Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Организация логопедической работы с детьми овз. Коррекционная логопедическая работа с детьми с ОВЗ. (Из опыта работы). Примерная структура группового занятия

Муниципальное образовательное автономное учреждение психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

Работа учителя - логопеда является одной из важных составляющих сопровождения ребёнка с ОВЗ. Речевые нарушения затрудняют общение детей, вызывая насмешки сверстников, негативно влияют на усвоение знаний, умений и навыков ребёнка с ОВЗ.

Коррекционная работа включает несколько этапов:

  1. Начальная диагностика речевого развития ребёнка, сбор анамнеза;
  2. Составление индивидуального плана коррекционно-развивающей работы;
  3. Привлечение к коррекционной работе специалистов центра: учителя - дефектолога, педагога - психолога, инструктора физической культуры, для всестороннего комплексного воздействия;
  4. Организация индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
  5. Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ для отслеживания динамики коррекционной работы и, по необходимости, корректировки индивидуального плана обучения.

Цель логопедической работы : исправление недостатков устной и письменной речи, профилактика речевых нарушений.

Можно выделить общие и частные задачи, стоящие перед учителем - логопедом.

Общие задачи сводятся к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи детям с проблемами в речевом развитии. Это:

  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • формирование просодической стороны речи;
  • формирование фонематических процессов;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Частные задачи достаточно специфичны. Учитель - логопед должен выявлять детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определять уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологические особенности таких детей и разрабатывать направления и содержания помощи каждому из них. Проводить профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными планами коррекционной-развивающей работы, оценивать результаты работы и определять степень готовности к школьному обучению, уровень усвоения образовательных программ в процессе школьного обучения, помогать родителям в создании полноценной речевой среды, координировать усилия родителей, в контроле за качеством их работы с детьми.

Одно из важных направлений в логопедической работе является сотрудничество специалиста с семьёй. Учитель - логопед проводит консультации, даёт рекомендации по развитию речи, формированию благоприятной речевой среды. Специалист знакомит родителей с итогами коррекционной работы, даёт характеристику речевого развития детей за отработанное время, определяет совместно с родителями необходимость продолжения коррекционных занятий.

Такая деятельность способствует эффективной организации работы с детьми с ОВЗ.

Здравствуйте! Я логопед в детском саду. По жалобе родителей, заведующий увеличил количество занятий с трех раз в неделю до пяти с ребенком с ОВЗ (предполагаемый диагноз моторная аллалия, документов от врачей или ПМПК мама не предоставляет) мне и психологу. Получается, что у ребенка 10 коррекционных занятий в неделю и занятия в группе детского сада. Правомерно ли это? Подскажите в каких документах прописана норма занятий детям с ОВЗ. Заранее спасибо. Татьяна.

Ответ: 1) Относительно непредоставления документов ПМПК следует указать:

— согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» (далее – Закон) обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— в соответствии с п. 10 Положения о ПМПК (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082) основным направлением деятельности комиссии является оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций … по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ…;

— согласно п. 14 Положения о ПМПК обследование обучающихся с ОВЗ … осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций … с письменного согласия их родителей (законных представителей).

— согласно письму Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» логопед поддерживает связь с … врачами-специалистами детских поликлиник и ПМПК.

То есть, при приеме в логопедическую группу ребеночка с ОВЗ согласно указанной норме Закона Вы обязаны получить подтверждение ПМПК. Если такого подтверждения нет, то детский сад в лице логопеда может направить ребеночка на обследование в ПМПК по согласию родителя. Логопед также обязан поддерживать связь с ПМПК, в рамках которой может уточнить особенности занятий с конкретным ребенком.

2) Относительно нормы занятия с ребеночком с ОВЗ следует отметить:

— согласно п.3 Приложения к приказу Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 норма часов за ставку логопеда составляет 20 часов в неделю;

— в соответствии с приказом Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются для детей:

  • при индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, заикание, мутизм, ринолалия и др.) — 1,5 посещения в час.
  • при индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) — 4 посещения в час.

— согласно письму Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (далее — Письмо):

  • периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития;
    индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
  • продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

То есть, предельных норм на проведение занятий с одним ребеночком с ОВЗ не установлено, периодичность таких занятий зависит от тяжести нарушения. Однако с учетом Вашей нагрузки все дети с ОВЗ с указанными в Письме нарушениями должны посещать не менее 3-х индивидуальных занятий с Вами.

Владимир Коржов, юрист.

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Актуальность проблемы

Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». В настоящее время сложилась устойчивая тенденция иждивенчества. Бытует расхожая фраза, что инвалид должен быть равным среди равных. На наш взгляд, инвалид по своим моральным и психологическим показателям, должен превосходить здорового человека, поскольку на его долю выпал более тяжелый путь. И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, тренинги, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной

дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально-

психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. В нашей школе обучаются дети с ЗПР, и умственной отсталостью. Практически все они имеют те или иные нарушения речи. Поэтому стало необходимостью создание специальной программы коррекционно-логопедической помощи этим детям.

Особенности речевого развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями .

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого школьника, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к незначительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Умственно отсталые дети из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового речедвигательного анализаторов с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дальнейшее развитие протекает медленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя речи, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт - подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

Задачи программы

- Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

- Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

- Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения.

Должностной инструкции учителя – логопеда

Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МО иНРФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

Преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

Создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

Коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

Место предмета в учебном плане

Для детей с ОВЗ в учебном плане выделены коррекционные занятия с учителем – логопедом. Так как у данной группы учащихся чаще всего страдают все стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) для каждого ребёнка разрабатывается своя адаптированная под него программа, основой которой является программа для работы с детьми ОНР. Программный материал распределяется (примерно) таким образом: развитие звуковой стороны речи - 80 часов, коррекция грамматической стороны речи - 90 часов, развитие лексической стороны речи – 67 часов, развитие связной речи – 50 часов. Все часы распределяются на 4 года обучения в начальной школе. Программы корректируются в зависимости от успешности освоения материала. Так дети с ЗПР могут освоить данный материал за 4 года обучения, а дети с умственной отсталостью за 5-6 лет. В зависимости от уровня развития речи дети занимаются 2-3 часа в неделю. Соответственно 68 – 102 часа.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Направления коррекционной работы

Характеристика содержания

Мероприятия

Сроки

Диагностическая работа

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи;

- ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии речи и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевым недоразвитием, выявление его резервных возможностей;

- системный разносторонний контроль специалиста за уровнем и динамикой развития речи обучающихся;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Обследование учащихся 1 - 4 классов с целью выявления детей с нарушениями устной и письменной речи.

Анализ письменных работ учащихся

Обследование детей, обучавшихся на логопункте, с целью оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

По плану работы начальной школы

В течение года

Коррекционно-развивающая работа

- выбор оптимальных для развития ребёнка с речевым недоразвитием коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

Комплектование групп обучающихся в соответствии с уровнем речевого недоразвития.

Сентябрь

Коррекционно-развивающая работа (продолжение)

- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекция и развитие высших психических функций;

Составление расписания, корректировка рабочих программ.

Проведение систематических логопедических занятий с учащимися с речевым недоразвитием в соответствии с рабочими программами и расписанием

Сентябрь, начало каждой четверти

Консультативная работа

- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с речевым недоразвитием, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование учителей начальных классов и педагогов-предметников по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимися с проблемами речевого развития;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка с речевым недоразвитием.

Консультации:

По результатам диагностики

По индивидуальным запросам педагогов и родителей

Сентябрь – октябрь

В течение года

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984, 1999). В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий. В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.

Содержание

коррекционно-воспитательной работы

(ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приемов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения;

II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

I.2 Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

5) обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

7) подведение итогов занятия;

8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Познавательные УУД:

Формировать умения:

ориентироваться в материале занятия: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

отвечать на простые вопросы учителя-логопеда, находить нужную информацию в иллюстрированном материале.

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

извлекать информацию из схем, иллюстраций.

подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД

Формирование коммуникативных умений и навыков:

ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

подведение итогов занятия;

формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Регулятивные УУД:

Развитие и совершенствование:

устойчивости внимания;

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности;

произвольности общения и поведения;

Личностные УУД:

Формирование умения:

ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

осознания ценности своей семьи, своих родственников, любви к родителям.

проявления интереса (мотивации) к учению.

оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов и иллюстраций с точки зрения общечеловеческих норм.

Динамика развития ребёнка за год

УЧЕБНЫЕ ПЕРИОДЫ

III

Состояние звукопроизношения

Наличие ошибок в письменной речи

Наличие ошибок при чтении

Речевая активность на уроке

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут в разной степени (в зависимости от тяжести отклонения) восполнены пробелы:

в развитии звуковой стороны речи

в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

в формировании связной речи

в развитии общей и мелкой моторики

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего, имеющих физические и психические нарушения развития, такие как: задержка психического развития, умственная отсталость..

Планируемые результаты освоения программы обучающимися .

В коррекционно-логопедической работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, оценку продвижения ребенка в речевом развитии, овладении коммуникативными навыками, которые, в конечном итоге, составляют основу адаптации обучающихся в социуме.

1 уровень (к концу 4 класса).

Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

Поставлены и отдифференцированы все звуки;

Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.

Данная разработка представляет собой программу индивидуальной логопедической работы с обучающимся 1-го класса с ОВЗ. Целью данной программы является формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

Данная программа логопедической работы составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК, согласно следующим нормативно-правовым актам:

  1. Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);
  2. Приказу Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  3. Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  4. Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  5. Проекту адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1.);
  6. Конвенцией ООН «О правах ребёнка».

Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую форму. Вступая во взаимоотношения с другими словами, слово приобретает совокупность грамматических значений, на основе которых и формируется у учащихся морфологическая система языка. Употребляясь с другими словами в предложении, слово приобретает не только определенное грамматическое значение, но и изменяет свою звуковую оболочку, так как каждое грамматическое значение выражается в определенном звучании морфемы. Позже слово будет прочитано и записано. Но не все дети могут это сделать ввиду особенностей развития психической, познавательной и речевой сфер.

Ребёнок с задержкой психического развития испытывает значительные трудности в понимании грамматических значений слов, зачастую и лексическое значение определённых слов долго остаётся недоступным. Соответственно формирование морфологической системы языка происходит весьма отсрочено.

Словарный запас у этих детей значительно снижен, они имеют явные сложности в операциях языкового анализа и синтеза. Им сложно понимать инверсированные предложения, составлять предложения из слов, предъявляемых в начальной форме, затруднена верификация предложений.

Также они испытывают значительные трудности в обобщении слов. Им не понятны и ими не употребимы слова-аналогии, метафоры. Затруднён подбор слов-синонимов и слов-антонимов, им не понятен смысл фразеологизмов. Ввиду недоразвития фонематической системы языка дети с трудом различают слова-паронимы, имеют трудности в восприятии и различении близких по звучанию или артикуляции.

Все приведённые выше нарушения языковой системы в достаточной мере осложняют развитие лингвистического компонента письменной речи, без овладения которой невозможно дальнейшее обучение.

Письмо – это вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция.

Сформированность психологического и лингвистического (как часть психологического) компонента письма, развитие социально-психологических качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребёнка с ЗПР благоприятным образом скажутся на его дальнейшей учебной деятельности.

Цель данной программы: формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

  • формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок» на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов;
  • формирование языкового анализа и синтеза; развитие фонематического слуха, обогащение словаря, коррекция грамматического строя и связной речи;
  • формирование познавательной деятельности и развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений);
  • коррекция нарушения звукопроизношения (йотированные звуки, звук [л`]).

Форма проведения занятий индивидуальная с периодичностью 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Принципы логопедического воздействия

  • Этиопатогенетический принцип;
  • Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;
  • Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому.
  • Принцип учёта поэтапности формирования речевых умений;
  • Онтогенетический принцип
  • Комплексный и системный подход
  • Принцип дифференцированного подхода

Методы и приёмы

Методы логопедического воздействия:

Практические методы:

  • упражнение:
  • подражательно-исполнительское;
  • конструктивное;
  • творческое;
  • речевое;
  • игровое.
  • Игры;
  • Моделирование.
  • Наглядные методы:
  • Наблюдение;
  • Рассматривание (рисунков, картин, макетов);
  • Просмотр видео, слайдов;
  • Прослушивание записей;
  • Показ образца.
  • Словесные методы:
  • Рассказ;
  • Пересказ;
  • Беседа:
  • Предварительная;
  • Итоговая;
  • Обобщающая.
  • Чтение;
  • Дискуссия;
  • Заучивание стихотворений.
  • Приёмы логопедического воздействия:
  • Показ;
  • Пояснение;
  • Указание;
  • Вопрос;
  • Объяснение;
  • Показ образца;
  • Педагогическая оценка.

Этапы коррекционной логопедической работы

Первый этап – диагностический. На данном этапе изучаются особенности устной речи, нейропсихологический профиль ребёнка. Также данный этап предполагает прогноз ситуации развития и планирование коррекционно-логопедической работы, соответственно результатам диагностики.

Изучение и оценка качества устной речи обучающегося с ЗПР осуществляется по методике И.Д. Коненковой (2005). Для нейропсихологического обследования использована методика А.Л. Семаго в интерпретации Г.М. Вартапетовой (НИПКиПРО, 2005г.). Сроки реализации диагностического этапа: 01.09.2016г. – 15.09.16г.

Второй этап – коррекционно-развивающий. На данном этапе осуществляется работа по коррекции и развитию устной речи, формированию мотивационного компонента процесса обучения, лингвистического и психологического компонента письменной речи методами логопедического воздействия.

В работе при коррекции устной речи используется методика постановки звуков, предложенная Ф.А. Рау, Р.Е. Левиной, методические рекомендации по автоматизации, дифференциации и постановке звуков Т.С. Перегудовой, Г.А. Османовой, Е.А. Пожиленко, И.Л. Лебедевой, Н.С. Жуковой. При работе над развитием лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороной речи использованы методы работы, предложенные Р.И, Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой, применяются разработки Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., логопедические тетради Н.Э. Теремковой, рекомендации Агранович З.Е. Логопедическая коррекция предполагает одновременную работу над всеми компонентами речи на всех уровнях (звук, слово, предложение, связная речь)

Сроки реализации данного этапа: 15.09.2016г. – 11.05.2017г.

Третий этап – оценочный. Предполагает оценку эффективности данной программы. Определяется уровень сформированности письменной речи (чтения и письма), качественное изменение устной речи ребёнка, прогноз дальнейшего развития. Сроки реализации данного этапа: 15.05.17 г. – 30.05.17 г.

Список используемой литературы и УМП для проведения занятий:

  1. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2000г.
  2. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.5. Тула 2009
  3. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.6. Тула 2009
  4. Буцыкина Т.П., Вартепетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2005 — №3
  5. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2008г.
  6. Григорьева Т. физкультминутки на логопедических занятиях в школе – М.: Чистые пруды, 2010.
  7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.
  8. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  9. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения. Выпуск 2/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  10. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  11. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/д:, СПб., «Союз», 2004г.
  12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с ЗПР: учебное пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
  13. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990г.
  14. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Владос, 1997г.
  16. Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников: книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985г.
  17. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996г.
  18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г.
  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. пособие для учителя-логопеда. М., «Просвещение», 1978г.
  20. Комплект наглядно-демонстрационных пособий по лексическим темам.
  21. Серии сюжетных картинок, схемы к ним;
  22. Компьютерные программы и ЦОР:
  23. «Подарок первокласснику»;
  24. «Игры для тигры»;
  25. «Домашний логопед»;
  26. «Обучение чтению» (Адалин);
  27. «Подготовка к школе» (Адалин);
  28. ЦОР «Поиграем со слогами»;
  29. ЦОР «В гостях у Лунтика»;
  30. ЦОР «Согласные звуки».

Савельева А.А.,
учитель-логопед

Коррекционная логопедическая работа с детьми с ОВЗ.(Из опыта работы)Автор: учитель-логопед Беляева Наталья Ивановна.Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Сладковский детский сад «Сказка»
Дата создания: 2014 год.
В нашем детском саду 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При поступлении детей с ОВЗ в ДОУ я провожу логопедическое обследование традиционными логопедическими приемами, знакомлюсь с заключением ПМПК. Результаты диагностики служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Результаты диагностики заносятся в речевую карту, и на основании этих результатов разрабатывается индивидуальный план работы для каждого ребенка. Занятия с детьми с ОВЗ проводятся индивидуально, продолжительностью 20 минут, 2-3 раза в неделю. Специфика логопедической работы обусловлена особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушение речи у детей с ОВЗ зачастую носят системный характер, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то изолированный дефект. Кроме того весь процесс логопедической работы направлен на развитие психологической базы речи.
Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, на занятиях работаем над общим моторным развитием и развитием тонкой моторики рук. Мы с детьми на занятиях выполняем различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности координации движений пальцев рук: складывание из палочек, спичек геометрических фигур; обведение контуров предметных изображений; использование «Сухого бассейна»; работа с мозаикой. Провожу также пальчиковые игры. Использую японскую систему упражнений для самомассажа, в нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж щетками.
Для формирования диафрагмального типа дыхания использую традиционные методы, провожу игровые упражнения: «Погреться на морозе», «Задуть свечу», «Снежинки летят» и т.д. Уже третий год в нашем детском саду применяется новая методика обучения с применением биологической обратной связи, сущность которой состоит: в обучении детей управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального аппаратно-программного обеспечения БОС.
Результаты проведенной работы позволили сделать заключение о том, что использование метода биологической обратной связи имеет ряд положительных моментов:
значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка,
позволяет быстрее устранить речевые нарушения,
расширяет возможности логопедической работы.
Метод БОС обеспечивает индивидуальный подход к ребенку с учетом уровня его речевого развития, а ребенок имеет возможность видеть результаты своего труда сразу же после сеанса. Снятию психоэмоционального напряжения способствуют богатый выбор слайдов и музыкальных клипов, которые дети могут выбирать по своему желанию. С начала этого учебного года мы решили попробовать этот метод в работе с детьми с ОВЗ. О результатах говорить пока еще рано.
Особенностями логопедической работы с детьми с ОВЗ является максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Для закрепления речевых навыков многократно повторяем логопедические упражнения, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, часто меняю виды деятельности, переключаю ребенка с одной формы работы на другую. В работе с детьми с ОВЗ использую компьютер. Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет мне существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, а так же сократить время на подготовку к занятиям.
Использую в своей работе нетрадиционные методы воздействия, такие как – игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия.
Игровая терапия – это метод воздействия на детей с использованием игры, ведь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, как известно, является игра. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Музыкотерапия создает положительный эмоциональный фон, стимулирует двигательные функции, развивает дыхательный и артикуляционный аппарат, растормаживать речевую функцию.
Сказкотерапия. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания.
Одной из форм сказкотерапии является песочная терапия.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Незатейливые упражнения с песком на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Одной из важных задач является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стараются помочь ему. Провожу с родителями беседы, приглашаю на занятия, даю рекомендации и домашние задания.
Так как нарушения речи у детей с ОВЗ носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки и в условиях логопункта очень сложно добиваться значительной положительной динамики. В конце учебного года провожу повторное логопедическое обследование, анализирую результаты работы и составляю годовой отчет. Результаты проведенной работы позволяют говорить о том, что у детей с ОВЗ дошкольного возраста можно добиться положительной динамики при условии системного, комплексного подхода в коррекции речи.


Приложенные файлы

Загрузка...