии и психического пресыщения имеется у К. Левина и А. Карстен, а также у Н. Майера. Есть основание подозревать, что в их экспериментах речь может идти о монотонии, а не пресыщении. По крайней мере в их работах не приводится четких симптомов последнего.

В ряде работ (Фетискин, Ильин, Высотская, 1974; Замкова и др., 1981; Фетискин, Ершова, Полякова, 1984) было показано, что состояние психического пресыщения

Пресыщение – начало всякого вреда (свт. Василий Великий, 8, 16).

* * *

Переполнять свое чрево и обременять себя яствами достойно проклятия, как сказал Господь: горе вам, насыщенные ныне (). Через это и самое тело делается неспособным к деятельности, склонным ко сну и готовым к повреждениям (свт. Василий Великий, 9, 120).

* * *

Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум (прп. Ефрем Сирин, 30, 159).

* * *

Не будь пристрастен к мясам и винопитию, чтобы не сделать тебе ум свой неспособным к принятию духовных дарований (прп. Ефрем Сирин, 30, 320).

* * *

Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление (прп. Ефрем Сирин, 30, 573).

* * *

Пресыщение делает наглым, а я тебе... желаю позаботиться о том, что вечно питаемую душу удерживает в должных пределах (свт. Григорий Богослов, 15, 361).

* * *

Никакое пресыщение не бывает целомудренно; потому что огню свойственно сожигать вещество (свт. Григорий Богослов, 15, 368).

* * *

Не говорим: не будь чрева, но – да не будет пресыщения; потому что не чрево рождает пресыщение, а наша беспечность (свт. Иоанн Златоуст, 45, 175).

* * *

Что пользы, скажи мне, расторгаться от пресыщения через меру и преступать пределы потребности? Это и телу вредит, и душу лишает благородства (свт. Иоанн Златоуст, 46, 824).

* * *

Тот, кто преступает пределы потребности, потом уже не в состоянии будет вкушать удовольствие; это особенно хорошо знают те, которые сами испытали это, получив себе черен это бесчисленные виды болезней... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 824–825).

* * *

Не ядение худо, – да не будет! Вредно объядение и пресыщение до обременения чрева; через это уничтожается и удовольствие от пищи (свт. Иоанн Златоуст, 47, 74).

* * *

От чего эти многоразличные болезни и расстройство? Не оттого ли, что, преступая меру, мы обременяем чрево слишком тяжелым грузом? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 407).

* * *

Ничто столько не противно и не вредно телу, как пресыщение; ничто столько не разрушает, не обременяет и не губит его, как неумеренное употребление пищи (свт. Иоанн Златоуст, 50, 470).

* * *

Как раб, когда возложат на него что-либо свыше сил, в сильном негодовании оскорбляет своего господина, так и чрево, которому сделали насилие, часто губит и портит, вместе с прочими членами, и самый мозг. Потому хорошо устроил Бог, соединив с неумеренностью такие вредные следствия, чтобы ты, если по доброй воле не хочешь поступать благоразумно, хотя невольно, из-за страха и великого вреда, научился умеренности... (свт. Иоанн Златоуст, 50, 470–471).

* * *

Не так сильное течение рек размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все опоры нашего здоровья (свт. Иоанн Златоуст, 51, 147).

* * *

Не готовимся ли мы заклаться в жертву, что так утучняем себя? Для чего ты приготовляешь червям роскошную трапезу? Для чего увеличиваешь количество жира? Для чего умножаешь источники пота и зловония? Для чего делаешь себя не годным ни к чему?.. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще? Для чего (наводишь на нее) великий дым и облако, когда испарения, как бы какая мгла, поднимаются отвсюду? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 256–257).

* * *

От пресыщения рождается как блуд, так и идолослужение... Хотя трудно преодолеть похоть и силу желудка, однако я обуздываю его, не предаюсь этой страсти, но всячески стараюсь, чтобы не увлечься ею.

Не думайте, что я успеваю в этом без труда; нет, это для меня – подвиг, воздержание и борьба с природою, которая непрестанно восстает и домогается свободы; но я не уступаю, а укрощаю и подчиняю ее с великими усилиями (свт. Иоанн Златоуст, 53, 224).

* * *

Дай мне кого хочешь, и я скорее расторгну его пресыщением, чем голодом: бесспорно, последний сноснее первого. Голод можно перенести дней двадцать; а пресыщения не перенесть и два дня (свт. Иоанн Златоуст, 54, 363).

* * *

Кто в состоянии описать ту жестокую бурю, которая поднимается вследствие пресыщения и устремляется равно на душу, как и на тело? Подобно тому, как сплошная густая туча не дает воссиять лучам солнца, так и пары, которые источают вино и пресыщение, подобно некоему утесу, ударяя в мозг и образуя там густой туман, не позволяют рассудку получить больше простора и погружают пьяного в великий мрак (свт. Иоанн Златоуст, 54, 711).

* * *

Послушайте, вы, которые все время проводите на пиршествах и в пьянстве и которые презираете бедных, томящихся и умирающих от голода в то время, когда вы постоянно умираете от наслаждений. Вы становитесь причиною двух смертей: одной, которая постигает этих несчастных, и другой, которая убивает вас самих, и притом и та и другая есть следствие неумеренности (свт. Иоанн Златоуст, 54, 713).

* * *

Есть, скажете, некоторое удовольствие в пресыщении. Не столько удовольствия, сколько неприятностей. Удовольствие ограничивается только гортанью и языком; когда трапеза кончилась или когда пища съедена, ты становишься подобным тому, кто и не участвовал (в трапезе), и даже гораздо хуже его, потому что ты выносишь оттуда тяжесть, расслабление, головную боль и склонность ко сну, похожему на смерть, а часто и бессонницу от пресыщения, одышки и отрыжки, и тысячу раз проклинаешь свой желудок, вместо того чтобы проклинать невоздержность... Пресыщение производит то же, что делает голод, или даже гораздо худшее. Голод в короткое время изнуряет и доводит человека до смерти; а пресыщение, разъедая тело и производя в нем гниение, подвергает его продолжительной болезни и потом тягчайшей смерти. Между тем голод мы считаем несносным, а к пресыщению, которое вреднее его, стремимся. Откуда в нас такая болезнь? Откуда такое безумие? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 246).

* * *

Подобно тому как корабль, нагруженный больше того, что может вместить, будучи обременяем тяжестью груза, идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела, приняв пищу в размерах, превышающих свои силы, переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море погибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и едущих, и самый груз. Как, следовательно, бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися. Как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ни что другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь ни учение и увещание, ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ни порицание присутствующих, ни что другое не может спасти обуреваемую таким образом душу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 567).

* * *

Ничто так не любезно демону, как сластолюбие и пресыщение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 569).

* * *

Особенно невозможно искренно призывать Господа тому, кто предан объядению и пьянству (свт. Иоанн Златоуст, 55, 983–984).

* * *

Испарение слишком обильно принимаемой пищи, (действуя) на область мозга, помрачает способность мышления, приводя сердце в смятение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 984).

* * *

Пресыщение не знает бдения; кичливость не знает покоя; подвижничество имеет нужду в бодрствовании и кротости. Посему, если желаешь быть подвижником, не давай в себе места пресыщению и гордости. А если не владеешь чревом, то для чего напрасно занимаешь место и расслабляешь подвижников? (прп. Исидор Пелусиот, 60, 88).

* * *

Хотя бы и твердо пребывал он в пристани целомудрия, однако же пресыщение склоняет его предаться тому, чего никогда не хотел бы он допустить в сердце свое (прп. Исаак Сирин, 58, 188–189).

* * *

Бегайте бессловесного пресыщения и всегдашнего насыщения вдоволь... (прп. Феодор Студит, 92, 205).

* * *

Имеется и иного рода пресыщение и дурное пьянство, которое бывает не от еды и не от напитков и проистекающих от них удовольствий, но – от гнева на ближнего, и ненависти, и злопамятства, и проистекающих от них зол... (свт. Григорий Палама, 20, 75).

* * *

Обжорливость – не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378).

Загрузка...