Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Индуизм религия кратко

Индуизм является древней религией, которая страдает от многих неправильных и ложных представлений относительно себя. И формировались такие мифы на протяжении столетий. На Западе трудно было найти соответствующую литературу по данной тематике, а существующие же работы умышленно или непреднамеренно не могли охватить реальную сущность индуизма.

Попытки интерпретировать учения привели к большой путанице. Нельзя подходить к индуизму со своими, западными представлениями о Боге, небесах, душе, аде и грехах. Существующие термины шире, чем в обычной религии. А чтобы понять настоящее значение священных писаний, тех же Упанишад, надо прочитать их самому, а не искать толкования. Поэтому и стоит развенчать основные мифы об индуизме.

Индуизм является религией. Самым главным заблуждением об индуизме является то, что мы считаем его религиозной верой. Но более точно воспринимать его, как образ жизни, дхарму. Это не религия, а скорее закон, который определяет действия человека. Индуизм не было основан кем-то одним определенным, там нет основной доктрины и центральной власти. Не требуется принимать какую-то главную идею. Никто даже точно не может сказать, где и когда появился индуизм. Да и само это слово ни в одном из писаний не присутствует. Появилось оно в честь жителей провинции Синд, которые жили около реки Инд. Ныне это территория Пакистана. Персы прозвали этих людей индусами. Индуизм же является собранием различных религиозных, философских и культурных идей, традиций и верований. Характерна для них всех вера в реинкарнацию, законы кармы, абсолютное бытие, путь праведности и освобождение от цикла рождений и смертей.

В индуизме существуют миллионы богов. Считается, что в индуизме 33 крора божеств. Один крор на хинди - это 10 миллионов. Таким образом, согласно традиции, божеств 330 миллионов. Конечно, это гипербола, но из словарей и справочников удалось выделить по имени или функционалу более тысячи сверхъестественных существ. Веды не входят в это множество, они составляют 33 верховных божества. О них упоминают Яджур-веды, Атхарваведа, Шатапатха-брахмана. Скорее всего, виноват неточный перевод и толкование слов. Так «верховные божества» превратились в «божества, которых 10 миллионов».

Индуизм - гибкая религия. Индуизм довольно спокойная и терпимая к другим верованиям религия, но это не означает свободу. Есть понятие Шрути, которое подразумевает, что никакие изменения не допускаются. После инициации в религиозной практике надо в точности повторять мантры, как они есть. Изменение хотя бы одного слога сделает молитву недействительной.

В индуизме есть элементы атеизма. В Древней Индии существовало несколько школ настиков. Но это не означает, что они были частью канонического индуизма, который существует сегодня. Философия включает в себя множество идей, возникших в Индии. Все основные религиозные тексты являются теистическими, с явной ссылкой на Бога. О нем говорят Веды, в Бхават Гите Кришна не допускает сомнений, когда речь заходит о Боге. Да и в Бхадже-говиндаме главный герой, религиозный лидер Шанкара, прямо говорит о существовании Бога. Как видно, в главных религиозных текстах нет никаких элементов атеизма.

Все индусы - члена Санатаны Дхармы. Санатана Дхарма - имя индуизма в самой Индии. У этой древнейшей религии на планете более миллиарда последователей. Индусами принято считать тех, кто живет вокруг реки Инд, неподалеку от нее и юго-восточнее. Последователями же индуизма стоит считать всех тех, кто верит в многочисленных богинь и богов. И это не те обычные существа с определенными характеристиками, о которых говорят другие религии. В индуизме речь идет о Дэватах, которые представляют собой естественные элементы, человеческие чувства, эмоции, действия и желания. Но верят в них далеко не все. В густонаселенной Индии есть и атеисты, и приверженцы других религий.

Индусы являются идолопоклонниками. Ни один индус не скажет, что он поклоняется идолу. Скорее, речь идет о почитании не Бога, а его напоминания. Индусы верят в физическое воплощение Бога в виде кумира. Это помогает сосредоточиться на одном аспекте молитвы или медитации. Так, человек, начавший свое собственное дело, может поклоняться Ганеше, божеству с головой слона. Он отвечает за успех и благополучие. Изображения богов или богинь используются в качестве точки фокусировки, чтобы помочь в молитвах.

Индусы поклоняются коровам. Индусы вовсе не молятся коровам, но зато все живые существа воспринимаются, как священные. В индуизме считается, что любое живое существо имеет душу. И это правда, что в местном обществе коровы занимают особенное место. Вот почему индусы воздерживаются от употребления говядины. Коровы считаются нежными существами, олицетворением материнства, дающими молоко и жизнь. И индусы ценят это своим вниманием.

Индуизм поддерживает дискриминационную кастовую систему. В основе любой кастовой дискриминации лежит не религия, а культура. В Индии эта древняя система разделения в зависимости от профессий была определена в священных текстах. Но за долгие годы касты превратились в жесткую социальную иерархию. Представители низших каст, неприкасаемые, являются маргиналами и подвергаются преследованиям. Но современные индуисты утверждают, что кастовая дискриминация не должна рассматриваться, как неотъемлемая часть религии, и как наказание за верования.

Бхагавад Гита является аналогом Библии. В индуизме нет одной центральной и самой авторитетной книги. Религия богата целой коллекцией древних религиозных писаний. Индусы верят, что Бог наделил мудрецов возможностью видеть истину. И это передавалось через тысячи лет, благодаря устной традиции. К священным писаниям относятся Веды, Упанишады, Пураны и Бхагавад Гита, или же Песнь Господа. Она является основой индуисткой философии, но это часть Махабхараты. Состоящая из 18 глав, Гита считается самым длинным стихотворением в мире и определяет основные тезисы религии. Но читали ее не все индуисты.

Карма является философией. Каждый человек имеет возможность выбора в своей жизни. В основе кармы лежит теория, что каждое действие человека приводит в действие некие силы, которые отвечают реакцией. Индусы считают, что в своей жизни им приходится сталкиваться с последствиями прошлых действий. Каждый человек связан своей судьбой с предыдущими делами. Конечная цель состоит в том, чтобы получить карму, которая будет располагать чистой душой или же освободиться от цикла перерождений.

Индуистские тексты полны духовности. Изучив древние тексты индуизма можно увидеть, что там есть не только книги о духовности, но еще и о светских занятиях, науке, медицине и инженерии. И это еще одна причина, по которой индуизм трудно классифицировать, как религию. Нельзя считать его и метафизической школой. По сути, это стоит просто принять, как другой мир. Фактически, индуизм можно сравнивать с той цивилизацией, которая существует в настоящее время на Земле.

Философия Мокша посвящена спасению. Само понятие спасения не является синонимом того освобождения, о котором говорит Мокша. Ведь это относится к большому числу явлений. Философия индуизма не просто рассматривает возможность спасения, но еще и от чего собственно надо спасать и к чему приходить при этом. В индуизме спасение нужно воспринимать именно, как высвобождение. Мы спасаемся не только от греха, но и от всего нашего существования. Мокша считает, что человек должен высвободиться от цикла перевоплощения.

В индуизме запрещено есть мясо. Индуизм не требует, чтобы его последователи были вегетарианцами. Многие приверженцы вовсе вполне успешно употребляют и мясо. Просто вегетарианская диета рекомендуется в соответствии с некоторыми принципами. Одним из них является ахимса, ненасилие над животными.

В индуизме женщина не равна мужчине. В древнем обществе внимательно и уважительно относились к людям, которые занимались профессиональной деятельностью, будь то мужчина или женщина. Считалось, что люди свободны, чтобы сделать выбор, изменить свою карьеру или навыки, если такая возможность существует. Ведические молитвы также показывают, что у женщин была значительная власть в выборе партеров для брака. Будучи обрученными, пара жила в моногамных отношениях. При этом права у женщин были такие же, как и у мужей. В Ведах есть мало свидетельств о детских браках, системе выкупа невесты и ритуальной традиции Сати. В ней вдова заживо сжигается вместе с покойным мужем. В священных текстах ничего не говорится о самоуничижении вдовы, о запрете ей повторно вступать в брак. Нет и религиозных ограничений относительно кремации женщины или участия в освящении погребального костра покойного родственника. Стоит отметить, что в Индии всегда встречались хорошо образованные харизматичные женщины, не боявшиеся вступать в философские дискуссии с мужчинами. Например, Гарги была великим проповедником. Индуизм допускает, что женский разум может быть выше мужского, при этом стоит соблюдать нормы социального этикета.

Манусмирти является важным социальным и религиозным текстом в индуизме. Нелепо рассматривать «Законы Ману», как важную часть индуисткой Варна-ашрама дхармы. Путаница присутствует, несмотря на то, что Манусмирти часто противоречит ведам, хотя бы по важным моментам каст и прав женщин. Да и сами тексты эти среди индусов не особенно популярны. К тому же их никогда не использовали, как религиозное или социальное учение.

Индуизм проповедует антиматериализм. В индуизме говорится, что материалистические устремления или погоня за чувственными удовольствиями не могут принести вечного счастья. Религия учит, что необузданный поиск радостей жизни всегда порождает невидимые поначалу страдания. Индуизм советует практиковать умеренность, быть бдительными и не увлекаться чрезмерно. Конечной целью жизни является освобождение, мокша. На пути к этому большинству потребуются дхарма (праведность), артха (материализм) и кама (чувственные наслаждения).

| Что такое Индуизм?

Что такое Индуизм?

Почему мы говорим об Индуизме?

Многие люди сегодня практикуют йогу и другие дисциплины индийского происхождения, которые идут под эгидой индуизма. Единственный цвет йоги - это цвет истинной духовности. Также и многие другие индуистские практики имеют духовный и научный фундамент. Но они основаны не на грубых, а на более тонких науках.

Поскольку Индуизм - это совокупность древних духовных практик, которые пришли из доисторических времен, нам важно понять тех великих людей, которые открыли и заложили фундамент этих духовных практик. Не менее важно понять окружение, а также правила дисциплины, фон, социальные ценности, практики и культуру Ведического общества. Все это объединяет в себе Индуизм .

Если современный человек хочет преуспеть в духовных практиках, доставшихся нам в наследство от древних мудрецов, то он должен изучить все эти обстоятельства и глубже проникнуть в древние духовные практики, которые ведут к великому духовному развитию.

Это делает изучение Индуизма важным.

В индуизме существует огромное количество духовных практик и философских систем, которые развивались на протяжении столетий, вследствие чего он обладает хорошо сформированной основой, которая облегчает духовному искателю достижение ответа на духовный запрос без потери времени, усилий и денег на непроверенные техники. Большинство духовных практик индуизма прошли испытание временем и потому заслуживают доверия.

2. Что такое индуизм?

Индуизм - это общее название целого спектра духовных практик и философских систем. Широко употребляемый термин «индуизм» охватывает всю Ведическую культуру - ее философию и практику.

Он объединяет такие философские системы как Йога-Сутры, Санкхйа, Пурва Миманса, Веданта, Ньяя, Вайшешика, Кашмирский Шиваизм, Шакта, а также различные формы йоги, включая Бхакти, Гьяна, Кундалини, Лайа, Дхйяна, Раджа, Мантра и Аштанга.

Кроме того, в него входят все тантрические практики, такие как поклонение Богине (Деви), практики, посвященные Господу Шиве, вайшнавские практики, посвященные Господу Раме, Даттатрее, Хануману и другим; а также, поклонение Брахману, Адвайта-Веданта и так далее.

Тот, кто путешествует по Индии, видит различные традиции, храмы, Богов и Богинь, обычаи, практики и субкультуры. Такое разнообразие возникло благодаря долгому периоду развития индуизма с древних времен по сегодняшний день. Различия существуют из-за методов, форм поклонения, духовных практик, божеств, традиций и географического расположения.

Индуизм - это обширная система, которая обладает многочисленными традициями, которые возможно даже временами конфликтуют между собой, но индуист относится терпимо к ним, поскольку он уважает других и их традиции, считая, что философские и духовные системы дополняют друг друга, а не соперничают.

Если кто-то попытается определить, что такое индуизм, то сделать это ему будет очень трудно, потому что Индия - это обширная лаборатория духовности, в которой самые разные верования, даже неиндийского происхождения, сосуществуют. Зачастую верования, духовные группы, общества или сампрадайи свободно перенимают что-то друг от друга. Возможно, лучше всего определить индуизм как поиск духовности.

3. Индуизм - это религия?

Индуизм называют Дхармой. Это не то же самое что религия. Индуисты называют его .

Термин «Дхарма» на самом деле в санскрите, хинди и других индийских языках не эквивалентен слову религия. Термин, употребляемый индуистами - это Дхарма, Санатана Дхарма.

Санатана означает «без начала и конца». Слово Дхарма означает природное неотъемлемое качество. Например, дхарма огня - жечь. Если огонь не жжет, то это не огонь. Если лед не холодный, то это не лед. Для слова Дхарма в английском, русском и других языках нет соответствий. Лучше всего определить его как природное качество/тенденция/долг. Дхарму можно понимать также как праведную жизнь.

Природа управляется законами. Они называются Рита. Например, то, что родилось, однажды умрет. Река будет течь вниз, брошенное упадет на землю. Ведическая философия следует Рите. Потом Рита стала частью и основанием Дхармы.

4. Как и откуда произошли термины Хинду и Индия?

Происхождение терминов Хинду и Индия: впервые слово Хинду в арабских летописях упоминается в 1323 году нашей эры для того чтобы отличить от ислама. Индию они называли Аль-Хинд. Слово происходит о названия реки Инд. Позже британцы стали использовали термин Хинду, название Индия также стало популярным благодаря англичанам.

5. Какое настоящее название Индии?

На самом деле Индия называется Бхарат. «Бха» значит знание, Рати - жена Камадева, Бога любви. Поэтому «рати» означает влюбленный. Таким образом «Бхарат» означает влюбленный в Знание.
Есть несколько историй, связанный с именем Бхарат. Более 5 тысяч лет назад жил царь по имени Бхарата. Он был могучим, добрым и справедливым.

Он правил большей частью современной Индии. Большинство царей были его вассалами. У него было семь сыновей, но тем не менее своим преемником он выбрал Бхуману, сына своего подданного Бхардваджа (Неясно был ли Бхуману сыном мудреца Бхардваджа, но существенно то, что он был из того же рода). Это действие отличало его от предшественников, поскольку он дал преимущество способностям и квалификации, а не крови. В древнем индийском обществе законы были лучше и граждане имели больше прав, чем сегодня.

6. Кто основал Индуизм?


У Индуизма нет основателя, так как нет единой философии и единой религиозной структуры (такой как Церковь). Это старейшая в мире религия, которая предшествует писаной истории. Самое простое определение индуизма - это духовный путь.

Индуизм - это не столько религия, сколько собрание разнообразных философских систем и методов поклонения, которое не имеет центрального основателя таких, как Христос в Христианстве, Будда в Буддизме или Мохаммед в Исламе.

Тем не менее, Индуизм имеет определенное количество верований, общих для всех философских систем. Цель Индуизма - получить опыт божественного, стать божественным. Разные пути, многочисленные учителя и божества - все они ведут к одной конечной лежащей в основе всего универсальной истине. Структура индуизма напоминает существо с множеством голов.

7. Кто был основателем или источником индуизма и ведической культуры?

Первоначальных мудрецов, которые были источником индуистской духовной системы, называют риши. «Ри» значит покидать, испускать или выбрасывать, как например дыхание, «ш» значит желтый, «и» - знание. Желтый цвет символизирует вайрагью, непривязанность и, следовательно, также освобождение. Таким образом «риши» значит «те, кто обучает знанию, имеющему силу освобождать (от цикла рождения и смерти).

Согласно другим мнениям слово «риши» происходит от корня «дриш», означающего «видеть». Риши считались «дришта», то есть видящими мантры, поскольку они видели мантры или «рича» во время медитации. Они их не создавали, а воспринимали как откровение. Поэтому ведические ричи - это откровения (Ведические мантры называются ричи).

8. Кто является духовным главой индуизма?

В Индуизме нет единого духовного главы как Патриарх в православии или Шахи-имам в исламе. В индуизме большое число разных духовных лидеров, самые выдающиеся среди которых - Шанкарачарьи и Махамандалешвары. Тем не менее, в зависимости от традиции, существует немало других духовных лидеров, таких как Нимбаркачарья в Нимбарка-сампрадае, Рамануджачарья в Рамануджа-сампрадае, и другие ачарьи, возглавляющие свои сампрадаи, духовные школы или движения.

Для Индуиста Бог - это исследование истины, называемой разными именами в разных философских системах. Пуруша в Санкхье, Брахман в Адвайте, Атман в Бхавгавад-Гите и Адвайте, Парамшива в Кашмирском шиваизме, Кайвалья в Йога-сутрах, Сатчидананда в Упанишадах, Шунья в Вигйана-Бхайрава-тантре, Шакти в философии шакта и так далее.

И все же Индуисты верят, что истина одна, но называется она по-разному. Бог в Индуизме трансцендентен и имманентен, непроявлен и проявлен.

Лучше всего понимать Бога в Индуизме как дух в каждом из нас, который на самом деле один, но кажется различным. Как Параматман, постоянное, все пронизывающее духовное Я, и как дживатман, то есть духовное я в каждом существе.

В индуистской системе насчитывается почти 330 миллионов божеств. И все же индуисты верят, что есть только один Бог. (Спустя время практики, относящиеся к некоторым формам, так же как истории и значения этих форм, были утеряны.

Другие формы имеют частичные тексты и молитвы, которые доступны сегодня, и все же большинство форм и связанных с ними традиций сохранились. Многие формы и практики ограничены и недоступны широкой публике).

Эти 330 миллионов божеств есть ни что иное как различные формы единой божественной энергии. Каждый из них - это дверь в совершенство. В зависимости от своих личностных характеристик, качеств, прошлых впечатлений и тенденций ума каждый индивид выбирает наиболее подходящую форму божественного. В конце все пути ведут к одной истине.

10. Как Индуизм относится к другим верованиям?

Индуисты считают, что разные философские системы не противоречат, а дополняют друг друга. Цель каждого индуиста - пережить самому божественный опыт.

Индуисты верят, что ни один человек, верование или система не являются единственным путем к переживанию Бога, освобождению или спасению. Индуист верит, что какая-то система подходит ему, и он доверяет ей, а другая система может подойти другому, и он свободен следовать методам и пути своего выбора.

Индуизм - это древняя философия толерантности. Каждый свободен выбирать, экспериментировать, понимать и развиваться. Но индуизм имеет строгие правила практики.

11. Каковы отличия Индуизма или чем уникальна индуистская система?

Во-первых, Индуизм развивает свои философские направления свыше 5 тысяч лет. Индию или Бхарат легче всего определить как духовную лабораторию мира, где каждый был и остается свободным экспериментировать с разными методами, достигать божественного или становиться им. Все эти философские системы и пути составляют огромное духовное богатство, всемирное наследие, которое есть дар всему миру.

Во-вторых, Бхарат или Индия один из нескольких регионов, а возможно и единственный регион в мире, где различные системы поклонения, методы преобразования духовной энергии сохранились в чистом виде, в непрерывной древней традиции, насчитывающей пять с лишним тысячелетий. В отличие от других традиций, в которых многие из нитей были оборваны, и таким образом традиции прервались.

12. Каковы предпосылки для изучения Индуизма?

Главное условие - открытый ум и желание изменить свою личность. Кроме того, острый интеллект, и стремление к Богу или высшему сознанию. Следует обучаться у духовного мастера, или Гуру. Также необходима преданность Гуру, дисциплина, регулярная практика, изучение Писаний, развитие благородных качеств, хорошее общество и привычка к самонаблюдению.

По материалам сайта Брахмачари Муктананды


Региональные религии:

Индуизм

Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего населения земного шара. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).

Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.

Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны). Касты (варны) - это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово “брахман” (в переводе с древнеиндийского языка, называемого санскритом, - “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.

Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий приносили им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершили социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что им оставили, - это право быть служителями культа.

Вместе с тем и в связи с этим три другие основные касты добились и понижения статуса бога Брахмы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем общества, и их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог. Конфессии в индуизме. Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются две: вишнуизм и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву. Вишнуизм и шиваизм - это самые большие и примерно равновеликие конфессии. В них входят примерно по 40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по преимуществу на севере Индии, шиваитские - на юге Индии. Третьей по величине индуистской конфессией является шактизм. Шактисты поклоняются верховной богине, которая имеет несколько имён и одно из них - Шакти. В шактистские общины входит примерно 8 процентов всех индуистов. Они по преимуществу расположены в Бенгалии (это северо-восточная часть Индии) и на юге Индии.

Если в индуизме и можно обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не между конфессиями, а между различными храмами одной и той же конфессии. Особенности организации индуизма порождают и некоторые особенности в его вероучении. В индуизме масштабы религиозной организации ограничиваются рамками храмов. Ни одна конфессия не имеет централизованного руководства даже в масштабах штата, не говоря уже о стране в целом. Поэтому индуизм не имеет ни церковных соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том числе и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные книги нуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. И в чем-то толкование было и остается различным. А это значит, что положения вероучения в толковании брахманов разных храмов в чём-то несущественном могут отличаться друг от друга.

В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:

  1. о священных книгах,
  2. о сверхъестественных существах,
  3. о душе,
  4. о загробной жизни.
В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько сотен; они делятся на две группы.

Первая группа называется шрути, (“услышанное”) вторая - смрити (“запоминаемое”). (Все термины в индуизме озвучены на санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Книги-шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.

Вторая группа священных книг - Брахманы (“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Третья группа - Араньяки (“Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.

Четвертая группа - Упанишады (“Тайное учение”). Название объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит так: “рядом”(упа) и “внизу”(ни) “сидящим” (шады). Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.

Пятая группа - Пураны (“Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме.По содержанию это рассказы о богах.

Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием “Махабхарата” (“Великие бхараты”; бхараты - это название народа в Индии). В поэме около 100 тысяч двустиший. “Махабхарата” делится на 18 частей, которые тоже называют “книгами”. Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.

Седьмая группа - это опять одна книга-произведение и опять поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание о Раме”). “Рамаяна” состоит из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна” делится на семь частей, которые обычно печатаются в одном томе.

Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Хотя боги занимают в иерархической лестнице сверхъестественного мира значительно более высокое положение, чем демоны, мы всё же начнём характеристику сверхъестественных существ с демонов, ибо такой порядок рассказа более удобен в методическом плане. Демоны. Демоны делятся на три вида: асуры (“небоги”), ракшасы (“те, кого сторонятся”), пишачи (перевод неизвестен). Асуры - противники богов, а ракшасы и пишачи - противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи - главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов, быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки.

Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме (а также в христианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем большинстве случаев люди демонов не видят и не слышат, то в индуизме такого акцента нет. Демоны делятся на старших и младших. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.

Боги. В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Как и в любой другой политеистической религии, каждый из богов имеет свои специфические функции. Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило, огромного роста, другие - в основном как люди, но с какими-то особенностями в строении организма (четыре руки, три глаза и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны), четвёртые - как полулюди-полуживотные (например, царь птиц Гаруда изображается с головой и крыльями орла и с туловищем человека). Один из богов (Брахман) вообще не имеет видимого тела.

Боги требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.

В первую тройку входят верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в предыдущей религии (Брахма).

Во вторую тройку входят их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати). В третью тройку входят боги, хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша, Кама).

Вишну (“проникающий во всё”, “вездесущий”) - верховный бог в вишнуизме. Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он - охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в решении их жизненных проблем.

Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй - палица, в третьей - чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой - цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность им помогать. Для характеристики Вишну очень важно использование понятия “аватара”. В буквальном переводе это слово означает “нисхождение”. По своему существу аватара - это другое и земное тело бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении души бога в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном, небесном теле бога. Эта душа как бы раздваивается. Второе, дополнительное, физическое тело бога существует только некоторое время. Потом оно умирает, и душа бога возвращается в своё основное и вечное тело.

По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые уже были. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь в теле кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первых четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле карлика по имени Вамана. Собственно слово “вамана”и означает “карлик”. Шестая: в теле человека по имени Парашурама (“Тёмный с топором”). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая: в теле человека по имени Рама (“Темный”). Восьмая: в теле человека по имени Кришна (тоже переводится как “Темный”). Девятая и последняя: в теле человека по имени Будда (“Просветлённый”). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: “царь на белом коне”. Он приедет через много лет, когда на земле власть будет принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит на земле золотой век.

Шива (“Милостивый”) - верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива - бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть аватары, их более 20-ти.

Ганеша (“Начальник свиты”) - сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего разряда). Верующие воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом воровской удачи. Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с головой, похожей на голову слона. Это единственный бог в индуизме, у которого вместо носа - хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.

Кама (“Чувственное желание”, “Любовь”) - бог любви. Его изображают как юношу с луком и стрелами в руках. Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука - из живых пчёл, стрелы - из цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то они возбуждают в них жгучую любовную страсть.

Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением является Ганеша, а вторым - Кама. Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй - выходом из сансары. Буквальный перевод слова “сансара” с санскрита звучит как “странствование”. Наряду с санскритским термином “сансара” для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово “реинкарнация” и русское - “перерождение”. По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма (“поступок”, “деяние”). Карма - это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое перерождение. Индуисты в связи с эти говорят: какова карма - такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение - это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник - изнасилован, убийца - убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином “нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы” уничтожаются.

Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином “мокша” (“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу - это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

Индуизм - самая большая национальная религия в мире, и уже это - очень серьёзная причина для внимательного изучения индуизма.

Название : Индуизм (Санатана Дхарма)
Количество последователей: 1 млрд.
Страна возникновения: Индия
Время возникновения: VII вв. до н. э.
Основные священные тексты: Веды

Индуизм - совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
Историческое название индуизма на санскрите - сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма (божественный закон), карма, сансара (колесо перерождений), майя (иллюзия внешнего мира), мокша (освобождение от иллюзии и перерождений) и йога (слияние с божественным).

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.

Индуизм - это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале.

Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство. По современным исследованиям, основу индуизма составили религиозные верования древних ариев, которые принесли их с севера на юг, чем объясняются множественные параллели в священных писаниях древних славян, зороастризма и индуизма.

Этимология слова индуизм

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» - персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, или . Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.

Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI - XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев».

Загрузка...