Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Деметра богиня чего в греции. Деметра, дочь кроноса, богиня плодородия и земледелия. Почести, воздаваемые Деметре

Деметра

Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициантам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной
жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

Самые известные мифы Деметры:
Похищение ее дочери Персефоны Аидом;
Уход Демофуна (Demophoon), молодого сына Короля Келеуса (Keleus) Элевсина;
Поездки Триптолемоса (Triptolemos), героя, которого послала богиня, чтобы проинструктировать человечество в сельском хозяйстве;
Ее изнасилование Посейдоном, который насильно совокупился с ней, представ перед ней в форме лошади; и др.

РОДИТЕЛИ: Кронос и Рея

Деметра, одно из большинства божеств греков. Деметра – это имя То (Tho), как предполагают некоторые авторы, является тем же самым что и ge meter, то есть, мать - земля, в то время как другие рассматривают Део (Deo), которая синонимична с Деметрой, и получено от критского слова deai, ячмень, то есть Деметра была матерью или дающей ячмень или пищу вообще. Эти две этимологии, однако, не предлагают различия в характере богини. Деметра была дочерью Кроноса и Реи, и сестрой Гестии, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Как другие дети Кронуса она была сожрана своим отцом, но он вырвал своих детей и ее, в том числе после того, как Метис дал ему рвотное средство. (Hesiod. Theog. 452,; Apollod. 2. § 1). От своего брата Зевса Деметра родила Персефону (Прозерпину) и Диониса (Гесиод, Theoq. 912; Диод, iii. 62), и от Посейдона она родила Деспоену (Despoena) и лошадь Арион (Arion). Самая знаменитая часть в мифе о Деметре – это насильственное воровство ее дочери Персефоны Плутоном, и эта история не только предлагает главную идею, воплощенную в Деметре, но также и направляет наше внимание к основным местам ее культа. Зевс, не уведомив Деметру, обещал Персефону Плутону, и в то время как не подозревающая дева собирала цветы, которые Зевс создал, чтобы соблазнить ее и одобрить схему Плутона, земля, внезапно открылась, и она была украдена Аидом (Плутоном). Ее крики мучения услышали только Геката и Гелиос. Ее мать, которая услышала только эхо ее голоса, немедленно начала поиски своей дочери.

Пятно, где Персефону, как полагали, унесли в нижний мир, различно в различных традициях и мифах; общая история помещает это место на Сицилию, в окрестность Энны, на горе Этна, или между колодцами Киане (Cyane) и Аретуза (Arethusa). Эта легенда, которая указывает на Сицилию, хотя, несомненно, очень древняя, конечно не оригинальная, так как культ Деметры был введен на Сицилию колонистами с МегаРа и Коринфа. Другие традиции помещают воровство Персефоны в Эринеус (Erineus) на Цефиссус (Cephissus), в окрестности Элевсина, в Колоне в Аттике около западного побережья Испании, в Гермионе (Hermione) в Пелопоннесе, или в окрестностях Пизы. В Илиаде и Одиссее явно не упомянут факт воровства Персефоны. Деметра бродила в поисках своей дочери в течение девяти дней, не беря нектара или амброзии, и без купания. На десятый день она встретила Гекату, которая сказала ей, что она услышала крики Персефоны, но не знала, кто ее украл. Оба затем поспешили к Гелиосу, кто сказал им, что Плутон был вором с согласия Зевса. Деметра в гневе сбежала с Олимпа, и осталась на земле среди людей, присуждая подарки и благословения везде, где она была любезно принята, и строго наказывая тех, кто не принимал ее. Поскольку богиня находилась в гневе, она произвела голод на земле, не позволяя произрастать никаким фруктам, Зевс, взволнованный, что люди могут вымереть, послал Айриса, чтобы побудить Деметру вернулась на Олимп. Но напрасно. Зевс отсылал всех богов Олимпа, чтобы примирить ее просьбами и подарками; но она поклялась ни вернуться на Олимп, ни восстановить изобилие земли, пока она не увидеть свою дочь снова. Зевс соответственно послал Гермеса в Эребус, чтобы забрать назад Персефону. Аид согласился, чтобы Персефона вернулась, но дал ей косточку граната, чтобы она не могла навсегда оставаться с Деметрой. Гермес взял ее в колесницу и доставил к ее матери. Зевс послал Рею, чтобы убедить Деметру вернуться на Олимп, и после Персефона должна была часть года (то есть зима) проводить в подземной темноте, а остальную часть года она должна оставаться со своей матерью.

Деметре поклонялись на острове Крит, Тилосе, Арголисе, Аттике, западном побережье Азии, Сицилии и Италии, и ее культ состоял в большой мере в оргиях и таинственных процессиях.

Деметра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее имя означает «Мать-Земля» .

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями еще в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней , являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также ее называли («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); ее дочь — — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.

Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра.

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и ее странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нем участие позволяли даже рабам.

О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.

Фесмофории — празднества в честь Деметры.

Деметра Деметра

(Δημήτηρ, Ceres). Богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Аида. От Зевса она имела дочь Персефону, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери, Деметра, удрученная горем и гневом, запретила земле производить плоды, так что Зевс вынужден был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее к матери, но заставил ее сначала проглотить косточку граната; этим он обязывал ее проводить с ним третью часть года, а на остальные две трети года отпускал ее к матери. Тогда земля стала снова производить плоды. Это сказание, очевидно, имеет в виду периодическое появление растительности на земле и ее временное исчезновение. Деметра считалась милостивой, благодатной богиней, кормилицей людей. Отчасти через посредство Триптолема, отчасти сама она научила людей земледелию. В честь ее были установлены так называемые элевзинские мистерии. Ей приносились в жертву коровы, свиньи, плоды, пчелиные соты. Римляне отождествляли Деметру со своей богиней Церерой. См. Церера .

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДЕМЕТРА

(Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.δα, δη-γή, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).
Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.
В римской мифологии Д. соответствует Церера.
Лит.: Diеtеriсh A., Mutter Erde, 2 Aufl., Lpi.- В., 1913; Altheim F., Теrra mater, Giessen. 1931; Мeautis G., Les mystères d"Eleusis. P., 1938; Jung К. G., Кеrenуi К., Einführung in das Wesen der Mythologie. Gottkindmythos. Eleusinische Mysterien, Amst.- Lpz., 1941; Deichgräber K., Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im homerischen Demeterhymnus, Mainz, ; Uxkull W. von, Die Eleusinischen Mysterien. Versuch einer Rekonstruktion. Büdingen - Gettenbach, 1957.
А. А. Тахо-Годи.

Среди памятников античного изобразительного искусства: «Д. Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Д., а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (т. н. склепы Д. в Большой Близнице и в Керчи).
В средневековых книжных иллюстрациях Д. выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Д. часто изображается обнажённой; её атрибуты - колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия. Воплощение образа Д. в европейском искусстве 16-17 вв. было связано с прославлением даров природы (рисунки Дж. Вазари и X. Голциуса, картины Я. Йорданса «Жертвоприношение Церере», П. П. Рубенса «Статуя Цереры» и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.). Особенно широкое распространение получают статуи Д. в садовой пластике барокко.
Наиболее значительные произведения европейской литературы, связанные с мифом о Д., созданы в поэзии (Ф. Шиллер, «Элевсинский праздник», А. Теннисон, «Д. и Персефона»). Среди опер - «Умиротворённая Д.» Н. Йоммелли.

Все люди чем-то увлекаются и чем-то интересуются. Объектом страсти для многих людей является греческая культура со всеми ее богами и богинями. Разобраться сразу во всех тонкостях греческого пантеона богов довольно сложно. Лучше это делать постепенно. Богиня Деметра - вот с кого следует начать.

Родословная

В самом начале стоит отметить, что Деметра - это дочь Реи и Кроноса, сестра всемогущего бога Зевса и что ставит ее на один уровень с самыми сильными и влиятельными богами Олимпа.

Предназначение

Богиня Деметра в считается покровительницей земледельцев, матерью плодородия земли. Согласно легенде, благодаря ей и ее дочери Персефоне и сменяются времена года - только часть года мать и дочь могут проводить вместе, тогда на земле и наступает лето. Все иное время Персефона живет в подземелье с мужем Аидом, а в это время Деметра тоскует и плачет по дочери, рождая дожди, метели и плохую погоду. И только когда близится час встречи, наступает оттепель, у Деметры появляется надежда на скорую встречу и наступает весна.

Образ

Богиня Деметра весьма привлекательна, а ее образ - теплый и приятный. Так, ее волосы - это колосья спелой пшеницы, лицо милое, а тело пышное, богатое. В свое время именно такие женщины привлекали мужчин, поэтому Деметра всегда была желанна у противоположного пола. Характер у богини - добрый, она спокойна и уравновешена, но с болезненным чувством справедливости. Она часто жестоко карала людей, которые пытались обмануть ее или себе подобных.

Искусство

Богиня Деметра была воспета многими поэтами, о ней сложено огромное количество легенд и написано картин. Часто она представлялась в образе блуждающей женщины в поисках своей дочери, иногда - сидящей, в окружении плодов земли. Ее главные атрибуты - колосья, символы плодородия, а также факел как символ поиска потерянной дочери. Деметра своими считала Змею и Свинью.

Наследие

У всех богов были свои последователи - люди посвященные. Так, интересно происхождение имени Дмитрий, которое расшифровывается именно как «посвященный Деметре», «тот, кто поклоняется Деметре, богине плодородия».

Празднования

Деметра - богиня из разряда «первых», «больших» богинь, которые стоят во главе Олимпа. Именно поэтому народ нашел повод, как почитать Деметру на земле, создав посвященный ей культ матери. Посвященные женщины часто воспроизводили в особых мистериях горе, тоску матери Деметры по своей дочери. Участником данного обряда стать было не так легко. Необходимо обязательно предварительно поститься, физически и духовно очищаться. Далее те, кто допускались до мистерий, выпивали специальный напиток - кикеон - и пропускались в храм. То, что происходило за дверьми храма, всегда оставалось тайной, разглашение которой каралось смертью. Именно поэтому о данных таинствах известно мало. Но ученые предполагают, что в состав напитка входили некие которые изменяли сознание каждого человека, позволяя в полной мере отдаться происходящему и душой, и телом. Те, кто проходил мистерии, считались посвященными в тайны жизни и смерти и были на хорошем счету у общества. Интересным является тот факт, что к участию в мистериях допускались также рабы.


Деметра , в мифологии Древней Греции богиня, отвечающая за плодородие земли и земледелие. Деметра одна из двенадцати богов Олимпа, правящих миром, при этом одна из самых любимых и почитаемых богинь у людей. Деметру просят о том, чтобы зёрна вышли полными и чтобы пахота была удачной, ведь без благословения Великой богини ничего расти не будет. Считается, что именно Деметра обучила людей сеять и пахать землю. Она была милостивой богиней, дающей дары, кормилицей.

Семья и окружение

Отцом и матерью Деметры были титаны Кронос и Рея . Она не только супруга, но и сестра главного олимпийского божества - Зевса , от которого у неё родилась дочь - Персефона . Сёстры и братья Деметры (Гера , Посейдон и Аид) - тоже восседают на Олимпе, все за исключением Гестии , которая отдала своё место на Олимпе Дионису .

Кронос проглотил Деметру так же, как и остальных своих детей. Но Зевс освободил их из этого странного плена с помощью своей матери и Метиды . Позже, когда боги делили власть, Деметре досталась в ведение вся земная природа.

Зевс завоевал любовь своей будущей супруги в образе змея. Однако по мифу фригийцев он был в образе быка. В честь свадьбы с Зевсом Аид подарил своей сестре Деметре остров Сицилию.

В Одиссее Гомера рассказывается о том, что возлюбленным Деметры стал Иасион (или Ясион, или Ээтион). Некое божество с острова Крит, связанное с плодородием и земледелием. На поле вспаханном три раза на Крите Деметра и Иасион разделили ложе и породили Плутоса - божество изобилия и богатства. Зевс приревновав Деметру, убил Иасиона. Хотя этот миф рассказывается в различных вариантах. Есть также версия, что Деметра и Иасион стали родителями и Филомела, которого Деметра вознесла на небо в качестве созвездия Волопаса.

Также рассказывают, что однажды Деметра и Посейдон приняли образы лошадей, и от их связи был рожден конь Арейон.

Мифы о Деметре

Главный миф о Деметре это миф о похищении Персефоны , практически все истории о Деметре так или иначе связаны с этим мифом. Однажды Персефона отправилась собирать цветы для своей матери. В этот самый момент появился Аид из недр земли и силой увез молодую богиню на своей колеснице в тёмное царство теней. Деметра исходила всю землю в поисках своей единственной и возлюбленной дочери. Скорбящая Деметра перестала следить за природой и в отчаянии вовсе запретила цвести цветам и плодиться растениям.

Позже узнала она, что именно её брат Аид похитил Персефону и отправилась к Царю Богов искать помощи. Зевс приказал Аиду вернуть дочь матери. Но Аид поступил хитро. Он отпустил Персефону , но прежде накормил её семенами граната на прощание. Оказалось, что по древнему правилу всякий вкусивший пищи или питья в царстве мёртвых больше не может вернуться в мир живых. Но от того, что земля опустела, не росли растения и деревья не давали плоды, люди начали голодать и перестали возносить жертвы богам. Зевсу пришлось найти компромисс. Его повеление заключалось в следующем: часть года Персефона будет жить в царстве теней Аида в качестве его жены, а часть года возвращаться к матери Деметре. Так возникли времена года, зимой природа замирает в ожидании возвращения Персефоны к матери, летом же природа ликует оттого, что радуется Деметра вновь встретившая свою дочь.

Есть версия, что Деметра искала свою дочь ровно девять дней, на девятый день не найдя ни следа она обратилась к Гелиосу (Солнцу), который видит все вокруг и тот рассказал Деметре кто похитил её дочь. Существует и предположение, что именно Зевс разрешил Аиду забрать Персефону и, когда Деметра поняла это, она отправилась путешествовать по миру, приняв облик старухи.

О скитаниях Деметры рассказывают Павсаний и Гомеровский гимн "К Деметре". Деметра добралась до соседнего с Афинами Элевсина и опустилась на камень, который был назван позже камнем скорби, у родника (или колодца) Анфиона. Дочери царя Элевсина Келея увидели заплаканную богиню, но Деметра не раскрыла им свою тайну, а лишь рассказала, что она с острова Крит и её ограбили. Царевны отвели Деметру в дом своего отца, предложив ей кров и работу. Но Деметра выдала себя, входя в дом она задела притолоку двери и весь дом залился сиянием. Царица Метанира сразу поняла, что перед ней вовсе не смертная. Поклонившись странной путнице, Метанира предложила ей занять её кресло, но Деметра отказалась и устроилась на простой деревянной скамье. Она предавалась печали, не ела и не пила, никого не замечая вокруг. Только старухе-служанке Ямбе удалось вызвать краткую улыбку Деметры, так задорны были её шутки (поэтому и называется стихотворный метр Ямбом).

Царица доверила чужестранке своего сына Демофонта (по Гигину - Триполема) и в течение нескольких дней младенец стал взрослее на целый год. Деметре понравился ребёнок и она возжелала сделать его бессмертным, она натирала младенца амброзией, заворачивала в пелёнки и закаляла его в пылающей печи. Но Метанира увидела это действо и подняла страшный крик (одна из версий утверждает, что ребёнок погиб из-за вмешательства его матери в таинство). Тогда Деметра предстала перед обитателями дома в своём истинном обличии и повелела построить храм в городе, а у родника Анфион - алтарь.

Так Деметра сидя в своём храме в Элевсине предавалась печали, пока природа гибла на глазах богов и людей. Как ни уговаривал Зевс Деметру вернуться на Олимп и кого бы не посылал к Деметре, она отказывалась. Пришлось Царю Богов повелеть Аиду вернуть Персефону . И только тогда, когда Персефона вернулась к матери, Деметра скинула с себя оцепенение и природа вновь ожила.

Благодаря за гостеприимство, Деметра научила земледелию жителей Элевсина. Триполему она подарила семена пшеницы, Триполем первый вспахал землю и засеял поле. А затем по повелению Деметры Триполем облетел всю землю на дарованной ему крылатой колеснице и научил людей всего мира засевать поля.

Существует и другой миф о возникновении времён года. Миф об Иасионе и Деметре. Когда возревновавший Зевс поразил перуном (молнией) критское божество, Деметра огорчилась настолько, что запретила природе приносить плоды и тогда Царь Богов разрешил Иасиону временно возвращаться на землю к Деметре. Порождение же Плутоса по Гесиоду является образом того, как Деметра научила людей земледелию.

Имя, эпитеты и характер

Имя Деметры свидетельствует о её древнем хтоническом прошлом (букв. "мать-земля"; греч. da-de-ge, "земля"). К Деметре обращаются как к Хлое ("зелень", "посев"), Карпофоре ("дарительница плодов"), Фесмофоре ("устроительница", "законодательница"), Сито ("хлебодарная"), эти эпитеты Деметры говорят о её функции как богини плодородия. Добрая к людям, Деметра помощница в трудах крестьян, она внешне прекрасная и светлая богиня.

Эпитеты Деметры "Ахея" (Ахена), то есть "скорбящая", и "Эриния", то есть "мстящая" указывают на ее образ в мифе о похищении её дочери.

В мифе о Деметре отражается борьба между жизнью и смертью. Чтобы выросли растения и появились плоды, старые растения должны умереть и стать удобрением, то есть жизнь невозможна без смерти. В Древней Греции символом плодовитости было гранатовое зернышко, но им почему-то владеет бог мертвых.

В римской мифологии Деметру отождествляют с Церерой.

Культ Деметры и символика

Деметру почитают земледельцы. Её прославляют на праздниках Фесмофориях как устроительницу правильных земледельческих порядков, участие в празднике принимали главным образом женщины. Деметру почитают как одну из древних Великих богинь (Рея-Кибела , Гея), дарующих земле силу родить урожай, а животным и людям плодиться. На этом празднике почитают и Персефону - дочь Деметры, их называют "двумя богинями" и дают клятвы именем "обеих богинь". На празднествах проводились ритуалы, направленные на увеличение плодовитости.

Атрибуты Деметры - колосья, серп, плоды, и иногда рог изобилия. Её цветы - васильки (венок из васильков надела Деметра, радуясь возвращению дочери).

Главный священный город Деметры - Элевсин в Аттике, там в течение 9 дней боэдромиона (сентября) проводились Элевсинские мистерии, представлявшие горе Деметры, её похождения, связь между миром живых и миром мёртвых, очищение физическое и духовное. Афинские семьи имели право участия в элевсинских мистериях, передававшееся по наследству, они повиновались обету молчания, из-за которого о мистериях известно не очень много. Эсхил тоже пользовался таким правом, однажды он был даже изгнан из Афин разглашение ритуальных тайн.

Возникли эти мистерии возможно в микенскую эпоху еще в середине II тыс. до н.э. По мифам именно Деметра научила этим таинствам элевсинцев, после возвращения Персефоны . Участники обрядов пили напиток из мяты и ячменя (кикеон), который по легенде Деметра пила в доме Келея, после чего они посещали храм Деметры, где демонстрировались некие священные предметы. Принимать участие в этих таинствах разрешалось даже рабам. Есть также версия, что в состав напитка кикеон входили некие психотропные вещества, которые позволяли участникам обряда достигать изменённого состояния сознания.

Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса . Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней. В Гермионе (Коринф) Деметра почиталась как Хтония ("земляная"), покровительница горячих источников). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной"). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы.

На горе Афон в Греции сохранился жертвенник Деметре, его конструкция с кровостоком и жёлобом для шеи даёт право предполагать, что на нём приносились человеческие жертвы.

Влияние образа Деметры на культуру и искусство

В искусстве Деметра изображалась двояко: как добрая к людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как скорбящая мать в облике женщины, окутанной покрывалом.

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Ей посвящена пьеса Аристия "Деметра", а также она упоминается в "Одиссее" Гомера.

Среди памятников античного изобразительного искусства наиболее известна "Деметра Книдская". Сохранились также посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные статуэтки из терракота, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях так называемых склепов Деметры в Большой Близнице и в Керчи.

В иллюстрациях к книгах средневековья Деметра выступает как покровительница сельских работ и как олицетворение лета. В эпоху Возрождения Деметра часто изображается обнажённой. В европейском искусстве 16-18 образ Деметры был связан с прославлением даров природы (рисунки Дж. вазари и Х. Голциуса, картины Я. Йорданса "Жертвоприношение Церере", П.П. Рубенса "Статуя Цереры" и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.).

Наиболее значительные произведения европейской литературы - поэзия Ф. Шиллера "Элевсинский праздник" и А. Теннисона "Деметра и Персефона". Известна и опера Н. Йоммелли "Умиротворённая Деметра".

В современности

В честь Деметры назван астероид главного пояса (402) Хлоя, открытый в 1895 году французским астрономом Огюстом Шарлуа в Ницце.

Так же в честь богини назван Венец Деметры на планете Венера.

В солнечной системе в честь римского аналога богини названа карликовая планета, ранее считавшаяся астероидом - Церера.

Загрузка...