Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Икона божией матери кесарийская. Женское имя Эмилия — что означает: описание имени. Имя девочки Эмилия: тайна, значение имени в православии, расшифровка, характеристика, судьба, происхождение, совместимость с мужскими именами, национальность. Молитва свят

Преподобная Эмилия Кесарийская подарила миру величайшее сокровище: пятеро из десяти ее детей причислены Церковью к лику святых. Имена трех сыновей хорошо известны всем православным христианам: святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, святитель Григорий, епископ Нисский, и святитель Петр, епископ Севастийский. Гораздо меньше знают о ее святых дочерях — преподобной Макрине и праведной диаконисе Феозве, совсем немного — о ней самой. Впрочем, это не удивительно: святая Эмилия старалась жить незаметно для окружающих, прежде всего заботясь о благочестии своей большой семьи — есть ведь и такой путь христианской святости...

Эмилия родилась приблизительно в 305 году в Малой Азии в городе Неокесария (сейчас это турецкий Никсар). Ее родители-христиане были лишены всего имущества и погибли во время гонений императора Лициния. Оставшись сиротой, Эмилия думала со временем принять монашество.

Она была очень красива, и многие мужчины в Неокесарии стали добиваться ее любви, и один, особо настойчивый, даже грозился выкрасть ее из дома. Тогда Эмилия решила найти жениха из христианской среды и получить защиту от «свободы» нравов.

Ее выбор пал на молодого адвоката и учителя риторики Василия, сына известных и уважаемых в Неокесарии христиан Макрины и Василия. Избранник покорил ее своей добротой и благородством — он и профессию адвоката выбрал для того, чтобы защищать несправедливо обиженных. А в лице матери мужа Эмилия обрела сестру по вере и великую наставницу.

Во время гонений императора Диоклетиана Макрина-старшая с мужем (они оба принадлежали к общине епископа Григория Неокесарийского) семь лет скрывались в Понтийских лесах: голодали, жили в шалашах, скитались, но не отреклись от Христа.

«О вере моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша? Говорю о пламенной Макрине, от которой изучил я слова блаженнейшего Григория, которые и сама она сохранила, как дар предания, и на нас, еще малютках, напечатлевала, образуя нас догматами благочестия», — напишет о своей бабушке святой Василий Великий.

Эмилия вошла в эту семью, когда в Римской империи воцарился император Константин Великий, узаконивший христианство, и тяжкие испытания были позади.

Свою первую дочь Эмилия тоже назвала Макриной. В ночь перед родами ей приснился необычный сон: будто бы она держала на руках уже родившегося и запеленутого младенца, а к ней подошел старец величественного вида и трижды назвал малышку Феклой. Имя Феклы — подвижницы и ученицы апостола Павла — знали все христиане Малой Азии, оно прозвучало неспроста… Проснувшись, Эмилия с необычайной легкостью родила здоровую девочку.

В 330 году Эмилия родила сына, названного в честь деда и отца Василием. Затем родились Навкратий и дочь Феозва. Третьего сына назвали Григорием — в семье свято чтили память Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.

Эмилия могла позволить себе любых слуг и учителей, но сама занималась начальным образованием своих детей и определяла для них круг чтения. Вместо общепринятых сюжетов о жестокости или похождениях любвеобильных греческих богов — истории из Священного Писания, псалмы, рассказы о подвигах апостолов. И лишь потом, на окрепший ум, считала возможным понемногу прибавлять к этому что-нибудь из «эллинского».

Семья Василия теперь владела землями в трех провинциях (в Понте, Каппадокии и Малой Армении) и считалась одной из богатых в Неокесарии. Никто из новых родственников Эмилии не посещал театры, скачки и всевозможные праздные зрелища — то, без чего многие римляне не мыслили жизни. И уж тем более в семье не было принято такое обычное по отношению к детям рукоприкладство и телесные наказания. Это тоже была своего рода проповедь для окружающих — все видели плоды хрис-тианского воспитания.

Дети росли свободными и счастливыми, в атмосфере уважения и любви и, достигнув совершеннолетия, сами избирали свой жизненный путь.

Старшая дочь, Макрина, собралась выйти замуж и была уже помолвлена. Но внезапно ее жених заболел и скончался. На все уговоры найти другого избранника девушка отвечала: «Жених мой не умер, он только в отлучке; зачем же изменять ему?»

И родители не стали настаивать — Макрина повторила судьбу святой Феклы, которая тоже в юности отказалась от замужества и посвятила жизнь Богу.

Муж Эмилии, Василий, умер вскоре после рождения самого младшего из сыновей — Петра. Желая поддержать мать, Макрина взяла на себя многие заботы, и Петр (будущий святитель Петр Севастийский) фактически вырос у нее на руках.

По преданию, кроме Макрины и Феозвы, у Эмилии были еще три дочери, но история не сохранила их имен — скорее всего, они вышли замуж и жили в своих семьях. И только Макрина всю жизнь провела рядом с матерью. «Других детей, — говорила Эмилия, — носила я лишь некоторое время, а с Макриною не разлучалась никогда».

Старший из сыновей Эмилии, Василий, рано обнаружил способности к наукам и уехал учиться в Константинополь, а оттуда — в Афины, где изучал богословие, философию, геометрию, риторику, астрономию. Предполагалось, что он, как отец, станет адвокатом.

Но Василий избрал другое. Приняв Крещение, он отправился в пустыни Египта и Палестины, чтобы увидеть жизнь прославленных отцов-пустынников, а после чего устроил в одном из семейных имений свою монашескую общину.

Во время гонений императора Юлиана (Отступника) Василий вернулся в Неокесарию, где был рукоположен во пресвитера и стал служить в одной из городских церквей. Уже тогда братья — Григорий (ему не было еще тридцати) и юный Петр — помогали ему заниматься благотворительностью из семейных средств. Со временем все они станут епископами в разных городах Малой Азии, а их сестра Феозва — диаконисой церкви в Ниссе и верной помощницей Григорию.

К тому времени Эмилия уже не жила в Неокесарии. Покинув богатый дом и отпустив своих рабов, она с Макриной и несколькими верными слугами перебралась в уединенное имение на берегу реки Ирис в Понте. По сути, это был небольшой женский монастырь с построенным в фамильном поместье храмом в честь 40 мучеников Севастийских (они пострадали при Лицинии неподалеку от здешних мест, в городе Севастия).

Близкий друг Василия Великого Григорий Назианзин (Богослов) навестил его мать и сестру в их имении и увидел, что они питаются вместе со слугами, живут в таких же скромных кельях, не носят ни нарядов, ни украшений. Но больше всего его поразили внутренние перемены в этих удивительных женщинах: «Нельзя было уловить на них признака гнева, зависти, подозрения или ненависти. Они отбросили от себя всю светскую суету — желание отличия, известности, блеска. Наслаждение их заключалось в воздержании, слава в безвестности, богатство — в неимуществе, сила — в немощи; все мирское стряхнули они с себя, как пыль», — вспоминал святитель Григорий.

Эмилия умерла 8 мая 375 года в возрасте 73 лет и была похоронена в фамильном склепе возле церкви 40 мучеников. В последние минуты жизни возле нее были старшая из детей, Макрина, и младший Петр. Она до последнего вздоха продолжала молиться за своих детей и всех благословила.

По церковному календарю память Эмилии Каппадокийской отмечают в один день с Василием Великим, старшим из сыновей — 14 января по новому стилю.

Икона, где святая Эмилия изображена в окружении пятерых детей, чем-то похожа на тот «иконостас» из фотографий, что так любят устраивать в деревенских домах простые женщины, тоже чьи-то матери и сестры.

Святитель Григорий Назианский с восторгом написал о святой Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства и прочие — лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии — собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания»…

Газета «Православная вера « № 2 (527)

Емилия Кесарийская ( в.), преподобная

В юности Емилия отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец её принял мученическую смерть при императоре Ликинии. В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственного замужества. Опасаясь этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия , впоследствии ставшего иереем. Василий был известен как образованный и благочестивый человек.

Сын Емилии Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении, после чего сподобился блаженной кончины. Другой сын, Никифор, умер в раннем возрасте. Имена остальных детей Емилии неизвестны. Предполагают, что некоторые из них впоследствии приняли монашество.

После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Емилии вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в отдалённое имение на берегу реки Ирис, в современной Турции, и основали там обитель. Некоторые и из отпущенных ими рабынь захотели вместе с ними отречься от мира и пойти в монастырь, и всё у них было общее: одна келья, один стол, одни одежды; всё, нужное для жизни, у них было поровну; они служили Господу единодушно, в смирении, кротости и любви, и не было у них ни гнева, ни зависти, ни ненависти, ни презрения, ничего такого, что не было бы угодно Богу. Одно постоянное было у них дело - богомыслие и молитва, а попечение и труды для нужд тела они считали неважными подельями, а не самым делом.

Дожив до преклонных лет, Емилия приблизилась к кончине. Узнав, что она находится на смертном одре, к ней в обитель пришёл её младший сын Петр и вместе со святой Макриной стал ухаживать за матерью во время её болезни. При самом же разлучении с телом у постели умирающей с обеих сторон сидели Макрина и Петр и называли по именам остальных братьев и сестёр, а она всем, как сокровище, оставляла своё материнское благословение. Потом, положив одну руку на Макрину, а другую на Петра, она сказала, обратившись к Господу:

– Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток - эта перворождённая дочь, десятина - этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдёт на них Твоя святыня!

С этими словами она скончалась. Ей было тогда 73 года.

Использованные материалы

  • Житие на сайте "Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых"

Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене (официальный календарь РПЦЗ), с. 29; Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей),

Она родилась в знатной и богатой семье, которая владела землями в Малой Азии.

Девочка отличалось удивительной красотой, но, несмотря на это, готовила себя к безбрачию, поскольку была верующей христианкой. Она рано осиротела и, опасаясь насильного замужества, вышла замуж за благочестивого адвоката Василия, который позже стал иереем.

Их супружество было посвящено различным добродетелям. Они принимали странников, помогали нищим, тратили свое имущество на благотворительные дела. В благочестивой семье родилось 10 детей. Так Господь вознаградил супругов за их доброту к ближним.

Среди детей Емилии Кесарийской - столпы православия. Епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий, епископ Григорий Нисский, епископ Петр Севастийский, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феосевия.

Еще один сын святой Емилии - Навкратий, в 22 года, оставив светскую жизнь и карьеру, удалился в пустыню, где подвизался 5 лет. А после сподобился блаженной кончины.

После смерти супруга Емилии, вести домашнее хозяйство ей помогала старшая дочь Макрина. Именно она убедила свою мать вести монашеский образ жизни. Они удалились в потаенное место на берегу реки Ирис и основали там монастырь. Подвижницы распустили всех своих рабынь. Но и они захотели вместе с женщинами отречься от мира и стать монахинями.

Так прожила святая Емилия вместе с сестрами во Христе до преклонных лет. Когда она находилась на смертном одре, в монастырь приехал ее младший сын Петр и вместе со святой Макриной стал ухаживать за матерью. На смертном одре святая Емилия, возложив одну руку на Макрину, другую на Петра, обратилась к Богу:

Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток - эта перворожденная дочь, десятина - этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдет на них Твоя святыня!

И мирно отошла ко Господу. Святой Емилии было 73 года.


Б лаженная Эмилия, в юных летах своих, сильно желала остаться девственницею до смерти. Но, рано лишившись матери и отца, у которого гнев императора отнял имущество и жизнь, принуждена была поступить не по желаниям своим. Редкая красота выставляла ее предметом искательств молодежи, так что был замысел похитить ее. Безродство и опасности для души заставили ее искать себе опоры в благочестивом муже, а общее мнение о высоких качествах адвоката Василия расположило согласиться отдать руку Василию (…)

Василий и Эмилия жили одними мыслями и чувствами, христианскими. Эмилия, с согласия мужа, кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам. Хотя родители обоих супругов лишены были почти всего состояния своего во время гонений на святую веру, но Бог, за добрые дела супругов, так умножил земную собственность их, что не было в том краю никого богаче их. Они владели землями в трех провинциях, в Понте, в Каппадокии и в Малой Армении. Впоследствии каждый из детей имел на своей доле более, чем сколько получил отец.. Когда родился сын Петр, отец умер, и на руках Эмилии осталось девятеро детей. Всех воспитала она в глубоком благочестии. Трое из них были епископами: Василий, Григорий, Петр. Св. Григорий Назианский с восторгом говорил об Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства, и прочие - лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии — собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания». Сын, Василий Великий, с торжеством указывал врагам своим на то, что его учила вере мать его Эмилия.

Старшая из детей Эмилии была Макрина и Макрина была помощницею матери для земли и неба. Богу угодно было, когда Эмилия была беременна в первый раз, возвестить ей об этой дочери и показать, чем будет дочь. Она видит во сне, будто носит на руках дочь и будто старец величественного вида, подойдя к ребенку, три раза назвал ее Феклою. Эмилия проснулась и родила так легко, что, едва лишь кончился сон, родилась дочь. С того времени, мать и отец были убеждены, что данное дочери имя — предвозвестие о качествах дочери, близких к качествам святой девы Феклы. В дом призвана была кормилица: но ребенок почти не сходил с рук матери, был покоен только на ее руках.

Эмилия глубоко понимала обязанности матери. Если мужчина в толкотне жизни и заботе о ней не всегда внимателен к самому себе, то тем более далек от него постоянный надзор за раскрытием склонности и понятий в детях. Потому преимущественно на матери лежит долг надзора за развитием душевных и телесных сил дитяти. Несчастна мать, которая не хочет знать своего призвания, столько высокого! Эмилия дорожила этим призванием. По-видимому, не беззаботна бывает иная мать о детях: но — по опыту оказывается, что она все-таки не выполнила своего долга. Отчего это так? Оттого, что не тому и не так учила детей, чему и как должно учить. Воспитание Макрины тем более заслуживает особенного внимания, что сама Эмилия приняла его за образец, по которому воспитывала других детей, и особенно дочерей, и нельзя не пожелать, чтобы и другие родители следовали этому образцу. Греки начинали учение детей почти всегда с басней и некоторых пиитических произведений: точь в точь как наши милые педагоги-прогрессисты. Эмилия увидела, что в языческих произведениях много мыслей и картин, оскорбительных для чистой души. (Когда бы в прославляемых прогрессистами было меньше!) Потому, она приняла за учебные книги священные песни Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. Так, чем бы ни занималась Макрина, священные стихи наставления были и постоянными ее спутниками-надзирателями (а не распущенные педагоги). Эмилия учила дочь и пению, но не давала ей петь песней Анакреона и Сафо. Все, что могло оставлять в юной душе впечатления гнилости и смрада нравственного, мать удаляла от взора и слуха юности. Матери сами водили детей (долгом считают водить и ныне) в театр и амфитеатр. Эмилия признавала, что то уже невознаградимый вред от театральных сцен, что они отлучают душу от любви к труду и приучают к легкомыслию и рассеянности («Театр - открытая школа невоздержания», говорит Василий Великий. Беседа четвертая на Шестоднев. Тертуллиан: «театр - привилегированная зала бесстыдства и замок всяких гнусностей»)


Она обучала дочь женским рукоделиям и домашнему хозяйству, тем более, что труд физический укрепляет ее здоровье. Так ли ныне? Вот почтенный родитель и родительница гуляют со своими детьми. Около них идет молодой человек. Меньшему восьмилетнему сыну стало жарко и он снял с себя бархатный кафтанчик. Молодой человек тотчас же предлагает свои услуги, берет и несет кафтанчик, в котором весу фунт. Родительница вступилась и взяв кафтанчик и передавая его сыну, говорит робко: «пусть приучается». Конечно, слава Богу и за то, что «пусть приучается!» Но милая мамаша! Добры ли вы к сыну и к себе, что сынок тяготится фунтиком тяжести, и вы готовите себе из него тяжести разного сорта? Не будьте ниже самки. После домашних занятий Эмилия водила дочь в храм Божий слушать священные песни и молитвы. Сын ее, уже святитель, писал «юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями»: так много значила педагогика Эмилии.

Макрина, пришедшая в возраст, была красавицею по телу и по душе (…) Мать нежно любила ее. «Других детей, — говорила она, — носила я лишь некоторое время, а с Макриною не разлучалась никогда». От этой связи дочери с матерью польза была для обеих, и польза неоценимая: мать управляла чувствами и помышлениями дочери, а дочь до такой степени заботилась о матери, что собственными руками пекла для нее хлеб и шила белье. Когда умер отец Макрина была главною помощницею матери по управлению имениями, находившимися в разных областях. Важнее же было то, что Макрина имела влияние на нравственный быт всей семьи. Хотя мать стояла на высокой степени нравственной жизни: но Макрина нечувствительно вела ее выше и выше, примером самоотверженной своей жизни. Она внушала брату Василию предаться исключительно изучению евангельской мудрости. Она образовала Петра, быв для него второю матерью и наставницею. Когда все братья и сестры могли уже заведовать делами и собою: она склонила мать удалиться с нею в монастырь.

В такой решимости мать и дочь построили обитель в Понте, на берегу реки Ириды, не вдали от горы Ивора. Там, отстранив все, что могло рассеивать их, изменили они образ жизни: служанок своих обратили в подруг своих и предались преимущественно молитве. (…)

Эмилия, достигнув глубокой старости, должна была наконец испытать общую долю смертных. Из детей ее были при ней только Макрина и Петр. Чувствуя близость кончины, она с невыразимою нежностью говорила присутствующим об отсутствующих и молитвою за детей окончилась святая жизнь ее, 8 мая 375г.

Десять человек детей дал Господь святой Эмилии, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро причислены к лику святых: Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель (память 1/14 января), преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Святитель Григорий, епископ Нисский (память 10/23 января), Святитель Петр, епископ Севастийский (память 9/22 января), и праведная Феозевия — диакониса (память 10/23 января)

Загрузка...