Интерфейс. Браузеры. Камеры. Программы. Образование. Социальные сети

Что играли куранты петропавловского собора после революции. Какую мелодию исполняют часы - куранты на петропавловском соборе. Куранты Петропавловской крепости

Мне казалось, что ничего уже не может удивить из залазов на высотные сооружения. То лето было насыщенным, были посещены почти все самые значимые доминанты исторического центра Санкт-Петербурга (Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови, Зимний дворец и т.д.), но всегда оставалась одно место, которое казалось недоступным - шпиль Петропавловского собора.

Как вы поняли, мы всё таки залезли и на Петропавловку, хочу рассказать, как нам это удалось.

1. Вид в сторону Васильевского острова

Прогуливаясь по крепости с Олей и tankizt "oм, решили зайти в музей Петропавловского собора, но нам было отказано, сказали, что музей закрыт, предложили прийти в другой раз. Тогда было решено искать иные методы проникновения в башню Петропавловки. Что будет внутри мы не знали, какая будет дорога до шпиля тоже.

Довольно просто и незаметно я и Оля оказались сначала на крыше собора, а после зашли в открытое окно в башне собора. Потом была череда лестниц винтовых и не очень, несколько дверей, которые к нашему удивлению были открыты! Куча колоколов, часовой механизм и прочие интересности мы проходили мимо в надежде, что финальная дверь к внутренностям шпиля не будет закрыта. Нам повезло, и мы попали на последнюю винтовую лестницу, которая уже была частью шпиля. Первые мысли - сейчас будет люк, в него вылезем, а дальше по наружной лестнице к Ангелу! Но наши надежды рухнули, когда мы услышали голоса чуть выше нас.

Оказалось, что часовщик устроил экскурсию своим знакомым на шпиль. Люди по два человека поднимались на самый верх к люку, любовались из него несколько минут и сменялись другими. Все спускались довольные, рассказывали о своих впечатлениях. Мы решили, что ничего не потеряем, если поднимемся тоже. Дождавшись своей очереди, мы последними поднялись к часовщику, поздоровались и стали сразу фотографировать виды из люка. Часовщик удивился нам, спросил кто мы такие и как сюда попали. Мы сказали коротко - "Мы фотографы!". Этого было достаточно, чтобы услышать ответ "Я не знаю кто вы и как сюда попали, но у вас есть всего пять минут, потом мне надо уходить, я и так задерживаюсь."

Было мало времени, и был всего один объектив - 10-20мм, потому отснять удалось мало, о чём жалею - оттуда открываются красивые виды, которые можно долго фотографировать на телевик.

2. Кадр вниз

После шпиля, мы спустились со всеми, отсняли всё, что было по пути вниз. Ниже будет историческая справка.

3. В сторону Троицого моста

16 мая 1703г. на острове Люст-Эланд (Енисаари, Заячий) в дельте Невы была заложена крепость святого Петра - Санкт-Питер-Бурх. Она предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Крепость строилась по плану, составленному при участии самого Петра. Согласно правилам фортификационного искусства по углам ее возвели бастионы. Защитой с суши стал Кронверк. К концу 1703г. земляные стены крепости были возведены, а весной в камне. Свои названия они получили по фамилиям сановников, наблюдавших за строительством. В царствование Екатерины 2 стены, обращенные к Неве, облицевали гранитом.

В 1712г. на месте деревянной церкви Апостолов Петра и Павла, Трезини заложил каменный кафедральный собор во имя перво верховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), который стал усыпальницей Российских Императоров. В усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы от Петра I до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. По названию собора крепость стала называться Петропавловской, а ее первое имя, звучавшее по-немецки Санкт-Петербург, перешло на город.

5. Головкин бастион и через реку Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

За всю историю крепости с ее бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела (хотя это утверждение спорное... во время Великой Отечественной Войны на территории крепости размещались зенитные орудия, пулемёты и прожектора и они отражали вражеские авиационные налёты). Но к отражению врагов крепость была готова всегда.

На территории крепости в Трубецком бастионе размещалась главная политическая тюрьма царской России, функционировала с 1872 по 1921гг.. Ещё в Петропавловке находится, одно из старейших в городе промышленных производств - Монетный Двор.

Если говорить о самом соборе в современности: высота собора 122,5 м шпиля - 40 м, люк, из которого мы снимали, находится на высоте чуть больше ста метров. Собор освящен 28 июня 1733 г., службы совершаются по особому расписанию (С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно), в остальное время функционирует как музей.

7. Начинаем спускаться вниз

Шпиль несколько раз был поврежден бурей, первый раз в 1777г, второй в 1829г. В первый раз исправление было проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман. Во второй кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3,2 м, размах крыльев - 3,8 м.

9. За окнами циферблат со стрелками

10. Часовой механизм

На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам. Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году. При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

Сейчас в колокольне Петропавловского собора находиться уникальный по количеству и разнообразию набор колоколов; подлинные голландские колокола XIX-XX веков, современные фламандские колокола. В общей сложности на колокольне около 130 колоколов.

12. Часы - куранты.Исполняющие 2 мелодии,каждый час (Коль славен наш господь в Сионе) и мелодию (Боже, Царя храни) в 6 и 12 часов. Барабан, который на фото, задаёт мелодию.

В годы Великой Отечественной войны шпиль Петропавлоского собора был закрашен серой краской. Маскировка шпиля лишала фашистскую артиллерию ориентира для ведения прицельного огня по наиболее важным в стратегическом отношении объектам.

По воспоминаниям М.М. Боброва, участника маскировочных работ зимой 1941-1942гг., в музее сделан "Уголок блокадного Ленинграда", где показаны условия, в которых в соборе под лестницей на колокольню жили альпинисты.

14. Спускаемся ещё ниже

17. Я не знаю, где начинается и заканчивается музей, но наверно эти и следующие фотографии сделаны на его территории.

18. Конструкция башни

19. Слева показано, как в 1830 году был реализован подъем к ангелу

20. Когда мы спустили на первый этаж, нас встретила женщина полицейский, которая нам в самом начале говорила, что музей закрыт. На этот раз она сказала улыбаясь "Ну что, вы уже всё?", мы ответили "Всё!" и вышли на встречу расстроенному Танкисту (слева на фото). Расстроенному, потому что он не залез с нами. (Но сегодня в контакте видел фотографии, что он тоже залез на днях, с чем его и поздравляю.)

21. На этом всё. Последнее фото для тех, кто не знает, как Петропавловский собор выглядит со стороны.

Спасибо за внимание!

Петербург считается часовой столицей России. Первые городские часы в Санкт-Петербурге появились в 1704 году. Это были механические часы, которые установили под шпилем Петропавловской церкви, которая тогда была деревянной. Первые городские куранты появились в 1710 году на колокольне Исаакиевской церкви. На каменной колокольне Петропавловского собора были смонтированы точно такие же в 1720 году. В 1852 году на здании Московского вокзала были установлены часы фирмы «Фридрих Винтер», которая занималась и их установкой. Эта же фирма поставила часовые механизмы, которые расположили в 1869 году на Главном Адмиралтействе и на башне Городской думы в 1884 году. Позже такие же часы установили и на здании Училищного дома в 1911 году.

Первые электрические часы появились в Санкт-Петербурге в 1880 году, когда их установкой занялась фирма «Сименс и Гальске». Новые электрические часы установили на зданиях Главного Адмиралтейства, Императорской публичной библиотеки. На башне Главной палаты мер и весов, расположенной на Московском проспекте, в 1905 году поставили астрономические часы фирмы «Нейгер и сыновья» с тремя циферблатами. К 1910 году в городе были расположены около 70 городских часов и курантов, а петербургское время стало эталонным. Массовая установка часов на улицах Санкт-Петербурга началась с 30-ых годов.

К 300-летию Санкт-Петербурга Швейцарская Конфедерация сделала официальный подарок – «100 часов для Санкт-Петербурга». Представители швейцарской фирмы Moser-Baer AG совместно с ООО «Матис» выполнили работы по реконструкции и восстановлению исторических часов. Их оснастили новыми швейцарскими механизмами с радиокоррекцией и датчиком положения стрелок. Управление стрелками часов осуществляется через спутник связи. Сегодня на улицах северной столицы действуют около 800 часов. Их сверка производится по астрономическим часам точного времени. Но часовщики говорят, что некоторые из них время от времени останавливаются, замирая на каком-то своем собственном историческом времени.

Куранты Петропавловской крепости

История башенных часов в Петербурге началась в 1704 году, когда первые часы были установлены под шпицем деревянной колокольни Петропавловской церкви. История сохранила имя мастера Никифора Архипова. К сожалению, созданный им механизм вскоре был утрачен и мелодию, извещавшую о наступлении нового часа, исполняли на колоколах вручную. С возведением каменного собора по проекту Доменико Трезини снова встал вопрос об изготовлении часов. На этот раз куранты были выписаны Петром I из Голландии. По воспоминаниям Берхгольца, камер-юнкера герцога Голштинского, на Петропавловской колокольне петровского времени каждый день в 12 часов особый органист играл пьесы. А Большие часы играли сами собой каждые четверть часа. Просуществовав более трех десятилетий, часы погибли во время пожара 1756 года. Поиски мастера были поручены графу Ивану Головкину, представлявшему в то время интересы России в Гааге. Выбор пал опять на голландского часовщика Оорта Красса. Созданные им куранты были доставлены на невские берега в августе 1761 года, но еще 15 лет томились, ожидая своего часа из-за ремонта колокольни. Но все-таки заняли свое законное место. На звоннице было установлено 38 голландских колоколов, на которых музыканты играли разнообразные мелодии. Ударявшие по ним молоточки соединялись специальными тросами с клавиатурой. После модернизации курантов Петропавловского собора, проведенной московскими мастерскими братьев Бутеноп в 1858 году, музыкантов, играющих мелодии на клавиатуре, с успехом заменили четыре хитроумных механизма. Тогда же после усовершенствования «музыкального узла» с колокольни зазвучали мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…». Политические перемены в стране, наступившие после 1917 года, затронули и куранты Петропавловского собора, «перенастроенные» сначала на «Интернационал», а с 1952 по 1989 годы на гимн Советского Союза. И только в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для них мелодии. К настоящему времени на четырех ярусах колокольни Петропавловского собора находятся 103 колокола. В том числе подаренный Фландрией в 2001 году карильон, состоящий из 51 колокола разной величины. Их голоса можно услышать во время концертов в Петропавловской крепости.

Часы на башне Главного Адмиралтейства

В 1711 году на башне Главного Адмиралтейства появились часы, прослужившие городу верой и правдой более столетия.

А современные часы были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон.

Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Известно, что во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали».

Часы на башне городской Думы

Думская башня с часами имеет свою особую биографию. Построенная на исходе XVIII века по проекту итальянца Джакомо Феррари она стала и башней ратуши, и сигнальной на случай пожара, а в дальнейшем одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург-Варшава. Часы на башне Думы были установлены сразу, о чем можно судить по акварели Б.Петерсена, но какие неизвестно. Они прослужили около 80 лет. В 70-е годы XIX века градоначальник Петербурга Ф. Трепов задумал амбициозный проект – ночное освещение часов на башне Городской думы. В 1882 году после обследования механизма часов специалисты пришли к выводу, что они давно испортились «вследствие совершенной их ветхости». Городская управа постановила выделить 3570 рублей на устройство нового механизма, с двумя металлическими и двумя стеклянными матовыми циферблатами, освещаемыми ночью. В июне 1883 года с часовых дел мастером Ф. Винтером было заключено соглашение об установке этих часов. Причем плату он мог получить только после всех работ. Если бы часы стали отставать более чем на две минуты в месяц, мастер должен был подвергаться штрафу. Заводить механизм мастер обязался за 50 рублей в год. Часы били четыре раза в час. Александр Блок писал: «Не слышно шуму городского, над невской башней тишина…» А тишина над невской башней при Блоке могла быть только в перерывах между четвертным боем часов. Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними был связан случай, который газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Впервые за много лет тишина над невской башней воцарилась летом 1986 года, когда в нее проник непрошенный гость, который отвинтил от огромного механизма гайку. Полупудовую железку вскоре вернули на место. Но через два года из механизма были украдены несколько шестерен и счетное колесо. «Голос Невского» вновь замолчал. Думские часы ремонтировались в 1989-м, потом в1994 году. Старинные часы шли, причем с отклонением не более 30 секунд в неделю. Шли, несмотря на то, что зимой в механизм надувало снега, циферблаты часов треснули и мастер по ремонту старинных крупногабаритных часов Владимир Репин перекручивал треснувшие циферблаты бинтами и вручную заводил механизм – 760 оборотов, поднимая три гири на бой и на ход часов. После недавнего ремонта и обновления курантов голос Невского проспекта зазвучал, наконец, по-новому.

Часы на башне Института Метрологии

Почти в самом центре города, рядом с Технологическим университетом, в тени деревьев прячется старинное здание с часовой башней. Высоко, под самой полукруглой крышей, на этой башне находятся три огромных циферблата. Один из них необычный: на нем не двенадцать привычных цифр, а двадцать четыре – по количеству часов в сутках. Часы на башне Института Метрологии – самые точные петербургские часы. Они были установлены по инициативе Дмитрия Менделеева. Все часы в НИИ метрологии связаны в единый механизм. Это не просто набор различных приборов для измерения времени, а целая слаженная электромеханическая система, внедренная еще Менделеевым. Во главе этой системы стоят образцовые часы, на которые «ориентируются» все остальные, в первую очередь башенные. Образцовые часы находятся в специальном помещении. Перевод времени на башенных часах осуществляется так: механизм останавливают на сутки, а на следующий день запускают систему уже по «новому» времени и стрелки опять начинают свой привычный ход. Эти башенные часы не останавливались даже в блокаду и были символом жизни для жителей Ленинграда. Во время войны в институте работало 12 лабораторий, в том числе лаборатория времени. Ее работа не прекращалась даже зимой 1941-1942 года, так как разрешено было использовать часть электроэнергии, предназначенной для радиопередатчика «Ольга», который был установлен во НИИ и осуществлял связь города с Большой землей. Часовой механизм, которому уже больше ста лет, заключен в стеклянный шкаф высотой в человеческий рост. За прозрачной стенкой – многочисленные шестеренки. Каждую минуту здесь происходит движение – бесконечное вращение. Работа часов похожа на жизнедеятельность сложного организма. Первоначально ход часов обеспечивался так: в шахту опускалась огромная гиря – ведро, наполненное свинцовыми гирьками, «чушками». Количество «чушек» было строго регламентировано: стоило убрать хотя бы одну, как менялись общий вес, период колебания маятника, а значит, и точность хода часов. В 1960-е годы маятник встал навеки – часы были переведены на электрический привод через редуктор.

Часы-куранты Александро-Невской Лавры

Первые куранты на одной из башен Свято-Троицкого собора лавры были установлены в 1782 году. На соседней башне водрузился 13-тонный колокол. Через четыре года собор, построенный по проекту Ивана Старова, был освящен и в него перенесли мощи Александра Невского. Часы проработали больше века, но не пережили первые годы советской власти. Лавра долго ждала возвращения курантов, и лишь в 2013 году, когда отмечалось 300-летие монастыря, была установлена копия старых часов. Их бой, как звон новых отлитых колоколов, снова зазвучал над Петербургом. Приход электроники на помощь часовщикам упростил контролирование курантов. Куранты бьют каждые 15 минут. Первую четверть – два колокола, 30 минут – четыре, три четверти – шесть, полный час играют все колокола, а потом 600 килограммовый колокол отбивает нужное число ударов.

Часы на фасаде здания Нахимовского военно-морского училища

Возведение здания с часами стало возможным благодаря победе на конкурсе архитектурных проектов, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга, архитекторв А.И. Дмитриева. В 1909-1910 гг. был возведен Училищный дом имени Петра Великого. С 1944 г. в здании находится Нахимовское училище.

Часы на Кузнечном рынке

Эти часы – одни из самых загадочных часов Петербурга.

Кузнечный рынок был построен в конце 1920-х годов. Советскую идеологию воспевали изображения, серпа и молота, колосьев, фигуры рабочих и крестьян.

И только башенные часы смотрятся на этом фоне более чем странно: циферблат с пятиконечной звездой обрамляют знаки Зодиака.

До наших дней не дошло никаких сведений об их авторе и изготовителе. В 50-е годы часы исчезли, на их месте темнело пустое чердачное окно. И только в 90-е во время реконструкции всего рынка часы решили вернуть на место.

По единственной существующей фотографии более полугода мастера восстанавливали первоначальный облик часов.

Часы на Спасо-Преображенском соборе

Раньше на месте Спасо-Преображенского собора стоял другой храм, сгоревший в 1825 году. Уже через 4 года собор отстроили заново, но только северо-западная звонница осталась без циферблата. Часы вернули на историческое место спустя четверть века в 1853 году. Они были изготовлены в Лондоне часовой фирмой «Джон Мур и сыновья». При реставрации на часах обнаружили 32 отверстия от пуль времен гражданской войны: по храму стреляли со стороны Литейного проспекта. Существует предание, что главный часовой колокол – колокол боя, отбивающий каждый час днем и ночью, изготовлен из элементов декор, украшавших катафалк матери Николая I, Марии Федоровны.

Часы на Мраморном дворце

Часы на здании Мраморного дворца были установлены в 1781 году. Но часы, расположенные на здании сегодня – новые, выполненные в середине 1990-х. Часы удалось восстановить по некоторым деталям, совершенно случайно сохранившихся среди мусора на дне часовой шахты.

Каждые три дня часы требуют ручного завода. Семиметровые цепи поднимают гири весом более 150 кг.

Как и былые царские времена колокола дворца отбивают каждые 15 минут.

Часы на Эрмитаже

Проект Зимнего Дворца, автором которого был известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, не предусматривал каких-либо часов на фасаде здания. Но в 1796 году по распоряжению государя русским изобретателем Иваном Кулибиным из Чесменского дворца на периферии Санкт-Петербурга сюда были перенесены часы. Однако век их был не так долог, на новом месте они едва успели отсчитать свое сорокалетие. Часы были непоправимо испорчены огнем во время пожара 1837 года. Восстановление императорской резиденции было начато незамедлительно, но до часов добрались лишь спустя два года. С заданием по созданию новых часов обратились к почтенному механику А.Гельферу, ранее уже сконструировавшего башенные часы для лютеранской церкви имени св.Петра и Павла. Мастер любезно согласился, попросив у его Императорского величества восемь месяцев срока и средства на реализацию. В результате новые часы появились на фронтоне Зимнего дворца в 1839 г. Циферблат часов изготовлен из стали в форме круга и покрыт черным лаком. Цифры и стрелки часов позолочены. Диаметр циферблата – 160 см. Высота цифр составляет 20 см, а расстояние между минутными делениями – 8 см. Длина минутной стрелки – 100 см, а часовой – 78 см. Циферблат находится на высоте 22 м и крепится непосредственно к стене Зимнего дворца. Поскольку это часы с четвертным колокольным звоном, то часовая звонница установлена за коньком фронтона на крыше дворца. Сегодня, как и в 1839 г., часы заводятся вручную. Одного завода хватает на три дня. Когда-то глубина шахты, по которым ходили гири, составляла 16,5 м, или примерно половину высоты Зимнего дворца. При этом часы имели лишь суточный завод. Сегодня современные технологии позволили укоротить шахту для гирь до 4,6 м. Последний раз часы реставрировались в 1994–1995 гг. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун.

Часы на доме Веге

Здание в форме шестигранника, которое называют доходным домом Веге расположено между Мариинским театром и Никольским Морским. Во время возведения дома главный фасад был украшен часами, с римскими цифрами на циферблате.

Когда хронометр встал, его прикрыли листом фанеры. Часовой механизм пытались реконструировать, однако все попытки оказались неудачными. Около 50 лет хронометр стоял.

Осенью 2015 года его заменили полной копией механизма, который был установлен здесь более века назад.

Часы на Московском вокзале

Московский вокзал был построен в 1847 году и, до того времени, как приобрести свое нынешнее название, он носил имя Николаевского, а затем и Октябрьского.

Архитектор возводил вокзал, который по внешнему виду напоминает европейскую ратушу.

Одной из основных архитектурных деталей во внешнем виде здания является 4-хугольная часовая башня, расположенная сверху центрального входа.

Через некоторое время после окончания строительных работ на башне было размещено уникальное часовое устройство с колоколом.

Часы на башне Финляндского вокзала

Первое здание вокзала было построено на Финляндской железной дороге в 1870 году по проекту архитектора Петра Купинского.

Над фасадом Финляндского вокзала на металлической конструкции башни установлены городские белые металлические часы пятиметрового диаметра.

Часы Гатчинского дворца

Гатчинский дворец был построен в 1781 году и уже тогда был украшен башенными часами. В Советское время часы были утрачены, на месте циферблата зияла пустота. Инженер-оптик Юрий Платонов восстановил часы по фотографии часов Мраморного дворца, построенного в тот же период тем же мастером – Антонио Ринальди. От часов Мраморного дворца к тому времени осталось лишь несколько деталей. По ним рассчитали размеры часового механизма. На его создание ушло более года. В 1993 году был установлен часовой механизм в Гатчинской башне, а в 1994 году циферблаты показывали время, отбивая каждую четверть часа. Часы проработали 15 лет, 2 года они не ходили. Но в 2012 году их отреставрировали, башню утеплили. Теперь часы работают.

Часовая башня Выборга

Кафедральный собор Выборга пережил шесть веков, однако был разрушен в ХХ веке, во время немецкой бомбежки в период Второй мировой войны.

Несмотря на практически полное разрушение собора, его колокольня не пострадала. Некоторые горожане видят в этом «промысел Божий», однако случай хранил звонницу не всегда. Первый сильный пожар случился в 1678 году, огонь перекидывался с одного строения на другое и постепенно дошел до часовой башни собора. Жар от пламени расплавил как часовой механизм, так и медные колокола.

Жители довольно быстро восстановили башню, усилив ее камнем. Через 60 лет пожар повторился, а в 1793 году колокольня, как и весь город, горела уже в третий раз.

В момент очередного восстановления часы перенесли в верхнюю часть колокольни. Новый механизм заказывался у часовщика из Хельсинки. Новые часы стали показывать время по всем сторонам света, и жители по сей день могут узнать который час из любой части города.

04.01.2017

Главный часовщик Петербурга Андрей Кудрявцев рассказал "ПД" о тайнах старинных механизмов, бывших свидетелями многих исторических событий из жизни нашего города.

До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны. Сегодня это механическое сердце Петербурга, которое бьется в унисон с историей города.

С первых дней

В 1720 г. по указу Петра Великого на соборной колокольне в Петропавловской крепости, ставшей первой в Петербурге часовой башней, были установлены куранты-карильон с 35 колоколами, привезенные царем из Амстердама. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам исполняли различные мелодии, что было для России в новинку.

Пожар 1756 г. уничтожил колокольню и часовой механизм. В 1760 г. новые куранты изготовил и доставил в Петербург знаменитый голландский мастер Баренд Оорт Красс. При этом их сборка была завершена лишь в 1776 г., тогда же установили четыре циферблата диаметром 2 м. Куранты прослужили до 1853 г., когда механизм пришел в негодность. За ремонт главных часов столицы взялись московские мастера братья Бутенопы, ранее создавшие куранты на Спасской башне. Они восстановили ход поврежденных часов Петропавловского собора и частично модернизировали механизм. На циферблатах появились ранее не существовавшие минутные стрелки. Отремонтированные музыкальные куранты до октября 1917 г. исполняли две мелодии: "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже, царя храни". После революции куранты надолго замолчали. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить их на исполнение "Интернационала" не увенчалась успехом. Куранты заиграли вновь только в 1952 г., но на этот раз гимн СССР. Лишь в 2002 г., после 85‑ летнего перерыва , с колокольни Петропавловского собора снова зазвучали "Коль славен наш Господь в Сионе " и "Боже , царя храни ". Как рассказал Андрей Кудрявцев , он восстановил музыкальный механизм курантов по сохранившимся в архивах докум ентам.

Снова успех

Еще одна работа мастера – ожившие 12 ноября 2014 г. часы на Думской башне. В ходе реставрационных работ были восстановлены оригинальный привод механизма и система колокольного боя. А недавно Андрею Кудрявцеву удалось закончить реставрацию фасадных башенных часов Нахимовского училища, остановившихся около 40 лет назад.Пока был осуществлен только пробный пуск отремонтированного механизма. Церемония запуска старинных курантов запланирована синхронно с полуденным выстрелом со стен Петропавловской крепости 14 января. Куранты Нахимовского училища – это последнее установленное творение знаменитой на весь мир петербургской часовой фирмы "Фридрих Винтер". Только башенных курантов в Петербурге фирма установила более 60.

Карильон – механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. В 2001 г. на первом ярусе колокольни Петропавловского собора был установлен карильон из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 т).

"Петербургский дневник": Что может повлиять на правильную работу старинных механизмов?

Андрей Кудрявцев: Прежде всего резкие температурные колебания и повышенная влажность. Все‑ таки механизм фасадных часов – устройство внушительных размеров с большим количеств ом металлических деталей. Только большой музыкальный барабан курантов Петропавловского собора имеет диаметр 2 м и весит 1,2 тыс. кг. Впрочем, часы могут отстать от бега времени или вовсе остановиться, просто уловив что‑ то негативное от человека . За свою до лгую жизнь они были свидетелями многих исторических событий и обрели собственный дух, характер. Каждый механизм по‑ своему уникален .

"Петербургский дневник": Как бы вы охарактеризовали своих подопечных?

Андрей Кудрявцев: Куранты Петропавловского собора, расположенные в самом центре Петербурга, – механическое сердце города. Часы на Думской башне – голос Невского пр., а фасадные часы в Нахимовском училище – символ чести города. Они установлены в здании, где учатся будущие офицеры, наша честь и защита.

"Петербургский дневник": Много ли еще механических часов ждет своего возрождения в Петербурге?

Андрей Кудрявцев: Сложно сказать, последнее время наблюдается тенденция замены сложных механических часов на стилизованные под старину электрические. Они гораздо дешевле и не требуют постоянного обслуживания. При этом уникальные механизмы, установленные в XVIII и XIX вв., в лучшем случае консервируются, а то и вовсе остаются не у дел и безмолвно ржавеют без ухода.

"Петербургский дневник": Как часто вам приходится проверять механизмы?

Андрей Кудрявцев: Больше всего внимания требуют главные часы города. Если заводить их не требуется – сейчас этот процесс контролируют четыре электродвигателя, то следить за точным ходом необходимо практически постоянно. Точность должна быть идеальная, поэтому при подстройке механизма я ориентируюсь на полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона, который происходит ровно в полдень. Часы на Думской башне необходимо заводить вручную не реже раза в неделю. Для этого приходится поднимать на высоту 20 м три гири, вес каждой –160 кг.

Во время реставрации Петропавловского собора в 2003 г. за один день мне пришлось 4 раза подниматься до ангела и 6 раз до часового механизма. Впрочем, при необходимости механизм можно контролировать даже с земли. Малейшую неисправность можно услышать, если внимательно слушать голос часов.

"Петербургский дневник": А какими часами пользуетесь вы?

Андрей Кудрявцев: Никакими. В них нет необходимости, за много лет работы я научился чувствовать время, его бесконечный неумолимый бег.

Текст: Андрей Сергеев

12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Предлагаем Вам совершить фотоэкскурсию по Собору Святых Петра и Павла Петропавловской крепости вместе c председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем Коноваловым и узнать, как устроены звоны самой высокой в России колокольни и кто исполнял на церковных колоколах гимн Советского союза.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент - кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.


Еще одна обращающая на себя внимание деталь - деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.


Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

Часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут - один раз, в половину часа - два, в три четверти часа - три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком


В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола - часовые, церковные и карильон - в Русской Церкви нет.

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне - вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.


Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР - концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни - не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами - звонарями из Петербурга - Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова

Как-то никогда не задавался целью попасть на Колокольню Петропавловского собора. Точнее не знал что туда мож но попасть. Стыдно, конечно. Оказывается попасть туда можно только с экскурсией и в определённое время (Начало экскурсий запланировано на 11.30 МСК, 13.00 МСК, 14.30 МСК, 16.00 МСК) Стоимость билетов для взрослых составляет 130 рублей, учащиеся - 70 рублей, пенсионеры - 60 рублей.Количество продаваемых билетов ограничено.

Старейшим храмом Санкт-Петербурга является Петропавловский собор. Маленькая деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла была заложена на Заячьем острове через месяц с небольшим после основания города, 12 июля (29 июня) 1703 года и 14 апреля 1704 г. была достроена и освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям современников, она была "видом крестообразная и о трёх шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором". В 1712 году, когда Петербург становится столицей Российской Империи, на ее месте началось возведение
каменного Петропавловского собора по проекту первого архитектора города Доминико Трезини. Петр торопил строителей с возведением колокольни, и уже в августе 1721 года он с приближенными поднялся на колокольню и любовался строящимся городом и панорамой берегов Невы и Финского залива. Камер-юнкер Ф. В. Берхгольц, побывавший в то время в Петербурге, в своем дневнике записал: «Крепостная церковь... при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм еще не совсем отделан» .

Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 года, и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I в 1720 году в Голландии за огромные по тому времени деньги — 45 000 руб. Об этих часах историк Рубан говорит так: «на сих часах колоколов часовых больших и малых — 35. У всякого колокола по два молотка и по одному языку. Молотами играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, приводимые в действие человеческими руками».

Вершину шпиля колокольни увенчала фигура ангела-покровителя города.Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

подлинный каркас и поворотный механизм ангела-флюгера 1858 года.

Высота Ангела - 3,2 метра, а размах его крыльев составляет 3,8 метра.

Даже ангел на шпиле Петропавловской крепости мог бы выглядеть по-другому (на фото - оригинальный рисунок Трезини), а за саму крепость брались как минимум три раза - и в 1925-м решением Ленсовета чуть было не снесли, как парижскую Бастилию. К счастью, проект стадиона, который собирались построить на ее месте, так и не утвердили.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности. Строительство самого собора продолжалось до 1733 года (21 год).В 1733 году собор был освящен при императрице Анне Иоанновне. Завершением работ по строительству собора руководил Франческо Бартоломео Растрелли. Торжественное открытие и освящение собора состоялось 29 июня 1733 года.

Высота колокольни 122,5 метра. Волюты как бы служат
продолжением западной стены, повторяя очертания декоратив
ной восточной стены. Они создают плавный переход от объема
собора к первому ярусу колокольни; очертания двух следующих объемов колокольни, поставленных один на другой, плавно переходят через небольшой купол и прорезанный окнами
барабан в легкий, стремительный шпиль. Первоначальная
высота колокольни была 106 метров; в XIX веке деревянная
конструкция шпиля была заменена металлической. Шпиль был удлинен при этом на 16 метров, что подчеркнуло стройность колокольни, не нарушая общих пропорциональных соотношений.

Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить колокольню «...делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 10 лет. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши.

В 1776 году на колокольне установили часы-куранты

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов — «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Императрица Елизавета Петровна повелела Канцелярии о строении придворных домов и садов позаботиться о создании новых часов, подобных сгоревшим. Председатель Канцелярии о строении граф Фермор в письме от 11 мая 1856 года просил посланника в Голландии, тайного советника графа Головкина, найти готовые часы для размещения их в Петропавловской крепости. Если готовых найти не удастся, предполагалось заказать их вновь самым лучшим мастерам. В то время большой известностью пользовался О. Красс. Именно он в 1750 г. создал знаменитые перпендикулярные часы для курфюрста в Кельне. Правительствующий Сенат именно ему поручил создание новых часов, повелев графу Головкину заключить с ним контракт на условиях, которые Красс представил на рассмотрение в Правительствующий Сенат.

Контракт был заключен 7 июля 1757 г., и О. Красс приступил к работе. Уже в ноябре 1759 г. он уведомил графа Головкина, что к апрелю будущего года работа по созданию механизма часов будет полностью завершена и просил о том, чтобы к этому времени в Петербурге все было готово для установки часов на Петропавловской колокольне. Кроме того, Оорт Красс выразил сомнение, что для успешной установки часов на колокольне, ему будет достаточно одного подмастерья, как это было обусловлено в контракте. Поэтому он просил графа Головкина о разрешении взять в Петербург еще четырех подмастерьев и отнести их содержание, а также жалованье на счет российского правительства. Граф Головкин согласился и 11 декабря 1759 г. заключил с Крассом договор, который из-за болезни графа был подписан его сыном, и был скреплен печатью посольства.

В 1760 г., как и обещал мастер Красс, часы были полностью готовы. После прибытия часов в Петербург Красса ожидали великие огорчения. Колокольня, для которой создавались часы, не только не была окончена, но строительство даже не начиналось. Поэтому для размещения часов было решено построить деревянный домик шириной 4 саж. и высотой 6 арш. Оорту Крассу Канцелярией о строении было дано указание в этом маленьком домике собрать и заставить привести в действие весь сложный громадный механизм, который предназначался для башни высотой в 26 саж. Поэтому многие детали, которые были созданы в расчете на высокую колокольную башню, пришлось совершенно переделать.
Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги, из-за серьезных неприятностей в апреле месяце 1764 г. Красс сильно заболел и 27 мая того же года скончался.. Так печально окончил свою жизнь на чужбине выдающийся механик, который был известен во всей Европе.
Смерть его надолго остановила окончательную настройку часов. В 1765 г. в Петербурге был найден вольный часовой мастер Иоганн Ридигер, которому поручили собрать часы и затем установить их на колокольню. После осмотра часов Ридигер объявил, что конструкция часов очень удачная и для приведения их механизма в действие нужно не более 2 месяцев. Однако условия Ридигера были приняты Канцелярией о строении только в 1776 г.

В конце 1776 г. жители столицы снова услышали ту музыку, которой они лишились при пожаре ровно 20 лет тому назад. По свидетельству Рубана, бой часов был следующий:
- полчетверти часы ударяют несколько колоколов немного;
- четверть часа бьют несколько колоколов небольшой курант;
- полчаса играют во многие колокола небольшой курант в половину тона;
- часовой курант играют во все колокола во весь тон;
- в небольшой колокол бьют полчаса;
- по окончании часа ударяют в большой колокол.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, — механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й — гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки (в 6 часов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 часов ночи). Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели — отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

Но в 1830 году нашелся смельчак — кровельщик Петр Телушкин . Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно поднимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.

В 1829 году во время штормовым ветром от креста оторвало листы, у ангела были повреждены крылья. Предстояла дорогостоящая реставрация с предварительным возведением лесов. В это время кровельный мастер Пётр Телушкин подал письменное заявление о том, что он берётся исправить все повреждения в кресте и ангеле собора без постройки лесов. Телушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, "заложил, - как выразились "Санкт-Петербургские ведомости", - жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела". За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, хотя в благоприятный исход его предприятия никто не верил. Тем не менее, Телушкин выполнил взятое на себя дело, проявив необыкновенную физическую силу, ловкость и сообразительность.

За работу ему было заплачено от одной до пяти тысяч рублей ассигнациями. Президент Академии художеств А.Н. Оленин представил Телушкина государю Николаю I, который наградил смелого кровельщика деньгами и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что Телушкину была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами - отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя. Описываемое в легенде событие, было бы вполне вероятным для времён царствования Петра I, однако оно маловероятно для царствования Николая I, так что вероятнее всего является элементом городского фольклора.

В 1857 - 1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими по проекту видного ученого и инженера Д. И. Журавского. Металлические конструкции были изготовлены на Урале на Воткинском заводе, по частям их перевезли в Петербург, частично смонтировали на площади перед собором, а затем подняли на колокольню.Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Многоярусная колокольня собора увенчана шпилем, обитым медными вызолоченными листами, который завершается флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом. Петропавловский собор - самое высокое здание Санкт-Петербурга, если не считать вышку телепередающего центра. Высота собора 122,5 метра, высота шпиля - 40 метров, высота фигуры ангела 3,2 метра, а размах его крыльев 3,8 метра.

Летом 2001 гоа в Петербурге на колокольне собора Св. Петра и Павла был установлен один из красивейших и мощнейших инструментов в мире: 51 колокол, рассчитанный на четыре октавы. Такой карильон подарила Фландрия нашему городу.

Слово "карильон" мы до сих пор считаем иностранным, хотя первые карильоны из Голландии в Петербург привез еще Петр I - на колокольню Исаакиевского собора и в Петропавловскую крепость (оба не сохранились), - объяснил Сергей Алексеевич Старостенков, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). - Второй карильон для Петропавловки был отлит в 1760-м и перестал звучать больше 150 лет назад (сейчас его восстанавливают). И в Европе, и в Петербурге одни и те же колокола использовались для игры посредством клавиатуры (карильон) и для механического звона (куранты). Поэтому современники воспринимали карильон как часть часов-курантов и называли по-разному: "игральные часы", "игральная машина", "ручные куранты", "махина, которая управляется руками и ногами", "органные часы" и т.п.

Сооружение нового, фламандского кариольона началось в 1994 г. по инициативе г-на Йо Хаазена, директора Королевской школы карильона имени Жефа Денейна (г. Мехелен, Фландрия, Бельгийское королевство). Он настолько полюбил наш город, что не только женился на петербурженке и выучил русский язык, но и собрал 300 тысяч долларов на изготовление карильона от 353 спонсоров со всего мира - из Фландрии, Бельгии, Нидерландов, России, Англии, Франции, США, Новой Зеландии и даже Японии. На самый большой из колоколов (диаметр 1695 мм, весит больше 3 тонн!) бельгийская королева Фабиола пожертвовала 1 млн. бельгийских франков (на колоколе отлиты имена короля и королевы: "Baldvinus & Fabiola", т.е. "Бодуэн и Фабиола"), а простые фламандцы давали по одному-два франка. Многие колокола отлиты на частные пожертвования, в том числе и самый маленький (диаметр 190 мм, вес 10,3 кг). На колоколе №31 значится имя Йо Хаазена и его жены Наташи - как и других жертвователей. Среди спонсоров - несколько российских, в том числе - Михаил Песков, солист оркестра Мариинского театра. В Королевской колокольной литейне "Пти & Фритцен" (Нидерланды) на колоколах отлили и целые лозунги, например: "Пусть звонит сей колокол во славу России!", "Я звон собирал сорок лет... Звонарям Земли Русской - фамилия Смагины" или "Вечная память россиянам и фламандцам, павшим в Красном Селе в войне 1941-1945" (заметим: воевавшим по разные стороны фронта...).

Больше всего в Петербурге я люблю Петропавловскую крепость. Здесь воздух чище, здесь другая атмосфера, вода другая, люди другие, с другим менталитетом, - экспрессивно объясняет Йо Хаазен. - Мистика какая-то... Может, это все из-за ангела на шпиле. Может, из-за красоты необыкновенной! А может, из-за того, что моя фамилия переводится на русский язык как "Зайцев" - поэтому Заячий остров мне близок особенно...

Карильон - это не католический инструмент, а светский, - пояснил г-н Йо Хаазен. - На карильоне можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку ХХ века, даже фольклорные мотивы... Моя любимая музыка - из оперы "Князь Игорь" Бородина, а многим, я знаю, нравятся лирические мелодии. И у карильона настолько широк диапазон звучания, что он позволяет исполнять любую музыку. У нас в Мехелене карильонные концерты проводятся в субботу, воскресенье, понедельник, это давно стало городской традицией. Надеюсь, что в скором времени такая же традиция появится и в Петербурге - карильонные концерты в Петропавловской крепости станут регулярными, я сделаю все для этого.

Теперь на колокольне Петропавловского собора - уникальное сооружение, единственное в мире, три уровня звона: два карильона (новый фламандский и старый голландский, XVIII века, его 18 колоколов вскоре будут "работать" как куранты) и православная звонница, еще 22 колокола, всего около сотни колоколов!

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.


Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза



Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.


Загрузка...