Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Финансово экономические механизмы в дошкольном образовании. Финансово- хозяйственный механизм доу. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Министерство образования и науки УР

ГОУ СПО «Воткинский педагогический колледж

им. П. И. Чайковского»

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

По дисциплине Экономика образовательного учреждения

Выполнил:

Корепанова М. Ю.

Специальность: 050303

Иностранный язык

Курс 5 группа 55

Форма обучения: очная

Руководитель:

Трофимова Л. В.

Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма

Хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования. Совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.

По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких элементов, как экономический, правовой и организационный. В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и т.д.

К правовой подсистеме относятся законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, отношениях собственности, налогообложения и другие нормативные акты и постановления правительственных учреждений и местных органов управления. Немаловажна роль организационной подсистемы: структуры управления, аппарата управления и контроля за хозяйственно деятельностью во всех звеньях экономики страны.

Движущей силой развития образования способен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых стран. Его следует постоянно обновлять и реформировать. Именно поэтому одно из направлений совершенствования финансовой системы образования – поиск нового финансового механизма как элемента хозмеханизма отрасли в целом.

В переводе с французского финансы – «денежные средства». С точки зрения экономики – это система экономических отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование денежных средств в процессе распределения национального дохода страны.

Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность форм, условий и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами управления образованием в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Финансирование – это обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование предполагает:

    Целевое использование средств – расходование средств на установленные заранее цели;

    Безвозвратность – предоставленные образовательным учреждением средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.

Модели бюджетного финансирования:

    Сметное финансирование

    Нормативное финансирование

    Бюджетное финансирование

Для России характерно сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, не имеющих собственных доходов.

Основные функции участников финансирования образования

    Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному собранию с Бюджетным посланием, подписывает закон о федеральном бюджете на очередной год, после чего тот вступает в силу.

    Законодательные органы власти ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.

    Правительство России на основании содержания Бюджетного послания Президента РФ дает указание Министерству финансов РФ на разработку проекта бюджета. Затем оно рассматривает проект федерального бюджета и представляет его на утверждение в законодательные органы; принимает постановление о порядке исполнения федерального бюджета.

    Министерство финансов – главное звено бюджетного финансирования. Оно:

    Организует работу по составлению проекта бюджета;

    Формирует проект бюджета РФ и представляет его в Правительство;

    Сообщает отраслевым министерствам и ведомствам лимиты бюджетного финансирования;

    Осуществляет через систему казначейства бюджетное финансирование расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств;

    Контролирует целевой характер использования бюджетных средств.

    Министерство образования и науки дает указание региональным органам управления образованием представить свои предложения по финансовому обеспечению системы образования в регионе. Затем оно рассылает утвержденные сметы учреждениям.

    Банки участвуют в бюджетном процессе, т.к. в них находятся бюджетные средства.

    Образовательные учреждения представляют в казначейства документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств.

Общая схема бюджетного финансирования образования

Законодательные органы

Президент РФ


Правительство РФ


Министерство финансов РФ

Министерство образования и науки РФ

Региональные органы управления образованием

Образовательное учреждение

Бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения

Смета бюджетного учреждения – основной плановый документ, определяющий объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. Смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с государственным или муниципальным бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании.

Для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса – документ, отражающий расходы и доходы ОУ: « Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет» (статья 43).

Для разработки сметы необходимо определить потребность в средствах для осуществления расходов по каждой статье классификации. Потребность базируется на трех параметрах:

    Численность учащихся;

    Сроки и условия обучения;

    Материальная база обучения.

Источниками для получения этих данных являются нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчетности.

    Расчет потребности в бюджетных средствах проводится непосредственно ОУ;

    Расчет потребности в бюджетных средствах проводится органом управления образованием соответствующего уровня.

Общая схема расчета потребности в бюджетных средствах

Численность обучающихся

Норматив численности педагогического персонала

Норматив материального обеспечения

Норматив социального обеспечения обучающихся и работников

Нормативы учебных расходов

Численность педагогического персонала

Материальная база учебного заведения

Расходы на социальное обеспечение

Учебные расходы

Нормы обслуживания помещения

Ставки и тарифы коммунального обеспечения

Численность обслуживающего персонала

Расходы на содержание материальной базы

Фонд зарплаты обслуживающего персонала

Фонд зарплаты педагогического персонала

Потребность учреждения в бюджетных средствах

Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в России

Современное состояние бюджетного финансирования образования характеризуется чаще всего с отрицательной стороны. Основная проблема – недостаток выделяемых бюджетных средств для нормального функционирования образовательного учреждения.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли должны стать:

    Введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования

    Разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений высшего и в перспективах среднего профессионального образования

    Создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий

    Достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования

    Обеспечения целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней

    Последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений

    Расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создавать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических средств.

Список используемой литературы финансово -хозяйственной деятельности образовательных учреждений , переходу на... новых решений в создании финансово -хозяйственных механизмов деятельности образовательных учреждений , позволяющих последовательно наращивать материальное...

  • Налогообложение образовательных учреждений (1)

    Реферат >> Финансовые науки

    ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» В современных условиях в экономической литературе огромное внимание уделяется вопросам совершенствования механизма ... бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности образовательные учреждения руководствуются положениями...

  • Бюджетное финансирование образовательных учреждений

    Реферат >> Финансы

    Также как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования. 1.2 Расходы бюджетных образовательных учреждений В соответствии... при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности таких образовательных учреждений . Определяя процент...

  • ... улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на примере дошкольного образовательного учреждения №29 г.Чайковский

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Анализировать итоги финансово -хозяйственной деятельности учреждения . Обязанности образовательного учреждения - своевременное представление... образовательного учреждения являются: - недостаточное финансирование учреждения ; - неразвитость механизмов ...

  • другие презентации на тему «Финансово-экономические механизмы деятельности ДОУ в условиях нормативного финансирования и автономии»

    «Применение простых механизмов» - Рычаг. В технике. Проблемный вопрос: Подумайте, можно ли используя рычаг, получить выигрыш в работе? Выигрыш в силе, но проигрыш в перемещении. Музыке. А в силе? Слесарный станок. Наклонная плоскость так же широко применяется человеком. Список литературы. Технике. Живой природе. В живой природе. В быту.

    «Нормативные затраты» - Затраты на коммунальные нужды. Современные технологии SaaS. Данные о показателях качества. «Современные подходы к организации расчета нормативных затрат на оказание услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества». Коэффициенты. Затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги. Преимущество технологии.

    «Проектная деятельность в ДОУ» - Повестка педсовета: Выполнение решения предыдущего педагогического совета (Зам. зав. Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой). Повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности. Вот и все». (Из наставлений Генеши). Содержание проектной деятельности. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.

    «Организация защиты» - План мероприятий по защите персонала. Расчёт обеспечения и порядок выдачи СИЗ персоналу. Схема оповещения. Состав сил и средств ГО. Рекомендуемая тематика и расчёт часов учебных занятий. Постановление правительства РФ №804 от 26.11.2007 г. « Об утверждении положения о ГО РФ». Возможная обстановка на территории организации (пояснительная записка).

    «Простые механизмы в физике» - «Вечный» двигатель Ф. Дж. Рисунки. Идеальный двигатель. Винт Архимеда. Вудворда. Устройство «вечного» двигателя, основанное на магните. Итог урока. «Найди ошибку». Что вы понимаете под термином «Вечный двигатель»? Силовой эксперимент. Решение задач. Рефлексия. Фронтальный опрос. Физика Опыт Работа. Цели:

    «Машины и механизмы» - от начала до середины XIX века - период начала развития ТММ. 3. Информационные машины - машины, предназначенные для обработки и преобразования информации. Связь курса ТММ с общеобразовательными, общеинженерными и специальными дисциплинами. Основные разделы курса ТММ. Краткая историческая справка. Стойка - звено, которое при исследовании механизма принимается за неподвижное.

    Работу секции начал Роман Селюков, заместитель директора АНО ИПОП «Эврика» с докладом «Современная финансово-экономическая проблематика образования».

    Он обозначил ключевые тренды государственной политики по трем направлениям:

    1.Направление на саморегулирование в сфере образования (ФГОС - система требований, ФХС в условиях 83-ФЗ).

    2.Изменение представлений о критериях качества образования

    3.Становление института внешнего заказчика сфере образования

    Формирование эффективно функционирующей системы образования невозможно без продуманных организационно-финансовых механизмов. При переходе на новые финансовые механизмы встает необходимость, с одной стороны, в стандарте гарантировать равные возможности, с другой, предоставлять образовательным учреждениям определенную долю самостоятельности. Обсуждая проблему финансового обеспечения задания, нужно отметить, что практически во всех регионах есть нормативы финансирования, через которые выводится объем ассигнований, необходимых для каждого учреждения, оказывающего те или иные услуги. Методика расчета финансового норматива, основанная на базисном учебном плане, обеспечивает аудиторную нагрузку учащегося, но не в состоянии обеспечить условия для достижения современного качества образования. В модельных методиках в расчет на всех уровнях образования (дошкольное, общее, профессиональное) платят за часы, а где качество образования? Необходимо обратить внимание на результат.

    Аграфена Шатаева, начальник отдела социальных расходов Министерства финансов РБ. представила доклад на тему: «Организация финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и устанавливающей взаимосвязь норматива финансирования с величиной средней зарплаты по экономике региона».

    Автор отмечает, что результатом реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в Бурятии стали - переход всех общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда, серьезное укрепление материально-технической базы учреждений и приведение их в соответствие с современными требованиями. Также с 2010 года в рамках модернизации общего образования реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

    С апреля текущего года Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным дан старт новому проекту, направленному на модернизацию региональных систем общего образования. Конечная цель проекта - доведение средней заработной платы учителей регионов до средней заработной платы по экономике соответствующего региона. Республика участвует не только в модернизации системы образования, но в проектах по модернизации здравоохранения и культуры.

    С этой целью Правительством Российской Федерации принято решение о предоставлении в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2011 году объем субсидии бюджету республики составит 251,6 млн.руб., софинансирование из республиканского бюджета - 13,2 млн.руб.

    К концу 2011 года средняя заработанная плата учителей общеобразовательных учреждений республики будет доведена до средней заработной платы в экономике республики за I квартал 2011 года, которая составила 18 099 рублей. С учетом данного условия на июньской сессии Народного Хурала республики принят закон «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия».

    Аграфена Шатаева отметила, что первые шаги в вопросе предоставления бюджетному (общеобразовательному) учреждению, в самостоятельности принятия решений в финансово-хозяйственной деятельности, сделаны - есть нормативно-правовая база. Теперь, необходимо руководству и коллективу учреждений грамотно воспользоваться этим правом, выбрать будущее своих школ и идти к конечной цели - к повышению качества образования при эффективном использовании бюджетных ресурсов.

    Елена Бондаренко, заместитель председателя Комитета по образованию г. Улан-Удэ выступила с докладом «Формирование муниципального задания

    и финансового норматива на услуги дошкольного образования, обеспечивающего развитие вариативных форм ДОУ».

    Докладчик остановилась на основных проблемах формирования муниципального задания и финансового обеспечения его исполнения, а также предложила к обсуждению пути их решения.

    В качестве примера по решению проблем формирования муниципального задания и механизмов определения финансирования в сфере образования, автор, предложила ознакомиться с наработками Комитета по образованию г. Улан-Удэ.

    В сфере муниципального образования г. Улан-Удэ довольно широкий спектр оказываемых муниципальных услуг. В одном и том же учреждении оказывается сразу несколько муниципальных услуг. Для того, чтобы отразить сложность и разнообразие различных форм предоставления услуг для обсуждения выбрано направление по дошкольному образованию

    Перечень услуг - основа для формирования задания, а, следовательно, и основа для финансирования. Если услуги нет в перечне, или она сформулирована в общем виде «образование», без учета особенностей, невозможно будет на законных основаниях ее профинансировать. Для дошкольного образования это становится еще более важным в связи с отсутствием образовательного стандарта.

    Дошкольные образовательные учреждения занимаются одним и тем же видом деятельности, но в качестве муниципального задания для них могут быть определены абсолютно разные услуги. Если какие-то виды услуг не попали в перечень услуг, то формально они и не могут быть профинансированы, то есть на них не может быть сформировано муниципальное задание. Все это определяет проблему - отсутствие утвержденного на федеральном уровне классификатора услуг.

    Елена Бондаренко предлагает - разработать общие для всех уровней публичной власти унифицированные критерии выделения государственных (муниципальных) функций, услуг и работ. Федеральное регулирование предоставления государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, реализации функций должно упорядочить ситуацию в рассматриваемой сфере, не связав инициативу органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые смогут адаптировать рекомендации к специфике конкретных территорий.

    Самым важным вопросом в формировании задания является методика расчета нормативных затрат. На протяжении последних нескольких лет практика расчета нормативных затрат складывалась от фактически достигнутого уровня затрат. С одной стороны, такой подход учитывает возможности бюджета, но не дает ясной картины о действительной стоимости бюджетной услуги с учетом всех требований СанПиН и образовательных стандартов.

    Встает вопрос, что будет являться основой расчетно-нормативных затрат. Вариантов несколько. Это могут быть средние расходы (средневзвешенные, медианные, среднеарифметические и т.п.). Это могут быть минимальные расходы, могут быть максимальные (или предельные).

    В этом году по сфере муниципального образования разработана новая методика расчета нормативных затрат, которая более удовлетворяет требованиям стандартов при оказании образовательных услуг. В основу были приняты два метода - нормативный метод, исходя из социальных натуральных норм, средневзвешенный подход. И все же, учитывая возможности бюджета, мы вынуждены предусмотреть корректирующие коэффициенты (понижающие коэффициенты).

    Что касается структуры затрат на дошкольное образование, Комитетом по образованию предложен проект модельной методики определения нормативных затрат на реализацию различных форм услуг дошкольного образования и воспитания и расчету объема финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений. Он еще подлежит доработке с учетом последних обсуждений в финансово-экономических службах городской администрации. Основа и суть ее останется без изменений. Данная модельная методика будет являться частью проектной деятельности городской инновационной проектно-ориентированной корпорации передовых образовательных учреждений г. Улан-Удэ.

    Еще одна важная проблема - контроль за исполнением задания и корректировка задания. Актуальность проблемы:

    1.Массовый порядок прохождения внешних финансовых проверок исполнения муниципальных заданий по объему и качеству;

    2.Оценка эффективности мер и санкций со стороны учредителя в случае неполного или некачественного исполнения задания.

    Как действовать учредителю в случае, если муниципальное задание не исполняется учреждением? Тут все зависит от правового разрешения вопроса о том, является ли неисполнение задания предметом для применения каких-либо санкций к учреждению и его руководителю, или все же надо рассматривать данный факт как предмет для принятия управленческого решения.

    Действительно, каким образом изъять средства, которые уже потрачены? Правовых механизмов этого на сегодняшний день просто не существует и, думается, что данный вопрос необходимо более четко урегулировать на законодательном уровне, так как со временем его актуальность и острота будут только возрастать.

    В этой связи приказом Комитета по образованию определен порядок корректировки муниципального задания в случае его неполного или некачественного исполнения. Данный порядок предусматривает создание комиссии, которая рассматривает причины невыполнения муниципального задания, устанавливает срок выполнения плана мероприятий по устранению нарушений выполнения муниципального задания. Корректировка финансового обеспечения осуществляется одним из двух способов:

    Снижение объема финансового обеспечения на период до конца финансового года пропорционально снижению контингента получателей услуг;

    Уменьшение суммы субсидии муниципальному учреждению на будущий (плановый) период, в случае выявления факта искажения отчетности о выполнении муниципального задания и/или отчетности по контингенту получателей услуг.

    Михаил Никитин, директор ГУ «Научно-исследовательский институт развития профессионального образования» департамента образования г. Москва, д.п.н., профессор выступил с докладом «Формирование механизмов автономизации учреждений среднего профессионального образования».

    В образовании никогда и нечего не было бесплатным, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным. Образование платное только надо знать, за что и кому оплачиваем.

    Переход на реализацию качества потребует создания комплексов (горизонтальных или вертикальных) от дошкольного до профессионального.

    Например: Комплекс детских садов, интеграция НПО-ВПО

    Обучение 1 студента в политехническом колледже в г. Москва стоит 77713,13 руб. Необходимо опубликовать данные цифры, чтобы они стали проблемой дискуссии и чтобы была возможность софинансирования, инвестирования в образование.

    ОУ будет отдано на аутсорсинг - это нормальная практика снижения затрат.

    Подробно остановился на важных предметах государственно-частного партнерства СПО г. Москвы и бизнес-сообщества:

    1. Повышение качества жизни граждан региона на основе полученного среднего профессионального образования и воспитания цивилизованного налогоплательщика.

    2. Повышение качества (сертификация) персонала предприятия на основе получения экономической выгоды от знаний и компетенций

    3. Стандартизация отраслевых требований по профессиям (разработка профессиональных стандартов)

    4. Стандартизация требований к уровню компетенций (квалификаций) выпускника УСПО (разработка квалификационных стандартов) в соответствии с национальной рамкой квалификации

    Михаил Никитин, выделил финансово-экономический механизм государственно-частного партнерства. Целевая миссия АУ СПО в условиях государственно-частного партнерства заключается в следующих фактах:

    Воспитание этических норм и деловой культуры российского предпринимательства на основе ключевых компетенций;

    Порядочная репутация предпринимателя - дороже прибыли, ибо, это конкурентное преимущество;

    Мотивация к открытию своего дела и созданию рабочих и ученических мест - инновационный приоритет выпускников автономного учреждения;

    Концентрация ресурсов региональных (муниципальных) учреждений общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования, разработка сопряженных программ и технологий сетевого обучения

    Привел мониторинг создания АУ в РФ, первенство занимает - республика Татарстан, республика Бурятия занимает - 7 место.

    Сергей Разуваев, директор ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства», к.п.н. выступил по теме: «Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования ориентированную на потребности перспективных рынков труда»

    Система довузовского профессионального образования, по мнению автора, в настоящее время носит характер института социальной защиты, что является серьезным тормозом ее развития. В условиях перехода к рыночной экономике в первую очередь нужна и важна высокая квалификация работника, обеспечивающая его высокую конкурентоспособность. Учитывая предстоящее вступление в ВТО, откроется рынок труда, рынок технологий, возникнет конкуренция дипломов и сертификатов. Докладчик считает, что необходим оптимальный механизм формирования государственного, муниципального задания, учитывающий современные технологии и адекватно реагирующий на изменения рынка труда.

    Сегодня система формирования государственного, муниципального задания далека от совершенства, считает докладчик, но, тем не менее, в течении нескольких лет формирование контрольных цифр приема и перечни профессий и специальностей по которым производится набор в учреждениях профессионального образования, согласуется с министерством экономики и муниципалитетами. Таким образом, государство, заинтересованно в развитии перспективных отраслей экономики и должен регулировать данный процесс, делая заказ на определенных специалистов в учреждениях профессионального образования.

    На данный момент происходит внедрение ФГОС, где реально сокращены сроки подготовки специалистов, очевидна максимальная практико - ориентированность образовательных программ, модульно-компетентностный подход к процессу образования и, самое главное, максимальное участие работодателей в реализации профессиональных образовательных программ.

    Автор отметил, актуальность по вопросам финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях довузовского профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования. Новые экономические механизмы финансирования учреждений профессионального образования с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями ориентируясь на результат.

    Норматив должен стимулировать приоритетные направления развития учреждений профессионального образования, качество и уровень реализуемых образовательных программ.

    Таким образом, создание эффективного механизма формирования государственного муниципального задания, 100 % финансирование внедрения ФГОС и финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях довузовского профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, позволит сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, ориентированную на потребности перспективных рынков труда и реально влияющую на успешное социально-экономическое развитие региона.

    Галина Горбатых, заместитель председателя Регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» выступил

    Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

    В отношении дошкольных образовательных учреждений финансовое обеспечение ложится на местный бюджет. В тех случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который финансирует расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

    Таким образом, финансируются расходы на образование, но не на содержание ребенка в общеобразовательном учреждении. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет бюджетов вышестоящего уровня. Модель нормативного долевого финансирования, включающая систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, учитывает также нормы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.

    Переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.

    Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

    нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

    долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

    Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

    Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах со учредительства.

    Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

    Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

    При финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

    государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;

    муниципальный бюджет - на нормативной основе;

    родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

    Вышеперечисленные источники дифференцируются:

    по видам затрат;

    способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

    Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов, которые можно сформулировать следующим образом:

    признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;

    финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственнику учредителем;

    оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;

    дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативно-правовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;

    планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

    Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

    придать всем ДОУ статус юридического лица;

    открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

    Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

    Механизм финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

    деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

    финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта РФ, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ, и местных устанавливаемых затрат;

    органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств определяют нормативы финансирования для региона;

    государственный норматив финансирования применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае со учредительства;

    органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также посредством определения объема затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

    Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

    • 211 Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);
    • 212 Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);
    • 221 Оплата услуг связи;
    • 226 Прочие услуги;
    • 310 Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);
    • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).
    • 211 Заработная плата;
    • 213 Начисления на оплату труда;
    • 223 Коммунальные услуги;
    • 225 Услуги по содержанию имущества;
    • 290 Прочие расходы;
    • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

    Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

    Социальные услуги за счет средств муниципального бюджета:

    • 222 Транспортные расходы;
    • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

    Социальные услуги за счет средств родителей:

    • 222 Транспортные расходы;
    • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);
    • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

    Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

    Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

    • * норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;
    • * местный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ;
    • * порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;
    • * порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

    Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 15. С. 25-28

    Оплата труда педагогических работников дошкольного образования.

    В рамках внедрения системы разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях активизирована работа по совершенствованию оплаты труда работников системы дошкольного образования. Новые формы оплаты и нормирования труда работников дошкольного образования основываются на новых профессионально-квалификационных группах (ПКГ) с учетом разделения оплаты труда на базовую, компенсационную и стимулирующую части. Эти принципы оплаты труда заложены в методику расчета нормативов затрат на оказание услуг по содержанию и обучению детей с учетом специфики предоставляемых услуг и региональных особенностей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

    При определении затрат на оплату труда педагогических работников дошкольного образования учитываются коэффициенты уровня образования, квалификации, стажа работы, а также выплаты ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Затраты на выплаты компенсационного и стимулирующего характера определяются на основании соотношения фактической величины компенсационных выплат педагогическим работникам ДОУ и фактических затрат на оплату труда по должностным окладам (ставкам заработной платы) педагогических работников за предыдущий отчетный период.

    В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 года №1600 учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Размеры должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (ПКГ) работников образования устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Размеры должностных окладов определяются с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения размера минимального (базового) оклада (ставки заработной платы) по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.

    В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ размеры минимальных окладов (ставок заработной платы) работников по соответствующим ПКГ должны устанавливаться не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе единой тарифной сетки.

    Штатная численность педагогических работников определяется ДОУ самостоятельно в соответствии с количеством часов учебного плана образовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, количеством групп воспитанников, режимом работы ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников. Штатное расписание ДОУ утверждается руководителем ДОУ и включает в себя все должности работников данного учреждения.

    Порядок установления выплат компенсационного характера педагогическим работникам ДОУ определяется с учетом разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

    Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются в соответствии с положением об оплате труда работников ДОУ.

    Стимулирование осуществляется с учетом:

    • -результатов аттестации и государственной аккредитации ДОУ, соблюдения лицензионных условий;
    • -динамики физического и психического здоровья воспитанников (по результатам мониторинга);
    • -обеспечения благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
    • -результатов участия ДОУ в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;
    • -степени удовлетворения родителей воспитанников качеством оказываемых ДОУ услуг по обучению воспитанников.

    Таблица 3 - Финансовое обеспечение всех дошкольных учреждений

    Как станет:

    Бюджетные ассигнования на содержание бюджетных учреждений предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

    Бюджетные ассигнования на субсидии бюджетным учреждениям будут предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

    Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году (п. 8 ст.31 83-ФЗ).

    При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег - не по смете, а через субсидию на гос. задание.

    Новый финансово-экономический механизм

    финансовое обеспечение в форме предоставления субсидии из бюджета на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ

    Виды субсидий

    • 1. Субсидия на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг.
    • 2. Целевые и иные субсидии

    Определены нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника по каждой из услуг (обучение, воспитание и развитие и уход и присмотр) в зависимости от возраста воспитанников:

    Таблица 4 - Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника (тыс. руб.)

    Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника в группах кратковременного пребывания (18 часов в неделю).

    На примере условного детского сада приведем пример расчета госзадания.

    Детский сад наполняемостью 138 детей из них 2 группы раннего возраста - 42 ребенка; 2 младшие - 50 детей; 2 средние группы - 50 детей; 1 старшая - 25 детей; 1 подготовительная - 28.

    Для определения контингента условное деление на группы не важно. Необходимо четко распределить контингент по возрастам норматива.

    Анализ выявил следующие группы контингента по нормативу

    От 1,5 до 3,0 - 49 человек х 110 000 = 5 390 000

    От 3,0 до 5,0 - 78 человек х 115 000 = 8 970 000

    От 5,0 до 7,0 - 68 человек х 120 000 = 8 160 000

    ИТОГО стоимость госзадания детскому саду = 22 520 000

    Этапы перехода на новую систему финансирования ДОУ:

    I этап с 01.10.11 по 31.12.2011г. - изменение типа дошкольных учреждений (вводится финансовое обеспечение в форме предоставления субсидий)

    (с 01.10.2011г. Часть учреждений перейдет на НСОТ)

    II этап с 01.01.2012г. - переход на новую систему оплаты труда (НСОТ)

    Государственное задание

    это комплексный план, определяющий обязательства государства по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счет бюджета:

    объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий,

    условия и порядок оказания образовательных услуг;

    требования к эффективной деятельности ОУ (операционально зафиксирован конечный результат) ;

    не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ).

    Государственное задание устанавливает требования Учредителя к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания услуг.

    Задание должно содержать :

    показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых услуг, результаты их оказания;

    порядок оказания услуг;

    предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если действующим законодательством предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

    порядок контроля за выполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

    форму отчета о деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества

    Порядок определения объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

    Финансовое обеспечение выполнения государственного задания :

    • 1) Субсидии на финансирование государственных услуг
    • - затраты на оплату труда работников учреждения с учетом отчислений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части деятельности этих работников по оказанию государственных услуг в соответствии с заданием;
    • - затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для оказания государственных услуг в соответствии с заданием.

    Определяются с учетом утвержденных уполномоченным органом соответствующих нормативов затрат

    2) Субсидии на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества

    исходя из затрат, необходимых на оплату:

    • - текущего содержания и ремонта зданий и сооружений;
    • - текущего содержания и ремонта особо ценного движимого имущества;
    • - налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

    Определяются на основе требуемых объемов расходов, подтвержденных учреждением соответствующими расчетами.

    Государственный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определенного вида и объема и выделение средств учреждению победителю.

    Новая система оплаты труда ДОУ.

    Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно.

    Договор заключается по результатам конкурса, т. е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе призвано стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

    Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа):

    • 1. Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.
    • 2. Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети - с другой.
    • 3. Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.

    В проекте интегрированного закона "Об образовании", предусмотрены условия для создания частных детских садов, в том числе семейных и маленьких - на 40 - 45 детей. Обновленные СанПиНы как раз это и учитывают. Ожидается, что после принятия закона появится не меньше 12 - 15 тысяч мини-детсадов, которые помогут разгрузить огромную очередь и дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере.

    Всего в России открыто 47 213 учреждений дошкольного образования. Из них 98 процентов - муниципальные и государственные. На долю частного бизнеса и общественных организаций, в том числе религиозных, приходится всего 2 процента.

    Специфика финансирования дошкольного образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося в образовательном учреждении несут родители (законные представители) ребенка. В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств. Финансирование предоставления дошкольного образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических лиц), формы финансирования и порядок расходования бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников. В таблице 5 представлена динамика финансовых затрат бюджетов Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

    Нормативное долевое финансирование дошкольного образования базируется на следующих принципах:

    • -деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе муниципального задания;
    • -финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе ведомственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду программ дошкольного образовательного учреждения;
    • -нормативы финансирования должны учитывать специфику предоставляемых услуг и региональные особенности деятельности дошкольных образовательных учреждений и быть достаточными для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и обустройством участков дошкольного образовательного учреждения;
    • -схема финансирования муниципальных дошкольного образовательного учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов.

    Основным показателем заданий учредителя дошкольному образовательному учреждению, на основании которого определяются финансовые средства, необходимые для выполнения этого задания, является объем (состав) оказываемых услуг. Остальные показатели - качество, условия и порядок оказания услуг - являются крайне важными, но дополнительными составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует о неготовности учреждения оказывать услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед учреждением, и перед органом управления образованием вопрос о возможности функционирования учреждения, не обеспечивающего должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое оснащение и т.п.) учреждения, повышение квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

    Функции учредителя дошкольного образовательного учреждения выполняют муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное учреждение должно принять ребенка в пределах численности, установленной в лицензии. Демографический прогноз по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной вместимости ДОУ представлена в таблице 6 и на рисунке 2 соответственно.

    Рисунок 2 - Демографический прогноз до 2050 г.


    Рисунок 3 - Оценка перспективной вместимости ДОУ

    Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными дошкольными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств муниципального бюджета.

    Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

    Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

    1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

    Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

    • 2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
    • 3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

    Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

    • 4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
    • 5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

    Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

    деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

    финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

    органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

    норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

    органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

    за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

    родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

    расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

    финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

    Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

    прозрачность финансовых потоков;

    целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

    нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

    обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

    возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

    финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

    Основные направления совершенствования финансово-экономического механизма функционирования образовательных учреждений:

    Внедрение нормативного подушевого принципа финансирования образовательных услуг

    Расширение прав ДОУ в сфере финансово-хозяйственной самостоятельности

    Внедрение принципов формирования государственного задания на оказание услуг

    Разработка отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат

    Итак, модели финансирования дошкольного образования способствуют повышению разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. В нормативы включается финансирование развития кадрового потенциала, поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда. Повышение охвата детей программами дошкольного образования может осуществляться за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, развитие домашних и семейных форм. Для этого предусматривается внести изменения в законодательство об образовании и предоставить доступ к бюджетным ресурсам всем дошкольным учреждениям, организациям и индивидуальным предпринимателям независимо от формы собственности. Несомненно, остается крайне важной задачей развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании, а также адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.

    Ксендзова, Галина Федоровна

    Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях в новом организационно-правовом статусе (бюджетное и автономное учреждение) : учебно-метод. комплект / Г.Ф. Ксендзова; Ин-т развития образования и повышения квалификации. – Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2011. – … с.

    Агентство СIР НБР Саха

    Учебно-методический комплект подготовлен с учетом новых государственных стандартов для курсантов очной формы обучения по направлениям 521600 – «Экономика», 522000 – «Коммерция», 060400 – «Финансы и кредит», 060500 – «Бухгалтерский учет».

    В настоящий период одной из важных задач является подготовка специалистов, обладающих знаниями управления финансами. Данный модуль знакомит курсантов с основополагающими положениями финансово-экономической деятельности образовательных учреждений. Курс построен на основе систематизированной концепции современного финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.

    Утверждаю:

    Директор ИРО и ПК

    __________________

    Г.И. Алексеева

    «___»________ 2011 г.

    Программа

    Цель: обеспечение качественного методического оснащения УВП.

    Раздаточный материал:

    1) бумажный носитель: распечатка программного материала.

    2) электронный носитель: диски, флешкарты.

    Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

    Презентационный материал по следующим темам: «Финансово-экономический менеджмент», «Маркетинг образовательных услуг».

    КИМ: диагностирование, анкетирование, шкалирование и т.д.

    Наименование темы Всего часов Форма проведения Ответственный Место проведения
    Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Лекция Ксендзова Г.Ф.. к.п.н.
    Маркетинговая деятельностью ОУ в условиях рынка образовательных услуг Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Маркетинг в ДОУ Деловая игра Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Деловая игра Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Мастер - класс Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Практическое задание на дом Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Практическое занятие Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    Практическое задание Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
    ИТОГО:

    Учебно-тематический план

    Наименование разделов и тем Всего часов В том числе по видам занятий
    Лекции Мастер-класс Практические занятия Семинары Диагностирование, тестирование Деловая игра Круглый стол Учебно – практическая конференция Дискуссии Стажировка Письменные работы Групповые консультации Использование ТСО и ВТ Формы контроля (без часов) Примечание
    Организационно-финансовый механизм функционирования муниципальных дошкольных учреждений
    ДОУ в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности
    Управление финансовыми ресурсами в новом организационно-правовом статусе
    Маркетинг в ДОУ
    Современный руководитель, каков он?
    Составляем бизнес-план финансово-экономической деятельности ДОУ
    Характеристика модели автономного ДОУ
    Тестирование по базовым понятиям темы
    Написание рефлексивного отчета
    Всего:

    Учебное пособие

    ПУТЬ К САМОФИНАНСИРОВАНИЮ - ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Новые условия и факторы развития, а также сохранение существующей сети дошкольных учреждений объективно требуют изменения организационно-финансового механизма функционирования муниципальных и ведомственных дошкольных образовательных учреждений.

    Под влиянием экономических реформ произошла реструктуризация системы дошкольного образования. Удельный вес ведомственных дошкольных учреждений в Республике Саха (Якутия) снизился на 20% от общего числа, продолжается муниципализация системы дошкольного образования.

    По данным Госкомстата в Республике Саха (Якутия) на конец 2010 года функционируют 795 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются 65 тысяч детей. По сравнению с 2000 годом число дошкольных учреждений снизилось на 26%, численность посещающих их детей почти на 50%.

    Показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями снизился на 5,6%. Но снижение охвата детей дошкольными образовательными учреждениями происходило в республике не такими быстрыми темпами, как в целом по Дальневосточному региону, где показатель за этот период снизился на 16,8%, но выше, чем в целом по России. Однако, количество неудовлетворенных заявлений остается по-прежнему высоким. Поэтому задача дальнейшего расширения сети дошкольных образовательных учреждений остается весьма актуальной.

    На сохранение дошкольных образовательных учреждений повлияли, с одной стороны - демографические факторы (снижение численности детей в возрасте 1-6 лет), с другой стороны - нестабильность экономического положения несовершенство этих взаиморасчетов, они выгодны в современных условиях, так как дают дополнительное финансирование из внебюджетных средств.

    Таким образом, мы рассмотрели организационно-финансовые механизмы совершенствования системы дошкольного образования в условиях формирования рыночной экономики в Республике Саха (Якутия).

    Становление рыночных отношений в Республике Саха (Якутия), как и в других регионах России, идет с большими трудностями: продолжается спад производства, растет безработица, снижается уровень жизни населения.

    Российская модель рыночных отношений значительно отличается от действующей в других странах. Негативные социально-экономические последствия рыночных реформ в значительной мере вызваны тем, что при их проведении не учитывались специфические особенности организации экономической и общественной жизни, которые должны были оказать существенное влияние на будущую модель рыночных отношений.

    Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим объективным факторам:

    Крайне высокий спад производительности, даже для стран с административно- командной системой;

    Длительное функционирующая экономика не связано с рынком, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и породило преувеличенное представление о социальной роли государства;

    Крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

    Кризис конкурентоспособности преобладающей части производства и сельского хозяйства.

    Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной в период перехода к рыночной экономике, государство должно заботиться о развитии общественного дошкольного воспитания и социальной поддержке слабо защищенных слоев населения.

    В ряде высокоразвитых стран подавляющее большинство детей дошкольного возраста посещают общественные детские учреждения (Франция - 95%, Финляндия, Швеция - 75%). В России в связи с повышением платы за содержание детей в дошкольных учреждениях закрывается доступ детям из малообеспеченных семей.

    Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, при этом, не подрывая заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

    Таким образом, на развитие системы дошкольного образования в России влияют следующие социально-экономические факторы:

    Снижение денежных доходов у основной массы населения;

    Структура потребностей и их удовлетворение в зависимости от уровня доходов населения;

    Уровень социальной защиты населения, защита трудоспособного населения от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения;

    Демографические процессы в целом по стране и в каждом регионе.

    Переход к рыночной экономике привел к ломке всей системы дошкольного образования. Для изменения сложившейся ситуации необходимо оценить текущий спрос потребителей и прогнозировать будущий спрос потребителей.

    При прогнозировании необходимо определить факторы, которые могут повлиять на будущий спрос.

    Загрузка...