Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Оборонительные укрепления карельского перешейка тест. Линия маннергейма. Что такое линия Маннергейма

Но вокруг этой укрепленной линии со времени боев за нее выросло столько сказок и историй, что мы решили перенести рассказ о ней в цикл «Исторические мифы», который появится в «ОК-информ» чуть позже. А начать решили со значительно менее известной оборонительной линии Ваммелсуу-Тайпале, или Линии ВТ, которую в СССР называли «Карельским валом». Достаточно сесть в электричку, проехать около часа и оказаться на местах боев 1944 года. Интерес к военной истории растет, и все чаще на лесных окопах можно увидеть туристов и даже организованные группы экскурсантов.

В 1941 году Финляндия выступила на стороне Германии. Военные действия были одобрены парламентом Суоми после бомбардировки столицы Финляндии советской авиацией 25 июня

В 1941 году Финляндия выступила на стороне Германии. Военные действия были одобрены парламентом Суоми после бомбардировки столицы Финляндии советской авиацией 25 июня. Пока историки ломают копья над этими событиями, пытаясь понять, что это было, мы вместе с финской армией двинемся дальше.

Войска Маннергейма быстро овладели инициативой, перешли в наступление и отбросили РККА не только до старой границы, но и за нее (в октябре 1941 года под их натиском был сдан Петрозаводск). На Карельском перешейке войска финнов уперлись в линию обороны советского .

К началу 1942 гола линия фронта стабилизировалась, финны начали готовить оборону. На Карельском перешейке строить оборону на старой линии (той самой, которой у нас получила название «Линии Маннергейма») смысла не было. После событий 39 - 40 года она была целенаправленно разрушена советскими саперами.

Новая укрепленная линия была задумана в глубине от линии фронта. Она получила название по двум населенным пунктам: с одного она начиналась, другим заканчивалась. Ваммелсуу - это сейчас поселок Серово, а Тайпале - современное Соловьево. Оборонительная линия пересекала весь Карельский перешеек и состояла из достаточно простых, в отличие от «Линии Маннергейма», сооружений: небольших пулеметных точек, иногда дополненных бронеколпаками, пехотных убежищ разнообразной формы из бетона, а также системы предпольных укреплений: надолбов, рвов, проволочных заграждений.

Скромный масштаб укреплений объясняется несколькими причинами: с одной стороны - Финляндия вела войну и испытывала дефицит средств и ресурсов. С другой - по имеющимся ресурсам был подобран и иной тип фортификации: не крупные узлы с огромными дотами (хотя такие тоже были), но основывающийся на множество «распыленных» небольших укрытий на 20 - 25 человек.

Был подобран иной тип фортификации: не крупные узлы с огромными дотами (хотя такие тоже были), но основывающийся на множество «распыленных» небольших укрытий на 20 - 25 человек.

На сооружении линии работали трудовые батальоны, состоящие из лиц, не годных по состоянию здоровья или возрасту к службе в армии, а также заключенных и иногда даже пленных советских солдат. Понятно было также, что и времени на сооружение масштабной линии обороны нет. Ну, а для 1941 года, когда началось проектирование линии, был существен еще один фактор - неопределенность ситуации: где будет проходить новая граница, какой будет Финляндия по окончании (успешном) войны, нужна ли ей будет в будущем оборонительная линия на Карельском перешейке.

Впрочем, уже зимой 1942 года стало ясно, что война развивается по совершенно иному сценарию, отличному от того, что предполагали германские союзники, и речь уже шла только о грядущей обороне перешейка. Недостаток ресурсов заставлял финнов строить в основном полевые укрепления, лишь дополняя их бетонными сооружениями. У Линии ВТ, в итоге так и не достроенной, кроме незавершенности, был еще один серьезный недостаток: отсутствие глубины. То есть система траншей и дотов была одна, не имела второй, третьей и далее линий, куда могли отходить войска в случае необходимости. Можно сравнить ее, например, с Курской дугой, где советской армией были сооружены линии обороны (вообще без бетонных конструкций) общей глубиной от 30 до 100 километров, что и обеспечило успешное превращение Курской оборонительной операции в наступление.

Финское командование прекрасно понимало этот недостаток, неоднократно выдвигались проекты углубления линии обороны (имеется в виду, конечно, не углубление в землю, а создания новых линий траншей и укрытий в глубине, за основной). Но на такие работы не хватило ресурсов и сил: даже основная часть линии ВТ должна была быть полностью сооружена, вооружена и наполнена войсками по плану лишь осенью 1944 года.

Одним из важных узлов обороны был район Ваммелсуу (Серово). Финны предполагали прорыв советских войск по линии современного Приморского шоссе или параллельно ему и соорудили массу укреплений, следы которых можно видеть и поныне. Строительство курировалось на самом высоком уровне. Неоднократно линию посещал Густав Маннергейм, чему есть документальные свидетельства и фотографии.

Финны предполагали прорыв советских войск по линии современного Приморского шоссе или параллельно ему и соорудили массу укреплений, следы которых можно видеть и поныне.

К началу Выборской наступательной операции (июнь 1944 года) советские войска пришли совершенно иными, ничуть не похожими на тех неопытных солдат и офицеров, что штурмовали линию Маннергейма в 1939 году. За плечами войск, вышедших на поле боя, были долгие бои на Ленинградском фронте, прорыв и полное снятие блокады Ленинграда. Задачи на Выборгском направлении были для них уже для них менее сложными.

9 июня началось наступление советских войск от линии фронта в районе Сестрорецк - Белоостров. По направлению к Приморскому шоссе и железной дороге на Выборг наступал 109-й стрелковый корпус 23-й армии. Главный удар планировался в районе Кивенаппа (Первомайское). Однако, столкнувшись там с упорным сопротивлением, руководство фронтом перенесло направление главного удара на приморское направление. 14 - 15 июня развернулось сражение у Куутерселькя (Лебяжье), севернее узла Ваммельсуу. Именно там линия ВТ была прорвана, что обеспечило войскам на других направлениях, в том числе и на приморском, возможность успешного наступления.

Контратака не была успешной и 5 июня финское командования дало приказ к отступлению в районе Куутерселькя, советские войска вошли в прорыв и создали опасность окружения для финских частей, державших оборону в районе Метсакюля (Молодежное). Финские войска оставили укрепленный узел Ваммельсуу, а советские - продолжили наступление в сторону Выборга.

Павел Лукницкий, известный военный корреспондент и писатель, оставивший три тома воспоминаний, присутствовал при прорыве у Кууртеселькя и так описывал события: «Бой в полном разгаре. Наши войска взламывают мощный пояс вражеской обороны. Этот пояс начинается от Финского залива, пересекает Карельский перешеек, протягиваясь на северо-восток. Левое крыло его - важный опорный пункт Мятсякюля - упирается в залив.

Жизнь возвратилась в мирное русло. Долгие десятилетия бетонные укрепления стояли никому не нужные в лесах и полях. Часто их разрушали или даже ставили на них дачные дома.

Один из наиболее сильных следующих опорных пунктов этой линии - урочище и деревня Кутерселькя - в глубине перешейка. Укрепления Кутерсельки падают одно за другим. Усилия танкистов, взаимодействующих с пехотой, обозначаются тут же перед нами на карте, что лежит посреди плащ-палатки, растянутой под сосной. Ежеминутно принимая от радистов донесения действующих танковых взводов, С. М. Сибирцев штрихами красного карандаша врезается все глубже в квадрат, обозначающий район деревни Кутерсельки, на окраине которой находимся и мы сами. Над нами воют, пикируя, бомбардировщики, происходят воздушные бои, все виды орудий грохочут вокруг в лесу, стрекотня пулеметов, гул взрывов так забивают уши, что приходится делать паузы и кричать, чтобы расслышать друг друга».

Советские войска двинулись в сторону Выборга, и над Карельским перешейком воцарилась тишина. Жизнь возвратилась в мирное русло. Долгие десятилетия бетонные укрепления стояли никому не нужные в лесах и полях. Часто их разрушали или даже ставили на них дачные дома.

В последние годы на волне интереса к истории Великой Отечественной войны благодаря действиям энтузиастов пришло понимание, что это не просто куски бетона, не просто вражеские позиции - это, собственно, места боев, своеобразный памятник советским солдатам, прошедшим в 1944 году по Карельскому перешейку и добившимся быстрого выхода из войны одного из союзников гитлеровской Германии.

Началось создание мемориала и постепенная музеефикация укрепленного района Куутерселькя. Автор имеет некоторое отношение к другому проекту, который, возможно, скоро будет реализован на западной части линии ВТ, где в 1944 году также развернулись яростные бои. Есть надежда, что эти памятники истории больше не будут заброшенными.

Рассматривая историю Зимней Войны, никак нельзя оставить без внимания систему долговременных и полевых укреплений, построенных финнами на Карельском Перешейке. Условно, эта система укреплений стала с 1939 года именоваться "Линия Маннергейма ". Но на самом деле финские укрепления Карельского перешейка вовсе не одна какая-то открытая с тыла линия обороны, а несколько оборонительных позиций, предназначенных, чтобы остановить продвижение советских войск вглубь территории Финляндии.

Общая глубина системы укреплений Карельского перешейка в 1939 году достигала 90 км, хотя в среднем она была километров 70. В этом пространстве находились 4 оборонительные позиции полностью перекрывавшие всю ширину Карельского перешейка, кроме того, между линиями обороны и перед ними находились противотанковые препятствия, противопехотные заграждения, минные поля, лесные завалы, а также позиции для небольших отрядов и одиночек, действующих в арьергарде. Советский союз слишком долго тянул с подготовкой к вторжению в Финляндию, а потому противник успел построить очень многое. И если бетонные ДОТы за одно лето 1939 года построить было сложно, то для постройки менее прочных оборонительных сооружений из дерева, земли и камня времени оказалось предостаточно. Вот если бы СССР внезапно атаковал в сентябре 1939-го или в начале октября, тогда финские укрепления были бы значительно слабее.

Нужно заметить, что бетон финны жалели в течение всего периода строительства укреплений. В разных источниках даются разные данные по количеству ДОС на Карельском Перешейке, но никто не называет цифру выше 360, причем в это число входят и бетонированные убежища, и позиции артиллерии береговой обороны. Часть этих укреплений была возведена еще Российской Империей для обороны берегов Финского залива. Наибольшее число ДОТов было возведено в 1920-х годах (до Великой Депрессии), а во второй половине 1930-х они были реконструированы; в это же время были построены наиболее сильные ДОТы-миллионники.

Передовая позиция финнов находилась примерно в 5-10 км от советско-финской границы и не была предназначена для длительной обороны. Фактически, на этой позиции должна была действовать одна регулярная дивизия и пограничные войска. Этих сил было достаточно только для прикрытия развертывания основных сил финской армии на главной оборонительной позиции. Поэтому передовая позиция состояла из противотанковых препятствий, проволочных заграждений и небольшого количества полевых укреплений. На этой позиции планировалось задержать наступающие части РККА на пару дней, которые потребуются, чтобы уничтожить препятствия. Так, в итоге, и получилось. Хотя на главном, выборгском, направлении передовая позиция состояла из нескольких оборонительных линий, но людей для обороны было недостаточно, и через десяток дней после начала войны в дело вступила главная линия обороны.

Главная оборонительная позиция, на которой и были остановлены советские войска в декабре 1939 года, находилась в 20 - 60 километрах от границы. В общем-то, именно эту оборонительную позицию журналисты окрестили "Линией Маннергейма", а советский агитпроп подхватил эту идею ради оправдания неудач армии. Поскольку именно на этой линии Красная Армия протопталась полтора месяца, то ее стоит рассмотреть подробнее.

Общая протяженность главной позиции – 140 километров , но половина этой протяженности приходится на Вуоксинскую систему рек и озер. Озера имеют ширину более километра, реки известны своим быстрым течением; берега рек и озер туднодоступны для десантирующихся войск (местами из-за заболоченности; местами из-за крутизны). В общем, этот участок оборонительной позиции защищался самой природой, и финнам потребовалось лишь немного усилить оборону. Все наиболее удобные для переправы места были прикрыты небольшими укрепрайонами, в которых насчитывалось лишь около 20 ДОТов. Осенью 1939 года укрепрайоны были усилены полевыми укреплениями, включавшими до 5 рядов траншей и многочисленные ДЗОТы. Также несильными полевыми укреплениями были заполнены промежутки между укрепрайонами. Особенностью укреплений Вуоксинской линии – большое количество артиллерийских оборонительных сооружений. Это и ДОТы с пушечным вооружением и бетонированные батареи для тяжелой артиллерии. Пушки здесь были нужны для борьбы с переправочными средствами, и, нужно отдать должное инженерам, построившим укрепления, переправляться через Вуоксу было очень сложно.

Вторая половина главной позиции проходила по суше. И в целом, водные преграды в этом районе были перпендипекулярны оборонительной линии. Однако, и здесь 20 километров фронта приходились на крупные озера. Главная позиция в своей западной части имела на своем протяжении 8 укрепрайонов, примерно с 7 десятками ДОТ. Однако, в 1939 году Красная Армия имела соприкосновение лишь с 5 укрепрайонами, которые могли похвастаться 6 десятками ДОТов. Поэтому и эта позиция, по большей части, состояла из деревоземляных укреплений. Зато старые ДОТы на этом участке прошли модернизацию и к ним были добавлены новые, некоторые из которых можно даже назвать фортами, ибо они имели большой гарнизон. Недостатком ДОТов сухопутной части Линии Маннергейма было отсутствие противотанковой артиллерии в самих ДОТах. За это финны едва не поплатились в декабре 1939-го.

В районе крупного поселка Первомайское (бывшая финская Кивеннапа) хорошо сохранился крупный узел финской обороны времен Второй Мировой войны, кусок "Карельского Вала". Сюда мы приезжали несколько раз, так как фортификационных объектов здесь довольно много, и за один поход все не осмотришь. Об одной из поездок, в ходе которой мы увидели наиболее сохранившиеся сооружения, я и расскажу сейчас.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1941 году гитлеровская Германия нападает на СССР. Воспользовавшись случаем, Финляндия пытается вернуть себе захваченные у нее в ходе Зимней войны земли, а при возможности - еще и прихватить немножко сверху. Считалось, что Советско-финская война 1939-1940 годов имела своим итогом укрепление границ и обороны СССР, однако на деле оборона скорее оказалась ослаблена, так как Карельский укрепрайон был частично разоружен, а на присоединенных землях надеждой обороны так и не было организовано, зато получили врага с севера. Финны без особых трудностей отбросили советские части на рубеж старой границы, местами даже ее перейдя - но дальше идти не смогли, да и не особо хотели, несмотря на все просьбы Гитлера. Во-первых, часть войск стала бунтовать и отказываться воевать дальше, во-вторых, на старой границе успели вооружить большинство объектов Карельского укрепрайона (КаУР), и финны начали нести большие потери, а им это совсем не нравилось, в итоге фронт стабилизировался примерно вдоль старых границ, лишь местами финны зашли чуть дальше. Судя по всему, финское командование крайне скептически относилось к Гитлеру, не особо веря в его способность победить, поэтому уже с 1942 года начинается возведение финской оборонительной линии - Карельского Вала (VT-линии), взамен разрушенной и морально устаревшей Линии Маннергейма. Работы велись до 1944 года, когда Советская армия перешла в наступление, и часть линии не была достроена, но все же Карельский Вал был весьма могучей преградой, на прорыв которой пришлось потратить значительные силы. Летом 1944 года финская оборонительная линия была прорвана, а к концу года Финляндия не только вышла из войны, но по условиям мира еще и начала воевать с немцами, которые были на севере страны, держа там свои базы. Тем не менее, упорное финское сопротивление позволило им сохранить дважды свою независимость и выйти из войны с минимальными потерями, если сравнивать их с другими государствами.

НАШ ПОХОД.

Финские укрепления в Ленинградской области - ценный исторический памятник. Вообще, только Ленинградская область может похвастаться таким обилем фортификации. Тут есть крепости и Древней Руси, и Российской Империи, и СССР, и шведские, и финские, и немецкие - в общем, наша область - сплошной музей, где можно изучать историю на каждом шагу, и это здорово!

Итак, поселок Первомайское.

Крупное в прошлом финское село, ныне - тоже крупный поселок Российской Федерации. Здесь есть больница, есть школа - настолько крупная, что поглотила и уничтожила школу в соседнем поселке Ленинское, а также птицеферма и всякие другие промышленные объекты. Построенное шведами на перекрестке дорог, где была небольшая шведская крепость на холме, село оказалось очень важным стратегически. Поэтому в годы войны, в 1942-44, при строительстве обороны - укреплению Кивеннапы уделили немало времени, и здесь сопротивление было особо сильным. Взять село так и не удалось, финны сами ушли, когда создалась угроза окружения - после прорыва обороны в Лебяжьем (Куутерселькя).

На фото - руины шведского строения, скорее всего башни той самой крепости, на горе Крепостной

В поселке Первомайском есть на что посмотреть, здесь и красивый вид с Церковной горы, где финское кладбище

И замечательные озера посреди не менее замечательных лесов

Но главное, что нас интересовало - все же финские укрепления. Мы доехали до поселка автобусом от Зеленогорска, хотя есть и другой способ - прямая маршрутка от м.Парнас. День был суровый - лил дождь, причем был настоящий ливень, с мощными потоками воды, затапливающими все вокруг. Фотографировать было очень тяжело, приходилось постоянно прятаться под зонтиком. Однако наш турклуб остановить невозможно, лишь одна новенькая девушка сбежала через 10 минут, а все остальные - около десяти человек - мужественно отправились дальше. И не пожалели.

Первым объектом для рассмотрения стал разрушенный финский ДОТ (долговременная огневая точка) на Крепостной горе. Отсюда финны контролировали дороги, уничтожая мощным огнем из бетонного бункера все, что по ней движется. Руины впечатляют, сооружение было очень большим. После войны оно было взорвано.

Кстати, возле ДОТа можно увидеть и шведские каменные руины, и валы шведской крепости 16-17 веков, уничтоженной русскими войсками, так что, кому интересно - приходите сюда, не пожалеете, исторических памятников тут много, да и вообще место красивое.

Ну а мы спустились с горы и пошли по шоссе в сторону поселка Ольшанники. Вскоре справа от нас показались руины финского ДОТа.

Я здесь уже бывал зимой, но не мог пройти в лес, чтоб посмотреть, что есть дальше, так как был очень глубокий снег. А посмотреть хотелось, так как Карельский Вал был линией непрерывной, с множеством траншей и огневых точек, идущих сплошной полосой через весь Карельский перешеек. Сейчас же не мешает ничего, поэтому углубляемся в лес. И не зря - видим там руины второго бетонного сооружения.

Сюда даже можно войти.

Бетон в бункерах не очень толстый. Ресурсы финнов были весьма ограничены.

Внутри надпись на финском языке, оставшаяся с тех пор. Говорят, это какое-то предупреждение, типа будьте осторожны, или берегитесь осколков, точно не помню.

Коридор вел сюда. Это стрелковая позиция. Наверно здесь было небольшое орудие или мощный пулемет.

Вокруг очень приятный сосновый лес. Здесь бы погулять побольше. Но лил сильный дождь, и отклоняться от маршрута мы не могли - чтоб хватило сил на запланированные объекты. Когда-нибудь сюда вернемся.

От второго ДОТа ведет траншея, которая связывает его с руинами первого, а дальше сворачивает вбок, образуя в итоге круг. Что же в центре этого круга? Идем по траншее.

А вот и ответ! Траншея обходила по кругу подземный бетонный бункер, в котором укрывались защитники укрепления. Бункер был ядром обороны.

Это не ДОТ, из этого помещения не стреляют, оно скрыто в холмике, в нем укрывались и жили.
Удивительно, как хорошо сохранилось все - ведь прошло 75 лет! И чисто внутри, что радует.

Хоть сейчас заноси мебель - и живи внутри, весьма комфортно.

Внутри был колодец, чтоб набирать воду, не выходя из бункера.

Внутри поселился паук.

Пора на выход.

На дереве - ценная информация об этом убежище, размещенная энтузиастами из исторического кружка.

Слева от дороги был тоже холм. Логично было предположить, что там внутри холма тоже что-то скрывается. Проверили - и правда, еще одно убежище! Дождь сделал свое дело, и фотографии стали смазываться.

Входа два, для надежности. Это совсем не повреждено, сохранность даже лучше, чем в прежнем.

Изучаем подземелья.

Внутри хорошо, дождя нет! Настроение поднимается у туристов.


По опыту прошлых походов сюда знаю, что дальше можно пройти по шоссе, а там грунтовая дорога направо, в лес, где противотанковые надолбы и еще один ДОТ. Но туда уже идти сил не будет - дождь продолжает лить, как из ведра, мы все мокрые. А хотелось ведь и озера посмотреть. Так что - идем к озерам. По пути выясняется, что карта вообще не соответствует реальности, указанных дорог не существует, и приходится идти напролом, по мокрому чавкающему мху, под сильным дождем. Но мы все же дошли, и перед нами показалось красивое озеро с островком - озеро Червонное. Вода в нем прозрачная и чистая.

На дне видно каждую песчинку

Назло дождю, мы искупались, и случилось чудо - дождь кончился! Мы его испугали своим поведением.

Напоследок прикреплю фотографии еще одного ДОТа в Первомайском, который мы посетили за год до этого. Он совсем с другой стороны - к югу от поселка. Очень большой был, судя по руинам.

А вот сферическое убежище еще южнее, спрятанное в лесу.

И это все - лишь малая часть того, что здесь есть! Потенциал для исследования местности, изучения истории - здесь очень велик, и сюда надо приезжать еще и еще, тем более, что и природа вокруг - замечательная.

Система укреплений финнов
на Карельском перешейке


Военная мысль, №10-11, 1944 г., с. 88-95
Из фондов Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург)

Более двух с половиной лет укрепляла финская армия свои позиции на Карельском перешейке, намереваясь прочно удержать захваченный ею в 1941 г. плацдарм на подступах к Ленинграду. Оборона финнов опиралась на исключительно благоприятные природные условия Карельского перешейка. Перерезав перешеек своими укреплениями, финны развили их на глубину до 90 км (считая по прямой от Белоострова до Выборга), стремясь прочно прикрыть наиболее важное операционное направление, ведущее на Выборг. Для защиты Карельского перешейка финны создали:
–первую полосу обороны главным образом средствами полевой фортификации (эта полоса строилась в условиях непосредственного соприкосновения с нашими войсками);
–вторую полосу обороны (в 20-30 км от первой), насыщенную мощными современными средствами долговременной фортификации; отсечные позиций между первой и второй полосами обороны, построенные по основным дорогам; средствами полевой фортификации укрепили побережье Финского залива;
–третью полосу обороны, частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. сооружения «линии Маннергейма» и дополнив оборудование основных участков средствами полевой фортификации;
–внешний оборонительный обвод южнее и юго-восточнее Выборга, непосредственно прикрывавший этот важный стратегический пункт.

Рассмотрим, что представляла собой каждая из этих оборонительных полос и каково было их значение в общей системе обороны Карельского перешейка.


схема 1

Первая полоса обороны. Передний край или главная оборонительная линия (по финской терминологии) первой полосы обороны общим протяжением около 90 км проходила по р. Сестра через Стар. Белоостров, Мусталово, по западному берегу озера Лембаловское, р. Вийси-йоки и левым флангом примыкала к Ладожскому озеру (схема 1). На правофланговом участке первой полосы местность лесисто-болотистая, среднепересеченная; на центральном – резко пересеченная, с большим количеством возвышенностей, левофланговый участок – лесисто-болотистый почти на всем своем протяжении вплоть до Ладожского озера.

Оборона была построена по принципу узлов обороны и опорных пунктов, которые располагались преимущественно на тактически важных направлениях, на выгодной местности и в районах населенных пунктов. В состав каждого узла обороны входило несколько опорных пунктов. Промежутки между узлами обороны и опорными пунктами прикрывались одной или двумя траншеями, а также плотным артиллерийско-пулеметным и минометным огнем из глубины и с соседних опорных пунктов. Фортификационные сооружения в промежутках были подготовлены для занятия их войсками, что соответствует принципиальной уставной схеме финской обороны.

Узлы обороны и опорные пункты строились применительно к особенностям местности с учетом важности прикрываемых направлений. Их фортификационное оборудование и степень обеспечения огневыми средствами были различны, в зависимости от важности прикрываемого направления. Большинство опорных пунктов было приспособлено к круговой обороне, но все же основная масса фортификационных сооружений и огневых средств сосредоточивалась по фронту и на флангах.

Основным элементом фортификационного оборудования узлов обороны и опорных пунктов, даже и тех, которые располагались в населенных пунктах, являлась хорошо развитая система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, стрелков и автоматчиков. На наиболее ответственных участках (прикрытие дорог) строились развитые огневые позиции для станковых и ручных пулеметов. Наряду с траншеями имелось некоторое количество дерево-земляных сооружений легкого и противоосколочного типа. Густая сеть траншей и большое количество дополнительных пулеметных площадок позволяли противнику создать большую плотность огня в нужном направлении.

Опорные пункты, как правило, обносились проволочными заграждениями в несколько рядов. Заграждения на основных направлениях создавались на всю глубину оборонительной полосы (1,5–2 км).

Главная линия обороны состояла из сплошной траншеи полного профиля и выдвинутых вперед позиций для пулеметов и групп стрелков. Траншея была оборудована огневыми сооружениими, преимущественно открытого типа, но в ряде мест имелись сооружения противоосколочного типа. Непосредственно перед главной линией обороны финны построили густую сеть противотанковых и противопехотных препятствий.

Главная линия обороны составляла передний [страница 89] край позиции главного сопротивления – наиболее сильно укрепленной части всей оборонительной полосы. Именно здесь располагались дерево-земляные огневые точки. Позиция главного сопротивления состояла из ряда опорных пунктов, подготовленных для круговой обороны и соединенных траншеями. В 300–800 м от главной линии обороны проходила сплошная, а в отдельных случаях прерывчатая траншея, где располагались ротные резервы. Эта траншея в боевом отношении оборудовалась слабее, чем первая. Во второй траншее было несколько дзотов легкого типа. Прикрывалась она проволочными заграждениями в 2–3 кола.

В 400–700 м от второй траншеи находилась третья, где располагались батальонные резервы. Затем шла четвертая траншея, которую финны называли опорной линией. Четвертая траншея ограничивала с тыла главную полосу сопротивления и являлась рубежом прикрытия артиллерии. Ее назначение состояло также и в том, что она служила опорной позицией тактических резервов, используемых для контратак. Эта траншея проходила по наивыгоднейшим участкам местности, преимущественно по передним скатам холмов, и была наиболее полно оборудована огневыми сооружениями. Перед опорной линией устанавливались сильные проволочные препятствия (в 3–5 рядов).

За опорной линией на глубине 1,5–3 км от переднего края располагалась артиллерия. Противотанковые средства находились на рубеже первой траншеи на специально оборудованных для них позициях.



схема 2

Система обороны, примененная в первой оборонительной полосе, более наглядно показана на схеме 2, где изображен участок обороны в районе Стар. Белоострова. Здесь имелось четыре сплошных траншеи. Перед каждой из них финны строили не менее одной линии проволочных заграждений, а в некоторых местах – две и три, в зависимости от важности направления. Чаще всего встречались рогатки, установленные в два ряда и усиленные спиралью Бруно, а также малозаметные препятствия шириной до 10 м. Промежутки между препятствиями минировались. Проволочные заграждения перед первой траншеей располагались на расстоянии 30–50 м с тем, чтобы их можно было прикрывать фланкирующим пулеметным огнем. Перед второй, третьей и четвертой траншеями были поставлены проволочные заборы в 3–5 кольев. Большое внимание уделялось устройству противотанковых и противопехотных препятствий. Как сами препятствия, так и подступы к ним прикрывались сильным огнем, особенно на танкоопасных направлениях.

Другой узел обороны, созданный в районе Белоострова, прикрывал основную железнодорожную магистраль Ленинград – Выборг и Приморское шоссе. Состоял он из трех опорных пунктов, связанных между собой сплошными траншеями. Один опорный пункт располагался на правом фланге, на перекрестке Приморского шоссе и железной дороги, идущей из Сестрорецка. Второй опорный пункт (центральный) находился в районе железнодорожной станции Белоостров, а третий (левофланговый) прикрывал рокаду Сестрорецк – Стар. Белоостров. Передний край всего участка обороны проходил вдоль Приморского шоссе до правофлангового опорного пункта, поворачивал на северо-восток по правому берегу р. Сестра и далее шел по левому ее берегу.

Узел обороны опирался на систему эшелонированных траншей. Первая траншея проходила по переднему краю на веем его протяжении. Через каждые 30–50 м в ней были устроены пулеметные площадки. Кроме того, имелось значительное количество пулеметных дзотов. Траншея прикрывалась проволочными заграждениями вдоль Приморского шоссе в [страница 90] 2–3 кола, на правом фланге – рогатками в 2 ряда и проволочным забором в 3 кола, в центре и на левом фланге – спиралью Бруно и рогатками в один ряд. Проволочные заграждения усиливались минными полями, особенно на флангах. Вторая, третья и четвертая траншеи прикрывались проволочными заборами в 3 кола.

Вторая траншея была менее насыщена пулеметными дзотами и стрелковыми ячейками. В ее системе находились позиции для 50-мм и 81-мм минометов, отдельных противотанковых орудий и 75-мм пушек для ведения огня прямой наводкой. В системе третьей и четвертой траншей располагались 120-мм минометы (в 300–800 м от переднего края) и артиллерия (75-мм) – в 2–3 км от переднего края.

Строя свою оборону, финны стремились использовать для организации опорных пунктов в первую очередь возвышенности. Но поскольку природные условия не позволяли осуществить это по всему фронту, им приходилось приводить в оборонительное состояние низкие и заболоченные участки. В таких местах они строили дерево-земляные валы, служившие как для обороны, так и для маскировки движения вдоль фронта.

Фортификационные сооружения располагались линейно, в глубину были развиты слабо. Огневая мощь их также была незначительной, но такие участки надежно прикрывались пулеметным, минометным и артиллерийским огнем с соседних опорных пунктов.



схема 3

Рассмотрим еще один узел обороны первой оборонительной полосы, созданный на участке от восточного берега Лембаловского озера до р. Вийси-йоки (схема 3). Этот узел состоял из 5 опорных пунктов и прикрывал направление на Кексгольм, железную и шоссейную дороги Ленинград – Кексгольм, рокаду Грузино – п. Коросары. Три опорных пункта были расположены по фронту, а два – в глубине. Передний край проходил по господствующим высотам, примыкая на правом фланге к Лембаловскому озеру, а на левом – к р. Вийси-йоки. Так же как и в первых двух рассмотренных выше узлах, основу обороны здесь составляли траншеи, соединенные ходами сообщения. Наиболее развитой система траншей была в трех опорных пунктах, расположенных по фронту и особенно на правом фланге. Сильнее в огневом отношении и фортификационном оборудовании являлась первая, сплошная траншея. Она прикрывалась на всем своем протяжении проволочными заграждениями (рогатки в 3–5 рядов, а на отдельных участках перед рогатками устанавливалась спираль Бруно). Кроме того, устраивались противотанковые и противопехотные минные поля. Вторая и третья траншеи не были сплошными, огневое насыщение их было меньшим. Вторая траншея прикрывалась проволочными заборами в 3 кола. За третьей траншеей, перед артиллерийскими позициями, имелось 2 ряда проволочных препятствий в 3 кола каждый. В промежутке шириною до 100 м между рядами были установлены противопехотные мины, В глубине обороны, в 200–300 м от переднего края, располагались позиции для минометов, в 300–500 м – для противотанковой артиллерии, а в 1,5–2,5 км – артиллерийские позиции (75-мм).

Мы рассмотрели наиболее характернее участки первой полосы обороны. Как видим, основу их фортификационной системы составляли эшелонированные в глубину траншеи, служившие как бы фундаментом для опорных [страница 91] пунктов. Типичными огневыми сооружениями являлись открытые площадки для пулеметов, дзоты, открытые ячейки для автоматчиков и стрелков. Наиболее сильно оборудованными в огневом отношении были первая и вторая траншеи. Общая глубина первой полосы обороны не превышала 2,5–3 км, включая позиции артиллерии.

В целом рассмотренная оборонительная полоса являлась передовой в общей системе обороны Карельского перешейка, прикрывавшей подступы ко второй оборонительной полосе.

Вторая (главная) оборонительная полоса была расположена з 20–30 км от первой. Ее передний край (общей протяженностью до 100 км) проходил по линии Мятсякюля, Саха-Кюля, Кутерселькя, Кивеннапа, южнее Рауту и примыкал левым флангом к южному берегу оз. Сувантоярви. Использовав резко пересеченную местность, финны создали сильные опорные пункты на высотах в Кутерселькя, Котселькя, Кивеннапа, на перекрестках важнейших дорог и в крупных населенных пунктах. Опорные пункты второй полосы, помимо дзотов, открытых пулеметных площадок, ячеек для стрелков и артиллерийских позиций, были насыщены долговременными железобетонными огневыми точками и убежищами. Здесь финны применяли бронеколпаки, установленные на железобетонные казематы, которые располагались непосредственно у траншей, и артишлерийско-пулеметные доты, представлявшие собой железобетонные сооружения в два-три каземата. Артиллерийский дот бы[л] вооружен 5б-мм или 75-мм пушкой и одним или двумя тяжелыми пулеметами и имел колпак для наблюдения, визуального или через перископ. Необходимо отметить, что артиллерийские доты устанавливались главным образом на основных направлениях по обеим сторонам дорог. Во второй полосе имелось в общей сложности около 960 железобетонных сооружений различных типов и назначения. На один километр фронта (в районе Тилима) приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийско-пулеметных – 2, с бронеколпаком – 10, наблюдательных пунктов – 1, убежищ – 25, открытых железобетонных артиллерийских площадок – 4, открытых железобетонных пулеметных площадок – 1.

Большое внимание финны уделили созданию прочной системы противотанковой обороны, которая была организована на всю глубину оборонительной полосы (на основных дорожных магистралях). Для этой цели они широко использовали естественные и искусственные противотанковые препятствия, артиллерию, противотанковые ружья и минные поля. Противотанковые препятствия устанавливались не ближе 100 м от переднего края. На танкоопасных направлениях они устраивались в несколько рядов как перед передним краем, так и внутри оборонительной полосы, с широким использованием естественных преград (топкие болота, озера). Наиболее распространенным видом искусственных противотанковых препятствий являлись гранитные надолбы (высотой 1,2–1,5 м, весом 1,5–2 т). Они устанавливались в 2–5 рядов, расстояние между ними по фронту и по глубине равнялось 2,5–3 м. Надолбы были посажены в землю на 30–40 см. [страница 92] Высота их над уровней земли и промежутки между ними делались различными для того, чтобы затруднить укладку на них настила. Камни для надолб применялись таких размеров и формы, чтобы в любом положении они служили препятствием для танков. Гранитные, железобетонные и другие надолбы устанавливались в эскарп глубиной 1,2–1,4 м, с отвесной стенкой со стороны фронта. Этот эскарп маскировал надолбы и препятствовал их разрушению огнем из танков.

За надолбами вдоль всего переднего края в 30–50 м от первой траншеи проходил проволочный забор в 3–7 кольев, шириною от 5 до 10 м, усиленный колючей проволокой в наброс. В некоторых местах такой проволочный забор проходил и перед надолбами. Фасы противотанковых и проволочных заграждений были прямолинейны, протяжением от 100 до 300 м и находились под фланговым и косоприцельным артиллерийско-пулеметным огнем из дотов и с открытых позиций. Перед передним краем обороны был организован двух-трехслойный артиллерийско-пулеметный огонь из дотов, дополняемый огнем пехоты с открытых позиций.



схема 4

На схеме 4 показан один из узлов обороны второй оборонительной полосы, устроенный в районе Мятсякюля. Этот населенный пункт расположен у берега Финского залива, на пересечении дорог Ленинград–Выборг, Мятсякюля–Койвисто–Выборг. Узел обороны состоял из четырех опорных пунктов, приспособленных к круговой обороне. Два из них были вынесены вперед на господствующие высоты, расположенные на левом берегу р. Ваммельсуун-йоки, и являлись как бы предмостными. Остальные располагались на правом берегу реки, составляя главную позицию сопротивления на этом участке. Костяком обороны в опорных пунктах являлись железобетонные огневые сооружения. На один километр фронта здесь приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийских дотов с бронеколпаками для пулеметов – 1, артиллерийских открытых железобетонных площадок с укрытием для пушки – 5, пулеметных дотов с бронеколпаками – 10, без бронеколпаков – 2, наблюдательных пунктов – 2, убежищ (на 20–22 человека) – 23.

Вдоль правого и левого берегов были отрыты сплошные траншеи полного профиля. Через каждые 30–50 м имелись площадки для ручных и станковых пулеметов; особенно были развиты ячейки для стрелков и автоматчиков (через каждые 4–8–10 м). Траншеи соединялись крытыми ходами сообщения с огневыми точками и убежищами.

По всему переднему краю проходила сплошная полоса гранитных надолб, установленных в 4 ряда. За надолбами в 15–20 м – проволочный забор в 5 кольев, усиленный колючей проволокой в наброс. Естественным противотанковым и противопехотным препятствием служила р. Ваммельсуун-йоки с ее крутым правым берегом, недоступным для танков. Вдоль берега реки перед второй траншеей был также установлен проволочный [страница 93] забор в 5 кольев, усиленный проволокой в наброс.

С юга участок обороны прикрывался Финским заливом, а в тылу – противотанковым рвом, который перекрывал дорожные магистрали и своими флангами упирался в Финский залив и р. Ваммельсуун-йоки. В целом район Мятсякюля был приспособлен к самостоятельной противотанковой и противопехотной круговой обороне.


схема 5

На схеме 5 показан опорный пункт Кутерселькя, который прикрывал основную рокаду, соединяющую главные дорожные магистрали, ведущие к г. Выборг, проселочную дорогу Райвола – Кутерселькя и одновременно служил отсечной позицией, прикрывавшей фланг второй оборонительной полосы с востока. С юго-востока через заболоченный лес к этому населенному пункту идет единственная проселочная дорога. С северо-востока и юго-запада от Кутерселькя лежат труднопроходимые болота. Через весь передний край проходила траншея полного профиля. Она соединялась со всеми железобетонными дотами и убежищами, крытыми ходами сообщения. Перед передним краем была установлена полоса гранитных надолб в 4 ряда. Перед ними располагалось противотанковое минное поле. В целом вторая полоса обороны Карельского перешейка была рассчитана на длительное сопротивление. С этой целью финны насытили ее большим количеством железобетонных пулеметных и артиллерийских огневых точек, убежищ, гранитных надолб, помимо различных сооружений открытого типа.

Третья полоса обороны, так же как и первые две, была построена по принципу опорных пунктов, прикрывавших все основные дорожные направления, ведущие к г. Выборг. Передний край ее, общей протяженностью около 160 км, проходил по восточной оконечности озера Кипинолан-ярви, перекрывал дефиле между этим озером и озером Куолем-ярви, далее шел по рубежу Сумма до озера Муолан-ярви на Муола, по северо-западному берегу озера Яюряпян-ярви, перекрывая дефиле к озеру Вуокси, по северным берегам озер Вуокси и Суванто-ярви и примыкал к побережью Ладожского озера. На основных путях, ведущих к Выборгу, противник создал мощные опорные пункты в Мурила, Рёмпетти, Липола, Сумма, Лейпясуо, Муола и др.

Основным элементом фортификационного оборудования опорных пунктов являлась система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, автоматчиков и стрелков.

Перед передним краем обороны были построены проволочные заграждения в один–два и три кола. Из противотанковых препятствий имелись гранитные надолбы и рвы (на отдельных и важных участках обороны) в сочетании с естественными преградами (болота, реки, озера).



схема 6

На схеме 6 показан участок обороны в районе Сумма, высота 62,4, прикрывавший Выборгское шоссе и грунтовые рокадные дороги. Траншейная система здесь была развита преимущественно на флангах. Частично использовались разрушенные доты старой «линии Маннергейма» как в качестве укрытий, так и для огневых позиций. Круговая оборона обеспечивалась отдельно построенными небольшими участками траншей с открытыми пулеметными площадками и ячейками для стрелков. В глубине обороны (на 2 км) были отрыты три противотанковых рва, которые примыкали своими флангами к естественным препятствиям (болото Сур-суо и р. Сумма-йоки).

Опорный пункт, созданный финнами на высоте 62,4, седлал развилку шоссе на Выборг, прикрывал рокаду в Лейпясуо и защищал дефиле между болотами Муна-суо и озером Сумма-ярви. Здесь имелись три траншеи (удаление второй траншеи от первой 300–400 м и третьей от второй – 500–600 м). Первая и третья траншеи были наиболее полно насыщены площадками для пулеметов, автоматов и ячейками для стрелков, вторая оборудовалась стрелковыми ячейками. Траншеи не были соединены ходами сообщения. В 3–3,5 км от переднего края за третьей траншеей располагались огневые позиции для 75-мм орудий. Перед передним краем третьей полосы обороны был отрыт противотанковый ров, кото- [страница 94] рый своим левым флангом примыкал к болоту Вало-суо и правым к р. Мая-йоки, далее он переходил в контрэскарп по р. Мая-йоки до болота Сyp-суо. Перед передним краем и противотанковым рвом располагались гранитные надолбы, установленные в 4 ряда.



схема 7

На схеме 7 показан участок обороны, прикрывавший ст. Лейпясуо (железная дорога Ленинград – Выборг). Здесь были оборудованы три опорных пункта, располагавшихся на господствующих высотах. Правофланговый опорный пункт седлал развилку полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо. Здесь финны соорудили две траншеи (нe сплошные) полного профиля с площадками для пулеметов и стрелков. Перед траншеями были установлены проволочная сеть в 3 кола, а в глубине за второй траншеей гранитные надолбы в 4 ряда и проволочная сеть в 3 кола.

Опорный пункт, расположенный в центре данного узла обороны, прикрывал рокаду между железной дорогой Ленинград – Выборг и грунтовой дорогой, идущей на Лейпясуо. По переднему краю проходила сплошная траншея полного профиля. В 700–900 м от нее финны соорудили вторую траншею, оборудованную слабее первой.

Опорный пункт на левом фланге седлал железную дорогу Ленинград – Выборг и непосредственно прикрывал подступы к ст. Лейпясуо. Здесь были три прерывчатые траншеи (удаление второй от первой 400–600 м, третьей от второй – 300–400 м). Первая траншея была вынесена на противоположный берег реки Перо-йоки, а две другие располагались за рекой. Перед первой и второй траншеями имелись проволочные препятствия в 3 кола. На правом фланге узла обороны противник установил гранитные надолбы в 3–4 ряда, примыкавшие к заболоченному участку, а левым флангом к возвышенности с крутыми танконедоступными склонами. На левом фланге противотанковыми препятствиями являлись река Перо-йоки, болото Сур-суо и озеро Тастон-Ламмет. B глубине узла, за р. Перо-йоки, для прикрытия развилки полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо, был создан небольшой опорный пункт, оборудованный одной полукольцевой траншеей. Противотанковым препятствием на этом направлении являлась р. Перо-йоки.

В целом, как мы видим, инженерное оборудование и насыщение огневыми средствами третьей оборонительной полосы были более слабыми, чем первой и второй оборонительных полос.

Система обороны в районе Выборга. Помимо трех оборонительных полос, на Карельском перешейке финны создали еще внешний обвод укреплений, непосредственно прикрывавший г. Выборг (схема 8).


схема 8

Центральная часть Выборгского оборонительного рубежа проходила по южной и юго-восточной окраинам города. Покрытая цепью невысоких холмов, с валунами и лесом, она создавала благоприятные условия для обороны и маскировки переднего края. Далее передний край шел по южным и юго-восточным окраинам пригородов Корьяла, Таммисуо. Открытая и ровная местность перед передним краем хорошо просматривалась противником на глубину до 3 км.

Участок обороны, расположенный на полуострове (правый фланг внешнего обвода), прикрывал шоссе Койвисто – Выборг, а также (во взаимодействии с гарнизонами островов, расположенных в Финском зализе) подходы к порту Выборг со стороны Финского залива. Левофланговый участок прикрывал подступы к пригородам Корьяла и Таммисуо. Передний край представлял сплошную траншею полного профиля общим протяжением около 40 км. В районе пригорода Корьяла были две траншеи, оборудованные выносными и примкнутыми площадками для легких пулеметов, стрелков и автоматчиков, обеспечивавших многослойный фланговый и косоприцельный огонь перед передним краем. Типы фортификационных сооружений, возведенных на рубеже внешнего обвода Выборга, были в основном те же, что и на второй обо- [страница 95] ронительной полосе. По заболоченным участкам с высоким стоянием грунтовых вод траншея возводилась полунасыпного и насыпного типа. Позиции для противотанковых ружей и артиллерии располагались непосредственно в траншеях или за ними. Из намеченных к постройке железобетонных сооружений финны полностью закончили, лишь небольшое количество убежищ.

Противотанковой обороне уделялось исключительно большое внимание. По внешнему обводу города она строилась с максимальным учетом всех естественных препятствий – озер, рек и болот – и усиливалась искусственными заграждениями. На отдельных участках в качестве препятствия использовалась железнодорожная насыпь окружной железной дороги, а также гранитные надолбы, установленные в 1–2 линии по 4 ряда в каждой. Перед ст. Выборг финны построили железобетонную стенку-барьер (преграждавшую движение по железкой дороге), которая правым флангом упиралась в крутой скат высоты, а левым – в железнодорожную насыпь. Проволочные заборы в качестве противопехотных препятствий имелись только на отдельных участках обороны.

* * *

Как видно из изложенного, инженерная подготовка Карельского перешейка производилась финнами с основной задачей обеспечить Выборгское операционное направление. Учтя опыт войны 1939–1940 гг., они стремились создать здесь современную, глубоко эшелонированную оборону с мощными железобетонными и броневыми сооружениями. Для решения этой задачи с начала 1942 г. финны развернули работу по сооружению на Выборгском направлении нескольких оборонительных полос и оборудованию ряда сильных опорных пунктов на господствующих высотах, седлающих основные дороги, идущие к Выборгу.

Максимально используя природные условия и естественные рубежи, финны оборудовали первую оборонительную полосу, главным образом средствами полевой фортификации, вторую (главную) – средствами мощной современной долговременной фортификации; построили отсечные позиции между первой и второй полосами, создали полевые укрепления на побережье Финского залива, использовали в качестве третьей полосы линию «Маннергейма», частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. фортификационные сооружения и усилив ее средствами полевой фортификации, соорудили внешний обвод вокруг Выборга как последнее прикрытие этого важного стратегического пункта. По размаху проведенных работ и подготовительным мероприятиям можно предполагать, что финны намечали провести значительно большую программу строительства, чем им удалось осуществить к началу наступления Красной Армии на Карельском перешейке (к 10 июня 1944 г.). Повидимому, намечалось развить каждую из оборонительных полос е глубину. Это предположение подтверждается, в частности, начатой отрывкой противотанковых рвов в районе Мятсякюля и Тилима.

Из всех многочисленных железобетонных сооружений, построенных финнами, наиболее современными были казематированные убежища с броневым колпаком в толще покрытия (пулеметные доты, наблюдательные пункты и артиллерийско-пулеметные полукапониры). Такое сочетание, обеспечивая большую сопротивляемость, позволило создать низко сидящие сооружения, легко маскируемые и мало уязвимые.

Первая оборонительная полоса была создана в полном соответствии с полевым уставом финской армии в виде позиций боевого охранения и позиции главного сопротивления. Первые выносились вперед на 400–600 м, в зависимости от местности, с использованием всех ее преимуществ.

Основное назначение позиции боевого охранения – затруднить разведку позиции главного сопротивления и предотвратить возможность неожиданного нападения. Позиция главного сопротивления состояла из отдельных опорных пунктов, связанных между собой траншеями. Глубина ее – 1500–2500 м.

Вторая и третья полосы обороны в основном строились по тому же принципу. Позиция главного сопротивления второй полосы состояла из мощных опорных пунктов, оборудованных средствами долговременной фортификации. Внешний обвод Выборга строился по крепостному принципу, с созданием сплошной линии обороны. Финнам не удалось закончить намечавшийся план фортификационного оборудования своей обороны на Карельском перешейке. И все же они создали, как мы видим, три мощных оборонительных полосы и укрепленный пояс вокруг Выборга, богато насытив их долговременными фортификационными сооружениями, что превратило перешеек в сильно укрепленный оборонительный плацдарм. Овладение этим плацдармом с преодолением долговременной обороны и множества естественных преград, представляло исключительно трудную задачу. Однако войска Ленинградского фронта блестяще решили ее. Наступление качалось 10 июня, 15 июня была прорвана вторая (главная) полоса обороны, 18–19 июня – третья, а 20 июня, преодолев оборонительный обвод, наступавшие войска заняли город и крепость Выборг.

Инженер-майор С. ЖАРКОВ
Инженер-майор З. БРАУДЕ

Финская оборонительная линия на Карельском перешейке - Линия Маннергейма

После советско-финской войны Линия Маннергейма - финский комплекс оборонительных сооружений на Карельском перешейке - стала легендой и символом советско-финской войны. Однако такое название эта линия обороны получила только в середине декабря 1939 года. Так окрестили финскую основную линию обороны иностранные журналисты, которые освещали ход советско-финской войны из Хельсинки (а прибыло их со всего света около 300 человек!). Рассмотрим, что представляла собой Линия Маннергейма осенью 1939 года, когда на Карельском перешейке начались боевые действия.

Первый этап укрепления Карельского перешейка - 1920-е годы

Командование молодой финской армии прекрасно отдавало себе отчет в стратегическом значении Карельского перешейка и начало укреплять новую границу фактически сразу после заключения Тартуского мирного договора в 1920 году. Было предложено несколько вариантов прохождения основной линии обороны на разном удалении от границы, но принцип построения оборонительной линии был один - максимально использовать естественные препятствия и черты местности. Узлы обороны должны были прикрывать шоссе, железные дороги, межозерные и межболотные дефиле, располагаться по возможности под прикрытием водных преград.

Первоначальный план строительства предусматривал создание узлов сопротивления, опирающихся на железобетонные полукапониры фланкирующего огня на один пулемет, но этим планам не суждено было сбыться в 1920-е годы. Для создания полноценных узлов сопротивления с системой флангового огня просто не хватало средств. В связи с этим было принято решение строить примерно долговременные сооружения примерно той же конструкции, но фронтального огня. Для того чтобы уменьшить количество строящихся ДОТ, сектор обстрела пулемета был расширен до 90 градусов. Это не могло не сказаться на размерах амбразуры.

По сопротивляемости сначала было выдвинуто требование устойчивости к обстрелу снарядами калибра до 152 мм. Обсуждалась возможность постройки ДОТ с сопротивляемостью снарядам до 305 мм, но в результате от этой идеи пришлось отказаться - высота ДОТ в таком случае составляла бы от 4 до 5 метров на местности.

Создателем первой модели ДОТ независимой Финляндии стал офицер Энкель, и поэтому ДОТ первого периода постройки иногда называют ДОТ Энкеля. Саму линию обороны, опирающуюся на ДОТ постройки 1920-х годов, также иногда называют «линией Энкеля».

Следует отметить, что некоторые ДОТ Энкеля были построены как ДОТ фланкирующего огня - например, ДОТ № 8 и 9 в узле сопротивления Сумманкюля, ДОТ № 2 в узле сопротивления Муолаа и ДОТ № 5 и 6 в узле сопротивления Тайпале в устье ручья Мустаоя. Но подавляющее большинство ДОТ все же было фронтального огня, что значительно снижало их боевую ценность.

Характерной чертой ДОТ Энкеля было также низкое качество строительства - например, бетон, смешанный с гравием, полное отсутствие армирования в стенах. В ДОТ № 15 узла сопротивления Сумманкюля подрядчик (АО «Гранит») выполнил работы настолько недобросовестно, что в крыше этого убежища внутрь бетонной заливки был засыпан метровый слой песка. Выяснилось это только в январе 1940 года, когда финские саперы в боевых условиях начали ремонт полуразрушенного сооружения. Единственным элементом армирования были двутавровые балки в крыше сооружений.

Существовал стандартный проект ДОТ на один пулемет фронтального или фланкирующего огня, но при строительстве стандартный проект мог видоизменяться в зависимости от черт местности. Это характерная черта финской фортификации вплоть до 1960-х годов - стандартный проект являлся скорее рекомендательным, а окончательный проект ДОТ составлялся исходя из местности, где ДОТ должен был быть построен.

Помимо однопулеметных ДОТ в 1920-е годы финны строили еще несколько типов железобетонных сооружений - разнообразные убежища и артиллерийские капониры на северном берегу реки Вуоксы и озера Сувантоярви.

Железобетонные убежища, которые были построены непосредственно на передовой рядом с пулеметными ДОТ, могли оснащаться бронекуполом с четырьмя щелями для наблюдения. Эти убежища имели, как правило, два входа и от одного до трех внутренних помещений для личного состава. Бронекупол встраивался в крышу правого или левого крыла убежища в зависимости от расположения сооружения на местности. К сожалению, проектной документации на сооружения первого периода постройки в национальном архиве Финляндии пока что не обнаружено, и о характеристиках сооружений можно судить только по тем руинам, которые сохранились на Карельском перешейке.

Командные пункты батальонов первого периода постройки отличались большими по сравнению с передовыми убежищами размерами (№ 6 в узле сопротивления Суммаярви, № 12 в узле сопротивления Сумманкюля, командный пункт в узле сопротивления Колмикесяля). Располагались они в 300–500 метрах от передовой линии обороны.

Также в 1920-е годы были построены так называемые «бетонные траншеи». Они представляли собой небольшие сооружения с убежищем на одно отделение в бетонном бруствере траншеи и бетонированную траншею со ступенькой для стрельбы.

Самыми крупными сооружениями постройки двадцатых годов стали артиллерийские капониры на северном берегу Вуоксы и Сувантоярви. Строились они на мысах, для того чтобы максимально простреливать фланговым огнем зеркало воды. В каждом капонире имелось четыре амбразуры для орудий или пулеметов, бронекупол для наблюдения и корректировки артиллерийского огня. В некоторых сооружениях имелся второй, подземный этаж для расположения гарнизона капонира и склада боеприпасов. Вооружались капониры морскими орудиями «Норденфельдт» калибра 57 мм на стационарном станке и 76-мм капонирными орудиями Меллера (в финской литературе они называются просто орудия типа «Капонир»). Со стороны наступающего эти капониры были фактически невидимы, так как были встроены в мысы и видны были только с флангов, со стороны амбразур. Каждый артиллерийский капонир прикрывался двумя пулеметными ДОТ фронтального огня.

Необходимо также отметить, что финнам в наследство от Российской империи достались и береговые батареи в Финском и Выборгском заливах, - на островах Бьеркского архипелага, на островах Туппура, Равансаари, на мысу Ристинеми. На Ладожском озере финны также построили береговые батареи - на островах Валаамского архипелага, острове Коневец, острове Мантсисаари и северном побережье озера. Основной задачей этих батарей было противодействие десантным операциям и прикрытие гаваней на севере Ладоги.

В дополнение к низкому качеству строительства ДОТ в 1920-е годы необходимо добавить также тот факт, что долговременные сооружения не охранялись, не запирались и не маскировались на местности. Это позволило советской разведке беспрепятственно выяснить расположение большого количества ДОТ первого периода постройки, заснять их на фотопленку (правда, плохого качества), а в некоторых случаях даже составить планы внутреннего устройства укреплений. Все разведывательные данные были обобщены в фундаментальном «Альбоме укреплений Карельского перешейка», вышедшем в 1937 году. Помимо ДОТ первого периода постройки, в нем также были нанесены на карту ДОТ узла сопротивления Инкиля. После 1937 года советские разведчики, очевидно, больше не занимались разведкой финских укреплений, так как расположение ДОТ постройки 1938–1939 годов оказалось наступающим частям Красной Армии неизвестным.

1930-е годы - новые веяния

В начале 1930-х годов фортификационное управление финского Генштаба (Linnoitustoimisto) возобновило строительные работы на Карельском перешейке. Недостаток средств все еще оставался серьезной проблемой, и для строительства новых долговременных сооружений был привлечен Саперный батальон финской армии. Во время летних сборов батальон построил новый узел сопротивления Инкиля с 5 капонирами и 1 полукапониром фланкирующего огня. Интересной чертой этого узла сопротивления было использование бронеплит с уничтоженного форта Ино в стенах казематов. Все капониры слегка отличались друг от друга конструкцией. На некоторых капонирах бронеплиты были сделаны наклонными. В 1933 году ДОТ были построены только вчерне - не было установлено внутреннее оборудование, в бронеплитах не были прорезаны амбразуры для стрельбы.

1937–1939 годы - от «миллионников» к стандартизации.

В последние дал предвоенных года финны вели самое интенсивное строительство нз Карельском перешейке, и прервано оно было только начавшейся войной. В тги два года финские сооружения эволюционировали от гигантских ДОТ «миллионного» типа до небольших стандартных ДОТ и убежищ образца 1939 года.

Финский пулеметный капонир 1nк7, весна 1940 года. Обратите внимание на малые размеры пулеметных амбразур в бронестенке. ЦГАКФФД СПб.

ДОТ «миллионного» типа представляли собой впечатляющих размеров долговременные сооружения. Составные части ДОТ - два или три каземата, соединенные длинной подземной казармой на глубине до 4 метров. Казематы могли быть как фронтального, так и фланкирующего огня. В части ДОТ применялись бронеплиты - ДОТ № 10 «Червонец» в Сумманкюля, ДОТ № 6 в Инкиля, ДОТ № 4 «Поппиус», ДОТ № 6 и 7 в Лейпясуо. Сболченные бронелисты применялись либо только во фронтальной стенке, либо во фронтальной стенке и крыше каземата.

Всего на основной линии обороны было построено 8 ДОТ «миллионного» типа - ДОТ № 6 в Инкиля, ДОТ № 2 «Тертту», № 10 «Червонец» и 11 «Пелтола» в Сумманкюля, ДОТ № 4 «Поппиус» и ДОТ № 5 «Миллионный» в Суммаярви, и ДОТ № б и № 7 в Лейпясуо. В этот класс сооружений можно отнести и убежище № 4 в Суурниеми. Однако стоимость строительства этих ДОТ была настолько высока, что финские военные инженеры были вынуждены искать пути экономии средств.

Соответственно, следующим шагом в эволюции финских ДОТ стали долговременные сооружения в узле сопротивления Суурниеми - эти ДОТ имели крупную казарму для личного состава, но она не была заглублена в грунт на 4 метра, а находилась на одном уровне с пулеметными казематами. Этот узел сопротивления был построен в 1938–1939 годах, а уже в 1939 году финские инженеры разработали стандартные сооружения. Всего было разработано 5 типов стандартных железобетонных сооружений.

Однопулеметный полукапонир образца 1939 года

Существовало два зеркальных проекта полукапонира - с направлением огня влево и вправо. Основным вооружением полукапонира был пулемет «Максим», установленный на деревянном станке. Угол обстрела амбразуры «Максима» составлял 38 градусов. Рядом с пулеметной амбразурой находилась амбразура прожектора для освещения сектора обстрела пулемета. Эта амбразура была оснащена заслонкой, которую можно было закрыть и открыть, не выходя из укрепления.

В стене у входа в укрепление была также амбразура для ручного пулемета или автомата с углом обстрела 45 градусов. Вход защищала также ружейная амбразура. В крыше был установлен бронекупол образца 1939 года.

Из внутреннего оборудования присутствовали фильтровентиляционная установка, водопровод и колодец. Под бронекуполом располагалось небольшое помещение с двухъярусными нарами для отдыха гарнизона.

В стандартном проекте были возможны изменения и модификации. Так, в ДОТ № 9 в Муолаа сам ДОТ был заглублен в землю, а бронекупол был, наоборот, поднят над уровнем крыши сооружения.

Двухпулеметный капонир образца 1939 года

Основным вооружением капонира были два пулемета «Максим», установленные на деревянных станках. Помимо основных амбразур фланкирующего огня с сектором обстрела 38 градусов, в ДОТ имелись две амбразуры для прожекторов с бронезаслонками (для освещения секторов обстрела станковых пулеметов). Также имелось 3–4 амбразуры для ручного пулемета или автомата с сектором обстрела 60 градусов. Эти амбразуры были предназначены в большей степени для ближнего боя и позволяли гарнизону осуществлять круговую оборону капонира. Для ближнего боя в капонире также были предусмотрены трубы для выброса ручных гранат - располагались они около входа. Система вентиляции ДОТ также была защищена от попадания ручных гранат. Если разбить заслонки на вентиляционных трубах и бросать внутрь гранаты, то по специальным трубам-отводам эти гранаты выкатывались обратно под ноги осаждающих.

В ДОТ была установлена система вентиляции и фильтр воздуха, имелся колодец и печь для обогрева помещений и приготовления пищи. В центральной части капонира в крыше монтировался бронекупол образца 1939 года. Бронекупол образца 1939 года имел шесть щелей для кругового наблюдения и ближнего боя из пистолета или пистолета-пулемета Суоми со специальным пламегасителем и прикладом (т. н. «бункерный» или «танковый» вариант знаменитого пистолета-пулемета). Щели бронекупола можно было закрыть внутренним бронекольцом, вращающимся на подшипниках. В основании бронекупола располагался люк, а вниз в капонир шла лестница из металлических скоб. Бронекупол был рассчитан на нахождение в нем 1–2 человек и предназначался в первую очередь для артиллерийских разведчиков и для часовых-наблюдателей. Над крышей ДОТ бронекупол выступал всего на 40–50 сантиметров, но, как показала война, этого было достаточно, чтобы демаскировать ДОТ и привлечь губительный огонь советской тяжелой артиллерии.

В центральном помещении капонира располагались также двухъярусные нары на шесть человек гарнизона. В капонире присутствовал также запасной выход - квадратный люк со стороной 60 сантиметров, расположенный на уровне земли в одном из пулеметных казематов капонира.

Казематы ДОТ могли располагаться на разном уровне относительно друг друга в зависимости от конкретного места строительства.

Бетонированное убежище на взвод, КП роты, КП батальона образца 1939 года

Все три типа убежища имели схожую планировку. Различались они только размерами, планировкой внутренних помещений и наличием или отсутствием бронекупола. Убежища на взвод строились в непосредственной близости от линии фронта «в паре» с боевыми ДОТ. Расстояние между боевым ДОТ и убежищем не превышало 200–300 метров. КП роты и КП батальона строились на большем удалении и оснащались бронекуполами для наблюдения.

Все ДОТ образца 1939 года защищались также каменно-земляной подушкой толщиной до 4 метров. Со стороны наступающего противника ДОТ выглядели как безобидные холмы, и только бронекупол мог выдать, что это ДОТ, а не погреб для картофеля местного финского крестьянина. В крыше ДОТ были, как правило, вмонтированы штыри для крепления оцинкованной максировочной сетки. Эта сеть натягивалась от крыши ДОТ до уровня амбразур под таким углом, чтобы ДОТ со всех сторон выглядел, как холм. К маскировочной сетке крепилась белая ткань или лапник. Некоторые ДОТ были раскрашены в белый цвет. Там, где маскировочная сетка не использовалась, ДОТ, как правило, закрывали лапником со всех сторон. Бронекупол также старались маскировать лапником.

Модернизация долговременных сооружений постройки 1920-х годов

Во второй половине тридцатых годов стало очевидно, что большая часть сооружений постройки 1920-х годов уже устарела. Часть сооружений пришла в запустение и требовала ремонта, а также установки дополнительного оборудования - фильтровентиляционных установок, водопровода и зачастую просто дверей.

Боевая ценность пулеметных ДОТ фронтального огня была более чем сомнительной, и в 1937 году было разработано несколько проектов их модернизации. Самые первые проекты предполагали стандартную модернизацию - пристройку казематов фронтального огня к передней стене старых ДОТ. Фронтальную стену нового каземата предполагалось построить из 30-сантиметровой брони. Однако эти проекты реализованы не были. Для каждого ДОТ, предназначенного для модернизации, был разработан свой уникальный проект. ДОТ были либо переоборудованы в убежища и склады (ДОТ № 1, № 7 в УР Сумманкюля), либо к ним были пристроены полукапониры фланкирующего огня. В ДОТ №№ 3, 5, б в УР Сумманкюля были пристроены полукапониры на один пулемет. В ДОТ № 2 к старому пулеметному каземату был построен целый новый ДОТ «миллионного» типа.

Так как часть старых ДОТ была изначально построена как ДОТ фланкирующего огня, их модернизация подразумевала сужение амбразуры, установку стандартного станка под пулемет, создание каменной подушки у напольной стенки и строительство стены, защищающей амбразуру. Такие проекты были разработаны для ДОТ № 8–9 в Сумманкюля и ДОТ № 2 в Муолаа. Пожалуй, самым оригинальным проектом был как раз проект модернизации ДОТ № 2 в Муолаа - помимо строительства стены для защиты амбразуры, к ДОТ была пристроена квадратная бетонная башенка с четырьмя амбразурами для автомата Суоми и запасным выходом.

Неосуществленные планы

Летом 1939 года на Карельском перешейке развернулись крупномасштабные строительные работы, но часть из них финны просто не успели закончить. Не была построена большая часть железобетонных убежищ и боевых ДОТ в узле сопротивления Салменкайта. Полностью отсутствовали железобетонные убежища в узле сопротивления Муолаа - были проведены только земляные работы и залит пол нескольких сооружений.

Не были осуществлены впечатляющие по размаху проекты плотин затопления на реках Карельского перешейка. Помимо всем известных плотин затопления на реках Мая-йоки и Перрон-йоки, летом 1939 года были подготовлены проекты строительства плотин затопления на реках Тюопполан- йоки, Муолаан-йоки, Салменкайта-йоки. Однако все эти планы остались на бумаге в связи с недостатком средств и времени. Если бы эти планы были осуществлены, то зоны затопления составили бы около четверти всей протяженности фронта на Карельском перешейке.

В ноябре 1939 года была утверждена проектная документация на строительство новых сооружений в узле сопротивления Кархула. Эти долговременные сооружения должны были заполнить промежуток между узлом сопротивления Сумманкюля и высотой Марьяпеллонмяки. Однако этот узел сопротивления, который должен был состоять из дюжины стандартных долговременных сооружений на один и два станковых пулемета, так остался на бумаге.

Не было построено ни одного долговременного сооружения для артиллерийских разведчиков, хотя проект был готов - небольшой, компактный бункер на 1–2 наблюдателей с бронекуполом. На финских архивных картах отмечены даже непостроенные сооружения, что вносит серьезную путаницу в наше время, в особенности в узлах сопротивления Муолаа и Салменкайта.

Загрузка...