Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Как проявляется природная и социальная сущность в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Природное и общественное в человеке обществознание план

Теперь закрепляем усвоенное! Решим письменное задание поля С.

С6. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального. Приведите примеры реализации каждой из особенностей.

Итак, рассуждаем. Мы знаем общие для животных и человека свойства организма (млекопитание, живорождение) и уникальные (развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки). О каких нас спрашивают? Тех, которые являются предпосылками социальной деятельности (труд, общение, игра, творчество). Это уникальные особенности, следовательно, так как абстрактное мышление, например, позволяет творить (шедевры искусства).
Теперь даем примеры, причем конкретики здесь по формулировке задания не требуется, достаточно пояснить каждую особенность:

  1. Абстрактное мышление позволяет человеку создавать архитектурный проект дома.
  2. Членораздельная речь позволяет контактировать при строительстве этого дома в бригаде.
  3. Особое строение кисти руки позволяет человеку производить труда.

Теперь разберем еще несколько заданий разных видов по теме. Напоминаем, что в нашей группе группе мы регулярно решаем вопросы разных типов и уровней сложности. Вот пример нашего разбора задания по теме «Природное и общественное в человеке».

Мы видим, что большинство подписчиков сайта и группы, просмотрев тему поняли, что — это отличительный признак , а животное личностью не может являться. Сознание — это осознание результатов и последствий собственных действий, близкое к понятие. Использовать предметы природы — например, взять палку и сбить банан с дерева. И человек, и обезьяна, например, способны на это. Верный ответ, таким образом, 1.

Еще один пример задания части А на разбираемую тему:

Большинство правильно выбирает вариант 4. Цель — достижение (достоверные сведения почти синоним). Любая деятельность (характеристика активности человека) … вариант 1 не верен. Также как вариант 3 . Человек для любого вида собственной активности применяет орудия труда (лопату ли, приборы ли, неважно).

Теперь обратимся к более сложным заданиям части С, которые обязательно выполнять после разбора КАЖДОЙ изученной темы. Задания С5 и — идеальный способ закрепить ваши знания.

Давайте построим такой план (С8): «Природное и общественное в деятельности человека».

Прежде всего определим структуру нашего плана. Он 4-х (!!!) составный, это бывает крайне редко. Нам нужно осветить: 1. 2. природную составляющую деятельности 3. социальную составляющую деятельности 4. взаимосвязь природного и общественного в деятельности (это напрямую здесь не дается, но подразумевается).

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Природное и общественное в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

Помним, что мы не раскрываем первый пункт, понятие давать не требуется. Почему начали с деятельности? Это ключевое понятие представленной темы плана. Далее, подумали, что сближает человека с животным? И раскрыли пункт 2. Далее:

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

Прошлись по потребностям выше экзистенциальных по , немного перефразировали. Теперь самое важное — взаимосвязь. К тому же, без этого пункта мы. по сути, не раскроем план, он же нас подстрахует (требуют 3 — пиши 4!). Можно не сильно растянутую конкретику:

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Вот наш план полностью:

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Итак, читаем теорию, смотрим видео , разбор заданий, самостоятельно пробуем сделать еще одно сложное письменное задание:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «преобразовательная деятельность» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности человека, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и деятельности.

Жду Ваши ответы в комментариях или в группе

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина ) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Из книги Самые невероятные случаи автора Непомнящий Николай Николаевич

БИОМАГНЕТИЗМ - РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ? Более ста лет назад в печати впервые появились сообщения о феномене биомагнетизма. Тогда людей, обладающих этим свойством, называли «электрическими людьми».Каролина Клэр, семнадцать лет, из Онтарио, заболела в 1877 году. Она похудела

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

2.2.2. Низшие формы биологической опасности Насекомые могут создавать для вас больше неудобств и опасности, чем нехватка пищи и воды. Наибольшая опасность исходит от их способности переносить заразную и зачастую с фатальным исходом болезнь через укус.1) Передаваемые таким

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Человек есть общественное животное Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384-322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода - политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских

Из книги Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия автора Родионова Ольга Николаевна

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции Идеи изменяемости органического мира находили своих сторонников уже с античных времен.

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

Из книги Настольная книга для женщин после сорока. Домашняя энциклопедия автора Данилова Наталья Андреевна

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Результат От 75 до 100 баллов. Вы сохранили много стимулов к жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть, немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают иммунную

1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

    Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

    Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

    Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

    Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

    Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

    Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

    Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

    Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

    Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

    Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Видеоурок:

Лекция:


Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

Человек как биологическое существо

Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

Социальная сущность человека
В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

Биологические предпосылки

Социальные качества

Взаимосвязь

1

Развитый головной мозг

Разумность

Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

2

Прямохождение и особое строение кисти руки

Создание орудий труда

Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

3


Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

Мышление и деятельность

Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

4

Речь и общение

Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

Индивид, индивидуальность, личность.

В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

Вконтакте

Загрузка...