Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Об искусстве написания рассказа. Как научиться писать рассказы

Писать книги непросто: чтобы стать хорошим автором, надо овладеть этим искусством – создавать новые, интересные произведения. Безусловно, это не значит, что дар писательства даётся лишь избранным. Для кого-то это станет призванием, а кто-то напишет несколько вещей, но тоже хороших, востребованных. Принято считать, что проще всего написать небольшой рассказ: это занимает меньше времени, объём невелик, не нужно продумывать сложные сюжетные ходы и систему образов. На самом деле вопрос неоднозначен. Создание рассказа требует времени, сил и старания. Но вы вполне можете попробовать свои силы в качестве автора, а советы и алгоритм вам помогут освоить новую сферу деятельности и выяснить, насколько вам это близко, как относятся к вашим творениям эксперты и читатели. Возможно, у вас есть талант, о котором вы не подозреваете.


Как написать рассказ? Несколько полезных рекомендаций
  1. Если вы задумались о написании рассказа, значит, у вас уже есть какие-то идеи, сюжеты, или вы хотите испытать себя в роли писателя. Для начала стоит задуматься об определении целевой аудитории вашего рассказа. Когда идей много, существует несколько разных планов, следует выяснить, для кого именно вы пишете рассказ, какое издательство, газета или журнал могут вас опубликовать. Тогда вам понадобится подобрать будущий рассказ в соответствии с форматом потенциального издателя, ожиданиями читателей. Таким образом, у вашего произведения станет гораздо больше шансов быть опубликованным. Если у вас нет никаких наработок, и вы хотите начать писать «с нуля», возможны два пути:
    • вы заранее выясните, где велика вероятность напечататься, и напишете рассказ в заданном формате, учитывая особенности издательства, читателей;
    • вы реализуете творческий порыв, создадите произведение по вдохновению, а уже потом будете думать, куда можно отдать рассказ.
    Первый путь более практичный, но и второй имеет право на жизнь: вдруг ваш рассказ, написанный от души, получится действительно талантливым, ярким и неординарным. Тогда вы непременно найдёте и своего издателя, и читателей.
  2. Как написать рассказ, если есть желание самореализоваться, но пока не появился сюжет, не получается придумать саму историю, создать образы главных героев? Попробуйте начать с чтения книг, литературы, газет, просмотра новостных блоков, изучения социальных вопросов и проблем. Классическая литература даст ключи к написанию художественных текстов, выстраиванию логической последовательности повествования, обрисовке людей, их характеров и индивидуальных черт. Новости, современные картины из жизни – источник полезной информации, впечатлений, необходимых для любого автора. Сюжеты обязательно появятся, возникнут и образы героев, когда вы действительно заинтересуетесь какой-то реальной историей или проблемой. Главное, чтобы у вас сложилось собственное мнение, взгляд на вещи, который вы выразите в вашем произведении. Это и станет основой рассказа, его идеей.
  3. Когда у вас уже сложился сюжет, вы в целом представляете себе главных действующих лиц, не спешите приниматься за написание текста. Сначала сделайте только наброски: кратко запишите сюжетную канву, завязку и развязку, основные события, в нескольких предложениях обозначьте черты героев. Обязательно некоторое время, хотя бы несколько дней, оставьте на дальнейшее обдумывание произведения. Постепенно вы привыкнете к вашим героям, наверняка увидите какие-то несообразности в характерах, сюжете, внесёте исправления и дополните ваш рождающийся рассказ. Все новые мысли записывайте. Это время нужно вам ещё и для того, чтобы оценить увлекательность, перспективность вашего будущего рассказа: удерживает ли он ваше внимание, не пропадает ли желание сочинять. Однако при возникающих сложностях, ощущении бессмысленности работы бросать её сразу не нужно. Излишне критичное отношение к себе тоже может повредить. Лучше подождать, а потом вновь вернуться к рассказу.
  4. Чтобы написать небольшой рассказ, но сделать его действительно увлекательным и самобытным, уделите особое внимание развитию сюжета. Желательно, чтобы в вашем произведении была какая-то интрига, вызывающая у читателя интерес, стремление знакомиться с текстом дальше. Также хорошо применять приём недосказанности. Однако это требование не является обязательным. Есть оригинальные авторские ходы: например, вы можете начать рассказ с кульминации, развязки, а затем «вернуться» назад. В таком случае вам придётся удерживать читателя вашим мастерством слова, умением «плести» текст, создавать из него своеобразную «музыку». Если вы сами найдёте подобные произведения, с интересом будете читать их до конца, то вы увидите, что именно задержало вас над книгой, не позволило бросить её.
  5. Тщательно обрисовывайте образы ваших героев. Даже в маленьком произведении важно создать «живых» действующих лиц. У каждого героя должна быть своя внешность, судьба, взгляд на мир. Важно индивидуализировать речь действующих лиц, придать ей свои черты, характерные для конкретного персонажа. Например, школьник не должен строить свои фразы так же, как старушка или взрослый мужчина-бизнесмен.
  6. Продумайте систему взаимоотношений действующих лиц. В рассказе небольшого объёма тоже нужно создать связи между героями, в которых они проявят свои характеры, внутренний мир.
  7. Большое значение имеют детали. Прописывайте их в рассказе с особым старанием. Можно внести в ткань произведения символы, аллегории, наполнить глубоким смыслом некоторые описания. Детали зачастую помогают читателям вникнуть в описываемую ситуацию, понять мышление героев.
  8. Вырабатывайте свой авторский стиль, найдите вашу индивидуальную манеру, оригинальные «чёрточки». Старайтесь разнообразить стиль, демонстрировать умение владеть словом.
  9. Обращайте внимание на каждый нюанс, слово, знак препинания. Рассказ – это особый жанр. В таком маленьком объёме всё должно быть сжато, лаконично, насыщено смыслом. В хорошем рассказе все слова стоят на своём месте, действие развивается логично и последовательно, герои выглядят естественно. Старайтесь писать так, чтобы читатель не мог угадывать дальнейшее развитие событий, качества персонажей, тогда произведение будет увлекать новизной, неожиданными поворотами, развязкой.
  10. Работайте долго над черновиком рассказа. Желательно после написания окончательного варианта подождать несколько дней, немного «отвыкнуть» от текста, а потом вернуться к нему и внести дополнения. Так значительно проще увидеть ошибки, взглянуть на произведение более объективно.
  11. Хороший вариант – обсудить рассказ с друзьями, родными, дать им почитать его и узнать мнения, выслушать советы. Помните, что строгие и требовательные читатели помогут вам больше, они сумеют сделать рассказ лучше.
  12. Заключительный этап создания рассказа – работа с редактором. Когда ваше произведение окажется на стадии, предваряющей публикацию, вам понадобится провести окончательную шлифовку текста вместе с редактором. Внимательно относитесь к его рекомендациям, но и своё мнение при необходимости корректно высказывайте. Советы эксперта обязательно помогут, улучшат рассказ с художественной и содержательной стороны.
Как написать рассказ? Следуйте советам и работайте по алгоритму.
  1. Определите целевую аудиторию.
  2. Выберите наиболее перспективный план, сюжет или приступите к его созданию. Читайте литературу, интересуйтесь современными событиями, новостями. Ищите тему, интересную вам проблему.
  3. Напишите план вашего будущего рассказа. Кратко обрисуйте сюжет, главных героев.
  4. Уделите несколько дней продумыванию плана, характерных черт персонажей.
  5. Обратите внимание на детали, оригинальные авторские черты.
  6. Приступайте к написанию чернового варианта рассказа. Следите за стилем, логичностью повествования.
  7. Обратите внимание: рассказ должен заинтересовать, увлечь читателя, вызвать желание прочесть текст до конца. Можно использовать приём недосказанности, интриги.
  8. После написания рассказа дайте ему какое-то время «полежать». Когда пройдёт хотя бы неделя, перечитайте текст. Внесите дополнения, исправления.
  9. Отыскав редактора, который готов опубликовать ваше творение, начинайте дорабатывать произведение под его руководством.
Создавайте рассказ не спеша, вдумывайтесь в его тему, смысл, следите за повествованием, деталями, вырабатывайте авторский стиль. Тогда вы сумеете написать небольшой рассказ хорошо, и, возможно, это станет началом вашей новой увлекательной творческой деятельности.

Наблюдайте за окружающим миром. Если вы хотите написать хороший рассказ или даже повесть, то всегда внимательно прислушивайтесь и смотрите по сторонам, чтобы найти вдохновение! Уже скоро вы поймете, о чем будет ваш рассказ! Интересуйтесь мнением людей об окружающем мире. Ваш рассказ будет предназначен для разного круга читателей, поэтому не ограничивайтесь только своими представлениями. Любое количество времени, сил и описаний, потраченных на рассказ, не будет чрезмерным. Примеры способов сбора материалов для рассказа:

  • Читайте книги. Приобретайте непосредственный опыт. Чтение полезно для мозга и позволяет узнать, что представляют собой хорошие книги. Конечно, в мире существуют миллионы книг, но попробуйте посетить местную библиотеку и выбрать книги согласно своим интересам. Все книги и люди уникальны. Возможно, вы почерпнете в них идеи построения предложений, вдохновение или общую стилистику текста. Читайте различные книги, чтобы расширять свой словарный запас. Чем больше вы знаете, тем больше идей для отличного рассказа.
  • Обращайте внимание на интересные черты характера. Возможно, ваш сосед разговаривает с растениями или каждое утро выходит на прогулку вместе с котом. Смотрите по сторонам. Ваша сестра порой ведет себя эксцентрично? Попробуйте создать похожего персонажа. Представьте себе внутренний мир такого человека и подумайте, как его можно задействовать в рассказе.
  • Оглянитесь вокруг. Отправляйтесь на прогулку или посидите на лавочке в парке и наблюдайте по сторонам. Возможно, вы заметите букет роз в водосточной канаве или новенькие кроссовки на соседней лавочке. Как они там оказались? Дайте волю фантазии!
  • Прислушивайтесь к разговорам. Услышанная фраза может вдохновить вас на целый рассказ. К примеру, проходящий мимо человек может говорить: «Меня никто не понимает...», - или: «Моя собака недолюбливает всех парней, которые приходят ко мне...». Разве это плохая завязка для сюжета?

Используйте схему «а что, если». Это еще один способ придумать начало рассказа. Наблюдая за окружающим миром, обращайте внимание не только на реальные, но и на возможные события. После услышанного или увиденного можно задаться вопросом: «А если бы все сложилось не так?» - или: «Что бы он сделал, если...». Такое направление мысли поможет вам исследовать все тайны, которые не дают вам покоя.

  • Необязательно сразу знать концовку рассказа. На самом деле такой подход даже поможет вам рассмотреть больше потенциальных возможностей и написать более интересный сюжет.
  • Схема «а что, если...» может быть реалистичной или совершенно фантастической. Задумайтесь: «А что, если бы мой пес заговорил со мной?» - или: «Что будет, если однажды соседка украдет мою кошку, которую она так любит гладить при любой возможности?»
  • Задействуйте личный опыт. Несмотря на то, что рассказы относятся к категории художественной литературы, многие из них весьма автобиографичны. Если описывать реальные события, которые произошли с вами или знакомым человеком, то получится документальный рассказ, однако можно лишь вдохновляться такими событиями и создать вымышленную историю. Это отличный план на случай отсутствия идей.

    • Многие говорят, что нужно писать о том, в чем вы «разбираетесь». Согласно такой точке зрения, если вы выросли в Челябинске или пытались стать актером в Москве, то следует писать о своем опыте, а не пытаться представить жизнь человека в незнакомом вам месте.
    • Другие говорят, что нужно писать о «неизвестных аспектах известных вам тем». Это значит, что следует начинать с известного и двигаться в направлении своего любопытства.
    • Если вам слишком комфортно писать о реальных событиях, то у вас просто не останется места для творчества. Например, если ваш друг детства однажды переехал в другой город и никому не сказал ни слова или вас всегда интересовала судьба пожилого контролера на колесе обозрения, то не теряйте возможности дополнить реальность своими предположениями.
  • Развивайте услышанные истории. Всегда обращайте внимание на истории, которые рассказали ваши друзья или родственники и которые могут лечь в основу рассказа. Если мама или бабушка любят рассказывать о своем детстве, начните записывать их воспоминания. Представьте жизнь ребенка в другом времени и месте. Не пугайтесь, если вам мало что известно о прошлом: сегодня можно найти любую информацию.

    • Прислушайтесь, если один из ваших друзей говорит: «Ты не поверишь, что произошло со мной на прошлой неделе!» Возможно, это станет началом вашего рассказа.
    • Рассказы рождаются в самых неожиданных местах. Возможно, диджей на радио рассказывал о своем детстве, а вы тут же представили себе его жизнь.
    • Предупреждение: если заработать репутацию автора, который «заимствует» чужие истории, то люди могут стать более закрытыми рядом с вами.
  • Вдохновляйтесь окружающей обстановкой. Даже место может вдохновить вас на рассказ. Важно определиться с жанром рассказа к этому моменту. Перипетии научно-фантастического рассказа могут происходить в подземной лаборатории, а история из жанра ужасов - в заброшенной лачуге. Необязательно искать вдохновение в отдыхе на Мальдивах или прогулках по Венеции. Черпайте вдохновение в повседневности. Вспомните детство в яблоневых садах рядом с домом бабушки и посиделки с лучшим другом на заднем дворе.

    • Из описания места могут возникнуть интересные персонажи и конфликты.
  • Выполняйте литературные упражнения. Упражнения для писателей помогают многим авторам развивать свою творческую жилку, находить вдохновение в неожиданных местах и продолжать писать в моменты отсутствия идей. Начинайте с ежедневных разминочных упражнений буквально по 10–15 минут для раскачки или продолжайте писать в течение часа, даже если вам ничего не пришло в голову. Примеры:

    • Начните рассказ с такого предложения: «Раньше я об этом никому не рассказывал». Если сюжет излагается не от первого лица, то можно начать с: «Она затворила дверь. Глаза стали влажными от слез. Неужели он предал ее?»
    • Рассматривайте изображение обычного амбара в поле. Затем опишите амбар с точки зрения человека, который только что совершил убийство. Затем опишите его с точки зрения девочки, которая недавно потеряла мать. Проследите, как мысли персонажа влияют на восприятие мира. Поставьте себя на место персонажей!
    • Просто пишите 10–15 минут. Перечитайте текст, чтобы исправить ошибки.
    • Выберите знакомого человека, который вам совершенно не нравится. Попробуйте написать свой рассказ от лица такого человека. Заставьте читателя проникнуться к нему симпатией. Помните - это ваш рассказ!
    • Позвольте персонажу удивить вас. Пишите о персонаже, который кажется вам знакомым, затем заставьте его совершить неожиданный поступок. Из этого может получиться нечто интригующее.
    • Используйте спор. Представьте двух персонажей, которые спорят о чем-то обыденном (скажем, чья очередь выносить мусор или платить за билеты в кино). Дайте понять, что за ситуацией стоит нечто большее и важное. Например, человек хочет прекратить отношения или отчаялся, так как его чувства не взаимны. Излагайте события в диалоге, но не позволяйте читателю скучать.
    • Задействуйте язык тела. Напишите 500 слов описания двух персонажей, которые сидят друг напротив друга. Без диалогов покажите читателю, что они чувствуют друг к другу.
  • Читайте другие рассказы. Если вы хотите освоить жанр рассказа, нужно постоянно читать чужие работы. Знакомьтесь с работами классиков и современников. Ищите вдохновение в прочитанных рассказах. Несколько примеров современных и классических рассказов:

    • «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов;
    • «Бочонок амонтильядо», Эдгар Аллан По;
    • «Там, где чисто, светло», Эрнест Хемингуэй;
    • «Изношенный путь», Юдора Уэлти;
    • «Собор», Раймонд Карвер;
    • «Мертвое прошлое», Айзек Азимов;
    • «Вельд», Рэй Брэдбери;
    • «Вещи, которые они несли с собой», Тим О’Брайен;
    • «Нищенка», Элис Манро;
    • «Девочка», Ямайка Кинкейд;
    • «Куда ты идешь, где ты была?», Джойс Кэрол Оутс;
    • «Толмач», Джумпа Лахири;
    • «Солнце, луна и звезды», Джунот Диас;
    • «Глаза голубой собаки», Габриель Гарсиа Маркес;
    • «Превращение», Франц Кафка.

    Часть 2

    Как улучшить свои навыки
    1. Научитесь описывать людей, животных, предметы и пейзажи. Также учитесь передавать эмоции, чувства и реакции. Хороший автор знает, как описать их необычными способами. Описывайте весь окружающий мир.

      • Например, в комнате пурпурные шторы. Как они выглядят? Что напоминают вам? В какой части комнаты находятся?
      • При этом не нужно злоупотреблять описаниями, чтобы не замедлять темп рассказа. Достаточно создать реалистичный образ в воображении читателя.
    2. Сосредоточьтесь на увлекательном повествовании. Никому не будет интересен скучный рассказ, который не разжигает любопытство. Используйте необычные слова. Листайте словарь в поисках слов, которые бросятся вам в глаза. Слушайте любимые радиопередачи. Читателю должно быть весело и любопытно. Ваша задача - заинтересовать читателей.

      Соблюдайте грамматические правила. Ваш текст должен быть понятен читателю. Ошибки вроде «ихний» могут сбить его с толку, так что в рассказе лучше использовать литературные слова. При этом если ваш персонаж допускает ошибки в речи, то используйте кавычки, чтобы передать особенности речи действующего лица.

    3. Пишите от души. Если литература - это страсть, то будьте искренним рассказчиком, который не допускает фальши. Пишите в соответствии со своими представлениями о хорошем рассказе. Вам следует научиться пропускать текст через себя.

      • Прислушивайтесь к конструктивной критике и продолжайте работать над собой. Также умейте распознавать бесполезные придирки и зависть. Знания и опыт приходят с практикой.

    Часть 3

    Как работать над рассказом
    1. Продумайте манеру повествования. Большинство рассказов написаны от первого, второго или третьего лица. В начале лучше придерживаться одного из вариантов. Примеры использования в рассказе:

      • При повествовании от первого лица читатель видит всю историю глазами персонажа, который говорит «я« и имеет в виду себя. «Раньше я об этом никому не рассказывал» - пример изложения от первого лица. Это хороший способ сообщать читателю мысли и взгляды персонажа, но он будет вас сдерживать, если персонаж не видит всей картины целиком. Для начинающего автора такой способ изложения может оказаться самым простым.
      • При повествовании от третьего лица используются местоимения «он» или «она» при указании на рассказчика (например, «Он устал»). В третьем лице автору проще близко подобраться к мыслям персонажа или держать дистанцию.
      • При повествовании от второго лица автор обращается непосредственно к читателю с помощью местоимения «вы» (например, «Вы заходите в свой кабинет»). Это хороший способ сразу привлечь внимание читателя, но важно не перестараться.
    2. Развивайте сюжет. Сюжет любого рассказа должен захватывать внимание читателей, чтобы они пытались предугадать дальнейшее развитие событий. Это не значит, что нужно писать о погонях или убийствах. Читателю может быть интересно даже развитие беседы людей, которые говорят за чашкой кофе. Все рассказы уникальны, но всегда есть базовые элементы сюжета:

      • Завязка: обычно наступает в начале рассказа, когда автор знакомит читателя с персонажами, местом действия и центральным конфликтом. Некоторые рассказы начинаются с места в карьер. При этом автор постепенно возвращает читателя в прошлое, чтобы узнать начало истории.
      • Конфликт: краеугольный камень сюжета. В любом рассказе на кону стоит нечто важное , иначе читателю будет скучно несмотря на первоклассный язык автора. В любой истории должен быть конфликт или напряженная ситуация вроде любовного треугольника или размышлений подростка о том, кто его настоящие друзья. Суть конфликта может быть любой, если такие события увлекут читателя.
      • Развязка: завершение истории. После разрешения или рассмотрения конфликта история должна подойти к логическому завершению. Множество рассказов не имеют счастливого конца или просто точки в сюжете. Часто авторы используют открытый финал, который оставляет развязку на откуп мыслям читателя. Если дать ответы на все вопросы, то теряется очарование и таинственность.
    3. Создайте персонажей. В рассказе должны присутствовать действующие лица, которым читатель сможет переживать, даже если они не являются добропорядочными гражданами или добродушными людьми. Существует несколько распространенных способов описания персонажей. Вот некоторые примеры:

      • Описывайте персонажа посредством его реплик. Выверенная фраза в диалоге позволит понять намерения персонажа, особенно когда слова расходятся с мыслями.
      • Описывайте персонажа через действия. Он рано встает по утрам без будильника или несколько раз сдвигает сигнал, прежде чем окончательно проснуться? Каждое маленькое действие помогает лучше понять персонажа, даже если поначалу оно кажется незначительным.
      • Описывайте внешний вид. Он ходит в магазин при полном параде или грустно улыбается в моменты печали? Внешний вид может давать представление о психическом состоянии.
      • Описывайте характер взаимодействий. Ваш персонаж стеснителен или настолько властный, что все вокруг боятся пикнуть? Он вежлив с официантами, так как его мама была официанткой, или он ведет себя грубо, поскольку однажды официантка разбила ему сердце? Может, он просто обозлен? Поведение человека способно многое рассказать о нем.
    4. Продумайте диалоги. Обычно фразы персонажей в диалогах берутся в кавычки. Диалог способен многое рассказать о человеке. Исходите из того, что персонаж говорит и о чем молчит. Диалоги должны звучать естественно, а не искусственно или наигранно. Читайте диалоги вслух, чтобы не пропустить фальши.

      • Беседа двух персонажей может рассказать о характере их отношений.
      • Следите за тем, что остается несказанным. Например, если мальчик расстроен, что его отец не пришел на футбольный матч, то при встрече он не будет говорить об игре, а может спросить: «Как дела на работе?»
      • Не используйте в диалогах навязчивые ремарки вроде: «Отрапортовала Маша», - вместо: «Сказала Маша».
    5. Выберите место действия. В рассказе место действия может быть как очень важным, так и вовсе не влиять на события. Если сюжет развивается в рядовой квартире, которая никак не влияет на происходящее, то все в порядке. Но если в дом персонажа, в котором он живет со своей семьей, врывается любовница, то каждая деталь в доме может указывать на характер отношений между мужем и женой или повлиять на любовницу. Определите уровень важности места действия, чтобы строить рассказ соответствующим образом.

      • Даже если место не слишком важно для сюжета, читатель должен четко понимать, где конкретно происходят события, будь то ферма в безымянном селе или типичная школа.
      • Временной период можно совместить с местом действия. Если события развиваются в 1960-х годах, то оставьте соответствующие подсказки или сообщите об этом прямо, иначе читатель до середины рассказа будет думать, что действие происходит в наши дни.
    6. Развивайте собственный стиль. Литературный стиль - это уникальный способ построения фраз и предложений, который позволяет узнать автора. Ваш текст должен иметь свои особенности, ритм и звучание, которые никто не сможет повторить. Поначалу многие авторы рассказов подражают своим любимым писателям, но со временем нужно выработать свой уникальный способ подачи идей и мыслей.

      • Стиль или авторский голос - это звучание всего текста, а не только реплик персонажа. Каждое слово рассказа формирует стиль автора.
    7. Не допускайте распространенных ошибок. В литературе можно найти некоторые рекомендации, но непреложных правил создания хорошего рассказа не существует. Если хотите повысить свои шансы на успех, то старайтесь не допускать распространенных ошибок незадачливых авторов. К таким ошибкам можно отнести следующие:

      • «Информационная свалка». Не вываливайте на читателя все, что он должен узнать (по вашему мнению), в самом начале рассказа. Если на трех страницах расписывать быт и внешний вид всех персонажей без продвижения сюжета, то читатель будет изнывать от скуки.
      • Внезапная развязка. Никому не понравится рассказ, все события которого окажутся сном или взглядом пришельца на жизнь землян. Мастером подобных концовок был О. Генри, но сегодня они воспринимаются как клише.
      • Искусственное усложнение. Можно посчитать, что возвышенный поэтичный язык будет уместен в рассказе. Если вы описываете жизнь высшего общества в царских покоях, такое решение может быть кстати, но в остальных случаях лучше использовать простые и лаконичные фразы.
      • Базовая информация в диалогах. Читатель должен узнать основные сведения из повествования, а не диалогов. Диалоги позволяют глубже заглянуть в характер отношений между персонажами, а не узнать «исходные факты» сюжета. Например, персонаж не должен говорить: «Семен, хоть тебе двадцать лет и ты уже второкурсник...», поскольку это уже известно обоим действующим лицам.
      • Неясный характер конфликта. Каждый читатель должен знать ответ на вопрос: «В чем состоит суть конфликта?» - в процессе и после прочтения рассказа. В противном случае рассказ следует считать неудачным.

    Часть 4

    Как вносить поправки
    1. Отложите текст на некоторое время. Сделайте перерыв, пусть даже на один день. Затем снова прочитайте рассказ свежим взглядом и попробуйте представить себя на месте читателя. Какие предложения могут показаться читателю запутанными или ненужными? Какие сведения следует сообщить дополнительно? Какие моменты слишком очевидны или непонятны? Вам нужно увидеть рассказ со стороны.

      • Иногда для этого достаточно напечатать электронную версию рассказа на бумаге.
      • Если вам сложно редактировать текст, то вернитесь к нему через пару месяцев. Вы удивитесь, сколько всего нового можно будет заметить спустя некоторое время.
      • Не затягивайте процесс редактирования сверх меры, чтобы не потерять интерес к рассказу.
      • Важно правильно принимать критику, чтобы она приносила пользу. Если считать, что вы создали идеальный рассказ, то вы не захотите никого слушать.
      • Правильно выбирайте читателей. Если вы написали научно-фантастический рассказ и показали его другу-писателю, который далек от фантастики, то его мнение будет непоказательным.
    2. Обратите внимание на важные аспекты. Существует немало способов улучшить свой рассказ, но все зависит от степени проработки первоначального варианта и оставшейся работы. Очень часто рассказы приходится переделывать по десять раз, поэтому не расстраивайтесь, если вам нужно изменить практически все . На что обратить внимание:

      • Необходимость изменить характер повествования. Поначалу казалось, что лучше вести рассказ от первого лица, но теперь повествование от третьего лица кажется более уместным?
      • Избыточное количество слов. Согласно принятому правилу, из готового рассказа можно легко вычеркнуть порядка 250 слов (при объеме не менее десяти страниц). Вы удивитесь количеству пустых слов в тексте.
      • Сумбурный сюжет. Вы бы смогли полностью понять суть рассказа, если бы не являлись автором текста? Возможно, некоторые моменты не столь очевидны, как покажется на первый взгляд.
      • Рассказ должен содержать чувства, звуки и другой эмоциональный опыт. Чувства оживят текст. Какой может быть рассказ без эмоциональных переживаний?
      • Проведите дополнительные изыскания. Если события рассказа происходят в Москве в середине прошлого века, но ваши знания о том периоде времени ограничены, то соберите дополнительные сведения, чтобы написать убедительный текст.
      • Проявляйте настойчивость. В случае разочарования полезно вспомнить, что первый вариант никогда не бывает идеальным, но последующие правки помогут вам избавиться от недостатков.
    • Автор должен хорошо знать своих персонажей. «Ботаники» не должны разговаривать фразами «тусовщиков» и наоборот. Изучите персонажей как свои пять пальцев. Попробуйте целый день мыслить как один из действующих лиц рассказа.
    • В разговорах люди редко обмениваются полными предложениями. Часто ответ состоит из одного слова. Периодически используйте слова вроде «ага» и «хм», но не переусердствуйте! Грамотный диалог не всегда будет похож на реальную беседу: скорее это реальная беседа без всех ненужных слов.
    • Улучшайте формулировки предложений. Находите самые точные слова: персонаж расстроен или взбудоражен? Учитывайте коннотативные оттенки смысла. Читайте стилистические рекомендации для рассказов, чтобы четко, эффективно и своеобразно доносить свои мысли.
    • Уточняйте значения имен в интернете, чтобы придумать подходящие имена для персонажей. Это полезный трюк, если вам не удается подобрать нужное имя. Например, если в вашем рассказе есть охотники, то изучите имена, которые связаны с охотой. Наверняка среди них вам встретится имя Диана, которая была римской богиней охоты.
    • Проверяйте дважды и даже трижды. Проверьте пунктуацию, орфографию, грамматику, значение предложений. Также не забывайте о важных вопросах. Насколько действия и поступки персонажей правдоподобны? Сюжет не кажется слишком надуманным?
    • Если вас легко впечатлить произведением, то не читайте слишком много других авторов. Можно опираться на уже знакомые книги, чтобы изучать развитие персонажей, сюжета и задач. При этом не нужно чрезмерно ограничивать себя.
    • Персонажи должны быть динамичными: они не могут всегда оставаться одного возраста. По мере взросления характер и мировосприятие человека меняется. Например, он может стать обидчивым или раздражительным. Используйте подходящие временные промежутки.
    • Черпайте опыт и вдохновение из собственной жизни.
    • Избавляйтесь от указаний на персонажа в диалогах («Сказал Андрей», «Согласилась Полина»). Как же тогда понять, кто сейчас говорит? Каждый персонаж должен иметь узнаваемый стиль и позиции в диалоге. Во время разговора люди продолжают двигаться. Вокруг происходят разные события. Используйте контекстуальные подсказки, чтобы указать на говорящего. Если просто необходимо использовать слово «сказал», то ничего страшного (будет хуже, если читатели запутаются), но в хорошо продуманной сцене такая необходимость отпадает. Используйте невнятно произнесенные слова, акценты, разные тон или ритм речи, обрывистые слова, чтобы разграничить говорящих. Не злоупотребляйте диалектизмами. Если автор хорошо знает своих персонажей, то он будет иметь четкое представление об их речи, способе выражения мыслей и запретных темах.
    • Сюжет не должен быть слишком запутанным. Остановитесь, если в рассказе происходит слишком много событий сразу. Сделайте перерыв и приведите в порядок мысли. Всегда полезно прочитать рассказ сначала, чтобы увидеть ситуацию под новым углом и определить следующие шаги.
    • Не копируйте других авторов. В случае творческого кризиса старайтесь найти вдохновение.

    Предупреждения

    • Не вносите изменения по ходу дела, чтобы не замедлять темп работы. Лучше часто делать паузы и постепенно исправлять ошибки.
    • Если вы хотите создать оригинальный рассказ, то никогда не занимайтесь плагиатом. Хороший рассказ потребует времени, поэтому запаситесь терпением!
    • История не должна быть бесконечной. Старайтесь не тянуть резину. Подробностей должно быть столько, чтобы читателю было все понятно и интересно читать.
    • Подробные описания местности могут погубить рассказ.
    • Старайтесь чередовать предложения разной длины.
    • Часто авторы списывают персонажей с хорошо знакомых людей. Старайтесь замаскировать этот факт, чтобы никого не обидеть, иначе ваши отношения с близкими могут испортиться.
    • Не нужно часто использовать длинные и напыщенные слова. Рассказ будет выглядеть слишком непрофессионально, будто текст написан компьютером. Также не нужно злоупотреблять простыми и скучными словами.
    • Творческий кризис - распространенное явление. Несмотря на возможное разочарование , не спешите сдаваться. Возьмите паузу и отдохните, после чего возвращайтесь к работе со свежими мыслями!
  • Краткость – сестра таланта
    (А.П.Чехов)

    Написать длинно – не составляет труда. Написать кратко – требует необычайных усилий. В кратком произведении сразу видны все его достоинства и недостатки, оно, как генеральный срез с пласта вашего умения оперировать словом, вашего видения мира, вашей способности удержать читателя и донести до него свою идею, структурированную, логически обоснованную и… интересную не только вам одному. Даже если вы твердо решили стать писателем-романистом, попробовать себя в жанре рассказа необходимо. Малая форма коварна, капризна и требует он автора максимальной отдачи. Не секрет, что многие знаменитые авторы открыто признают, что создание хорошего, законченного по смыслу и содержанию рассказа порой отнимает у них больше сил, чем работа над большой книгой.

    «Конечно, вы потратите на рассказ не так уж много времени, но не забывайте: он должен быть настолько продуман, завершен и оригинален по своей сути, чтобы его можно было сравнить с фарфоровой статуэткой-миниатюрой, а не с вырубленным из дерева, пусть и забавным, но необработанным чурбачком».

    Существует целый ряд не писанных законов, которым должен следовать каждый автор, начинающий работу над рассказом. Остановлюсь только на нескольких, наиболее важных, т.к. каждый жанр имеет свои особенности и перечислять все нюансы, в данном случае, не имеет смысла. Рассмотрим основные пункты, на которые следует обратить внимание:

    Сюжет.

    Главное в рассказе – сюжет, или последовательность интересных событий. Примером сюжета в чистом виде может служить анекдот. Пусть он будет не смешным, но именно анекдот является «краткой поучительной историей, не отнимающая много времени».

    С сюжета автор должен начать свою работу, и сюжетом же ее закончить. Именно сюжет определяет поворотные точки, воздвигает преграды на пути ГГ, определяет поворотные точки в его поведении и сознании. Именно он держит читателя в напряжении, и является катализатором всех событий.

    Еще одной немаловажной деталью является так называемая «изюминка». Рассказ интересен тогда, когда он повествует не просто о цепи событий, а когда в нём есть превращение. Читатель ждет от вас чуда или, по крайней мере, чего-то необыкновенного. Поэтому хорошие писатели рассказывают о том, как преобразуется душа человека, как он из негодяя становится праведником, как происходит кардинальный поворот в его поведении или «перевороты» в душе. Автор – это, прежде всего, искатель сюжетов. Именно в сюжетах берут свое начало элементы чудесного превращения.

    Сюжет и интрига

    Хорошо писать бессюжетные рассказы а-ля «поток сознания» – редкое умение. А писать их плохо – популярная ошибка. Если вы не хотите наступать на те же грабли, с которыми тесно знакомились уже многие авторы, начните практическую работу над рассказом с подробной разработки сюжета. Определите основные этапы развития событий, найдите момент, который можно назвать кульминацией, придумайте достойное завершение.

    Однако все перечисленные компоненты – всего лишь пол-дела. Настоящее авторское мастерство при работе над рассказом заключается в умении создать интригу. Без интриги, заставляющей сердце читателя замирать в ожидании и нетерпении узнать развязку, любой рассказ будет казаться пресным и безвкусным куриным супом без грамма курятины. Взявшийся же за его прочтение «несчастный», скорее всего, будет считать страницы до конца, а то и вовсе бросит малоинтересное чтиво.

    Конфликт.

    Каждый автор должен помнить главное правило: любой сюжет должен содержать в себе конфликт. Конфликт – это главное. Столкновение героя с противостоящими трудностями – вот обычно чего ждут читатели. Это не обязательно борьба антагонистов.

    Существует несколько основных типологий конфликтов:

    1. противостояние двух противников

    2. герой против природы

    3. герой против общества

    4. герой против Бога

    5. герой против самого себя

    Шаги развития конфликта. Композиция

    Существует классическая композиция драматического произведения, известная уже несколько веков. Она имеет большое значение для понимания не только композиции художественного произведения, но и как инструмент анализа.

    ЭКСПОЗИЦИЯ Изображение времени, пространства, действующих лиц

    ЗАВЯЗКА Начало конфликта, нарушения равновесия в отношениях между антагонистами

    РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ Нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.

    КУЛЬМИНАЦИЯ Наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход.

    РАЗВЯЗКА Новое состояние среды и героев после разрешения конфликта.

    Хороший интересный рассказ в основе своей почти всегда имеет такую модель.

    Характер должен быть живым

    Три уровня изображаемой реальности

    В рассказе присутствует три уровня реальности:

    Внешний – это последовательность разворачивающихся видимых событий, материальный план бытия.

    Внутренний – это мысли героев, их чувства, их диалоги, план душевный.

    Духовный – это некоторые проявления сверхъестественных сил, без которых жизнь становится серой, приземлённой, скучной и бессмысленной. Мир идей, духов, таинственных непознанных сил.

    Поясним. Присутствие высших сил – это не обязательно явление герою рассказа светлого ангела или какого-нибудь волшебника. Это достаточно грубый приём дешёвых авторов.

    Но тонкий автор показывает такие ситуации, в которых герои оказываются на грани своих сил, возможностей, переживаний, когда в критическом положении они вынуждены совершать действия на грани своих физических, умственных и душевных возможностей. И тогда-то и происходят настоящие чудеса, приоткрывается завеса иной реальности, и мы видим преображённого человека и чувствуем дыхание иной, высшей реальности.

    Стиль

    Научить хорошему стилю сложно. Но в любом случае, есть один проверенный способ улучшить свой язык – читайте, но только заклинаю вас, читайте ХОРОШУЮ литературу! Обращайте внимание на то, как пишут известные авторы в выбранном вами жанре. Старайтесь переписать отрывки их рассказов своим языком, учитесь писать в их стиле, параллельно вырабатывая особенности своего собственного.

    Рано или поздно практически у каждого в меру усердного автора вырабатывается вполне читабельный стиль, по которому его впоследствии, как правило, легко узнать.

    Выбор аудитории

    Зачастую выбор целевой аудитории рассказа или книги тесно связан с определением жанра художественного произведения. Более того, внутри аудитории, состоящей из поклонников любого жанра, встречаются самые разнообразные читатели с весьма неожиданными запросами. Понравиться всем невозможно, удовлетворить все вкусы – нереально. Выход один: ищите своего читателя.

    Чтобы облегчить поиск «своего» читателя, попробуйте представить, кому бы мог быть интересен ваш рассказ. Нарисуйте мысленный портрет того человека, который придет в восторг от описанного вами действа, представьте свою аудиторию во вполне определенных и четких образах-персонификациях.

    Полюбите своего будущего читателя, старайтесь писать так, чтобы он с нетерпением и жадностью читал написанные вами строчки, чтобы каждый абзац рассказа доставлял ему радость и удовольствие. Оценивайте то, что пишете, с точки зрения своей аудитории, и у вас появится гораздо больше возможностей посмотреть на свое творчество со стороны, что, как известно, лишним для писателя никогда не бывает.

    Взято с Эксмо-форума

    Хотите написать отличный рассказ? Выиграть литературный конкурс, получить приз и кучу хвалебных отзывов? Увидеть свой рассказ опубликованным в хорошем журнале? Попасть в топ рейтинга блогов?

    Внимание, бонус!
    Семь уникальных, замечательных, неповторимых фантастических сюжетов БЕСПЛАТНО:


    1) самый оригинальный - любовь к вампиру или вампирше. Пусть Дульпомес влюбиться в прекрасную Эльвиру-повелительницу вампиров и захочет сделать ее человеком. Обязательно в современном антураже. Пусть повелительница тьмы будет по совместительству главбухом в конторе, где трудится Дульпомес, и пьет кровь у всего коллектива.

    2) самый душещипательный - про ангелов и демонов или про смерть. Пусть какой-нибудь ангел смерти внезапно откажется выполнять свою роль и забирать на тот свет маленькую симпатичную девочку, а за это в наказание его приставят отравлять жизнь нашему герою, например, в роли вредного заказчика.

    3) самый патриотичный - про солдат ВОВ. Пусть вашему герою везде мерещится солдат, который просит найти на бывших полях сражений его личные вещи и передать его потомкам. А потомки пусть окажутся злейшими врагами нашего героя, конкурентами или просто злыднями-завистниками.

    4) самый мистический - про потустороннюю жизнь. Пусть ваш герой зависнет где-нибудь между жизнью и смертью. Лучше, если это будет помещение - гостиница, кинозал, где тусуется множество таких же заблудших и потерянных душ, которые пропадают то в ад, то в рай, и никто не может выяснить критерии отбора. Дульпомес, конечно, должен узнать эту тайну, а потом отказаться от рая и вернуться к жизни.

    5) самый романтический - это только для женщин. Пусть во сне героиню навестит распрекрасный мужчина лицом как Бредд Питт, носит ее на руках, обсыпает лепестками роз, угощает шампанским "Вдова Клико" и дарит умопомрачительный секс, а утром она проснется и найдет в постели пару лепестков и следы прошедшей ночи шампанского, а потом весь рассказ мучительно ищет своего принца.

    6) самый прагматичный - про чтение мыслей. Пусть вашему герою предстоит экзамен, а он внезапно научится читать мысли профессора и начнет его злобно шантажировать (чтобы в конце перевоспитаться и исполнить заветную мечту профессора).

    7) самый увлекательный - философский. Пусть ваш герой встретит переодетого бога/мудрого ворона/инопланетянина/говорящую свинью/йога/мага/суперагента (нужно подчеркнуть), и пусть этот мудрец на протяжении десяти страниц рассказывает герою, как правильно жить.

    ЗЫ. Навеяно судейством многочисленных литературных конкурсов и чтением не менее многочисленных писательских учебников.
    Но помните: в каждой шутке есть доля правды!

    Для кого-то написать короткий рассказ – это однодневная работа, но для кого-то это может оказаться непостижимой задачей. Особенно, когда писатель ограничен объемом и должен суметь раскрыть идею истории всего в 250 словах. Такое сочинение требует тщательной подготовки и профессионального оформления. Этому мастерству можно поучиться у эксперта краткости – Антона Павловича Чехова. Его произведения – прекрасный пример, как создать гениальный рассказ.

    ЧТО ТАКОЕ РАССКАЗ?

    Рассказ – это литературный жанр, которому свойственны небольшой объем и огромная концентрация смысла. Всего в нескольких абзацах автор должен изложить самую суть истории – только самое главное, о чем хочет сказать автор. Как правило, это рассказ об одном событии или герое, сгруппированный вокруг определенного эпизода. Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Весь рассказ должен быть цельным. Не стоит забывать, что сюжет рассказа также строится на основе драматургии. У любого сочинения есть:

    • Завязка , оно же введение – с чего все началось
    • Конфликт – основной вопрос или проблема, которую должен решить герой
    • Кульминация – самый острый момент в рассказе, через который решается проблема
    • Развязка – к чему привело решение проблемы.

    ИДЕЯ

    Изначально, писатель должен определиться, о чем будет рассказ, кто или что будет центральным героем или объектом в рассказе. Поразмышляйте о том, какую идею или проблему вы хотите поднять в своем рассказе.


    Сюжет рассказа

    Не распыляйтесь на долгие и детальные описания. Каждое предложение должно добавлять к тексту что-то новое и «двигать» историю вперед.


    КОНФЛИКТ

    Сконцентрируйтесь на одном событии: придумайте центральный конфликт для своего персонажа


    Кульминация

    В хорошем коротком рассказе всегда есть захватывающий момент, в котором главный герой или герои события переполнены теми или иными эмоциями. Кульминация обычно происходит во второй половине рассказа или даже ближе к концу. Оригинальная кульминация заставляет читателя задуматься о прочитанном.


    Придерживайтесь одного стиля

    Стиль – это основной элемент речи. Помните, что история должна быть единой, как в сюжете, так и в языке. Если вы повествуете свой рассказ от первого лица – придерживайтесь одного ракурса.

    Загрузка...